"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Два дня в Лувре. Рассказ плюс викторина


Два дня в Лувре. Рассказ плюс викторина

Сообщений 1 страница 30 из 109

1

Два дня в Лувре. Рассказ плюс викторина

Эта поездка была в сентябре прошлого года, но руки не доходили написать рассказ. Да, и вдохновенный муз отчего-то всё мимо пролетал…:)
А тут вдруг прочитала заметку про запрет на палку для селфи в музеях и встрепенулась: я ведь давно собиралась показать подборку фоток из Лувра на тему «Почему вы от меня отвернулись?». Это про те картины, от которых отворачивается зрительская толпа, что приходит посмотреть только на фаворитов Лувра и сфотографироваться на фоне Джоконды.

Поэтому на вдохе, пока не испарилось пугливое вдохновение, постараюсь быстренько написать свой рассказ. А для желающих между делом ещё будет викторина-расчленёнка «Угадай шедевр по фрагменту».

Остановились мы тогда в почти богемной квартирке на улице Мазарини https://www.airbnb.ru/rooms/416129
Квартирка принадлежала владельцам антикварной книжной лавки, над которой она и располагалась. Цена в 150 евро/сутки, конечно, не грошовая, но для этого района вполне адекватная. Напротив - ресторация «Прокоп». В меню я сунула нос, ничего страшного по ценам не увидела, но мы решили питаться дома (вот неправильное решение!) и поэтому, больше про «Прокоп» мне сказать нечего.

До Лувра от нашего дома было 5 минут пешком. Мимо Каролины, картинно изогнувшей бедро в скверике у скамейки,

http://s1.uploads.ru/hM0x4.jpg

и Жозефины, жеманно надувшей губки в витрине магазинчика, торгующим бижу,

http://s2.uploads.ru/AacwC.jpg

через мост Искусств, увешенный замочками влюблённых друг в друга и в Париж,

http://s0.uploads.ru/YnmGO.jpg

http://sg.uploads.ru/KSkgu.jpg

попадаем во двор Лувра. Народ массово фотографируется ещё на подступах.

http://s0.uploads.ru/gIGNt.jpg

http://s2.uploads.ru/HEMrf.jpg

А что измеряет эта юная художница? Вроде её карандаш направлен на меня? :)

http://s1.uploads.ru/a4kyJ.jpg

Небольшая очередь перед входом, и мы внизу в музее.

*******************************************************************************************

Начну своё повествование со словесной карикатуры на Лувр, написанной язвительным пером Аркадия Ипполитова для книги «Особенно Ломбардия».

Подлинного Леонардо в Милане не так уж и много. Растащили его по всему миру, причем французы в этом особенно преуспели, так что в Париже, в Лувре, его живописи оказалось больше, чем где-либо еще в мире. Лувр является главным местом паломничества всех дэн-браунистов, и однажды один интеллектуальный голландец, полный голландского снобизма, долго и остроумно рассказывая мне о последнем посещении Лувра, страшно сетовал на то, что теперь Лувр стал похож на огромный развлекательный комплекс, и что там теперь пахнет чипсами, как в «Макдоналдсе», и что никуда не пробиться и ничего не увидеть среди толп, рыскающих в поисках Джоконды, которая все равно не видна, сидит за бронированными стеклами, как президент в лимузине, а все диваны усыпаны, как говно мухами, американцами в шортах с «Кодом да Винчи» в руках и отсутствием какого-либо намека на мысль в глазах. Мой друг Ян ван дер Вальс, лучший специалист по старой гравюре, теперь уже покойный, едко спросил его:
«А ты в Лувре в этот раз, кроме американцев с “Кодом”, что-нибудь видел?»

Я в Лувре кое-что видела, о том и напишу. А вот тех, кто держал бы в руках толстенный «Код да Винчи», мне увидеть не повезло. Толпа, особенно у Джоконды, да, была. Но, кто его знает, американцы в ней преобладали, французы или русские. С первого взгляда от других я способна отличить только китайцев. :)

Толпа, кстати, вела себя очень предсказуемо. Толпилась у определённых картин, любимых толпой. И можно избежать столкновения, если знать точки столпотворения!  :idea:
Главная точка схода толпы, так сказать, её фокус – та самая Джоконда.
Увидеть «Джоконду» в Лувре, как написал Ипполитов, невозможно. Я и не пыталась. Развлеклась тем, что сфотографировала толпу, и отправилась смотреть другие картины в этом зале, у которых зрителей почти не было.

http://s1.uploads.ru/bntq9.jpg

http://s5.uploads.ru/KvYBg.jpg

http://s1.uploads.ru/ZbNj9.jpg

http://s5.uploads.ru/omKTW.jpg

http://sg.uploads.ru/ndQYC.jpg

http://s1.uploads.ru/JWTz4.jpg

http://s5.uploads.ru/Jgvso.jpg

0

2

Кстати, высказывание Ипполитова о том, что «французы особенно преуспели в растаскивании Леонардо», на «Джоконду» не распространяется. Пишут, что Леонардо сам притащил её во Францию. Представляю, как художник верхом на муле и с «Джокондою» под мышкой перебирался через Альпы!  o.O

Правда, после смерти Леонардо картина каким-то образом опять оказалась в Милане у родственников Салаи, где её купил король Франциск I. Всё честно, без «растаскивания».

