раз уж подсмотрел в интернете, назову и самую высокую.
Да, извиняюсь, я имел в виду историческую башню)
Проект "Флоренция" |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Слоник Бернини. Предыстоки, истоки и влияния...
раз уж подсмотрел в интернете, назову и самую высокую.
Да, извиняюсь, я имел в виду историческую башню)
Да, извиняюсь, я имел в виду историческую башню)
Ну, тогда это - колокольня Тораццо (112 м) в Кремоне. Нагуглила )
Ну, тогда это - колокольня Тораццо (112 м) в Кремоне. Нагуглила )
Да, верно, вот ее изображение из Википедии (я в Кремоне не был):
https://en.wikipedia.org/wiki/Torrazzo_of_Cremona
“Прирученные слоны участвуют в сражениях и носят на спине башни с сидящими в них воинами. На Востоке роль слонов в ведении войн огромна: они опрокидывают находящиеся перед ними боевые порядки и топчут воинов противника. Но они же пугаются малейшего визга; будучи ранены или напуганы, они всегда отступают, принося своим войскам потерь не меньше, чем врагам” (Плиний Старший, Естественная история)
Шахматная поэма
Фигура из китайских шахмат (XIX век)
Как могла скульптура из Индии, Персии, Китая и других стран Восточной Азии попасть в Западную Европу? Достаточно просто, если представить себе, что привозилась миниатюрная скульптура, маленькие фигурки, шахматные фигуры.
Как принято считать, шахматы впервые появились в Индии, где еще в VI веке была известна чатуранга, являющаяся прямым предшественником современной игры. Из Индии шахматы перебрались в Персию, Китай и всю Юго-Восточную Азию вместе с буддистскими паломниками, хотя в некоторых странах считают, что подобная игра у них существовали и раньше. Например, в Китае до сих пор широко распространен вариант игры сянци, которую называют китайскими шахматами, а в дословном переводе это слоновые шахматы (или шахматы с фигурками из слоновой кости, если перевести чуть иначе). Два китайских иероглифа 象棋 (их читают как сянци) обозначают слона и шахматы соответственно. Китайцы ни в коем случае не согласятся уступить пальму первенства своим западным соседям из Индии, будут упорно отыскивать следы древней игры в глубине веков Поднебесной. Возможно, был какой-то общий предок у китайской и индийской игры, до которого трудно докопаться. Арабы способствовали дальнейшему распространению шахмат на Востоке, они же их привезли и на Запад. Главными зонами “вторжения” оказались Иберийский полуостров и Сицилия. Нельзя также исключать Великий шелковый путь, который длительное время способствовал торговому и культурному обмену между Востоком и Западом, и крестовые походы, приводившие не только к военным столкновениям, но и разноплановому взаимному влиянию.
Первые письменные источники Западной Европы, в которых упоминаются шахматы, существуют с XI века. Как отмечает исследователь истории шахмат Гарольд Мюррей, сложилось две шахматные традиции – итальянская и испанская, имеющие различия в названиях фигур, их ходах и правилах. Например, у испанцев под влиянием арабов рядом с королем стоял ферзь (ferz), а далее слон (alfil). У итальянцев “европейский” стиль развивался быстрее, поэтому ферзь стал королевой, а слон епископом. Арабо-европейское соперничество привело в итоге к тому, что внешний вид шахматных фигур становился более абстрактным, что отвечало взглядам мусульман на искусство, а их названия приобретали “титулы”, понятные в средневековом королевстве. Подобный процесс происходил постепенно. У знатных особ большой популярностью пользовались реалистичные шахматные фигуры из слоновой кости, где легко было узнать слонов, рыцарей, пеших воинов, колесницы и т.д. Так выглядит набор “Карла Великого”, который по легенде был подарен великому западному королю знаменитым багдадским халифом Харун-ар-Рашидом, хотя на самом деле фигуры сделаны в Италии близ Салерно в более позднее время (в XI веке).
Давайте посмотрим на этот набор, из которого дошло до нашего времени 16 фигур (включая пешки).
Интересно, что слоны и колесницы выполнены в индийской или персидской традиции (слонов даже называют китайскими), а остальные фигуры представляют собой человека в средневековой иерархии (король, королева, рыцарь, пеший воин или ландскнехт). Античность и Средневековье, Запад и Восток соединились в одной игре. Длительное время продолжалась своего рода шахматная анархия, которая выражалась в разнообразных названиях, внешнем виде фигур и правилах игры. Более-менее “шахматный порядок” удалось навести в эпоху Ренессанса, когда игра стала любимым развлечением интеллектуальной элиты.
В Средние века существовала и другая проблема. Церковь, как правило, осуждала шахматы, причисляя ее к азартным играм, таким как кости. Во многих монашеских орденах на них был строгий запрет: нельзя было к ним прикасаться или иметь дома. К счастью, ситуация скоро изменилась в лучшую сторону, а священнослужители стали главными распространителями, поклонниками и участниками игры.
Соперничество испанцев с итальянцами лучше назвать сотрудничеством. Испанец Луис Рамирес Лусена - один из первых авторов печатного руководства по шахматам. Его книга «Повторение любви и искусство игры в шахматы» была издана в 1496 году в Саламанке. В ней шахиатист приводит лучшие дебюты, которые он видел в Риме, Италии и Франции, а также задачи, составленные по старым и новым правилам.
Отмечу, что по новым правилам слон и ферзь, стали ходить как современные фигуры, их значимость на доске сильно возросла.
В 1512 году в Риме издается шахматный учебник «Эта книга учит играть в шахматы …» португальского аптекаря и шахматиста Педро Дамьяно. Он переводился на английский, немецкий и французский языки и способствовал развитию современных шахмат в Европе. Дамьяно заимствовал многие задачи у Лусены.
Интересно, что почти однофамилец Дамьяно, кардинал-епископ Остии Пьетро Дамиани, в 1061 году жаловался папе Александру II на флорентийского епископа, увлекающегося шахматами.
Не все знают, что Леонардо да Винчи играл в шахматы и составлял ребусы (так он называл шахматные задачи) вместе с Лукой Пачоли, известным монахом-математиком, сочинившим трактат «Об игре в шахматы». Произведение это было написано для всем известной маркизы Изабеллы д’Эсте, которая проводила турниры лучших шахматистов и сама умела неплохо играть. Часть рисунков в трактате считают работой Леонардо (опознали его левую руку и стиль). Книга была написана примерно в 1500 году. Современные историки и исследователи считали ее утраченной, пока в 2006 году она не обнаружилась в библиотеке некого итальянского графа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Об_игре_в_шахматы
Franz von Matsch (Austrian, 1861–1942) Leonardo da Vinci playing chess with his muse, 1890–1895
Расскажу немного о фигурах, о слоне и ладье, которые нас больше всего интересуют, чтобы у вас в голове не было путаницы.
