Далее действие (волна) развивается по кругу против часовой стрелки. Хам с озабоченно-взволнованным выражением лица направляет братьев, чтобы те прикрыли наготу отца своими одеждами. Сим, отвернувшись от Ноя, следует указанию Хама и накрывает отца вуалью, которая у Микеланджело изображает одежду. Одежда/вуаль/волна накрывает спящего Ноя. Круг замыкается.
Ну, можно, конечно, и так, но верится с трудом. Сам автор верит в эту фантазию? Мы знаем об использовании одного персонажа на одной фреске несколько раз в разные моменты времени у многих художников. Здесь тоже есть Ной с лопатой, но он находится на некотором отдалении - перспективном. (Желающие оседлать машину времени пусть приведут другие примеры)
Выходит, что два брата справа - один человек (Хам)? Не слишком ли много "хамства"? Они отличаются мускулистостью и волнистостью шевелюр. Слишком близкий контакт и диалог как раз мешают слиянию в одного персонажа. У Легги получилось сложное "происхождение Хама из человека" (или наоборот)
пусть не прямо на отца, но четко в его сторону
Как-то не очень четко. Да, неХам может слегка прикрываться Хамом или отворачивать его от отца.
возникает еще один смысл - кто внимательно следил, понял, что шарика (Хама) там нет или он хорошо спрятан.
Ну, ребята, эта гипотеза не в самом начале списка "хайли лайкли". На спиритическом сеансе, если долго внимательно следить, тоже что-то увидишь.
Немного увеличу фрагмент (из Википедии):
По-моему, Иафет (правый персонаж) смотрит на Сима, побуждая его прикрыть отца. Смотрит он не вниз, а выше (и даже куда-то вдаль, как говорят, отсутствующим взглядом).
Вы, кстати, как бы ранжировали гипотезы?
Если мы и заблуждаемся, то польза есть, так как внимательно рассматриваем детали и пытаемся осмыслить увиденное. Приблизиться к истине можно только в споре)