"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Вилла Фоскари, прозванная Мальконтента


Вилла Фоскари, прозванная Мальконтента

Сообщений 1 страница 30 из 56

1

Эпиграф...

http://photos.streamphoto.ru/f/c/d/3b4d42ef40e7125e7fe4906642af2dcf.jpg

Григорий Сорока. Вид на усадьбу "Островки" с Большого острова. 1846.
Холст, масло. 72,4 х 97,5. Тверская областная картинная галерея.

.

/ продолжение следует...

---------------------------------------

ЗЫ/  названия опуса пока нет (вернее, есть, но пока не скажу )), поскольку любопытно, какие ассоциации вызывает у вас полотно Сороки в качестве эпиграфа.  :hobo:

Отредактировано Ариал (2015-01-23 21:03:31)

0

2

Ариал написал(а):

какие ассоциации вызывает у вас полотно Сороки в качестве эпиграфа

Домик на берегу напоминает о виллах Палладио... ну, и в композиции у Сороки есть что-то схожее с "Охотой на уток" Лонги. Больше пока мне сказать нечего  :dontknow:
Разве ещё то, что Сорока был венециан(ов)цем :)

Отредактировано Leggy (2015-01-22 00:16:40)

0

3

Ну, можно, конечно, спеть "Из-за острова на стрежень". Представим себя пацанчиком с богатым воображением :idea:
Для эпиграфа, так сказать :)

0

4

Leggy написал(а):

напоминает о виллах Палладио...

Мне тоже эта картина венециан(oв)ца Cороки напомнила о тех виллах Палладио, где гуляла девушка из Азоло. )) И где она не гуляла. Зато гулял я. Влияние Палладио на мир в целом, и на Россию в частности, огромно. Раздраженная отмашка, что любой Дом культуры в любом захудалом российском селе вышел из архмастерской Palladio Inc., стало расхожим местом. При упоминании самого имени Палладио настоящим эстетам обычно положено иронично кривить губы. Впрочем, сами эти эстеты не способны родить идеи, которые прожили бы столько же, сколько живут идеи Палладио. Так что, признаюсь, я - не настоящий эстет, мне нравятся виллы Палладио и его последователей, включая русских.

Вообще в качестве эпиграфа к своему опусу поначалу я хотел поставить другую картину. Она недавно вернулась в Третьяковку из Венеции. В музее Коррер минувшей осенью была выставка "Русская Палладиана. Палладио и Россия от барокко до модернизма". Она такая замечательно настроенческая. Это "Бабушкин сад" Поленова.

http://photos.streamphoto.ru/c/9/9/8e8f064817595d164e249cfe0d6b199c.jpg
Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Холст, масло. 54,7 × 65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

И хотя поленовское полотно было "гвоздем" венецианской мостры, у моего Сороки есть перед Поленовым одно неоспоримое преимущество - само место, изображенное Сорокой, поразительным образом напоминает мне другое - на Бренте. Я полулежал в тени деревьев в ожидании автобуса на Падую, за моей спиной была каменная кладка ограды виллы Видманн-Фоскари, а перед глазами - на другом берегу канала, поверх кустов выглядывала другая вилла, один-в-один как у Сороки. Ну, почти один-в-один...

А петь, Миктрик, мы тоже будем. Правда, иную песню. Она очень хорошо ложится в начало повествования. "Тихо Брента протекала..."  :whistle:

/ продолжение следует...

Отредактировано Ариал (2015-01-22 02:45:04)

0

5

Ариал написал(а):

Она такая замечательно настроенческая. Это "Бабушкин сад" Поленова.

Поленов из дворян, наверное, его бабушка вполне могла жить в таком домике. ) Но вообще мне кажется, что мощный портик с колонами придаёт деревянному домику какую-то нереальность или вид каприччио. Без портика домик бы выглядел более уютно. Или пространства перед ним не хватает, как на виллах вокруг Венеции?

Ариал написал(а):

И хотя поленовское полотно было "гвоздем" венецианской мостры, у моего Сороки есть перед Поленовым одно неоспоримое преимущество - само место, изображенное Сорокой, поразительным образом напоминает мне другое - на Бренте. Я полулежал в тени деревьев в ожидании автобуса на Падую, за моей спиной была каменная кладка ограды виллы Видманн-Фоскари, а перед глазами - на другом берегу канала, поверх кустов выглядывала другая вилла, один-в-один как у Сороки. Ну, почти один-в-один...

Так вот, кто этот ассоциативный мальчик на переднем плане! Ну, Миктрик почти угадал ) Только с песенкой промахнулся )
И какое название у твоего рассказа? Раскроешь тайну или нам ещё что-то предстоит угадать?  :question:

0

6

Leggy написал(а):

мощный портик с колонами придаёт деревянному домику какую-то нереальность

В таких нереальных домиках в 19 веке жило чуть ли не большинство реальных российских рядовых дворян. У Поленова мне нравится сочетание размаха и уюта, это более человечный вариант торжественной палладиановской архитектуры. Знать, конечно, каменными палатами заткнула и самого Палладио.

http://photos.streamphoto.ru/c/b/9/3148d16cd6c055ca2ca6f8b8441409bc.jpg
Николай Подключников. Останкино. Общий вид усадьбы Щереметьевых. 1836 г. Холст, масло.

Leggy написал(а):

И какое название у твоего рассказа? Раскроешь тайну или нам ещё что-то предстоит угадать?

Конечно, по законам маркетинга требуется нечто затейливо-интригующее. Но по законам интернета - чтобы опус хорошо индексировался и вылезал в первых строчках Яндекса или Гугля, нужно что-то простое, брутальное и конкретное. Я пока не знаю, чем прельститься )) Пусть пока остается без названия.

Отредактировано Ариал (2015-01-22 13:58:52)

0

7

Ариал написал(а):

Названия опуса пока нет (вернее, есть, но пока не скажу )), поскольку любопытно, какие ассоциации вызывает у вас полотно Сороки в качестве эпиграфа.

Приятный летний пейзаж, рассказывает о тихой, размеренной жизни в русском поместье.
На берегу мальчонка ловит рыбу. Водная гладь спокойная, небо ясное, ни одно деревце не колышится – тишина.  Только приказчик куда-то плывет на лодке.Деревья явно русские – проглядывают березки, поэтому никаких ассоциаций с итальянским пейзажем у меня не возникает. Об Италии напоминает только виднеющаяся вдали усадьба в палладианском стиле.  У меня эпиграф -  “Cельская идиллия”

Micktrik написал(а):

Ну, можно, конечно, спеть "Из-за острова на стрежень". Представим себя пацанчиком с богатым воображением 
Для эпиграфа, так сказать

Ха-ха.  Миктрик, ты сильно погрузился в Сурикова и никак из него не вынырнешь.

Arial написал(а):

само место, изображенное Сорокой, поразительным образом напоминает мне другое - на Бренте. Я полулежал в тени деревьев в ожидании автобуса на Падую, за моей спиной была каменная кладка ограды виллы Видманн-Фоскари, а перед глазами - на другом берегу канала, поверх кустов выглядывала другая вилла, один-в-один как у Сороки. Ну, почти один-в-один...

На Бренте не была, судить не могу. Но мне кажется, что ассоциации с итальянскими видами связаны с ностальгией по Италии....

Arial написал(а):

В музее Коррер минувшей осенью была выставка "Русская Палладиана. Палладио и Россия от барокко до модернизма". Она такая замечательно настроенческая. Это "Бабушкин сад" Поленова.

Картина замечательная, мне в ней нравиться все: и старый домик с обвалившимся украшением на фронтоне, и обрушившиеся ступеньки, и заросший сад. Усадьба такая же старая как и бабушка

Leggy написал(а):

Но вообще мне кажется, что мощный портик с колонами придаёт деревянному домику какую-то нереальность или вид каприччио. Без портика домик бы выглядел более уютно. Или пространства перед ним не хватает, как на виллах вокруг Венеции?