Фигура “ладья” сейчас по-английски называется rook, а по-итальянски torre, внешним видом напоминая башню. В древней Индии и Персии ее изображали колесницей (по-персидски “rukh”). Похоже, что арабы под этим словом понимали сказочную птицу Рух, а не колесницу. Теперь становится понятно, откуда появилось rook, которое близко по звучанию к rock и roccа (скала и крепость). Только на дравидийском языке (разновидность индийского) ладья называется слоном. В Средние века появляются и другие имена: циклоп, маркиз, замок (castle). В русском языке прижился корабль – ладья (от викингов, наверное), которую изредка неформально кличут “турой” (той же осадной башней). Какая связь у ладьи со слоном, мы еще обсудим.
Фигура "ладья"
Edward Julius Detmold, Plate from "The Arabian Nights", 'The Rukh which fed its young on elephants' (из Википедии)
Ладья в шахматах сильнее слона, как видно на иллюстрации!
Фигура “слон” в Европе называется епископом (bishop – по-английски, alfiere – по-итальянски). Наверное, опять арабы виноваты в том, что конкретное животное, стало абстрактной фигурой, которой придумывали разные имена, такие как: лучник, кентавр, шут, офицер, бегун, посыльный и даже крокодил. Большое разнообразие связано также с появлением "курьерских шахмат", другой популярной разновидностью средневековой игры, часто изображаемой на картинах художниками Северной Европы. По-арабски “alfil” (слон) очень близко по звучанию к итальянскому alfiere (епископ), а форма фигуры сходна с головным убором епископа. Получается, что Европа избавилась от слонов, постепенно заменив их епископами, и только в ладье мы можем найти напоминание о слонах.
Фигура "слон"
Известный гуманист, поэт, писатель и аббат Марко Джироламо Вида был выходцем из знатного кремонского рода. Он учился в Кремоне, затем продолжил образование в Мантуе, где принял духовный сан, посещал Болонью и Падую. В 1510 году Вида приехал в Рим Юлия II, там продолжил свою учебу и познакомился с художниками, поэтами и выдающимися людьми того времени, сам стал известным поэтом, получил поддержку папы Льва X и находился при его дворе. Нет сомнений, что он прекрасно знал о слонике Анноне, его недолгой, но запоминающейся придворной жизни. Вида интересовался Востоком и Китаем. Одна из его первых поэм называлась «О шелковичном черве», но нас больше интересует другое его произведение – тоже поэма, но шахматная. В ней хорошо раскрыта тема поведения игроков (Меркурия и Аполлона) и зрителей, подробно описаны правила игры и используемые фигуры. Меркурий не только обыграл Аполлона, но он еще и соблазнил нимфу Каиссу, подарив ей цветы шахматный набор, а уже от нее к игре пристрастились люди.
Нет ничего удивительного в том, что в очередном издании 1527 года своего произведения «Об игре в шахматы» (“Scacchia ludus”) Вида превратил в слона шахматного “циклопа” (нашу современную ладью). “Лучник” или “кентавр” (по-нашему слон) у него стал епископом (тоже логично для священника). Было бы неправильно, чтобы шахматы настолько европеизировались, что в них не осталось места их главному животному. Наверное, Вида решил устранить такое противоречие: многие и он сам помнили живого слона папы Льва X. В те времена также были хорошо известны многочисленные живописные миниатюры, где на спине слона изображались целые замки, из которых выглядывали их защитники. У Вида фигура называлась elefante, и только позже от слона осталась одна лишь башня torre. Так она и сейчас называется по-итальянски.
Un elefante con troppe zanne e con una torre esagerata sulla groppa.
Bestiarium di Anne Walshe (Copenhagen, Kongelige Bibliotek. Scritto in latino, di origine inglese, circa 1400-25. Взял отсюда.
Вида описывает в поэме ход, который сейчас называется рокировкой (или castling по-английски). Представьте себе, как можно “подогнать” замок или башню (ведь это не бронированный лимузин!) к королю, чтобы он “прыгнул” и спрятался за крепостной стеной (пуленепробиваемым стеклом). Если “тура” (гора) не идет к королю, то ее можно поставить на спину слона! Так будет понятнее.
Сочинение стало бестселлером, переиздавалось десятки раз, переводилось на многие языки и оказало большое влияние на развитие шахмат в Европе. Башня (или torre) закрепилась в названии фигуры в итальянском языке, как и ее округлый с зубцами внешний вид.
Frontispiece of an english edition of Vida, 1736 отсюда
Давайте посмотрим, какими были слоны-башни-ладьи в ту пору на шахматной доске. Нет ничего полезней, чем картины, на которых изображена игра. Чтобы не путаться, забудьте про “русских” шахматных слонов, которых на Западе называют епископами.
Софонисба Ангвиссола родилась в аристократической кремонской семье (и опять город Кремона!). Она была самой старшей из семи детей, шести сестер и одного брата. Ее назвали Софонисбой в честь царицы Карфагена, так же как и отца Амилькаре, и брата Аструбале – именами отца и брата великого полководца Ганнибала. Отец поощрял увлечение своих детей искусством – живописью и музыкой. Софонисба оказалась самой талантливой художницей в семье. Она обучалась у известных мастеров Ломбардии – Бернардино Кампи и Бернардино Гатти. В возрасте 22 лет в 1554 году Софонисба ездила в Рим, где ей удалось встретиться с Микеланджело. Великий маэстро дал Софонисбе несколько уроков, признав ее очень одаренным живописцем.
Одну ее картину, которая нам очень важна, Джорджо Вазари видел во время поездки в Кремону в 1566 году:
«…теперь же я скажу, что видел в этом году в Кремоне, в доме её отца, написанную ею с большой тщательностью картину, на которой изображены за игрой в шахматы три её сестры и с ними старая их служанка, так тщательно и живо, что поистине кажутся живыми и что не хватает им только речи».
(Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. Жизнеописание Бенвенуто Гарофало и Джироламо да Карпи, феррарских живописцев и других ломбардцев. 4 том, Астрель, Москва, 2004 г)
Софонисба Ангвиссола, Портрет сестер художницы, играющих в шахматы. 1555
У данной работы много живописных достоинств. Трудно оторвать глаз от сестер и их няни, чтобы сконцентрироваться на происходящем на доске. Искусство шахматной игры было хорошо знакомо в этом семействе с детства! Давайте обратим внимание на фигуры. Чтобы вам проще было разобраться, предлагаю реконструкцию позиции. И как это шахматисты смогли восстановить невидимые участки!
В нижнем левом углу доски (или правом на реконструкции) хорошо видно “слона” (ладью), который больше похож на наш желудь или какую-то китайскую вазу, чем на животное. Или то, что часто помещают на спину слона в Китае. По какой-то причине на доске именно ладья – единственная абстрактная фигура. Или с нее и началось движение к абстрактным формам в европейских шахматах?
Честно вам признаюсь, мне очень понравилась картина, но я разочарован внешним видом ладьи, так как ожидал увидеть что-то более конкретное, например, слона с башней на спине или просто башню с зубцами, напоминающую современную фигуру. Проверка показала, что в XVI веке не существовало полного единообразия (как сейчас), а в ходу были самые разные шахматные фигуры.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_сестёр_художницы,_играющих_в_шахматы
Если у вас есть желание, то можете сами поискать другие изображения ладьи на картинах XVI-XVII века.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы_в_живописи
Во второй половине XVI века шахматы становятся очень популярными при европейских дворах. В 1475 году в Мадриде состоялся международный шахматный турнир с участием сильнейших испанских и итальянских шахматистов. Он проходил в присутствии испанского короля Филиппа II, его придворных и гостей, а главными соперниками были итальянец Джованни Леонардо ди Бона (по прозвищу “Малыш”) и испанский епископ Руй Лопес. Они раньше встречались в Риме, где испанец одержал победу. В Мадриде сильнейшим оказался Леонардо. Обыграл он и другого известного испанского шахматиста – Альфонса Серона, а потом отбыл на родину, чтобы заняться домашними делами. Его сменил Паоло Бои, другой способный итальянец, который также обыграл и Лопеса, и Серона.
Те славные события, когда Малыш обыграл епископа, запечатлены на картине художника-шахматиста Луиджи Муссини в XIX веке.
Шахматный турнир при дворе короля Испании. 1883
итал. Una sfida scacchistica alla Corte del Re di Spagna
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматный_турнир_при_дворе_короля_Испании
Джованни Леонардо ди Бона – один из первых итальянских мастеров, о шахматных подвигах которого мы узнаем от его коллег, писателей и шахматистов Джулио Чезаре Полерио и Алессандро Сальвио. Первый из них тоже присутствовал на турнире в Мадриде и вел подробные записи партий.
Паоло Бои, опоздавший на турнир, все время стремился сыграть со своим соотечественником Леонардо. Несколько раз ему это удавалось, но партии заканчивались вничью. Только после смерти Леонардо, которого, возможно, отравили завистники, он стал сильнейшим шахматистом в Италии. Жизнь Паоло Бои могла бы послужить основой для приключенческого романа. Он родился в 1528 году в Сиракузах на Сицилии, в молодости поступил на военную службу, принимал участие в сражении при Лепанто. В искусстве игры в шахматы он отличился даже больше, чем в военном деле, о его способностях хорошо знали короли. Бои играл при дворе Гвидобальдо II делла Ровере, обыграл папу Павла III, в Неаполе он организовал шахматную академию, где они впервые и встретились с Леонардо (Малышом).
Со своей возлюбленной венецианкой Розой Линори, которая изучала шахматы, он днем играл, а ночью сочинял ей сонеты. Влюбленность привела к тому, что он стал проигрывать девушке. Не знаю, потерял ли он голову или пытался таким образом доставить ей удовольствие. Отец Розы положил конец их отношениям, что пошло на пользу гроссмейстеру.
После упомянутого международного турнира в Мадриде Бои блистал в Португалии, где он играл с королем Себастьяном I, стоя на одном колене. Плывя в Барселону, шахматист попал в плен к пиратам, которых он так восхитил своим мастерством, что они его отпустили без выкупа, засчитав в качестве оного обучение игре в шахматы. Вернувшись на родину, Бои продолжал играть - в Неаполе (с Леонардо), а потом ездил в Турцию и Венгрию. Умер он в 1598 году от болезни или отравления. Жизнь шахматиста не менее опасна, чем у шпиона. Кто знает, не совмещал ли он две профессии? Незадолго до смерти его победил Алессандро Сальвио, который сохранил биографию и партии итальянского гроссмейстера для потомков.
Существуют легенды, что Паоло Бои оказался за одной доской с самим дьяволом и победил его.
Согласно первой версии он однажды играл с прекрасной незнакомкой, которая оказалась неожиданно сильным соперником. В какой-то момент он заметил, что вместо его белой королевы (ферзя) оказалась черная. Тут он понял, что играет партию с самим дьяволом. Бои все же удалось поставить мат своей противнице, после чего та исчезла.
Paolo Boi e il Diavolo, di V. Barthe (XIX sec.) Из Википедии.
По другой версии дьявол заявил, что поставит Бои мат в шесть ходов. Испуганный шахматист стал молиться, пожертвовал ферзя, с божьей помощью он загнал короля противника в центр креста из шахматных фигур и поставил дьяволу мат.
Существуют реальные шахматные задачи, соответствующие данным описаниям.
В Википедии (и других местах) я прочитал, что папа Урбан VIII предлагал Паоло Бои епископство, восхищаясь игрой шахматиста, но тот отказался, не желая прекращать свою турнирную деятельность. Хорошая история, но она не прошла проверку, так как Маффео Барберини сам стал архиепископом лишь в 1604 году, а кардиналом в 1606 году, что было уже после смерти Бои.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бои,_Паоло
Из всего этого я сделал один важный вывод: в конце шестнадцатого и начале семнадцатого века высшая знать и духовенство, включая королей и пап, сильно увлеклись шахматной игрой, в которой сами принимали участие и проводили турниры, приглашая великих мастеров того времени. Появляется шахматная литература, учебная и художественная, которая способствует росту популярности игры, особенно у интеллектуальной элиты.
Наверное, и Бернини хорошо играл в шахматы и читал соответствующую литературу? И как могло быть иначе при папском дворе?
Мультипликационная пауза
Арабо-европейское соперничество привело в итоге к тому, что внешний вид шахматных фигур становился более абстрактным, что отвечало взглядам мусульман на искусство, а их названия приобретали “титулы”, понятные в средневековом королевстве.
Кажется, один только конь не изменился (не потерял голову)?
