В Риме, как и во всем мире, есть много его работ, среди которых встречаются и хорошие.
Начнем за упокой, так как первым местом нашего посещения в Риме, а точнее Ватикане, был Собор Святого Петра. Делая внимательный обход по часовой стрелке, не пропустите на одном из ближайших пилонов характерный для творчества художника барельеф. Это памятник последним представителям династии Стюартов, созданный самым великим скульптором своего времени в 1817-1819 годах. Как известно (тем, кто интересуется), Стюарты длительное время претендовали на английский и шотландский престол после утраты трона Яковом II, устраивая многочисленные заговоры со своими сторонниками якобитами, но все было тщетно. И даже католическая церковь не смогла им помочь вернуться к власти, за которую крепко уцепился Георг I, а потом и его сын Георг II. При Георге III страсти уже поулеглись, и он с облегчением выдохнул, хотя всяких-разных других проблем хватало (отделение американских колоний, французская революция, наполеоновские войны), а уже Георг IV с ностальгией вспоминал былые славные времена и пожертвовал деньги на монумент для своих оппонентов, который мы с вами и имеем удовольствие наблюдать.
Осталась для потомков одна не совсем приличная якобитская песенка, высмеивающая Георга I и его двор. Попробуйте ее напевать, чтобы отогнать скорбную скуку, которую навевает произведение Кановы. Сами Стюарты вряд ли порадуются вашей выходке, потому что они похоронены в крипте под Собором. Правда, мне показалось, я заметил ухмылки на их мраморных лицах. Возможно, виной тому было мое разыгравшееся воображение. Есть такая примета: если в Соборе не все перегорожено, то темно, и наоборот. А есть и другая: увидел Папу – не попал в Сан-Пьетро и т.д. Нам каким-то образом удалось достичь оптимального компромисса с Ватиканом: жили близко – постоянно ходили рядом – проверяли обстановку – грелись на октябрьском солнышке – напевали песню.
Смысл песенки мы, конечно, не понимали, поэтому не стеснялись. Думаем, и Ватикан ее одобрил бы, как и андрогинных ангелов, мраморные тела которых отполированы до блеска миллионами пристальных взглядов любознательных туристов со всего мира.
Неожиданно, у нас появилась счастливая возможность присоединиться к экскурсии большого поклонника Кановы. Давайте сравним наши дилетантские впечатления с мнением большого знатока итальянского искусства. Итак, послушаем Стендаля.
“Мы снова осмотрели самый прелестный из шедевров Кановы: это гробница Иакова III, короля английского и его двух сыновей, кардинала Йоркского и претендента, супруга остроумной графини Альбани, возлюбленной Альфьери. Нынешний король Англии, Георг IV, верный своей репутации самого безукоризненного джентльмена трех королевств, пожелал почтить прах несчастных государей, которых бы он отправил на эшафот, попадись они живыми в его руки. Форма этого надгробия немного готическая. На постаменте бюсты трех Стюартов в горельефе, исполненные в несколько женственной манере, говорящей о полном отсутствии характера, которое отличало этих людей, безусловно, самых несчастных людей той эпохи.
Под этими бюстами - большой барельеф, изображающий дверь гробницы, а по бокам – два ангела, красоту которых описать я, право, не в состоянии.
Напротив – деревянная скамья, на которой в 1817 и 1823 годах я провел самые сладостные часы моего пребывания в Риме. Красота этих ангелов кажется небесной, особенно при наступлении ночи. Они напоминали мне “Ночь” Корреджо в Дрездене. Приехав в Рим, нужно прийти к этой гробнице, чтобы испытать, даровал ли тебе случай душу, чувствительную к скульптуре. Нежную и наивную красоту этих юных небожителей путешественник начинает понимать гораздо раньше, чем красоту Аполлона Бельведерского, и задолго до того, как он почувствует величие мраморов Эльгина. По сравнению со статуей Терезы эти ангелы почти портретны. На этих-то ангелов больше всего и обрушивается бешеная ненависть некоторых лиц, которые, к несчастью для искусства, сделались скульпторами. От чего они не стали суконщиками или банкирами! Таким путем они бы скорее достигли благосостояния.” (Стендаль “Прогулки по Риму”; кажется, есть шероховатости в переводе)
http://en.wikipedia.org/wiki/Nativity_(Correggio)
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/c … night.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мраморы_Элгина
http://en.wikipedia.org/wiki/Elgin_Marbles
(Нам нужен не только английский, но и Англия! Не плачь осенним дождем, мы тебя когда-нибудь навестим!)
Ухмылки растаяли на наших лицах, хотя мы и не скульпторы. Надо было идти в банкиры.
