"Когда слон пойман и находится во власти человека, его можно приручить, дав ему выпить ячменного отвара" (Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений (выдержки). / Пер. и комм. И. И. Маханькова.)
“По улице слона водили…” Слоник Пуссена
Посмотрев на рисунок Бернини, мы задаемся вопросом, видел ли римский скульптор, художник и архитектор настоящих слонов. Да, сомнений нет, хотя эти животные все еще были редкими гостями в Европе и Риме.
В мае 1630 года азиатский слоник, совершавший уже четыре года гранд тур по Европе, прибыл в Рим. Его звали Дон Диего, и он был первым за последние сто лет слоном, который вошел в ворота Вечного города. Разместили экзотического гостя в зале первого этажа палаццо Венеция. Толпы любопытных зрителей сбегались посмотреть на представления с участием Дон Диего, несмотря на то что посещение мероприятия не было бесплатным. Не мог остаться в стороне и Кассьяно даль Поццо, ученый, меценат и секретарь кардинала Франческо Барберини. Там, где появляется любитель искусства и естественных наук, обязательно должны быть и его “сподручные” – художники, которые запечатлевают редкое в Европе животное в масштабных полотнах и небольших рисунках. Никола Пуссен нарисовал для своего патрона “Ганнибала, пересекающего Альпы на слоне”, где мы видим настоящего индийского слона, отощавшего во время утомительного перехода.
Известно, что и Дон Диего вынужден был перейти Альпы, чтобы попасть в Италию. Условия его содержания и путешествия не были тепличными. Приходилось совершать длительные пешие переходы в любую погоду. От дождя его обычно защищала пропитанная воском попона. Гостиниц для таких больших постояльцев не строили, поэтому ночевать часто приходилось на улице, или, если повезет, удавалось разместиться на первом этаже какого-нибудь палаццо (al piano terra), где трудно было согреться в холодное время года.
Дон Диего родился в Индии или на Цейлоне; в подростковом возрасте, когда было ему четыре года, португальцы привезли его в Мадрид. В то время принц Чарльз, сын английского короля Джеймса I, сватался к сестре испанского короля Филиппа IV. Принца в той поездке сопровождал герцог Бекингем, который в письме своему королю перечислял, с какими подарками они возвращаются домой. Среди различных экзотических животных оказался и азиатский слоник. Как пошутил венецианский посол, вместо инфанты привезли элефанта. Так и получилось, свадьба не состоялась. Слон же сначала пользовался большой популярностью. Видимо, тогда он и получил свое имя, которое было типично испанским в представлении англичан. В литературе того времени Диего было общепринятым прозвищем испанцев. Забавно, что английское имя Джеймс также соответствовало испанскому Диего. Через некоторое время королевский интерес к слону стал резко падать, а расходы на его содержание оставались высокими. Очень вероятно, что осадок от неудачных брачных переговоров повлиял на отношение к животному. Увы, такова судьба многих слонов в Европе: их дарили королям, а потом те, удовлетворив любопытство, передаривали свои надоевшие игрушки придворным, которые сдавали слонов в аренду дельцам-предпринимателям, эксплуатирующим животных и нанимающим гастролирующих артистов и обслуживающий персонал, чтобы зарабатывать деньги во время представлений. Качество жизни слона при этом значительно снижалось, так как ухудшались условия его содержания, питание становилось более скудным, а постоянные путешествия и выступления перед зрителями изнуряли. Так и случилось с Доном Диего, который попал во Францию, а потом стал развлекать публику разных городов Европы. А принц Чарльз все же нашел себе суженую при французском дворе, но испанец им был уже не нужен.
Нрав у слоника был добродушный и невредный. Он умел по команде вставать на колени или ложиться, поднимать хоботом человека, или незаметно вытаскивать у него из заднего кармана сладости; его научили и дурному: пить вино и курить трубку. Дон Диего часто катал на себе богатых бездельников (нобилей), которые считали особым шиком пропустить рюмочку-другую, сидя на его спине. Повезло, что у слона сложились хорошие дружеские отношения с французом, который за ним ухаживал и с ним выступал. Это скрашивало нелегкую жизнь путешествующего артиста. Они спали в одном помещении, не желая надолго разлучаться, оба отдавали предпочтение французской кухне (например, поедая булочки и запивая их вином), ласково и заботливо относились друг к другу.
