"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Библейский сюжет в искусстве


Библейский сюжет в искусстве

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Предлагаю для обсуждения две картины, два сюжета одного очень известного венецианского художника из одной наиважнейшей для нас итальянской галереи.

http://www.wga.hu/art/g/giorgion/various/solomon.jpg

http://www.wga.hu/art/g/giorgion/various/moses.jpg

0

2

1-ая картина, скорее всего, принадлежит  кисти Джорджоне,
мне стыдно, но довольно известный сюжет удалось разгадать с помощью подсказки. Итак, перед нами "Суд Соломона" Джорджоне.
2-ая картина пока для меня не понятна, надо подумать. :question:

0

3

2-ая картина Джорджоне называется "Испытание Моисея огнем". Суть данного сюжета: маленького Моисея выловила  из реки жена фараона, пожалела и оставила его у себя. Как-то фараон  одел на голову маленького Моисей царский головной убор. Моисей сбросил его на пол, фараону это не понравилось и он решил испытать Моисея огнем. Ребенку принесли два блюда: одно с горящими углями, а другое с золотом (вишнями). Малыш хотел выбрать золото, но Ангел повелел выбрать угли. Моисей схватил уголь, засунул его в рот  и обжегся. С тех пор он стал шепелявить, зато фараон уверовал в его невиновность.

0

4

Lucrezia, не от дочери ли фараона вы все это узнали?)))
"Исход" умалчивает об этом интересном событии. Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" рассказывает похожую историю:

"Не имея собственных детей, Фермуфис (дочь фараона) ввиду таких его качеств (симпатишный он был) усыновила его. Приведя Моисея однажды к отцу своему, она указала на него как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына. При этом она сказала отцу: "Взрастив этого чудного обликом и благородного по своему духовному развитию ребенка, которого я столь странным образом получила в дар от реки, я задумала усыновить и сделать его [со временем] наследником твоего царства". С этими словами она подала ребенка отцу на руки. Последний взял его и, прижав к груди своей, из желания выказать дочери расположение, надел на него свою диадему. Но Моисей швырнул корону на землю, сорвав ее с себя в детской шаловливости, и стал топтать ее ножками. Это было дурным предзнаменованием для царя. Когда это увидел тот самый ученый, который [когда-то] предсказал, что рождение Моисея будет началом унижения власти египтян, то он бросился [на ребенка] с целью убить его; при этом он громко закричал:

"Царь! Это именно тот ребенок, которого Бог велел нам убить, чтобы быть в безопасности. Своим поступком он ведь подтверждает правильность предсказания, глумясь [теперь уже] над твоею властью и топча ногами твою корону. Поэтому убей его, тем освободи египтян рот страха перед ним и обмани надежды евреев, которые вызовет в них эта его смелость". Однако Фермуфис быстро велела убрать ребенка и предупредила исполнение этого совета; к тому же и царь медлил с приказанием бить его, так как к тому побуждал его Господь Бог, который заботился о спасении Моисея[58]. Затем его воспитывали с большою заботливостью. И в то время как евреи возлагали на него все свои надежды, египтяне относились к его воспитанию с подозрением. Но так как не было прямой причины, по которой убил бы его либо царь (вдобавок родственный ему теперь благодаря усыновлению), или кто-нибудь другой, кто решился бы на это в интересах египтян ввиду известного предсказания, то его никто и не думал убивать[59].
"
Примечания переводчика:

"Многие источники сообщают не только об этом эпизоде из детства Моисея, но и дают целый ряд вариантов этого сказания. По ним, советники предложили фараону самому убедиться в степени осознанности ребенком своего поступка. Тогда по совету одного царедворца перед Моисеем поставили два блюда, одно с золотом (или, в арабской версии рассказа,- с драгоценными камнями), другое - с раскаленными углями. Ребенок протянул руки к золоту, но архангел Гавриил направил ее к блюду с углями. Моисей схватил один из последних и сунул его в рот, чем прижег себе язык. С тех пор Моисей стал косноязычным. В другом предании рассказывается, что однажды царь с царицей, царевной и главными советниками сидели за столом и обедали. Моисей покоился на коленях у царевны и сам протянул руку за царским венцом, который возложил себе на голову. Дурное предзнаменование, заключавшееся в этом поступке, побудило царя созвать совет мудрейших людей, среди которых ко двору явился под видом ученого и архангел Гавриил, который якобы и дал совет испытать умственное развитие ребенка вышесказанным образом. Только вместо золота в этом случае упоминается чудодейственный камень Шомар".

