Частные коллекции смотреть всегда интересно, даже если ваш вкус не совпадает со вкусом коллекционера. Как сказала моя подруга после посещения выставки «Портреты коллекционеров», которая сейчас проходит в Пушкинском: «За свои деньги абы что (она употребила другое слово) покупать не станешь». Но, даже не это главное. Мне ещё интересно то, что сокровища коллекционера могут больше рассказать о нём самом, чем любой биограф. В этом месте отвлекусь ещё раз, чтобы вспомнить коллекцию Глазунова, представленную в Пушкинском. Грандиозные полотна, изображающие исторических деятелей во всём великолепии славы, красноречиво указывают на амбициозность и тщеславие владельца. Правда, Глазунов утверждает, что эти картины – не его выбор, якобы они были ему подарены.
Истинным увлечением Джан-Джакомо Польди-Пеццолли было историческое оружие. С оружейного зала и начинается музей. Но, его визитной карточкой стал «Женский портрет», приписываемый Пьеро Поллайоло.
Честно говоря, я пока не разбиралась, как этот портрет «потерял своего живописца», и почему в конце концов его приписали Пьеро, а не его брату Антонио. Вообще-то настоящая фамилия братьев – Бенчи. Но их папа продавал курей во Флоренции, то есть был pollaiolo.
Процитирую Муратова: «Кто покинет Милан, не помня в Польди-Пеццоли знаменитого профильного портрета флорентийской девушки с длинной шеей, о котором столько мудрили и ничего в конце концов не решили критики, приписывавшие его в менее учёные времена Пьеро дела Франческа, а позднее Поллайоло или Вероккио. Не рискнуть ли в свою очередь и нам определением, впрочем, наверное, уже высказывавшимся кем-либо и когда-либо, произнеся перед портретом «потерявшей своего живописца» флорентийское имя Алессо Бальдовинетти?».
Хотите посмеяться? Ведомая желанием понять выбор Муратова, я открыла сайт с картинами Алессо Бальдовинетти и обнаружила там портрет длинноносой «Дамы в жёлтом» из Лондонской Национальной галереи. Полагаю, именно она послужила основанием муратовской атрибуции длинношеей потеряшки из Польди-Пеццоли.
Ну, я не захотела оказаться в числе «тех, кто…не помня», и отправилась в Польди-Пеццоли. Посещение музея напоминает поход в гости к меценату с той лишь разницей, что за эти «гости» приходится заплатить. Стоимость билета составляет 9 евро и включает бесплатный аудиогид (взяла английский, русского не предлагают). Фотографировать разрешают только без вспышки (в некоторых комнатах было настолько темно, что мне пришлось нарушить этот запрет).
Покажу в начале три образа, которые меня удивили/шокировали/очаровали (глаголы употребила в соответствии с порядком представления картин).
Как вы думаете, чей это портрет (имя можно не называть, скажите хотя бы, кем стал мальчик, когда он вырос))) Подсказка: «Позвольте представиться, царь…» (с)
Андреа Мантенья «Мадонна с младенцем».
Видели вы ещё где-либо такого младенца?
Девушка с витража.
В начале, я эту даму определила как Рахиль, девушку в зелёном - Лия, а посредине - Иосиф. Вот только одеяние у него чем-то напоминает костюм Пьеро. Потом решила, что это Петрарка, а затем разглядела имена внизу витрижа. Выходит, перед нами Данте, та, что мне понравилась – Беатриче. Остаётся выяснить, кто такая Матильда?
Отредактировано Leggy (2012-07-06 17:01:48)