По какой-то причине на доске именно ладья – единственная абстрактная фигура. Или с нее и началось движение к абстрактным формам в европейских шахматах?
Да, другие фигурки имеют свой облик, человеческий или конский. А епископа решили обезличить, чтобы его внешность случайно не совпала с каким-то реальным епископом. От греха подальше. )
Честно вам признаюсь, мне очень понравилась картина, но я разочарован внешним видом ладьи, так как ожидал увидеть что-то более конкретное, например, слона с башней на спине или просто башню с зубцами, напоминающую современную фигуру.
Картина настолько хороша, что можно простить Софонисбе абстрактного слона/епископа. Совсем недавно разглядывала её, изучая картины в музеях Польши и выбирая место для остановки во время очередного майского вояжа через Польшу, Чехию и Австрию в Венгрию. Картина находится в Познани.
Со своей возлюбленной венецианкой Розой Линори, которая изучала шахматы, он днем играл, а ночью сочинял ей сонеты. Влюбленность привела к тому, что он стал проигрывать девушке. Не знаю, потерял ли он голову или пытался таким образом доставить ей удовольствие.
Разве проигрыш мужчины может понравится влюблённой в него женщине? Наверное, она не отвечала ему взаимностью? При обоюдном чувстве игра должна была заканчиваться ничьей.
Картина настолько хороша, что можно простить Софонисбе абстрактного слона/епископа
Мы говорим про жёлудь-ладью-слона (абстрактного у Софонисбы) или епископа-слона-офицера, имеющего человеческий облик? Я немного запутал читателей?
При обоюдном чувстве игра должна была заканчиваться ничьей.
Сначала и была ничья, а уже потом Паоло потерял голову совсем.
Мы говорим про жёлудь-ладью-слона (абстрактного у Софонисбы) или епископа-слона-офицера, имеющего человеческий облик? Я немного запутал читателей?
Мы говорим про жёлудь.
Но я не последовала совету:
Чтобы не путаться, забудьте про “русских” шахматных слонов, которых на Западе называют епископами.
и запуталась
Вообще-то я ни разу не шахматистка, хотя иногда об этом жалею, т.к. мне кажется, что могла бы в этой игре преуспеть. ) Но пока не сложилось. А в той компании, в которой мы встречаем новый год (уже раз 5 встречали и в этом году собираемся) есть как минимум 3 шахматиста. И вообще в той компании очень любят интеллектуальные игры и разгадывание всяких ребусов, викторин и т.д.
Вопрос про шахматную партию, что на картине Софонисбы Ангиссолы, показался мне очень достойным, чтобы включить его в викторину. Не шахматистов можно просто спросить, какая шахматная ситуация изображена на картине? Для шахматистов задачу можно усложнить - попросить воспроизвести шахматную партую (восстановить участки, закрытые рукой). Но... Выходит, что этот жёлудь (ладья), похожий на лысого епископа (слона), путает всю картину! И как быть? Придётся пояснять (шахматистам!), какая фигурка, что на этой шахматной доске означает.
Вопрос про шахматную партию, что на картине Софонисбы Ангиссолы, показался мне очень достойным, чтобы включить его в викторину. Не шахматистов можно просто спросить, какая шахматная ситуация изображена на картине?
Да, пусть попробуют сделать свою реконструкцию. Потом их результат можно сравнить с существующим, покритиковать оба.
Придётся пояснять (шахматистам!), какая фигурка, что на этой шахматной доске означает.
Сами разберутся со слонами и "слонами"
Истории и события второй половины XVI века мне показались наиболее интересными, поэтому я им уделил большое внимание. Тогда и зародилась первая шахматная школа (итальянская), которая с успехом развивалась в XVII веке. Я уже упоминал Джулио Полерио и Алессандро Сальвио, записывающих партии великих мастеров, сочинявших трактаты, а также повести и пьесы. Они хорошо помнили международный турнир в Мадриде, блистательные победы соотечественников – Леонардо Малыша и Паоло Бои. Литературные таланты шахматистов были очень полезны для роста популярности игры. Например, Алессандро Сальвио написал:
Трактат о шахматах (1604 год). «Trattato dell' inventione et arte liberale del gioco di scacchi», Napoli, 1604
Пьесы в стихах на шахматную тему “Скакайда” (1612 год). La scaccaide tragedia del dottor Alessandro Salvio Napolitano. Opera tragica, cavata dall'Inventione del gioco de i scacchi. ... , Napoli, Lazzaro Scorriggio, 1612
Повесть “Путтино, или странствующий рыцарь”, посвященную шахматисту Джованни Леонардо, которая была включена во второе издание трактата (1634 года). Il Puttino, altramente detto il cavaliero errante del Salvio..., Napoli, 1634
Сальвио можно считать неофициальным чемпионом мира по шахматам рубежа веков.
Джоакино Греко (“Калабриец”) был сильнейшим шахматистом XVII века. Он блистал при королевских дворах Франции, Англии и Испании, а закончил свои дни в Вест-Индии (в Америке). Калабриец также написал трактат о шахматах, который был впервые издан в Англии в 1636 году.
Пьетро Каррера, уроженец Сицилии, священник, теоретик и практик шахматной игры, не был гастролером, путешествовал по своему родному острову, который в то время стал эпицентром шахматной мысли. Каррера написал трактат и поэму, разрабатывал свой вариант шахмат, где, например, использовались комбинированные фигуры – чемпиона Roccocavallo (конь и ладья) и кентавра Alfincavallo (слон и конь). Интересно, как они выглядели на настоящей доске? Теоретически так:
Взял отсюда.
Задание: слепите шахматные фигуры (чемпион и кентавр) из пластилина. Победитель получит ценный приз и будет именоваться “Шахматный Бернини”. Неплохое название для печенья? Опытные кулинары могли бы тоже подключиться.
Как мы заметили, много талантливых игроков было с юга Италии и Сицилии. К ним можно отнести и аббата из города Пьяцца Джироламо Кашио, показавшего свое мастерство в Неаполе и Риме. Про некоторых информации совсем мало – они лишь упоминаются в “Истории шахмат” Мюррея. Например, Микеле ди Мауро и т.д.
