"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Умбрийские топотушки


Умбрийские топотушки

Сообщений 181 страница 210 из 213

181

Micktrik написал(а):

Да, но мне очень понравилась одна фразочка Бернарда Беренсона:

    Беноццо не только активно пробудил нераскрывшиеся еще умбрийские таланты, не только предоставил им возможность познакомиться с искусством, ставшим для них образцом, но, что важнее всего, внушил умбрийцам необходимость обращаться к Флоренции и впредь за руководством и помощью в художественном образовании.

Беноццо работал в Монтефалько в 1450-1453 годах, а Перуджино в 1446-ом только родился. Какие умбрийские таланты пробудил Беноццо?  :question:
То, что умбрийской школы живописи до Перуджино не существовало, - мысль не моя, вычитала где-то и запомнила. Где вычитала, не помню, но согласна, что умбрийская школа - это Перуджино и его последователи.
А у Беренсона ещё такое есть:

Умбрийская живопись при первом знакомстве кажется провинциальной; она не более чем ответвление сиенского искусства, за быстрыми шагами которого она семенила робкой походкой. Предоставленная самой себе, умбрийская школа произвела на свет такую болотную тину, как фрески Оттавиано Нелли в Фолиньо, продукт столь старческого слабоумия, что даже Сиена в моменты наивысшей беспомощности не смогла бы создать ничего подобного.

На дружественном форуме выложили безымянные фрески из одной церковки в Фолиньо. Фрески наивные, но милые. Нужно проверить, не Оттавиано ли Нелли их автор.
* Проверила - не он )

0

182

Добавлю сюда высказывание Александра Бенуа на тему умбрийской живописи:

В Умбрии в это же время вырабатывается художниками, выступившими с самостоятельными работами в 1460-х или в 1470-х годах, тот особенный стиль живописи, который принято считать типично умбрийским. Едва ли не главной чертой является свет, то резкий дневной, как у Синьорелли и Пинтуриккио, то мягкий "вечерний", как у Перуджино и его школы. Что это: результат ли открытий Пьеро деи Франчески в "сфере пленэра", или естественный ход эволюции, в котором и творчество Пьеро является одним из этапов? Идет ли это течение из Флоренции, или, наоборот, и во Флоренцию оно проникло из Умбрии. Искусство Тосканы и Умбрии так сплетено между собою, что мы не всегда можем различить источники этих взаимных влияний. Скорее всего можно предположить, что сырые таланты, безотчетные искания, свежие идеалы давала "провинция", Умбрия (причем, разумеется, применительно к данной эпохе пренебрежительный термин "провинция" можно употреблять лишь с большими оговорками, ибо культура развивалась в то время дробно и почти всюду равномерно), роль же шлифующей, разрабатывающей "столицы" играла Флоренция. Фабриано, Пьеро деи Франчески, Перуджино имели в себе много "почвенного", но развились они окончательно за пределами своей родины, и значительная часть жизни каждого из них протекла на берегах Арно.

Бенуа никого не обидел, ни умбрийцев, ни флорентийцев. :)

0

183

Leggy написал(а):

Бенуа никого не обидел, ни умбрийцев, ни флорентийцев.

И нашим, и вашим)
А как же наш Беноццо? Заслуживает ли он звания декабриста умбрийской живописи? Не он ли занес моду на перспективу в Монтефалько?

0

184

Leggy написал(а):

Бенуа никого не обидел, ни умбрийцев, ни флорентийцев. :)

конечно, я не прав, но при итальянских-то масштабах, когда до Перуджи из Монтефалько можно за день дойти пешком, а до Флоренции - за три, говорить о какой-то изолированности "провинции"...

0

185

Micktrik написал(а):

А как же наш Беноццо? Заслуживает ли он звания декабриста умбрийской живописи? Не он ли занес моду на перспективу в Монтефалько?

У них (умбрийских живописцев) Джотто под боком был. По расчётам Ариала, что в предыдущем посте, от Монтефалько до Ассизи полдня пути. )
Пьеро делла Франческа опять же. У Перуджино и Ко был выбор, где перспективы набраться. )
Но, если так хочется, чтобы Беноццо чего-то занёс, пусть это будет мода на внешность Св. Бернардина!  :idea: Беноццо мог видет его ещё при жизни, и запечатлел на фресках в Монтефалько: лысый, с провалившимся ртом, остроносый, печальные глаза. Именно таким Бернардина изображали и Перуджино, и Пинтуриккио, и Меланцио.

http://s2.uploads.ru/LGUA6.jpg

Беноццо Гоццоли, Св. Бернардин Сиенский, 1450 г., Сан Франческа, Монтефалько

0

186

Это хорошая гипотеза! Скорее всего, Гоццоли и Бернардин действительно были "знакомы". По крайней мере я тоже "удивлялся", что Бернардин практически у всех очень-очень близкий изотип. Но ты догадалась объяснить схожесть личным "знакомством", что выглядит более чем правдиво. :cool:

0

187

Leggy написал(а):

У них (умбрийских живописцев) Джотто под боком был. По расчётам Ариала, что в предыдущем посте, от Монтефалько до Ассизи полдня пути. )

Джотто, как мне кажется, уже вышел из моды)

Leggy написал(а):

Пьеро делла Франческа опять же. У Перуджино и Ко был выбор, где перспективы набраться. )

Понятно, что Беноццо был всего лишь рядовым солдатом тосканской гвардии, к которой можно отнести Пьеро делла Франческа, Беато Анжелико, Венециано, Филиппо Липпи и т.д. А в Монтефалько представителем раннего Возрождения кватроченто стал Беноццо Гоццоли. Он-он занес туда флорентийскую заразу, а Перуджино и Ко были позднее :idea: (когда эпидемия Ренессанса разразилась).