0

5

Еще одна картина для опознания и объяснения:

http://www.wga.hu/art/r/rosso/2/1moses.jpg

Я бы назвал ее "Драка у кабака" :D

0

6

Полностью с Вами согласна, Micktrik!
Это картина Россо Фьорентино, называется "Моисей спасает дочерей Иофора".
Мы видим, как в эпизоде с дочерьми Иофора Моисей подвергается очередному испытанию. Он оставил Египет, откуда бежал под угрозой смерти, и теперь не имеет, казалось бы, защиты в дикой пустынной стране, где живут кочевые племена. Он вновь рискует жизнью: слово «пастухи» стоит во множественном числе («пришли пастухи»), а Моисей один, и рядом с ним только семь беззащитных женщин, которых отгоняют от колодца. Несмотря на это, Моисей вновь, как и в Египте, заступается за слабых, пренебрегая опасностью. Для того, чтобы одному противостоять нескольким сильным людям, каковыми обычно бывают жители пустыни, нужно иметь крепкую веру, смелость и совершенную преданность идее добра. Моисей «встал и защитил» женщин и «напоил овец», и, видимо, его решимость устрашила обидчиков-пастухов. Здесь он впервые проявил заботу об овцах, а в будущем ему предстояло стать пастырем овец символических — сынов израилевых — на все оставшиеся годы жизни.
Трудно поверить, что перед нами на картине беззащитные женщины, больше они похожи на представительниц борделя. А Моисей и жители пустыни похожи на постоянных посетителей этого заведения. Кажется, что драка произошла не из-за колодца, а из-за женщин. Что поделать, Россо себе представлял этот библейский эпизод именно так!

Отредактировано Lucrezia (2011-11-08 23:37:12)

0

7

Похоже, что в данном случае Моисей совершил благородный поступок без явного руководства свыше (косвенное участие Бога мы не отрицаем). Честь ему и слава за это!
Я где-то слышал, что Россо с Бенвенуто (Челлини) были любителями выпить и погулять, поэтому сюжет получился очень натуральный. Картина просто заряжена агрессией!

0

8

Еще один непонятный сюжет из Уффицы художника Бернардо Строцци

http://uploads.ru/i/w/Q/F/wQFVc.jpg

0

9

Чтобы упростить задачу, даю глубокомысленную подсказку:
"Много званных, но мало избранных" :rofl:

0

10

И этот редкий сюжет связан с едой (его мы рассматривали с другой теме)
http://uploads.ru/i/E/C/d/ECdhc.jpg

0

11

Сайт, который должен помочь раскрытию нашей темы.

0

12

"Мадонна со змеей" Караваджо

http://uploads.ru/t/3/G/Q/3GQnv.jpg

Для любого художника прошлого и настоящего большое значение имеет отношение с властью. Не будем преувеличивать влияние на искусство отдельных олигархов, но и не будем забывать, что для произрастания чего-либо прекрасного (например, цветка) требуется плодородная почва. В Италии длительное время благоприятную окружающую среду для расцвета искусства создавала религия или ее приземленный институт – церковь.

Творчество Караваджо периодически вступало в противоречие с церковью, что скорее напоминало барахтанье в бурном потоке человека, которого все равно несет вниз по течению реки. Поэтому мы не будем представлять Караваджо революционером, желавшим разрушить искусство старых мастеров и построить свой новый мир насилья: он был всего лишь ершистым и плохо управляемым ландскнехтом на службе у церкви и ее высокопоставленных представителей. Можно сказать, что он  герой своего времени, который смог себя проявить на волне Контрреформации и Барокко.

