"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Параллели (временное название)


Параллели (временное название)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Посетила я тут выставку известного русского художника. Пока пишу небольшой отчёт с фотографиями, предлагаю вам загадку.
Названием выставке послужила строка из "Ямбов" Блока, а именно из стихотворения "В голодной и больной неволе".
Как вы думаете, творчество какого художника соответствует этому стихотворению Блока? Или хотя бы с какой картиной могут ассоциироваться данные строки?
Ну, и как вы эти строки понимаете?

В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же всколосится поле,
Вздохнёт униженный народ?

Что лето, шелестят во мраке,
То выпрямляясь, то клонясь
Всю ночь под тайным ветром, злаки:
Пора цветенья началась.

Народ — венец земного цвета,
Краса и радость всем цветам:
Не миновать господня лета
Благоприятного — и нам.

15 февраля 1909 (7 февраля 1914)

0

2

Leggy написал(а):

Или хотя бы с какой картиной могут ассоциироваться данные строки?

Все ясно:
И. Е. Репин. «Пахарь. Лев Толстой на пашне».  :idea:

0

3

Micktrik написал(а):

Все ясно:
И. Е. Репин. «Пахарь. Лев Толстой на пашне».  :idea:

:) А почему Лев Толстой? "Огородника" (да простит меня Алина) я бы ещё поняла. :)

Не, ну я серьёзно. Мне кажется, что Блок в "В голодной и больной неволе" не про лето пишет, и не про пашню. Эти образы Блоку нужны, чтобы провести параллель между пробуждением природы и пробуждением народа. В общем, я понимаю так: у Блока речь идёт об освобождении народа из голодной и больной неволи посредством неких революционных сил.

А теперь скажу название выставки и имя художника.

17 февраля в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка Бориса Кустодиева, создателя узнаваемых образов народных гуляний и «русских Венер». Выставка «Венец земного цвета» строится вокруг главных тем его творчества и показывает 65 работ из десятка российских музеев, среди которых — две уникальные находки, не выставлявшиеся больше века.

http://s8.uploads.ru/DgQyZ.jpg

http://sh.uploads.ru/fdDaJ.jpg

Ну, и хде у Кустодиева революция?  :hobo: Похоже, что устроители для названия выставки Кустодиева  вырвали фразу из не понятого ими текста Блока.
На этом я критику выставки не заканчиваю, но в целом мы съездили хорошо и удовольствие от просмотра получили.

0

4

Leggy написал(а):

среди которых — две уникальные находки, не выставлявшиеся больше века.

Одна из этих картин - "Портрет Марии Ивановны Ершовой в замужестве Тарлецкой (1893-1915)", 1912 г., частное собрание

http://s7.uploads.ru/QnOI4.jpg

Пишут, что картина выставлялась на выставке "Мира искусства" в 1913 году под названием "Портрет госпожи Т", а потом пропала. И совершенно случайно вдруг всплыла накануне ново-иерусалимской выставки, обнаружившись в некоей частной коллекции. Помня недавние проблемы с картинами, выставленными в музее Гента, устроители выставки Кустодиева обнародовали этикетку на обороте картины.
Но имя нынешнего владельца картины не раскрыли. И историю, где собственно картина пребывала более 100 лет, тоже.

http://s3.uploads.ru/bHJoR.jpg

Тайна, окружающая картину, и короткие годы жизни красавицы вдохновили меня на расследование. Вот, что мне удалось найти.

Мария Ивановна Ершова была  дочерью знаменитого оперного певца Ивана Васильевича Ершова.

Б.Кустодиев, Портрет великого певца Ивана Васильевича Ершова, 1922г., Русский музей
http://sd.uploads.ru/Mg5xq.jpg

Про Ивана Васильевича можно прочитать в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Ершов,_Иван_Васильевич
Но там нет ни слова про то, что Мария Ершова была дочерью певца. В Википедии значится только сын Игорь, родившийся в в 1916 году. Ивану Васильевичу в это время было 49 лет. Можно догадаться, что Мария - его дочь от первого брака.

Далее читаем воспоминания оперного писателя и переводчика Сергея Юрьевича Левика.

Познакомились мы с Иваном Васильевичем при тяжелых обстоятельствах. 4 августа 1914 года я, после полудневного ареста в Берлине по случаю начала войны и после ряда злоключений по дороге с курорта Эмс, в дождливое утро добрался наконец до датской «ферри» (пароход-паром).
Беженцев было так много, что капитан не принял поезда на борт, а распорядился пассажирам перебраться на паром и разместиться с багажом. После неописуемой свалки, чуть не ставшей второй «ходынкой», я взобрался на пароход и пошел разыскивать знакомых.
В углу на груде ящиков, чемоданов, каких-то причудливых форм баулов и корзин я увидел лежащую молодую очень красивую девушку. Судя по всему, она была тяжело больна. Уставившись в смертельно бледное лицо, я не видел ничего, кроме него, и подошел совсем близко, чтобы спросить, не нужна ли помощь. И внезапно почувствовал укол в сердце: на меня гневно смотрели черные жгучие глаза. Человек, которому принадлежали эти глаза, держал руку девушки, а второй рукой поддерживал ее изголовье. Это был Иван Васильевич Ершов.
Узнав его, я испугался и пролепетал:
— Простите, я хотел помочь... Я не разглядел, что барышня не одна...
— Не надо, — последовал в ответ почти львиный рык.
В эту же минуту за моей спиной раздался голос А. М. Давыдова: — Вы что, незнакомы? Иван Васильевич, это Левик — артист Музыкальной драмы.
— Бекмессер! — воскликнул Ершов и стал горячо трясти мою руку. Лицо его просияло, глаза засветились.
— Видали? Вот что... наделали! Всё летит в пропасть — через минуту гневно бросил он, обводя глазами место вокруг себя.
В ногах у девушки сидела жена Ершова — Любовь Всеволодовна Баскакова. Девушка была их единственной дочерью Марией, в скором времени умершей от туберкулеза. Рядом с ней на баулах сидела начинающая певица С. В. Акимова. Все они возвращались с вагнеровских торжеств из Мюнхена.

