"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Изобретатели

Сообщений 1 страница 30 из 48

1

Хранилось у меня в запасниках одна картина из музея Пасадены.
Не сказать, чтобы шедевр, но не обычная. Её не ординарность определялось не похожестью на массу других картин, написанных на заданную тему.
Раскаявшаяся Магдалина

https://b.radikal.ru/b43/1901/4f/4cfb4608afa8.jpg

Автор, Гвидо Каньяччи, сознательно отступил от канонов, потому и прибавил к своему имени подпись - изобретатель.
Хранился файл, не пылился, а тут, в последней поездке, столкнулся с несколькими созвучными произведениями.
Решил, что все они достойны отдельной темы. Уверен, появятся новые, а у кого-то есть свои знакомые изобретатели.

Гуляя по узкому коридору Donnaregina, внимание привлекла одна картина.
Критики не одобряли Христа в родительском доме Милле - не достаточно божественности.
Мы ничего не знаем о критики картины Диана де Роса, называемой Annella, Иисус в мастерской Сан Джузеппе.

https://c.radikal.ru/c05/1901/e4/cf190d2dea19.jpg

Божественности здесь не больше, чем у Милле. Кто еще мог, осмелился, в то время изобразить Tакого пацана, явно не довольного скучной работой.

https://d.radikal.ru/d31/1901/6e/c6916ea5e81e.jpg

Не знаю, как Вы, но я вижу еще сочувствие матери-автора: ну, что ты его держишь в строгости, пусть побегает на улице с мальчишками.
И как подтверждении: половина лица, обращенная к маме - светлая, половина к отцу  - в тени.
Без сомнения, Диана де Роса – изобретатель, да, еще какой смелый.

0

2

На одной из сумасшедших (потоки людей идут в одну сторону, в другую, стоят в очереди, чтобы попасть в пиццерию) улиц Неаполя – Толедо, в Палаццо Зеваллос Стильяно проходила выставка Рубенса, Ван Дейка, Риберы.
Ничто из выставочных работ меня не привлекло, а остановила одна картина из самого Палаццо.
Задайте себе вопрос, как представить Дьвола и святую воду? Накидайте в уме пару вариантов.

А так выразил эту тему

Сальваторе Постиглионе
https://a.radikal.ru/a26/1901/3d/b299b2de7463.jpg

Отредактировано Майк (2019-01-10 10:38:01)

0

3

Еще одним изобретателем для меня оказался Микеланджело. Открыло это видео шоу Страшный суд.
Но давайте пока переварим первых.

0

4

Майк написал(а):

Решил, что все они достойны отдельной темы. Уверен, появятся новые, а у кого-то есть свои знакомые изобретатели.

Из сегодняшнего фильма про Уффици тондо Микеланджело Буонарроти, Мадонна Дони, 1507 вполне вписывается в эту тему.

Как заметил бывший директор Уффици Антонио Натали, - это довольно необычное изображение Святого семейства. Иосиф не сидит скромно в уголке, а принимает младенца Христа из рук Богородицы. А Иоанн Креститель за серой полосой, за кадром (за стеной, как пояснил Антонио Натали).

http://s8.uploads.ru/PKMoA.jpg

0

5

Leggy написал(а):

довольно необычное изображение Святого семейства

Согласен. Причем, изобретение явное, но не броское, без комментария и не обратишь внимания.

0

6

Leggy написал(а):

Иосиф не сидит скромно в уголке, а принимает младенца Христа из рук Богородицы.

А почему не наоборот - не Иосиф передает Иисуса Марии? :question:

0

7

Майк написал(а):

Автор, Гвидо Каньяччи, сознательно отступил от канонов, потому и прибавил к своему имени подпись - изобретатель.

А можно посмотреть, как эта подпись выглядит по-итальянски?

Интересный пассаж в Википедии:

Родился в городке Сантарканджело-ди-Романья около Римини. Неизвестно, кто был его первым учителем, но при поддержке отца он отправился в Болонью и учился там в 1618—1621 годах, по-видимому, у Лодовико Карраччи или его учеников. Затем обучался в Риме (1621—1622) у Гверчино. Другими близкими ему художниками в римский период были Гвидо Рени и Симон Вуэ. С 1627 по 1642 годы работал в Римини. После этого он был в Форли, где учился у Мелоццо да Форли.

Стоп. Нарушена связь времен - такое бывает в искусстве :yep:
А, ясно, изучал творчество Мелоццо и (живописную школу Форли).