Если бы у дома не было портика, то он не был бы палладианским. Мне кажется, что портик является украшением дома. Убери его – и что останется от дома ? Иначе картина бы не попала на выстаку в Венецию.

Arial написал(а):

В таких нереальных домиках в 19 веке жило чуть ли не большинство реальных российских рядовых дворян.

Почему домик нереальный?  Можно спорить о полотных Сороки и Поленова, но усадьба Останкино – реально существующий объект.

Николай Подключников. Останкино. Общий вид усадьбы Щереметьевых

На этом полотне церквушка настоятельно говорит о русском пейзаже. Я бы дала ей эпиграф “Вечерний променад”.

0

8

Ариал написал(а):

В таких нереальных домиках в 19 веке жило чуть ли не большинство реальных российских рядовых дворян.

Lucrezia написал(а):

Почему домик нереальный?

Я не сомневаюсь в том, что поленовский домик существовал реально. Я только имела в виду, что помпезный портик с колоннами смотрится несколько сюрреалистично рядом  с сельским деревянным домом. А если говорить по-русски, ИМХО, портик подходит дому, как корове седло.  :tomato:

Википедия пишет, что этот дом засветился ещё на одной картине Поленова.

Поленов, Московский дворик. 1878 г.

http://se.uploads.ru/Z7WFJ.jpg

Сарай с проломленной крышей, лошадь, телега, куры, босоногие деревенские дети, невзрачный забор, заросший сад,... а в саду портик с колоннами!

Ариал написал(а):

У Поленова мне нравится сочетание размаха и уюта, это более человечный вариант торжественной палладиановской архитектуры.

Палладио удачно вписывал свои загородные строения в сельский ландшафт. Лень искать цитаты, но в одной из его 4-х книг об этом много написано. А где ландшафт в «Бабушкином саду»?

Ариал написал(а):

Николай Подключников. Останкино. Общий вид усадьбы Щереметьевых. 1836 г. Холст, масло.

По крайней мере здесь настоящая палладиевская архитектура, а не имитация ради представительности, как у бабушки, чтоб всё выглядело богато.

Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E1 … _%F1%E0%E4

О, поняла, с чем (кем) у меня ассоциируется этот домик! С милой деревенской бабушкой, которая надела парик аля «маркиза Помпадур».  :tomato:

Отредактировано Leggy (2015-01-22 23:45:57)

0

9

Лукреция написал(а):

Сельская идилия

По сути в точку. ))

Лукреция написал(а):

ностальгией по Италии

Есть такое. ))

Лукреция написал(а):

Убери его - и что останется от дома?

Изба! )) Но Leggy, кажется, предпочитает их.  Седло, понимаешь ли, она коровье нашла у Поленова :insane: Она и еще этот Муратов...

Тип деревенского дома с двумя крыльями и боковыми павильонами распространился весьма широко в те годы, когда так называемый "неоклассицизм" воскресил интерес к искусству великого зодчего. Мы встречаем его зачастую в русских усадьбах конца XVIII и начала XIX столетия. Но ясно, что мы имеем здесь дело лишь с модой, заимствовавшей внешность палладианской виллы, но не понявшей ее важнейшей сущности. Русское усадебное строительство не могло искренно и серьезно стать на точку зрения Палладио, объединявшего в одном здании весь комплекс помещений, сочетавшего под одной крышей все надобности и проявления венецианской летней жизни. Ни условия нашего климата, ни характер нашего громоздкого старинного усадебного быта не допускали этого. Портики, связывающие крылья с центральной частью, и внешние лестницы, соединяющие различные уровни, были нелепостью в русской обстановке. Архитекторы, украсившие сто - полтораста лет тому назад столько русских губерний палладианскими фасадами, оказались верными своему веку в том, что и в этих фасадах искали лишь декоративного и театрального впечатления.

Если бы у бабушки пенсия была побольше, она, может, тоже отгрохала бы а-ля Останкино. И деревья лично повырубала бы, чтоб добавить представительности и вписаться в ландшафт. А так, после черного понедельника, бабуле хотя бы до разбитого корыта своего добрести ))

Отредактировано Ариал (2015-01-23 11:30:12)

0

10

Ариал написал(а):

Лукреция написал(а):

    Убери его - и что останется от дома?

Изба! )) Но Leggy, кажется, предпочитает их.

Избу тоже можно украсить, не делая из неё дворец. Деревянное крыльцо, веранда, резные наличники, перила...
Палладианским портиком тоже можно, конечно. Но мне видится, что ему следует быть более лёгким, на тонких деревянных столбах, с изящными перилами и с резным фронтоном.

Ариал написал(а):

Седло, понимаешь ли, она коровье нашла у Поленова :insane:

Против Поленова я, кстати, ничего не имею (если, конечно, он не утрировал размеры колонн и всего портика).
Благодаря Поленову, мне кажется, ты и отметил уют и человечность «Бабушкиного сада». Архитектура говорит об обратном. Помпезный портик скорее  повествует об аристократическом апломбе хозяйки (или хозяина) дома, что не очень-то вяжется с уютом и задушевностью. Поленов слегка замаскировал колонны, оттенив их зелёным цветом листвы. Холодную каменную лестницу (о ней ниже) продолжил дорожкой необычайно тёплого солнечного цвета. Старой барыне (которую мне как-то не хочется называть уютным словом «бабушка») дал в спутницы прелестную девушку в платье того же цвета, что и розы, растущие у дома.

Ариал написал(а):

Она и еще этот Муратов...

Тот самый Муратов! Не самая плохая компания.  :playful:

Ариал написал(а):

Если бы у бабушки пенсия была побольше, она, может, тоже отгрохала бы а-ля Останкино. И деревья лично повырубала бы, чтоб добавить представительности и вписаться в ландшафт. А так, после черного понедельника, бабуле хотя бы до разбитого корыта своего добрести ))

Ой-ой, какая жалостливая история про бедную бабушку, построившую виллу а-ля Палладио на гроши, оставшиеся от пенсии.  :'( Но не катит. :nope:
Лукреция верно отметила, что "усадьба такая же старая как и бабушка". Значит строилась она в то время, когда бабушка была молодой и амбициозной. Она (или её муж) хотели иметь избу по последней итальянской моде с крыльцом с колоннами. :yep: А про ландшафты оне у Палладио не читали, им только книжка про портики досталась. :)

И по поводу лестницы. Вы заметили, какая она крутая и без перил? Представляете, как эта бедная старуха с неё сходила!  o.O А ведь ещё и назад забираться придётся! Бабуля наверняка сто раз пожалела об юношеских архитектурных амбициях.
Как-то так:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

"Ветошь маскарада", как мне кажется, неплохое название для картины "Бабушкин сад".  :idea:

Отредактировано Leggy (2015-01-23 22:27:19)

0

11

Хорошо написала! :D И Онегин лег прямо в кассу! ))

/ продолжение...

Летом 1825 года Пушкин писал в Михайловском «Бориса Годунова». Летом 2014 года я делал «Бориса Годунова» с замечательными иллюстрациями Бориса Зворыкина, которые наравне с васнецовскими являются шедеврами русской книжной иллюстрации и орнаменталистики. В июле 1825 года Пушкин мечтал о Бренте. В июле прошлого года, отправив «Бориса Годунова" в типографию на брега Влтавы, я улетел на брега Бренты... ))

http://se.uploads.ru/t/MuSIz.jpg

В июле 1825 года Пушкин жил в Михайловском, в родовом доме матери. Почти каждый день он седлал гиппокампуса лошадь и берегом Сороти отправлялся в Тригорское, в имение Осиповых-Вульф, у которых в то время гостила «гений чистой красоты» Анна Керн – тогдашнее мимолетное увлечение поэта. Господский дом в Тригорском стоял на пригорке над речушкой Сороть, перед домом был пруд, заросший камышом, кувшинками и ряской. Это былo длинное простое деревянное строение с бесконечным рядом окон, торцы которого украшали белоснежные "палладиановские" колонны – если бы не они, так барак бараком. ))

http://se.uploads.ru/t/U1Ylj.jpg

http://se.uploads.ru/t/gU7jK.jpg

Лето, жара, окна, нараспашку, веселая компания. Ели, пили, гуляли, болтали обо всем и ни о чем. Как-то разговор зашел о Венеции. Никто там не был, но все читали Байрона и про «шум Бренты» слышали. Пушкин к слову продекламировал сам себя:

Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!

