Субъективно о музеях Ватикана
Приехав (в Рим), я прежде всего посетил Колизей, мои друзья отправились в собор св. Петра, на следующий день мы бегло осмотрели музей и stanze (или комнаты) Рафаэля в Ватикане. Проходя мимо произведений, подписанных знаменитыми именами, мы испугались их количества и бежали из Ватикана: удовольствие, которое он предлагал нам, было слишком серьезным.
Стендаль «Прогулки по Риму»
Убоявшись «синдрома Стендаля» Стендаль сбежал из Ватикана! А я не сбежала Потому что смелее? Любопытнее? Готова к серьёзным удовольствиям?
Нет, конечно. Просто у Стендаля впереди было несколько месяцев жизни в Риме, ему можно не спешить. А у меня всего четыре дня, один из которых я решила посвятить музеям Ватикана.
Это был второй наш визит в Ватикан. Но первый, 10 лет назад, – не в счёт, набегались тогда мы много, но мало что разглядели на бегу. «Бегло осмотрели» - Стендаль нашёл очень точное определение!
Нужно сказать, что организаторы подталкивают посетителей именно к беглому осмотру. В прямом и переносном смыслах.
Однажды мой преподаватель английского, чтобы помочь мне различать слова “pull” и “push”, рассказал любопытную историю * я всё время путала, что нужно делать с дверью, где тянуть, а где толкать
С тех пор, когда я вижу “push”, вспоминаю, что в английских универмагах в часы пик на дверях стояли специальные люди, которые заталкивали покупателей внутрь. Называли этих людей «пушерами» (от push – толкать). У нас бы их, наверное, назвали «толкачами» Так вот, организаторы и служащие музеев Ватикана – «пушеры» все поголовно!
Начнём с билетов. Разовый билет в музеи Ватикана стоит 16 евро. Если не хотите стоять в очереди (а мы не хотели), можете купить билет он-лайн за 20 евро. На первый взгляд, цена почти гуманная, учитывая то, что за эти деньги клиенту дают возможность посмотреть два десятка музеев. Вопросом «возможно ли два десятка музеев за одно посещение УВИДЕТЬ» организаторы, видимо, не задаются. Их дело наладить процесс забега и подталкивать/заталкивать туристов в нужном направлении.
Для этого вместе с аудиогидом (7 евро) вам вручают схему осмотра, и дисциплинированные туристы отправляются в хождение по мукам по кругу.
А, если бы кто-то задумался, что без вреда для здоровья невозможно за один приём воспринять все предлагаемые ватиканские удовольствия, может быть, учредили бы билеты, действующие несколько дней. Как в Национальном Римском музее, например. А на схеме нужно указать все залы, как это было в путеводителе Бедекера за 1905 год (часть схемы ниже), чтобы туристы понимали объём удовольствия и серьёзнее относились к визиту.
Но, видимо, такой подход устроителям невыгоден. Они рассчитывают на массового туриста, который идёт в музеи ради ватиканского маст сии - Сикстинской капеллы и комнат Рафаэля. Ну, ещё шарик во дворике Шишки посмотреть Эти туристы и создают основную толпу.
Вы знаете, почему в Египетском музее, который «на любителя», толпа достигает почти такой же плотности, как в топовой Сикстинской капелле? Потому что Египетский музей – первый по кругу! Туристы ещё не сообразили, куды бечь, и прилежно осматривают все выставленные в первых же витринах экспонаты
Значительно свободнее в музее Кьяромонти, где античная скульптура. Этот музей не проходной, чтобы осмотреть его, нужно слегка отклониться от основного маршрута. Заглядывают туда многие, но до конца галереи мало кто доходит.
В галерее я увлеклась разглядыванием голов, стоящих на полках. Посмотрите, какие разные лица. Некоторые похожи на современные.
Например, в даме, что слева, девочки явно признали свою училку
«Головы» пронумерованы, но, к сожалению, не все номера расшифрованы. Например, не понятно, чей это портрет. Мне кажется, эта женщина была либо поэтессой, либо общественной деятельницей. С таким лицом она могла бы быть хоть президентом Италии!
Эти красавицы демонстрируют модные античные причёски.
Но больше всего меня заинтересовал мужчина с ироничной улыбкой. Кем мог быть он?
На полке рядом с непринуждённо развалившимися купидонами я нашла такого спящего собрата. Замёрз бедняга, поджал ножки, по самый нос укутался плащом. А сон его чуткий в отличие от братьев, кажется, что он вот-вот проснётся и откроет глаза.
Схема маршрута по музеям Ватикана есть на музейном сайте http://mv.vatican.va/1_CommonFiles/pdf/ … ticani.pdf
ИМХО, она не предназначена для ориентирования на местности. Это всего лишь стандартный маршрут для прохождения музейной дистанции.
Схема из путеводителя ДК по Риму немного лучше. Она хотя бы даёт представление о нахождении некоторых музеев с привязкой их к зданиям.
Кликайте для увеличения
Хотя, имея такую схему, я всё равно не смогла найти лестницу Браманте. Понятно, что она где-то рядом с кортиле Оттагонале (музей Пия-Клименте). Но указателей на неё нет, и в стандартный маршрут она не попадает. А кому-то удалось её увидеть?
Возвратившись из Рима, я нашла подробную схему музея Пия-Клименте в путеводителе Бедекер 1905 года. Оказывается, на лестницу Браманте можно попасть через атрио Мелеагра. Ну, что ж, в следующий раз буду знать, где искать. Спасибо Бедекеру!
Продолжение следует.