Один зал в галерее Уффицы посвящен полностью этому сюжету. Начну потихоньку выкладывать скульптуру.
Проект "Флоренция" |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Античный сюжет в искусстве
Один зал в галерее Уффицы посвящен полностью этому сюжету. Начну потихоньку выкладывать скульптуру.
Чтобы не томить народ, сразу процитирую этот поучительный сюжет в изложении известного нашего древнегреческого пересказочника (Н.А. КУН "ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"):
"У жены царя Фив Амфиона, Ниобы, было семь дочерей и семь сыновей. Гордилась своими детьми дочь Тантала. Прекрасны, как юные боги, были ее дети. Счастье, богатство и прекрасных детей дали боги Ниобе, но не была благодарна им дочь Тантала.
Однажды дочь слепого прорицателя Тиресия, вещая Манто, проходя по улицам семивратных Фив, звала всех фиванок принести жертвы Латоне и ее детям-близнецам: златокудрому, далекоразящему Аполлону и девственной Артемиде. Послушные призыву Манто, фиванки пошли к алтарям богов, украсив головы лавровыми венками. Одна лишь Ниоба, гордая своим могуществом и посланным ей богами счастьем, не хотела идти приносить жертвы Латоне.
Смутили фиванок полные гордыни слова Ниобы. Но все же совершили они жертвоприношения. Смиренно молили женщины Фив великую Латону не гневаться.
Услыхала богиня Латона надменные речи Ниобы. Она призвала детей своих, Аполлона и Артемиду, и, сетуя на Ниобу, сказала:
- Тяжко оскорбила меня, вашу мать, гордая дочь Тантала. Она не верит, что я богиня! Меня не признает Ниоба, хотя лишь великой жене Зевса, Гере, уступаю я в могуществе и славе. Неужели вы, дети, не отомстите за это оскорбление. Ведь если вы оставите Ниобу без отмщения, то перестанут люди чтить меня как богиню и разрушат мои алтари. Ведь и вас оскорбила дочь Тантала! Она равняет вас, бессмертных богов, со своими смертными детьми. Она столь же надменна, как и ее отец Тантал!
Прервал свою мать стреловержец Аполлон:
- О, кончай скорей! Не говори больше ничего! Ведь своими жалобами ты отдаляешь наказание!
- Будет! Не говори! - воскликнула и гневная Артемида.
Окутанные облаком, гневные брат и сестра быстро понеслись с вершины Кинта к Фивам. Золотые стрелы зловеще гремели в их колчанах. Примчались они к семивратным Фивам. Аполлон невидимым остановился на ровном поле у городских стен, где фиванские юноши упражнялись в воинственных играх. Когда далекоразящий Аполлон, окутанный облаком, встал у фиванских стен, два сына Ниобы, Исмен и Сипил, неслись на горячих конях, одетые в пурпурные плащи. Вдруг вскрикнул Исмен, пронзила ему золотая стрела Аполлона грудь. Выпустил он золотые поводья и мертвым упал на землю. Услыхал Сипил грозный звон тетивы Аполлонова лука; он хочет спастись на быстром коне от грозной опасности. Несется во весь опор Сипил по полю, как несется по морю, распустив все паруса на корабле, моряк, спасаясь от грозной тучи. Настигла сына Ниобы смертоносная стрела, она вонзилась ему в спину у самой шеи. Сыновья Ниобы, Файдим и Тантал, боролись тесно обхватив друг друга руками. Сверкнула в воздухе стрела и пронзила обоих. Со стоном упали они. Смерть одновременно погасила в глазах их свет жизни, одновременно испустили они свое последнее дыхание. Спешит к ним брат их Альпенор, он хочет поднять их, он обнимает их похолодевшие тела, но глубоко вонзилась и ему в сердце стрела Аполлона, и пал он бездыханным на тела своих братьев. Дамасихтона поразил Аполлон в бедро у самого колена: хочет вырвать из раны золотую стрелу сын Ниобы, вдруг со свистом вонзается другая стрела ему в горло. Поднял к небу руки последний из сыновей Ниобы, юный Илионей, он молит богов:
- О, олимпийские боги, пощадите, пощадите!
