Итак, всё началось вот с этой картины Бенедетто Бонфильи «Поклонение волхвов».
Benedetto Bonfigli
An Adoration of the Magi (c. 1460)
Витторио Згарби, книгу которого (спасибо Ариалу) я сейчас читаю, назвал Бенедетто Бонфильи «первым мастером Умбрии». Первым не в смысле лидерства. Скорее, потому, что до Бонфильи (1420-1496 гг.) в Умбрии мастеров такого уровня не было. Так вот, картины этого художника я заметила и зафотографировала в музее Перуджи (ага, нарушила запрет на фото)) «Поклонение волхвов» привлекло внимание сценой подползания с лобызанием. Впрочем, в коленопреклонённой позе Каспара (видимо, это он) ничего удивительного нет. А вот лобызание волхвом ножки новорожденного Христа встречается не часто.
По пути: возможно, Бенедетто Бонфильи был именно тем "нераскрывшимся умбрийским талантом", которого (по мнению Беренсона) "пробудил" Беноццо Гоццоли? А если не он, то кто? Хотя, гоццолиевых следов в «Поклонении» я не замечаю. Разве что множественные кротовые норки песчаные кучки, насыпанные на переднем и заднем планах? У Гоццоли подобные кучки часто украшают пейзаж. Ну, хорошо, пусть Гоццоли пробудил Бонфильи так, что то наложил повсюду кучек.
А золотое небо и вообще обилие самоварного золота на картине напоминают картины мастеров из Сиены.
Там же, в музее Перуджи, находится «Поклонение волхвов» Перуджино, написанное 16-ю годами позднее, чем «Поклонение» Бонфильи. У Перуджино Каспар ноги Христу не целует, смотрит на него с улыбкой, и как бы чего-то говорит. Перспективно картина Перуджино более интересна, чем недозаражённого перспективой Бонфильи.
И наполнена прохладным перуджиновским воздухом.
PERUGINO, Pietro
The Adoration of the Magi (detail)
c. 1476
Panel
Galleria Nazionale dell'Umbria, Perugia
Последней в ряду умбрийских «Поклонений волхвов» стала фреска Франческо Меланцио из Сант-Иллюминаты.
Каспар у Меланцио позицией больше похож на Бонфильи, чем на Перуджино. Но в отличие от Бонфильи, поцелуя мы не видим. Волхв держит пятку младенца перед своим носом и как бы раздумывает, приложиться к ней губами или не прикладываться.
То, что Перуджино и Меланцио «не целуют» пятку Христа, показалось мне положительным и даже прогрессивным. Наверное, можно считать, что на этих художниках подобострастное целование пяток закончилось (во всяком случае до тех пор, пока кто-то не докажет мне, что это не так).
Но мне захотелось разобраться, откуда пошло это живописное целование. Иными словами, кто же из художников первым «поцеловал» пятку Христа?
Итак, у нас есть три картины в следующей хронологии: 1460 г. Бонфильи, 1476 Перуджино, 1507 Меланцио.
Будем двигаться в обратную сторону, посмотрим более ранние картины на этот сюжет.
В 1423 году свою версию «Поклонения с целованием» представил Джентиле Фабриано.
Каспар у Фабриано своими усами щекочет пятку младенца Христа, а последний как бы пытается оттолкнуть старца и избавиться от его нежностей.
«Поклонение» Джентиле Фабриано написано в стиле интернациональной готики и напоминает работы сиенских художников. И ещё кое-кого напоминает… Того, кто в 1459-60 гг. подобную процессию написал на стенах одной флорентийской капеллы! Вам не кажется?
GENTILE DA FABRIANO
Adoration of the Magi
1423
Tempera on wood, 300 x 282 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
Двигаемся дальше вглубь веков. Следующая картина в целовальном ряду: Бартоло ди Фреди – мастера сиенской школы, которая считалась отсталой по сравнению с флорентийской. Это заметно по условным образам «Поклонения», хотя мне нравится терракотовая собачка (у лошади под копытами) и терракотовый верблюд.
BARTOLO DI FREDI
The Adoration of the Magi
1385-88
Tempera on panel, 195 x 163 cm
Pinacoteca Nazionale, Siena
Следующий мастер «целовальник» - опять сиенец. Картина в плохом состоянии, но действия персонажей понятны. И небо по-сиенски золотое
DUCCIO di Buoninsegna
Adoration of the Magi (scene 3)
1308-11
Tempera on wood, 48 x 48 cm
Museo dell'Opera del Duomo, Siena
Итак, мы добрались до истоков Ренессанса, и тут самое время вспомнить Вайля, сказавшего, что «незыблемой монументальной печкой», от которой следует вести «танцы западного искусства» - является Джотто. Посмотрим, есть ли «целование» у Джотто?
А как же, у Джотто, как в Греции, есть всё.
GIOTTO di Bondone
No. 18 Scenes from the Life of Christ: 2. Adoration of the Magi
1304-06
Fresco, 200 x 185 cm
Cappella Scrovegni (Arena Chapel), Padua
Длинноногие верблюдики у Джотто очень хороши, а Каспар упёрся носом в спелёнутого Христа.
Каспар упёрся носом в спелёнутого Христа, а мы упёрлись в «печку». Но, это не означает, что дальше дороги нет. На этот раз дорогу нам укажет Муратов, который говорил, что Джотто не у кого было учиться, кроме…
PISANO, Giovanni
Adoration of the Magi
1301
Marble, 84 x 102 cm
Sant'Andrea, Pistoia
PISANO, Nicola
Adoration of the Magi, relief from the pulpit
1265-68
Marble, 85 x 97 cm
Duomo, Siena
PISANO, Nicola
Adoration of the Magi
1260
Marble, 85 x 113 cm
Baptistry, Pisa
Любопытно, что в более ранней пизанской версии «Поклонения» Николо Пизано обошёлся без целования. А на сиенской кафедре Каспар тянется губами к ножке. Почему в Пизе волхвы такие чинные и благородные, а в Сиене согбенные и подобострастные?
Куда двигаться дальше в поисках истока волхвов-целовальников, я не знаю. Поэтому, буду считать, что первым "поцеловал" пятку у младенца Христа Николо Пизано. Он сделал это в Сиене, возможно, исходя из желания ортодоксальных сиенских заказчиков?