Так вам Беноццо Гоццоли в Монтефалько совсем не понравился? :question:

0

188

С чего ты взял? )) Гоццоли в Монтефалько мне понравился. Собственно, я и ехал к Гоццоли. Но справедливости ради замечу, что Гоццоли в Медичи-Рикарди мне нравится среди прочих гоццолей больше.

0

189

Micktrik написал(а):

Джотто, как мне кажется, уже вышел из моды)

Покартинно не сравнивала, но, кажется, Беноццо Гоццоли в Монтефалько некоторые свои картины из жизни Св. Франциска "списал" с Джотто?

Micktrik написал(а):

Понятно, что Беноццо был всего лишь рядовым солдатом тосканской гвардии, к которой можно отнести Пьеро делла Франческа, Беато Анжелико, Венециано, Филиппо Липпи и т.д. А в Монтефалько представителем раннего Возрождения кватроченто стал Беноццо Гоццоли. Он-он занес туда флорентийскую заразу, а Перуджино и Ко были позднее :idea: (когда эпидемия Ренессанса разразилась).

Я же не спорю, что в Монтефалько из флорентийцев раннего Возрождения работал именно Бенноццо Гоццоли. Я только выводов из этого факта не делаю (таких, какие сделал Беренсон))
Мне кажется, дело не в том, кто мог быть источником заразы перспективой, а в реальных случаях заражения. У кого из умбрийских художников до Перуджино встречается перспектива?
Написала, и пошла проверить в Википедию. А там обнаружила следующее:

Умбрийская живописная школа — итальянская школа живописи, названная по региону Умбрия.
....Наиболее значительные представители умбрийской школы эпохи Возрождения:...Беноццо Гоццоли


:rofl:

Micktrik написал(а):

Так вам Беноццо Гоццоли в Монтефалько совсем не понравился? :question:

Мне понравился инопланетный облик Св. Бернардина. Но есть и явно неудачные фрески, с точки зрения перспективы в том числе.

http://s3.uploads.ru/ILzX1.jpg

Перуджино и Меланцио в Монтефалько мне понравились больше Беноццо Гоццоли.  :dontknow:

0

190

Ариал написал(а):

С чего ты взял? )) Гоццоли в Монтефалько мне понравился. Собственно, я и ехал к Гоццоли. Но справедливости ради замечу, что Гоццоли в Медичи-Рикарди мне нравится среди прочих гоццолей больше.

Ну, в Монтефалько Беноццо еще молодой и начинающий самостоятельную карьеру художник. Можно ему простить всякие там огрехи с перспективой и т.д.

Leggy написал(а):

Покартинно не сравнивала, но, кажется, Беноццо Гоццоли в Монтефалько некоторые свои картины из жизни Св. Франциска "списал" с Джотто?

Да, есть определенное сходство и в фигурах, и в ландшафте. Надо сравнить более детально (например, фрески Беноццо в Монтефалько с работой Джотто в верхней церкви в Ассизи). На первый взгляд:  у Беноццо появляется пейзаж, а не аскетичный ландшафт; перспектива более ярко выраженная, строения реалистичнее, фигурки выглядят более живыми (ну, где-то лучше - где-то хуже).

Давайте вместе посмотрим - мог и наврать (в Монтефалько не был - в Ассизи ездил давно)

Подписывать не буду)

http://s7.uploads.ru/k4C5i.jpg
http://s6.uploads.ru/LmIup.jpg

http://s2.uploads.ru/HGW7i.jpg
http://s7.uploads.ru/mXsIB.jpg

http://s6.uploads.ru/c7Pma.jpg
http://s2.uploads.ru/xiq2g.jpg

Да, сохранность разная.
А вы что думаете?

0

191

Micktrik написал(а):

А вы что думаете?

Чтобы напомнить сюжеты, размещу здесь описание картинок из буклета по Ассизи Ариала.

Чтобы отремонтировать церковь Франциск продал коня и некоторые товары из лавки отца. Тот обвинил его
в воровстве и привел на суд к епископу, поскольку сын отказался придти в мирской суд. Епископ присудил вернуть
деньги отцу. “…тогда юноша сбросил с себя всю одежду и остался в одной власянице. Подобрав одежду с земли,
он бросил её потрясённому отцу: Слушайте, – воскликнул Франциск, – до сей поры я звал отцом Пьетро Бернардоне,
но я желаю служить одному Господу, и я отказываюсь от всего имения отца и от одежды, которую от него получил.
Отныне я могу с уверенностью говорить: «Отче наш, сущий на небесах». Живое сочувствие охватило толпу. Тронут был
и сам епископ. Своей мантией он прикрыл наготу юноши”. Если открытие трехмерности кажется наиболее ярким
завоеванием Джотто, то вполне очевидны также и другие его аспекты, не менее богатые значением для хода раз-
вития западноевропейской живописи. К ним принадлежит открытие “говорящего” жеста, выражения чувств через ми-
мику, позу, содержательную с точки зрения ясности изображаемого рассказа. В этой фреске гнев отца Франциска
выражен в его напряженном лице, в том, как он подобрал одежду, собираясь броситься на сына, и особенно в от-
кинутой для удара руке, удерживаемой его другом, и ее сжатом кулаке.

