Leggy написал(а):1918 год
(правда, написана картина в 1920 году) - 2018
Очень символично.
Leggy написал(а):Петрову-Водкину, ИМХО, удалось наделить революционное сознание одухотворённым человеческим лицом.
На знаю, высказывался ли сам Петров-Водкин о своей работе.
Я еще немного посмотрел на Мадонн с младенцами и прихожу к выводу, что спящих (кормящихся) и отвернувшихся или просто отвернувшихся вариантов ребенка очень мало. Мы почти всегда видим лицо Иисуса.
Например, у венецианца дель Фьоре,
Якобелло дель Фьоре
Мадонна с младенцем. ок. 1410
итал. Madonna col Bambino
доска, темпера. 57 × 39 см
Музей Коррер, Венеция
Пожалуй, эксперименты с положением младенца начались только в эпоху Возрождения.
У Филиппо Липпи ребенок затеял какую-то странную борьбу
Madonna with Child (Tarquinia Madonna)
1437
Tempera on panel, 151 x 66 cm
Galleria Nazionale d'Arte Antica, Rome
Эксперименты Микеланджело совсем отвернули маленького Иисуса от зрителя.
Мадонна у лестницы. ок. 1490—1491
Каза Буонарроти, Флоренция
Мадонна Медичи. 1521—1534
Капелла Медичи, Флоренция, Италия
Уже в первой своей работе Микеланджело изобразил Иисуса спиной к зрителю. Несмотря на внешнюю мускулистость младенца, его сон навевает мысли о смерти.
Прихожу к выводу, что Петров-Водкин создал свой оригинальный образ Мадонны с младенцем, опираясь на работы мастеров Возрождения, хотя и не удается найти какой-то определенный прототип.
Поза женщины и ребенка очень естественны, поэтому Майк и принял Мадонну за обычную "комсомолку". Иногда отсутствие эксперимента и следование природе приводит к поразительным новаторским результатам. Мне приятно, что картина стилизована под работы художников XV века. Наверное, и смысл образа Петрова-Водкина близок историческому. 1918 год был годом Гражданской войны, голода и болезней, поэтому нет ничего удивительного в том, что Иисус отвернулся от зрителя, уснул (и даже умер), а Мадонна, как мне кажется, смотрит на нас печальным, задумчивым, отсутствующим взглядом, предчувствуя грядущие трагедии и не зная, как от них оградить своего ребенка. Мир стал другим: духовные ценности прошлого разрушаются и больше не востребованы.