Cagnacci worked in Rimini from 1627 to 1642. After that, he moved to work in Forlì, where he would have been able to observe the paintings of Melozzo.[3]

Я сначала подумал, что Гвидо изобрел машину времени :yep:

0

8

Micktrik написал(а):

С 1627 по 1642 годы работал в Римини. После этого он был в Форли, где учился у Мелоццо да Форли.

:D  Всё же, мне кажется, автор русского текста в Википедии, имел в виду именно учёбу у Мелоццо да Форли. Иначе нужно было бы написать "изучал творчество Мелоццо да Форли".
Кстати, у Людовико Карраччи в 1618-1621 годах Гвидо Каньяччи тоже не мог обучаться, ибо первый в скончался 1609 году. :)

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    Иосиф не сидит скромно в уголке, а принимает младенца Христа из рук Богородицы.

А почему не наоборот - не Иосиф передает Иисуса Марии? :question:

Может, и передаёт, какая разница. Главное, что он взаимодействует наравне с Марией. Против обычного скромного сидения в уголке.

0

9

Micktrik написал(а):

А можно посмотреть, как эта подпись выглядит по-итальянски?

Увеличил, как можно.

https://a.radikal.ru/a21/1901/9b/d273406eabc0.jpg

                                                                                                                         https://c.radikal.ru/c28/1901/a1/68a472955c66.jpg

Micktrik написал(а):

А почему не наоборот - не Иосиф передает Иисуса Марии?

Leggy написал(а):

Может, и передаёт, какая разница.

Хорошее уточнение. Разница есть.
Мадонна, передающая Иосифу - Божественное идет в мир, к каждому.

0

10

Про инвенторов нашел пример-шифровку:

https://www.britishmuseum.org/research/ … p;partId=1

https://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00095/AN00095043_001_l.jpg

Как я понял, слева внизу есть надпись, которую расшифровывают:

Lettered with production detail: 'R[aphael] U[rbinas] I[nventor] - S[tephanus] D[u Peracius] I[ncidit]', title and inscription in Latin.

However the introduction of the prominent title at the top, identifying it as a representation of the Judgement of Paris, suggests that Dupérac conceived it as a subject print rather than as a copy of a masterpiece of printmaking. He credits Raphael of Urbino with the invention in the laconic 'R.V.I.' at the bottom, but makes no mention of Marcantonio.

Получается, что Inventor - автор оригинальной картины или рисунка, а Incidit - сделал гравюру, оттиск, копию? В переводе с латыни :yep:

0

11

Коньяччи, сделав надпись, не просто обозначил свое авторство, для этого достаточно было имени, а вложил дополнительный смысл.
Автор идеи, изобретатель, фантазер - оттенки слова invento, остаются для специалистов.
Выбор слова “изобретатель” для темы представляется удачным, оно как бы уводит вначале в сторону, постепенно раскрывая смысл.

Micktrik написал(а):

Получается, что Inventor - автор оригинальной картины или рисунка, а Incidit - сделал гравюру, оттиск, копию?

Связка inventor – автор, incidit - копиист. С удовольствием, почти переверну.

Небольшое отступление.
В Риме мы жили среди вольных копий известных картин. Отец владельца апартаментов - художник. Его выставка презепе, каждое в корне дерева, в Санте Кроче, впечатлила.

https://a.radikal.ru/a25/1901/46/921f0955bd98.jpg

В коридоре наших апартаментов встречал микс

https://b.radikal.ru/b24/1901/0c/dd4998472ac6.jpg

В одной из спален

https://a.radikal.ru/a08/1901/1e/1282613ab5db.jpg

С нашей кровати открывался такой вид

https://c.radikal.ru/c30/1901/1a/ddfb92119e8a.jpg

Были еще четко выраженный Вуэ, Бугро. Засыпать, просыпаться, пить чай среди них было приятно.
Но больше всего мне понравилась та, которую назвал Роза Парацельса.
Напомню сюжет рассказа Борхеса. Ученик, которого страстно ждет старый маг, наконец появляется. Однако, перед учебой он просит Парацельса сжечь розу и восстановить ее из пепла.
Узрев это, он готов полностью погрузиться в учебу. (Оставляю за скобками значимые нюансы препирательства.)
Учитель все никак не сжигает цветок, тогда ученик бросает его в огонь и настаивает, чтобы пепел обрел первоначальный вид.
Бесконечно долгое мгновенье ученик ждал чуда. Парацельс сидел перед горсткой пепла. Ученику стало стыдно, он извинился за недостойное поведение и ушел, понимая, что маг это просто пустое место.
Оставшись один, Парацельс высыпал пепел в ладонь и тихо произнес какое-то слово…

https://b.radikal.ru/b11/1901/15/0c5a13151cde.jpg

Картина - копия Ван Дейка, а отсутствие ран на ладонях Христа – inventor?