Картина “Мадонна со змеей”, на первый взгляд, кажется очень правильной с общечеловеческой точки зрения: мать защищает своего сына от зла, царящего в мире. Все очень просто и понятно. Легкое недоумение может вызвать только отстраненная от происходящих событий непривлекательная Святая Анна.

Откуда вообще возникла идея Мадонны и змеи у Караваджо? Есть предположение, что он видел еще в Милане в церкви Сан Феделе картину ломбардского художника Амброджо Фиджино (находящуюся сейчас в Sacrestia di Sant'Antonio Abate по адресу via Sant'Antonio 5).

http://uploads.ru/i/7/v/T/7vTmC.jpg

Интересно, что и в области натюрморта Джованни Амброджо Фиджино был одним из первых.

Металлическое блюдо с персиками и листьями винограда (1591-94 г.)
http://www.wga.hu/detail/f/figino/peaches.jpg

Однако, в данном случае нас больше интересует работа “Мадонна со змеей”, которую можно считать прообразом картины Караваджо.

Караваджо добавил Святую Анну и реалистичность, использовав присущие только ему выразительные художественные средства.

С точки зрения сюжета он очень точно следовал в русле католических догматов своего времени, отклонение от которых не потерпели бы заказчики.

Давайте вспомним Ветхий Завет  с момента, когда Адам и Ева предстали перед Богом после поедания запретных п-персиков :) .

Ветхий Завет > Книга Бытие > Глава 3


12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

0

13

Перед нами католическая версия картины, так как протестант нарисовал бы Иисуса, придавившего змею первым.

Придется дополнительно разобраться в таких понятиях, как “первородный грех” и “ непорочное зачатие”.

Оказывается,  людям в дополнение к своим маленьким гирькам-грехам от рождения прилагается пудовая гиря-первородный грех, который атеисты иногда называют атмосферным давлением.

Как мы поняли из ветхозаветного отрывка, Адам попытался большую часть вины спихнуть на Еву, чем мало облегчил свою участь. Правда, иметь виноватого во все времена было весьма полезным для  выяснения причины возникновения всех бед и неприятностей.

Так вот Ева и превратилась в “сосуд зла” – слабое и хрупкое звено в обороне человечества против темных сил. Нет ничего удивительного, что в будущем началась “охота на ведьм”, которой активно занималась и католическая, и протестантская церковь. К таким ужасным последствиям иногда приводит вполне естественное женское любопытство. Как же исправить сложившуюся ситуацию?

http://uploads3.wikipaintings.org/images/william-blake/satan-exulting-over-eve-1795.jpg

Получается, что Ева была первой, кого искусил Змей, поэтому у нее с ним особые счеты. С другой стороны, если тебя придавил своей тяжестью первородный грех, то руки и ноги твои скованы, сил еле-еле хватает на текущие дела и бытовые проблемы и их совсем не остается на борьбу с мировым злом, Сатаной, змеем-искусителем, зеленым змием и т.д.
Таким образом, обыкновенной женщине не надо и пытаться противостоять силам темным и могущественным, а лишь Дева, озаренная божественной благодатью, способна раздавить мерзкую гадину, символизирующую первородный грех и ересь.

Здесь мы подошли к расколу западной церкви на католиков и протестантов. Среди многочисленных крупных и мелких различий двух христианских вероисповеданий существуют разногласия, связанные с рождением Девы Марии. В соответствии с католическим догматом имело место непорочное зачатие Девы Марии. Интересно, что подобное возможно, если участие в этом важном деле принимают мужчина и Бог одновременно. Как же все происходило на самом деле?

