"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Болонья, о сходствах и различиях


Болонья, о сходствах и различиях

Сообщений 1 страница 30 из 43

1

Болонья всегда будет привлекательной для туристов, студентов, итальянцев и иммигрантов. Сюда приезжают активно отдыхать, учиться, работать и бездельничать. Болонья – крупный транспортный узел, куда легко прилететь или прикатить, и также просто ее покинуть, направив свой взор к ее знаменитым и прекрасным спутницам - Венеции и Флоренции. В радиусе доступности находится и менее крупная, но пестрая “рыба”: Феррара, Модена, Падуя, Виченца, Верона, Равенна и т.д. Длина радиуса зависит от вашей энергии (наличия шила в одном месте), выбора транспортного средства и интересов.

У городов Италии есть сходные черты (например, Дуомо с церквями вы увидите везде, как и просящих милостыню при входе иммигрантов), но нам интереснее отличия, которые делают их уникальными. Например, Венеция знаменита каналами, Флоренция набита шедеврами Ренессанса, в Пизе есть Площадь Чудес, в Равенне – мозаики, в Вероне – Шекспир, в Неаполе – мусор (недавно был) и т.д. (ваше восприятие может несколько отличаться от моего и общепринятого). В Болонье есть портики. Если вы приехали в историческую часть города, то они будут вас сопровождать, а также укрывать от солнца и дождя - повсеместно. Под их защитой вы сможете без труда проникнуть в любые интересные уголки города, а где их нет – туда и ходить не надо! Странно, почему такой практичный и эстетичный архитектурный элемент (почти) не прижился в других местах. Разве что Падуя может похвастаться чем-то подобным, но в значительно меньших масштабах. Портик – это радость для сердца, ног и головы. В Венеции на вас может упасть ступка из окна, во Флоренции – ночной горшок, в Москве – кирпич, в Болонье – не надо бояться осадков, зноя и посторонних предметов. Идя по гладко-мраморной поверхности, вы чувствуете себя личностью эпохи Возрождения, а не лишним человеком в родной столице, пораженной строительными резервациями, пожирающими и без того маленькую шагреневую кожу жизненного пространства. Спасибо вам, масоны, сумевшие укротить камень и поставить его на службу людям, пусть будут прокляты на века те, от кого лежит камень на душе, грозит голове и спотыкает ноги. Да покарают их сограждане и боги!

Пожалуй, и в области искусства отличия имеют большую ценность, чем сходства. В Болонье есть тому примеры. От портика мы плавно переходим к Арке, но не к архитектурной, а к скульптурной. Никколо дель Арка был талантливым скульптором эпохи Ренессанса. В Болонье находится несколько его важных работ, среди которых “Оплакивание Христа” (Compianto sul Cristo morto) можно считать архиважной. Вы ее без труда разыщете в святилище церкви Санта-Мария-делла-Вита, если не поскупитесь, чтобы туда пробраться. Как известно, Возрождению свойственно благородное спокойствие и уравновешенность, а готика, как правило, статична и угловата, но иногда в ней прорывается такая экспрессия и эмоциональность, которые свойственны только современному искусству. Наверное, Никколо дель Арка учился на лучших работах своих предшественников и современников, что позволило ему создать уникальную по воздействию на зрителя композицию. Античность, готика, Возрождение и даже барокко и наше время при желании различимы для внимательного наблюдателя. Если мужские персонажи Оплакивания хороши, то женские прекрасны во всех отношениях. Посмотрите сами и убедитесь: какой контраст между спокойствием мужчин (мертвый Христос, сдержанный Иосиф Аримафейский, задумчиво-скорбящий Иоанн) и выплескивающими свои страдания женщинами! Человеческое горе выражено очень реалистично, фигуры, выполненные из терракоты(!), кажутся живыми.  Мне кажется, что композицию удобно и интересно рассматривать отдельными фрагментами, проводя сравнительный анализ фигур и частей тела. Как бы там ни было, общего вида в моей фототеке не оказалось, но вы при желании найдете его в Интернете.

Фотографии из Википедии

Ссылка

0

2

http://s7.uploads.ru/t/CjPSb.jpg http://s8.uploads.ru/t/NPMYW.jpg http://sh.uploads.ru/t/wCedJ.jpg

0

3

http://s7.uploads.ru/kgNdY.jpghttp://s6.uploads.ru/Nve6J.jpg
http://sf.uploads.ru/qJ3Hx.jpghttp://sh.uploads.ru/frdJS.jpg

0

4

Наверное, двух мужчин можно совсем исключить из рассмотрения, чтобы сконцентрироваться на самом главном ;)
http://s6.uploads.ru/GF4EL.jpg http://s0.uploads.ru/ogQ5x.jpg
http://s5.uploads.ru/w8PHk.jpg http://s1.uploads.ru/UAZNq.jpg

0

5

Искусствоведы не могут окончательно определиться с датировкой скульптуры (некоторые считают наиболее вероятным 1460 год, другие – пятилетку между 1485 и 1490 годами), но нет сомнений, что Ренессанс еще не успел перевалить за границу кватроченто. Да, есть чем похвастаться тучной Болонье, кроме гигантской любительской колбасы и макарон по-флотски!