ИМХО, в этом сюжете Джотто рулит. Драматизм момента у него совпадает с действиями изображённых персонажей и определяется этими действиями.
Чего нет у Гоццоли.  :dontknow: Его Франциск какой-то неживой, похожий на ангелов таких, какими их рисовал Гоццоли.  Ещё заметила, что плащ епископа у Джотто с одного конца закономерно уменьшился, потому что другим концом епископ прикрыл им юношу. И вообще Джотто лучше справился, изображая это довольно сложное взаимодействие Франциска и прикрывающего его епископа. У Гоццоли епископ как-то нескромно приблизился к Франциску, почти прижался к нему. )
А перспективная глубина картины у Гоццоли лучше.

Случилось однажды, что Франциск пришел в Ареццо, и был весь этот город разрушен от вражды между го-
рожанами. Приблизившись к стенам, он узрел демонов, возрадовавшихся вражде и пробуждающих в душах жи-
телей желание уничтожать друг друга; так что позвал он брата, звавшегося Сильвестром, человека Божьего, до-
стойного и простого, и сказал ему: «Ступай к воротам города и от лица Господа Всемогущего прикажи демонам
быстро покинуть его». Брат поспешил к городским воротам, читая псалмы во славу Божью. И крикнул он затем
во весь голос перед входом в город: «Во имя Всемогущего Господа и по приказу отца нашего Франциска, изыз-
дите, демоны!». И вернулся мир в Ареццо, и стали люди спокойными снова.

Аналогично с глубиной картины Гоццоли справился лучше. Но, если присмотреться к дорожке, вроде как уходящей вдаль, и к деревьям, вспоминается "Фальшивая перспектива" Хогарта. )
Большое дерево - почему оно такое большое, если растёт примерно на том же уровне, что и крошечные с другой стороны тропинки? )

Через несколько дней — может быть, по молитвам Святого и его собратьев — Папа увидел в видении, как
Латеранская базилика устрашающе рушится, колонны подламываются, своды осыпаются. Но внезапно является
бедный брат из Ассизи, растёт и растёт, достигает гигантских размеров и подставляет спину падающему зданию.
Как по волшебству стены восстанавливаются, и храм обретает устойчивость. Иннокентию III нетрудно было раз-
гадать символ и проникнуть в смысл видения: Бог хотел воспользоваться этим человеком, чтобы восстановить
Свою Церковь, которой угрожают еретики и дурное поведение христиан.
Базилика Сан Джованни ин Латерано изображенна в соответствии с тем, как она выглядела после реставра-
ции, предпринятой папой Николаем IV в 1290 году; лицо юного святого, поддерживающего базилику, одно из наи-
более выразительных во всем цикле.

Франциск лучше у Джотто, он подставил плечо под здание и поддерживает его, что соответствует сюжету. Франциск Гоццоли просто лезет на стенку. :)
А спящий папа лучше у Гоццоли, пожалуй, это самый забавный персонаж из всех гоццолиевых персонажей в Монтефалько. И вообще, судя по персонажам, Гоццоли чувством юмора (и другими чувствами) не отличался?
Перспектива и в этой сцене у Гоццоли лучше.

0

192

И в тему и не в тему ))
В тему - вот Гоццоли в Москве!!!

http://s2.uploads.ru/t/qRktp.jpg
Источник фото.

ой, а что там на фреске за кондиционеры?! значит, не Гоццоли! это московская квартира Никаса Сафронова! Людвиг Баварский отдыхает! Тихий ужосс! ))

0

193

Ариал написал(а):

ой, а что там на фреске за кондиционеры?! значит, не Гоццоли! это московская квартира Никаса Сафронова! Людвиг Баварский отдыхает! Тихий ужосс! ))

Лет пять назад про эту квартиру рассказывала нам лекторша из Пушкинского. Она вспоминала известное мнение о том, что "художник должен быть голодным" и возмущалась золотыми унитазами Сафронова, который мол говорит, что всё для людей (имея в виду, что строит не квартиру для себя, а свою будущую музей-квартиру)).
А что, Дали с д'Аннунцио можно, а Сафронову нельзя?  :question:
А так да, - зараза Гоццоли в 21 веке, наконец, добралась и до Москвы. :)

0

194

Leggy написал(а):

Большое дерево - почему оно такое большое, если растёт примерно на том же уровне, что и крошечные с другой стороны тропинки?

что за крохоборство?! художнику для построения композиции нужна здесь крона этого дерева, вот и всё.

0

195

Leggy написал(а):

Чтобы напомнить сюжеты, размещу здесь описание картинок из буклета по Ассизи Ариала.

Спасибо (вам с Ариалом), очень полезно.

Leggy написал(а):

ИМХО, в этом сюжете Джотто рулит. Драматизм момента у него совпадает с действиями изображённых персонажей и определяется этими действиями.

Конечно, Джотто великий мастер, способный выразить главную идею очень убедительно (даже минимальными живописными средствами). Если обратиться к фрескам из Падуи, то трудно найти ему равного, рассматривая искусство вне стилей и эпох.

Leggy написал(а):

Его Франциск какой-то неживой, похожий на ангелов таких, какими их рисовал Гоццоли.

С другой стороны, Франциск Гоццоли обращен лицом к зрителю, он ищет поддержки не только у бога, но и у нас. Для кого он продавал свои товары? Происходит диалог со зрителем, которого Беноццо вовлекает в действие, как бы задавая вопрос: какое ваше отношение к поступку Франциска? По-моему, фронтальное решение тоже удачное. Франциск уже принял решение, а его земным адвокатом выступает епископ (который в том числе остановит отца). А мы становимся частью толпы, которая может осуждать и сочувствовать.