0

14

Сначала Ангел явился Иоакиму и Анне, а затем уже состоялась судьбоносная встреча у Золотых Ворот.

http://uploads.ru/t/o/m/s/omsQP.jpg

“Ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей”.

http://uploads.ru/t/U/X/2/UX271.jpg

“И тогда предстал пред ней Ангел Господнен и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире.”

http://uploads.ru/t/A/M/k/AMk65.jpg

“И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!”
(Протоевангелие Иакова)

Таким образом, через положенный срок у Святой Анны родилась дочь Мария, которую Бог освободил от первородного греха, что является бездоказательным, но вполне справедливым.

http://uploads.ru/t/0/o/z/0ozRq.jpg

Сама же Святая Анна подобной чести удостоена не была, поэтому и не в ее силах было размозжить голову проклятому змию, который сумел так крупно нагадить всему роду человеческому. Вот и приходится Анне стоять в стороне, бессильно сомкнув пальцы рук в замок, и испепелять негодующим взглядом гада ползучего.

Можно подсмеиваться над католическим догматом, но в том числе благодаря ему почитание Девы Марии в Италии достигает качественно нового уровня, и имеет свойство распространяться на обычных матерей и женщин.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/Fra_Filippo_Lippi_009.jpg/220px-Fra_Filippo_Lippi_009.jpg

И еще большое спасибо католической церкви за то, что она стала себя украшать произведениями искусства, которые доставляют нам огромную радость и по сей день.

0

15

Давайте вернемся к истории написания картины Караваджо.
Из-за реконструкции собора Святого Петра алтарь братства Палафреньери, небесной покровительницей которого считалась Святая Анна, был перенесен из разрушенного нефа в правый трансепт. В конце 1605 года было принято решение о написании алтарной картины. Неизвестно, кто посоветовал обратиться к Караваджо (возможно, кардинал Франческо дель Монте или Бенедетто Джустиниани),  но уже 1-го декабря художник получил аванс 25 скуди, а в мае 1606 года ему выплачивают оставшиеся 75 скуди. Плата по тем временам, конечно, довольно скудная, но о разрыве контракта с Караваджо никаких записей в документах нет. Правда, дальнейшая судьба шедевра (а потом и художника) имела странный поворот. Всего месяц провисев в соборе Святого Петра, картина была перенесена в церковь Сант’Анна деи Палафреньери.

По одним источникам братство по каким-то причинам лишилось алтаря в правом трансепте Собора, где сейчас находится мозаика по картине “Архангел Михаил” Гвидо Рени (еще один грозный борец с Сатаной).

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/68/Guido_Reni_031.jpg/220px-Guido_Reni_031.jpg

По другим источникам не всех при папском дворе устраивала новая реалистичная (натуралистичная) художественная манера Караваджо: старческая непривлекательность Святой Анны (которой был посвящен алтарь), неприкрытая нагота ребенка Иисуса или чрезмерная привлекательность груди Девы Марии.

Известно, что в римской артистической среде у Караваджо было много восторженных поклонников. Один из них (Марцио Милези) называл Микеланджело “ангельским художником” и прославил его “Мадонну со змеей” в поэме:

“Through Adam’s sin was wretched man led astray,
Arousing his maker’s wrath
When, God having been made man, he was reborn to a new life,
For the way to heaven had been made plain.
Whence that sharp serpent, the cause of sin,
Was trodden underfoot
By mother and son, and the great Vigil,
Kept by God’s mother…”

(из книги “Caravaggio. A Life” Helen Langdon)

Жизнь художника вскоре пошла под откос… В стычке с Рануччо Томассони Караваджо смертельно ранил своего противника. Последовал побег и скитания (Неаполь, Мальта, Сицилия), которые привели к преждевременному концу жизненного и творческого пути Караваджо в 1610 году.

У произведений искусства своя жизнь: уже в 1606 году картина оказывается в коллекции кардинала Шипионе Боргезе, где находится и по сей день, радуя многих любителей живописи, которые приезжают в Рим.

http://uploads.ru/t/3/G/Q/3GQnv.jpg

Загадка: почему у картины Караваджо такой темный фон? Случайно ли это?