0

6

Micktrik написал(а):

но нам интереснее отличия, которые делают их уникальными...в Неаполе – мусор

Уникальность Неаполя всё же  - Помпеи. И археологический музей с помпейскими шедеврами. А мусора в Италии везде хватает, просто в Неаполе его немного больше. )

Micktrik написал(а):

Странно, почему такой практичный и эстетичный архитектурный элемент (почти) не прижился в других местах. Разве что Падуя может похвастаться чем-то подобным, но в значительно меньших масштабах.

Есть-есть портики в Италии. Навскидку: Азоло, Тревизо, лигурийская Таджа (Taggia). Хотя, да, Болонья по части портиков лидирует.

Micktrik написал(а):

Посмотрите сами и убедитесь: какой контраст между спокойствием мужчин (мертвый Христос, сдержанный Иосиф Аримафейский, задумчиво-скорбящий Иоанн) и выплескивающими свои страдания женщинами!

Хочется сказать: "Что ж ты так орёшь?"(с)  )) Кажется, после Джотто и до Караваджо никто себе не позволял подобного  неудержимого выражения эмоций?
По экспрессии больше всего "Оплакивание" Никколо дель Арки напоминает мне "Оплакивание" Хуане де Хуни (из музея Вальядолида). С тем только отличием, что у де Хуни голосят и мужчины, а у дель Арки - "голосят" и одежды. ))

Micktrik написал(а):

Искусствоведы не могут окончательно определиться с датировкой скульптуры (некоторые считают наиболее вероятным 1460 год, другие – пятилетку между 1485 и 1490 годами), но нет сомнений, что Ренессанс еще не успел перевалить за границу кватроченто.

Может я не права, но, мне кажется, что подобная голосящая простота образов недостойна искусства итальянского Возрождения?

Micktrik написал(а):

Да, есть чем похвастаться тучной Болонье, кроме гигантской любительской колбасы и макарон по-флотски!

Кстати, каюсь: всё, что я до сих пор успела сделать в Болонье (за 2 полуторачасовых визита) - это дважды поесть. ))  В первый раз (вместе с сыном) мы заехали туда поужинать по пути из Маранелло (под Моденой) в Римини. Съели пиццу и пофотографировали портики и башни. Во второй раз (вместе с мужем) посмотрели недоделанную Сан-Петронию и посидели в уличном баре с вином и прошутто. ) Поэтому, можно сказать, что Болонья - пока мой итальянский "пробел", который нужно бы наверстать. Так что, спасибо за тему! )

0

7

Micktrik написал(а):

Человеческое горе выражено очень реалистично

Замечательная пластика. Эмоции, скорее, пародийные. Отлично свет поставлен.
.  .  .
Под катом ссылка битая.

0

8

Leggy написал(а):

Уникальность Неаполя всё же  - Помпеи. И археологический музей с помпейскими шедеврами. А мусора в Италии везде хватает, просто в Неаполе его немного больше. )

Я давно не был в Неаполе, в последний раз он оказался намного чище, чем до этого. Венеция и Болонья тоже не выглядят сильно загаженными, скорее наоборот.
Кстати, сдача мусора в Венеции его собирателям стала нетривиальным и увлекательным занятием: теперь нельзя просто выставить за дверь все ненужное, а требуется вручить лично свое органико, пластико и прочее барахло. С 8 утра я старался держать ухо востро, чтобы отловить уважаемого мусорщика с тачкой и освободить наш апартамент от скопившихся отходов (так было у нас).

Leggy написал(а):

Есть-есть портики в Италии. Навскидку: Азоло, Тревизо, лигурийская Таджа (Taggia).

Я не был в этих городах. Кроме Болоньи наиболее протяженные помню в Падуе. Они много где есть, но не стали неотъемлемой и обязательной архитектурной составляющей (как в Болонье). ;)

Leggy написал(а):

С тем только отличием, что у де Хуни голосят и мужчины, а у дель Арки - "голосят" и одежды. ))

У Арки лучше орут и меньше кривляются :)

Leggy написал(а):

Может я не права, но, мне кажется, что подобная голосящая простота образов недостойна искусства итальянского Возрождения?

Мне кажется, что простота кажущаяся :) Качество скульптуры очень высокое, даже удивляешься, как такое можно сотворить из глины. Предположу, что кричать в разных ситуациях итальянские женщины умеют. Не, Возрождение не должно стыдиться Арки. Если, конечно, автором скульптурной группы является он (не все в этом уверены)  :)

Leggy написал(а):

Болонья - пока мой итальянский "пробел", который нужно бы наверстать. Так что, спасибо за тему! )

Прего!)

marc написал(а):

Эмоции, скорее, пародийные

Не, только отчасти :)
Кто там битый? ;)

0

9

В капелле Гарганелли кафедрального собора Сан-Пьетро (не путать с недоделанной громадой) когда-то была фреска "Распятие", выполненная авангардным художником Эрколе де Роберти. Он продолжил расписывать капеллу после своего феррарского учителя-коллеги Франческо Коссы. Сохранился лишь маленький фрагмент с плачущей Магдалиной, который сейчас находится в Национальной пинакотеке.