Посмотрите на увеличенный фрагмент с главными персонажами.

http://s2.uploads.ru/3MXq2.jpg

Leggy написал(а):

Большое дерево - почему оно такое большое, если растёт примерно на том же уровне, что и крошечные с другой стороны тропинки? )

В изгнании демонов у Беноццо Франциск принимает более деятельное участие, а не тихо курит молится в сторонке. Что касается большого дерева, то плохо видно нижнюю часть его ствола, поэтому не судите строго художника.

Leggy написал(а):

Франциск лучше у Джотто, он подставил плечо под здание и поддерживает его, что соответствует сюжету.

Франциск у Гоццоли более реалистичный, а не подобный фэнтезийному атланту Джотто. Он не лезет на стену, а напрягается - и нет уверенности, что накренившуюся церковь удастся выправить, если вы ему не поможете :) А папа Иннокентий спит в прикольной позе, с занятной важной миной.

Leggy написал(а):

И вообще, судя по персонажам, Гоццоли чувством юмора (и другими чувствами) не отличался?

Да, у Беноццо эмоции не бьют ключом, но нельзя сказать, что они напрочь отсутствуют.
Посмотрите и другие фрески (ой, а не забежал ли я в офсайд?)
http://www.wga.hu/html/g/gozzoli/2montefa/index.html

Резюмирую: ремейк фрескового цикла из Ассизи у Беноццо Гоццоли получился (imho) удачный. Назавем его также трибьютом. Очевидно, что Беноццо относился с большим уважением к творчеству Джотто, но он не стал детально копировать шедевр из Ассизи, а привнес в живопись и собственное представление. И кино мы теперь можем посмотреть в двух версиях: 2D и 3D. Теперь ленивым монтефальковцам можно не совершать утомительные пробежки по утрам в Ассизи, а больше времени нежиться в постели и заботиться о виноградной лозе :)

Ариал написал(а):

ой, а что там на фреске за кондиционеры?! значит, не Гоццоли! это московская квартира Никаса Сафронова! Людвиг Баварский отдыхает! Тихий ужосс! ))

Да, дизайнерам и декораторам Беноццо тоже придал импульс. Правда, в Монтефалько цветовая гамма очень сдержанная, приятная, умиротворяющая, не бьющая по глазам (как мне кажется), что соответствует сюжету о Святом Франциске. В общем, и мне пора перейти к просмотру снов Иннокентия :)

0

196

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    Франциск лучше у Джотто, он подставил плечо под здание и поддерживает его, что соответствует сюжету.

Франциск у Гоццоли более реалистичный, а не подобный фэнтезийному атланту Джотто. Он не лезет на стену, а напрягается - и нет уверенности, что накренившуюся церковь удастся выправить, если вы ему не поможете :)

Не, Франциск у Гоццоли может сколько угодно напрягаться, но со стороны противоположной падению он способен только завалить храм, - никак не поддержать его. :)
У Гоццоли нет элементарного понятия о физике процесса?  :question: Сомнительно, что законы физики и логика сюжета нарушается Гоццоли с целью завлечь зрителя (привлечь к помощи).  :nope:
И я не поняла, что в нём более реалистичное? Затылок? )
Касательно роста - оба парня ростом почти вровень с падающим домиком (во всяком случае выше дверного проёма), как и было во сне Иннокентия.

Micktrik написал(а):

В общем, и мне пора перейти к просмотру снов Иннокентия :)

В каком стиле были сны, в джоттовском или гоццолиевом?  :question:

0

197

Leggy написал(а):

Не, Франциск у Гоццоли может сколько угодно напрягаться, но со стороны противоположной падению он способен только завалить храм, - никак не поддержать его.

Вот и помогите ему с другого угла! :idea: Если не получится, то Иннокентия с его "телохранителями"-лентяями завалит! :D Или фиг с ними? Зато на нас упасть не должно - Франциск позаботился! :crazy:

marc написал(а):

что за крохоборство?! художнику для построения композиции нужна здесь крона этого дерева, вот и всё.

Спасибо, Марк, за здоровый прагматизм. У Беноццо перспектива художественная, а не научная. За кроной и облаком вполне могут прятаться свежие резервы небесной гвардии :idea: (на всякий случай :yep: )

0

198

Micktrik написал(а):

Вот и помогите ему с другого угла! :idea: Если не получится, то Иннокентия с его "телохранителями"-лентяями завалит! :D

Ну, можно с другого угла дерево побольше пририсовать, чтобы вся композиция не завалилась.  :D

Micktrik написал(а):

У Беноццо перспектива художественная,

а физика - лирическая :)

0

199

Продолжу, наконец, про Сант-Иллюминату, сорри за торможение :)

Когда говорят про умбрийский стиль живописи, говорят про Перуджино. А когда говорят про Перуджино, упоминают про шаблонность и однообразие образов на его картинах.
Стиль Перуджино – это безмолвные персонажи: мадонны, святые и ангелы, застывшие в красивых балетных позах на фоне тихого умбрийского пейзажа. Персонажи эти мигрируют из одной картины в другую, почти не меняя внешность и позы. Это характерная черта позволяет легко отличить картины Перуджино и его последователей от представителей других школ, работавших в то же время. Вероятно, ученикам Перуджино нетрудно было освоить основные его штампы и закономерности, чтобы начать штамповать свои картины аналогичные тем, что рисовал учитель. По этой причине мне не нравятся произведения раннего Рафаэля, которые почти невозможно отличить от Перуджино. Рафаэль, впрочем, овладев азбукой Перуджино, сумел сказать своё слово в живописи. Но другие ученики Перуджино не сумели (или не захотели) эволюционировать. Сохраняя верность типажам, позам, сюжетам, пейзажным фонам, тем самым они определили тот стиль живописи, который можно назвать умбрийским или перуджиновским. *моё ИМХО

