Итак, было у отца три шесть сыновей.
Отец Иван Васильевич Щукин (1818-1890)
Сыновья: Николай (1852-1910)
Пётр (1853-1912)
Сергей (1854-1936)
Дмитрий (1855-1932)
Владимир (1867-1895)
Иван (1869-1908)
Выставка в Пушкинском знакомит зрителей с Петром, Сергеем, Дмитрием и Иваном. Выставка устроена таким образом, чтобы зритель вначале прошёл через залы с коллекциями Петра, Дмитрия и картинами из коллекции Ивана, и после этого попал в залы с коллекцией Сергея.
Так устроители на примере братьев Сергея Щукина обозначают традиционный вкус классического коллекционера того времени, на фоне которого следует рассматривать радикальность коллекции и смелость, свободу, революционность, если хотите, коллекционера Сергея Щукина.
Мне такой замысел понравился. И в целом выставка понравилась. К отсутствию этикеток я была готова. К тому же под картинами есть номера, а в непосредственной близости есть таблички с названиями и другой информацией на 3-5 экспонатов, висящих на данной стене или выставленных в витрине.
Я, конечно, нафотографировала на выставке, благо по этому поводу никаких запретов нет. Но много фотографий выкладывать не буду, дабы не лишать тех, кто ещё на выставке не был, возможности удивиться и совершить свои собственные открытия. Но, как обещала выше, я постараюсь представить братьев, связав имя (личность) с 1-2 избранными предметами из его коллекции. На выставке на входе в каждый зал есть некоторая информация о каждом брате и портреты каждого. Наверное, я всё-таки страдаю прозопагнозией , т.к. мне больше запомнились не портреты коллекционеров, а картины из их собраний. На картинах и построим ассоциации.
Пётр Иванович Щукин (старший брат)
Несмотря на то, что старший брат собирал русскую старину, покупая ценное старьё у московских антикваров, букинистов и старьёвщиков, для ассоциации Петра я выбрала «Обнажённую» Ренуара.
Пьер Огюст Ренуар
Обнаженная
1876
Холст, масло
92×73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Есть абсолютная логика в том, что русский купец, выходец из старообрядческой семьи «отоваривался» для своей коллекции на Нижегородской ярмарке. Но, вероятно, путешествие с отцом по Европе, обучение бизнесу в Берлине и Лионе, а также влияние младших братьев наполнили этот «тихий омут» достаточным количеством «чертей», благодаря которым «Обнажённая» француженка поселилась в спальне у московского купца. Почему в спальне? Ну, кроме вполне логичного объяснения, мол, там ей самое место, пишут, что Пётру просто не хватило смелости вывесить «Обнажённую» в основной коллекции для публичного обозрения.
«Обнажённая» Ренуара была приобретена по поручению Петра его младшим братом Иваном Щукиным в 1898 году у маршана Дюран-Рюэля. К Дюран-Рюэлю картина попала после смерти её первого владельца французского композитора и коллекционера Эммануэля Шабрие, собиравшего работы своих друзей-импрессионистов, в том числе Ренуара и Мане.
Традиционно считается, что Ренуару для «Обнажённой» позировала известная в те времена в кругу художников дама полусвета la belle Anna. Та самая, что послужила моделью для знаменитой картины «Нана» Эдуарда Мане.
Эдуард Мане, Нана, 1877 г., Кунстхалле, Гамбург
Настоящее имя Анны (Наны) Генриэтта Хаузер. Она была парижской любовницей наследного принца Виллема Оранского, с которой принц сошёлся, расставшись с законной женой и уехав из Гааги.
Эта Анна, она же Нана, она же Генриэтта послужила прообразом для главной героини романа Эмиля Золя. Русский перевод романа «Нана» был издан в Петербурге в 1880 году. Правда, текст подвергли цензуре, из него были удалены фрагменты, «оскорбляющие общественную нравственность».
Знал ли Пётр Щукин историю героини приобретённой им картины?
Цитата из романа Золя:
«Наутро, в десять часов, Нана еще спала. Она занимала третий этаж большого нового дома по бульвару Осман, владелец которого имел обыкновение сдавать внаем еще сырые квартиры одиноким дамам, чтобы они их «обживали»
Эту квартиру для Нана снял, уплатив за полгода вперед, богатый купец из Москвы, проживший одну зиму в Париже».
Нет, я не буду утверждать, что «богатым купцом из Москвы» был сам Пётр Щукин. Но у Петра Щукина была пикантная связь с «сестрой» Наны.
Закоренелый холостяк Пётр Щукин впервые женился в 54 года (за 5 лет до своей кончины). Его избранницей стала нижегородская вдова Мария Пономарёва. И вот после того, как Пётр связал себя узами законного брака, некая мадемуазель Жанна Буржуа, «весьма привлекательная уроженка Бордо», которая много лет была близкой подругой Петра, публично заявила об их отношениях и потребовала увеличить её содержание (видимо по причине «потери кормильца» ).
Начался судебный процесс, мадемуазель Жанна выиграла, и Пётр Щукин по решению суда выплатил ей целое состояние.
Компенсировать прореху в финансах Пётр решил за счёт продажи некоторых французских картин, в том числе «Обнажённой» Ренуара. Такой разумный бизнес подход: кокотка деньги забрала – кокотка деньги принесёт.
Кроме «Обнажённой» Ренуара, Пётр также решил продать «Даму в саду» и «Скалы в Этрета» Моне, а также «Священную рощу» Дени.
Клод Моне
Дама в саду
1867
Холст, масло. 50 х 65,2 см
Государственный Эрмитаж
Клод Моне
Скалы в Этрета
1886
Холст, масло
66×81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Морис Дени
Фигуры в весеннем пейзаже / Священная роща (Весенний пейзаж с фигурами)
1897
Холст, масло. 160,3 х 180,5 см
Государственный Эрмитаж
Сначала брат Сергей, часто бывавший в Париже, просто взялся помочь Петру с продажей картин через парижских маршанов. Но позже, когда маршаны объявили цену, которая оказалась много меньше предполагаемой, Сергей решил приобрести картины для своей коллекции.
Сергей заплатил Петру больше маршанов, и картины переехали в его особняк на Знаменке. Как они там устроились, можно видеть на следующих фотографиях.
А теперь смотрим мои картинки с выставки.
На первой - зал с коллекцией Сергея Щукина. «Священная роща» Дени, купленная Сергеем у Петра, висит в зале Сергея. Не сфотографировала, но обе картины Моне также висят в залах Сергея. Но для «Обнажённой» Ренуара организаторы выставки сделали исключение. Почему? Она висит в зале Петра рядом с церковной ризой и фрагментом золотого бархата.
Информацию в основном черпала из книги Натальи Семёновой "Сага о Щукиных" и с сайтов
https://fr.wikipedia.org/wiki/Henriette_Hauser
http://www.newestmuseum.ru/data/authors … e/nude.php