В церкви Сан Пьеро он начал расписывать великолепнейшую капеллу для Доменико Гарганелли, болонского дворянина, но по какой-то причине, после того как написал на ее потолке несколько фигур, оставил ее, едва начав, незавершенной

(Вазари про Франческо Коссу)

Доменико Гарганелли предложил Эрколе завершить капеллу в церкви Сан Петронио, которую, как говорилось выше, Лоренцо только начал, сделав лишь небольшую ее часть. Итак, Эрколе, которому названный Доменико давал за это четыре дуката в месяц и оплачивал расходы его и одного подмастерья и все краски, необходимые для работы, приступил к фреске и завершил ее так, что намного превзошел своего учителя как в рисунке и колорите, так и в замысле. В первой части, то есть на первой стене, изображено Распятие Христа, выполненное с большим вкусом, ибо помимо Христа, которого мы видим уже усопшим, там отлично выражено смятение евреев, пришедших посмотреть на распятого мессию, и удивительное разнообразие их голов, показывающее, что Эрколе с величайшим усердием пытался изобразить их столь различными, чтобы они ничем друг на друга не походили. Там есть также несколько рыдающих от горя фигур, совершенно ясно свидетельствующих о том, как велико было его стремление подражать действительности. Весьма жалостно изображен там обморок Мадонны, но гораздо жалостнее стремящиеся ей помочь обе Марии, ибо в них выражено столько сострадания, а лица их полны такой скорби, что даже трудно вообразить; ведь они видят перед собой мертвым самое дорогое для них существо и боятся потерять и другое, столь же дорогое

(Вазари про Эрколе де Роберти)

Вот вам возможный источник, откуда черпал свое вдохновение Никколо дель Арка.
http://sh.uploads.ru/k1QDn.jpg
https://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Garganelli

0

10

Micktrik написал(а):

Кто там битый?

спасибо, исправленная работает

0

11

Micktrik написал(а):

У Арки лучше орут и меньше кривляются :)

К;стати, а почему эти две орущие на одно лицо, как близнецы-сёстры? Кто они? Если одна - Мария Магдалина (ну и темперамент!)), кто вторая?

Micktrik написал(а):

Мне кажется, что простота кажущаяся :) Качество скульптуры очень высокое, даже удивляешься, как такое можно сотворить из глины.

Не, я про простоту образов, а не про качество скульптуры. Качество скульптуры на очень высоком уровне, в отличие от уровня образов.

Micktrik написал(а):

Предположу, что кричать в разных ситуациях итальянские женщины умеют.

Micktrik написал(а):

Там есть также несколько рыдающих от горя фигур, совершенно ясно свидетельствующих о том, как велико было его стремление подражать действительности.

Ну, если сам Вазари говорит, что в то время было принято выражать горе таким необузданным способом, так тому и быть. Но, мне всё равно кажется, что так кричать пристало торговке с базара, у которой украли весь товар, пока она отлучилась в туалет. ))

Micktrik написал(а):

Вот вам возможный источник, откуда черпал свое вдохновение Никколо дель Арка.

Похоже на то.  :yep:  Хорошая версия!

0

12

marc написал(а):

Отлично свет поставлен.

Leggy написал(а):

а у дель Арки - "голосят" и одежды. ))

Решил заглянуть на wga и обнаружил там неплохую фотографию всей композиции, где свет отличается от "моего". У меня получилось слишком монохромно, поэтому трудно различить следы краски на фигурах. Представляю, какой кричащей могла быть раскрашенная терракота! Я понял, что Легги имела в виду не цвет одежды, но он тоже мог сильно "бить" по глазам.

Обратите внимание, что фигуры расставлены иначе - а как больше нравится вам?

http://www.wga.hu/art/n/niccolo/arca/lamenta.jpg

Mourning of the Marys over the Dead Christ
1462-63
Terracotta with traces of polychromy
Santa Maria della Vita, Bologna

Насколько я помню, все фигуры были подписаны, но могу и ошибаться. Кажется, самой экспрессивной (у меня она крайняя справа, а здесь вторая слева) была Мария Магдалина. На нее очень похожа вторая Мария, тогда третий неопознанный женский персонаж (НЖП) - Саломея. Согласно Википедии:

Участники оплакивания — те же, что и при снятии с креста и погребении. 7 человек:

    Иоанн Богослов
    Иосиф Аримафейский
    Никодим
    Дева Мария
    Мария Магдалина
    две сестры Богоматери, дочери святой Анны от разных отцов — Мария Клеопова и Саломея.

В произведениях искусства число персонажей может меняться, иногда их только три

Из Википедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

Указанные здесь даты немного отличаются от информации в Википедии.