Поиском штампов Перуджино на картинах его учеников вы можете развлечь себя в музеях и церквях Умбрии. В том числе в Монтефалько в Сант-Иллюминате, разглядывая фрески Франческо Меланцио.
Хотя, интереснее, конечно, заметить различия, найти особенности, открыть какого-нибудь нового художника :), или, по крайней мере, получить импульс для какого-нибудь живописного расследования.
Расследованием одного сюжета мы займёмся чуть позже, а сначала (наконец:) ) покажу свои фотографии фресок Франческо Меланцио из Сант-Иллюминаты.

Казнь Св. Екатерины Александрийской.

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8456.jpg

Как известно, Екатерина была принцессой, о чём свидетельствует корона, лежащая у её ног. А обломки колеса отсылают к пыткам, которым Екатерина подверглась по приказу императора Максимина. Колёс было два, первое должно было вращаться в одну сторону, второе – в другую, а девица – привязана посредине. Во время пытки с неба спустился ангел и разрушил колёса, обломки которых изобразил Меланцио. В конце концов, девушку обезглавили. Меланцио запечатлел сцену казни в присущем ему, и Перуджино, сдержанном стиле.
Мне кажется, Екатерина мало чем отличается от Марии в эпизоде «Рождества».

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8469.jpg

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8476.jpg

И позу палача Св. Екатерины Меланцио, вероятно, тоже позаимствовал у Перуджино :)

PERUGINO, Pietro
Combat of Love and Chastity (detail)
1505
Canvas
Musée du Louvre, Paris

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/keys5.jpg

Ну, и на этой картине Перуджино поищите источники образов Меланцио.
PERUGINO, Pietro
Moses's Journey into Egypt and the Circumcision of His Son Eliezer (detail)
c. 1482
Fresco
Cappella Sistina, Vatican

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/egypt3.jpg

0

200

Многие фрески Сант-Иллюминаты в очень плохом, можно сказать, в плачевном состоянии. Странно видеть такое в центре Италии.

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8457.jpg

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8458.jpg

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8459.jpg

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8460.jpg

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8462.jpg

Сюжет Воскресения показался мне стоящим несколько в стороне от обездвиженных образов Перуджино. Вопреки традиционной иконографии (чаще стражники в этом сюжете спят), два стражника убегают, один из них в испуге схватился за голову. Что происходит со вторым, мы, увы, уже не узнаем никогда.  :dontknow:

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8463.jpg

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8464.jpg

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8465.jpg

Сцена Бегства в Египет. Аналогия с Перуджино здесь не просматривается, а стиль ближе к ограниченным, но милым, образам некоторых сиенских художников. Как уже заметил Ариал, руки/ноги у персонажей Меланцио часто имеют непропорциональные, гиганские размеры. Так, в этом сюжете, ножка у Марии размерчика где-то 43-45 :)

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8468.jpg

А здесь, кажется, Меланцио вдохновился образами Джованни Беллини? Впрочем, если верить Муратову, в Венеции Меланцио не был, и, видимо, между ним и Беллини есть какой-то посредник?
Руки Марии, конечно, сильно уступают тем, что писал Беллини, но жест - будто она прижимает к груди ребёнка. В данной сцене этот жест кажется очень значительным.

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8466.jpg

Посмотрите общие виды Сант-Иллюминаты, и перейдём к обещанному выше живописному расследованию. * будем искать, кто первым (из художников) поцеловал пятку :)

http://static2.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8482.jpg

http://static1.keep4u.ru/2016/04/03/IMG_8486.jpg

0

201

Итак, всё началось вот с этой картины Бенедетто Бонфильи «Поклонение волхвов».

Benedetto Bonfigli
An Adoration of the Magi (c. 1460)

http://static2.keep4u.ru/2016/04/04/IMG_4746.jpg

Витторио Згарби, книгу которого (спасибо Ариалу) я сейчас читаю, назвал Бенедетто Бонфильи «первым мастером Умбрии». Первым не в смысле лидерства. Скорее, потому, что до Бонфильи (1420-1496 гг.) в Умбрии мастеров такого уровня не было. Так вот, картины этого художника я заметила и зафотографировала в музее Перуджи (ага, нарушила запрет на фото)) «Поклонение волхвов» привлекло внимание сценой подползания с лобызанием. Впрочем, в коленопреклонённой позе Каспара (видимо, это он) ничего удивительного нет. А вот лобызание волхвом ножки новорожденного Христа встречается не часто.

По пути: возможно, Бенедетто Бонфильи был именно тем "нераскрывшимся умбрийским талантом", которого  (по мнению Беренсона) "пробудил" Беноццо Гоццоли? А если не он, то кто? Хотя, гоццолиевых следов в «Поклонении» я не замечаю. Разве что множественные кротовые норки песчаные кучки, насыпанные на переднем и заднем планах?  :question: У Гоццоли подобные кучки часто украшают пейзаж. Ну, хорошо, пусть Гоццоли пробудил Бонфильи так, что то наложил повсюду кучек. :)
А золотое небо и вообще обилие самоварного золота на картине напоминают картины мастеров из Сиены.