Отредактировано Майк (2019-01-12 11:51:34)

0

12

Майк написал(а):

В Риме мы жили среди вольных копий известных картин

Ой, проснулся - сделал гимнастику для зрительной памяти :yep:

Майк написал(а):

Выбор слова “изобретатель” для темы представляется удачным, оно как бы уводит вначале в сторону, постепенно раскрывая смысл.

Задумку я понял, но цинично прагматично и хладнокровно пытаюсь понять, где мы еще имеем подобные надписи :yep:

Майк написал(а):

Картина - копия Ван Дейка, а отсутствие ран на ладонях Христа – inventor?

А можно взглянуть на оригинал? Иногда создатель копии привносит что-то свое.

0

13

Micktrik написал(а):

А можно взглянуть на оригинал?

Давно не заходил на сайт Эрмитажа. Очень круто сделали виртуальный тур.
Картинка с сайта.

https://a.radikal.ru/a33/1901/1d/7288519ff82f.jpg

0

14

Есть, примыкающая тема, на мой взгляд, интересная, кого увлечет, мог бы потом поделиться.

Сколькими гвоздями был распят Христос?
Дискуссии ведутся со времен раннего христианства. В евангелиях раны на ногах упомянуты, когда Иисус приходит к ученикам после воскресения. Были ли это раны от гвоздей, неясно.
Если предположить, что Послание ессеяв не сфабриковано Секеем

"Иисусу привязали руки к поперечной перекладине толстыми веревками и притом так туго, что вся кровь отлила к телу, и он с трудом мог дышать.
Также привязали и ноги до половины их длины, перетянув их толстыми веревками, и вся жизнь сама собою отхлынула к телу.
Когда это было сделано, палачи прибили его руки толстыми железными гвоздями к поперечной перекладине креста.
Но они не вбивали гвоздей в его ноги, потому что такого обычая не было.
Я вам описываю эти подробности, мои дорогие братья, потому что вы меня спрашивали, что означает дошедший до вас слух, будто ему прибили гвоздями также и ноги."

(идея для денбраунов - тайное общество, создавшее христианство: Никодим, Иосиф Аримафейский, Лонгин)

Это совпадает с одним из первым изображением распятия на дверях Санта Сабины на Авентине. Амвроосий Медиоланский - IV век, также говорит - было два гвоздя.
Потом возникает, триклавинизм - вера, что было три гвоздя, обе ноги прибиты одним. Триклавианство обозначают ересью - Инокентий III, Лука Туйский и постановляют, гвоздей было четыре.
Что заинтересовало: после Джотто - 4 гвоздя, уже у Фра Анджелико распятие с тремя гвоздями и дальше понеслось: Мессина, Мантенья, Беллини, Рафаэль - всех не перечесть.
Северяне, Альтдорфер, Кранах так могли выражать несогласие с Римом, но почему итальянцы?

0

15

Майк написал(а):

Потом возникает, триклавинизм - вера, что было три гвоздя, обе ноги прибиты одним. Триклавианство обозначают ересью - Инокентий III, Лука Туйский и постановляют, гвоздей было четыре.

Теперь мы знаем корни возникновения понятия астигматизм :yep:

0

16

Нравится, совершенно без иронии, умное молчание.
Увиденное, может быть не знакомым, в меру интересным, но не вызывающим ответную реакцию. Ценю такое общение.
Автору интересно, он готов вести диалог, а другим, ну, да: “Что за картина, что за чудная живопись!” - принесло на черте, пусть с ним и остается - интересно, но в меру. 
Однако, все стали богаче, положим в ящичек Брумбергов, Диану де Роса, Постиглионе - пусть полежат.