Leggy написал(а):

Кстати, а почему эти две орущие на одно лицо, как близнецы-сёстры? Кто они? Если одна - Мария Магдалина (ну и темперамент!)), кто вторая?

Получается, что две Марии похожи друг на друга не только именем :) С другой стороны, следуя логике Легги, то могут быть "сестры-близнецы" - Мария и Саломея :)

0

13

Успех - дело заразительное: стоит одному художнику создать что-то выдающееся, как у него появляются последователи, часто способные и талантливые. Правда, не всегда им удается превзойти своего предшественника, положившего начало новому направлению в искусстве. Алфонсо Ломбарди, несмотря на свою географическую фамилию, был родом из Феррары и большую часть жизни трудился в Болонье. По старой болонской традиции скульптор достиг совершенства в деле художественной обработки терракоты.

Возможно даже, его работа, в уже упомянутом Кафедральном соборе (где когда-то были фрески Эрколе де Роберти, но со временем осыпались), вам покажется более подходящей для изображенного события, соответствующей вашим ожиданиям и представлениям. Описание Вазари годится на все случаи жизни. Наверное, у скульптуры Альфонсо Ломбарди должно было быть некоторое сходство с фреской Эрколе де Роберти.

Весьма жалостно изображен там обморок Мадонны, но гораздо жалостнее стремящиеся ей помочь обе Марии, ибо в них выражено столько сострадания, а лица их полны такой скорби, что даже трудно вообразить; ведь они видят перед собой мертвым самое дорогое для них существо и боятся потерять и другое, столь же дорогое

http://sf.uploads.ru/fRNlY.jpg

Взял из Википедии

https://en.wikipedia.org/wiki/Alfonso_Lombardi

Lamentation of Christ, ca. 1522-1526, Bologna Cathedral

У меня получилась такая композиция (почти удалось склеить терракоту :) ):

http://se.uploads.ru/t/24aUz.jpghttp://sg.uploads.ru/RjI7H.jpg

Или так:
http://se.uploads.ru/0lT1J.jpg

0

14

Micktrik написал(а):

Обратите внимание, что фигуры расставлены иначе - а как больше нравится вам?

Этих двух фурий, куда не поставь, они оттягивают всё внимание на себя. )

Micktrik написал(а):

Весьма жалостно изображен там обморок Мадонны, но гораздо жалостнее стремящиеся ей помочь обе Марии, ибо в них выражено столько сострадания, а лица их полны такой скорби, что даже трудно вообразить; ведь они видят перед собой мертвым самое дорогое для них существо и боятся потерять и другое, столь же дорогое

Мария - да, у Ломбарди лучше, чем у де Арки. Обморок Богородицы, ИМХО, - более достоверная реакция на горе, чем утрированные причитания с заламыванием рук. Группа из трёх женщин в целом хороша, хотя и не так искусно выполнена (если судить по фото), как оригиналы де Арки. 
А вот Мария Магдалина у Ломбарди проигрывает де Аркиной. )

0

15

Leggy написал(а):

более достоверная реакция на горе

В связи с этим хочется показать вам пример, за которым далеко ходить не надо, так как находится еще одна композиция Альфонсо Ломбарди в церкви Санта-Мария-делла-Вита (где и "Оплакивание" Никколо Арки, но в оратории деи Баттути). Место это симпатичное и барочное. Попробуйте сами догадаться, какой библейский сюжет выбрал скульптор. Персонажей должно быть четырнадцать. Время создания - 1522 год. Мои фотографии плохого качества - извиняюсь, но прикладываю.

http://www.wga.hu/art/l/lombardi/death_v.jpg

http://s9.uploads.ru/N15d0.jpg

http://sg.uploads.ru/5JSyM.jpg

Можно поискать различия :)

0

16

Micktrik написал(а):

Попробуйте сами догадаться, какой библейский сюжет выбрал скульптор. Персонажей должно быть четырнадцать.

У меня нет даже догадок.  :dontknow:  Не понятно, там кто-то лежит (усопший Христос? Богородица?) за спиной у нижнего мужика? А эти, начитанные (в смысле слишком много книг)), - 12 апостолов?

Micktrik написал(а):

Можно еще поискать различия :)

На цветных фотках народу поменьше, чем на чёрно-белой. Это всё, что я могу сказать. )

0

17

Micktrik написал(а):

Попробуйте сами догадаться, какой библейский сюжет выбрал скульптор.

Хвастать, что догадался, не буду. Просто воспользовался интернетом (как Leggy недавно вычислила Винтертур). Изображено то, что в православной традиции называют успением богородицы.  Вопрос, кстати, сформулирован неточно. Этого сюжета в евангелии нет. Смерть богоматери описывают апокрифические сказания.

А именинница верно догадалась - здесь и богородица, и апостолы. Главное же отличие второй композиции - ангел, к которому отлетает душа.

Отредактировано marc (2017-07-12 10:05:35)

0

18

marc написал(а):

А именинница верно догадалась - здесь и богородица, и апостолы.