Основные источники информации:
“Caravaggio. A Life” Helen Langdon
Википедия
wga.hu

0

16

Micktrik написал(а):

Картина “Мадонна со змеей”, на первый взгляд, кажется очень правильной с общечеловеческой точки зрения: мать защищает своего сына от зла, царящего в мире.

На первый взгляд, кажется, что они совершают убийство.

Micktrik написал(а):

К таким ужасным последствиям иногда приводит вполне естественное женское любопытство.

Возражаю, не любопытство, а любознательность, что ни одно и то же. Любопытство – это что-то мелкое, а любознательность – очень достойное качество.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Micktrik написал(а):

Таким образом, обыкновенной женщине не надо и пытаться противостоять силам темным и могущественным

Ну, и хорошо, одной проблемой меньше. :)

Micktrik написал(а):

Загадка: почему у картины Караваджо такой темный фон? Случайно ли это?

А разве у Караваджо бывает другой фон?  :hobo:

«Для того, чтобы достичь совершенной округлости и естественности рельефа, он старательно выбирал себе тёмный погреб или другое мрачное помещение, в которое сверху падал маленький луч света для того, чтобы сумрак своими тёмными тенями оказывал мощное сопротивление падающему на модель свету, и таким путём достигал эффекта высокой рельефности». (Микеланджело Караваджо. Воспоминания современников, Иоахим фон Зандрарт)
Судя по рельефам Марии, Караваджо достиг, чего хотел. :)

Спасибо! Всё очень доступно изложено и интересно!

0

17

Micktrik написал(а):

Как мы поняли из ветхозаветного отрывка, Адам попытался большую часть вины спихнуть на Еву, чем мало облегчил свою участь. Правда, иметь виноватого во все времена было весьма полезным для  выяснения причины возникновения всех бед и неприятностей.

Если не помогает, зачем и пытаться, лучше всегда начинать с себя.

Момент, когда "Адам попытался большую часть вины спихнуть на Еву" хорошо изобразил Доменикино.
"Обвинение Адама и Евы".

http://s018.radikal.ru/i519/1202/49/8578461d75c8.jpg

0

18

Leggy написал(а):

А разве у Караваджо бывает другой фон?

В данном случае фон работает на идею :idea:

0

19

Micktrik написал(а):

Загадка: почему у картины Караваджо такой темный фон? Случайно ли это?

Совершенно случайно, изучая картину Караваджо, я узнал, что есть простой способ избавиться от первородного греха и прочих мелких грешков.

Небольшая цитата из википедии:

"В католической церкви сохраняется древний христианский обычай во время литургии пасхальной ночи проводить крещение взрослых. Принятие таинства в такую ночь считается особенно почетным. Литургия Крещения следует сразу за Литургией Слова.

Перед совершением таинства священник спрашивает оглашенных, хотят ли они принять крещение, затем благословляет их, чертя знак креста на лбу новокрещаемых, после чего совершает молитву экзорцизма для очищения крещаемых от первородного греха. Все присутствующие в храме, включая катехуменов, читают литанию всем Святым, после чего священник благословляет воду для крещения, трижды погружая в крещальную воду пасхал — пасхальную свечу.

Оглашенные и все присутствующие в храме отрекаются от сатаны и читают Апостольский Символ веры, обновляя свои крещальные обеты. Священник совершает собственно крещение путём троекратного погружения или обливания крещаемого со словами «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». После совершения таинства новокрещённому вручается зажённая свеча и надевается белая одежда, как символ света Христова и очищения для новой жизни. Затем совершается помазание новокрещённых елеем (не являющееся таинством миропомазания), которое символизирует крепость в борьбе со злом."

0

20

Исчезающие псковские фрески

Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни, шерри-бренди,
Ангел мой.

Там где эллину сияла
Красота,
Мне из черных дыр зияла
Срамота.

Греки сбондили Елену
По волнам,
Ну а мне - соленой пеной
По губам.

