Болонья всегда будет привлекательной для туристов, студентов, итальянцев и иммигрантов. Сюда приезжают активно отдыхать, учиться, работать и бездельничать. Болонья – крупный транспортный узел, куда легко прилететь или прикатить, и также просто ее покинуть, направив свой взор к ее знаменитым и прекрасным спутницам - Венеции и Флоренции. В радиусе доступности находится и менее крупная, но пестрая “рыба”: Феррара, Модена, Падуя, Виченца, Верона, Равенна и т.д. Длина радиуса зависит от вашей энергии (наличия шила в одном месте), выбора транспортного средства и интересов.
У городов Италии есть сходные черты (например, Дуомо с церквями вы увидите везде, как и просящих милостыню при входе иммигрантов), но нам интереснее отличия, которые делают их уникальными. Например, Венеция знаменита каналами, Флоренция набита шедеврами Ренессанса, в Пизе есть Площадь Чудес, в Равенне – мозаики, в Вероне – Шекспир, в Неаполе – мусор (недавно был) и т.д. (ваше восприятие может несколько отличаться от моего и общепринятого). В Болонье есть портики. Если вы приехали в историческую часть города, то они будут вас сопровождать, а также укрывать от солнца и дождя - повсеместно. Под их защитой вы сможете без труда проникнуть в любые интересные уголки города, а где их нет – туда и ходить не надо! Странно, почему такой практичный и эстетичный архитектурный элемент (почти) не прижился в других местах. Разве что Падуя может похвастаться чем-то подобным, но в значительно меньших масштабах. Портик – это радость для сердца, ног и головы. В Венеции на вас может упасть ступка из окна, во Флоренции – ночной горшок, в Москве – кирпич, в Болонье – не надо бояться осадков, зноя и посторонних предметов. Идя по гладко-мраморной поверхности, вы чувствуете себя личностью эпохи Возрождения, а не лишним человеком в родной столице, пораженной строительными резервациями, пожирающими и без того маленькую шагреневую кожу жизненного пространства. Спасибо вам, масоны, сумевшие укротить камень и поставить его на службу людям, пусть будут прокляты на века те, от кого лежит камень на душе, грозит голове и спотыкает ноги. Да покарают их сограждане и боги!
Пожалуй, и в области искусства отличия имеют большую ценность, чем сходства. В Болонье есть тому примеры. От портика мы плавно переходим к Арке, но не к архитектурной, а к скульптурной. Никколо дель Арка был талантливым скульптором эпохи Ренессанса. В Болонье находится несколько его важных работ, среди которых “Оплакивание Христа” (Compianto sul Cristo morto) можно считать архиважной. Вы ее без труда разыщете в святилище церкви Санта-Мария-делла-Вита, если не поскупитесь, чтобы туда пробраться. Как известно, Возрождению свойственно благородное спокойствие и уравновешенность, а готика, как правило, статична и угловата, но иногда в ней прорывается такая экспрессия и эмоциональность, которые свойственны только современному искусству. Наверное, Никколо дель Арка учился на лучших работах своих предшественников и современников, что позволило ему создать уникальную по воздействию на зрителя композицию. Античность, готика, Возрождение и даже барокко и наше время при желании различимы для внимательного наблюдателя. Если мужские персонажи Оплакивания хороши, то женские прекрасны во всех отношениях. Посмотрите сами и убедитесь: какой контраст между спокойствием мужчин (мертвый Христос, сдержанный Иосиф Аримафейский, задумчиво-скорбящий Иоанн) и выплескивающими свои страдания женщинами! Человеческое горе выражено очень реалистично, фигуры, выполненные из терракоты(!), кажутся живыми. Мне кажется, что композицию удобно и интересно рассматривать отдельными фрагментами, проводя сравнительный анализ фигур и частей тела. Как бы там ни было, общего вида в моей фототеке не оказалось, но вы при желании найдете его в Интернете.