31 зал в крыле Ришелье – зал Рембрандта.
В Лувре, особенно в Лувре, интересно разглядывать этикетки, чтобы узнать, как та или иная картина попала в музей. А другую информацию, кроме имени автора, если вы по-французски, как я, ни бум-бум, на этикетках всё равно не понять
Так вот, судя по этикеткам, картины Рембрандта в основном попали в Лувр из коллекции Людовика XIV, который распорядился скупить все работы, что остались в мастерской Рембрандта после смерти художника. О монаршем повелении скупать пишут многие, но никто не объясняет, почему Людовик «увлёкся» Рембрандтом только после его смерти, а не при жизни, когда он мог поддержать бедствующего художника. Тем не менее, благодаря инициативе Людовика, в Лувре собрался ряд картин позднего Рембрандта.
В том числе, его автопортрет 1660 года, портрет Хендрикье Стоффельс 1654 года, и самая странная картина художника «Освежёванный бык», написанная в 1655 году.
Кроме этих картин в 31 зале можно увидеть и сравнить двух «Вирсавий» кисти Рембрандта и Виллема Дроста.
Рембрандт "Вирсавия", 1654 год
Виллем Дрост "Вирсавия", 1654 год
Картина Дроста попала в зал Рембрандта не случайно. Ученик, вдохновлённый работой учителя, написал картину на тот же сюжет вслед за Рембрандтом. Несмотря на это, «Вирсавии» ученика и учителя такие разные! Организаторы Лувра повесили их рядом, чтобы посетители могли сравнивать. Давайте сравним и мы.
Как известно по библейскому сюжету, царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел красивую купающуюся женщину и возжелал её. Невзирая на замужнее положение красавицы, царь «послал слуг взять её, и она пришла к нему…» http://www.patriarchia.ru/bible/king2/11/
Дрост почти дословно следует сюжету. Я, например, абсолютно верю, что искушённый в женских прелестях царь, мог возжелать молодую красавицу, изображённую Дростом. Похоже, что моральная подоплёка сюжета не слишком занимала художника. Его Вирсавия вряд ли грустит. Мне кажется, она пребывает в мечтах, томится, но мысли её лёгкие, а томление не нравственное, а любовное.
Этой красавицей можно любоваться, и она сама любуется собой. Других мыслей в отношении её у меня не возникает.
Вирсавия Рембрандта – полная противоположность. Мало того, что она, мягко говоря, некрасива. К тому же она морально раздавлена, почти убита. Не представляю, что в ней могло прельстить царя?
Дрост будто бы спорит с учителем, даёт последнему урок эстетичного женского «ню».
А может, Рембрандту попросту не повезло с моделью? Написать красивую картину, если модель некрасива от природы, не по силам даже такому мастеру, как Рембрандт!
Благодаря организаторам Лувра, портрет модели мы можем увидеть на соседней стене.
Хендрикье Стоффельс – служанка и гражданская жена Рембрандта. Она поступила к нему на службу в 1647 году. В 1654 году, время создание «Вирсавии», Хендрикье было 28 лет.
Соответственно, на портрете 1655 года ей 29.
Не красавица, но всё же молодая женщина со свежим румянцем на щеках, с выразительными глазами, будто готовыми пролиться слезами. И, нужно заметить, ей было, отчего лить слёзы. В июне 1654 года протестантская церковь осудила беременную Хендрикье за внебрачную связь с Рембрандтом и на год отлучила её от причастия. А в октябре того же года Хендрикье родила дочь Корнелию.
Неизвестно, «Вирсавия» писалась до того, или после. Но, судя по состоянию тела, я думаю, после.
Конечно, при желании художник вполне мог сделать своей модели небольшую пластику живота. Но, скорее всего, Рембрандта это не заботило, потому что он писал не библейскую красавицу Вирсавию, а свою несчастную Хендрикье. Он писал её моральное падение, и не только её, но и своё тоже.
Отлучение от церкви в то время имело значение для верующих людей. Хендрикье, не сомневаюсь, такой и была, и она тяжело переживала свою горькую участь. Подобно библейской Вирсавии, она озарена и убита любовью стареющего художника – тоже царя в своей стихии.
Вот он, его автопортрет 1660 года висит рядом. Деньги боялся потерять, потому и не женился на Хендрикье, ревнивая Саския оставила соответствующие распоряжения в своём завещании.
Невесёлый портрет, вызывающий тяжёлые чувства.
Вот такие непростые связи между картинами можно увидеть в 31-ом зале в крыле Ришелье.
Продолжение следует.