"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Кострома. Фрески под спудом


Кострома. Фрески под спудом

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Кострома. Фрески под спудом

В Кострому мы поехали, польстившись на выгодное предложение отеля «Екатерина». Номер стандарт на двоих с полупансионом стоит всего 3200 руб. Гостиница очень хорошая и для Москвы, а уж найти такое сокровище в провинции вообще было удивительно. Интерьеры в стиле классический ампир, на лестнице картинная галерея. При этом наличествуют все блага цивилизации в виде лифтов Otis, швейцарских фенов Valera, кондиционеров, кофеварок и т.д. и т.п. Стандартный номер тянет на люкс. Полупансион состоит из прекрасного завтрака шведский стол и бизнес ланча из 4-х блюд с компотом и чаем/кофе.  Еду подают в красивом ресторане под ненавязчивую музыку на изысканной посуде. Для автомобилистов - бесплатная охраняемая парковка во дворе отеля и около него. Фотографии можно посмотреть на сайте отеля, бронировать номер лучше там же https://hotel-ekaterina.ru/

План поездки с одной ночёвкой был следующим. В субботу приехать в город к 14 часам, поселиться в отель, съесть бизнес ланч. Осмотреть Воскресенскую церковь на Дебре 17 века с фресками Гурия Никитина, расположенную на одной улице с гостиницей. А затем отправиться в центр города к старинным торговым рядам, погулять, купить костромских сувениров и сыров.
На следующий день, в воскресенье, после завтрака посетить Ипатьевский монастырь – колыбель династии Романовых – с  Троицким собором, так же расписанным артелью Гурия Никитина, и музейной экспозицией икон. А напоследок, перед отъездом - отобедать в ресторане «Старая пристань», где снимали сцены фильма «Жестокий романс». План выполнили на 100 %.

Покажу немного фоток из поездки. И посетую-порассуждаю на тему "искусство и церковь". 

А начну с загадки. Поясните, пожалуйста, словами А.С. Пушкина, что происходит на этих картинках?

Фрагмент центральных ворот Троицкого собора Москва, вклад Д.И. Годунова в первый каменный собор Ипатьевского монастыря Кострома, Конец 16 века.
http://s7.uploads.ru/3FyIp.jpg

http://sd.uploads.ru/gdUL7.jpg

0

2

Leggy написал(а):

А начну с загадки. Поясните, пожалуйста, словами А.С. Пушкина, что происходит на этих картинках?

- Ты жива еще, моя старушка? Жив и я (1). Привет тебе, привет!
  (1) несмотря на прижигание щипцами.
Правда, это не Пушкин, а Евтушенко.

0

3

У нас семья дочьери с внучкой были в Кастроме на Новогодние праздники. "Дворец" Снегурочки их расстроил.

Первое, что приходит это Пророк - "И вырвал грешный мой язык"

marc написал(а):

Правда, это не Пушкин, а Евтушенко.

marc, а Евтушенко как к есенинским строкам относится? Это описка или у него есть парафраз?

0

4

Майк написал(а):

Первое, что приходит это Пророк - "И вырвал грешный мой язык"

Угадал Майк? Серафим, вроде, шестикрылый :yep:

0

5

Майк написал(а):

У нас семья дочьери с внучкой были в Кастроме на Новогодние праздники.

а у нас при окончании института один товарищ получил распределение в Кострому. его проводили так: В Костроме не очень сыро, обеспечен будешь сыром.
там всю жизнь и проработал - проектировал и строил катера водоизмещающие и глиссирующие - фото с сайта barque.ru
http://www.barque.ru/img/articles5/kater_ks-700_na_hodu.jpg

Майк написал(а):

Евтушенко как к есенинским строкам относится? Это описка...?

Ах, бес попутал среди ночи: опечатка, конечно.