Его мольба тронула грозного Аполлона. Но поздно! Уже слетела с тетивы золотая стрела, нельзя вернуть ее. Пронзила она сердце и последнему сыну Ниобы. Быстро донесся слух о великом несчастье до Ниобы. Со слезами сообщают слуги и Амфиону о гибели его сыновей.
Не перенес их потери Амфион, он сам пронзил себе грудь острым мечом.
Склонившись над телами сыновей и мужа, рыдает Ниоба. Она целует их похолодевшие уста. Разрывается от страдания сердце Ниобы. В отчаянии простирает несчастная к небу руки. Но не о милости молит она. Горе не смягчило ее сердце. Гневно восклицает она:
- Радуйся, жестокая Латона! Веселись, пока не насытится твое сердце моей скорбью! Ты победила, соперница! О, нет, что же говорю я, не победила ты! У меня, несчастной, все же больше детей, чем у тебя счастливой! И хотя много вокруг меня бездыханных тел моих детей, все же я победила тебя, все же больше осталось детей у меня, чем у тебя.
Только замолкла Ниоба, как раздался грозный звон тетивы. Ужас объял всех. Одна Ниоба осталась спокойной, несчастье придало ее смелости. Недаром раздался звон тетивы лука Артемиды. Одна из дочерей Ниобы, стоявших в глубокой печали вокруг тел братьев, падает, сраженная стрелой. Вот опять звенит тетива, и падает другая дочь Ниобы. Шесть золотых стрел одна за другой слетели с тетивы лука Артемиды, и бездыханными лежат шесть прекрасных, юных дочерей Ниобы. Осталась лишь младшая дочь. Она бросилась к матеря и укрылась у нее в коленях, в складках ее платья.
Горе сломило гордое сердце Ниобы.
- Оставь мне хоть младшую дочь, великая Латона! - молит Ниоба, полная скорби, - хоть одну оставь мне!
Но не сжалилась богиня, и пронзает стрела Артемиды и младшую дочь.
Стоит Ниоба, окруженная телами дочерей, сыновей и мужа. Как бы оцепенела она от горя. Не колышет ветер ее волос. В ее лице нет ни кровинки, не светятся жизнью ее глаза, не бьется в груди сердце, лишь слезы скорби льются у нее из глаз. Холодный камень одел ее члены. Поднялся бурный вихрь и перенес Ниобу на ее родину, в Лидию. Там, высоко на горе Сипиле, стоит обращенная в камень Ниоба и вечно льет слезы скорби."
Хвастаться, конечно, не очень хорошо, но дети не должны отвечать за грехи родителей. И как жестоки боги!
В зале Ниобы (Ниобеи) мы обнаруживаем 12 статуй, которые были найдены в Риме в районе виноградника близ Латеранского собора. Вывод напрашивается сам собой: кому-то удалось спастись от стрел богов или лопат копателей.
Бронзино Пигмалион и Галатея
Отредактировано Lucrezia (2011-11-13 00:15:15)
Не знаю, что хотел сказать своей живописью Аньоло Бронзино, не думаю, что таково его извращенное представление о женской красоте. Я бы назвал эту картину "Художник-маньерист". Предположим, Бронзино изобразил аллегорию на современное ему искусство маньеризма, которым чрезвычайно увлекались некоторые живописцы и скульпторы. Правда, их странные, искаженные, уродливые творения очень рискованно оживлять - для реальной жизни они не годятся. Кто захочет по доброй воле иметь такую непривлекательную жену, когда о других ее достоинствах ничего не известно? Можно пойти чуть дальше в своих предположениях: Бронзино издевается над скульптором Баччо Бандинелли, изваявшим неудачную Еву.
В широком смысле, художник часто сам не может оценить качество своей работы. Он столько усилий приложил, чтобы добиться результата, что в процессе творчества утратил объективный взгляд на вещи. Пусть лучше беспристрастный зритель отделяет шедевры от посредственных произведений - для художника все они как родные дети (любимые жены)
Пастернак против феминисток?
Попались тут на глаза загадочные стихи Пастернака.
Заплети этот ливень, как волны, холодных локтей
И, как лилий, атласных и властных бессильем ладоней!
Отбивай, ликованье! На волю! Лови их, — ведь в бешеной — этой лапте —
Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне,
Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне Актей…
Загадка в том, что нет мифа, в котором Актеон (Актей) гнался бы за Аталантой.