По губам меня помажет
Пустота,
Строгий кукиш мне покажет
Нищета.

Строчки Мандельштама всплывают, когда читаешь про исчезающие фрески 15-ого века из церкви Успения Богородицы в Мелётово (под Псковом). От поездки в эту церковь я пока не отказалась, хотя перспективу «кукиша» уже осознала. В интернете попалась статья, датированная октябрём 2016 года: «Стадия открытого «чахоточного» процесса…Эксперты дают фрескам XV века в Мелётове – 4-5 лет жизни». 

http://s5.uploads.ru/UYu1x.jpg

А на ютюбе нашёлся интересный ролик, в котором реставратор Адольф Николаевич Овчинников рассказывает о псковских церквях и псковской фресковой живописи.

На протяжении шести лет (1982-1988 гг.) Овчинников исследовал фрески мелётовской церкви Успения Богородицы и создал копии-реконструкции фресок.
Вот как это выглядит на примере фрески «Чудо со скоморохом» (1465 г.)

Фреска

http://s2.uploads.ru/EXo09.jpg

Копия-реконструкция Овчинникова

http://s0.uploads.ru/iZEOS.jpg

Пишут, что «выставку, посвященную фрескам церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове, планируют провести весной 2017 года во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря» http://www.grabar.ru/index.php

А теперь собственно про сюжет фрески «Чудо со скоморохом».

На то, что это скоморох, а не царь Давид, как можно было бы подумать, указывает надпись, сделанная художником, писавшим данную фреску. Слева от головы музыканта написано слово «Антъ», справа – «Скоморох». Сходство Анта-скомороха с мелётовской фрески с царём Давидом особенно заметно, если сравнить его с витражным изображением Давида из французского Труа.

Vitrail de la cathédrale Saint-Pierre-et-Saint-Paul de Troyes: l'Arbre de Jessé. Détail: le roi David, 13ème siècle

http://se.uploads.ru/3nhsk.jpg  http://s4.uploads.ru/SNIbk.jpg

Оба музыканта играют на схожих струнных инструментах. Давид – на виоле, а Ант – на так называемом трёхструнном гудке (или гудулке).

http://s8.uploads.ru/iOVad.jpg
http://users.stlcc.edu/mfuller/Novgorodwoodp.html

Как установил Д. С. Лихачев, сюжет фрески заимствован из повести об Анте скоморохе, включенной в сборник "Луг Духовный" (или "Лимонарь") авторства византийского монаха Иоанна Мосха (550-619 гг.).
В интернете нашла несколько изменённый перевод данной повести, но в целом история соответствует.

"В одном из городов ливанской Финикии был комедиант Гаиан (Ант). Он, понося Пресвятую Богородицу, представлял Ее в театре. И вот является ему во сне Богоматерь, и говорит: «Какое зло я причинила тебе? 3а что ты издеваешься и поносишь меня?» Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил её. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это вразумление не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пресвятая Дева с тем же самым вразумлением, но комедиант оказался неисправим. Наконец, однажды во время полуденного отдыха она явилась ему и, не сказавши ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна... Всем показывал себя, несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое восприял достойное возмездие – и то еще ради человеколюбия..."

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj/ (47)

И Лихачёв, и Овчинников говорят, что данная фреска носит назидательный характер. И прежде чем попасть на стену церкви история Анта должна была приобрести популярность в местной среде. Лихачёв, а вслед за ним Овчинников, считают, что эта типично псковская история навеяна актуальной в то время борьбой русской церкви с псково-новгородскими ересями. Имеются в виду, например, стригольники https://ru.wikipedia.org/wiki/Стригольники

Суть стригольничества (это слово, скорее всего, происходит от названия ремесла одного из основателей секты - парикмахера Карпа) в отрицании института церкви, обрядовости. Стригольники считали, что священники должны быть бедными, не должны приобретать имущество и богатство, и утверждали, если священнослужитель дурной и порочный человек, то и совершаемые им обряды ничего не стоят.  Против догматов веры стригольники не восставали. Их возмущала симония, то есть практика торговли священными санами, де-факто узаконенная как в православной, так и в католической церкви.  Иными словами, стригольничество – своеобразный псковский протестантизм, случившийся на Руси в 14 веке.