Нет, мы не испытывали “бешеной ненависти” к небожителям, но художественные вкусы Стендаля не нашли отклика в наших душах, если случай нам их, конечно, даровал. Нам проще понять и оценить красоту Аполлона Бельведерского (и даже Персея Кановы, который находится на реставрации) и мраморы Эльгина (как нам кажется), чем достоинства клонированных ангелов. Сравнение с “Ночью” Корреджо также показалось неубедительным. Наверное, было недостаточно темно и безлюдно, чтобы разделить романтические восторги писателя.
http://en.wikipedia.org/wiki/Monument_t … al_Stuarts
http://ru.wikipedia.org/wiki/Якобиты
Пройдя по часовой стрелке примерно до цифры два, мы опять встретились с вездесущим Кановой. Теперь перед нами его ранняя работа – гробница папы Климента XIII (Редзонико), выполненная скульптором с 1783 по 1792 годы. Не будем торопиться высказывать собственное мнение, находясь рядом с нашим авторитетным чичероне.
“…Почти все превосходно в гробнице Климента XIII (Редзонико) , умершего в 1769 году. Его отец, богатый венецианский банкир, купил для него кардинальскую шляпу за триста тысяч франков. Может быть, деньги сыграли некоторую роль и при его избрании на папский престол. Всю свою жизнь милейший Редзонико испытывал угрызения совести из-за этого великого греха симонии. Это был человек посредственный, очень порядочный и искренне благочестивый.
Бессмертный Канова чудесно выразил все это на лице папы, которого он изобразил молящимся. Колоссальная фигура коленопреклоненного Климента XIII высится на его мавзолее; голова обращена к главному алтарю собора; налево от посетителя стоячая фигура Религии, держащая крест. По другую сторону Гений Смерти, сидящий в скорбной позе. Гений этот, может быть, слишком миловиден; недостаток его в том, что в нем есть нечто фатовское.
Дверь в ризницу в нижней части мавзолея производит глубокое впечатление; кажется, она ведет в царство смерти. Так гений умеет использовать даже помехи. По двум сторонам этой двери стоят чудесные статуи львов, пользующиеся такой славой среди художников; они выражают два различных оттенка скорби: глубокое отчаяние и гнев. Здесь, может быть, мы видим высшую степень художественного совершенства. Канова был очень беден, когда его покровители добились того, чтобы фамилия Редзонико заказала ему эту гробницу: он принужден был сам высекать плащ фигуры, изображающей Религию; при помощи коловорота, упиравшегося ему в левую часть груди, он высверлил все пространство между плащом и телом статуи Религии. Такова причина острых желудочных болей, на которые великий художник жаловался всю свою жизнь; они и свели его в могилу в 1823 году, в возрвсте шестидесяти трех лет.
Я встречал много людей, которые беспредельно восхищались лицом папы и двумя львами. “Религия” все же далека от совершенства; можно пожалеть, что на ее челе и в ее глазах нет страшной силы Микеланджело” (Стендаль “Прогулки по Риму”)
Тезис о тяжелой работе с коловоротом мне показался забавным: взялся за гуж – не говори, что не дюж! Можно ли быть скульптором, не вкладывая физического труда в свое творение? Хотелось бы узнать мнение Микеланджело!
Львы действительно хороши, хотя в Ватикане нет недостатка в этой кошачьей породе, и венецианскому скульптору было бы грешно плохо изваять символ Венеции.
Что касается человеческих фигур, то кажется, что именно безжалостная, непреклонная и фанатичная Религия свела в могилу несчастного папу, а Гений Смерти, скорее всего, простой сочувствующий ангел, который не такой уж и “фатоватый”. И что вкладывал Стендаль или переводчик в это слово? Поза ангела, в любом случае, интереснее, чем у Религии.
Эмоции папы выражены достаточно хорошо. Кажется, в Соборе есть два типа их проявления: величественное благословение и благочестивое смирение. Поправьте, если ошибаюсь.
Например, в гротах Ватикана можно найти монумент Пию VI, выполненный Кановой. Наклон головы папы здесь отличается!
А вот и надгробие Климента XIV в римской церкви Санти Апостоли.
Согласитесь, что многие надгробия в Сан-Пьетро (вне зависимости от стиля) похожи друг на друга - своих предшественников и последователей. Редко они доставляют удовольствие или удовлетворение, и тем более, такое искусство никогда не радует по-настоящему, так как над ним нависает тень смерти. Остается последняя надежда на интересную историю из жизни умершего, которая отвлекает от скорбных мыслей или отгоняет скуку.