Их имена вообще ни в одном мифе не пересекаются. Почему же у Пастернака он гонится за ней? И чем может закончиться эта погоня?)) И почему Пастернак смешал три (мифа) в одном флаконе?
Гвидо Рени, Аталанта и Гиппомен
Якоб Йорданс, Мелеагр и Аталанта
Тициан, Смерть Актеона
Интересно, было бы услышать версии. Но, даже, если мы не найдём ответа, эти строчки могут послужить поводом вспомнить историю Аталанты и Актеона.
Из-за недостатков воспитания Аталанта стала убеждённой противницей супружества. Отец пытался выдать дочь замуж, но чтобы освободиться от женихов, девушка предлагала им состязаться в беге. В случае победы претендента ждала свадьба, в случае поражения – смерть. Будучи прекрасной бегуньей, девушка одерживала одну победу за другой, пока не появился Гиппомен. Гиппомен не был суперменом, он всего лишь хитро использовал золотые яблоки, подаренные ему Венерой. На бегу юноша кидал яблоки под ноги Аталанте. Женская сущность не позволила ей удержаться от соблазна, она останавливалась, чтобы поднять яблоки, проиграла соревнование и вышла замуж за Гиппомена.
Считается, что в этой истории подчёркиваются такие женские черты, как суетность и любопытство. А я думаю, что миф про Аталанту и Гиппомена сочинили феминистки. Там, где речь идёт о силе и уме, победителями должны быть мужчины по праву, данному им природой. А хитрость – удел слабых женщин.
Миф об Актеоне тоже сочинили феминистки. Удачливый охотник пострадал от обвинения в сексуал харассмент. Засмотревшись на купающуюся Диану, Актеон был превращён ею в оленя и растерзан своими же собаками.
Погоня за Аталантой в случае удачи могла бы реабилитировать мужчин в лице Актеона, но Пастернак не сообщает, чем там у них дело закончилось.
Отредактировано Leggy (2012-02-15 00:43:24)
Чтобы сбалансировать античный сюжет, как говорят, надо представить настоящего мужчину, который не уронил свое достоинство в самых сложных ситуациях!
Винченцо де Росси, Палаццо Веккио
Чтобы сбалансировать античный сюжет, как говорят, надо представить настоящего мужчину, который не уронил свое достоинство в самых сложных ситуациях!
Миктрик, на первый раз строгое предупреждение !
Чтобы сбалансировать античный сюжет, как говорят, надо представить настоящего мужчину, который не уронил свое достоинство в самых сложных ситуациях!
Миктрик, на первый раз строгое предупреждение
Да, героико-урологическая версия, действительно, несколько экстравагантная, но вполне объяснимая. Micktrik просто попался в символистскую ловушку Пастернака. При помощи аллитерации и деформированной мифологии Пастернак ловко отвёл внимание от главного. Пол-интернета (как выяснилось!) пошли у него на поводу и занимаются фрейдистско-мифологическими изысканиями. Пол-интернету простительно. Возможно, они не знакомы с историей города лилий?
И, как лилий, атласных и властных…
«Властная лилия», уж не она ли это?
Теперь дело за малым, найти какую-нибудь флорентийскую историю, подходящую под сюжет.
Миктрик, на первый раз строгое предупреждение
Лукреция, я на себя наложил поэтическую епитимью: перечитал 5 раз Пастернака!
Заплети этот ливень, как волны, холодных локтей
И, как лилии, атласных и властных бессильем ладоней!
Отбивай, ликованье! На волю! Лови их, —
ведь в бешеной этой лапте
– Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне
Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне Актей,
Где любили бездонной лазурью, свистевшей в ушах лошадей,
Целовались заливистым лаем погони
И ласкались раскатами рога и треском деревьев, копыт и когтей.
– О, на волю! На волю – как те! (I, 196)
Чем-то напоминает плач забаненного администратора!
Теперь дело за малым, найти какую-нибудь флорентийскую историю, подходящую под сюжет.
Чую, нам дают понюхать флорентийскую лилию, чтобы пустить по ложному следу, а потом… Мы знаем, чем заканчиваются все эти забеги… Как говаривал Умберто Эко, перелистывая виртуальные страницы, не слюнявьте пальцы и стучите по клавиатуре в перчатках.