Вокруг Джоконды много прекрасных картин, покажу несколько.

«Мистическое обручение Св. Екатерины в присутствии Св. Себастьяна» Корреджо, 1526-1527 гг.

http://s9.uploads.ru/maPpo.jpg

Во-первых, эта картина примечательна тем, что прежде она висела рядом с «Джокондой». Это было до того, как «Джоконду» украли.
Несмотря на сюжетные странности, картина мне очень нравится. Малыш Иисус слегка шокирован наглостью тётки, тянущей к нему свой палец. Но игра «попади пальчиком в колечко» увлекает его. И ещё мне нравится Св. Себастьян, который выступает здесь в редкой живописной роли, в качестве свидетеля обручения. И он улыбается, что уж совсем необычно для этого персонажа. Он больше похож на подросшего купидона, чем на христианского мученика. Подобного игривого Себастьяна трудно (невозможно) найти в других живописных произведениях.
Мне нравится ласковость и чувственность Марии, игривость и улыбчивость Себастьяна, детская сосредоточенность Христа. Все образы живые и тёплые. А Св. Екатерина, как бы в противовес им неопределённая и даже как будто слегка позеленевшая, что тоже хорошо. :) Она – спящий персонаж, которому приснился сон о таком странном обручении.

http://s0.uploads.ru/MpLxu.jpg

****************************************************************************

«Ужин в Эммаусе» Веронезе, 1559 г.

http://s9.uploads.ru/tPdp1.jpg

ИМХО, «ужин» - самый веронезевский сюжет.  :idea:  Любил этот художник изображать многофигурные пышные застолья-банкеты. В Лувре можно увидеть два банкета Веронезе.

«Брак в Канне Галилейской», 1562-1563 г.
Эту картину более двухсот лет назад Наполеон вывез из Венеции, и венецианцы до сих пор требуют её вернуть.
Необъятная композиция, в которой насчитывается около 130 фигур, грандиозна.

http://s2.uploads.ru/U8BaC.jpg

А мне понравился более камерный вариант трапезы в Эммаусе. По Евангелию в Эммаусе вместе с Христом ужинали два человека, которых он встретил после воскрешения на дороге из Иерусалима в Эммаус. В Евангелии не говорится, где конкретно они ели, и художники обычно изображают трактир, а кроме главных действующих лиц, рисуют трактирщика (и/или пару служанок).
На картине Веронезе ужинают внимание! 20 человек!  :D
Многие из них одеты в красивые одежды. Возможно, это семейство заказчиков картины с чадами и домочадцами. Ужин проходит на открытой террасе богатого дома.
На переднем плане две очаровательные девочки играю с собакой. Мне хочется разглядывать девочек, затем взгляд переходит на других детей, собак, на женщину в декольте с ребенком на руках, а до Христа глаз добирается после того, как подробно рассмотрит второстепенных персонажей.

http://s1.uploads.ru/vCHcL.jpg

А следующую картину я предлагаю отгадать вам. Вопрос викторины №1: чья это ручка? :)

http://s9.uploads.ru/t/DMyhP.jpg


Продолжение следует.

0

3

Leggy написал(а):

Толпа, кстати, вела себя очень предсказуемо. Толпилась у определённых картин, любимых толпой. И можно избежать столкновения, если знать точки столпотворения!  :idea:
Главная точка схода толпы, так сказать, её фокус – та самая Джоконда.
Увидеть «Джоконду» в Лувре, как написал Ипполитов, невозможно. Я и не пыталась. Развлеклась тем, что сфотографировала толпу, и отправилась смотреть другие картины в этом зале, у которых зрителей почти не было.

Ничего не меняется в Лувре. Я думаю, что есть большая польза от шедевров маст-си: они оттягивают на себя толпящихся посетителей, освобождая музейное пространство для тех, кто интересуется искусством (или пытается это делать, что тоже неплохо). Джоконда - главная героиня Лувра, достойная наград разных стран мира, так как закрывает (спасает) своей "женской грудью" от набегов варваров значительную часть живописи музея.

Leggy написал(а):

Вопрос викторины №1: чья это ручка?