Все захлопали и замолчали. В наступившей тишине зычно звенели мухи. Где-то рядом текла Сороть, но даже если выйти на ее зеленый берег и закрыть глаза, никакие волны – даже легкого плеска, не услышатся. Разве что тихо всплеснет щука под кустом. Тоска!

– А хотите я вам спою! – нарушила затянувшееся молчание Керн.
– Просим, просим! – все разом оживились и дружно зааплодировали.

http://photos.streamphoto.ru/9/0/a/d7f5310155e15ab762e6d4cdeb046a09.jpg
Б.Г. Биргер. Пушкин в Тригорском.

Керн села за рояль, полистала ноты, нашла баркаролу и волшебным голосом проникновенно запела:

Ночь весенняя дышала
Светлоюжною красой.
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной...

– Прекрасно! Кто это? – воскликнул зачарованный Пушкин, когда песня закончилась.
– Козлов, – зарделась польщенная Керн.

Да, то была баркарола, но не та, которую мы все знаем по Глинке. Свой знаменитый романс Глинка напишет в Милане в 1832 году. В гостиной Тригорского Анна Керн, как она сообщит в своих воспоминаниях, пела на мотив венецианской баркаролы Benedetta sia la madre. Пушкину песня понравилась и поздним вечером, вернувшись в Михайловское, он отписал приятелю Плетневу: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его Венецианскую ночь на голос гондольерского речитатива – я обещал известить о том милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность – по крайней мере, дай бог ему её слышать!»

http://photos.streamphoto.ru/6/8/b/4d9ed42c1408985dbe49166b36c79b86.jpg

Запечатав конверт, Пушкин вышел на крыльцо дома, поставил свечу на перила, сел на ступеньки, прислонившись спиной к палладиановской колонне. Внизу все так же беззвучно текла все та же окончательно заснувшая, серебримая луной Сороть.

– О Брента! – Вздохнул Пушкин. – Увижу ль я тебя?

Не увидит. Нигде, дальше Бессарабии, Пушкину побывать не доведется. Наверное, он так и умер в иллюзиях о шумной и полноводной Бренте. Но на самом деле Брента вовсе не шумная и уж тем более не полноводная. Она берет свое начало где-то севернее Тренто, в Доломитах, и, возможно, там – в своих истоках, она и своенравна, но уже в Бассано дель Граппа течет под палладиановским мостом вполне себе мирно и благостно, ну а когда после Падуи приходит на равнину, то и вовсе превращается в тихий, флегматичный канал. Венецианцам вовсе не нужна была река, впадающая в лагуну. Это ведь лишняя вода! Зависеть от весенних паводков в лагуне, где и без Доломитов своих наводнений хватает, прагматичные до мозга костей венецианцы вовсе не жаждали. Поэтому запихнули бедную Бренту в новое русло, которое отвели от лагуны в сторону моря, к Фузине...

Через сто лет после пушкинско-онегинских грез по Бренте, о ней вспомнит другой большой русский поэт - Ходасевич. В русской венециане это единственное стихотворение, целиком посвященное Бренте.

Брента, рыжая речонка!

        Адриатические волны!
        О, Брента!..
                Евгений Онегин

Брента, рыжая речонка!
Сколько раз тебя воспели,
Сколько раз к тебе летели
Вдохновенные мечты -
Лишь за то, что имя звонко,
Брента, рыжая речонка,
Лживый образ красоты!

Я и сам спешил когда-то
Заглянуть в твои отливы,
Окрыленный и счастливый
Вдохновением любви.
Но горька была расплата.
Брента, я взглянул когда-то
В струи мутные твои.

С той поры люблю я, Брента,
Одинокие скитанья,
Частого дождя кропанье
Да на согнутых плечах
Плащ из мокрого брезента.
С той поры люблю я, Брента.
Прозу в жизни и в стихах.

В отличие от Пушкина, Ходасевич был выездным и в Италии бывал. В 1911 году, заработав небольшие деньги, он отправился в Венецию, где в это время была его подруга и муза - Евгения Муратова. Да-да, жена того самого Муратова. Встреча с Муратовой была безрадостна, в этом, как считается, самом романтичном городе мира, они расстались. Муратова вернулась в Россию, а Ходасевич, которому удалось найти работу экскурсоводом, остался. И ударился в отчаянный загул.

«Ухаживаем за экскурсантками напропалую. Установили правило: иначе как вдвоем на гондолах не ездить. Экскурсантки – рожи несосветимые, все какие-то пузатые, без каблуков и в плохих платьях. Степень их цивилизации невелика: с употреблением мыла немного знакомы, но ногтей не чистят, а о пудре никогда не слыхали. За все это время было штуки четыре пригодных, так мы их чуть не съели. Впрочем, не брезгуем даже самыми завалящими. А они к нам так и лезут: уж очень им хочется, а экскурсанты все медведи какие-то. Мы же с Борей ужасные европейцы.». / Из письма В.Ф. Ходасевича А.И. Чулковой (жене В.Брюсова). 1911 г., Венеция.

Вот так вот. Степень цивилизованности тогдашних экскурсанток была невелика, да и Брента по Ходасевичу не лучше. Так что не расстраивайся, брат Пушкин! Лживый образ красоты! Однако, может, Брента и рыжая речонка, но, наверное, отнюдь не ее мутные воды влекут к себе пилигримов вот уже минимум как четыре столетия. Многочисленные ренессансные виллы, толпящиеся на ее, таких же сонных, как и у Сороти в Михайловском, берегах - вот что притягивает магнитом. Среди них - знаменитая Мальконтента. Вот туда мы и отправимся погожим летним днем...

http://photos.streamphoto.ru/d/d/2/fbb422865c2dafeb3e6c8ab28f4952dd.jpg
Фредерик вон Мартенс. Палаццо Фоскари в Мальконтенте. 1820.

/ продолжение следует...

PS / вот теперь название опуса можно как-то и обозначить. пусть пока побудет просто Мальконтентой ))

UPD / ой, оказывается название сменить невозможно. Миктрик, как у тебя тут все сложно, а вот на дружественном форуме автор может сменить название в любой момент ))

Отредактировано Ариал (2015-01-23 21:51:08)

0

12

Leggy написал(а):

Я не сомневаюсь в том, что поленовский домик существовал реально. Я только имела в виду, что помпезный портик с колоннами смотрится несколько сюрреалистично рядом  с сельским деревянным домом. А если говорить по-русски, ИМХО, портик подходит дому, как корове седло.

А мне портик не показался таким уж помпезным. Возможно, он и был таковым пятьдесят лет назад, а теперь вполне органично сочетается и с запущенным садом, и с деревянным особняком. Античные элементы архитектуры придают картине романтический и ностальгический ореол.

Leggy написал(а):

Николай Подключников. Останкино. Общий вид усадьбы Щереметьевых. 1836 г. Холст, масло.

По крайней мере здесь настоящая палладиевская архитектура, а не имитация ради представительности, как у бабушки, чтоб всё выглядело богато.

