С тех пор прошло 300 лет, и вот юбилейная выставка в Альбертине. На выставке не было портретов вышеназванных мною Карла Эйсебиуса и Антона Флориана Лихтенштейнских. Из княжеских я заметила лишь портрет князя Иосифа Венцеля I фон Лихтенштейн (годы жизни 1696-1772) кисти французского художника Риго Гиацинта (годы жизни 1659-1743).
Риго Гиацинт, Князь Иосиф Венцель I фон Лихтенштейн, 1741 г., коллекция Лихтенштейн
Я предполагаю, что 81-летний Риго Гиацинт написал лишь физиономию князя, а всё остальное – роскошные драпировки, интерьеры, балдахин, плащ и платье князя, брошенные на полу доспехи – создали художники его мастерской.
Объясню, почему.
Риго Гиацинт (настоящее имя Хасинто Риго-и-Рос) был модным французским художником каталонского происхождения, первым портретистом королей, правителей, аристократов, знатных дворян и богатых патрициев.
Вы наверняка видели в Лувре самую известную работу Гиацинта Риго – портрет Людовика IV «Короля Солнца».
Портрет Людовика XIV, Гиацинт Риго, 1701, Musée du Louvre, Париж
Портреты очень похожие, хотя и изображают разных людей. На обоих модель стоит на фоне архитектурного задника в виде помпезных колонн, окутанных тяжёлым бархатом, красными небесами нависающим над головами позирующих. Театральные позы, многослойные мантии и плащи, оборки, кружева… Конечно, всё это признаки эпохи барокко - пышного и богатого стиля жизни и всех видов искусства. Боже, сколько же в этих километрах тканей было тонн барочной пыли! Апчхи!
Но унификация приведённых портретов имеет не только барочное объяснение. Здесь есть ещё один секрет.
Годовая производительность мастерской Риго Гиацинта оценивается в 30-40 холстов в год. Такое количество работ просто невозможно было написать, не применяя артельный метод работы и разделение труда. Один художник мастерской писал цветы, другому наиболее удавались кружева, третьему доверяли плащи и мантии, был специалист по орденским лентам и т.д. Примерно такое же разделение труда применялось в мастерской Рубенса. Разница только в том, что ученики, вышедшие из мастерской Рубенса, хорошо известны как самостоятельные художники. Имена же художников из ателье Риго Гиацинта лично мне почти не известны.
А что же он сам, неужели только ставил свою подпись под картинами? Нет, Риго писал физиономии заказчиков с натуры, а затем «мордочки» вставлялись в специально оставленное на полотне отверстие. По такому же принципу устроена тантамареска – стенд для фотографирования, когда вы вставляете своё лицо в отверстие и получаете ваше фото с фигурой Мэрилин Монро или Арнольда Шварценеггера, кому как нравится.
Я почти уверена, что портреты Иосифа Венцеля I фон Лихтенштейна писались в мастерской Риго Гиацинта именно «методом тантамарески» (назовём это явление так). Князь заказал два портрета: один – в рыцарских доспехах, второй - в платье и плаще с доспехами, валяющимися на полу. Сравните, заметно, что «мордочки» на обоих портретах одинаковые.
Hyacinthe Rigaud, Portrait of Prince Joseph Wenzel I von Liechtenstein (1696–1772), 1740
Времена гиперболизированных гульфиков минули, но умиляют бирюзовые оборочки на доспехах.
Можно ли, глядя на подобный портрет, строить предположения о психологических или душевных особенностях портретируемого? Как это хочется делать, например, у портрета молодого человека кисти Франчабиджо? Про портреты мастерской Риго Гиацинта, я бы сказала – нет. Акцентируясь на внешнем блеске, глубинная психология модели уходит на задний план или вообще уходит... Какая-то халтура получается? Ну, в нашем современном понимании.
У художников из мастерской Рубенса, кажется, было не так. Но об этом немного позднее.