Похоже на вывернутую ручку дамы :idea:
Нормально? Или надо обязательно назвать имя? :)

0

4

Micktrik написал(а):

закрывает (спасает) своей "женской грудью"

Как написал Ипполитов, она (грудь) в бронежилете, ей не страшно )

Micktrik написал(а):

Нормально? Или надо обязательно назвать имя? :)

Имя можно сохранить в тайне ) Пусть другие отгадывают, если что.
А ручка не вывернутая, а перевёрнутая )

0

5

Leggy написал(а):

Имя можно сохранить в тайне

сохраним в тайне ))

http://s9.uploads.ru/t/PJtvT.jpg

Тут ручка не перевёрнутая. Потому что охраняется и служитель не потерпит хулиганства с выкручиванием прелестных дамских ручек ))
Руками не трогать! Отойдите от картины! Фотоапарат выключите! Я сказал, выключите фотоаппарат!

Отредактировано Ариал (2015-07-25 01:21:42)

0

6

Leggy написал(а):

Мимо Каролины, картинно изогнувшей бедро в скверике у скамейки

Прокоп знаю, Каролину не знаю.

Leggy написал(а):

мост Искусств, увешенный замочками

я помню его таким, когда там висело не больше пары десятков замочков на весь мост ))

Leggy написал(а):

Увидеть «Джоконду» в Лувре, как написал Ипполитов, невозможно. Я и не пыталась.

если честно, у меня тоже есть фото "Я и Джоконда" ))

Но с Джокондой наедине минуты три я провёл. Последний раз мы были в Лувре за пару часов до закрытия. Прошли мимо Джоконды, к которой подойти было невозможно, и ушли дальше-дальше-дальше. по пути я в полном одиночестве отщёлкал всего Каналетто - под пристальным взглядом служительницы, которая - как мне кажется, не понимала, чего это я каждую картину фотографирую по 15 раз )) а потом музей стал закрываться и нас погнали обратно. механизм гона там, видимо, отработанный. часть народу отсекали и уводили в одни двери и лестницы, часть вели другим маршрутом. нас погнали через Джоконду. так что, когда я снова оказался в её зале, там было человека 2-3 и то, они уже уходили. ну а я задержался.

я решительно не понимаю причин ее безумной популярности. конечно, это Леонардо и всё такое. но ведь есть великое множество женских портретов, которые, как мне кажется, интереснее, занимательнее, красивше )) где-то я читал, что до своего похищения Джоконда вовсе не была так широкоизвестна в планетарных масштабах. Дюшан с Уорхоллом приложили свои тяжёлые ручонки - тут без сомнения. так что когда у нас был тет-а-тет, я спросил её - и что все от тебя так тащатся? сама Елизавета промолчала, но каким-то образом в мою голову залезла Фаина Раневская ))

0

7

Ариал написал(а):

если честно, у меня тоже есть фото "Я и Джоконда" ))

А у меня где-то тоже была фотография без меня: море фотографирующих людей и маленькая "беззащитная" Джоконда вдали (за бронестеклом). Раньше еще был запрет фотографировать, на который все плевали, в том числе сотрудники музея.

Как вы считаете, кстати, нужно ли классическим художественным музеям менять формат: двигаться по пути коммерциализации и превращения в арт-шоу? А что вообще можно и допустимо делать, чтобы увеличить популярность и заработать больше денег: организовывать выставки, читать лекции и проводить разнообразные экскурсии, усиливать присутствие в интернете (сайт, соцсети) и других СМИ (в том числе на телевидении), обустраивать зоны отдыха с кафе, с вай-фаем, тортиками и т.д., активней торговать книгами по искусству, устраивать концерты, встречи и обсуждения с гостями музея, ток-шоу... Далее можно предложить корпоративные вечеринки (в хорошем смысле слова - без водки и плясок, а с культурной программой и чаем/кофе :crazy: ), реалити-шоу (кстати, нет ли трансляции ситуации у Моны Лизы?) :question:, онлайн вебинары (те же лекции, но через интернет, с возможностью обратной связи) - бесплатное виртуальное мероприятие, которое привлечет реальных посетителей, обогащенных новыми знаниями :), вывесить плакат и баннер: "селфи у нас - это модно!" :D

0

8

Ариал написал(а):

Потому что охраняется

Интересно, за что ей такая честь?

Ариал написал(а):

если честно, у меня тоже есть фото "Я и Джоконда" ))

Micktrik написал(а):

А у меня где-то тоже была фотография без меня

Хотелось бы взглянуть на фотки, если найдутся!

Ариал написал(а):

так что когда у нас был тет-а-тет, я спросил её - и что все от тебя так тащатся? сама Елизавета промолчала, но каким-то образом в мою голову залезла Фаина Раневская ))

И что тебе сказала Джоконда голосом Фаины Раневской? У меня два варианта: "Красота - страшная сила!" и  "Муля, не нервируй меня!" )

Ариал написал(а):

я решительно не понимаю причин ее безумной популярности. конечно, это Леонардо и всё такое. но ведь есть великое множество женских портретов, которые, как мне кажется, интереснее, занимательнее, красивше ))

Наверное, причина во множестве загадок, связанных с этой картиной. Кто изображён, почему без бровей, чему улыбается и т.д.?