Таким образом, в XVII веке сложилась итальянская шахматная школа, которую еще называют романтической, так как ей были свойственны: яркий атакующий стиль; красивая комбинационная игра, заканчивающаяся эффектным матом; стремительное развитие фигур в дебюте, иногда с жертвами ради выигрыша времени; контратаки вместо защиты. Шахматы рассматривались как искусство - красота, тонкость и изящество замысла имели большое значение. Наверное, такой подход больше всего и привлекает современных любителей шахмат, которые не стремятся стать профессионалами. Игра почти исчерпала себя, если подключить к ней продвинутые шахматные программы, которые содержат в себе всю многовековую историю шахмат, и могут с неумолимой математической расчетливостью обыграть мастера-человека. Пожалуй, есть небольшая “отдушина” для увлеченных дилетантов, желающих получить от шахмат удовольствие. Будьте романтиками, относитесь к шахматам как к искусству!
Источники моих заметок про шахматы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_шахмат
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы_в_живописи
https://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_сестёр_художницы,_играющих_в_шахматы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сальвио,_Алессандро
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бои,_Паоло
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_школа
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамирес_Лусена,_Луис
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматный_турнир_при_дворе_короля_Испании
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вида,_Марк_Иероним
https://ru.wikipedia.org/wiki/Об_игре_в_шахматы
A History of Chess: The Original 1913 EditionMay 19, 2015 by H.J.R. Murray (скачал в Интернете в формате epub)
A Short History of Chess by HJR Murray Murray, H. J. R. (раскошелился - купил бумажную наа Amazon'е)
Буду дополнять)
Задание: слепите шахматные фигуры (чемпион и кентавр) из пластилина. Победитель получит ценный приз и будет именоваться “Шахматный Бернини”. Неплохое название для печенья? Опытные кулинары могли бы тоже подключиться.
Кентавр (слоноконь) был в посту 34, 2-я картинка снизу под названием "Un elefante con troppe zanne e con una torre esagerata sulla groppa". Хотя он больше похож на слонокорову. )
Боюсь, у меня получится что-то неприличное, если займусь лепкой слоноконя из пластилина или из теста. )
А каким может быть облик чемпиона (конеладьи) даже не представляю. Конская голова на башне?
У Франца Марка есть картина "Башня синих лошадей". Как вариант тоже пойдёт. )
"Un elefante con troppe zanne e con una torre esagerata sulla groppa"
Не, это Alfinrocco (слонобашня - слон+ладья) - надо будет добавить клетки на доске или формы для выпечки
У Франца Марка есть картина "Башня синих лошадей".
была ...
Leggy показала репродукцию картины, которую считают одной из лучших в творчестве художника.
Уже после его гибели в Первой мировой войне картину приобрел берлинский музей. При нацистах картина попала было на выставку "дегенеративного искусства", но ветераны отстояли ее, поскольку художник погиб за родину. Какова была бы его еврейская судьба, если бы он остался жив на войне, можно только предполагать. А картину с выставки захапал Геринг. Что же с ней случилось в конце войны остается по сей день загадкой. То ли она погибла, когда Геринг взорвал свой дом при приближении Красной Армии, то ли хранится в сейфе швейцарского банка, то ли скрыта в частной коллекции.
То ли она погибла, когда Геринг взорвал свой дом при приближении Красной Армии, то ли хранится в сейфе швейцарского банка, то ли скрыта в частной коллекции.
Интересно. Если не погибла, возможно, и всплывёт когда-нибудь.
В этих же играх (имеются в виду игры, которые устраивал Помпей Великий в 55 году до н.э.) принимал участие и носорог с одним рогом на носу, которого видели и ранее. Другой, выращенный у нас для состязаний со слоном, готовится к битве, оттачивая свой рог о камни; во время сражения он стремится попасть противнику в живот, который у того, как ему известно, более уязвим. По длине этот носорог равен слону, но ноги его намного короче, а шкура — бледно-желтого цвета. (Плиний Старший, Естественная история)
Носорог Дюрера. Прославленный неудачник.
Надеюсь, вы давно уже поняли, что не лев царь зверей, а кто-то другой. Кроме слона есть еще один претендент на престол, о котором необходимо рассказать. Зачем? Ответ заключается не только в моем детским увлечении зоологией, которое начиналось с книг Акимушкина “Мир животных”, и мы не собираемся соревноваться с древними в искусстве составления спекулумов-зерцал - наша задача раскрыть тему, а не тешить вас занятными историями (хотя без них и не обойдешься).
В начале 1516 года, примерно пятьсот лет назад, у лигурийского побережья Италии затонул корабль, который должен был доставить ценный экзотический груз для папы Льва X. Виной тому был шторм, что случается не очень часто, но с неизменным постоянством, заканчиваясь большими неприятностями или трагедиями. Примерно в этом месте три века спустя погиб и английский поэт Перси Биш Шелли, тоже ставший жертвой морской стихии. Когда прерывается жизненный путь творческих людей, то они продолжают жить в созданных ими творениях, например, живописных, литературных или музыкальных произведениях. Был ли творческой личностью “пассажир”, которого с таким нетерпением ждал папа римский? Нет, но он стал объектом творчества других мастеров в области искусства. Маска таинственности в сочетании с драмой или трагедией - предпосылки неистощимого интереса и популярности.
Экзотические животные в качестве политического подарка использовались очень часто. Лев X был очень доволен, получив в дар слоника Анноне. Король Португалии решил повторить свой удачный ход, надеясь на поддержку папы в деле признания за своей короной вновь открытых земель.
Носорог Ганда был подарен 18 мая 1514 года султаном Мазафаром II, правителем Западной Индии, командующему португальскими войсками Диего Фернандесу де Бежа по случаю “установления взаимовыгодных дипломатических отношений”. Переговоры, правда, не были успешными для португальцев, так как им не дали разрешение основать форт на острове Диу, но утешительный приз, напоминающий о провале миссии, у них остался. 15 сентября носорог вместе с командующим прибыл в Гоа, где последний поспешил избавиться от первого, передарив его Афонсу д’Албукерки (Албукерк), губернатору португальской Индии. Главный архитектор Португальской колониальной империи, прозванный Великим, так как сумел стать самым влиятельным европейцем в Азии со времен Александра Македонского, вместе с другим ценным грузом в январе 1515 года отправил носорога своему королю Мануэлу I в Португалию. Албукерки как только не называли – Грозным или Ужасным (как и нашего Ивана IV), Цезарем Востока, Львом морей и португальским Марсом! Нет, индийским Носорогом он не стал – только Большим индийским псом (для проклинавших его бенгальских врагов). Обогнув Африку на корабле под командованием Франсиску Перейры Коутинью, в кратчайшие сроки (за 120 дней) ценный груз был доставлен в Лиссабон. Башня Белен (Torre de Belém), находящаяся близ высадки, вскоре украcилась горгульями в форме голов носорога.