Итак, мы стоим на развилке дороги, напоминающей Лернейскую гидру. Как справиться с ней без Геркулеса? Куда податься?
Красная лилия наводит нас на лиловые размышления и на пурпурные ассоциации. Не будем пока слишком углубляться в лесную чащу электронных секвенций. Попробуем обойтись без Deep Purple.
Отдохнем немного после одного забега перед другим.
Чую, нам дают понюхать флорентийскую лилию, чтобы пустить по ложному следу, а потом… Мы знаем, чем заканчиваются все эти забеги… Как говаривал Умберто Эко, перелистывая виртуальные страницы, не слюнявьте пальцы и стучите по клавиатуре в перчатках.
Тот же Эко говорил, что студент всегда выглядит подозрительнее, чем выпускник университета. А вообще, вы правы, символистам доверять не стоит. Пастернак и сам мог не знать отгадки. У символистов подход другой, для них цель – не главное, важен процесс. Так сказать, не догоним, так побегаем.
Куда податься?
Я тоже думаю, разве не мог Пастернак написать определённее? Вместо «гнал Аталанту к поляне Актей» - «догнал на поляне Аталанту Актей». Ну, и ещё хорошо бы указать, в каком лесу находится та поляна.
Отдохнем немного после одного забега перед другим.
Чтобы заполнить паузу. Вот я не понимаю, почему на копии из Уффици Тициан нарушил принцип «каждой возлежащей красавице – по органисту»? На двух, что в Прадо – есть, на берлинской – в наличии, а на флорентийской – вместо органиста какая-то птица (попугай?).
Все выходные перечитывал "Двух Диан" и "Королеву Марго" А. Дюма, но так и не определился...
Как говорила (заливисто лаяла) любимая борзая Карла IX по кличке Актеон, дожевывая отравленную страницу: "Когда так много запахов, то не учуять след, а книги не помогут вам - от них здоровью вред!"
Могу предложить пока иллюстрацию всего одной строчки Пастернака, блестяще выполненную флорентийским художником
"Смерть Адониса" (а он ли здесь умирает?)
Кругом так много персонажей на букву "А", поэтому правильным считаю поручить расследование Алине
Все выходные перечитывал "Двух Диан" и "Королеву Марго" А. Дюма, но так и не определился...
Как говорила (заливисто лаяла) любимая борзая Карла IX по кличке Актеон, дожевывая отравленную страницу: "Когда так много запахов, то не учуять след, а книги не помогут вам - от них здоровью вред!"
С этим вряд ли согласится автор статьи «О помешанных клавиатурах», которая читая Эко, Переса-Реверте, Дюма и Пастернака одновременно, установила, что любимая борзая Карла IX Актеон «гнала к поляне» Маргариту Валуа. Ловко у неё это получилось! А органист не Баха играл, а собачий вальс.
Могу предложить пока иллюстрацию всего одной строчки Пастернака, блестяще выполненную флорентийским художником
"Смерть Адониса" (а он ли здесь умирает?)
Если верить той картине, получается, что Адонис принимал участие в Каледонской охоте? А если этой (того же флорентийского художника), всё было несколько иначе.
Antonio Tempesta, Venus Mourning the Death of Adonis
Отредактировано Leggy (2012-02-20 23:01:20)
так и не определился...
Предлагаю выбрать Диану. Во-первых, версия оригинальная, и до сих пор никем не озвученная (во всяком случае, мне не встречалась). Во-вторых, перспективная – погоня Актея закончилась победой, он догнал Аталанту.
Вот как это выглядело. Для доказательства я тоже использую собачью методику.
Диана Пуатье в мастерской Жана Гюйона. Фрагонар (1780-1850).
Рядом с Дианой Генрих II и его любимая собака (в породах не разбираюсь, может, и борзая).
Купание Дианы. Франсуа Клуэ. На заднем плане в образе подглядывающего Актея - Генрих II (на коне) и та же белая собака, что на предыдущей картине. Картина написана к бракосочетанию дофина Франциска (II), но посвящена Диане Пуатье.
И, наконец, Hunting, Portrait presumed Diane de Poitiers & Henri II. Leonard Limosin. Собака на месте, Актей (Генрих) и Аталанта (Диана) вместе!
