"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Про перспективу, тромплей и прочий обман зрения


Про перспективу, тромплей и прочий обман зрения

Сообщений 1 страница 30 из 46

1

Еще в античные времена художники научились изображать предметы на плоскости так, чтобы они выглядели объемными и реалистичными. Нарисованная картина приобретала глубину, изображенное пространство преодолевало границу стены, а сказка-раскраска становилась явью. Увлечение перспективой было навязчивой идеей многих художников раннего Возрождения. Рассмотрим примеры.

Мазаччо. Троица.

http://www.wga.hu/art/m/masaccio/trinity/trinity.jpg

0

2

А чего еще будем смотреть? :glasses:

0

3

Перспектива оказалась делом "заразительным", многие художники пробовали свои силы в этом направлении.
Например, Сандро Боттичелли.

"Святой Августин в келье"

http://www.wga.hu/art/b/botticel/91late/04august.jpg

0

4

Lucrezia написал(а):

А чего еще будем смотреть?

Будем смотреть все, что попадется на глаза :rolleyes:
Классифицировать и давать определения пока еще рано, и постараемся обойтись без сложных математических вычислений и построений. Если получится.

Некоторые разновидности хочется назвать своими именами.

Снизу вверх (di sotto in sù). Мантенья Комната Супругов Палаццо Дукале
http://uploads.ru/t/a/n/O/anOR8.jpg

Вперед ногами. Мантенья "Оплакивание" Брера
http://uploads.ru/t/6/a/o/6aouk.jpg

Пейзажно-воздушная с архитектурными излишествами.
Перуджино "Распятие" Санта Маддалена деи Пацци
http://uploads.ru/t/e/r/l/erl7D.jpg

Перуджино "Святой Себастьян" Лувр
http://uploads.ru/t/M/z/5/Mz52D.jpg

0

5

"Машина-времени"
Мазаччо "Чудо со Статиром"
http://uploads.ru/t/K/Y/E/KYEj9.jpg

Вазари "Чудо пророка Елисея"
http://uploads.ru/t/E/C/d/ECdhc.jpg

0

6

Перспектива с обманом и без на фотографии.

http://uploads.ru/t/j/W/e/jWeK5.jpg

http://uploads.ru/t/O/B/2/OB2bU.jpg

0

7

Не могу не восхищаться перспективной галереей Борромини в Палаццо Спада. С помощью математических расчетов и оптических эффектов Борромини создал ЧУДО !
Крошечная галерейка производит впечатление внушительной галереи. :flag:
Эх, погулять бы по ней !! :mybb:

Отредактировано Lucrezia (2011-12-02 23:10:30)

0

8

Как хорошо передан воздух и облака у Рафаэля !

http://nearyou.ru/rafael/mad/207cardel.jpg

0

9

Lucrezia написал(а):

Как хорошо передан воздух и облака у Рафаэля!

Назовем это воздушной перспективой, которой Рафаэля научил Перуджино!  :glasses:
Лукреция, а тебе какой вид перспективы больше всего нравится? (можно без точного научного определения, но с примерами) ;)

0

10

Micktrik написал(а):

Лукреция, а тебе какой вид перспективы больше всего нравится? (можно без точного научного определения, но с примерами) ;)

Мне нравятся 2 типа перспективы: воздушная, в которой прослеживаются  пространственные изменения цветовой гаммы, думаю, что эти изменения труднеее написать, чем пространственное изменение предметов на холсте. Их можно вычислить математически!
И еще меня завораживает создание оптических обманных эффектов - галерея Спада. Примеры будут позже. :)

0

11

Был ли Джотто первым, кто применил перспективу на своих фресках в послеантичные времена?

Вот что мне попалось на глаза в капелле Скровеньи (когда я листал книжку ;) ):

http://www.wga.hu/art/g/giotto/padova/decorati/trompe.jpg

http://www.wga.hu/art/g/giotto/padova/2virgin/mary09.jpg

Надо заметить, что перспектива "очень дружит" с архитектурой, часто ее подменяя живописью.

Lucrezia написал(а):

Мне нравятся 2 типа перспективы

Я подозреваю, что тебе не очень нравится Паоло Учелло со своими битвами. В Уффицы, кажется, его шедевр на реставрации... Может быть, он скоро засияет новыми серо-буро-малиновыми красками? :crazy:

В эпоху барокко, конечно, архитектура и живопись слились в единое целое (не без помощи перспективы). Появился новый вид перспективы - экономичной. Ее мастерски использовал Андреа дель Поццо в церкви Сант-Иньяцио.

http://uploads.ru/t/5/O/w/5OwKj.jpg

http://uploads.ru/t/n/t/p/ntpjr.jpg

http://uploads.ru/t/e/f/v/efvp3.jpg

0

12

Micktrik написал(а):

Был ли Джотто первым, кто применил перспективу на своих фресках в послеантичные времена?

