"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Лоренцо Лотто «до» и «dopo»


Лоренцо Лотто «до» и «dopo»

Сообщений 61 страница 75 из 75

61

Micktrik написал(а):

Alina написал(а):
Истина может быть простой, но путь к ней сложным.
Точно! А некоторые люди не ищут легких путей, которые кажутся слишком примитивными, а искусство должно быть высоким и изысканным. Вот и придумывают всякий маньеризм

Когда истина становится прописной, она лишается способности очаровывать. Вот и придумывают всякий маньеризм, импрессионизм и т.д.  :idea:
Картину про истину и маньеризм разместила в другой теме.

Alina написал(а):

В нынешнее время каждый пытается внести в искусство что-то своё, оригинальное, а попробуй придумать то, чего ещё не было!

Современные художники уже ничего нового не придумывают, а присваивают осваивают старое и занимаются подделками поделками. Комбинируют, симулируют, цитируют, апроприируют, инсталлируют... Кто-то более удачно, кто-то менее.

Alina написал(а):

Недавно видела репродукции картин, на которых изображены рыбы, просто рыбины, будто вытащенные из воды и разложенные на столе, в стиле примитивизма, не похожие на оригиналы.  Более того - разговаривала с художником, эти картины нарисовавшим, не о живописи, правда, к счастью. Испытала шок от такого "новаторства".

А в чём его новаторство? Рыбу, более-менее похожую на рыбу, кто только не рисовал.
Например, Машков, вот его картина с выставки «Бубнового валета», что сейчас проходит в доме Нащокина.

1917 Натюрморт С Глухарем И Рыбами. Х., М. Абрамцево

http://s42.radikal.ru/i097/1207/3f/ce58a6134dbd.jpg

1910-Е Натюрморт "Рыбы", этой картины на выставке не было, но рыба здесь разнообразных пород и оттенков

http://s003.radikal.ru/i203/1207/a5/51902c26f59a.jpg

Alina написал(а):

разговаривала с художником, эти картины нарисовавшим, не о живописи, правда, к счастью. Испытала шок от такого "новаторства".

Шок может быть признаком новаторства!  :idea: Жаль, что вы не поговорили о живописи. Картины современных художников трудно понять без концепции (идеи, теории).

Отредактировано Leggy (2012-07-27 17:12:57)

0

62

Leggy написал(а):

Картины современных художников трудно понять без концепции (идеи, теории).

При этом живопись играет второстепенную роль.

Leggy написал(а):

Рыбу, более-менее похожую на рыбу, кто только не рисовал.

В современной живописи рыбины могут символизировать конец игры, живописи, "рыбу" (домино). :idea:

0

63

Micktrik написал(а):

В современной живописи рыбины могут символизировать конец игры, живописи, "рыбу" (домино).

На безрыбье в современной живописи и рыба – живопись. Что касается Машкова, его живопись мне нравится. Можно было бы поговорить о русской живописи начала XX века - лучшем её времени, но для этого нужно открыть новую тему, и боюсь, что она не получит отклика?

0

64

Leggy написал(а):

А в чём его новаторство? Рыбу, более-менее похожую на рыбу, кто только не рисовал.

Вряд ли в И-нете есть репродукции его работ, да я и фамилию его не спросила, как-то даже не интересно было. Но представь: на все полотно горизонтально протянулась одна-единственная распластанная рыбина, типа висящая в воздухе. Без нюансов и переливов цвета, без изгиба и движения. Надпись гласит, что это за вид, но рыбаки заявили, что на обозначенный изображение не похоже. Скучно, примитивно, пусто. Видимо, художник считает, что зритель должен перед его творением размышлять над концепцией, идеей или теорией. Вот в этом и "новаторство". Или да, в том шоке, который я испытала при виде такого "искусства".

Leggy написал(а):

Жаль, что вы не поговорили о живописи.

Он был гостем наших приятелей, к которым мы заехали, говорить ...ээээ... не слишком положительное мнение о его творчестве было бы невежливо, а как в таком разговоре обойтись без перехода на его работы, если мне их только что показали в альбоме?

