Продолжу про картины.
Есть в зале с «Джокондой» ещё одна картина Леонардо, о которой я хочу рассказать.
Леонардо да Винчи
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, 1503-1519
То, что эта картина «мало пользуется симпатиями публики», в 1899 году писал Генрих Вёльфлин. С тех пор ничего не изменилось, публика по-прежнему не слишком интересуется «Св. Анной», и особенно заметно это по контрасту с популярной соседкой.
Сюжет картины - так называемая «Anna selbdritt» или «Анна втроём», был распространён в Германии. Там часто можно встретить средневековые статуи, где Анна держит на коленях Марию и Иисуса. Обычно Анна намного крупнее Марии и Иисуса, и непосвящённому в сюжет зрителю может показаться, что она держит на коленях двух детей. В своих немецких архивах нашла такую скульптуру из музея Нюрнберга.
В Италии этот сюжет встречается довольно редко. Из известных художников до Леонардо в нём отметились флорентиец Бичи ди Лоренцо и Мазаччо (&Мазолино) с почти идентичными бесчувственными «пирамидками».
Bicci di lorenzo, sant'anna metterza, greenville, bob jones university collection 1420
Masaccio - The Madonna and Child with Saint Anne, 1424 г. Уффици
Леонардо сохранил пирамидальную схему, обоснованную религиозной догмой, но наполнил картину грацией, изящностью и тёплыми человеческими чувствами. ИМХО, ни до него, ни после никто не справлялся с задачей более виртуозно.
Мне нравится композиция картины Леонардо, но в этот раз я подошла к ней не только для того, чтобы полюбоваться «пирамидкой».
Я хотела, во-первых, посмотреть результаты радикальной реставрации, которой недавно подвергли картину.
Реставрация была скандальной, два эксперта Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии. Они считают, что реставрировать картину следовало более деликатно, и что краски не были такими яркими при жизни художника, какими они стали в результате реставрации.
Мне кажется, они правы. Сравните краски «до» и «после». Какой вариант вам кажется более леонардовским?
До реставрации. Фото 2007 года с сайта Лувра.
После реставрации. Моё фото этого года.
Вторая цель, связанная со «Св. Анной» Леонардо, возникла после передачи ныне покойной Паолы Волковой. Дело в том, что в своей передаче об этой картине Паола много внимания уделила воде, в которую якобы опущены ноги Анны. Рассказывая про картину, она говорила, что верхняя часть фигуры Анны написана на фоне ландшафта и принадлежит ему. А вот её ноги – в проточной прохладной воде. По мнению Волковой в этом заключена некая идея жизни, но на репродукции определённо воду я разглядеть не могла. Не сомневаюсь, что Волкова – то её видела. Потому что она говорила, как «бесподобно написана вода», какая она «прозрачная, лёгкая и холодная», и «мы видим каждый камешек на дне этой воды»… В качестве доказательства того, что Леонардо научился писать такую воду у своего учителя Верроккьо, Волкова называла картину «Крещение Христа», в которой, как гласит легенда, молодой Леонардо нарисовал одного из ангелов.
Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи
Крещение Христа. 1472—1475
Уффици, Флоренция
В Лувре я с пристрастием рассмотрела ноги Анны, но, увы, это не помогло. Вроде бы воды нет. Но с другой стороны, именно так могли бы выглядеть ноги Св. Анны, находись они в чистом, прохладном роднике.
И если вы ещё не устали от загадок, вот вам новенькая: на какой картине, висящей в зале «Джоконды», действие происходит в стенах этого города.