Строительство церкви было начато в 1275 году. На фреске Беноццо Гоццоли в церкви Сан Франческо можно видеть церковь такой, какой она была в 1489 году. О том, что здесь изображён именно Монтефалько, говорит герб города на крепостной стене - сокол на горе.
Строгий романский фасад с маленькой розой и простым порталом без всяких скульптурно-архитектурных "излишеств" - глазу не за что зацепиться, можно пройти мимо запросто. Но внутри каким-то чудом сохранились - пусть и фрагментарно, фрески XIV-XV веков. По левую руку сразу от входа внимание привлекает выцветшая фреска "Коронация Девы" - одна из самых древних. Эта фреска практически ровесница фресок Джотто в Ассизи. Авторство приписывают последователю Амброджио Лоренцетти. Мария уже на небесах и сам Христос возлагает на неё корону. Ангелы, изо всех сил надувая пухлые щёки, торжественно трубят в длинные трубы. Более всего интригует загадочная женщина, возлежащая ниже Марии в весьма вольной позе. В то время как глаза всех присутствующих на торжестве обращены к героям небесной церемонии, очи таинственной грустной незнакомки устремлены на зрителя, в упор смотрит... ))
Другую столь же старую, XIV века фреску можно увидеть, если поднять голову к сводам пресвитерия. Левый сюжет я что-то не разобрал, по центру - барашка, то бишь Агнец Божий, ну а справа - столь любимое у художников Рождество с непременной сладкой парочкой из коровы и осла в изголовье колыбели.
Непосредственно у входа - Богоматерь Милосердная. Это уже XV век. Раскинула руки в стремлении утешить, обогреть всех. Рискну предположить, что Джованни ди Карадуччо Маззафорте писал фреску в холодные зимние дни, когда над Монтефалько свищут пронзительные ветра - плащ у Мадонны утеплённый, стёганый...
По другую сторону входа - небольшая Мадонна дель Латте. Я так понимаю, что Кормящая. Тоже начало XV века.
Левая стена нефа богата на украшенные фресками небольшие ниши. В одной из них - Мадонна делла Чинтола, или Мадонна с поясом. Дату росписи капеллы-ниши Джованни Баттиста Капорали, ученик Перуджино и приятель Рафаэля, обозначил на ступеньке трона - 1522. Мадонну сторожат святые Иаков и Иоанн Богослов. В их руках - толстые фолианты в одинаковых обложках. Бестселлер! Данте, наверное. А может это презенты, упакованные в подарочную бумагу? Вон и ленточки видны )) За спиной Мадонны - роскошный пейзаж. То ли большое озеро, то ли морской залив - ибо корабль на глади.
Рядом, в соседней нише - Мадонна с младенцем и святыми (XV век). Её приписывают Уголино ди Гисберто. Слева - св. Августин, справа - пресвятой Анджело из Фолиньо, основатель монастыря.
В его руках - модель Монтефалько. Отлично видны ворота Сант Агостиньо, через которые спустя 500 лет мы вошли в этот городок... )) Глядя на эту фреску, ясно, что ничто не ново под луной, всё давным давно придумано задолго до нас )) Я о подушке с кисточкой, что подоткнула Мадонна себе под левый бок...
И ещё одну фреску мне хочется показать. Она написана на колонне. Сюжет совершенно загадочный - Христос брезгливо выбрасывает серебряную монету в чашу. Кесарю кесарево, а Богу Богово... Да, тут сразу вспоминается тициановский Динарий кесаря, но что-то хронология тут явно не стыкуется. Но если это всё же притча о динарии, то неизвестный умбрийский художник кажется мне даже глубже Тициана. И пугающе актуальным по нонешним временам... ))
/ Продолжение следует.