Micktrik написал(а):Есть в ней что-то от Юдифи, царицы Томирис и себя самой.
Что же в ней, например, от Юдифи?
По-моему, различия очевидны, а сходство только в иконографии.
Юдифь победила не слишком законным путём, моральный облик Екатерины, напротив, не вызывает сомнения. Падшая и святая, палач и жертва...
Если уж проводить параллели, можно вспомнить Жанну д’Арк, не зря же она грезила Екатериной. И та, и другая, стали жертвами, будучи победительницами.
Micktrik написал(а):Екатерина Александрийская победно возвышается на помосте (на недосягаемой высоте), а прочие язычники и Максимин выглядывают из-под плинтуса...
Да, это хорошее объяснение. Я немного покопалась в картинках и обнаружила, что Бергоньоне не был единственным, кто изобразил голову рядом с Екатериной. У некоторых художников голова императора явно отрубленная, и тогда, если бы не колесо, Екатерину можно было бы принять за Юдифь.
Anónimo - Santa Catalina de Alejandria
Мурильо, Ст. Екатерина Александрийская
Mystic marriage Parmigianino, здесь Екатерина вместе с головой явилась на обручение ))
St Catherine-Claude Guinet
Но, лучше всего смысл головы можно понять на примере скульптуры неизвестного голландского автора из амстердамского Рейхсмузея. «Кто победил, кто побеждён»?
UNKNOWN MASTER, 1460 Netherlandish Rijksmuseum, Amsterdam
Alina написал(а):А римские императоры носили подобные короны?
Какие-то короны они точно носили, но не знаю, одного ли фасона.
Micktrik написал(а):С портретным сходством царя я затрудняюсь определиться, допускаю даже автопортрет художника
С короной на голове? Интересно, как это нужно понимать, как манию величия или как капитуляцию?