Да, здесь мы видим настоящую имитацию архитектуры Палладио. Правда, православный собор ее забивает. Композиция построена таким образом, что взгляд вынужден совершать променад, пытаясь найти главное. Нет, бабушкин сад лучше.

Leggy написал(а):

Палладио удачно вписывал свои загородные строения в сельский ландшафт. Лень искать цитаты, но в одной из его 4-х книг об этом много написано. А где ландшафт в «Бабушкином саду»?

Для малых форм подойдет и сад, и дорожка. А как приятно в теплую летнюю погоду сидеть под портиком, любоваться на природу и вспоминать молодость!

Ариал написал(а):

Тип деревенского дома с двумя крыльями и боковыми павильонами распространился весьма широко в те годы, когда так называемый "неоклассицизм" воскресил интерес к искусству великого зодчего. Мы встречаем его зачастую в русских усадьбах конца XVIII и начала XIX столетия. Но ясно, что мы имеем здесь дело лишь с модой, заимствовавшей внешность палладианской виллы, но не понявшей ее важнейшей сущности. Русское усадебное строительство не могло искренно и серьезно стать на точку зрения Палладио, объединявшего в одном здании весь комплекс помещений, сочетавшего под одной крышей все надобности и проявления венецианской летней жизни. Ни условия нашего климата, ни характер нашего громоздкого старинного усадебного быта не допускали этого. Портики, связывающие крылья с центральной частью, и внешние лестницы, соединяющие различные уровни, были нелепостью в русской обстановке. Архитекторы, украсившие сто - полтораста лет тому назад столько русских губерний палладианскими фасадами, оказались верными своему веку в том, что и в этих фасадах искали лишь декоративного и театрального впечатления.

Конечно, то была мода, которую породила любовь к Италии (в том числе). Надо заметить, что архитектура северных стран от нее очень сильно выиграла. Как нам показал Поленов, не только принцы и вельможи могли к ней приобщиться.

Leggy написал(а):

Избу тоже можно украсить, не делая из неё дворец. Деревянное крыльцо, веранда, резные наличники, перила...
Палладианским портиком тоже можно, конечно. Но мне видится, что ему следует быть более лёгким, на тонких деревянных столбах, с изящными перилами и с резным фронтоном.

Надо посмотреть на конкретную реализацию, а тогда уже оценить красоту и уместность веранды, резных наличников и перил.

У Поленова получилось хорошо. Античный мотив подходит и для дворца, и для развлин, если его вписать со вкусом.

Leggy написал(а):

Против Поленова я, кстати, ничего не имею (если, конечно, он не утрировал размеры колонн и всего портика).
Благодаря Поленову, мне кажется, ты и отметил уют и человечность «Бабушкиного сада». Архитектура говорит об обратном. Помпезный портик скорее  повествует об аристократическом апломбе хозяйки (или хозяина) дома, что не очень-то вяжется с уютом и задушевностью. Поленов слегка замаскировал колонны, оттенив их зелёным цветом листвы. Холодную каменную лестницу (о ней ниже) продолжил дорожкой необычайно тёплого солнечного цвета. Старой барыне (которую мне как-то не хочется называть уютным словом «бабушка») дал в спутницы прелестную девушку в платье того же цвета, что и розы, растущие у дома.

Картина действительно очень уютная, и нет сомнения, что таков же дом и сад. Мне кажется, что апломб – дело давнее (опять же его можно заменить словосочетанием “следование моде”).  Несмотря на легкую грусть, которую испытываешь, глядя на картину, чувства безысходности не возникает: жизнь продолжается! Есть, конечно, повод задуматься о преходящей молодости. Рядом с молодой спутницей (наверное, родственницей) старая барыня становится именно бабушкой. Так я воспринимаю главных персонажей.

Leggy написал(а):

Ой-ой, какая жалостливая история про бедную бабушку, построившую виллу а-ля Палладио на гроши, оставшиеся от пенсии.  :'( Но не катит. :nope:
Лукреция верно отметила, что "усадьба такая же старая как и бабушка". Значит строилась она в то время, когда бабушка была молодой и амбициозной. Она (или её муж) хотели иметь избу по последней итальянской моде с крыльцом с колоннами. :yep: А про ландшафты оне у Палладио не читали, им только книжка про портики досталась. :)

Следование итальянской моде не самый большой грех, а домик-то радует глаз!

Leggy написал(а):

"Ветошь маскарада", как мне кажется, неплохое название для картины "Бабушкин сад".

Нет, “Бабушкин сад” – без вариантов!

Leggy, я так и не поняла, тебе нравится картина “Бабушкин сад”  или нет, и почему?

0

13

Leggy написал(а):

Я не сомневаюсь в том, что поленовский домик существовал реально. Я только имела в виду, что помпезный портик с колоннами смотрится несколько сюрреалистично рядом  с сельским деревянным домом.

А мне тоже нравится этот античный храмик, который выглядывает из-за деревьев. :whistle:

Leggy написал(а):

Сарай с проломленной крышей, лошадь, телега, куры, босоногие деревенские дети, невзрачный забор, заросший сад,... а в саду портик с колоннами!

Московский дворик по современным понятиям сельский :)

Ариал написал(а):

Если бы у бабушки пенсия была побольше, она, может, тоже отгрохала бы а-ля Останкино. И деревья лично повырубала бы, чтоб добавить представительности и вписаться в ландшафт.

Тогда бы мы не увидели очаровательной картины Поленова. Ой, не надо портить естественные узоры природы! o.O
Ариал, античность и английский сад всегда в моде! :idea:

Lucrezia написал(а):

Следование итальянской моде не самый большой грех, а домик-то радует глаз!

Совсем не грех! :nope: А от моды недалеко и до европейской культуры, к которой мы все и сейчас тянемся, несмотря на критику политической и экономической системы (нашими коллегами :flag: ).

Leggy написал(а):

"Ветошь маскарада", как мне кажется, неплохое название для картины "Бабушкин сад".

Lucrezia написал(а):

Нет, “Бабушкин сад” – без вариантов!

Можно назвать "Дворянское гнездо" или "Античность и Возрождение", но лучше оставить простой и милый вариант Поленова.

Ариал написал(а):

Брента, рыжая речонка!
Сколько раз тебя воспели,
Сколько раз к тебе летели
Вдохновенные мечты -

Ариал написал(а):

«Ухаживаем за экскурсантками напропалую.

Мне кажется, что Ходасевич в стихах описался. Надо было так: "Брента, рыжая девчонка!" :idea:
Ведь он был специалист по девочкам! :D Пушкин, кстати, это и имел в виду в своем  "О Брента! – Увижу ль я тебя?"! :rofl:

Странно, что Бродский их не подправил:
"Брента, рыжая девчонка,
Протяни ко мне ручонки!"

Ариал, дарю тебе этот эпиграф :crazy: Тут тебе и культурные связи, и поэты с их мечтами :D

Ариал написал(а):

PS / вот теперь название опуса можно как-то и обозначить. пусть пока побудет просто Мальконтентой ))

Наверное, система отвергает твое название? :crazy:
Давай еще варианты! ;)

0

14

Ариал написал(а):

В июле прошлого года, отправив «Бориса Годунова" в типографию на брега Влтавы, я улетел на брега Бренты... ))

Опять Пушкин с Брентой пролетел! Ну, хотя бы Влтаву увидал ))

Ариал написал(а):

Это былo длинное простое деревянное строение с бесконечным рядом окон, торцы которого украшали белоснежные "палладиановские" колонны – если бы не они, так барак бараком. ))

Был просто барак, стал барак с колоннами.  :idea:  Тоже скажете «античный храмик»?  :question:
А картинка с домиком на берегу речки мне нравится. Это что за домик? Ты его не прокомментировал и не подписал.

Ариал написал(а):

– О Брента! – Вздохнул Пушкин. – Увижу ль я тебя?