Ага, 12 апостолов + 1 богородица = 13. А Миктрик сказал, что всего должно быть 14 персонажей. На чёрно-белой картинке так и получается: все 12 апостолов стоят позади лежащего тела Богородицы (один склонился к ней). Плюс сама Богородица, и плюс лежащий перед нею мужик. Вот этот мужик и вызывает мой интерес. ) Кто он?

0

19

Leggy написал(а):

На чёрно-белой картинке так и получается: все 12 апостолов стоят позади лежащего тела Богородицы (один склонился к ней)

Leggy написал(а):

Плюс сама Богородица, и плюс лежащий перед нею мужик. Вот этот мужик и вызывает мой интерес. ) Кто он?

Я до конца не разобрался в данной композиции. Думаю, на моих плохих фотографиях тоже 12 апостолов, но не всех видно из-за другого ракурса. Или их чуть сдвинули.
Про Иуду пишут так:

Иуда Искариот, (ивр. ‏יהודה בן שמעון‏‎, Йехуда Бен-Шимон) (ивр. ‏איש קריות‏‎, иш-кериййот — Иш (мужчина) из поселения Карийот), предавший Иисуса Христа. После Вознесения Иисуса Христа вместо него в число двенадцати апостолов вошёл Матфий.

Полулежащий мужчина на переднем плане напоминает речное божество, обнаженного с фрески Микеланджело или Святого Лаврентия - нигде объяснений не нашел. Мускулистость его, конечно, чрезмерна для святого.
Я данную композицию сначала принял за какой-то теологический диспут, в ходе которого отдельные персонажи начинают бросаться книгами :) Деву Марию не сразу и разглядишь.

В некоторых источниках упоминают о рафаэлевских (интерьер и некоторые фигуры немного напоминают "Афинскую школу") и микеланджеловских мотивах в искусстве Ломбарди. Можно сказать, что в "Успении" проглядывает маньеризм. Кажется, стиль "Оплакивания Христа" несколько отличается.

0

20

Micktrik написал(а):

Я данную композицию сначала принял за какой-то теологический диспут, в ходе которого отдельные персонажи начинают бросаться книгами :) Деву Марию не сразу и разглядишь.

Верно, композиция похожа на драку-свалку, некоторые персонажи уже упали, другие добивают павших книгами. )

Micktrik написал(а):

Полулежащий мужчина на переднем плане напоминает речное божество, обнаженного с фрески Микеланджело или Святого Лаврентия - нигде объяснений не нашел. Мускулистость его, конечно, чрезмерна для святого.

Он вообще здесь некстати, кажется, что из другой скульптуры, попал сюда случайно.

Micktrik написал(а):

Кажется, стиль "Оплакивания Христа" несколько отличается.

Судя по картинкам, отличается.

0

21

Micktrik написал(а):

Полулежащий мужчина на переднем плане напоминает речное божество, обнаженного с фрески Микеланджело или Святого Лаврентия - нигде объяснений не нашел. Мускулистость его, конечно, чрезмерна для святого.

Leggy написал(а):

Вот этот мужик и вызывает мой интерес. )

что вполне естественно...

Сравните с гризайлем Брейгеля старшего
http://www.wga.hu/art/b/bruegel/pieter_e/08/09death.jpg

Слева у огня -- апостол Иоанн, которому все это и приснилось. Закрытая книга валяется в пыли у его ног.
У Ломбарди Иоанн (на первом плане), поразившись увиденному, уже ухватился правой рукой за книгу, на которой мирно спал. В нее занесет свое апокрифическое сказание (это оксюморон).
Надо сказать, что был он самым младшим из всей команды, его Иисус завербовал из рыбаков.
Так что мускулистось апостола вполне оправдана.
.  .  .
ну вот и вляпался в теологию

0

22

marc написал(а):

У Ломбарди Иоанн (на первом плане), поразившись увиденному, уже ухватился правой рукой за книгу, на которой мирно спал. В нее занесет свое апокрифическое сказание (это оксюморон).
Надо сказать, что был он самым младшим из всей команды, его Иисус завербовал из рыбаков.
Так что мускулистось апостола вполне оправдана.

Да, мы привыкли к образу сопливого юноши :yep:
Спасибо! Сам бы я не догадался. Та книга у меня не попала в кадр ;) А другие с книгами ничего не записали? :question:

Отвлечемся немного от теологии: у Вазари есть интересная история, как Альфонсо уполовинил вознаграждение Тициана (а потом еще "урвал" немножко :D ).

