Знаете ли вы каталонских художников?
Я имею ввиду современников Джотто в Каталонии? Назовите хоть одно имя!
Упс, пожалуй, я не могу назвать ни одного.
Вернее, не могла назвать до недавнего посещения Museu Nacional d Art de Catalunya (MNAC). Теперь могу и сейчас назову их вам, а заодно расскажу о небольшом расследовании.
Так получилось, что я очутилась в MNAC в компании двух подруг, не слишком заинтересованных в искусстве вообще, а в средневековом искусстве - вовсе. Мы приехали из Ллорет-де-Мар вчетвером, ещё с нами был мой муж, который привез нас в Барселону на автомобиле.
Сайт музея обещал большую бесплатную парковку рядом. На деле так оно и оказалось, большая и бесплатная, но… в 12 часов дня все места на парковке были стабильно заняты. Порыскав 20 минут по рядам в поисках свободного места, мы приняли стратегическое решение, которое заключалось в том, чтобы оставить мужа с машиной ловить удачу на паркинге, а самим отправиться в музей. Таким образом, «их осталось трое».
Когда мы оказались в музее, первым делом я повела девочек в залы, где располагаются фрески из романских церквей долины Валь-де-Бой. Эти фрески я давно хотела посмотреть, барселонская коллекция считается самым значительным в мире музейным собранием романских фресок.
Причину, по которой фрески были сняты со стен церквей и помещены в музей, можно обозначить как горе от просвещения. История началась в 1909 году, когда совет музеев Барселоны составил и опубликовал каталог фресок и алтарей из 9-и романских церквей, расположенных в горной долине в Пиренеях. Публикация фресок вызвала желание иностранных музеев и частных коллекционеров их приобрести. Заинтересованные лица (особенно активничали американцы) отправились в горы, чтобы провести переговоры на местах. Что-то им даже удалось купить, но тут каталонские власти осознали угрозу и решили уберечь фрески от вывоза, сняв их со стен и поместив в музеи. А вместо снятых оригиналов в церквях пометили копии. Операцию по снятию фресок провели итальянцы, имеющие соответственные технологии и опыт. В настоящее время фрески и алтари можно увидеть в музеях Барселоны и Вика.
В прошлом году я побывала в Вике, но там в основном находятся алтари, а в этом году, наконец, добралась до фресок в Барселоне.
Мои спутницы фрески не оценили. Они торопили меня, но я сопротивлялась, так как не могла смотреть фрески на бегу. Мне надо с толком, с расстановкой.
Тогда девочки приняли правильное решение, за которое я им благодарна. Они оставили меня в одиночестве смотреть эту «облезлось» и оправились на 2-ой этаж к импрессионистам.
Я осталась одна, на осмотр у меня было 1 час 15 минут. За это время я подробно посмотрела фрески и залы со средневековой каталонской живописью. Вот в этих залах, вернее в одном из них, в 23-ем, я и обнаружила картину, которая спровоцировала мой интерес и побудила провести небольшое расследование, следы которого из Каталонии привели в Италию.
Pere Serra, Virgin of the Angels Around, 1385
Продолжение следует.