Leggy написал(а):

Что касается Машкова, его живопись мне нравится.

Во всяком случае, "Натюрморт с глухарем и рыбами" мне понравился, любопытна передача разных фактур довольно близкой гаммой красок.

Leggy написал(а):

Можно было бы поговорить о русской живописи начала XX века - лучшем её времени, но для этого нужно открыть новую тему, и боюсь, что она не получит отклика?

Мне это было бы интересно, хотя о живописи того времени знаю ещё меньше, чем об изобразительном искусстве других периодов.  :hobo:

0

65

Попробую выплыть в бурные воды Возрождения, если не возражаете.
Аудиогид в этот раз мы брать в Эрмитаже не стали, поэтому рассчитывать на помощь экспертов не приходилось. Так и с картиной Лоренцо Лотто "Семейный портрет" нам не удалось разобраться на месте, и даже сейчас не все ясно.

http://sf.uploads.ru/t/y8UIK.jpg

Нагугливаются самые разные версии расшифровки изображения, например, такие:

“Семейный портрет” написан, вероятно, в 1523 году в Венеции, так как по манере выполнения он близок к подписной и датированной этим годом работе Лотто “Портрету мессера Марсилио и его жены” (Мадрид, Прадо). К “Семейному портрету” имеется подготовительный рисунок в Королевском музее в Амстердаме. Очень сдержанно, но выразительно передает художник непреклонную волю мужчины и безразличную покорность женщины. И для того чтобы подчеркнуть общую настроенность портрета, Лотто вводит в композицию соответствующий пейзаж — мощные порывы ветра сгибают верхушки двух деревьев, виднеющихся на фоне неба с мчащимися тучами. На листке бумаги, который держит в левой руке мужчина, латинская надпись: “HOMO NVNQVAM” (Человек никогда). Другой рукой он показывает на белку, считавшуюся символом домовитости. Смысл этой аллегории не совсем ясен. Картина написана в темной красочной гамме, которую оживляет только красная ковровая скатерть.

Ссылка

http://sf.uploads.ru/r3KIX.jpg
Ссылка

http://sf.uploads.ru/BWjdk.jpg

А какая версия (возможно, своя) вам наиболее близка?

0

66

Давно где-то читала расследование этой картины, но запомнила только то, что автор обратил внимание на расположение жены выше мужа. Автор писал, что в то время так было не принято, обычно на семейных портретах муж располагался выше, и нарушение должно было иметь веский повод - возможно, смерть жены, или кто-то из супругов был дописан позднее.
Что касается трактовки надписи, мне не нравится ни одна версия из озвученных. Вообще не нравится, что человек выше природы. Потому что это не так.  И утраты человек забывает, и жён выгоняет, и детей бросает  :huh:
Хотя, наверное, в Возрождение эта идея (человек выше природы) могла иметь место.

0

67

Вот еще одно, развернутое толкование:

[В отличие от большинства других мастеров, Лоренцо Лотто неоднократно создавал двойные портреты; к такому типу относится и эрмитажный. Приемы, использованные в "Семейном портрете", повторялись у Лотто (например, "Портрет мессера Марсилио и его жены" - Мадрид, Прадо): вытянутый в длину формат картины, две фигуры, срезанные поколенно, на некотором расстоянии друг от друга, связь между ними осуществляется не за счет взгляда (он обращен на зрителя), а за счет жестов и довольно сложной системы атрибутов.

В "Семейном портрете" супруги сидят в комнате, около стола, покрытого роскошным ковром. Интересная деталь - Лотто с абсолютной точностью воспроизвел молитвенный турецкий ковер с характерным орнаментом из цветов гвоздики, плетенки, шестиугольной арки. Такие ковры турки охотно продавали, а венецианцы покупали, "забывая" об их ритуальном назначении. Центром их производства был, вероятно, город Ушак; подобные ковры венецианцы ценили за яркость, нарядность четкого орнамента и часто использовали, как мы видим па картине Лотто, для украшения своих жилищ. Такие ковры позже получили название "Лотто".