правильным считаю поручить расследование Алине
Поддерживаю, поручите.
Хочу немного добавить про персонажей на букву “А”.
В Калидонской охоте принимал участие некий Анкей, плававший вместе с Ясоном в Колхиду. Много опасностей избежал герой во время славного похода, но клыки кабана его в конце концов настигли. На картине Темпесты именно он, смертельно раненный, лежит на земле.
У Овидия Аталанта лишь слегка зацепила вепря своей стрелой, чем его только взбесила. Такая охота напоминает бой быков, а стрела Аталанты - бандерилью.
Много раз Калидонскую охоту рисовал Рубенс. Одну из первых работ, которую считали утраченной, недавно нашли:
Ах, продолжим перечень наших а-хотников. Пушкин намеревался написать поэму “Актеон”, но дальше нескольких строчек не продвинулся:
В лесах Гаргафии счастливой
За ланью быстрой и пугливой
Стремился долго Актеон.
Уже на тихий небосклон
Восходит бледная Диана,
И в сумраке пускает он
Последнюю стрелу колчана.
Спасибо и за это: теперь мы знаем, как попал Актеон в хитроумно приготовленную ловушку. Оказывается, он преследовал лань!
Предлагаю вспомнить еще одну сладкую парочку бегунов: Аполлона и Дафну. Мы их привлекли к нашему расследованию не из спортивного интереса, а для связи, так сказать, двух миров. Дафной звали любимую лань Дианы де Меридор из романа “Графиня де Монсоро”. Почему бы Пастернаку не взять пример с Дюма и не назвать свою лань Аталантой? Пойдем еще немного дальше: богиня Диана являлась людям в разных своих ипостасях. Например, Дафна, Аталанта, керинейская лань (за которой гонялся Геракл) и т.д.
В романе “Королева Марго” на сцену-полянку сначала выбегает лань, а потом появляется Маргарита, поэтому к “и т.д.” можно смело добавить еще одно женское имя.
Ура! Мы почти расшифровали две строчки стихотворения Пастернака:
Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот
в калидоне,
Где, как лань, обеспамятев, гнал аталанту
к поляне актей…
У Франческо Альбани осень ассоциируется с расставанием Венеры и Адониса. Случайно ли? Неужели это самый осенний сюжет?
У Пастернака стихотворение входит в цикл "Разрыв". Получается, чтобы расплести “этот ливень”, надо перелопатить личную жизнь поэта?
Или продолжим бежать по следам Артемиды? Известно ведь, что всегда и во всем виноваты боги!
У Овидия Аталанта лишь слегка зацепила вепря своей стрелой, чем его только взбесила. Такая охота напоминает бой быков, а стрела Аталанты - бандерилью.
У Овидия стрела Аталанты зацепила вепря, но взбесила не его, а охотников. Потому что каждый охотник желает… и первым.
…наложила Дева-тегейка стрелу и пустила из гнутого лука.
Около уха вонзясь, стрела поцарапала кожу
Зверя и кровью слегка обагрила густую щетину.
Дева, однако, не так веселилась удара успеху,
Как Мелеагр: говорят, он первый увидел и первый
Зверя багрящую кровь показал сотоварищам юным.
"Ты по заслугам, - сказал, - удостоена чести за доблесть!"
И покраснели мужи, поощряют друг друга и криком
Дух возбуждают, меж тем беспорядочно мечут оружье.
Любопытно сцену охоты изобразил Джулио Романо, пока Мелеагр охотится на вепря, Амур охотится на Мелеагра.
В романе “Королева Марго” на сцену-полянку сначала выбегает лань, а потом появляется Маргарита, поэтому к “и т.д.” можно смело добавить еще одно женское имя.
Ура! Мы почти расшифровали две строчки стихотворения Пастернака:
Лучше так: на сцену-полянку «как гений чистой красоты» выбегает Маргарита Валуа и превращается в лань. Вслед за нею «как денди лондонский одет» прибегает Актеон и превращается в оленя. Можно было бы превратить Актеона в коня, но специалисты говорят «в одну телегу впрячь не можно / коня и трепетную лань».
А «Разрыв» переименуем в «Метаморфозы».
У Пастернака стихотворение входит в цикл "Разрыв". Получается, чтобы расплести “этот ливень”, надо перелопатить личную жизнь поэта?