Сиксинская капелла. Мамардашвили: “Встать, снять шляпу” - подходит к ней.
Посетитель, подавлен, ошеломлен, Королева в восхищении. А что, что остается, если закрыть глаза? Не общий вид, детали.
Живопись Микеланджело в капелле меня не трогала - все какое-то картонное. После шоу она такой для меня и осталось.
Но детали. Они засияли. В капелле не то, что не обратишь внимания, часто и не разглядишь - теперь, закрыв глаза, они со мной.
Не замечал лицо женщины под рукой Господа

https://c.radikal.ru/c00/1901/d0/3eb07bd6250e.jpg

А это что за странный персонаж

https://a.radikal.ru/a08/1901/69/eef24907bf66.jpg

Поистине, герои Марвел комиксов

https://b.radikal.ru/b33/1901/32/1f4924bbec7f.jpg

А теперь изобретение

https://d.radikal.ru/d26/1901/0d/d6829160933e.jpg

Почему у Сима так? Выделен, как основатель избранного народа? Или это, Иафет - прародитель европейских народов?
Для меня это явное изобретение.

0

17

Майк написал(а):

Нравится, совершенно без иронии, умное молчание.
Увиденное, может быть не знакомым, в меру интересным, но не вызывающим ответную реакцию. Ценю такое общение.
Автору интересно, он готов вести диалог, а другим, ну, да: “Что за картина, что за чудная живопись!” - принесло на черте, пусть с ним и остается - интересно, но в меру.

Да-да, даже на форумах по узким интересам люди не всегда совпадают по фазе. Такова природа и человеческая порода: эмоции, впечатления и интересы похожи, если их просуммировать (или проинтегрировать :question: ) за большой период, но различаются в конкретный момент времени :yep:

Майк написал(а):

В капелле не то, что не обратишь внимания, часто и не разглядишь

Я теперь, когда удается попасть в Капеллу, выискиваю удобное местечко и рассматриваю детали в бинокль, совершенно позабыв об окружающем бедламе. А чем еще там заниматься далеко не в первый раз?

Детали, конечно, можно рассматривать и в книгах. Некоторые побуждают к разглядыванию.
Вот, вспомнил про такую:
Загадка Микеланджело: Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле
Блеч Б., Долинер Р.

Авторы интригуют, пытаются найти тайные послания и загадки, пристально вглядываясь в детали изображений. Не факт, что их гипотезы верны, но от внимательного взгляда всегда есть польза :yep: Ищешь одно - находишь другое. Chi cerca trova :yep:

Майк написал(а):

Почему у Сима так? Выделен, как основатель избранного народа? Или это, Иафет - прародитель европейских народов?

Сие Бытие не дает однозначного ответа

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

Взял отсюда

0

18

Просветите, кто встречал анализ этой фрески. Мне попадались или предложенные Micktrik, строки из Библии, или совершенно детсадовские описания.
Например, А.Махов, автор книги о Микеланджело в серии ЖЗЛ.

“Перед дремлющим захмелевшим отцом оказались его сыновья. Один из них, Сим, пряча глаза, старается прикрыть наготу спящего родителя, над которой смеется младший брат Хам, сам нагой,
Средний, Яфeт, обняв брата, пытается убедить его отойти и не глумиться над спящим отцом. В этой начальной фреске тесное заполнение пространства уплотняет повествование до неслыханной насыщенности.
Сцену семейной неурядицы, столь хорошо знакомой Микеланджело, обрамляют фигуры четырех обнаженных юнцов атлетического телосложения, намного превышающие по масштабу фигуры персонажей на самой фреске.
Они отвернулись от сцены с захмелевшим Ноем, словно осуждая поведение одного из его сыновей”
Такое чувство, что искусствоведы стесняются – ну, как же так, у праведника пиписка не висит, как ей положено, а устремлена в вверх.
Написали бы хотя бы, что это передает динамичный порыв. Вместо этого - бла-бла-бла.

0

19

Пока еще бумажная книга не умерла, нырнул (старый фильм-сказка Марья-искусница) в глубины своей библиотеки.
До чего же люблю старую книгу - надоумила, растолковала (парафраз реплики из фильма).
Вот, что вычитал из Танхумы.

“Посадил Ной первую виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает:
- Что будет из этой посадки?
- Виноградник, - ответил Ной.
- Не желаешь ли взять меня в компаньоны?
Ной согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил виноградник их кровью.
Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно же природные свойства всех названных тварей:
вначале он кроток как овечка, потом становится отважным как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна и, наконец, валяется в грязи подобно свинье.
Все это произошло и с праведным Ноем.”

Разве можно назвать Хама на фреске, насмехающимся? Он в ужасе, предостерегает, а от его предупреждения, отвернулись.