Не думаю, что Джотто осознанно применил "перспективу" в капелле Скровеньи, скорее всего это был интуитивный шаг, он не применял при построении математических расчетов

0

13

Lucrezia написал(а):

Не думаю, что Джотто осознанно применил "перспективу" в капелле Скровеньи, скорее всего это был интуитивный шаг, он не применял при построении математических расчетов

Говорят, что Джотто мог без большого напряжения нарисовать идеальную окружность o.O . Не имеет большого значения, какие приемы рисования он использовал (начертательную геометрию или божественное участие), важен результат! :)

0

14

Гениальность Джотто неоспорима, перспектива у него получилась. Только хочу сказать, что его перспектива отличается от научно построенной так, как  окружность от руки от окружность циркулем :flag:

0

15

Lucrezia написал(а):

Только хочу сказать, что его перспектива отличается от научно построенной так, как  окружность от руки от окружность циркулем :flag:

Окружность, построенная циркулем, выглядит слишком бездушно искусственной!  :crazy: А Джотто нарисовал свой живой мир людей ;)

0

16

Без практического применения законов перспективы не обходится и сценическое искусство.

Фрагмент декораций на сцене Театро Олимпико (Виченца)
http://photos.streamphoto.ru/7/f/f/a9981c820afbbf60e5d909fdf8476ff7.jpg

0

17

Не искал легких перспектив (скорее наоборот) венецианский художник Тинторетто.

Чудесное нахождение тела Святого Марка
1562-66
Пинакотека Брера
http://www.wga.hu/art/t/tintoret/3a/2mark.jpg

Похищение тела Святого Марка
1562-66
Галерея Академии
http://www.wga.hu/art/t/tintoret/3a/3mark.jpg

0

18

Бывает, конечно, и намного более просто, красочно и весело. Своего рода виртуальная реальность, далекая от действительности.

Пинтуриккио "Благовещение" Собор в Спелло.
http://www.wga.hu/art/p/pinturic/baglioni/1annunc.jpg

0

19

Micktrik написал(а):

Не искал легких перспектив (скорее наоборот) венецианский художник Тинторетто.

Чудесное нахождение тела Святого Марка

Тинторетто сделал упор на вырисовывании перспективы. Тело Святого Марка  мне удалось найти с большим трудом :glasses:

0

20

Lucrezia написал(а):

Тело Святого Марка  мне удалось найти с большим трудом

Понимаешь, все дело в том, что жесты не только помогают, но и часто вводят в заблуждение.
"Призрак" Святого Марка хотел сказать: "Я себя нашел! Уберите тот труп на место!" :crazy:

Надо нам начать темку про жесты в искусстве. Я уже придумал, что там можно разместить.

0

21

Немножко вечерней флорентийской перспективы с американским флагом.

http://uploads.ru/t/O/d/I/OdIRl.jpg

0

22

Интересно, чьих идей заложено больше в лестницу Скала Реджа: Антонио да Сангало Младшего, Борромини или Бернини?

http://turometr.ru/uploads/images/7c/e3/84/1183/1502ff89e1.jpg

http://romeartlover.tripod.com/Scalprin.jpg

0

23

Lucrezia написал(а):

Не могу не восхищаться перспективной галереей Борромини в Палаццо Спада. С помощью математических расчетов и оптических эффектов Борромини создал ЧУДО !

Очень интересно и хочется подробностей!

0

24

Alina написал(а):

Очень интересно и хочется подробностей!

Алина, а ты сама-то была в палаццо Спада? :question:

Перспективную галерею в палаццо Спада мы увидели в мое первое посещение Рима.
Сам палаццо оказался довольно привлекательным, а картинная галерея (собрана кардиналом Спада), находящаяся в нем, не содержит шедевров. Да и картины висят на стенах сплошняком до самого потолка, рассматривать их очень тяжело. Помню , что были довольно интересные работы, но знакомых художников мало.

Работники музея по сеансам показывают посетителям самую главную достопримечательность – перспективную галерею Борромини. На первый вздгяд – ничего особенного: арка в палаццо, по бокам которой расположены колонны, а в  конце арки находится скульптура (кажется Марса). Но, когда Работник музея проходит эту галерея от начала и до конца, то только тогда начинаешь осознавать, что она  невозможно короткая. Оптический обман нельзя распознать невооруженным глазом. Галерея кажется раз в 5 или 6 длиннее, чем есть на самом деле (пространство в 8 метров представляется длиной в 35 метров  - из Википедии). Мы стояли как завороженные фокусником Борромини. Затем долго приглядывались  :glasses: к колоннам, уменьшающимся с каждым шагом, к мраморному “полу”, состоящему из плавно уменьшающихся квадратов-прямоугольников, к  потолоку арки,   состоящему из  кессонных квадратиков, умело меняющих свои размеры. Колонны уменьшались не только в размере и диаметре, но и пилястры  меняли угол наклона... Все архитектурные элементы галереи способствовали созданию иллюзии протяженности. Статуя Марса в конце галереи, казалось, имела нормальные размеры, а на самом деле ее высота не превышает 70 см. Как только перестаешь всматриваться в детали, сразу  побеждает иллюзия Борромини. В последующие посещения Рима мы еще не раз забегали в палаццо Спада, чтобы взглянуть на шедевр Борромини. 