Micktrik написал(а):

Как вы считаете, кстати, нужно ли классическим художественным музеям менять формат: двигаться по пути коммерциализации и превращения в арт-шоу?

Мне бы не хотелось, чтобы так было повсеместно. Мне приятнее бродить по пустым музейным залам. Кроме того, прелесть искусства в некоей избранности. Творят искусство избранные, интересуются им многие, но немногие получают от искусства удовольствие.

Micktrik написал(а):

реалити-шоу (кстати, нет ли трансляции ситуации у Моны Лизы?

Это новая мысль! Если не считать нашего старого фильма, снятого в Эрмитаже скрытой камерой (у мадонны Литта).
Интересно было бы понаблюдать за зрителями у Джоконды и у Давида. Где больше эмоций? )

0

9

Leggy написал(а):

Интересно, за что ей такая честь?

да, странноватое фото 1953 года. у товарища даже вроде и пистолет просматривается. или это сумка со свистком? ))

Leggy написал(а):

И что тебе сказала Джоконда голосом Фаины Раневской?

ей приписывают некую историю во время приезда картины в Москву. Перед картиной стоит человек, смотрит на неё и говорит: "Ну что такого в этой Джоконде? Не нравится она мне!" На что Раневская съязвила: "Муля, не нервируй меня! Молодой человек, Джоконда уже столько веков всем нравится, что может сама выбирать - кому нравиться, а кому - нет". ))

0

10

Leggy написал(а):

Хотелось бы взглянуть на фотки, если найдутся!

самому стало интересно )) посмотрел фотки. нету! (( соврал.

Но толпы - уже на подходе, были уже в 2006-ом...

http://s2.uploads.ru/t/kwpKs.jpg

Ну, а сама Джоконда всё так же улыбалась...

http://s1.uploads.ru/t/y1eis.jpg

0

11

Leggy написал(а):

Кроме того, прелесть искусства в некоей избранности.

насчет избранности - не уверен, но

Leggy написал(а):

приятнее бродить по пустым музейным залам.

+1

http://s0.uploads.ru/t/QstRJ.jpg

Micktrik написал(а):

что вообще можно и допустимо делать, чтобы увеличить популярность

сейчас впору думать о том, что делать музеям, чтобы снизить популярность ))

Отредактировано Ариал (2015-07-25 20:40:54)

0

12

Ариал написал(а):

решительно не понимаю причин ее безумной популярности

Дело совсем не в том: нравится – не нравится. Действительно, есть много прекрасных женских портретов — это уж вопрос личных пристрастий. Например, по мне рядом с серовскими портретами нечего и поставить...
Но Джоконда — это я ощутил, когда смотрел в ее глаза в Москве – вглядывается в вас проникновенным  взглядом. Именно этот эпитет в его буквальном значении соответствует испытываемому чувству. Это магия самого Леонардо, воздействующая на зрителя через века.
Вот как это было  - фото из сети.
http://22-91.ru/upload/images/photo/6d/39/779ad2701e27b06192850f2521981353093612.JPEG
Проходишь по левой стене К НЕЙ. На какие то доли минуты удается остановиться перед портретом, а потом, пятясь  вдоль правой стенки и не отрывая взгляда, вынужден покинуть зал.
Ощущение магического взгляда Леонардо долго еще носишь в себе...
Почти через двадцать лет предвкушал новое свидание в Лувре, но увы, сеанс магии не состоялся. Как и позже. Но причина этой самой безумной популярности, полагаю, в том, что многих берет за живое, как и меня в первую встречу.

Отредактировано marc (2015-07-25 23:35:14)

0

13

Ариал написал(а):

да, странноватое фото 1953 года. у товарища даже вроде и пистолет просматривается. или это сумка со свистком? ))

Может это поклонник? )

Ариал написал(а):

Джоконда уже столько веков всем нравится, что может сама выбирать - кому нравиться, а кому - нет

Да, как это я забыла )

Ариал написал(а):

Но толпы - уже на подходе, были уже в 2006-ом...

и японцы были! ))

Ариал написал(а):

Leggy написал(а):

    приятнее бродить по пустым музейным залам.

+1

Ха! Этот зал - найденная мною точка столпотворения №2 или 3!  :D
Чуть позже покажу фоты.

0

14

marc написал(а):

В Лувре почти через двадцать лет предвкушал новую встречу, но увы, сеанс магии не состоялся. Как и позже. Но причина этой самой безумной популярности, полагаю, в том, что многих берет за живое, как и меня в первую встречу.

В Лувре даже без толпы картину трудно разглядеть, мешает барьер - не подойти, и защитное стекло. Общие очертания можно увидеть, но не взгляд. Да, и зритель, думаю, сейчас другой, не тот, что был в Москве.
А Ваши впечатления от московской выставки - супер! В каком зале всё это происходило?