0

20

Майк написал(а):

Разве можно назвать Хама на фреске, насмехающимся? Он в ужасе, предостерегает, а от его предупреждения, отвернулись

На фреске мы видим только жест Хама, но он отвернулся от зрителя, поэтому нельзя утверждать как то, что он насмехается, так и то, что он предупреждает. На лицах двух других братьев мы видим некоторое недовольство, растерянность и даже испуг (слева направо).

Майк написал(а):

Вот, что вычитал из Танхумы

Танхума ведь тоже не отрицает "хамского" поведения Хама? :question:
Кстати, велик ли грех оказаться голым в обществе голых? :question: Никакого свинства со стороны Ноя мы тоже не видим. Предыдущие пьяные стадии Микеланджело нам не предъявил :nope:

А вот трудолюбие Ноя художник отметил :yep:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/Michelangelo_drunken_Noah.jpg

0

21

Micktrik написал(а):

На фреске мы видим только жест Хама, но он отвернулся от зрителя, поэтому нельзя утверждать как то, что он насмехается, так и то, что он предупреждает

Отвернулся Иафет, так же как и Сим, единственный, кто смотрит в сторону Ноя и указует на что-то это Хам. Мы не видим стадии пьянства Ноя, так же как не видят этого старшие братья.
Видит ли их Хам или он предупреждает о чем-то другом, все это домыслы, но в свете отрывка из Танхумы допустимые.
Как отличаются цвета на картинках, последняя из старого альбома или Википедии?  Еще один повод, при случае, пойти на представление.

0

22

Майк написал(а):

Отвернулся Иафет, так же как и Сим, единственный, кто смотрит в сторону Ноя и указует на что-то это Хам

Так чья рука с указательным пальцем нам видна? "Хамский" это жест или нет? С точки зрения анатомии и Микеланджело :question:

0

23

Micktrik написал(а):

велик ли грех оказаться голым в обществе голых?

“И Сим взял свою одежду и поднялся вместе с Иафетом, и они сняли свою одежду с своих плеч, обратив лицо назад, и покрыли срамоту своего отца, обративши лицо назад.”
Книга Юбилеев

Micktrik написал(а):

Танхума ведь тоже не отрицает "хамского" поведения Хама?

С проклятием темная история, здесь все источники единодушны - проклят не Хам, а один из его сыновей, но вразумительных комментариев не встречал.

Еще одно отступление.
В Трактате о живописи Леонардо есть “облачко” текста, где, говоря о взгляде на вещи, часто употребляется слов “изобретение”.
Художник советовал "остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь."
Если хорошенько рассмотреть их, можно увидеть "разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражение лиц, одежды и бесконечно много таких вещей."
Найти "удивительнейшие изобретения, подобие различных пейзажей украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами."
"Неясными предметами ум пробуждается к изобретениям."
Изобретателями могут оказаться не только мастера, но и зрители.
Все эти неясные детали на ясных картинах как пятна на стене, пробуждают ум к изобретениям. Под час неверным и спорным. 
Повод вспомнить работу Леонардо был другой - губка Боттичелли.
Был ли Боттичелли примитивистом? Его “жалкий” пейзаж - пейзаж Руссо.
(При подходящем случае расскажу о проникновении Боттичелли в абстракционизм)
Пока вернемся к следу от губки, наполненной различными красками, которую бросили в стену. Так, курьез, недавно увидел такой след.

https://c.radikal.ru/c39/1901/b9/5020d14efd6f.jpg

В пятнах на стене, в ониксовых разводах или узорах гималайской соли мне часто видится Шиле. Но оказывается можно встретить уравнение более высокого порядка.
В реалистичном увидеть пятна, которые в свою очередь вернут к другому реализму.

Это ...

глаз Венеры Боттичелли

0

24

Micktrik написал(а):

Так чья рука с указательным пальцем нам видна? "Хамский" это жест или нет?

Мне тоже вначале казалось, что это рука Хама. Но все-таки это рука стыдливо отводящего голову Иафета.

0

25

Майк написал(а):

Мне тоже вначале казалось, что это рука Хама. Но все-таки это рука стыдливо отводящего голову Иафета.

Голову он отвернул (к брату), но указывает пальцем точно в цель, поэтому остаются сомнения, кто же Хам.

0

26

Майк написал(а):

Мне тоже вначале казалось, что это рука Хама. Но все-таки это рука стыдливо отводящего голову Иафета.