Когда упоминавшийся император Карл Пятый пребывал в Болонье и туда приехал превосходнейший Тициан из Кадора, чтобы написать портрет его величества, пришло желание и Альфонсо сделать портрет этого государя. И не имея другой возможности это сделать, он попросил Тициана, не открывая своего намерения, провести его в присутствие его величества вместо одного из тех, кто носил за ним краски. Тициан, который очень его любил, как человек учтивейший, каким он поистине всегда оставался, провел Альфонсо с собой в императорские покои. Альфонсо же, после того как Тициан сел за работу, устроился позади него так, чтобы тот, всецело поглощенный своей работой, не мог его видеть. И взявшись за свою коробочку, имевшую форму медали, он изобразил в стуке самого императора, закончив его как раз тогда, когда закончил свой портрет и Тициан 16. Когда же император встал, Альфонсо закрыл свою коробочку и собирался уже, чтобы Тициан ее не увидел, сунуть ее в рукав, однако на слова его величества: «Покажи-ка, что ты там сделал?» — ему пришлось покорно передать свой портрет в руки императора, который, рассмотрев работу и очень похвалив ее, спросил: «А хватит у тебя духа сделать это из мрамора?» «Да, ваше святейшее величество», — отвечал Альфонсо. «Так сделай же это, — добавил император, — и привези ко мне в Геную».

Какой неожиданностью было это для Тициана, может каждый представить себе по-своему. По моему же мнению, ему должно было показаться, что император тем самым умалил его как мастера. Но еще более странным должно было ему показаться то, что когда от его величества Тициану была прислана тысяча скудо, ему было приказано отдать половину, то есть пятьсот, Альфонсо, оставив себе остальные пятьсот, чем, нужно думать, Тициан в глубине души очень огорчился. Альфонсо же, приступив к работе со всем наибольшим и возможным для него усердием, завершил мраморную голову с такой тщательностью, что она была признана редкостнейшей вещью. За это он и удостоился того, что когда он отнес ее императору, его величеством было приказано пожаловать ему еще триста скудо.

0

23

Micktrik написал(а):

Да, мы привыкли к образу сопливого юноши :yep:

:yep: 
не, мускулистость Иоанну не к лицу, но ещё больше меня смущает его борода
обычно Иоанна изображают бозбородым юношей, тем самым указывая на его молодость

Покажу мой майский "улов" из Мариацкого костёла в Кракове, потрясающий алтарь Вита Ствоша с центральной сценой "Успения богородицы" (1489 г.).
Иоанн, вероятно, тот, что справа от Марии. А уснувшая здесь - богородица, вроде сомнабулы )

http://sg.uploads.ru/MTfQW.jpg

Micktrik написал(а):

А другие с книгами ничего не записали? :question:

Другие - не писатели, другие - читатели. :)

Micktrik написал(а):

у Вазари есть интересная история

Интересно, какой портрет и какой мраморный бюст имеются в виду?

0

24

Leggy написал(а):

меня смущает его борода
обычно Иоанна изображают бозбородым юношей, тем самым указывая на его молодость

так то - во времена учителя, а это происходит позже, но когда - доподлинно неизвестно. в любом случае борода уже отросла

Leggy написал(а):

уснувшая здесь - богородица, вроде сомнабулы )

успение и есть засыпание

Leggy написал(а):

Другие - не писатели, другие - читатели.

среди них ещё, по крайней мере, три писателя

.  .  .
вот навеяло.
эту композицию успения создал скульптор в Болонье, а Успенский собор в Кремле построил архитектор тоже из Болоньи - чуть раньше.
гнездо у них там, что ли...

Отредактировано marc (2017-07-14 14:39:20)

0

25

Leggy написал(а):

Интересно, какой портрет и какой мраморный бюст имеются в виду?

Как я понял, ничего не сохранилось. Тем не менее, эпизод - не просто анекдот, он свидетельствует о высоком качестве выполнения терракотовой скульптуры мастерами Возрождения (которые могли соперничать даже с Тицианом). Конечно, мы исходим из того, что художественный вкус Карла V не был заурядным (и все знают, как он ценил Тициана). Искусство ваяния из глины не было второсортным, а талантливых мастеров в пятнадцатом и шестнадцатом веке было очень много.

Гвидо Маццони, родившейся в Модене (1445 – 1518), был одним из тех, кто из грязи (глины, терракоты) делал настоящее искусство. Его работы есть поблизости от Болоньи - в Ферраре и Модене (и подальше - Падуе и Неаполе). Был он популярным, успешным и модным (так как был родом из Модены).

На оплакивании в моденской церкви (где мы не были) персонажи (особенно женщины) более спокойные, чем у Арки, которого трудно переплюнуть, хотя женский мелодраматизм по глазам и нервам бьет. Иоанн очень хорош.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Mazzoni_Compianto_Modena.jpg

Compianto, San Giovanni Battista, Modena

Наверное, его можно считать одним из самых одаренных современников Арки, но Никколо мне нравится больше.

0

26

Еще проще познакомиться с болонским скульптором Винченцо Онофри, творческая деятельность которого приходится на 1493 - 1524 годы. Его терракотовое "Оплакивание" в базилике Сан-Петронио ярко раскрашено, Мария Магдалина наиболее экспрессивна и близка к женщинам Арки. Влияние предшественника очевидно.

http://sf.uploads.ru/evfXa.jpg
Compianto sul Cristo morto, Bologna, Basilica di San Petronio

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Onofri_Compianto_Maddalena_BO.JPG/800px-Onofri_Compianto_Maddalena_BO.JPG

(Фотографии взяты из Википедии)

Признаюсь, что я даже не сфотографировал эту композицию, так как увидел ее раньше всех. Именно Никколо делль'Арка пробудил мой интерес к терракоте своими экстраординарными и динамичными персонажами.

