Micktrik написал(а):Майк написал(а):
Первое, что приходит это Пророк - "И вырвал грешный мой язык"
Угадал Майк? Серафим, вроде, шестикрылый
Ага, угадал. Майк - молодец!
Но "старушка" Марка мне тоже понравилась.
Пушкин писал своего "Пророка" после прочтения книги пророка Исайи. Только, если сравнить с книгой, видно, как Пушкин демонизировал и ужесточил образ Серафима.
Книга Пророка Исайи. Глава 6.
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу…
Фрагмент ворот из музея Ипатьевского монастыря – иллюстрация именно этого описания.
Вверху - Серафим клещами, чтобы самому не обжечься, берёт уголёк с жертвенника, что у ног Бога на небесах (а может, это Бог так ножки греет)) Внизу – Серафим угольком нежно касается уст Исайи, и он пошёл… (по собственному желанию, кстати, пошёл).
А так у Пушкина:
А.С. Пушкин «Пророк» 1826г.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Сцена довольно жуткая и кровавая. Серафим у Пушкина – то ли палач, то ли хирург, а может, патологоанатом. То, что он убил бедного Исайю в пустыне без свидетелей – это точно. При этом действовал, как маньяк – вырвал сердце и язык, а затем вместо языка вложил в рот змеиное жало, а вместо сердца - в грудь "пылающий угль". Тут подключился бог, который отправил этого нового зомби «жечь сердца людей». Жуть.
Не менее жутко образы Пушкина изобразил Врубель. Пушкин писал своего «Пророка» под впечатлением от книги пророка Исайи, а Врубель – под впечатлением стихотворения Пушкина. Пушкин книгу Исайи мягко говоря обработал (исходя из своего отношения к богу?), а Врубель, ИМХО, честно визуализировал стихи Пушкина. Его отношение к богу не очевидно, несмотря на демонизм образов. Серафим у Врубеля – демоничнее его Демона, а пророк Исайя – ну типичный зомби.
Mikhail Vrubel. Six winged Seraph (after Pushkin's poem Prophet), 1905
Water-color, Lead pencil on paper
Museum of Alexander Pushkin, Saint-Petersburg
Михаил Врубель » Рисунки и наброски » Голова пророка. 1904-1905
Шестикрылый Серафим, Михаил Врубель, 1904г., Русский музей
А как у них (в европейском искусстве)? Судя по малочисленным картинкам на данную тему, у них сюжет с клещами не имел особого развития. Клещи, если и присутствуют, то не как орудие (пытки). А чаще Исайя просто один из пророков, трудно отличимый от своих собратьев. Как, например, у Микеланджело. И никаких следов от ожогов.
Antonio Balestra - Prophet Isaiah, 18 век, Castelvecchio Museum Верона
Melozzo da forlì, angeli coi simboli della passione e profeti
marc написал(а):а у нас при окончании института один товарищ получил распределение в Кострому. его проводили так: В Костроме не очень сыро, обеспечен будешь сыром.
там всю жизнь и проработал - проектировал и строил катера водоизмещающие и глиссирующие - фото с сайта barque.ru
А мы так Кострому с воды и не увидели. Были там два раза, и оба зимой: в первый раз лет 20 назад на Новый Год. Наверное, летом там красивее, нужно будет как-нибудь доехать из Ярславля, куда мы периодически наведываемся. В Ярославль есть причина ездить - там хороший музей, в котором периодически устраиваются неплохие выставки. В частности, года два назад была выставка Репина и его соратников, уроженцев Ярославщины.