Там же, в музее Перуджи, находится «Поклонение волхвов» Перуджино
, написанное 16-ю годами позднее, чем «Поклонение» Бонфильи. У Перуджино Каспар ноги Христу не целует, смотрит на него с улыбкой, и как бы чего-то говорит. Перспективно картина Перуджино более интересна, чем недозаражённого перспективой Бонфильи. :) 
И наполнена прохладным перуджиновским воздухом.

PERUGINO, Pietro
The Adoration of the Magi (detail)
c. 1476
Panel
Galleria Nazionale dell'Umbria, Perugia

http://static1.keep4u.ru/2016/04/04/peruginoadoration700.jpg

Последней в ряду умбрийских «Поклонений волхвов» стала фреска Франческо Меланцио из Сант-Иллюминаты.
Каспар у Меланцио позицией больше похож на Бонфильи, чем на Перуджино. Но в отличие от Бонфильи, поцелуя мы не видим. Волхв держит пятку младенца перед своим носом и как бы раздумывает, приложиться к ней губами или не прикладываться.

http://static2.keep4u.ru/2016/04/04/IMG_8472.jpg

http://static1.keep4u.ru/2016/04/04/IMG_8475.jpg

http://static2.keep4u.ru/2016/04/04/IMG_8473.jpg

То, что Перуджино и Меланцио «не целуют» пятку Христа, показалось мне положительным и даже прогрессивным. Наверное, можно считать, что на этих художниках подобострастное целование пяток закончилось (во всяком случае до тех пор, пока кто-то не докажет мне, что это не так).
Но мне захотелось разобраться, откуда пошло это живописное целование. Иными словами, кто же из художников первым «поцеловал» пятку Христа?

Итак, у нас есть три картины в следующей хронологии: 1460 г. Бонфильи, 1476 Перуджино, 1507 Меланцио.
Будем двигаться в обратную сторону, посмотрим более ранние картины на этот сюжет.

В 1423 году свою версию «Поклонения с целованием» представил Джентиле Фабриано.
Каспар у Фабриано своими усами щекочет пятку младенца Христа, а последний как бы пытается оттолкнуть старца и избавиться от его нежностей.
«Поклонение» Джентиле Фабриано написано в стиле интернациональной готики и напоминает работы сиенских художников. И ещё кое-кого напоминает… Того, кто в 1459-60 гг. подобную процессию написал на стенах одной флорентийской капеллы! Вам не кажется?

GENTILE DA FABRIANO
Adoration of the Magi
1423
Tempera on wood, 300 x 282 cm
Galleria degli Uffizi, Florence

http://static1.keep4u.ru/2016/04/04/adormag1.jpg

Двигаемся дальше вглубь веков. Следующая картина в целовальном ряду: Бартоло ди Фреди – мастера сиенской школы, которая считалась отсталой по сравнению с флорентийской. Это заметно по условным образам «Поклонения», хотя мне нравится терракотовая собачка (у лошади под копытами) и терракотовый верблюд.

BARTOLO DI FREDI
The Adoration of the Magi
1385-88
Tempera on panel, 195 x 163 cm
Pinacoteca Nazionale, Siena

http://static2.keep4u.ru/2016/04/04/adoratio.jpg

Следующий мастер «целовальник» - опять сиенец. Картина в плохом состоянии, но действия персонажей понятны. И небо по-сиенски золотое :)

DUCCIO di Buoninsegna
Adoration of the Magi (scene 3)
1308-11
Tempera on wood, 48 x 48 cm
Museo dell'Opera del Duomo, Siena

http://static1.keep4u.ru/2016/04/04/pre_f_3.jpg

Итак, мы добрались до истоков Ренессанса, и тут самое время вспомнить Вайля, сказавшего, что «незыблемой монументальной печкой», от которой следует вести «танцы западного искусства» - является Джотто. Посмотрим, есть ли «целование» у Джотто?
А как же, у Джотто, как в Греции, есть всё. :)

GIOTTO di Bondone
No. 18 Scenes from the Life of Christ: 2. Adoration of the Magi
1304-06
Fresco, 200 x 185 cm
Cappella Scrovegni (Arena Chapel), Padua

http://static2.keep4u.ru/2016/04/04/chris02.jpg

Длинноногие верблюдики у Джотто очень хороши, а Каспар упёрся носом в спелёнутого Христа.

Каспар упёрся носом в спелёнутого Христа, а мы упёрлись в «печку». Но, это не означает, что дальше дороги нет. На этот раз дорогу нам укажет Муратов, который говорил, что Джотто не у кого было учиться, кроме…

PISANO, Giovanni
Adoration of the Magi
1301
Marble, 84 x 102 cm
Sant'Andrea, Pistoia

http://static1.keep4u.ru/2016/04/04/1andrea4.jpg


PISANO, Nicola

Adoration of the Magi, relief from the pulpit
1265-68
Marble, 85 x 97 cm
Duomo, Siena

http://static2.keep4u.ru/2016/04/04/siena_p1.jpg


PISANO, Nicola

Adoration of the Magi
1260
Marble, 85 x 113 cm
Baptistry, Pisa

http://static1.keep4u.ru/2016/04/04/1pisa_2.jpg

Любопытно, что в более ранней пизанской версии «Поклонения» Николо Пизано обошёлся без целования. А на сиенской кафедре Каспар тянется губами к ножке. Почему в Пизе волхвы такие чинные и благородные, а в Сиене согбенные и подобострастные?
Куда двигаться дальше в поисках истока волхвов-целовальников, я не знаю. Поэтому, буду считать, что первым "поцеловал" пятку у младенца Христа Николо Пизано. Он сделал это в Сиене, возможно, исходя из желания ортодоксальных сиенских заказчиков?