0

15

Ариал написал(а):

Но толпы - уже на подходе, были уже в 2006-ом...

У меня было что-то похожее, но в 2008-м, вроде. Кажется, толпа стала более плотной. Подпускали только ко второму барьеру, поэтому и смысла не имело пробиваться к картине. Из Моны Лизы сделали фотомодель :) Найти не смогу.

Ариал написал(а):

сейчас впору думать о том, что делать музеям, чтобы снизить популярность ))

Есть простой способ: значительно повысить цены.
Меня поразило, что в Национальной лондонской галерее нет толп, хотя народ туда активно ходит. Вход очень демократичный, нет каких-либо препятствий, входная плата тоже отсутствует. Парадокс... :dontknow:

Наверное, зная, что в галерею можно попасть в любой момент, многие люди откладывают свое посещение на потом. :idea:
С другой стороны, появляется возможность проводить в галерее не очень много времени, чтобы посмотреть отдельные картины, не пытаясь засунуть в свои мозги терабайты живописи за один раз (раз уж уплочено) :D .

В ГМИИ очереди бывают очень часто, если проходит значимая выставка, заполнен гардероб или вам просто не повезло. Наверное, в Лувре очередь на вход бывает похожая, хотя разница между музеями колоссальная.

Интересно, какой рейтинг самых труднодоступных (долгостоячих) музеев-галерей? Уффици точно будет в призовой тройке.

0

16

Micktrik написал(а):

Меня поразило, что в Национальной лондонской галерее нет толп,

может, там нет своей джоконды? )) если серьезно, то в Лувре -  по моим впечатлениям, безумие лишь у Джоконды и Венеры Милосской.

Micktrik написал(а):

Интересно, какой рейтинг самых труднодоступных (долгостоячих) музеев-галерей? Уффици точно будет в призовой тройке.

Ватикан (в первое посещение сидели часа 2), Уффицы (однажды что-то около часа, но во второй раз зашли сходу), Лувр... в Лувр хорошо ходить по музейной карте - там отдельный вход. а в последний парижский вояж музейная карта уже кончилась, но решили заглянуть ещё и в воскресенье, когда там халява - так стояли в пирамиду, кажется, минут 30.

0

17

marc написал(а):

Но Джоконда — это я ощутил, когда смотрел в ее глаза в Москве – вглядывается в вас проникновенным  взглядом. Именно этот эпитет в его буквальном значении соответствует испытываемому чувству. Это магия самого Леонардо, воздействующая на зрителя через века.

вам повезло. я заметил, что на меня гораздо сильнее действуют те картины, о которых я либо ничего не знаю, либо очень мало. магия имени мне лично зачастую мешает.

0

18

Leggy написал(а):

В каком зале всё это происходило?

совсем не помню. выгородили где-то.
может, у Антоновой спросить - после лекции...

Ариал написал(а):

магия имени мне лично зачастую мешает.

говоря здесь о магии Леонардо, я вовсе не имел в виду магию имени, а подразумевал магическое воздействие создателя этого волшебного взгляда, проникающего через столетия.
магом он был - это точно.
а уж много позже я побывал и в месте рождения Леонардо да Винчи, и в Кло-Люсе, где закончилась его жизнь. там действительно всё с его именем связано.

Отредактировано marc (2015-07-26 02:37:39)

0

19

Ариал написал(а):

в Лувре -  по моим впечатлениям, безумие лишь у Джоконды и Венеры Милосской.

Ещё у Ники, но там места побольше. И у "Коронации Наполеона" Давида, эти картинки я покажу.

0

20

marc написал(а):

может, у Антоновой спросить - после лекции...

Когда ещё на её лекцию попаду...)

Вспомнила, что у Игоря Долгополова есть рассказ "Джоконда в Москве". Взяла с полки его томик, перечитала. Сентиментально, местами напыщенно, но цепляет...

Выложу несколько цитат, а полностью рассказ можно почитать здесь http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000049/st006.shtml

Встреча. Пятнадцать секунд... Пятнадцать секунд отпущено по строгому регламенту на этот миг. "Раз. Два. Три..." - отбивает мгновения сердце. В огромном пуленепробиваемом стекле вижу как в зеркале лица людей. Глаза, устремленные к Джоконде. Они дождались. Дождались этого свидания. Долгие, долгие, долгие часы очереди. И вот, наконец, Она. Единственная, неповторимая.

Джоконда.

Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. Жадно, ненасытно глядят люди на творение Леонардо.

- Ни одного мазка, - слышу я слова. - Нет мазков. Как живая.

Льется, льется на нас золотистый, теплый свет итальянского летнего вечера. Ни одна репродукция не донесет и тысячной доли очарования, колдовства живописи да Винчи. Сфумато... Неповторимая манера живописца, изобретенная им, требовала небывалых усилий, времени, огромной концентрации воли, расчета. Мощи дарования. Это было не просто гениальное умение передавать все волшебство светотени, названное "дымкой". Нет, это было нечто более значительное. Это была новая красота.