0

27

Спасибо Марку, который помог нам установить личность "голого мужика" в "Успении Богородицы". Казалось бы, в "Оплакивании" персонажей меньше и больших трудностей с идентификацией не будет, но на практике легко определить только Богородицу, Христа и Иоанна. Как вы заметили, не существует очень жесткого порядка расположения фигур в композиции - можно говорить только об общих принципах. Учитывая, что фигуры не связаны общим фундаментом, их можно переставлять, получая несколько комбинаций. Представленные работы и являются примерами подобной комбинаторики.

http://sf.uploads.ru/fRNlY.jpg

Я бы для себя счел наиболее "канонической" (с точки зрения логики) композицию Альфонсо Ломбарди.
Иосиф Аримафейский (родственник Христа) находится слева, ближе к голове, часто у него есть инструмент - в нашем случае клещи для выдергивания гвоздей.
Иоанн также стоит ближе к голове, его безбородость является главным отличительным признаком, который снимает у нас дополнительную головную боль.
Богородица окружена поддерживающими ее родственницами, Марией Клеоповой и Саломией - попробуйте понять, чем они отличаются друг от друга! Обе дамы, судя по облику, строгого поведения, их головы покрыты платками.
Магдалину художники часто выделяют экспрессивным поведением, наибольшей женской привлекательностью (например, ярко выраженная грудь), динамизмом движений, ее волосы могут быть распущенными по современной моде (или просто видны), а рот приоткрыт или кричит. Она бросается в сторону или в ноги Христа. В случае с Аркой две девушки могут смело претендовать на звание Магдалины, но этот художник скорее нарушает правила чрезмерной эмоциональностью женских персонажей.
Никодим у Альфонсо находится справа, за поясом у него виден инструмент (молоток). Своим видом он напоминает восточного мага (этакий старик Хоттабыч), что объяснимо, так как он был фарисеем и тайным приверженцем учения Христа.

Если обратиться к другим композициям, то установленный нами порядок начинает "ломаться". В ряде случаев отсутствует один мужской персонаж - Иосиф или Никодим. Отличить их друг от друга очень сложно. Куда ставить - тоже большой вопрос. Живописные произведения обладают большим преимуществом, так как там все действующие лица в пределах одной картины не могут "разбежаться". Правда, они имеют "свободу перемещения" в разных произведениях. Наверное, отсутствие канонического порядка скорее благо, чем недостаток, так как художники проявляют большую свободу творчества и фантазию. Зрительские сложности также делают просмотр интереснее, так как произведения искусства отображают не застывшие однозначные упорядоченные образы, а допускают разнообразие, иную трактовку, вызывают вопросы.

0

28

В общем, глина - это не только грязь под ногами, в умелых руках она превращается в прекрасную терракотовую скульптуру. Пока писал свои заметки, наткнулся на обстоятельную книгу, полностью посвященную данному вопросу.
Елена Кукина
Золотой век глины: Скульптурные группы из раскрашенной терракоты в художественной культуре раннего итальянского Возрождения

(Можно скачать с Флибусты)

Если вы захотите углубить и упорядочить свои знания, то рекомендую ее прочитать. Я лишь поверхностно затронул тему, опираясь на увиденные произведения, которые произвели на меня впечатление.

0

29

marc написал(а):

Надо сказать, что был он самым младшим из всей команды, его Иисус завербовал из рыбаков.
Так что мускулистось апостола вполне оправдана.

Leggy написал(а):

не, мускулистость Иоанну не к лицу, но ещё больше меня смущает его борода

marc написал(а):

так то - во времена учителя, а это происходит позже, но когда - доподлинно неизвестно. в любом случае борода уже отросла

Если со временем борода могла отрасти, то и мышцы могли утратиться вместе с рыбацкими навыками.:)

marc написал(а):

ну вот и вляпался в теологию

хуже :) в теологический спор

Micktrik написал(а):

Отвлечемся немного от теологии: у Вазари есть интересная история, как Альфонсо уполовинил вознаграждение Тициана (а потом еще "урвал" немножко :D )

Спасибо Миктрику за отсылку к Вазари!
Про «Успение Богородицы» Ломбарди Вазари пишет следующее:

Но больше всего понравилось болонцам круглофигурное Успение Богоматери из очень крепкого стука и смеси, что в верхнем помещении больницы делла Вита. Там, между прочим, чудесно написан еврей, руки которого привязаны к смертному одру Богоматери.