Посмотрел еще раз. Какому телу принадлежит рука, понять можно, но, думаю, что принадлежит она Хаму (отвернулся на нас). В данный момент никто не смотрит на Ноя - братья обсуждают ситуацию. Перст указующий - главная и единственная улика, так как трудно что-то показывать, предварительно "не прицелившись" взглядом. Кажется, я озвучил общепринятую теорию, если такая существует :yep:

Микеланджело "наказал" Хама, отнесся к нему пренебрежительно, показав зрителям только его затылок. Возможно, на его лице и есть усмешка :idea: Тут мы использовали метод предположения с исключением :yep:

0

27

Micktrik написал(а):

Кажется, я озвучил общепринятую теорию, если такая существует

Micktrik написал(а):

Какому телу принадлежит рука, понять можно, но, думаю, что принадлежит она Хаму (отвернулся на нас)

Это, как раз, согласуется с описанием Махова "Средний, Яфeт, обняв брата, пытается убедить его отойти", но противоречит Библии / Торе - "лица их были обращены назад" / "пошли задом".
Единственный, кто не идет на фреске задом, не отворачивает лица, по священному писанию, болжен быть Хам. Решил ли Микеланджело по своему подойти к этой сцене? Возможно.
Это маленькая дискуссия показывает, что увиденное еще не есть осмысленное.

0

28

Майк написал(а):

Это, как раз, согласуется с описанием Махова "Средний, Яфeт, обняв брата, пытается убедить его отойти", но противоречит Библии / Торе - "лица их были обращены назад" / "пошли задом".
Единственный, кто не идет на фреске задом, не отворачивает лица, по священному писанию, болжен быть Хам. Решил ли Микеланджело по своему подойти к этой сцене? Возможно.

В нашем случае никто "не идет задом". Персонаж справа не смотрит на Ноя, его взгляд направлен на брата, которого я называю Хамом. Выражение лица трудно интерпретировать: несогласие, изумление, даже испуг, эмпатия, осуждение брата (?) :question: Скажем так: оно эмоциональное. Жест рук я бы назвал примиряющим (двух других братьев). Взмах правой руки как бы призывает прикрыть отца. Он не выглядит категоричным - скорее компромиссным.

Персонаж слева (Сим?) самый решительный, он и укрывает отца, одновременно что-то говоря братьям. Он человек действия, реагирующий эмоционально.

Средний персонаж (но не средний брат) самый статичный. За него говорит лишь указующий жест. Мы не видим его лица. Можно только гадать (на кофейной гуще), что оно выражает: насмешка, осуждение, равнодушие и т.д.

Три брата обсуждают ситуацию - их лица обращены друг к другу. Такое мое пояснение. И не надо ждать от Микеланджело следования каждой букве Библии :idea:
Изображение не получится "притянуть" к Библии один к одному и дословно.

0

29

Не могу остаться в стороне, внесу свои пять копеек. :)
ИМХО, действие (волна) начинается с того брата, что стоит на переднем плане спиной к нам и указывает на Ноя. Он (пусть это будет Иафет) говорит: "Ребята, вы только посмотрите, как папаша набрался!" 
Далее действие (волна) развивается по кругу против часовой стрелки. Хам с озабоченно-взволнованным выражением лица направляет братьев, чтобы те прикрыли наготу отца своими одеждами. Сим, отвернувшись от Ноя, следует указанию Хама и накрывает отца вуалью, которая у Микеланджело изображает одежду. Одежда/вуаль/волна накрывает спящего Ноя. Круг замыкается.

Да, это описание расходится с библейским в части Иафета, но композиционно выглядит довольно логично.

0

30

Аргументы за вариант, что Хам стоит спиной:
У этой фигуры мы не видим лица, он не достоин, чтобы его видели и так осужден художником.
Обозначена динамичность двух других братьев - развивающееся волосы, и не только, - ясный порыв укрыть. Фигура спиной почти статична.
Указующий перст можно трактовать как – указал, рассказал.

Доводы, что Хам крайняя фигура:
Головы двух других братьев нарочито отвернуты от Ноя и только этот персонаж смотрит, пусть не прямо на отца, но четко в его сторону.
Жест правой руки ложится в трактовку - рассказал.
Объятие другой руки - попытка развернуть (никак не отвернуть по Махову) брата, чтобы он посмотрел.

Подходит к этой  фреске выражение “следите за руками”. Мало того, что руки непонятно откуда растут,
возникает еще один смысл - кто внимательно следил, понял, что шарика (Хама) там нет или он хорошо спрятан.
Еще раз, поражает - известная композиция и как противоречиво и по-новому она смотрится.

0