Животное это в ту пору было настолько редким в Европе, что большинство считало его мифическим единорогом, которого, как известно, может укротить лишь невинная дева. Кажется, таковых в тот момент в Португалии не нашлось (или им хватило ума и скромности избежать опасной публичности), поэтому решили провести другой эксперимент, для которого все было готово. 20 мая 1515 года носорог был доставлен в королевский зверинец, а уже 3 июня король Мануэл I решил рискнуть своими экзотическими питомцами, чтобы проверить справедливость высказываний Плиния Старшего. Носорог и выбранный для этой экзекуции слон были сильно напуганы орущей толпой, но второй, как более умное животное, поспешил ретироваться со сцены. Победу засчитали носорогу, таким образом подтвердившим звание чемпиона мира по боданию без душещипательного кровопролития.
13 июля было отпечатано первое изображение носорога, которое сопровождало стихи флорентийского врача Джованни Джакомо Пенни. Известна всего одна копия, которая хранится в Институте Колумба в городе Севилья.
Среди зрителей во время эксперимента "по Плинию Старшему" находился и Валентин Фернандес, переводчик и книгоиздатель из Моравии (Чехия), который уже двадцать лет жил в Португалии. Он вел переписку со многими интеллектуалами и художниками того времени, в числе которых были Ханс Буркмайр и Альбрехт Дюрер, которые получив описание и, наверное, какие-то зарисовки, поспешили создать собственные рисунки и гравюры с изображением животного.
woodcut Rhinoceros, by Hans Burgkmair, 1515
woodcut Dürer's Rhinoceros, 1515
Хотя Носорог Дюрера менее реалистичен, он закован в подобие лат (как рыцарь), имеет дополнительный рог на спине, чешуйки на ногах и прочие анатомические неточности, его изображение пользовалось большим успехом у зрителей, было растиражировано в огромном количестве экземпляров, стало достоверным изобразительным источником для многих художников почти на три века. Меня поражает, как можно изобразить мельчайшие детали, которые совершенно не соответствуют действительности! А ведь Дюрер часто рисовал животных с натуры довольно точно, убедив всех в своей непогрешимости и в этот раз.
Получив удовольствие сам, потешив свой народ, король решил извлечь дополнительную выгоду, подарив носорога папе Льву X. Год назад подобная политическая акция со слоном (Анноне) имела большой успех. Понятно желание Мануэла I ее повторить, пока животное оставалось живым и здоровым. В декабре 1515 года корабль с носорогом и другими дарами отплыл в Италию. В начале 1516 года король Франции Франциск I находился в Провансе, поблизости от Марселя, мимо которого проплывало португальское судно. По просьбе монарха корабль причалил к одному из островов, где Франциску показали животное. Жаль, что рядом с французским королем не было Леонардо да Винчи, и мы не имеем теперь рисунка, выполненного рукой гения. Совсем чуть-чуть разминулись носорог и Леонардо. Наверное, Франциск именно в бухте Марселя окончательно осознал необходимость иметь при себе великого художника и ученого.
Далее, как вы уже знаете, плавание не было благополучным: у лигурийского побережья Италии разыгралась буря и корабль вместе с носорогом затонул. Тело животного выловили, сняли с него шкуру и отправили в Лиссабон. Пишут, что носорога видели в виде чучела и даже возили в Рим, но никаких доказательств тому нет. Видимо, бренная оболочка погибла окончательно в водовороте исторических событий, а ее изображениям была суждена долгая и счастливая художественная жизнь.
Трудно сказать, какие источники использовал Рафаэль и его ученики, когда выполняли известную нам фреску “Сотворения животных”.
Слева от дерева легко узнать слона, а справа намного сложнее опознать носорога, больше похожего на динозавра. Нет, лучше бы они взяли за основу гравюру Дюрера, как, видимо, и поступил Паоло Джовио, известный историк, врач, епископ и коллекционер, когда предложил (в 1536 году) герцогу Тосканы Алессандро Медичи носорога в качестве эмблемы.
Эмблема Алессандро Медичи, из книги Dialogo dell’impresse militari et amorosi (Венеция, 1557 год).
Девиз с испано-итальянского языка переводится примерно так: “Я не возвращаюсь без победы”.
Кажется, все уже забыли о несчастной судьбе настоящего животного. Можно сказать, что он и правда не вернулся (сгинул в пучине), но победил, став символом силы, могущества и нацеленности на победу, овеянным романтическим рыцарским ореолом (благодаря стилизации Дюрера). Так носорог превратился из обычного экзотического животного в геральдическое.
Удачи и счастья новый символ герцогу не принес, так как Алессандро Медичи был вскоре убит своим родственником.
Считается, что именно Джовио подал идею Вазари написать биографии прославленных художников, скульпторов и архитекторов. Он и сам собрал большую коллекцию портретов выдающихся современников, значительная часть которой сейчас находится в Уффици.
Популярность носорога в Италии (которая осталась с носом) неуклонно росла. Его изображения появляются на дверях Кафедрального собора Пизы и Баптистерии.
Domenico Portigiani, Pisa Baptistry door panel, 1602
Взято отсюда.
Голова и шея носорога здесь выполнены с учетом изображений мадридского носорога (1580 года), который почти не оставил следов в искусстве, так как гравюра Дюрера надолго заняла главенствующее положение в сознании европейцев.
Заметно, что и флорентиец Никколо Триболо не избежал влияния гравюры Дюрера, когда создавал животных для виллы Медичи в Кастелло.
Medici villa at Castello,Tribolo Niccolò, 16th Century, 1538-1550
Взято отсюда.
Видимо, он же создавал животных для фонтана Преториа в Палермо. Или то был Франческо Камилльяни со своим сыном Камилло?
Fontana Pretoria, Palermo, Sicilia, Italia, 1554-1581
https://en.wikipedia.org/wiki/Fontana_Pretoria
Теперь давайте перенесемся во Францию.
