Перуджино уже всплывал в наших топотушках. В Спелло. И там, в церкви Санта Мария Маджоре, на фоне блистательного Пинтуриккьо о Перуджино никак не скажешь, что это великий художник. Между тем, это чистая правда. И в Умбрии я убедился в сём собственными глазами и ногами. А пока поверим Александру Бенуа, утверждавшему, что Перуджино был самым модным художником в конце XV века, а для "провинции" оставался таковым и в начале XVI столетия. И вот здесь, в этих словах Александра Николаевича, и кроется ключ к оценке Богоявления Перуджино в церкви Мадонна делле Лакриме. 75-76 лет – это возраст. Очень солидный. Именно столько было Перуджино, когда он работал в Треви. Ему оставалось жить всего 2 года, в 1526 за ним придёт Чума. Пик его громкой славы был уже позади. Вазари отзывался о Перуджино крайне нелестно, большую часть картин называл халтурой и утверждал, что ради денег мастер был готов на всё. Наверное, это тоже правда. Если в начале своего очень долгого творческого пути, будучи лишь подмастерьем, вырвавшимся во Флоренцию из нищего городка под Перуджей, он месяцами спал на сундуке, то в расцвете своих творческих сил Перуджино был обласкан папами и осыпан большими деньгами. На финише жизни Перуджино сказочно богат не был, но он не был и беден. В Риме, Флоренции и Перудже уже царили новые кисти, но в маленьких умбрийских городках заманить самого Перуджино почитали за честь. Заманили его и в Треви. Эта маленькая капелла совершенно чудесная...
Всё дышит покоем и миром. Выверенная до миллиметра композиция. Высокая деревянная беседка точно посередине. Простая. Как и положено быть у жены плотника. Но резные капители какбе намекают на непростой статус восседающей на обыкновенной лавке босой Девы. Все замерли в почтительном уважении. Всё строго по канону. Три волхва, три дара. Самый старый – Каспар, по почётную правую руку от Марии. Мельхиор преклонил колено по левую...
А Бальтазар, подбоченясь, замер в картинной позе, поставив ноги в четвёртую позицию...
Позади Мадонны – типичный умбрийский пейзаж. Широкая зелёная долина, окружённая невысокими горами. Торговый караван тяжело навьюченных верблюдов под охраной чужестранцев с пиками медленно идёт по равнине. Уравновешивая эту группу, с другой стороны за миром в стране наблюдает вооружённый умбрийский отряд в ярких рейтузах. Но некоторые кони спешены, значит всё тихо, спокойно, таможня работает. Позади Мадонны щиплет травку беленькое облачко овечек. Пастухи болтают и играют в одни им понятные игры. Может, танцуют. Собака у ног ближней пары лениво следит за овцами и даже не тявкает. Безмятежность, полная гармония и счастье...
Мастерство не пропьешь. Перуджино есть Перуджино! Но так ли это? Мастеру 75 и ему хочется побыстрее отвязаться от заказчика. Деньги в сейф и на подушки! Этот сюжет с Богоявлением у Перуджино далеко не первый. И не последний. А посему в Треви Перуджино особо не заморачивался. В 1504 году он уже писал Поклонение волхвов в своём родном Читта делла Пьеве. И в Треви, по большому счёту, Перуджино просто повторил композицию 18-летней давности. Но насколько же он тут богаче, разнообразнее, ярче. Торговый караван ещё только спускается с горы. Пейзаж не столь пустынен, деревца, вдали голубеет зеркало озера. Собака, забывшая об овцах, явно пытается поиграть с коровой и ослом. Народу возле Мадонны заметно больше и толпа более раскована. Каспар, Мельхиор и Бальтазар в тех же позах, но как нарядны! Мария приготовилась к встрече с волхвами: заплела косу. Через 18 лет ей будет уже лениво прихорашиваться. Да, в следующий раз надо будет непременно съездить в Читта делла Пьеве. Тамошнее Богоявление заочно нравится мне больше тревийского... ))
Хотя... нет, всё познаётся в сравнении. В Монтефалько, который отлично виден со стен Треви, Перуджино в 1520-ом вообще схалтурил. Сэкономил и на караване, и на всадниках, и на овцах с собачкой. Беседка, Мария с младенцем, Иосиф, три невразумительных волхва, корова с ослом и безжизненный голый пейзаж. Может, гонораром обидели? ))
Капелла фронтовой фреской не ограничивается. По её бокам изображены два апостола. Слева – св. Петр с огромным ключом. Можно только представить себе замок в Рай! ))
Справа – св. Павел с мечом. Возможно, это и не Перуджино, а ученики-помощники. Уж больно правая нога у Св. Петра подвисла. Петр смотрит прямо в глаза зрителю, очевидно, оценивая – пускать в Рай или отправить Павлу...
Наконец, симпатичны медальоны в верхней части очень нарядного парадного обрамления капеллы. Архангел Гавриил с голубыми крылами и заснувшая Дева Мария...
В любом путеводителе, где присутствует Треви, обязательно будет упомянута церковь Мадонна делле Лакриме. И обязательно будет названо имя Перуджино. Однако не одним Перуджино именита церковь. И ещё неизвестно, кто и что интереснее. По крайней мере, я ещё долго щёлкал там фотоаппаратом..
/ Продолжение следует...