Тревожно, печально, неотрывно глядит девушка в синих джинсах на Джоконду. Седой мужчина прижал к груди шляпу и весь вытянулся, устремился к Моне Лизе. Он что-то вспомнил, и я вижу слезы на его глазах... Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы, блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что "глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса". И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо.

Внимательно, чуть-чуть устало, мягко, все, понимая, глядит на людей Джоконда... Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последним прикосновением кисти Леонардо. Я словно вижу это последнее касание. Нежное прикосновение шелковой кисти. Мастер сам не знал, конец ли это. Он чувствовал уже давно, что Джоконда живет помимо его воли. Он просто боялся расстаться с ней. Потерять часть самого себя. Столько он отдал сокровенного, самого святого, что хранил в самых глубоких тайниках души! Мона Лиза была его плотью. Частью его самого. Ведь он писал "малый мир" - Человека!

Тайна улыбки Джоконды. О ней написаны десятки книг. Думается, что не меньшая загадка - взор Моны Лизы. Леонардо придавал особое значение глазам человека. Восторженно звучит его "Похвала глазу":

"О превосходнейший из всех вещей, созданных богом! Какие хвалы могут выразить твое благородство? Какие народы, какие языки способны описать твои подлинные действия?.. Но какая польза распространяться мне в столь высоком и пространном рассуждении? Что не совершается посредством глаза?"

Глаза - зеркало души. И да Винчи, который считал, что "хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души", в Джоконде создал неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека. Невозможно описать словами состояние, которое, придал Моне Лизе Леонардо: настолько неуловимы, зашифрованы трепетные движения ее души. Мы не знаем, что будет через миг с Моной Лизой - рассмеется она или заплачет, разгневается или будет продолжать улыбаться. Мне представляется, что довольно точным эпиграфом к Джоконде могут служить слова французского философа Бейля, сказанные им по другому поводу в семнадцатом веке:

"При виде слабостей человеческих не знаешь, право, что уместнее - плакать или смеяться?"

Попытайтесь пристальнее посмотреть в глаза Моны Лизы, и вам станет не по себе от ее понимающего, оценивающего и сочувствующего вашим, именно вашим слабостям взгляда. Это не значит, что Джоконда осуждает или презирает вас. Нет. Она просто все видит. Так же остро и глубоко, как видел мир сам Леонардо, который вложил в портрет весь свой опыт, всю свою мудрость.

Пустой зал. Только вчера он был полон людей. Нескончаемая вереница зрителей, как река, вливалась в широкие двери и, удерживаемая поручнями, как шлюзами, текла, текла к Джоконде, на миг задерживала свой бег и нехотя, медленно исчезала у выхода. Только отлакированные до блеска поручни барьеров хранили теперь следы человеческих чувств.

Наконец Коньям, Антонова и их коллеги выходят из маленькой скрытой двери в зал, проходят в кабинет Ирины Александровны. "Джокондер", - слышу я снова. Спрашиваю. Оказывается, так называется аппарат, специально изобретенный для обмеров состояния доски, на которой написана Мона Лиза. Он имеет девять точек касания, точно измеряющих отклонения от нормы "волны", то есть кривизны доски. Старое дерево изменило свой первоначальный рельеф, и важно, чтобы эти изменения не усугублялись. К счастью, "Джокондер" показал, что доска абсолютно не подверглась никаким деформациям. Все счастливы!

Ирина Александровна Антонова показывает Пьеру Коньяму письмо, написанное одним из многочисленных почитателей Джоконды:

"Уважаемые товарищи!

Когда Вы будете отправлять в обратный путь Джоконду, прошу Вас, купите две розы и вложите их вместе с ней. Пускай дна едет домой с цветами.

Почему, спросите Вы, пришла мне в голову эта мысль?

28 июня в 9 часов 45 минут я вошла в первый зал Вашего музея...

Ольга Миренко".

0

21

marc написал(а):

говоря здесь о магии Леонардо, я вовсе не имел в виду магию имени, а подразумевал магическое воздействие создателя этого волшебного взгляда, проникающего через столетия

Возможно, груз ваших знаний о Леонардо действует на вас гипнотически :idea:

Leggy написал(а):

Ещё у Ники, но там места побольше.

Кажется, Ника стоит высоко (гордая и недоступная) - не очень-то ее ухватишь :crazy:, поэтому интерес публики быстро ослабевает: ищут более легкую добычу :D

0

22

Micktrik написал(а):

Кажется, Ника стоит высоко (гордая и недоступная) - не очень-то ее ухватишь

Кажется, к ней можно подойти совсем близко, вокруг нет ограды, как например у Джоконды, всего-то нужно по лестнице подняться )

*****************************************************************************

Перед поездкой мне попалась выездная лекция в Лувре профессора кафедры истории искусств МГУ Марины Свидерской, где она критикует неправильное размещение "Рабов" Микеланджело в музее и поясняет свою точку зрения. 