С каких это пор Пушкин с Брентой на "ты"? :) Они даже и не знакомы... )

Ариал написал(а):

Через сто лет после пушкинско-онегинских грез по Бренте

Добавлю онегинских грёз. У тебя пока эти строчки не звучали.

Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один,
И перед ним пылал камин,
И он мурлыкал: Benedetta
Иль Idol mio и ронял
В огонь то туфлю, то журнал.

Так выглядел Онегин перед запоздалым признанием Татьяне ) Benedetta - та самая баркарола, о которой ты написал. А о чём Idol mio? )

Ариал написал(а):

а вот на дружественном форуме автор может сменить название в любой момент ))

Если так, то это не так давно. Раньше, если вдруг в название закралась ошибка, нужно было просить модераторов исправить. Рядовым пользователям подобные свободы недоступны  :dontknow: На эту тему много просьб было в соответствующих разделах.

Отредактировано Leggy (2015-01-26 20:10:57)

0

15

Lucrezia написал(а):

У Поленова получилось хорошо. Античный мотив подходит и для дворца, и для развлин, если его вписать со вкусом.

Согласна, что Поленов хорошо вписал палладиевский портик в картину. Как раз это я имела в виду, говоря, что картина похожа на хорошее каприччио. ) А в тесный сад, напротив,  палладиевая архитектура, ИМХО, не вписывается.  :dontknow:

Lucrezia написал(а):

Картина действительно очень уютная, и нет сомнения, что таков же дом и сад.

Я не вижу на картине никакого свидетельства уюта дома. Возможно,  дом уютный, но не в том смысле, который вкладывал в свои дома Палладио. И подтверждение последнего есть в обеих картинах Поленова.
Палладио организовывал пространство вокруг вилл не для чужаков, которые будут любоваться ими с другого берега. Не для того, чтобы «добавить представительности» и засветиться на все окрестности.
Нет. Обитатели дома получали возможность любоваться ландшафтом,  оставаясь под крышей! Портик – не крыльцо,  а способ убрать внешние стены (хотя бы с одной стороны дома) и расширить пространства дома в лучшем случае – до горизонта, в ином – до рощицы на другом берегу озера или речки.
Всё выглядело примерно так:

1904-1905 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Сон божества. На этой картине изображена усадьба Введенское под Звенигородом https://ru.wikipedia.org/wiki/Введенское_(усадьба)

http://se.uploads.ru/9RaxZ.jpg

А на этой - вид на окрестности из-под портика. Некоторое время усадьба принадлежала отцу художницы Марии Якунчиковой и её сестры Натальи, которая стала женой Поленова.
1897 год. М.В. Якунчикова-Вебер. Из окна старого дома. Введенское.

http://se.uploads.ru/IAwHc.jpg

На картине Поленова подобное пространство, которое начинается в доме и распространяется за его пределами, не существует и даже не подразумевается. Поэтому, теряется философия палладианского портика, его смысл.  Кому нужен бессмысленный портик?
А чай пить и молодость вспоминать можно на террасе. И никаких колонн для этого не надо. :)

К. Коровин. За чайным столом. Наталья Васильевна, жена Поленова, за самоваром, и её сестра, Мария Васильевна Якунчикова

http://se.uploads.ru/wIk10.jpg

Lucrezia написал(а):

Рядом с молодой спутницей (наверное, родственницей) старая барыня становится именно бабушкой. Так я воспринимаю главных персонажей.

А если девушка – гувернантка/компаньонка/сиделка, то барыня останется барыней. Кстати, такие сюжетные связи дают больший простор для фантазии, как мне кажется.

Lucrezia написал(а):

Следование итальянской моде не самый большой грех, а домик-то радует глаз!

Мой глаз радует картина Поленова, это несколько иное.  :dontknow:

Lucrezia написал(а):

Leggy, я так и не поняла, тебе нравится картина “Бабушкин сад”  или нет, и почему?

Картина нравится. Потому что дорожка на ней солнечная, краски радостные, сюжет любопытный и неоднозначный. К тому же картина даёт почву для критики бессмысленного использования русским дворянством архитектурных решений Палладио. ;)

Micktrik написал(а):

Совсем не грех! :nope: А от моды недалеко и до европейской культуры, к которой мы все и сейчас тянемся

Про моду и стиль. В этом месте вспомнила репортаж Ариала с венецианского карнавала. Он наглядно показал, как смешно может выглядеть самый красивый костюм в стиле прошлых эпох, если к нему надеть кроссовки.  :hobo:

Micktrik написал(а):

"Брента, рыжая девчонка,
Протяни ко мне ручонки!"

Ариал, дарю тебе этот эпиграф :crazy: Тут тебе и культурные связи, и поэты с их мечтами :D

Тогда от меня, Ариал, прими в подарок название: "Палладио и его девочки, Брента с Мальконтентой".  :tomato:
Мечты поэтов: 
Пока, пока, рыжуха Брента. На горизонте – Мальконтента.  :D

Отредактировано Leggy (2015-01-26 20:02:41)

0

16

Картина

Ариал написал(а):

"Бабушкин сад" Поленова

произвела на меня просто огромное впечатление! Согласна с Легги, портик слишком тяжеловесен для этого домика, высокая лестница будто выпихивает его вверх, в небо, словно напоминая о гордости (гордыне?) построивших этот дом. Но буйная зелень неухоженного сада частично загораживает строение, сглаживая это впечатление. Легги, ландшафта нет, но, как мне кажется, именно это и придает такой уют, домашнюю теплоту изображению. Ну, как комната с брошенной на диван шалью, забытыми на тумбочке книжками отличается от идеально убранной. Я именно этого просила для нашего нового сада - ощущения заброшенности (не получила). А веранда (как и терраса) вроде не является типичным элементом русского дома, во всяком случае у свекра был почти такой на Валдае:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f0/Izba.jpg

Плюс крохотное крылечко, где только ноги обмести можно. А портик - это  родственник террасы, где можно посидеть на свежем воздухе, укрываясь от солнца или безветренного дождика.

"Ветошь маскарада" - не, мне так не кажется, скорее размышление о жизни.

Lucrezia написал(а):

чувства безысходности не возникает: жизнь продолжается! Есть, конечно, повод задуматься о преходящей молодости.

Совершенно согласна, только переставила бы мысли местами. У меня сначала возникло острое ощущение уходящей жизни: хозяйка состарилась, как и дом, который никто почему-то не ремонтирует (может, и от безразличия владелицы), сад зарос, даже дорожку уже завоевывает трава - и все по контрасту с юной девушкой. Потом пришло вот это "жизнь продолжается". Все-таки хозяйка в достаточно преклонных годах, она прожила длинную жизнь и, судя по всему, не самую плохую: из названия можно сделать предположение, что внучка пришла навестить бабушку. Т.е. у старушки была семья, дети, теперь третье поколение растет. И окончание жизни - это закон природы, который надо принимать без горечи. Вот и солнце, заливающее сцену, подтверждает это!

А потом присмотрелась к лицам персонажей. Нет, не радует их ни солнышко, не тепло. Можно понять пожилую женщину - недуги гнетут, ходить тяжело, она вся сосредоточена на том, куда ступает. Правда, лицо какое-то брюзгливое. Но почему так угрюма девушка? Будто она не по своей воле пришла навестить свою бабку.

И складывается такое кино: дом еще силится гордо поднять голову-портик, но его уже забивает неухоженный сад, ступеньки осыпаются, а колонны зияют проплешинами краски. А старая хозяйка, не сумевшая по сложности характера наладить отношения с наследниками, довольствуется вынужденными, безрадостными визитами родни. Что она сделал не так в жизни?

