Напомню, на чём мы остановились.
Leggy написал(а):Micktrik написал(а):
Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы
Кстати, можно и так выразиться
Согласна, в творчестве Усто Мумина "голубые линии" явно бросаются в глаза. Но подождём результатов моего расследования. )
А что, в искусстве итальянского Возрождения "голубой цвет" отсутствовал? )
3 ноября 2016 г. мы с Алиной побывали Галерее искусств Зураба Церетели, что на Пречистенке, на предпоказе Sotheby’s.
Среди прочих были показаны картины:
Василий Верещагин "Вход в Царскую гробницу" (продана за 112,5 тыс. фунтов)
Александр Волков «Обнаженная (Золотая)» 1915-1916 годы (не продана)
Даниил Степанов «Молитва. Самарканд» 1925 г. (продана за 284,8 тыс. фунтов)
Верещагина и Волкова привела здесь лишь потому, что художники упоминались в теме. Хотя интересно сравнить дореволюционную несколько врубелевскую обнажёнку Волкова с его картинами советского периода.
А вот на картине Даниила Степанова хочу остановиться подробнее.
В описании картины указано:
«Подпись латиницей, надпись "Samarkand" и дата 1925 вверху справа; номер 253 на выставочном ярлыке Venice Biennale exhibition на обороте.
Выставки: Венеция, XV Esposizione Internazionale d`Arte della Città di Venezia, 1926 (не упомянута в каталоге); Рим, Palazzo dell`Augusteo, июнь 1927».
Степанов Даниил Клавдиевич (Stepanoff D) 18 августа 1881 (Москва) – 9 апреля 1937 (Венеция). Живописец, реставратор, сценограф и медальер.
Сын академика исторической живописи Клавдия Петровича Степанова.
В 1894–1895 с семьей посетил Францию и Италию, некоторое время провел в Венеции. Позже жил в Париже, учился в Сорбонне, брал уроки у французских медальеров. В 1902 приехал в Рим, где женился на Роме Травальино, из семьи Армони Рафаэлли, державшей известное фотоателье в Орвието.
В 1902 вернулся с семьей в Россию. Сначала жил в Москве, где помогал отцу в работах по реставрации Кремля, а затем в С.-Петербурге, где в 1913 стал главным медальером Императорского Монетного двора (работы метил: Д. С.).
В 1919–1924 занимал пост заместителя председателя Отдела по делам музеев в Петрограде. Был арестован ЧК по обвинению в антисоветской деятельности и освободился только благодаря ходатайству А. В. Луначарского. Опасаясь дальнейших арестов, некоторое время жил в Пензе, где преподавал в Художественном училище. В
1920 вошел в Комиссию по сохранению памятников Самарканда, несколько раз побывал в Туркестане, исполнив множество зарисовок и фотографий этнографического характера. Вместе с Алексеем Исуповым, Александром Волковым и Александром Николаевым (Усто Мумин) повлиял на становление самобытной местной художественной школы.
В 1925 выехал в командировку в Париж и Рим на монетные дворы для ознакомления с новым копировально-гравировальным оборудованием. В Россию не вернулся. Некоторое время работал в Париже, в конце 1925 переехал в Рим и поселился на via Lazzaro Spallanzani, 4.
В 1926 участвовал в ХV Международной бьеннале в Венеции показав картины, написанные во время пребывания в Туркестане («Продавец сюзане», «Продавец фруктов», «Голова»), которые получили одобрение критики и публики за экзотический характер.
В июне 1927 провел персональная выставку в одном из залов Палаццо дель Аугустео в Риме (среди представленных полотен – «Молитва» и «Голова юноши», вдохновленные итальянским Возрождением; одновременно в соседнем зале состоялась персональная выставка А. В. Исупова).
http://www.artrz.ru/1804786722.html
Скончался в Венеции в 1937 г., похоронен на Сан-Микеле, могила неизвестна (из книги Талалай М. Г. «Вдохновительница наших успокоений. Российский некрополь в Венеции»).
В Интернете нашлось всего две картины Даниила Степанова, написанные в самаркандский период. Одна из них упомянутая выше «Молитва», другая – «Чайхана», 1923 г.
Даниил Степанов, «Чайхана», 1923 г.
Вполне возможно, что в Самарканд Степанов подался, чтобы быть подальше от власти и грозившей ему опасности.
На картине «Молитва» действие (если можно назвать действующими три фигуры, замершие в молитвенной неподвижности) происходит на фоне ворот дома, в котором жил Даниил Степанов с семьёй. В этом же доме часто собиралась самаркандская художественная тусовка, позднее названная «прерафаэлитами Самарканда».
Там же, в доме Даниила Степанова (насколько я поняла), летом-осенью 1921 года жил Кузьма Петров-Водкин, приехавший в Самарканд в составе экспедиции, организованной главным комитетом по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы совместно с Российской Академией материальной культуры.
Цитата из эссе Кузьмы Петрова-Водкина "Самаркандия":
Туземный город с копошащимся базаром и лавочками, несвязность памятников с этой жизнью - все это до тех пор не укладывалось в одно стройное целое, пока моя белая комната, зияющая дырами в потолок и на улицу, не начала заполняться этюдами и мои ручные мышата, разгуливая между ног моих и мольберта, почувствовали себя хозяевами винограда и орехов, которыми мы лакомились вместе. Комната была над каузом мечети.
Утро начиналось купаньем из кауза* или, пересекая узенькие проулочки, спускался я к Серебряному роднику - лечебному роднику сартов, свежесть которого на добрую половину дня делала меня бодрым.
* Под "каузом" имеется в виду тот самый хауз, что на картине Степанова. Кстати, как я понимаю эти утренние купания Петрова-Водкина. Поплавав ранним утром в озере Комо, я весь день ощущала прохладу тела, особенно приятную во время прогулок по жаркому и душному Милану.
На прошедшей в музее Востока выставке была представлена картина Петрова-Водкина, написанная в Самарканде.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – Шах-и-Зинда. Самарканд. 1921
В Интернете нашлись и другие картины самаркандского периода Петрова-Водкина.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – Голова мальчика-узбека. 1921
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич "Голова мальчика-узбека." 1921
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич "Самарканд" 1921
Пока даю картины без комментариев. Комментировать и обобщать будем потом.