С поэтами так всегда, думаешь, он о личном, а оказывается - про мифологию. Однажды один поэт попросил другого прислать ему портрет, Что нарисован Аполлоном.
А Пастернак мог иметь в виду свой разрыв с Эвтерпой.
Рояль дрожаший пену с губ оближет.
Тебя сорвет, подкосит этот бред.
Ты скажешь: — милый! — Нет,— вскричу я,— нет!
При музыке?! — Но можно ли быть ближе,
Чем в полутьме, аккорды, как дневник,
Меча в камин комплектами, погодно?
О пониманье дивное, кивни,
Кивни, и изумишься! — ты свободна.
У Франческо Альбани осень ассоциируется с расставанием Венеры и Адониса. Случайно ли? Неужели это самый осенний сюжет?
Самый осенний, наверное, связан с Дионисом.
Что касается сюжета Адонис-Венера, он в равной степени осенний и весенний. Адонис – исчезающий (умирающий) и воскрешающий (возвращающийся) бог. Осенью он смывается, а весной объявляется вновь.
Рождённого из треснувшего ствола миртового дерева младенца Афродита отдала на воспитание Персефоне, но он был так красив, что та не пожелала в дальнейшем расстаться с ним. Зевс разрешил спор богинь, предназначив Адонису проводить часть года у Персефоны в царстве мёртвых, а часть – на земле со своей возлюбленной Афродитой. Однако Артемида, разгневанная, что юноша оказал предпочтение не ей, наслала на него дикого кабана.
«Мир античных миров»
Данте Габриэль Россетти "Персефона"
А мне вот интересно, какая разница в возрасте была у Афродиты и Адониса , и куда делся Плутон?
Рембрандт по травматизму превзошёл Бернини. У Бернини от объятий Плутона у Персефоны останутся синяки, а у Рембрандта пострадает физиономия похитителя.
Рембрандт, «Похищение Персефоны»
И ещё немного про Адониса. В честь его уходов-возвращений устраивались праздники – адонии, во время которых оплакивали его смерть и радовались воскресению из мёртвых. В корзинках или горшках женщины выращивали пшеницу, ячмень, салат, укроп и другие растения, создавая так называемые «сады Адониса». И пели песенку «Сама садик я садила, сама буду поливать…» Растения быстро поднимались, но потом так же быстро увядали. Женщины выбрасывали увядшие растения в ручей и пели песенку «Сама милого любила, сама буду забывать».
Celebrating the Adonia: fragment of an Attic red-figure wedding vase, Louvre
Отредактировано Leggy (2012-03-01 23:25:34)
взбесила не его, а охотников
А мне кажется, непохоже, чтобы попадание Аталанты их "взбесило".
покраснели мужи, поощряют друг друга и криком
Дух возбуждают
По ситуации больше похоже, что покраснели они от смущения, что девушка их обошла в меткости, а не от "взбешенности". И криками друг друга поощряли от элементарного страха.
А мне кажется, непохоже, чтобы попадание Аталанты их "взбесило".
Не будем спорить с Овидием. Раз он пишет, что «взбесило», значит взбесило.
И покраснели мужи, поощряют друг друга и криком
Дух возбуждают, меж тем беспорядочно мечут оружье.
390 Дротам преградой тела, и стрелы препятствуют стрелам.
Тут взбешенный Аркад, на свою же погибель с секирой, -
"Эй, молодцы! Теперь предоставьте мне действовать! - крикнул, -
Знайте, сколь у мужчин оружье сильней, чем у женщин!
По ситуации больше похоже, что покраснели они от смущения, что девушка их обошла в меткости, а не от "взбешенности".
И как ты это себе представляешь? Пятьдесят здоровенных мужиков, с копьями и дубинами бегающих по лесу за свирепым зверем, вдруг зарделись от смущения?
Возможно, охотники не воспринимали Аталанту всерьёз и даже подшучивали над нею. Мол, осторожнее, луком пальчик не прищеми, маникюр не повреди. А она первая попала в зверя, тем самым задев мужские охотничьи амбиции и взбесив охотников.
395 Зверя я правой рукой погублю против воли Дианы!"
Велеречивыми так говорит спесивец устами.