Про данный сюжет я писала здесь (конец поста)
Приведу историю подробнее:

Многие из верующих жителей Иерусалима скоро услышали необыкновенное пение и, увидев торжественное шествие, поспешили донести о том первосвященникам и старейшинам, и все они воспылали гневом и завистью при виде почестей, воздаваемых Матери распятого ими Иисуса. Начальники иудейские немедленно выслали войско и научили народ напасть на христиан с оружием и дреколиями, всех разогнать, апостолов убить, а тело Богородицы сжечь; но сила Божия не допустила такого злодеяния: светозарный облачный венец, сопровождавший погребальное шествие, спустился на землю и оградил его, как стеною. Преследователи слышали шаги и пение, но, пораженные слепотою, ничего не видели, и некоторые из них тут же, стеснившись у городской стены, разбили себе головы, а другие, не зная, куда идти, искали провожатых. Особенною дерзостью отличался один из иудейских священников, по имени Афоний: он изрыгал богохульства над одром Богородицы и поносил Ее Сына, Господа Иисуса Христа. Прежняя зависть и злоба закипели в его сердце, и с яростью он бросился к одру, чтобы сбросить на землю пречистое тело; но едва руки его коснулись одра, как Ангел Господень отсек ему обе руки невещественным мечом гнева Божия; отсеченные руки повисли на одре, а сам он упал на землю со страшным воплем. Ужасное наказание вразумило его; он познал грех свой и воззвал к апостолам: «Помилуйте меня, рабы Христовы!» Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Исцелить тебя мы не можем; все может только Тот, Кого вы распяли: Господь наш Иисус Христос. Но и Он не подаст тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть воистину Мессия, Сын Божий». Тогда Афоний громко возопил: «Верую, что Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира!» Апостолы и все верующие возрадовались о спасении погибавшей души, и апостол Петр велел Афонию, с верою призывая имя Пресвятой Богородицы, приложить остатки рук к отсеченным частям, висевшим на одре. Как только Афоний исполнил это, рассеченные руки тотчас срослись и стали совершенно здоровы, осталась только красная черта, как нить, около локтей в знак отсечения. Афоний пал пред одром, поклонился Господу Иисусу и Его Преблагословенной Матери и, ублажив их многими похвалами, последовал за апостолами в Гефсиманию.

http://www.e-reading.by/chapter.php/898 … odicy.html

То, что «голый мужик», лежащий у одра Богородицы, может быть первосвященником Афонием, я сразу подумала. В том и заключался мой интерес. )  Только из-за нечёткости изображений не смогла найти на выложенных картинках внятных доказательств такой идентификации.
Но, если уж Вазари пишет об этом, другие доказательства вроде не нужны.
Тем не менее, зная сюжет, мы легко можем «прочитать» его у Ломбардии. На изображении ниже (взяла в интернете) хорошо видно, что левая рука Афонии касается одра богородицы (я бы даже сказала, его рука лежит на бедре одре богородицы). Эмоциональное выражение лица и неестественная поза лежащего явно указывают на тот момент сюжета, когда Афоний обращается за помощью к апостолу Петру. Из легенды нам становится понятен смысл их диалога.

http://se.uploads.ru/4AwSI.jpg

А что же карающий ангел? Ангел у Ломбарди тоже имеется.

http://sh.uploads.ru/kvted.jpg

http://sg.uploads.ru/CDhqg.jpg

0

30

Micktrik написал(а):

На оплакивании в моденской церкви (где мы не были) персонажи (особенно женщины) более спокойные, чем у Арки, которого трудно переплюнуть, хотя женский мелодраматизм по глазам и нервам бьет. Иоанн очень хорош.

Ритм у композиции чёткий, хороший. Фигуры по вертикали расположены волной: сидит-стоит-полусогнутый-сидит-полусогнутый-сидит-полусогнутый. Такой волнистый хоровод. )

Micktrik написал(а):

Еще проще познакомиться с болонским скульптором Винченцо Онофри, творческая деятельность которого приходится на 1493 - 1524 годы. Его терракотовое "Оплакивание" в базилике Сан-Петронио ярко раскрашено, Мария Магдалина наиболее экспрессивна и близка к женщинам Арки. Влияние предшественника очевидно.

Да, очевидно.
Коленка у Марии Магдалины стёрлась со временем и выглядит обнажённой. Все фигуры и лица персонифицированы и отличаются друг от друга.

Micktrik написал(а):

В случае с Аркой две девушки могут смело претендовать на звание Магдалины, но этот художник скорее нарушает правила чрезмерной эмоциональностью женских персонажей.

Или устанавливает новую моду на экспрессивную Марию Магдалину. Вон сколько у Арки нашлось последователей.

Micktrik написал(а):

Елена Кукина
Золотой век глины: Скульптурные группы из раскрашенной терракоты в художественной культуре раннего итальянского Возрождения
(Можно скачать с Флибусты)

Если вы захотите углубить и упорядочить свои знания, то рекомендую ее прочитать. Я лишь поверхностно затронул тему, опираясь на увиденные произведения, которые произвели на меня впечатление.

Спасибо, почитаю при случае. И за интересную тему спасибо.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Болонья, о сходствах и различиях