0

17

Михайловское снизу весьма живописно смотрится (а мы там были зимой :( ). Портик аккуратненький, излом его крыши подчеркивает линии крыши дома. И

внешние лестницы, соединяющие различные уровни

здесь очень даже нужны! :whistle:  Впечатление гармоничное.

Мы же с Борей ужасные европейцы

Значит, тогда это тоже еще было - восхищение "европейцами", не сравнимыми с "медведями". Как и ранее грезы о Бренте, ничем не превосходящей Сороть. Зато в Италии! "Лживый образ красоты"...  И "ужасные европейцы", судящие о степени цивилизованности в том числе и по высоте каблуков девушек-экскурсанток (т.е. они должны были километры ковылять по мостовой на высоких?)

Ариал написал(а):

Миктрик, как у тебя тут все сложно, а вот на дружественном форуме автор может сменить название в любой момент ))

Легги уже сказала. Потому что на дружественном форуме у тебя есть функции модератора. ;) Неужели ни разу не приходилось менять название по просьбе авторов?

Ариал, как всегда в восторге от сочности и яркости твоего писательского стиля, удивительным образом сочетающимися с четкостью формулировок и информационной емкостью.

0

18

Ух, скока накомментили! ))

Micktrik написал(а):

недалеко и до европейской культуры, к которой мы все и сейчас тянемся

нам бы свою русскую сохранить ))

Micktrik написал(а):

Давай еще варианты!

тут столько уже вариантов предложили, что глаза разбегаются ))

Leggy написал(а):

Тоже скажете «античный храмик»?

нет, не скажу. но без них была бы совсем тоска ))

Leggy написал(а):

А картинка с домиком на берегу речки мне нравится. Это что за домик? Ты его не прокомментировал и не подписал.

Это Михайловское, откуда Пушкин ездил в Тригорское. Вот "наше всё" попивает шампанское на палладиановской веранде собственного дома, увитой белыми розами...

http://se.uploads.ru/t/2Dan9.jpg
Дмитрий Белюкин. Пушкин и Языков в Михайловском. 1991.

Leggy написал(а):

А о чём Idol mio? )

В комментариях к Онегину пишут так:

Idol mio – вероятно, дуэттино итальянского композитора В. Габуси: «Se, о cara, sorridi» («Если ты улыбнешься, милая...») с припевом: «Idol mio, più расе non ho» («Идол мой, я покоя лишен»).


Ютюб Виченцо Габуси не знает, увы.

Leggy написал(а):

Рядовым пользователям подобные свободы недоступны

Alina написал(а):

на дружественном форуме у тебя есть функции модератора.

аа, ну да, точно! забыл, когда что-либо там модерировал )) недавно подал в отставку ))

Leggy написал(а):

И никаких колонн для этого не надо.

Чтобы попить чайку, необязательно и на террасу выходить. Но на террасе, да с колоннами, да с сахарком вприкуску - ммм! ))

Leggy написал(а):

Пока, пока, рыжуха Брента. На горизонте – Мальконтента.

:D сочно!

0

19

Alina написал(а):

ландшафта нет, но, как мне кажется, именно это и придает такой уют, домашнюю теплоту изображению.

Вот что писал сам архитектор:

"Удобным будет называться тот дом, который отвечает положению своего обитателя и отдельные части которого находятся в соответствии как друг с другом, так и с целым. Поэтому архитектор должен прежде всего принять к сведению, что (как говорит Витрувий в первой и шестой книгах) знатным людям, и особенно людям государственным, требуются дома с лоджиями и с большими украшенными залами, чтобы в таких помещениях могли с удовольствием пребывать те, кто пришли к хозяину дома с приветствием, за помощью или за милостью; людям менее знатным требуются дома меньших размеров, меньшей стоимости и менее украшенные."

Палладио, будучи модным и востребованным архитектором, хорошо показал нам, как должен выглядеть дом государственного человека. Все эти Фоскари, Контарини, Барбаро, Гримани и пр. - цвет венецианской аристократии. Но есть ли у Палладио дом для человека менее знатного, каким он мог быть строго "по Палладио"? Неизвестно! Поэтому я не очень согласен с Муратовым и куда больше согласен с Лукрецией. По крайней мере лично я преспокойно смог бы обитать в этом старом доме со старым, запущенным садом, находя в этом особый шарм. И можете бросать в меня большие и тяжёлые кирпичи! ))

Alina написал(а):

Но почему так угрюма девушка?

"такдумалмолодойповесаскачавпылинапочтовых..." ? ))
А может, ей просто не хочется в такой погожий день читать вслух эту толстую книгу? )) надеюсь, это не 3-й том Палладио?! ))

0

20

Leggy написал(а):

Я не вижу на картине никакого свидетельства уюта дома. Возможно,  дом уютный, но не в том смысле, который вкладывал в свои дома Палладио.

Я чем больше смотрю, тем мне больше нравится сад и дом, которые за долгие годы совместного существования "притерлись" друг к другу. Они и правда очень органично сочетаются, поэтому и не возникает сомнений, что и по отдельности каждый из них милый и уютный. Все это можно дорисовать в воображении :whistle: А горшочки с цветочками уже нарисованы.

Что касается Палладио, то от самого слова веет холодным металлом. Как заметил Вайль, в его архитектуре без больших (ночных) горшков не обойдешься!

Leggy написал(а):

Тогда от меня, Ариал, прими в подарок название: "Палладио и его девочки, Брента с Мальконтентой".  :tomato:
Мечты поэтов:
Пока, пока, рыжуха Брента. На горизонте – Мальконтента

Да, иногда красивые слова имеют негативный смысл, поэтому я бы не стал бежать от Бренты в объятья Мальконтенты, которая скорее всего окажется сварливой и строптивой :D
В общем, рифма хорошая получилась, но нет романтики, и все глупо кончится: из огня да в полымя! :rofl:
Из лингво:

malcontento

1. agg

неудовлетворённый, недовольный

Еще немного осмысления и перевода:

Палладий — легендарное деревянное изображение Афины Паллады, упавшее с неба. Было одним из условий несокрушимости Трои. Троя пала только после того, как любимцы богини, Одиссей и Диомед, во время ночной вылазки выкрали Палладий.

brenta

1) деревянный бочонок на ремнях (для переноски вина и сусла)

Двойной намек на деревянное зодчество! :idea:  :)

Alina написал(а):

Согласна с Легги, портик слишком тяжеловесен для этого домика, высокая лестница будто выпихивает его вверх, в небо, словно напоминая о гордости (гордыне?) построивших этот дом

Считаешь, вместо коринфских колонн Поленов использовал дорические полена? :question:  :D Ты думаешь, он (тоже) прогуливал занятия в Академии Художеств? ;)

Alina написал(а):

А потом присмотрелась к лицам персонажей. Нет, не радует их ни солнышко, не тепло. Можно понять пожилую женщину - недуги гнетут, ходить тяжело, она вся сосредоточена на том, куда ступает. Правда, лицо какое-то брюзгливое. Но почему так угрюма девушка? Будто она не по своей воле пришла навестить свою бабку.

Ну, очень возможно, что ей что-то нужно от бабушки (например, деньги), поэтому та и недовольна и эта мальконтента! :idea: Дело житейское!  :) Общее впечатление: все еще образуется! :)

Ариал написал(а):

тут столько уже вариантов предложили, что глаза разбегаются ))

Так чо пропишем? :question:

0

21

Micktrik написал(а):

Двойной намек на деревянное зодчество!

о как! мне нравится эти скьявонские намеки ))

Micktrik написал(а):

Так чо пропишем?

а ничо прописывать не будем. пущай пока так и будет без названия. а то напишем Мальконтента - а вдруг захочется рассказать про другую фоскари. придется опять просить тебя сменить название - и ты будешь недовольным. а напишем во множественном числе - а коли как обычно заленюсь ? а так - интрига...  :D

0

22

/ продолжение...
.
.

