Micktrik написал(а):Почему лицо "Дня" не было завершено: замысел, творческий кризис, внезапный отъезд?
Открытия здесь не совершишь, лучше подсмотреть у классиков.
Объяснение Мэри Маккарти строится на известной фразе «нет предела совершенству». Она пишет:
«Можно достичь совершенства, если обозначить какой-то предел; без такого предела дорога окажется бесконечной. Дезидерио или, предположим, Мино, могли закончить работу; Микеланджело мог только остановиться».
И ещё у неё же про «пределы» Микеланждело:
«В Микеланджело флорентийская страсть к величию, к первенству превзошла все мыслимые пределы, и это стало причиной его ужасных страданий. Из всех живших в одно с ним время мастеров он согласился признать своим соперником только Бога, и все его поздние громоздкие, незаконченные работы выглядят метафорами главной задачи – найти форму среди хаоса. Подобное соревнование было очевидно неравным; всё (то есть всё Творение) было против Микеланджело – горы, из которых он, словно лекарь, грубо вырывающий зуб, пытался вытащить глыбы мрамора, реки, люди. Вот почему после него, как и после Леонардо, осталось столько неоконченных произведений: ни одна конкретная работа не удовлетворяла его безграничных амбиций».
Определённее всех высказывается Вазари:
«И нет сомнения в том, что если бы вражда между судьбой и доблестью и между добротой последней и завистью первой дала возможность довести такую вещь до конца, искусство смогло бы показать природе, насколько в любом своём замысле оно её превосходит. Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их)…».
А Муратов самый расплывчатый, но и самый поэтичный. Он очевидно не знает точного ответа, но и не ищет его.
«В своих сонетах он говорит о бессмертных формах, обречённых на заключение в земной тюрьме. Его резец освобождает дух не для гармонического и по-античному примиренного существования вместе с материей, но для разлуки с ней.
О невозможности этой разлуки, о крепости земного плена как бы свидетельствуют необработанные куски камня, вторгающиеся в совершенство его одухотворённых форм».
И далее, говоря о «Пленниках»:
« Трагическое рождение духа из сопротивляющегося ему косного вещества он нигде не изобразил лучше, чем в этих неоконченных по воле случая статуях. По воле случая! Или тут не было вовсе случая, а была неизбежная минута какого-то странного удовлетворения зрелищем страдающего и порабощённого духа».
И в самом конце:
«Сам Микеланджело не должен был знать печали, даже когда глядел в лицо смерти. Ей одной вверено освобождение духа из плена жизни».
Кстати, мне больше всего нравятся именно те его работы, где побеждает смерть. Например, ватиканская «Пьета» или «Умирающий раб».