Понятно, что официальная церковь относилась к стригольникам, как к своим врагам. Любой, так или иначе позволивший себе богохульство, зачислялся в прислужники Дьявола и заслуживал кары.

В мелётовском сюжете под раздачу попал скоморох. Он хулил Богородицу (читай Церковь), за что и получил кару. Но, Богородица не только наказывает хулителей, она помогает тем, кто обращается к ней с верой в её заступничество. Верхний кадр сюжета о Богородице и скоморохе, наверное, следует воспринимать как врачевание: Богородица своей рукой соединяет две части руки наказанного и раскаявшегося богохульника Анта.

http://s0.uploads.ru/ktcmK.jpg

Кстати, авторитетные исследователи необычной псковской фрески почему-то совсем не упоминают библейский сюжет под названием «Успение Богородицы». А ведь там фигурируют те же отрубленные руки!

Речь идёт об инциденте, произошедшем во время похорон Богородицы. Некто Афоний, ненавистник христианской церкви, подскочил к погребальным носилкам, на которых покоилось тело Богородицы. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. Но диверсия не удалась, так как ангел отрубил Афонию руки. Афоний стал плакать и каяться, и обратился к апостолам за помощью. Апостол Пётр научил его просить прощения у Богородицы, чтобы загладить свой грех. Афоний последовал совету Петра и тотчас получил исцеление – руки к нему вернулись.
Богородица не отличается разнообразием в наказании и излечении богохульников. :)

В отсутствие собственных псковских фотографий, покажу вологодские иконы на тему Успения Богородицы, которые я сфотографировала в 2015 году в художественном музее Вологды.

Здесь хорошо видно, как ангел замахивается на Афония с целью отрубить ему руки.

http://sf.uploads.ru/pRSj7.jpg

http://sh.uploads.ru/wIf7V.jpg

http://s2.uploads.ru/t/G4yCF.jpg

А на этой иконе руки диверсанта уже отделены от него.

http://sd.uploads.ru/NpsF9.jpg

http://se.uploads.ru/yNMbU.jpg

http://s4.uploads.ru/4kmjB.jpg

0

21

Решила поискать другие изображение в живописи вышеописанных сюжетов.
Анта нет нигде, но Афоний нашёлся.

Успение Пресвятой Богородицы. Западная стена, нижний регистр; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Грачаница. Неф

Художник не пожалел краски, кровь хлещет из ран Афони. Левее, в руках у Ангела можно заметить странный предмет, похожий на теннисную ракетку, который мне не удалось опознать. Возможно, этой "ракеткой" ангел и отрубил руки несчастному Афоне?

http://s1.uploads.ru/isthk.jpg

http://sf.uploads.ru/4K192.jpg
http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/1x … _temp_id=1

Следующая картина из церкови Панагии Мавриотиссы, что в греческом городе Касторья. Самое интересное, что я была и в этом городке, и в этой церкви, но, увы, картину не помню.  :dontknow:

Успение Пресвятой Богородицы (правая часть); Византия; XIII в.; местонахождение: Греция. Кастория, церковь Панагии Мавриотиссы

http://sf.uploads.ru/rdDoY.jpg

http://s0.uploads.ru/T7U3C.jpg
http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/1x … _f_12_63=1

А эта сцена из Сиенского кафедрала.
Дуччо  - Maestà - Funeral of the Virgin, 1308-1311

Невозможно однозначно опознать Афоню в фигуре персонажа, который вытянутыми руками ухватился за край носилок с Богородицей. Но всё мне кажется, это именно он. Правда, похож?

http://s4.uploads.ru/eUfOE.jpg

http://s9.uploads.ru/EYA4l.jpg

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Библейский сюжет в искусстве