/ продолжение...
Сусанну и старцев в пурпуре впервые я увидел четыре года назад. Ужосс! Уже четыре года как o Сусанне поведала девушка из Азоло в своей Осенней фантазии, когда гуляла по мокрым холмам крошечной деревеньки Мазер, что в предгорьях Доломитов - думал я всё это время с завистью, каждый год собираясь туда наведаться, но так и не сподобившись покинуть Венецию. Девушке из Азоло были всякие видения. Дело было поздней осенью, так что причины видений нельзя свалить на то, что это просто голову напекло. Видения были настоящие и чудесные. Привиделась девушке и картина Паоло Веронезе, которая находится в сотнях километрах от того места, которое на ней изображено – в Вене, столице нынешней Австрии. Картина называется «Сусанна и старцы». Интерпретация картины представляет значительные трудности...
Версия 1.
Под сенью красивой мраморной колоннады, увитой виноградом, перед источником сидит обнажённая молодая женщина, застигнутая врасплох двумя благородными на вид мужами. Совсем рядом – чуть ниже по холму, виднеется роскошная вилла. Старички пришли с виллы. Это их дом. Поздно вечером они вышли на балкон подышать вечерней прохладой и пофилософствовать о третьей книге Ветрувия, но вдруг увидели, как к источнику напротив виллы осторожно проскользнула незнакомая женщина в чёрном парчовом платье под красной накидкой. Может, она захотела попить воды или ополоснуть лицо? Но тогда почему она там задержалась? И что вообще делает она в столь поздний час одна так далеко от деревни? И кто эта незнакомка? Может, ей нужна помощь? Мужи поспешили к источнику и, войдя в колоннаду, опешили от неожиданности.
– Что вы здесь делаете, милая? – Воскликнул один.
– И почему нагая? – Вторил другой.
– А вам, судари, какое, собственно, дело? – Прикрыв тело платьем, мальконтенто недовольно отвечала под отчаянный лай своей собачонки слегка напуганная Сусанна.
– Мы пришли предложить вам свою помощь, сударыня. – Один из мужчин торопливо смял букетик полевых цветов, которые он нарвал по пути с виллы, чтобы очаровать незнакомку.
– Но я ничуть не нуждаюсь в вашей помощи! – Сусанна строго нахмурилась, ещё плотнее прикрывая платьем обнажённую грудь.
– В таком случае мы будем вынуждены позвонить в полицию, обвинив вас в нарушении общественной нравственности! – Воскликнули оскорблённые в лучших своих помыслах патриции, поняв, что ни о каком спасении своей души и тела женщина даже не помышляет.
– Гааав-гав! – Подтвердил старый облезлый пёс, сопровождавший хозяев и предусмотрительно присевший подальше от вертлявой писклявой собачонки... ))
Весьма странный сюжет выдал Веронезе. Сама Сусанна уже много веков хорошо известна своей неблаговидной привычкой шастать по источникам и бесстыже там оголяться, смущая благочестивых состоятельных мужчин преклонного возраста. Но вот кто эти благородные нобили? Поскольку источник находится в непосредственной близости от виллы Барбаро, что расположена в некотором отдалении от деревни Мазер, можно смело предполагать, что это хозяева виллы – братья Даниэле и Маркантонио Барбаро.
Версия 2.
Под сенью красивой мраморной колоннады, увитой виноградом, перед источником сидит женщина благородного происхождения, о чём свидетельствует нитка жемчуга на её шее. Женщина пришла сюда искупаться. Время позднее. Женщина специально пришла попозже, когда в деревне все уже легли спать и до первых петухов можно не опасаться появления посторонних. Она только-только успела ополоснуть опухшие от дневной жары ноги, как внезапно заявился муж с братом. Беседуя о пятой книге Ветрувия, они прогуливались в окрестностях виллы и вдруг заметили у источника обнажённую даму, сидевшую к ним спиной.
– Сусанна! – Воскликнул изумлённый супруг, поспешно пряча букетик полевых цветов в глубине пурпурной мантии. – Какого diabolo ты делаешь одна у этого жалкого фонтана?
– Да! И почему вы голая, дорогая Суси?! – Укоризненно произнёс деверь.
– А где я могу помыться, если нимфей на вилле не функционирует уже три дня, а вы – вместо того, чтобы починить домашний источник, предпочитаете часами болтать о своём Ветрувии?! – Гневно вспыхнула Сусанна, слегка прикрыв платьем нагое тело от смущенных глаз мужниного брата...
– Гааав-гав-гав! – Возмущённо залилась писклявым криком вертлявая собачонка хозяйки, норовя цапнуть мужчин за ноги. Старый пёс благоразумно прикусил язык... ))
Версия 3.
Под сенью красивой мраморной колоннады, увитой виноградом, перед источником сидит женщина, происхождение которой благородным быть не может, несмотря на нитку жемчуга на её шее. Разве может благородная женщина на ночь глядя отправиться далеко за деревню и там – буквально под окнами чужой виллы, невозмутимо раздеться, прекрасно сознавая, что благородные аристократы любят пофилософствовать под звездами о восьмой книге Ветрувия и не заметить её приход не могут? Конечно, на столь дурной поступок способна лишь столь же дурная женщина, замыслившая соблазнить владельцев дорогостоящей загородной недвижимости.
– Господа, – притворно нахмурив брови, воскликнула Сусанна глубоким грудным голосом, лишь слегка натянув платье на обнажённое тело, – что привело вас сюда в столь поздний час?
– Сударыня, мы забыли о Ветрувии, едва вы проццоколи мимо нашего балкона, – Даниэле почувствовал, как чёрт ткнул его под левое ребро.
– И разве могли мы остаться равнодушными к вашим чарующим прелестям? – улыбнулся Маркантонио, протягивая руку к соблазнительному плечу незнакомки.
– Гаааф-гааф-гаф! – Хрипло кашлянул старый пёс, добродушно мотнув хвостом и не сводя слезящихся глаз с симпатичной блудливой собачонки... ))
Специалисты датируют полотно Веронезе 1585-1588 годами. И здесь есть некая любопытная интрига. На картине изображены оба брата. Но в 1585 году Даниэле Барбаро уже не было в живых, он умер в 1570-ом. Значит событие никак не могло происходить ранее этой даты. В 1570 году Даниэле Барбаро было 57 лет, а его брату Маркантонио 52. Получается, что старший брат слева, а младший – справа, с цветочками. Поскольку благородные нобили выглядят значительно старше своего биологического возраста, можно сделать решительный вывод о том, что в конце XVI века экологическая ситуация в деревне Мазер была крайне неблагоприятна. В это трудно поверить, приехав в деревню сегодня. Ныне здесь просто пасторалька. И источник, у которого Сусанна обнажала свои прелести перед братьями Барбаро, по-прежнему на месте – прямо напротив парадного балкона виллы. Правда, почему Паоло Веронезе вероломно изобразил в столь трёхсмысленной ситуации тех, кто очень хорошо заплатил ему за роспись виллы десятью годами ранее, непонятно. Загадко, однако... ))
Чёрный Веспер в зеркале мерцает,
Всё проходит, истина темна.
Человек родится, жемчуг умирает,
И Сусанна старцев ждать должна.
Источник фото
.
.
/ продолжение следует...