У супругов, изображенных художником па эрмитажном портрете, - отрешенные лица, широко открытые глаза, напряженно смотрящие па зрителя.

Нарядно одетая молодая женщина, прижимая к груди собачку (символ верности), безвольно и мягко кладет свою ладонь на плечо мужа. Он же, указывая на белку, свернувшуюся клубочком на столе, поднимает лист бумаги с латинской надписью: Homo nunquam (человек никогда).

Смысл аллегории долгое время оставался непонятным, в настоящее время он расшифровывается следующим образом: согласно средневековым представлениям, самец белки в голодное время выгонял из дупла самку, обрекая ее тем самым на жалкое существование. Человек никогда не поступит так - заверяет нас надпись.

Это - портрет-клятва, в нем обещание мужа заботиться всю жизнь о жене, и она, в свою очередь, дает зарок верности; а за окном от порыва ветра клонятся растущие рядом два дерева - образ, подтверждающий смысл аллегории и не требующий особого раскрытия, так как издавна в фольклоре и литературных источниках любящие уподоблялись растениям, разлучить которые было невозможно.

Очевидно, склонность к литературным и аллегорическим программам в портретах первой половины XVI века можно объяснить пристрастием к символике, которой широко пользовались гуманисты; она как бы дополняет психологическую характеристику, еще сравнительно малоразвитую в искусстве периода Возрождения.

Существует подготовительный рисунок, исполненный Лотто пером, к эрмитажному портрету (Амстердам, Рейксмузеум). На рисунке уже полностью воплощен основной замысел, отличающийся от окончательного, живописного, варианта тем, что женщина сильнее откинулась назад, правая рука мужчины повернута ладонью кверху и держит какой-то предмет, а собака еще не смотрит на белку. Фон заштрихован. Нет ни окна, ни драпировки за спиной дамы. Из сопоставления рисунка с живописным полотном видно, что Лотто сделал все возможное, чтобы достигнуть большего композиционного единства.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st020.shtml

0

68

Прочитала Пиотровского "Как Лоренцо Лотто вернулся в Эрмитаж". Любопытно, что картина была продана, но до сих пор находится в Эрмитаже. Пиотровский предполагает два варианта: покупатель не выкупил лот и аукционный дом дал информацию о несостоявшейся сделке. Хорошо, что у Пиотровского нет сомнения, что проданная картина и та, что сейчас находится в Эрмитаже - одно и то же произведение Лотто. :)

*******************************
Теперь в защиту белок :)
Очень редкий зверь оказалась. Кошек, собак, мышей, львов, кроликов и даже горностаев изображали чаще. А белка, кроме Лотто, нашлась только на двух картинах.

Hans Holbein the Younger. Портрет дамы с белкой и скворцом. 1526-1528 гг.
Эту даму, видимо, уже выгнали из дупла  o.O

http://sf.uploads.ru/Gib9g.jpg

Ещё одна белочка нашлась в "Благовещении" у Козимо Тура. 1469 г. Феррара, Музей Собора.
Интересно, для чего она здесь?

http://sf.uploads.ru/rOu7a.jpg

0

69

Ариал написал(а):

Вот еще одно, развернутое толкование

Мне это толкование показалось наиболее толковым :)

Ариал написал(а):

В "Семейном портрете" супруги сидят в комнате, около стола, покрытого роскошным ковром. Интересная деталь - Лотто с абсолютной точностью воспроизвел молитвенный турецкий ковер с характерным орнаментом из цветов гвоздики, плетенки, шестиугольной арки. Такие ковры турки охотно продавали, а венецианцы покупали, "забывая" об их ритуальном назначении. Центром их производства был, вероятно, город Ушак; подобные ковры венецианцы ценили за яркость, нарядность четкого орнамента и часто использовали, как мы видим па картине Лотто, для украшения своих жилищ. Такие ковры позже получили название "Лотто"

Ковер - своего рода подпись? Или просто символ богатства? :question:

Ариал написал(а):

Нарядно одетая молодая женщина, прижимая к груди собачку (символ верности), безвольно и мягко кладет свою ладонь на плечо мужа. Он же, указывая на белку, свернувшуюся клубочком на столе, поднимает лист бумаги с латинской надписью: Homo nunquam (человек никогда).