Свидерская говорит, что все статуи Микеланджело пристенные и рассчитаны на то, чтобы иметь за своей спиной фон стены. Точки зрения на статуи, которые предполагает скульптор, находятся в радиусе не 360, как, например, у Бернини, а 180 градусов. Скульптуры Микеланджело можно обойти только спереди, а заднюю часть он даже не обрабатывал.
В Лувре же «Рабы» стоят посредине зала, и Свидерская считает, что в этом ошибка музейщиков, не понимающих «природу образного мышления Микеланджело».

Ещё Свидерская рассказывала, как меняется восприятие статуй по мере перемещения зрителя.

Я решила проверить всё на месте. Насчёт стены, мне кажется, не критично. Есть в Лувре и большие неудачи с размещением. Например, кому пришло в голову засунуть "Кружевницу" Вермеера в самый дальний угол, куда к ней не подойти.  o.O

http://s9.uploads.ru/h6Zq8.jpg

Статуи же "Рабов" сзади подпёрты куском необработанного камня, который служит опорой и границей.
А движение вокруг «Восставшего раба», да, восприятие меняет.
Более всего потенциал к восстанию заметен у него в ракурсе  ¾: опорная правая нога, напряжённое мускулистое плечо и мышцы спины, мощная шея, лицо, обращённое вверх, к свободе.

http://s1.uploads.ru/UYk00.jpg

По мере перемещения зрителя вправо потенциал ослабевает. Раб как бы сомневается, собирая силы для восстания.

http://s1.uploads.ru/8ixbE.jpg

А, если взглянуть на статую слева, вообще не заметно никаких признаков восстания: нога расслаблена, плечи невыразительные и направленные вниз, так же как подбородок.

http://s1.uploads.ru/A3Qs1.jpg

Что касается «Умирающего раба», ИМХО, он умирает со всех сторон. И даже в его поднятой руке никаких намёков на восстание я не заметила.

http://s1.uploads.ru/rMhBU.jpg

Вообще, очень занимательно было побегать вокруг Рабов!

Ну, и очередная загадка для желающих )
Чья это тень?

http://s1.uploads.ru/ENWUH.jpg

0

23

Leggy написал(а):

Скульптуры Микеланджело можно обойти только спереди, а заднюю часть он даже не обрабатывал.

а зачем? он же не думал про Лувр )) в венецианском СанДзаниполо, читал, многие надгробные фигуры, задвинутые в ниши и поражающие тщательностью обработки на стороне, обращенной к зрителю, на "невидимой" - как говорят специалисты, еле-еле намечены.

Leggy написал(а):

Чья это тень?

)) и опять вывернутые руки! оо, и это точно не картина!  :idea: хотя картина тоже имеется, но не в Лувре ))

Отредактировано Ариал (2015-07-26 15:43:38)

0

24

Leggy написал(а):

Ещё у Ники, но там места побольше.

Ника на лестнице, её никак не минуешь. кстати, очень удачное и эффектное место

Micktrik написал(а):

Возможно, груз ваших знаний о Леонардо действует на вас гипнотически

у меня знаний о Леонардо, может, чуть-чуть побольше обычного ходока по музеям, но и этот слабенький груз разгипнотизирует почему-то )) я ж говорю, порой лучше ничего не знать!  :D

0

25

Leggy написал(а):

у Игоря Долгополова есть рассказ "Джоконда в Москве"

спасибо, интересный очерк.
повезло автору: как король Франсуа I и Ирина Александровна Антонова, свел близкое знакомство с Моной Лизой.
слово магия в тексте тоже есть - я всё ждал, когда же он скажет.
можно, конечно, немного покритиковать за фразы типа "отлакированные до блеска поручни барьеров хранили теперь следы человеческих чувств", но не стоит придираться: nobody's perfect.

0

26

Ариал написал(а):

а зачем? он же не думал про Лувр )) в венецианском СанДзаниполо, читал, многие надгробные фигуры, задвинутые в ниши и поражающие тщательностью обработки на стороне, обращенной к зрителю, на "невидимой" - как говорят специалисты, еле-еле намечены.

Помню Рёскин с лестницей на какое-то надгробие Сан-Джаниполо залезал, чтобы уличить скульптора в недоработке )

Ариал написал(а):

и опять вывернутые руки!

На этот раз руки не вывернутые, и даже не перевёрнутые  :no: Я бы сказала, они расслаблено закинуты за/на голову.

