/ продолжение...
.
.
Есть некий диссонанс между тем, чем вилла была в прежние времена, и тем, чем она является в наши дни. Сегодня, хотя после непродолжительного гуляния по чужим рукам вилла снова вернулась в фамильные руки, это просто музей, эдакое эстетическое развлечение для просвещённого ума. Она напоминает мне состарившуюся светскую львицу, которая флегматично вспоминает бурную молодость, славу и всеобщее восхищение. "Было-было-было, да прошло, ооо-ооо..." Сегодня всё в прошлом. Сегодня о былом остаётся лишь вспоминать, с каменной невозмутимостью аристократки вглядываясь в зеркало вечно сонной Бренты. Что видит старая кокотка в мутной зеленоватой амальгаме? Штукатурка осыпалась, кирпич крошится, фрески выцвели, зубы ступени стёрлись, трубы не дымят... Может поэтому вилла словно отгородилась от праздного взгляда длинными прядями ивовых ветвей, что полускрывают её с противоположного берега? Ходишь-ходишь взад-вперед, пытаясь поймать старушку в кадр всем, так сказать, парадным фасадом, ан нет! - нет такого ракурса, прячется, отворачивается...
Мне всегда любопытно заглянуть в паспорт. )) Пару-тройку сотен лет назад это было намного проще. Гёте - «их всё», в книжной лавке Виченцы видел оригинальное издание сочинений Палладио, с гравюрами на дереве. Пожмотничал и чуть позже достал неоригинальное – с гравюрами на меди. У меня нет ни первого, ни второго, зато есть современная е-копия, за которой не нужно ехать в Виченцу, достаточно поплавать в пиратских водах интернета. Откроем русский том на странице с Мальконтентой...
Некоторые искусствоведы сравнивают виллу Мальконтента, которую они иронично называют «сооружением», с раздутой пузатой Ranunculus, приготовившейся прыгнуть в тухлое болото Бренты. )) Лично мне вилла жабу совсем не напоминает. Другие искуствоведы впадают в сущий оргазмический экстаз от интригующего – как они полагают, поведения крайней волютки ионической капители на угловых колоннах портика. Всё это крайне любопытно, но лично мне интересен сам замысел Палладио, который – и этого почему-то никто не замечает (по крайней мере, мне не попадалось) несколько расходится с реально отсроенным оригиналом. Представляется, что чистоту замысла автора надо видеть по его трактату, в который архитектор сам включил набросок парадного фасада. У Палладио-писателя вилла не имеет дымоходов. Вообще! Хотя дымоходы, если смотреть на реальную виллу, играют не последнюю роль в её визуальном восприятии, являясь существенным доминантным элементом. Что это? Безусловно, это дань городской традиции. Достаточно вспомнить гигантские тубы палаццо Дарио, молчаливо ревущие в синь неба над Гранд Каналом. И хотя дымоходы Мальконтенты менее архаичны по своему рисунку, всё же они несколько чрезмерно навязчивы и, на мой вкус, приковывают к себе излишнее внимание, отвлекая. Почему-то я думаю, что эти дымоходы были воткнуты в крышу виллы уже после Палладио. Определённо утверждать это, конечно, невозможно. Если не считать изображения виллы в авторском трактате (1570), то следующее появилось лишь в 1711 году – на гравюре Виченцо Коронелли.
Виченцо Коронелли. Вид на фасад виллы Фоскари со стороны Бренты. 1711.