Наверное, именно в Париже Рубенс впервые увидел Дона Диего. Он нарисовал свою версию “Триумфа Цезаря” (пастиш), где слоны выглядят реалистичнее, чем у Мантеньи.
(Rubens, c 1630: A Roman Triumph, National Gallery, London)
Выделю интересующий нас фрагмент.
Несмотря на некоторую барочную аморфность, слоны у Рубенса получились более живые и анатомически правильные.
Все детали картины вы можете рассмотреть на сайте Национальной галереи Лондона (выделяя и увеличивая интересующие вас фрагменты).
Приключения слоника в Европе и их живописные последствия прекрасно и подробно описаны в научной статье искусствоведа Луис Райс “Слон Пуссена” (Louise Rice "Poussin's Elephant"), которую вы можете найти здесь. Автор упоминает многие картины и рисунки с изображением слона, уточняет даты их создания. Ее аргументы убедительны и увлекательны. Написана работа хорошим литературным английским языком. Рекомендую ее всем изучающим итальянское искусство (и английский язык). Отсюда я впервые узнал о существовании Дона Педро, пардон, Диего, заинтересовался его судьбой, осознал, какой художественный импульс вызвало его появление в Европе и Италии.
В Риме слона видел и зарисовал другой подопечный Кассьяно даль Поццо. Следуя наставлениям Леонардо да Винчи (наблюдать за живой и неживой природой), Пьетро Теста часто рисовал с натуры животных. Сохранилась гравюра с изображением Дона Диего, выполненная по его рисунку для другого римского любителя экзотики (Франческо Гвальди).
Pietro Testa. Don Diego in Rome, 1630 (from Giulio Cesare Bottifango, Lettera dell ’ elefante , Rome, 1630). Engraving, 16 x 20 cm. Rome, Istituto Centrale per la Grafica.
Неаполитанский художник Андреа ди Лионе видел слона в Риме и затем в Неаполе, где продолжились гастроли. Дон Диего стал множественным персонажем его картины “Слоны в цирке” (имеется в виду римский цирк, 1640, музей Прадо).
На сайте музея пишут, что художник в качестве источника для своей работы использовал собрание гравюр римских древностей (Speculum Romanae Magnificentiae,1575 год) Антуана Лафрери, где были изображены дикие животные Африки и предметы и монументы той эпохи. (Обратите внимание, что слоны располагаются на фоне обелиска!) Точка зрения Луис Райс мне намного ближе: живой слон – незабываемое зрелище!
Обелиски и конусообразные столбы или меты (metae) устанавливались на центральной платформе арены, которая называлась спИна (spina). Как вы уже поняли, spina означает хребет, позвоночник или спинА. Получается, что обелиск стоит на спине!
Посмотрим на рисунке.
Изображение 1649 года (из Википедии).
Луис Райс нашла малоизвестную работу Пуссена (сейчас в частной коллекции во Франции), где слон изображен в сцене евангельского сюжета “Отдыха на пути в Египет” (1635-1640 годы). Детали удобно рассматривать на гравюре.
Приведу и цветное изображение, взятое из статьи Райс (да простят меня владельцы картины и автор).
Почему на этой картине появляется слон? Как многие считают, он символизирует Африку. Есть, правда, что-то печально-мистическое в его уходе со сцены по дороге мимо надгробного камня на фоне заката. Возможно, художник напоминает нам о счастливых временах жизни в Аркадии, раю, джунглях Индии или Цейлона, которые канули в Лету (лето закончилось и всех нас ждет долгая холодная зима).
После Неаполя Дон Диего побывал в Генуе, затем вернулся в Южную Францию, много гастролировал в Провансе. Здесь его следы теряются. Надвигалась зима. Плохое питание, постоянные пешие переходы и холодный климат Европы не позволяют надеяться, что его век был долгим. Дон Диего стал рок-звездой эпохи барокко (рок – от слова скала). Своей неспешной тяжелой поступью он вошел в историю живописи, вдохновив многих художников XVII века на создание шедевров.