Мои воспоминания получились по-детски восторженными.   :jumping: 

http://img.encyc.yandex.net/illustrations/vlasov/pictures/07/219.jpg

В лестнице Скала Реджа используется тот же оптический эффект. Известно, что Бернини часто заимствовал инженерные идеи у своего коллеги Борромини. Давайте попробуем докопаться до истины, если это возможно! :idea:

0

25

Lucrezia написал(а):

ты сама-то была в палаццо Спада?

Не, не была.  :hobo:

Lucrezia написал(а):

картины висят на стенах сплошняком до самого потолка, рассматривать их очень тяжело.

Ой, у меня в таких случаях начинает рябить в глазах, и я совершенно не могу сосредоточиться.  %-)

Lucrezia написал(а):

Галерея кажется раз в 5 или 6 длиннее, чем есть на самом деле

Классная иллюзия!

Lucrezia написал(а):

Мои воспоминания получились по-детски восторженными.

Спасибо тебе большое за рассказ, ты так захватывающе всё описала, что как только окажусь в Риме больше, чем на одну ночёвку (в последнее время только так и получалось), первым делом побегу в палаццо Спада. А потом прямым ходом смотреть Скала Реджа :). И вновь обратно, буду сравнивать приёмы.  :yep:  :D

0

26

Alina написал(а):

первым делом побегу в палаццо Спада

От твоего любимого Пантеона это очень близко :)

Alina написал(а):

А потом прямым ходом смотреть Скала Реджа

А к ней близко не подступишься, если у тебя нет знакомых швейцарских гвардейцев ;)

0

27

Изучение перспективы можно начать с книги Бориса Викторовича Раушенбаха  "Геометрия картины и зрительное восприятие", откуда мы узнаем, что ренессансная перспектива не является единственно правильной, и более того, она передает трехмерные объекты на плоскости с искажениями. Подобными искажениями можно управлять, смещая их во второстепенные области картины. Не менее интересно сознательно нарушать правила перспективного рисования, чтобы создать фантастическую иллюзию. Чтобы легче было заразиться сложной наукой, предложу вам несколько изображений для внимательного осмотра. Пожалуйста найдите нарушения и несоответствия, которые превращают нарисованные по законам перспективы конструкции в невозможные.

http://mcescher.com/wp-content/uploads/2013/10/LW426-MC-Escher-Belvedere-1958.jpg
M.C. ESCHER Belvedere 1958 Lithograph. 295mm x 462mm.

http://mcescher.com/wp-content/uploads/2013/10/LW439-MC-Escher-Waterfall-19611.jpg
M.C. ESCHER Waterfall 1961 Lithograph. 300mm x 380mm.

Взял отсюда

Что же здесь не так?

0

28

Ну, из очевидного - на первой иллюстрации на первой лоджии колонны, видимо, хорошо попраздновали. На второй - похоже, в колоннах трубы и насос воду наверх закачивает, чтобы она в две стороны сливалась.   :hobo:

0

29

Alina написал(а):

Ну, из очевидного - на первой иллюстрации на первой лоджии колонны, видимо, хорошо попраздновали.

Ага, на том этаже, где стоит дама, нормальная перспектива. А джентльмен накрутил с колоннами, перекрыл все входы/выходы, создал безвыходную ситуацию и держит оборону. Он встал между тех же колонн, что и дама, но умудрился развернуться в другую сторону. А ещё говорят, что женщины всё усложняют! :)

Micktrik написал(а):

M.C. ESCHER Waterfall

Хорошо, что Эшер не строил водных горок. :) *недавним катанием навеяно )

0

30

Alina написал(а):

На второй - похоже, в колоннах трубы и насос воду наверх закачивает

А я не догадался :dontknow: Вас этому в Академии учат? :question:  :crazy:

Leggy написал(а):

Он встал между тех же колонн, что и дама, но умудрился развернуться в другую сторону. А ещё говорят, что женщины всё усложняют!

Ну, помнится Суриков говорил, что можно стоять в одном месте и в одно время, но видеть мир по-разному. Для разнополярных гуманоидных существ - тем более. :idea: (кстати, всего лишь 90 градусов получилось)  :)

У Брейгеля в "Сороке на виселице" есть очень серьезное перспективное искажение. Значит ли оно что-нибудь? :question:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Die_Elster_auf_dem_Galgen.jpg/800px-Die_Elster_auf_dem_Galgen.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорока_на_виселице

Большое количество ошибок допущено намеренно в гравюре Вильяма Хоггарта. Работа называется "Сатира на фальшивую перспективу". Попробуйте найти примерно двадцать нарушений :D
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Hogarth-satire-on-false-pespective-1753.jpg
Проверку можно произвести здесь

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Про перспективу, тромплей и прочий обман зрения