Гравюра Коронелли интересна и другими «улучшениями» Палладио. Помимо каминных дымоходов, у крутых лестниц, ведущих к лоджии, появились перила с балясинами (их снова срубят в начале XIX века). Зачем-то заложили пару окон на верхнем этаже. Низвергли скульптуру с портика – к чему излишества?!. Но главное – изменили форму и пропорции мезонина! Рискну предположить, что новые мезонины появились одновременно с трубами. Косметическим ремонтом крыши хозяева виллы не удовольствовались. Но ведь современный зритель, критик, архитектор, искусствовед судит по тому, что видит. Фасад Мальконтенты ругает всяк кому не лень. Главный упрёк – мелкий "скворечник" дробит портик, разрушает полагающуюся только ему доминанту! Дескать, Мальконтента – неудачный эксперимент Палладио. Но, может, бедный Палладио тут и не при чём? Может, если восстановить облик виллы в том чистом виде, в каком её задумывал сам Палладио, то и не будет никакого «скворечника»? На рисунке у Палладио никакого «скворечника» на крыше, всё достойно, благородно. Портик лоджии гармонично увязан с фигурным мезонином, хорошо видна задумка Паладио в единстве линии фронтона мезонина с линией крыши. Можно даже сказать, что мезонин какбе покровительственно обнимает портик лоджии. )) Прошло полтораста лет и на рисунках Скамоцци и Вицентини мы видим уже нечто совсем иное. Ужосс-ужосс, короче. ))
Фасад виллы Фоскари, слева направо: Палладио, Скамоцци, Вицентини
Но это если начать очень сильно придираться, отыскивая супербрёвна в паладиановском глазу. А вот Павел Муратов, к примеру, был очарован Мальконтентой, а её ионический портик по-его мнению «принадлежит к чистейшим и счастливейшим созданиям» архитектора. «Вилла Фоскари, – отмечал Муратов, – вся светится суровой улыбкой старого республиканского Рима». Муратов даже вполне благосклонно оценивает южный фасад Мальконтенты – тот, что обращён в сад. По-Муратову, это смело, ново, своеобразно.
В отличие от многих других вилл Венето, сад Мальконтенты особого интереса не представляет. Хотя он довольно-таки обширен, однако в нём нет шарма. Огромный стриженый газон, по бокам которого две прямые и длинные аллеи со старыми деревьями, лужайка перед портиком да небольшой самшитовый садик с поццо сбоку от особняка – вот, пожалуй, и всё. Ни скульптур, ни интересных вазонов, ни очаровательных уголков.
Мой совет: отложите прогулку по саду, чтобы пофотографировать виллу со стороны, на потом. Это всегда успеется. Сначала поспешите внутрь. Потому что примерно через 30-40 минут после открытия из Венеции приплывёт Burchinello и выгрузит толпу эскурсантов. Да, Гёте писал: «Поездка по Бренте на пассажирском корабле в благовоспитанном обществе (итальянцы очень следят за собой друг перед другом) удобна и приятна», но нынешние итальянцы числом более трёх – вопреки Гёте, отнюдь не так благовоспитаны, как в прошлом. А главное, вилла не настолько большая, чтобы выдержать десант пары-тройки десятков внезапных визитёров – они ходят толпой за экскурсоводом и в комнатах сразу же станет тесно. По счастью, к тому моменту, как Burchinello причалил перед виллой в тени старой ивы, я уже стоял на крыльце под тенью высокого портика, успев побродить по немногочисленным залам практически в одиночестве. «Практически», потому что почти постоянно в комнаты заглядывала смотрительница – та, что приехала на велосипеде, бдившая за нами на предмет фотографирования интерьеров. Нельзя! И всё-таки девушка была вынуждена разрываться и стоило ей отлучиться в соседнюю, как я немедленно отщёлкивал торопливый кадр )) Много не наснимаешь, но кое-что удавалось...
Зато пока burchinello'вцы бродили по вилле, я успел отснять никем не замутнённый парадный кадр. Вот Мальконтента во всей своей красе. Мне всё нравится в её парадном облике. И даже «скворечник» на крыше не так уж и страшен. Муратов прав, есть в ней отчётливый отзвук старого доброго республиканского Рима. В ней нет нарядности виллы Барбаро и размаха виллы Эмо, но это сдержанное благородство восхищает.
