Три новости подвигли создать эту тему.
Искусство легких касаний Пелевина.
В Бленхейм Палас украли унитаз, сделанный из единого 18-каратного золота - работа Маурицио Каттелана, называемая Америка.
Путешествие по России Мадонна делла Лоджиа Боттичелли.
Большой сумасшедший мир - современного искусства, и маленькие открытия в классическом искусстве.
В новой книге Пелевина безумность современного мира объясняется воздействием ноофресок. Это вербальное оружие (стран противников: Россия и Запад, оно мощнее любого другого), которое через соцсети и массмедиа создает желаемую реальность. Гендерные, феминистические, лгбт движения, брекзит и многое другое - все результат работы наших ноофресок. Результат работы их вы можете видеть, выйдя на улицу, читая новости или смотря телевизор. Желаемые изменения запускаются не броской фразой, разосланной в соцсети, например: Маша*мыла333раму#.
(У Пелевина не так прямолинейно:“whose rap is it anyway ^%^ yes we can yes we can make america great againчей это рэп? «yes we can» – предвыборный слоган Обамы, «make America great again» – предвыборный лозунг Трампа”)
Современное искусство отлично вписывается в такую теорию. У меня даже есть отличная кандидатура на роль фразы триггера “Как Рафаэль я уже умею, теперь я хочу научиться как дети.”
Беда в том, что Пикассо умел писать в манере Рафаэля, но далеко не как он и отлично это понимал.
Современное искусство воспринимается мной как курьез, хочется верить, что те, кто стоял у истоков так и относились к своим творениям. Но “рынок победил искусство”.
Ноофреска, (здесь другие смыслы, в данном случае - просто картина), возникшая от краски разбрызганной хвостом осла, зажила иной жизнью.
Битва негров в пещере ночью не претендовала на то место, на которое возвели ее последователя. Просто добрую улыбку вызывают картины и их названия: “Анемичные девицы идут к первому Причастию в снежную пору” или “Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами”. Молодые новобранцы, впервые узревшие лазурь Средиземного моря не цепенеют от синего Кляйна, а сутенеры, в расцвете сил, пьющие абсент, лёжа на животах в траве не задумываются о размерах великих мастеров.
(Современный художник Германии, не помню имени, сделал выставку прямоугольных картин, монохромно закрашенных зеленной автомобильной краской. Названия картин Джоконда, Венера, Благовещение, итд - прямоугольники повторяли до миллиметра размеры шедевров.)
Все они вместе, как бы не чередовались и не думали, что в них можно разглядеть глубину Ротко.
Возможно, отношение к современному искусству как к курьезу, если будем обсуждать и смотреть его, изменится. Пока же просто картинки.
Больше ста лет назад Дюшан отправил на американскую выставку обычный писсуар, сегодня открытый фонтан озолотился и Америка стала основательным унитазом.
К выломанной картинке подходит фраза из викторианской Англии: “Я не доверяю ватерклозетам, какие-то вещи, как уборная, должны оставаться на улице.”
Эта кража сама произведение искусства в духе Нила Кэффри.
А другая работа Маурицио Каттелана мне нравится
можно говорить, что это кич и вкус надо развивать. “Я понимаю, конечно, это как фуа-гра или испанская колбаса с плесенью. Надо вкус развить. Но я уж лучше по старинке.” - слова героя Пелевина из последней новеллы.
И, как бы следуя за героем, выходим из вагона из заключенными к Мадонне Боттичелли, конечно, в общем контексте, звезда на ее плече нас не удивляет.