"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов)
⚜ ⚜ ⚜
“Непогода и дождь, которые обрушились вчера на Флоренцию, не помешали тысячам туристов и местных жителей собраться на площади у кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре для проведения древнего ритуала «Взрыв повозки» (Scoppio del Carro), ставшего настоящей пасхальной традицией. Флорентийцы отмечают, что это событие уже 12 лет как не проходило под дождем, тем не менее, ракета в форме голубя без труда пролетела и подожгла «бринделлоне» (так местные жители называют повозку).
Таким образом, традиция была соблюдена и город ожидает процветание, ведь как гласит поверье, от того, зажжется огонь или нет, зависит, насколько удачным будет год. Может кому-то это может показаться предрассудками, но флорентийцы хорошо помнят 1966 год, когда «голубь» не смог завершить церемонию и в этом же году город город постигло разрушительное наводнение.”
Семейство Пацци все помнят благодаря заговору, который закончился смертью Джулиано, брата Лоренцо Великолепного, и расправой над заговорщиками, после которой во Флоренции у Медичи не осталось политических конкурентов. Кое-кто знает про капеллу Пацци, пристроенную к Санта Кроче, или одноименное палаццо, находящееся недалеко от Барджелло. Что еще связано с этим звучным именем? В переводе с итальянского паццо означает сумасшедший, но, не зная языков, вы скорее решите, что семейство имеет какое-то отношение к Пасхе, и вы окажетесь правы!
Во времена первого крестового похода в 1099 году при штурме Иерусалима Паццино де’ Пацци, проявив воинскую доблесть, первый взобрался на стену города. Готфрид Бульонский, предводитель христианского войска, наградил флорентийского рыцаря, вручив ему три священных камня, оставшихся от церкви Гроба Господня в Иерусалиме.
Во время Святой Субботы крестоносцы, используя камни (как кремни), зажгли (высекли) святой огонь, а затем поделились им со своими товарищами, положив начало прекрасной традиции. Вернувшись во Флоренцию, Паццино де’ Пацци познакомил с ритуалом своих сограждан. Теперь на Пасху (используя священные камни) зажигали пасхальные свечи, а потом разносили (факелами) благодатный огонь из Баптистерия, а немного позднее стали развозить по городу на повозке горящие угли, чтобы в каждом домашнем очаге загорелась его частичка.
Повозка постепенно приобретала все более праздничный и величественный вид. В конце XV века, когда в Италии появилась завезенная с востока пиротехника, кому-то пришло в голову устраивать “взрыв”. Теперь традиция называется не иначе как “Scorpio del Carro” (взрыв повозки), а сооружение на колесах величают Il Brindellone.
Il Brindellone весит 4,5 тонны и достигает 11 метров (!) в высоту, он сделан из сосновых и дубовых досок, начинен пиротехникой и украшен “с ног до головы”. В воскресенье утром белые быки торжественно доставляют “пасхальный кулич-Горыныч” от места хранения на виа дель Прато на площадь между Собором и Баптистерием.
Что касается процедуры поджигания “кулича-каланчи”, то ее надо описать подробно.
Сейчас камни, привезенные во Флоренцию крестоносцем Паццино де’ Пацци, хранятся в церкви Санти Апостоли (на площади дель Лимбо). Отсюда священный огонь доставляют в Баптистерий, а потом в Дуомо. Его сопровождает торжественная процессия с флагами Флоренции и Пацци, разодетая в красочные исторические костюмы.
Наиболее интересной мне показалась процедура “воскресения” Il Brindellone, вернее ее техническая составляющая. Для осуществления этой инженерной задачи проволока связывает “каланчу” с главным алтарем Дуомо.
Ровно в 11 часов, когда бьют колокола и звучит Gloria in excelsis Deo, архиепископ Флоренции подносит свечку к запалу, таким образом запуская в сторону Il Brindellone голубку-ракету (colombina), которая должна доставить свое огненное послание по назначению и вернуться обратно, движимая другой ракетой. Интересно, что уже при Льве X использовали реактивного голубя. Представляю, как широко открывались от изумления рты у граждан Флоренции! Если что-то не сработает, то Флоренцию ждут большие неприятности, что и случилось в 1966 году, когда страшное наводнение нанесло огромный ущерб городу и всему европейскому искусству.
Ожившая “каланча” разражается градом выстрелов, безбожно дымит, сыплет искрами, устраивает фейерверки. В общем, демонстрирует всё, на что она способна (что ей положено по программе), если Богу будет угодно.
Наверное, и Леонардо да Винчи когда-то принимал свое инженерное участие в подобном представлении. Мне нравится флорентийский подход: благодатному огню надо помогать прийти к людям, делая это весело, красиво и изобретательно.
Не забудем сказать спасибо семейству Пацци, благодаря которым Пасха во Флоренции такая неповторимая и прекрасная!
Но ведь ракету надо как-то очень быстро и незаметно поменять, или не обязательно?
Можно сразу две штуки голубю вставить, или подцепить его встречной ракетой. Придумать механизм поворота, мне кажется, еще сложнее. Попробуем у флорентийцев узнать. Не факт, что они знают.
В этом году (2013 г.) мер Флоренции, Маттео Ренци потратил 75.000 € из городской казны на прозрачное прочное стекло, которое заменит обычные железные ворота, что бы туристы и прохожие могли полюбоваться круглый год повозкой.
--
Кстати, еще одно из новшеств нашего городского мера - электрокары в центре Флоренции.
В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны смысл костра как и у пасхальной свечи — огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.