Жить стало лучше, товарищи! Выставка соцреализма в Манеже
«Жить ста́ло лу́чше, жить ста́ло веселе́е!» — распространённый вариант фразы, произнесённой Генеральным секретарём ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев. Полностью фраза звучала так: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас». (Википедия)
В прошлое воскресенье я вдруг обнаружила, что в Манеже заканчивает работать интересная выставка. Тут же сагитировала мужа поехать, тем более, что в воскресенье парковки в Москве бесплатные.
Выставка называется «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг.». Вход свободный (в смысле бесплатный). Продлится до воскресенья 22 ноября. Выставка хорошая, рекомендую, несмотря на то, что дальше буду её критиковать.
Наш план припарковаться где-то в районе Националя не сработал. Таких, как мы оказалось много, а парковочных мест мало. Пришлось нырнуть в многоярусный подземный паркинг, что под гостиницей Москва (ныне Four seasons). Это обошлось нам в 600 рублей, зато машина стояла в тепле и комфорте. В отличие от нас…
Выйдя из паркинга, мы обратили внимание на длинную очередь, пересекающую площадь перед входом в Манеж, и упирающуюся в голубые кабинки общественных туалетов.
Муж удивился, неужели такая длинная очередь в туалет, и мы гордо продефилировали мимо. Обошли площадь низом, коротким путём мимо фонтанов, и упёрлись в заграждение. Муж сообразил сразу, что та длииинная очередь стоит не в туалет. Я отказывалась верить и упиралась, но охранники у заграждений подтвердили, что вход с другой стороны.
Пришлось вернуться на площадь и встать в очередь. Простояли на ветру где-то минут 30, благо – захватила с собой шапку. Осмотр выставки занял часа полтора.
Концепция выставки была заявлена интересная: показать, как в искусстве советского времени социалистический реализм постепенно вытеснял авангард!
Но, ИМХО, хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
Не, с точки зрения истории, выставка будет интересна всем, молодым и пожилым, нашим и иностранцам. Но, с точки зрения живописи, могут возникнуть вопросы...
Например, как можно показать «постепенное вытеснение» победным реализмом бедного авангарда, не представив ни одной авангардной картины?
Да, и о каком «постепенном вытеснении» авангарда в указанные годы можно говорить?
В тоне Юлии Латыниной хочется воскликнуть: «Ребята, вы заявленные вами даты видели?» Кандинский уехал из России в 1921 году, Малевич в 30-е годы писал портреты в духе старых мастеров, его УНОВИС (Утвердители нового искусства) закрылся в 1922 году. Бурлюк эмигрировал в Японию в 1920-ом. Ларионов с Гончаровой ещё раньше – в 1915-ом. Шагал – в 1922-ом. Великий «мученик авангарда» Филонов в 30-е годы работал за идею, бесплатно, свои работы завещал «Русскому музею» (где они хранились в запасниках) и умер от голода в начале блокады Ленинграда.
Поэтому, выставка «Романтический реализм» констатирует полную и окончательную победу соцреализма над авангардом. Результат, а не постепенное действие!
Можно, конечно, упрекнуть меня в цеплянии к словам. Но, «постепенно» - не единственное слово, за которое я уцепилась.
Другое – в этой цитате:
Но все это не было бы искусством, если бы не талант, остроумие, образованность, насмотренность и мастерство художников, которым предстояло воплощать госзаказ в жизнь. Не расцветали бы вокруг гроба Ильича заимствованные Бродским у «Таможенника» Руссо райские пальмы, не сидели бы канонической Троицей бойцы вокруг стола с чашей у Петрова-Водкина, не лежала бы Венерой Тициана «Женщина в гамаке» у Пименова.
Давайте, наконец, смотреть картинки с выставки. Начнём с того самого Бродского, которого устроители то ли похвалили, то ли упрекнули в «заимствовании» пальм у Руссо.
Исаак Бродский «У гроба вождя» 1925 г.
Для сравнения с Анри Руссо по прозвищу «Таможенник» давайте возьмём его «Джунгли со львом» 1904 года. (На выставке не было )
Напомню, Анри Руссо – французский художник-самоучка, который работал таможенником, писал картины в стиле примитивизма с экзотическими джунглями и пальмами, которых никогда в жизни не видел.
Иссак Бродский – один из главных представителей реалистического направления в советской живописи, мэтр советского искусства, первый руководитель Всероссийской академии художеств, писал Ленина (на основе фотографий, ага – реалист! ), после революции специализировался на портретах её лидеров (до – писал Керенского), изображал политические события страны, похороны вождей.
Документальная точность была основой его творчества. Я нашла старую фотографию с похорон Ленина в Колонном зале Дома Союзов. Не знаю, откуда взялись пальмы в главном торжественном зале Союза, но они там были. Бродский, что видел (зачастую на фото), то и писал.
А это хроника похорон, пальмы появляются где-то после 11-ой минуты.
Да, пальмы есть и у Руссо, и у Бродского. Но связь между фантазёром Руссо и реалистом-документалистом Бродским может быть только в голове насмотренных устроителей выставки.
Я понимаю, устроителям хочется проследить преемственность, установить место нашего искусства в мировом, и тем самым поднять его «цену». Это, конечно, возможно, но не на примере же Бродского. ИМХО.
Небольшое нарушение хронологических рамок выставки. Если хочется почувствовать гордость типа «а наше ничуть не хуже!», можно сравнить «Купание красного коня» Петрова-Водкина с «Танцем» Матисса (1910 г.). Наш парень на красном коне ничуть не хуже (мне он даже больше нравится) красных танцующих французов.
«Красного коня» на выставке «Романтический реализм» не было, он датируется 1912 годом. Были другие картины Петрова-Водкина (далеко не авангардные), я их покажу чуть погодя.
Кстати, загадка для того, чтобы настроиться в духе эпохи. Какой лозунг скрывается за люстрами и пальмами?
Продолжение следует.