Возникает вопрос, если охотники не готовы были делиться с нею славой, как с равной, зачем тогда приняли девушку в свою компанию?
И криками друг друга поощряли от элементарного страха.
Это возможно. Одно дело с девушкой воевать, другое - с вепрем.
Не будем спорить с Овидием. Раз он пишет, что «взбесило», значит взбесило.
Не будем. Он пишет, что взбешен был Аркад, а остальные краснели, поощряли друг друга и возбуждали дух. И зачем им требовались последние два действа, если они попросту злились, а не боялись и не стыдились?
как ты это себе представляешь? Пятьдесят здоровенных мужиков, с копьями и дубинами бегающих по лесу за свирепым зверем, вдруг зарделись от смущения?
А почему здоровенные мужики не могут смутиться, если идут по сути боевые действия, враг уже убил несколько человек, а они почти все промахиваются, кроме девушки? Ты думаешь, здоровенным мужикам стыд совсем несвойственен?
Вам кого-нибудь напоминает спящая красавица Микеланджело?
"Леду" с рисунка Леонардо.
"Леду" с рисунка Леонардо.
или скульптуру Амманати
Отрывок о "подвигах" Юпитера (Овидий "Метаморфозы")
А меонийки узор — Европа с быком, обманувшим
Нимфу: сочтешь настоящим быка, настоящим и море!
105 Видно, как смотрит она на берег, покинутый ею,
Как она кличет подруг, как волн боится коснуться,
Вдруг подступающих к ней, и робко ступни поджимает.
Выткала, как у орла в когтях Астерия245 бьется;
Выткала Леду246 она под крылом лебединым лежащей.
110 Изобразила еще, как, обличьем прикрывшись сатира,
Парным Юпитер плодом Никтеиды247 утробу наполнил;
Амфитрионом явясь, как тобой овладел он, Алкмена248;
Как он Данаю дождем золотым, Асопиду249 — огнями,
Как Деоиду250 змеей обманул, пастухом — Мнемозину.
Примечания.
245
108. Астерия — дочь титана Кея, бежавшая от влюбленного Юпитера и превращенная в перепелку.
246
109. Леда — возлюбленная Юпитера, обратившегося в лебедя, мать Елены и Диоскуров — Кастора и Поллукса.
247
111. Никтеида — Антиопа, дочь царя Беотии Никтея, мать братьев близнецов Зета и Амфиона, согласно легенде, построивших стены Фив (см. XV, 427). Амфион считался отцом Ниобы (см. ниже, ст. 271).
248
112. Алкмена — мать Геркулеса; Юпитер явился ей в образе ее мужа Амфитриона.
249
113. Асопида — Эгина, дочь речного бога Асопа, мать Эака, согласно легенде, ставшего по смерти судьей в аду (см. VII. 473 сл. и VII, 615 сл.).
250
114. Деоида — вероятнее всего, не дочь богини Део (Деметры), как обычно объясняют это имя, а сама Деметра (Церера), у которой от Юпитера родилась дочь Прозерпина.
Примечания.
245
108. Астерия — дочь титана Кея, бежавшая от влюбленного Юпитера и превращенная в перепелку.
246
109. Леда — возлюбленная Юпитера, обратившегося в лебедя, мать Елены и Диоскуров — Кастора и Поллукса.
247
111. Никтеида — Антиопа, дочь царя Беотии Никтея, мать братьев близнецов Зета и Амфиона, согласно легенде, построивших стены Фив (см. XV, 427). Амфион считался отцом Ниобы (см. ниже, ст. 271).
248
112. Алкмена — мать Геркулеса; Юпитер явился ей в образе ее мужа Амфитриона.
249
113. Асопида — Эгина, дочь речного бога Асопа, мать Эака, согласно легенде, ставшего по смерти судьей в аду (см. VII. 473 сл. и VII, 615 сл.).
250
114. Деоида — вероятнее всего, не дочь богини Део (Деметры), как обычно объясняют это имя, а сама Деметра (Церера), у которой от Юпитера родилась дочь Прозерпина.
Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта...