Смысл аллегории долгое время оставался непонятным, в настоящее время он расшифровывается следующим образом: согласно средневековым представлениям, самец белки в голодное время выгонял из дупла самку, обрекая ее тем самым на жалкое существование. Человек никогда не поступит так - заверяет нас надпись.

Это - портрет-клятва, в нем обещание мужа заботиться всю жизнь о жене, и она, в свою очередь, дает зарок верности; а за окном от порыва ветра клонятся растущие рядом два дерева - образ, подтверждающий смысл аллегории и не требующий особого раскрытия, так как издавна в фольклоре и литературных источниках любящие уподоблялись растениям, разлучить которые было невозможно.

Я бы homo назвал мужчиной :idea: или мужем. Муж никогда не перестанет заботиться о своей жене (не выгонит ее из гнезда, или сам будет натаскивать в гнездо всяческие полезные и вкусные вещи - любая белка сгодится) , а жена всегда будет ему верной. Два гнущихся дерева - общая судьба (и в горе, и в радости супруги будут вместе). В окне можно рассмотреть и тучи, и ветер, и солнце.
Портрет-клятва? Возможно. А мы свидетелями будем. Женщина, правда, смотрит чуть в сторону: взгляд можно назвать отрешенным. Создается впечатление, что мужчина хочет поддержать, возвысить и приободрить свою жену. Возможно, у них умер ребенок, и муж дает понять жене, как много она для него значит. Мне кажется, что нет признаков, указывающих на уход из жизни женщины.

Leggy написал(а):

Теперь в защиту белок :)
Очень редкий зверь оказалась. Кошек, собак, мышей, львов, кроликов и даже горностаев изображали чаще. А белка, кроме Лотто, нашлась только на двух картинах.

Да, с белками трудно разобраться, и не всегда разглядишь, какого они пола! :D Вот и приходится мысью по древу растекаться - гипотезы выкладывать ;)

0

70

В защиту белок 2 :)

Кстати, ввела в поиск "белки самец выгоняет самку" и никакого подтверждения сему не нашла  :dontknow:
Зато выпало много ссылок, где пишут, что самка выгоняет самца из гнезда на 18-20 день после свадьбы  :D
Либо нравы белок изменились со времён Возрождения, либо Лотто ничего не смыслил в белках, либо автор версии с белками что-то напутал.  :yep:

0

71

Leggy написал(а):

Либо нравы белок изменились со времён Возрождения, либо Лотто ничего не смыслил в белках, либо автор версии с белками что-то напутал.

Наверное, у них неправильные белки! :yep:

0

72

Три года назад здесь было интересное обсуждение - зачитался, еще не закончил. 
Немного удивило, что из эрмитажных Лотто добрались только до одного.
А этот портрет сразу же вызвал ассоциацию - посмотрите, похожи, правда?
http://s1.uploads.ru/t/8/D/m/8Dm0q.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/5/56/Nonna_Mordyukova.jpg

0

73

marc написал(а):

А этот портрет сразу же вызвал ассоциацию - посмотрите, похожи, правда?

Ну, пожалуй, оба характера сильные, проглядывает решимость (больше у Лотто), а дальше сходство только незначительное. :whistle:  ИМХО-ИМХО
А что за тетя внизу? :question:

0

74

marc написал(а):

А этот портрет сразу же вызвал ассоциацию - посмотрите, похожи, правда?

Есть, конечно, женщины и в итальянских селеньях, но Лоттовская коня на скаку (ИМХО) не остановит, а наша Мордюкова - будто с неё Некрасов писал.
У Лоттовской взгляд просто тяжёлый, а у нашей - царский, величавый.
Но ракурсы да, похожи. :)

Micktrik написал(а):

А что за тетя внизу? :question:

0

75

если на то пошло ...

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Лоренцо Лотто «до» и «dopo»