В 1549 году сын Франциска I Генрих II, сменивший на престоле своего отца, с триумфом собирался въехать в Париж. По этому случаю готовился большой праздник: воздвигались триумфальные арки и монументы на протяжении всего пути от ворот Сен-Дени до королевского дворца. Знаменитый скульптор Жан Гужо, которого иногда называют французским Фидием, соорудил перед церковью Гроба Господня (в Сен-Дени) сложную конструкцию, представляющую собой статую носорога со стоящим на его спине обелиском. Животное очень напоминало творение Дюрера, свое тушей оно придавливало братьев “меньших” (льва, медведя, кабана и волка, показывая свое превосходство и силу. Обелиск возносился более чем на 10 метров в высоту, он венчался золотым шаром и фигурой Франции, которая вкладывала меч в ножны. Иероглифические надписи на обелиске прославляли короля-триумфатора, одержавшего победу над своими врагами. Нет сомнений, что Жан Гужо был знаком с “Гипнэротомахией” Колонна (впервые напечатанной на французском языке в 1546 году), но он предложил другую версию монумента с обелиском, заменив слона на носорога. Причин тому может быть несколько. Во-первых, по всей Европе разнеслась весть о непобедимом носороге, который обратил в бегство слона во время эксперимента при дворе Мануэла I. Таким образом, носорог считался самым свирепым и сильным животным в мире. Во-вторых, Дюрер сыграл роль промоутера, распространившего огромное количество гравюр с изображением животного-рыцаря. Такой образ был очень притягателен для королей, герцогов, графов и прочих нобилей, желающих продемонстрировать свою доблесть на рыцарском турнире или ассоциирующих себя с рыцарями. В-третьих, Франциск I встретил носорога в бухте Марселя – так почему бы теперь носорогу не встретить его сына, унаследовавшего престол, став своего рода эстафетной палочкой (власти)? Носорог использовался как символ сильной королевской власти (триумфа короля Генриха II), а обелиск вполне мог означать ее благословение свыше.
К сожалению, от монумента Жана Гужо осталась только гравюра с изображением, которая находится в книге, посвященной триумфальному въезду короля Генриха II в Париж. Как пишут, памятник был выполнен из дерева и холста, как декорация, расписанная красками, поэтому трудно было надеяться на долгую сохранность. Наверное, и во времена Бернини от него уже были одни только воспоминания и картинка на бумаге. Не сомневаюсь, что великий скульптор обратил внимание на гравюру, когда проектировал свой монумент с обелиском.
https://books.google.ru/books?id=qXsSlm … mp;f=false
(страница 11)
На французском книга называется так:
C'est l'Ordre qui a este tenu a la nouvelle et joyeuse entree, que le Roy Henry II. a faicte en sa ville de Paris le 16. de Juing 1549, Jean Dallier, 1549
Что касается носорогов, то, как пишут в Википедии, еще в 1930 годы в немецких учебниках рисунок Дюрера использовался в качестве достоверного изображения животного. Индийского носорога в немецком языке до сих пор называют панцирным (Panzernashorn), хотя на латыни он всегда был просто однорогим (Rhinoceros unicornis).
Пожалуй, успех носорога Дюрера (Ганда) смогла превзойти в XVIII веке Клара, судьба которой оказалось более счастливой. Ей удалось не утонуть на пути из Марселя в Италию, где она посетила Неаполь, Рим (1750 год), Болонью, Милан, Верону, Венецию (1751 год), а также большинство стран Европы. Вклад Клары в европейское искусство не менее значителен, а миф о носороге-рыцаре постепенно стал развеиваться (и развенчиваться). Можно сказать, что Клара у “Карла” украла славу (в кои-то веки некоторую часть).
Clara, painted by Pietro Longhi in Venice in 1751 (из Википедии)
Откуда я все это взял и что можно почитать еще: источники и последствия.
Носорог Дюрера из Википедии (переключитесь и на русский язык)
Статья, посвященная носорогу Дюрера
István Orosz. A Rhino Remembered – On the 500th Anniversary of a Shipwreck
William S. Heckscher. Bernini's Elephant and Obelisk, 1947 (есть в Интернете)
Donald F. Lach. Asia in the making of Europe
Роджер Кроули. Завоеватели. Как португальцы построили первую мировую империю (есть на Флибусте)
Bedini, Silvio A. The Pope's Elephant
Марина Белозерская. Жираф семейства Медичи, или Экзоты в большой политике
Лоуренс Норфолк. Носорог для Папы Римского (есть на Флибусте)
Будем дополнять)
Всё таки бегемот/носорог не пикчегеничное животное. Включая эту Клару, которая украла славу у бегемота Дюрера. В самом деле, когда заходит речь о бегемотах в искусстве, в первую очередь вспоминается бегемот Лонги.
Но только Дюреру удалось, одев носорога в красивые латы-корсет, структуировать бесформенное тело животного и создать красивый образ. Даже хочется потрогать его выпуклое пузико-тыковку. Желание, наверное, можно осуществить у двери пизанского баптистерия.
Всё таки бегемот/носорог не пикчегеничное животное.
созданный воображением Leggy гибрид заинтересовал.
но оказалось, что эти животные даже не родственники: носорог относится к непарнокопытным, а бегемот состоит в отряде парнокопытных.
ранее наиболее близкими родственниками бегемотов считались свиньи, однако сейчас учёные считают, что наиболее близкими их родственниками являются киты. (может, такой гибрид поискать?)
бегемота обычно упоминают как животное, которое является причиной гибели наибольшего количества людей. по этому показателю он превосходит всех других африканских зверей, даже таких опасных, как лев, буйвол, леопард, нильский крокодил.
с другой стороны, носороги очень боязливые и осторожные звери, избегающие близости к человеку. днём они спят, активными их можно застать в сумерках и ночью. - это всё из википедии.
Но только Дюреру удалось, одев носорога в красивые латы-корсет, структуировать бесформенное тело животного и создать красивый образ.
Дюрер эти латы не на пустом месте придумал: у азиатских видов носорогов кожа у шеи и ног собрана в складки, создавая впечатление, будто на зверях своего рода броня.
Дюрер эти латы не на пустом месте придумал: у азиатских видов носорогов кожа у шеи и ног собрана в складки, создавая впечатление, будто на зверях своего рода броня.
Да, все верно, вот изображение живого - именно индийского носорога из Википедии.
Даже индийские носороги сильно отличаются друг от друга "защитным вооружением".
Сравните с суматранским носорогом.
С удовольствием посмотрел Википедию и перечитал Акимушкина.
перечитал Акимушкина.
в этой книге соответствующая главка называется: Носорог – «Кузен» коня, а в ее тексте ни слова об этом родстве, так что непонятно почему.