0

202

Leggy написал(а):

тоже позаимствовал у Перуджино

беседку-то Меланцио точно скоммуниздил у Перуджино, но мне понравился ангел за беседкой - он явно в одиночном пикете с каким-то транспарантом ))

Leggy написал(а):

всё началось вот с этой картины Бенедетто Бонфильи «Поклонение волхвов»

младенец явно получает удовольствие )) прямо-таки подставляет пальчики...

Leggy написал(а):

Волхв держит пятку младенца перед своим носом и как бы раздумывает, приложиться к ней губами или не прикладываться.

точно подметила  :D чистоплотный ))) попутно: корона на шляпе (!) - оригинально )

0

203

Leggy написал(а):

Наверное, можно считать, что на этих художниках подобострастное целование пяток закончилось (во всяком случае до тех пор, пока кто-то не докажет мне, что это не так).

не, не закончилось )) поскольку ты в своем любопытном исследовании вышла за пределы умбрийских холмов, то я последую дальше Сиены с Флоренцией - в любимую Венецию, вестимо )) у Веронезе встречается всё: и настороженность, и брезгливость, и учёный интерес, и подобострастие. вот, в частности, по теме подобострастия - привет от него из 1571-го года:

http://s3.uploads.ru/ayNVB.png

а это из ок. 1580...

http://s6.uploads.ru/jVGK9.jpg

я уж не говорю о Тьеполо аж в 1753-м. тут прямо-таки нездоровая страсть ))

http://s3.uploads.ru/EB0Fh.jpg

0

204

Ариал написал(а):

беседку-то Меланцио точно скоммуниздил у Перуджино, но мне понравился ангел за беседкой - он явно в одиночном пикете с каким-то транспарантом ))

Ангел мне тоже понравилась (это девочка)) , потому и увеличила тот кусочек. Могу ещё больше сделать, вот.
У Перуджино таких ангелов я не встречала. Ангельская девочка Меланцио хоть и наивная, но очень милая.

http://s2.uploads.ru/5HOGb.jpg

Ариал написал(а):

попутно: корона на шляпе (!) - оригинально )

Шляпа - чтоб голову не напекло ) корона лысину от солнца на спасёт )

Ариал написал(а):

вот, в частности, по теме подобострастия - привет от него из 1571-го года:

Зрители на этой картине проявляют какой-то повышенный интерес к процессу целования. Животные тоже очень заинтересованно тянут морды. :)

Ариал написал(а):

я уж не говорю о Тьеполо аж в 1753-м. тут прямо-таки нездоровая страсть ))

А я на сиенцев грешила, типа они самые ортодоксальные.  :hobo:  Если венецианцы в ногоцеловании опередили сиенцев, наверное, нужно истоки сюжета искать в Византии? Ну, да, открыла Америку. :)

0

205

Кстати, по поводу имени волхва, целующего ногу младенца, если следовать описанию внешности и возраста волхвов, взятому из Википедии, выходит, что ногу младенцу целует Каспар. Он - старик, а Бальтазар - юноша, да ещё и негр. :)

С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света — Европы, Африки, Америки, — либо человеческих рас — белой, чёрной и жёлтой. В любом случае эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество. По мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар — негроид (возможно, абиссинец или нубиец) (Африка); Мельхиор — белый человек (Европа); Каспар — с восточными (даже семитскими, то есть халдейскими) чертами или в восточной одежде (Азия). То есть условно родиной их могли бы быть три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

Поменяла в своём рассказе Бальтазара на Каспара. :)

И чуть не забыла про Леонардо, добавлю картину сюда.
У Леонардо волхв целует не ногу Христа, а золотой "самовар", который принёс в дар младенцу. Тем не менее, подобострастия в сцене "Поклонения" у Леонардо хватает.

Leonardo da Vinci. Adoration of the Magi. 1481-1482. Oil on wood. Uffizi Gallery, Florence

http://s9.uploads.ru/oDVpz.jpg

0

206

Leggy написал(а):

Каспар упёрся носом в спелёнутого Христа, а мы упёрлись в «печку». Но, это не означает, что дальше дороги нет. На этот раз дорогу нам укажет Муратов, который говорил, что Джотто не у кого было учиться, кроме…

Гвидо да Сиена? если допустить, что Джотто бывал в Сиене... но в любом случае Гвидо был первее в живописи на четверть века минимум (1270/80 гг)

http://sg.uploads.ru/nl5uV.jpg

0

207

Не будем забывать название нашего проекта.
Фреску в соборе San Marco писал Фра Анжелико (1441-1442), а Беноццо Гоццоли ему ассистировал, что, как полагают, особенно заметно, если вглядеться в позы и пропорции фигур в правой части фрески и лица этих персонажей.
Ножка младенца и рука волхва тянутся друг к другу и соприкоснутся в следующее мгновение. Напоминает взаимное стремление рук в Сикстинской капелле.
http://www.wga.hu/art/a/angelico/09/cells/39_ador.jpg

0

208

Ариал написал(а):

Гвидо да Сиена? если допустить, что Джотто бывал в Сиене... но в любом случае Гвидо был первее в живописи на четверть века минимум (1270/80 гг)