Отредактировано marc (2019-02-21 13:45:42)

0

6

Micktrik написал(а):

Майк написал(а):

    Первое, что приходит это Пророк - "И вырвал грешный мой язык"

Угадал Майк? Серафим, вроде, шестикрылый :yep:

Ага, угадал.  :yep:   Майк - молодец!
Но "старушка" Марка мне тоже понравилась. :)

Пушкин писал своего "Пророка" после прочтения книги пророка Исайи. Только, если сравнить с книгой, видно, как Пушкин демонизировал и ужесточил образ Серафима.

Книга Пророка Исайи. Глава 6.
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.  Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу…

http://s8.uploads.ru/U0Yar.jpg

Фрагмент ворот из музея Ипатьевского монастыря – иллюстрация именно этого описания.
Вверху - Серафим клещами, чтобы самому не обжечься, берёт уголёк с жертвенника, что у ног Бога на небесах (а может, это Бог так ножки греет))  Внизу – Серафим угольком нежно касается уст Исайи, и он пошёл… (по собственному желанию, кстати, пошёл).

А так у Пушкина:

А.С. Пушкин «Пророк» 1826г.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Сцена довольно жуткая и кровавая. Серафим у Пушкина – то ли палач, то ли хирург, а может, патологоанатом.  o.O   То, что он убил бедного Исайю в пустыне без свидетелей – это точно.  :yep:   При этом действовал, как маньяк – вырвал сердце и язык, а затем вместо языка вложил в рот змеиное жало, а вместо сердца - в грудь "пылающий угль".  Тут подключился бог, который отправил этого нового зомби «жечь сердца людей». Жуть.  :tired:

Не менее жутко образы Пушкина изобразил Врубель. Пушкин писал своего «Пророка» под впечатлением от книги пророка Исайи, а Врубель – под впечатлением стихотворения Пушкина. Пушкин книгу Исайи мягко говоря обработал (исходя из своего отношения к богу?), а Врубель, ИМХО, честно визуализировал стихи Пушкина. Его отношение к богу не очевидно, несмотря на демонизм образов. Серафим у Врубеля – демоничнее его Демона, а пророк Исайя – ну типичный зомби.  :yep:

Mikhail Vrubel. Six winged Seraph (after Pushkin's poem Prophet), 1905
Water-color, Lead pencil on paper
Museum of Alexander Pushkin, Saint-Petersburg
http://s8.uploads.ru/41pLy.jpg

Михаил Врубель » Рисунки и наброски » Голова пророка. 1904-1905
http://s9.uploads.ru/pKfq1.jpg

Шестикрылый Серафим, Михаил Врубель, 1904г., Русский музей
http://s3.uploads.ru/qp6zv.jpg

А как у них (в европейском искусстве)? Судя по малочисленным картинкам на данную тему, у них сюжет с клещами не имел особого развития. Клещи, если и присутствуют, то не как орудие (пытки). А чаще Исайя просто один из пророков, трудно отличимый от своих собратьев. Как, например, у Микеланджело. И никаких следов от ожогов. :)

Antonio Balestra - Prophet Isaiah, 18 век, Castelvecchio Museum Верона
http://s7.uploads.ru/mI3zu.jpg

Melozzo da forlì, angeli coi simboli della passione e profeti
http://sh.uploads.ru/FnqxG.jpg

marc написал(а):

а у нас при окончании института один товарищ получил распределение в Кострому. его проводили так: В Костроме не очень сыро, обеспечен будешь сыром.
там всю жизнь и проработал - проектировал и строил катера водоизмещающие и глиссирующие - фото с сайта barque.ru

А мы так Кострому с воды и не увидели. Были там два раза, и оба зимой: в первый раз лет 20 назад на Новый Год. Наверное, летом там красивее, нужно будет как-нибудь доехать из Ярславля, куда мы периодически наведываемся. В Ярославль есть причина ездить - там хороший музей, в котором периодически устраиваются неплохие выставки. В частности, года два назад была выставка Репина и его соратников, уроженцев Ярославщины.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Кострома. Фрески под спудом