в этой книге соответствующая главка называется: Носорог – «Кузен» коня, а в ее тексте ни слова об этом родстве, так что непонятно почему
Раздел правильный: Непарнокопытные Носорог – «Кузен» коня. Я в детстве с удовольствием читал и картинки рассматривал
Сражение слона с носорогом часто изображали на гравюрах XVI века и позже. Если верить Плинию Старшему и Мануэлу I, то носорог одержал победу. В эксперименте короля Португалии результат и перевес не был впечатляющим, поэтому обоих животных можно считать чемпионами мира в смешанных единоборствах. Мне очень понравилось, что обошлось без кровопролития и никто из зрителей не пострадал. Соперники вели себя интеллигентно - не было даже взаимных оскорблений!
https://www.rijksmuseum.nl/en/search/ob … -G-196,171
Een neushoorn vecht met een olifant, Antonio Tempesta, 1600
Борьба слона с носорогом, Антонио Темпеста, 1600
В дикой природе слон и носорог не враждуют, а мирно сосуществуют, но у них есть общий враг - человек. До сих пор охотники за слоновой костью (бивнями слона) и рогом носорога варварски уничтожают сильных и красивых животных, которых становится все меньше, а регион их обитания сократился до минимума.
https://www.rijksmuseum.nl/en/search/ob … 5-5221,149
Слоны и носорог, Адриан Колларт, 1595 - 1599
Olifanten en neushoorn, Adriaen Collaert, 1595 - 1599
Картинки взял на сайте Рейксмюсеум https://www.rijksmuseum.nl, где вы найдете большое количество гравюр, рисунков, фотографий и картин (со слонами, носорогами и без).
Слон и носорог
тожесоблюдают нейтралитет. Если встретятся на узкой тропе, то после несерьезного предупреждения с обеих сторон в виде угрожающих поз мирно расходятся. Обычно носорог первым уступает слону дорогу. Но бывает, что и слон.
(Мир животных Том 1 , Непарнокопытные , Носорог – «Кузен» коня, Игорь Акимушкин)
В нашем случае носорог уступил дорогу слону - давайте попрощаемся с однорогим Мавр сделал свое дело, мавр может уходить
Мавр сделал свое дело, мавр может уходить
Пожалуй, и правда хватит, много постов посвятили этим гигантам животного мира.
Но вот кит остался вне нашего внимания.
Пример изображения - Никола и Гаспар Пуссен, Иона и кит, гравюра по картине.
Гаспар Пуссен - прозвище Гаспара Дюге, на сестре которго Анне был женат художник Никола Пуссен.
Пожалуй, и правда хватит, много постов посвятили этим гигантам животного мира.
Расследование нельзя прекратить, пока не достигнут конечный результат
Но вот кит остался вне нашего внимания.
Не, "Моби Дика" я пока не потяну
Чтобы вы не скучали, пока я отдыхаю и набираюсь сил, предлагаю расшифровать аллегорию, имеющую отношение к теме и следующей главе
https://www.rijksmuseum.nl/en/search/objects?q=elephant&p=16&ps=12&st=Objects&ii=10#/RP-P-2016-1042-49,190
Интересует верхняя часть гравюры (со слоном). Гугл вам в помощь для перевода с голландского (и т.д.).
Интересует верхняя часть гравюры (со слоном). Гугл вам в помощь для перевода с голландского (и т.д.).
Пока выложу переводы.
Картинка называется: Olifant in het water / Hert bij een waterstroom, т.е. Слон в воде / Олень в потоке воды.
Надписи на картинках гласят: Quoniam Infirmus Sum / Sitivit In Te Anima Mea, т.е. Я слаб / Моя душа жаждет вас.
Картинка относится к серии Symbola Divina et Humana Pontificum Imperatorum Regum, что означает Римский понтифик человека и божественный символ королей
Описание с сайта Рейксмузеум: Een embleem met twee voorstellingen. Boven een olifant in het water. Met zijn voorpoten staat hij een stuk land. Boven hem de zon. Onder een hert bij een beek.
Перевод: Эмблема с двумя спектаклями. Над слоном в воде. Он стоит кусок земли с передними лапами. Над ним солнце. Под оленем в русле.
Пояснение с того же сайта: Pagina uit Jacob Typotius, Symbola Divina & Humana Pontificum Imperatorum Regum. Arnhem, J.F. Hagen, 1666 of uit de titeluitgave van 1669 of 1679. Het werk van Typotius werd voor het eerst uitgegeven in 1601 met prenten van Aegidius Sadeler.
Перевод: Страница от Якова Типотиуса, Символа Дивина и Гумана. Arnhem, J.F. Хаген, 1666 или из титульного издания 1669 или 1679. Работа Типотиуса была впервые опубликована в 1601 году с отпечатками Эгидия Садельера.
Теперь всё вместе нужно осознать, тогда загадку сможем отгадать. )
Теперь всё вместе нужно осознать, тогда загадку сможем отгадать. )
Не складывается.
Что может означать слоник, задними ногами стоящий в воде, а передними опирающийся на скалу? Ну, с крещением Христа возникает аллюзия, но какая-то неопределённая.
Хоботом слоник тянется к солнцу. Тоже намёк на божественное.
И голландские надписи говорят о слоне, как о символе божественного.
Quoniam Infirmus Sum - слова из 6 псалма (Miserere me Domine, quoniam infirmus sum: помилуй меня Господи, ибо я слаб/немощен/угнетён).
Может быть, слон на картинке символизирует церковников, а олень - королей?
Может быть, слон на картинке символизирует церковников, а олень - королей?
А почему возникло такое деление?
в Библии встречается сравнение оленя, жаждущего воды, с человеческой душой, жаждущей Бога, — поэтому самец оленя часто символизирует набожность. Именно в этом значении оленя изображают на крещальных купелях, а также в религиозной живописи — пьющим у подножия креста. Олень также символизирует Христа, который разыскивает дьявола, чтобы его уничтожить.
Про слона много всего пишут, но, наверное, в данном случае он символизирует силу веры и (слабое) бренное тело. "Я слаб" в сочетании с самым сильным наземным животным - оксюморон, надпись противоречит картинке. Почему слон стоит передними ногами на земле, а задними в воде? Возможно, тело нуждается в воде и земле - некой материальной составляющей и опоре, но душа устремляется к богу, обретая силу в вере. Да, вода может быть намеком на крещение.
С символами и аллегориями редко бывает однозначное толкование. У меня нет какого-то авторитетного и подробного описания данной (или похожей) гравюры, поэтому и задал вопрос. Мне кажется наиболее вероятным, что изображения означают стремление к богу, силу веры (и в вере), крещение (как таинство, приобщающее к христианской церкви и вере, духовной жизни).
Quoniam Infirmus Sum - слова из 6 псалма
Sitivit In Te Anima Mea тоже из псалма (62-го):
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной...
Взял отсюда
Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Слоник Бернини. Предыстоки, истоки и влияния...