Вчера в Пушкинском была очередная лекция, посвящённая «малым голландцам». Это одна из моих любимых тем, поэтому немного расскажу о своих впечатлениях.
На лекции можно было узнать, что:
- высокая продуктивность голландских художников была обусловлена религиозными особенностями, но религиозная тематика на картинах практически отсутствовала;
- голландцы в основном рисовали пейзажи и жанровые, бытовые сценки (параллельное открытие – пейзаж в Голландии является портретом Голландии );
- следует разделять голландскую живопись 17 века и Рембрандта;
- если на голландской картине есть собачка, значит рядом есть дама лёгкого поведения (параллельное открытие – если собачка беременная, нужно лучше приглядеться и к даме:)).
А теперь чуть-чуть подробностей и картинок.
Кальвинистская Голландия не нуждалась в религиозной живописи. Потому что есть Бог и есть человек, а всякое посредничество ни к чему. Отсюда пустота протестантских храмов и отсутствие религиозной живописи. Но, в кальвинизме есть одна хитрость, которая стимулировала развитие страны и обуславливала многочисленность и продуктивность голландских художников. Хитрость эта состояла в том, что Бог заранее определяет посмертную судьбу каждого человека (куда он попадёт, в Ад или в Рай), когда тот ещё находится в утробе матери. Сам человек ни на что влиять не может.
Но есть некие показатели, по которым человек может предугадать своё посмертное местожительство. К этим показателям относится успешность в делах, в работе и в жизни. То есть, если ты успешен – значит тебя ждут в Раю. Поэтому верующий человек стремился обеспечить себя показателями успешности, много трудился и, действительно, достигал больших успехов. Успешные бюргеры жили неплохо и имели возможность украшать свои жилища картинами, прославляющими их страну (пейзажи), их самих (портреты), их образ жизни (натюрморты). А религиозную и мифологическую тематику заменила жанровая живопись.
Пейзаж.
Если пейзаж Голландии – это её портрет, то какой же он безмятежный, тривиальный и, если речь не идёт о высотах Рёйсдела, плоский и скучный. Основное изображение – прямая, прескверная дорога в сельской местности с корявыми деревцами по краям и мельницей где-то на горизонте. По этой дороге даже пройтись не хочется, настолько всё неинтересно и очевидно, а очевидность утомляет.
Рёйсдел – исключение, его Голландию я знаю и люблю.
Натюрморт.
Про натюрморт писать не буду, просто дам один совет. Если хотите понять магию голландского натюрморта, поезжайте в Харлем в музей Франца Хальса. После того, как вы насмотритесь на фееричные и шумные банкеты разных гильдий Хальса и, да, на кружевные воротники и манжеты, ступайте в зал с натюрмортами. Сыр Флориса ван Дейка притянет вас как магнит (ещё один совет – лучше не завтракать до похода в музей).
Введение в Рембрандта.
Конечно, дальше всех по голландской живописной дорожке пошёл Рембрандт. В библейских сюжетах он сумел свернуть её в кольцо, сделал из неё винтовую лестницу, по ступеням которой зритель опускается в глубины мысли и сюжета. Творчеству Рембрандта будет посвящена следующая лекция, но ключи к нему помогают подобрать «малые голландцы».
Помните связку ключей на картине Николаса Маса? Это ключи от погреба, в который Суламита хотела отвести возлюбленного. «Я возьму тебя за руку и отведу в глубокий погреб, где созревает ароматное вино…». Но, как я уже сказала, про погреба Рембрандта, возможно, напишу позднее (если лекция вдохновит).