Ариал написал(а):

и это точно не картина!  :idea: хотя картина тоже имеется, но не в Лувре ))

Мне кажется, ты идёшь по ложному следу, по которому, впрочем, я и рассчитывала вас отправить :)
Кстати, эта загадка не из простых, как мне кажется. Поэтому, если нужно, просите подсказки )

Ариал написал(а):

у меня знаний о Леонардо, может, чуть-чуть побольше обычного ходока по музеям, но и этот слабенький груз разгипнотизирует почему-то )) я ж говорю, порой лучше ничего не знать!  :D

А Алина в ответ на мои восторги по поводу Леонардо говорит, что я про него типа начиталась и подпала под влияние авторитетов ) Алин, ты где, ау!  :flag:
Хотела у тебя спросить, как понять, кто действительно попал под влияние картин Леонардо, а кто под влияние трудов авторитетов, пишущих про него?

marc написал(а):

слово магия в тексте тоже есть - я всё ждал, когда же он скажет.

Я потому и вспомнила про этот рассказ, что он показался мне с Вашим в унисон. Хороший рассказ, меня зацепил.

0

27

Leggy написал(а):

На этот раз руки не вывернутые, и даже не перевёрнутые  :no: Я бы сказала, они расслаблено закинуты за/на голову.

я про тень говорил

Leggy написал(а):

Мне кажется, ты идёшь по ложному следу, по которому, впрочем, я и рассчитывала вас отправить

неа, я свой путь прошел, но загадал тебе ответную загадку - так интереснее )) которую, впрочем, ты успешно отгадала, но в другом месте.
лучше давай новую загадку!  :writing:

0

28

Leggy написал(а):

А Алина в ответ на мои восторги по поводу Леонардо говорит, что я про него типа начиталась и подпала под влияние авторитетов

вообще, это любопытный парадокс: восприятие шедевра и заочное знание о нём. в какой-то мере можно позавидовать тому же Муратову, путешествовавшему по Италии век назад. знания у него были, уверен, колоссальные и - разъезжая по Сапогу, он, конечно же, знал, что хочет увидеть. и знал многое-многое о предмете желаемого. но он заранее не видел его - помимо плохоньких ч/б иллюстраций в альбомах и монографиях - которые, кстати, до сих пор не утратили своей актуальности по качеству материала, а нередко и превосходят современные. у Муратова был некий образ, который наполнялся всем именно в момент встречи.

0

29

Ариал написал(а):

неа, я свой путь прошел, но загадал тебе ответную загадку - так интереснее )) которую, впрочем, ты успешно отгадала, но в другом месте.

Вы, кажется, стали писать справа налево - подпали под магию Леонардо! :idea:

Ариал написал(а):

у Муратова был некий образ, который наполнялся всем именно в момент встречи

Ага, он сначала читал книжки, а потом смотрел кино, а у нас все наоборот: сначала - плохое кино, а книжки можно потом не читать, так как впечатление испорчено :crazy:

0

30

Micktrik написал(а):

Ариал написал(а):

    неа, я свой путь прошел, но загадал тебе ответную загадку - так интереснее )) которую, впрочем, ты успешно отгадала, но в другом месте.

Вы, кажется, стали писать справа налево - подпали под магию Леонардо! :idea:

Согласна, намутили так, что я сама запуталась.  %-)
Поэтому, распутываю )
Что касается меня, нужно было в достаточной мере наглядеться на «Умирающего раба» Микеланджело, чтобы обратить внимание на безмятежную позу вечного покоя «Нарцисса» или «Гермафродита Мазарини». Его тень я и загадала.

http://s9.uploads.ru/CbmYj.jpg

Что касается ответа Ариала, мне показалось, что он имеет в виду другую статую, а именно «Марсия» с «вывернутыми руками», коих в Лувре достаточно.
А картина «Наказание Марсия», как известно, есть у Тициана.

http://s0.uploads.ru/FtblM.jpg

http://s0.uploads.ru/WbNZc.jpg

Ариал написал(а):

у Муратова был некий образ, который наполнялся всем именно в момент встречи

То есть, образ существовал до встречи, а во время встречи либо «оживал» (вызывал отклик), либо нет. И вот этот отклик – это и есть результат личного общения Муратова и картины, не зависящий от предыдущих знаний. ИМХО.

Но в споре с Алиной я бы говорила о вкусах. Например, большинство согласится, что «сколько не повторяй халва, во рту сладко не станет». Если все говорят «горько», а тебе на вкус сладко, то ты и прав. Почему физиологическому индивидуальному вкусу все доверяют, а художественный ставят под сомнение, подозревая зависимость его от общественного?
Опять же, когда говорят «о вкусах не спорят», соглашаются с тем, что суждение вкуса индивидуально и субъективно. Вроде бы здесь тоже имеется в виду не только физиологический вкус.

Ариал написал(а):

лучше давай новую загадку!  :writing:

Новая загадка: покажите статую целиком )

http://s0.uploads.ru/sdcSk.jpg

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Два дня в Лувре. Рассказ плюс викторина