Пик венецианского расцвета пришелся на XV век. Это было время максимального военного, политического и торгового могущества Венецианской республики, которая по праву входила в число тогдашних великих держав. Но в 1492 году была некстати открыта Америка и это эпохальное событие положило начало медленному угасанию Венеции. В самой Венеции никто даже не понял, что стрелки часов на Торре дель Оролоджо неумолимо повернули вспять и начали обратный отсчет. Но угасание Венеции было бесконечно долгим, блестящим и роскошным…

http://se.uploads.ru/t/mIrK3.jpg
Лаззаро Бастиани. Портрет Франческо Фоскари, доже Венеции. 1457-1460. Музей Коррер, Венеция.

История, как известно, не ведает сослагательности, но рискну  предположить, что конец Венеции был бы куда более печальным и быстрым, если бы не Франческо Фоскари, избранный на дожеский трон в 1423 году. Для нашего повествования  это имя важно как некая точка отсчёта. Словно почуяв, куда скоро задуют исторические ветры, Фоскари решил обратить свой взор и прыть с моря на земли поблизости. Все долгие 34 года, что Фоскари сидел во Дворце дожей, он упорно расширял владения Республики на запад – в сторону Милана, и на север – в Альпы, порвав с вековыми традициями её блестящей самоизоляции в лагуне. Упорство Франческо Фоскари не было оценено и в 1457 году его принудили к унизительной отставке, после которой гордый дож не прожил и недели, скончавшись от разрыва сердца. Однако дело было сделано и толпы венецианских нобилей устремились на (терра)ферму, начав повальное возведение загородных имений. Эта строительная экспансия в первую очередь охватила долину Бренты. Для венецианской аристократии Брента стала своеобразной «рублевкой», на тихие берега которой в любой момент можно было запросто добраться из шумной и вечно бурлящей столицы…

http://photos.streamphoto.ru/8/e/d/23acf3bbca871095ce348a1d23ee1de8.jpg
Карта долины Бренты от Венеции до Падуи

Сегодня на Бренту, чтобы вслед за Ходасевичем не разочароваться, нужно приезжать правильно – так, как прибывала сюда венецианская аристократия в далекие досточтимые времена. Но, увы, караван золоченных гондол больше на Бренту не ходит.

http://se.uploads.ru/t/oMdRg.jpg
Джакомо Гварди. Вид реки Бренты c барчинелло. 1835. Бумага, акварель, тушь, перо. 12 х 21 cм. Частное собрание.

Его можно увидеть лишь раз в год в начале сентября – на Исторической регате, когда по Гранд каналу чинно проплывает вереница роскошных барок, ведомых разодетыми в старинные парадные камзолы гребцами. И крайне редко, по какому-то особому случаю, их можно встретить на сонной Бренте.

http://se.uploads.ru/cXIHQ.jpg
Регата Сторико на Бренте. ))

Хотя, если честно, в поездке к Мальконтенте роскошной гондоле я предпочел бы старую барку под красным залатанным-перелатанным парусом.

http://se.uploads.ru/t/EGSp4.jpg

Ведь так сладко было бы, сидючи на корме, ловить лицом лёгкий ветерок и, прикрыв глаза от яркого солнца рукой, лениво любоваться пустынными зелеными берегами…

http://se.uploads.ru/t/MJnKo.jpg

Но не сыскать в Венеции старую барку под алым парусом. В принципе очень даже неплохо было бы отправиться на Бренту как-нибудь ранним свежим утром на моторке, но сие удовольствие доступно лишь самим венецианцам, а нанимать такси – нет уж, увольте. Впрочем, сюда и сегодня есть вполне относительно доступный водный путь: летом по утру от пьяццы Сан Марко в путешествие по Бренте отправляются экскурсионные кораблики, которые пройдут до самой Падуи, по пути останавливаясь у всех самых известных здешних вилл, но плыть толпой и ходить за экскурсоводом послушным стадом – нет, спасибо. Но если вдруг есть дикое желание плыть, проходьте на сей чудный сплав-сайт il Burchiello

http://se.uploads.ru/t/OZ5Ku.jpg

Но мы - настоящие заматерелые пилигримы! - не ищем легких путей. И у нас есть самый простой и самый дешевый, самый быстрый и самый неинтересный вариант – автобус. )) Зато двадцать минут и ты в гостях у рыжей девчонки речонки. Да, дорога от пьяццале Рома до скучнейшей деревушки Мальконтента невообразимо некрасива, так что примирить с нею может лишь роскошный вид в финале пути – вилла Фоскари, творение Палладио...

http://se.uploads.ru/t/X9gcn.jpg
.
.

/ продолжение следует…

Отредактировано Ариал (2015-01-27 03:08:45)

0

23

Micktrik написал(а):

Считаешь, вместо коринфских колонн Поленов использовал дорические полена? :question:  :D Ты думаешь, он (тоже) прогуливал занятия в Академии Художеств? ;)

Вследствие систематических прогулов я плохо отличаю коринфский ордер от дорического. :crazy:  С ионическим еще хужее.  :hobo:

Ариал написал(а):

В принципе очень даже неплохо было бы отправиться на Бренту как-нибудь ранним свежим утром на моторке, но сие удовольствие доступно лишь самим венецианцам, а нанимать такси – нет уж, увольте.

А арендовать маленькую моторную лодочку можно?

Ариал, что-то мне не очень нравится этот приземистый мезонин на знаменитом творении Палладио.  На мой вкус, он как бы приплющивает общий объем (как будто его вдавили сверху). И два подобных фронтона друг над другом - это же скучновато! И колонны поставлены чересчур высоко... А лестницы по бокам - как расставленные лапы. :tomato:
Жду разъяснение гениальности творения! :flag:

0

24

Alina написал(а):

И складывается такое кино: дом еще силится гордо поднять голову-портик, но его уже забивает неухоженный сад, ступеньки осыпаются, а колонны зияют проплешинами краски. А старая хозяйка, не сумевшая по сложности характера наладить отношения с наследниками, довольствуется вынужденными, безрадостными визитами родни. Что она сделал не так в жизни?

А то! Портик она не так построила!  :D Нужно было тёплую деревянную веранду делать, а не портик Палладио, от которого «веет холодным металлом».  :flag:

Alina написал(а):

Нет, не радует их ни солнышко, не тепло. Можно понять пожилую женщину - недуги гнетут, ходить тяжело, она вся сосредоточена на том, куда ступает. Правда, лицо какое-то брюзгливое. Но почему так угрюма девушка? Будто она не по своей воле пришла навестить свою бабку.

В общем,  никакие это не бабка и внучка, а вовсе даже мамка с дочкой.  o.O
Вот, что нашла:

Чтобы лучше понять, откуда Поленову «представился вид», запечатленный им в «Московском дворике», и где был найден мотив для «Бабушкиного сада», в котором изображен тот же усадебный дом, что и в «Московском дворике», стоит обратиться к «Атласу Москвы» и приложенному к нему «Алфавитному указателю», составленным А. Хотиевым в 1852-1853 годах. На плане Арбатской части мы находим усадьбу за номером 148, расположенную на углу Дурновского и Трубниковского переулков, принадлежащую подполковнику А.Н. Юрьеву7. Усадьба состоит из нескольких строений - усадебного дома с садом и двумя флигелями. На «своих местах», то есть так, как это представлено на картине «Московский дворик», можно видеть выходящий во двор торец усадебного дома, водопроводную колонку с пожарным колодцем, дом и сарай заднего двора соседнего владения, за которыми открывается вид на церковь Спаса Преображения «что на Песках» (ок. 1711). В «Указателе» 1882 года, более близком по времени создания картины, владение № 148 принадлежит уже корнету Н.Л. Баумгартену8. Князь Г.Е. Львов, живший в этом доме приблизительно в то же время, что и Поленов, писал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине "Бабушкин сад". Старушка - это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен...»

http://lunteg.livejournal.com/58849.html

Личность мужа бабушки Юрьевой я тоже, вроде, установила.