Стены виллы помнят многих знаменитых гостей. Здесь были Уинстон Черчилль и Баланчин, Лифарь и Дягилев, Пегги Гугенхайм и Кокто, Стравинский и Корбюзье, Уорхолл и Бродский. Утверждают даже, что когда Пётр I собирался в Венецию, то ему распоряжением Сената якобы приготовили для проживания именно виллу Фоскари. Неправда полная. Пётр должен был жить в палаццо Ка'Фоскари на Гранд Канале - вот там действительно реально жили его квартирмейстеры, посланные из Вены перед готовившимся визитом, который, как известно, из-за стрелецкого бунта сорвался. Впрочем, отсутствие Петра Великого среди гостей виллы её паблисити ничуть не умаляет. Здесь и без него побывала целая куча коронованных особ. И самым именитым был Генрих III Валуа. На южном фасаде виллы сохранилась надпись, говорящая, что в августе 1574 года братья Фоскари торжественно принимали у себя Генриха III Валуа, покинувшего польский трон ради французского. В Венеции Генрих III жил на Гранд Канале в палаццо Фоскари, но однажды наведался и на виллу. «Я нахожу, – заметил 23-летний царственный юноша, – что это здание — единственное, которое способно соперничать с тем». Под «тем» Генрих III имел в виду Ка'Фоскари в Венеции. В благодарность за радушный приём монарх подарил Луиджи Фоскари золотую цепь стоимостью 500 экю. Впрочем, дожу, который устроил ему в Республике грандиознейший приём – приём, которого никогда раньше и никогда прежде не удостаивался больше никто, Генрих подарил огромный бриллиант. Любопытно, насколько большой? Может, он вполне соперничал с грушевидной жемчужиной в королевском ухе? ))
Jean Decourt. Henry III of Valois. Versailles, Musée du Chateau.
Кстате, мне одному кажется, что Генрих как 2 капли Аноним? ))) ну без серьги конечно и ежели шапочку снять
Якопо Пальма Младший. Прибытие Генриха III в палаццо Фоскари. Холст, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Разглядывая картину Пальмы, я думаю – ладно, вся эта бесчисленная свита запросто может поместиться в огромном венецианском палаццо Фоскари, но как дело было в Мальконтенте? Когда Генрих перед торжественным въездом в Венецию остановился на Мурано, то ночью, переодевшись в простое платье, он тайком съездил в город, настолько сильно было его нетерпение увидеть Венецию. Но на Бренту он же ездил не тайком. Можно лишь представить себе длиннющую кавалькаду золочённых гондол, причаливающих к каменным ступеням площади перед виллой...
Да, во времена Генриха перед виллой вовсе не было нынешней зеленой лужайки, а у берега Бренты вовсе не росли кудрявые ивы. Фоскари строили виллу не для деревенского затворничества, где можно предаваться простым сельским радостям. Cохранились чудесные гравюры cередины XVIII века, по которым можно представить себе, как тогда выглядела вилла. Сейчас ничего этого около виллы уже нет, но, наверное, за полтораста лет до Генриха III всё выглядело именно так. Речушка, нонче заросшая сорняком, была закована в камень. Хозяйственные постройки, больше похожие на гостевые дома, украшенные статуями и вазонами. И лишь по другому, неухоженному берегу медленно бредут лошади, тянущие за собой лодки... Ляпота!
Джанфранческо Коста. Вид виллы Мальконтента. 1750.
Джанфранческо Коста. Вид виллы Мальконтента. 1750.
.
.
/ БОНУС: Джанфранческо Коста. Наслаждения реки Брента. Венеция. 1750
Мне очень нравятся гравюры Джанфранческо Коста с ведутами вилл Бренты.
И я сделал маленький альбомчик – для себя. В нём 49 гравюр. К сожалению, качество гравюр Косты
в интернете неважное, но какие уж есть. Если кому будет интересно,
то альбомчик можно скачать по ссылке (12,5 Мб).
/ продолжение следует...