В живописи да, Гвидо да Сиена в данном сюжете опередил Джотто. Но, почти наверняка, источником вдохновения послужила ему сиенская кафедра Николо Пизано. И ездить никуда не нужно. ) Так что, пока первым "целовальником", хоть и в камне, остаётся Николо Пизано.
А у Гвидо да Сиены стоящие волхвы прикольные, будто сомневаются, дарит-не дарить. Один даже отвернулся, с конями советуется. )
И дерево странное, что за "каски" (грибы?) на нём растут?  :question:

marc написал(а):

Не будем забывать название нашего проекта.
Фреску в соборе San Marco писал Фра Анжелико (1441-1442), а Беноццо Гоццоли ему ассистировал

У флорентийцев этого периода (плюс/минус) полно "целовальников". Я привела в пример Джотто, но если кто-то решит, что флорентийских художников обошли вниманием, не запрещается вступиться за них и выложить картины в тему. )
Но, всё же очень хочется найти первоисточник сюжета. Он явно есть, потому что большинство картин повторяют практически один и тот же образ ползущего бородатого старца, целующего ножку младенца, сидящего на коленях у матери. А в евангельском сюжете, если не ошибаюсь, о целовании речь не идёт.

0

209

То, что Гвидо скоммуниздил у Пизано - вопросов нет. А вот кто был до Пизано - вопрос вопросов. Попробовал поискать у мозаичников и византийцев - глухо. Сюжет имеется, но все целомудрено, без целований.

0

210

Leggy написал(а):

Многие фрески Сант-Иллюминаты в очень плохом, можно сказать, в плачевном состоянии. Странно видеть такое в центре Италии.

Ой, пора ввести специальный налог на вино, чтобы собрать деньги на реставрацию (если еще не поздно)

Leggy написал(а):

Казнь Св. Екатерины Александрийской.

Leggy написал(а):

И позу палача Св. Екатерины Меланцио, вероятно, тоже позаимствовал у Перуджино

А рядом стоит помощник-коротышка, позаимстованный у Лукаса Кранаха Старшего :)

Leggy написал(а):

«Поклонение» Джентиле Фабриано написано в стиле интернациональной готики и напоминает работы сиенских художников. И ещё кое-кого напоминает… Того, кто в 1459-60 гг. подобную процессию написал на стенах одной флорентийской капеллы! Вам не кажется?

Вижу, что Беноццо крепко засел у вас в подсознании :)

Leggy написал(а):

Впрочем, если верить Муратову, в Венеции Меланцио не был, и, видимо, между ним и Беллини есть какой-то посредник?

Leggy написал(а):

Витторио Згарби, книгу которого (спасибо Ариалу) я сейчас читаю, назвал Бенедетто Бонфильи «первым мастером Умбрии». Первым не в смысле лидерства. Скорее, потому, что до Бонфильи (1420-1496 гг.) в Умбрии мастеров такого уровня не было. Так вот, картины этого художника я заметила и зафотографировала в музее Перуджи (ага, нарушила запрет на фото)) «Поклонение волхвов» привлекло внимание сценой подползания с лобызанием. Впрочем, в коленопреклонённой позе Каспара (видимо, это он) ничего удивительного нет. А вот лобызание волхвом ножки новорожденного Христа встречается не часто.

По пути: возможно, Бенедетто Бонфильи был именно тем "нераскрывшимся умбрийским талантом", которого  (по мнению Беренсона) "пробудил" Беноццо Гоццоли? А если не он, то кто? Хотя, гоццолиевых следов в «Поклонении» я не замечаю. Разве что множественные кротовые норки песчаные кучки, насыпанные на переднем и заднем планах?  :question: У Гоццоли подобные кучки часто украшают пейзаж. Ну, хорошо, пусть Гоццоли пробудил Бонфильи так, что то наложил повсюду кучек. :)
А золотое небо и вообще обилие самоварного золота на картине напоминают картины мастеров из Сиены.

Если мы хотим найти венецианский след, то в число главных подозреваемых сразу попадает Венециано. Пусть он хоть обкричится о своем флорентийском алиби - фамилия говорит сама за себя: виновен. Существует также масса свидетельских показаний, что он работал (консультантом) на (непризнанной некоторыми искусствоведами) умбрийской территории. В частности, Бенедетто Бонфильи пользовался его услугами. Забыл упомянуть главное "преступление": Венециано тоже "целовал" пятку. Правда, живописный результат у Венециано и Бонфильи получился разный

http://s8.uploads.ru/DVshk.jpg
Domenico Veneziano Adorazione dei Magi, 1439-1441 circa, tempera su tavola, diam. 84 cm, Berlino, Gemäldegalerie

http://s8.uploads.ru/mTXg2.jpg
Bonfigli, Benedetto Adorazione dei Magi Ubicazione: Galleria Nazionale dell'Umbria (1467-1468)

Пожалуй, палитра у Венециано намного более светская. Очень может быть, что Бонфильи из чувства противоречия и уязвленного самолюбия выбрал для себя другой образец: поклонение волхвов Джентиле да Фабриано. Заветы Венециано, кажется, не пропали даром: их подхватил, расширил и укрепил Беноццо Гоццоли.
По правде говоря, я не верю в виновность одного внешне добропорядочного венецианца. Наиболее вероятно, что в Центральной Италии активно орудовала (преступная) флорентийская группировка, в которую входили такие художественные авторитеты, как Венециано, Беато Анжелико, Беноццо Гоццоли, Филиппо Липпи и другие. Тень подозрения падает даже на Лукрецию Бути, как бы она ни оправдывалась (невыноватая я!). Нет сомнений, что и Перуджино заманили во Флоренцию упомянутые выше личности и их последователи.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Умбрийские топотушки