Обратили внимание на эту "начинающую певицу С.В. Акимову"? Это она и есть - разлучница, которая увела Ивана Васильевича из семьи. Но именно благодаря ей сегодня мы можем узнать подробности о жизни и ранней кончине дочери Ершова Марии.

С.Акимова-Ершова "ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ЛЕТ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ".
От первого брака Иван Васильевич c Любовь Всеволодной Баскаковой имел троих детей, из ко¬торых младший сын Юрий умер еще в младенческом возрасте от воспаления легких. Старшие — дочь Мария и сын Всево¬лод— дожили всего лишь до двадцати двух лет каждый. Двадцати шесть лет от роду в 1892году, Ершов женился на Любови Всеволодовне Любовь Всеволодов. Она окончила Петербургскую консерваторию по классу Антона Рубинштейна и посвятила себя концертмейстерской деятельности в оперном классе профессора О.О.Палечека, в числе студентов которого был и молодой Ершов. На протяжении двадцати четырёх лет Л.В. Баскакова была не только женой и материю, но и музыкальным сотрудником Ершова. На её глазах зрело исполнительское искусство Ивана Васильевича.
   Их дочь "Марусенька" обладала прелестной внешностью, большой общительностью и острой наблюдательностью. Её много рисовал Б. Кустодиев, а так как она с детства прояв¬ляла хорошие способности к рисунку, особенно к карикатуре, то бывало, что Кустодиев давал ей кое-какие советы. Получив среднее образование, она всеми помыслами устреми¬лась к драматическому искусству, но ее подстерегал злой не¬дуг — туберкулез легких. Эта беда была усугублена еще и не¬удачным браком с штабс-капитаном М. Тарлецким. В последних числах декабря 1915 года Лю¬бовь Всеволодовна известила Ивана Васильевича с Вороньей Горы (новгородская область) о резком ухудшении здоровья Маруси. Тревожная весть застала Ивана Васильевича в разгаре последних репетиций оперы "Кармен". Незамедлительно он выехал на Воронью Гору, где через несколько дней на руках отца и матери скончалась Мария Ивановна. О постигшей Ивана Васильевича утрате я по¬спешила известить дирекцию Мариинского театра, высказав предположение, что его участие в спектакле, назначенном на первые числа января, состояться не может. Однако, схоронив свою дочь и возвратившись в Петербург, Иван Васильевич с присущим ему мужеством приступил к последним репетициям "Кармен".
   
   7 января 1916 года петербургская публика впервые услыхала Хозе—Ершова! Вслед за утратой любимой дочери понести людям выпестованный новый трагический образ может лишь тот, кто смысл своего существования нашел в искусстве перевоплощения.
   Сын Ивана Васильевича "Вселенька", на два года моложе сестры, в противоположность ей был крайне застенчивым, нелю¬димым и скрытным. Сохранившиеся холсты его живописных пейзажей раскрывают сугубо лирический, мягкий и созерца¬тельный лейтмотив его души. Через два года после смерти сестры, в Гаграх, на руках матери своей Любови Всеволодовны, в скоротечной чахотке сгорел и он. В силу длительного пере¬рыва связи с югом в годы гражданской войны, Иван Василье¬вич лишь зимой 1919 года получил весть о смерти Всеволода. . .
   В 1926 году маститый терапевт профессор Рубель, тщательно прослушав Ивана Васильевича, обнаружил в легких две зарубцевавшиеся каверны как следствие перенесенного им некогда туберкулеза. "Не помните ли вы, Иван Васильевич, в каком воз¬расте болели вы легкими?" — "Не помню. Не болел! Вот в детстве, помню, бегая босым да в одной худенькой рубашонке, часто кашлял".— "Ну вот,— заключил Рубель,— благодарите могучую грудь вашу, да еще и пение, победившие жестокую болезнь! А вот голод в детстве все же сказался на вашем росте.По ширине груди вашей вам долженствовало быть выше, чем вы есть".
   
   Вернувшись домой, Иван Васильевич говорит мне: "Впервые понял я, что Маруся и Всеволод получили туберкулез в на¬следство от меня. А я-то все думал, что он им достался по ма¬теринской линии"...

   

Такая вот печальная история красавицы с портрета кисти Кустодиева... и её мамы. Невероятно, женщине пришлось пережить смерть своих троих детей и уход мужа. Сочувствую ей очень.

0

5

Leggy написал(а):

Обратили внимание на эту "начинающую певицу С.В. Акимову"?

сразу вспомнился серовский портрет М. Н. Акимовой  - тоже армянки.

0

6

Leggy написал(а):

Тайна, окружающая картину, и короткие годы жизни красавицы вдохновили меня на расследование. Вот, что мне удалось найти.

Спасибо, интересно, но очень все печально :'( Правда, для тех времен типично((

0

7

marc написал(а):

сразу вспомнился серовский портрет М. Н. Акимовой  - тоже армянки.

Акимова - её фамилия по мужу, так же, как и у нашей "разлучницы". Интересно, что обе армянки.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Параллели (временное название)