ДЗЕККА
П о с в я щ а е т с я L e g g y ) )
.
.
.
Итак, зачем мне вдруг понадобилась парочка голых мясистых мужиков не первой свежести? Тем более, что ихние пятки всё-равно не изучить )) Начнём с издалека. С Барбари...
В скучном, по мнению некоторых, музее Коррер в одном из залов имеется вырезанная на 6 деревянных панелях огромная карта Якопо де Барбари - аж 4 квадратных метра общей площадью! Разглядывать оригинал не слишком удобно, потому что карта сия предназначена для печати и является строго говоря печатной отзеркаленной формой - т.е. всё на ней перевернуто справа налево. Зато рядышком с столом, на котором демонстрируется оригинал, висит печатная копия с подсветкой. Мне нравится её разглядывать: нажмёшь кнопочку и рассматриваешь какой-либо фрагмент города 1500 года издания )) Вся карта в данном случае нам не нужна. Поэтому ограничимся небольшим кусочком пьяццы Сан-Марко...

Якопо де Барбари. Карта Венеции. 1500. Фрагмент. Музей Коррер, Венеция.
Базилика, Торре дель Оролоджо, Старые Прокурации, Кампанила и колонны на пьяццете уже стоят. Новых Прокураций, где ныне кафе "Флориан" ещё нет. На их месте и около Кампанилы - хаос мелких домиков. Что это? Ну, за весь квартальчик сказать не берусь, но точно знаю, что в 1500 году именно здесь находился печатный двор Венецианской республики. Тут чеканились знаменитые венецианские дукаты-цехины. Вот как это примерно выглядело...

Cидит себе дородная венецианка и что есть силы тюкает молотком по штемпелю. Бац-бац! Бац-бац! Утверждают, что в день венецианский монетный двор - или Дзекка (Zecca), выпускал до 20 тыс. монет разного достоинства. Это 7,3 млн денюжек в год. В XVI веке Дзекка ежегодно выдавала на гора по 2 млн цехинов. В тогдашнем т.н. цивилизованном мире спрос на цехин был колоссальным - венецианская золотая монета была мировой валютой №1, именно по ней определялся курс денег других европейских стран.
Вот так выглядел самый первый венецианский золотой дукат, выпущенный во времена правления 48-го дожа Джованни Дандоло - в 1284 году. На лицевой стороне изображен Христос, на оборотной - коленопреклонённый дож, принимающий знамя из рук св. Марка, покровителя города. По кругу аверса надпись - Sit tibi Christe datus, quem tu regis iste ducatus ("Это герцогство, коим ты правишь, тебе, Христос, посвящается"). Последнее слово легенды и послужило названием монеты в обиходе - дукат. Размер и вес венецианские дизайнеры содрали с флорентийского флорина. Однако флорин, хоть и пользовался уважением и повсеместным спросом, быстро потерял свою международную значимость - ветренные флорентийцы без конца меняли содержание золота в своей монете, в результате чего курс флорина был кенгуруобразен
)) В отличие от венецианского дуката: 500 лет стабильного выпуска в одном и том же дизайне (только имя дожа меняли) и всегда неизменные 3,5 г чистого золота (985 пробы по современным понятиям)!

Кстате, золотую монету Венеция стала чеканить уже на пьяцце Сан Марко. До золота Венеция чеканила серебряную и прочую монету на старом монетном дворе, что располагался близ Риальто - в приходе Сан Бартоломео. В 1277 году правительство решило перенести монетное производство, государственную казну и депозитарий частных лиц поближе к Палаццо Дукале, где оно обитало. Помимо чисто политических причин были и резоны противопожарного свойства. Деревянные строения частенько пылали. Неудивительно: плавильные печи, высокая температура, огонь... Однако, грабли - они и в Венеции грабли. Возле колокольни снова построили деревянную Дзекку. Которая в 1532 году сгорела дотла. На этот раз правительство решили проявить благоразумие и построить Монетный двор из истрийского камня. В 1537 году это дело поручили архитектору Якопо Сансовино.
Антонио Визентини. Зекка. Архитектурный рисунок. XVIII в. 67,7х51,2 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
На картинке Визентини - окончательный вид фасада Дзекки. Известно, что поначалу Сенсовино выстроил двухэтажное здание, а уже много лет спустя - при его жизни, но без его участия, был надстроен ещё один этаж. Однако проект Сансовино несколько странный. У парадного фасада, обращённого к лагуне, совсем нет парадного подъезда. Абсолютно глухой фасад! Арки первого этажа даже зашиты в камень. Эдакая здание-крепость. В принципе это правильно: деньги любят хорошие замки! Но ведь нет даже ни малейшего намёка хотя бы на чёрный вход. Вот так воинственно неприступно Дзекка выглядела и в XVIII веке.

Антонио Джоли. Приветствие нунция Стоппани. 1741. Фрагмент. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Поможет ли найти выход из фасадного тупика чертёж монетного двора?

А то! Входы обнаруживаются в боковых фасадах Дзекки. Левый - непосредственно из здания, выходит на канал. Ну, знамо дело, любое приличное венецианское палаццо просто обязанно иметь водный подъезд. Тем более Дзекка. Ну, не по пьяцце же на плечах таскали тяжеленные ящики с золотом из венгерских рудников, из которого чеканились первые венецийские дукаты. А вот правый... Правый пронзает насквозь Либрерию Сансовино и выходит прямо на пьяццу Сан Марко. Учитывая, что строительство Сансовинианы началось одновременно со строительством Дзекки, решение архитектора кажется довольно-таки оригинальным! Впрочем, я не совсем уверен в тонкости замысла Сансовино...
Продолжение следует
Отредактировано Ариал (2013-11-15 09:40:40)