"Я забрел в пинакотеку, славную многими разнообразными картинами. Здесь увидал я творения Зевксида, победившие, несмотря на свою древность, все нападки; и первые опыты Протогена, правдивостью способные поспорить с самой природой, к которым я всегда приближаюсь с каким-то душевным трепетом. Я восторгался также Апеллесом, которого греки зовут однокрасочным. Очертания фигур у него так тонки и так правдоподобны, что кажется, будто изображает он души. Здесь орел возносит в поднебесье бога. Там чистый Гилас отвергает бесчестную Наяду. Аполлон, проклиная виновные руки, украшает расстроенную лиру только что рожденным цветком. При виде этих любовных картин я, забыв, что я не один в галерее, вскричал:
— Значит, и боги подвластны страсти? Юпитер не нашел на небе достойного избранника, но, согрешив на земле, он хоть никого не обидел".
Жаль, что невозможно увидеть картины, про которые написал Петроний.
Жаль, что невозможно увидеть картины, про которые написал Петроний.
Можно поискать копии, например, помпейские и т.д.
Юпитер не нашел на небе достойного избранника, но, согрешив на земле, он хоть никого не обидел
Кажется, Юнона пребывала обиженной постоянно
Или избранники Юпитера ее не сильно расстраивали, в отличие от избранниц?
Кажется, Юнона пребывала обиженной постоянно
Богиня тоже женщина.
Или избранники Юпитера ее не сильно расстраивали, в отличие от избранниц?
Юпитеру следовало поменять ориентацию.
FRANCO, Battista
The Battle of Montemurlo and the Rape of Ganymede
Galleria Palatina, Florence
Jupiter, as an eagle, carries off the beautiful boy Ganymede, while a battle rages below. Cosimo de' Medici's guests would have identified the pair as the young duke Cosimo and the emperor Charles V, whose aid led to the victory at Montemurlo that confirmed Cosimo's power.
Не будем. Он пишет, что взбешен был Аркад, а остальные краснели, поощряли друг друга и возбуждали дух. И зачем им требовались последние два действа, если они попросту злились, а не боялись и не стыдились?
На примере Аркада Овидий продемонстрировал состояние других охотников. Но, разумеется, их злость могла быть вызвана стыдом.
А сейчас что-то ещё из Овидия. И из Бродского.
- Что для вас представляется главным в вашем творчестве?- спросили Бродского.
- Я однажды сформулировал это, и, пожалуй, так оно и есть. Я думаю, что роль писателя и художника — показать людям истинное положение вещей. Например, я думаю, что хороший писатель дает представление о жизни как некой длинной цепи, и хороший писатель может очень точно указать ваше звено в этой цепи. Или по меньшей мере он предоставляет вам возможность определиться, самому найти свое звено в этой цепи. Таково мое мнение.
«Весна» Боттичелли – тоже цепочка, несколько её звеньев в пределах жизни одной картины, от Зефира до Меркурия, от начала весны до начала осени. Зефир (впрочем, на его месте мог быть и Борей ) нежно обнимает нимфу Хлорис, которая, убегая от него, превращается в слегка беременную Флору. Видимо, отсюда и пошло выражение про беременность, что «ветром надуло».
Метаморфозы Флоры "надули" мне мысль о бабочке, жизнь которой тоже череда превращений.
Гусеница-куколка-бабочка - звенья одной цепочки, которую, как поэту или художнику, дано наблюдать человеку, но не самой бабочке. Гусеница не помнит то время, когда она была куколкой, и понятия не имеет, что однажды превратится в красавицу-бабочку, на крыльях которой поэт, вооружившись лупой, сумеет разглядеть «Весну» Боттичелли:
Возможно, ты - пейзаж,
и, взявши лупу,
я обнаружу группу
нимф и пляску…
Дальше у Бродского идут фантастические видения, в которых одни образы сменяются другими, как картины на экране лектория:
На крылышках твоих
зрачки, ресницы -
красавицы ли, птицы -
обрывки чьих,
скажи мне, это лиц,
портрет летучий?
Каких, скажи, твой случай
частиц, крупиц
являет натюрморт:
вещей, плодов ли?
и даже рыбной ловли
трофей простерт.
Целая картинная галерея на крыльях бабочки-однодневки! Здесь можно увидеть портреты, пейзажи, натюрморты…и что-то ещё.
Несколько картин я покажу.
Нужно уместить все на одном крыле и показать что-то ещё.
Отредактировано Leggy (2012-03-24 22:43:52)
Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Античный сюжет в искусстве