Юрьев Александр Николаевич (р. ок. 1796). Отставной подполковник квартирмейстерской части.
В службу вступил прапорщиком по армии — 31.7.1812, переведен в свиту по квартирмейстерской части — 6.2.1813, участник заграничных походов (состоял в «польской армии&») 1813—1815 (Дрезден, Гамбург — награжден орденом Влалимира 4 ст. с бантом), подпоручик — 30.8.1815, поручик — 30.8.1817, штабс-капитан — 15.9.1819, капитан — 10.6.1821, дивизионный квартирмейстер 11 пехотной дивизии.
Член Союза благоденствия. Высочайше повелено оставить без внимания.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/133355/Юрьев

В 1878 Юрьеву было 82 года.
Бабуля с картины тоже лет на 80 выглядит.
Что касается её дочки, похоже, в цитате небольшая ошибка. Я думаю, что вторым владельцем дома и мужем бабушкиной дочери был Баумгартен Леонтий Николаевич (не Н.Л., а Л.Н.). http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=3408
В 1878 году ему было 25 лет (девушка выглядит примерно на эти годы). Правда, выходит, что мать её очень поздно родила. Но это возможно. Кроме того, есть мнение, что Поленов специально состарил бабушку на картине, чтобы создать атмосфэру грустной мечтательности http://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/48392/

В моих поисках ещё одна небольшая нестыковка. В 1882 году (запись в "Указателе") Баумгартен был уже не корнетом, а ротмистром. Но вряд ли изменения в званиях вносились в справочник.
Кстати, интересно, что дом записан на мужа дочери. Возможно, корнет Баумгартен получил дом в придачу в женой ( в приданое)?

Ариал написал(а):

Leggy написал(а):

    А картинка с домиком на берегу речки мне нравится. Это что за домик? Ты его не прокомментировал и не подписал.

Это Михайловское, откуда Пушкин ездил в Тригорское. Вот "наше всё" попивает шампанское на палладиановской веранде собственного дома, увитой белыми розами...

Ага, Алина уже обозначила. «Пушкин с Онегиным в Михайловском» нравится. Портик-веранда вблизи так же симпатичен, как издали. Я бы здесь хотела чай шампанское пить, по-русски говорить ))
Вот ещё что нашла. Автор тот же.

http://se.uploads.ru/3nOI5.jpg

Ариал написал(а):

Поэтому я не очень согласен с Муратовым и куда больше согласен с Лукрецией. По крайней мере лично я преспокойно смог бы обитать в этом старом доме со старым, запущенным садом, находя в этом особый шарм. И можете бросать в меня большие и тяжёлые кирпичи! ))

Муратова отметила )
Кирпичи дарю на ремонт дома )

Ариал написал(а):

Micktrik написал(а):

    Двойной намек на деревянное зодчество!

о как! мне нравится эти скьявонские намеки ))

Точно скьявонские? Мне кажется, пиноккийские! ;)
http://www.youtube.com/watch?v=fUQfu_jnXJk

Поэт есть, деревянные малые формы присутствуют…вместо Мальвины можно вставить…Мальконтенту ))

Ариал написал(а):

Регата Сторико на Бренте. ))

На носу настоящая тётенька с букетом сидит? Пассажирка!

Ариал написал(а):

Хотя, если честно, в поездке к Мальконтенте роскошной гондоле я предпочел бы старую барку под красным залатанным-перелатанным парусом. Ведь так сладко было бы, сидючи на корме, ловить лицом лёгкий ветерок и, прикрыв глаза от яркого солнца рукой, лениво любоваться пустынными зелеными берегами…

Мечты Ассоль наоборот ))
Ждём продолжения!

Отредактировано Leggy (2015-01-27 20:17:17)

0

25

Ариал написал(а):

http://photos.streamphoto.ru/d/d/2/fbb422865c2dafeb3e6c8ab28f4952dd.jpg
Фредерик вон Мартенс. Палаццо Фоскари в Мальконтенте. 1820.

Плохо у виллы с окнами, как мне кажется. А ты внутрь заходил?

0

26

Alina написал(а):

А арендовать маленькую моторную лодочку можно?

кхм )) маленькая моторка помимо такси не нашлась. но в Кьодже можно арендовать на уикенд или неделю катер типа homeboat, на котором можно жить и плавать, в т.ч. по Бренте - тут или  тут а у тебя есть права?

http://se.uploads.ru/t/xSW8J.jpg

Micktrik написал(а):

А ты внутрь заходил?

а зачем?  :hobo:

0

27

/ продолжение

Итак, в 08:25 я сел на пьяццале Рома в Венеции на автобус 53. В 08:44, едва справа по борту промелькнуло приземистое желтоватое здание отеля Palladio, я вышел в Мальконтенте. До открытия виллы оставалась четверть часа, так что сначала берегом Бренты я прошел чуть дальше по автодороге – на самую выигрышную фототочку. Отсюда вилла Фоскари, слегка прикрытая старыми плакучими ивами, предстаёт во всей красе. Зрелище чарующее.

http://se.uploads.ru/t/Jl07w.jpg

http://se.uploads.ru/t/XYncN.jpg

Вернувшись к мосту и сделав небольшой круг, подошел к воротам виллы как раз к открытию. Ворота были закрыты. Около них дежурила троица немцев. Следом за мной на велосипеде подъехала девица, которая позже окажется смотрительницей. Прошло ещё минут десять, прежде чем со стороны виллы прибежала запыхавшаяся дама. К этому моменту подошло еще одно семейство. Дама открыла ворота, впустив нашу немногочисленную группу на территорию усадьбы. Все, зевая по сторонам, медленно двинули к кубику виллы, а я поспешил обогнать «конкурентов», пристроившись за музейщицами. Вход в дом был со стороны парадного фасада, обращённого к речке. Крутые ступени вели наверх к колоннаде. Я вступил в высокий просторный зал, залитый ярким светом из окон, его стены и потолки были сплошь покрыты старыми выцветшими фресками…

http://se.uploads.ru/t/E5hNU.jpg

В своём 4-томном Трактате об архитектуре Андреа Палладио выдумал целую философию загородной жизни. «Городские дом, – пишет он, – всячески должны способствовать роскошной и удобной жизни дворянина, принужденного жить в них всё то время, которое он посвящает государственным и личным делам. Однако не меньшую, быть может, пользу и не меньшие утехи получает он в своей вилле, где он проводит остальное время, обозревая и украшая свои владения и умножая свой достаток, как заботливый и искусный сельский хозяин; где к тому же, благодаря обилию движений, которые он, живя в своей вилле, совершает пешком и верхом, тело скорее сохранит здоровье и силу, и где, наконец, душа, утомленная городскими треволнениями, находит великое отдохновение и утешение и на досуге может предаваться наукам и созерцанию.»

Особое значение Палладио придавал месту строительства виллы. «Мудрый архитектор, – подчеркивает он, – должен со всяческим старанием и всеми способами обследовать и найти место удобное и здоровое, так как на вилле по большей части проводят летнее время, когда даже в очень здоровых местностях тело наше слабеет и страдает от жары. Итак, во-первых, нужно выбирать место, как можно более удобное для поместья и расположенное на его середине, с тем, чтобы хозяин без особого труда мог обозревать и улучшать окружающие владения, а работник легко мог доставлять их плоды в господский дом. Будет очень удобно и красиво, если удастся построиться на берегу реки, ибо во всякое время можно будет за дешевую цену отвозить урожай на лодках в город; к тому же река будет обслуживать дом и скотину, не говоря о том, что летом она дарует прохладу и прекраснейший вид, а угодья, сады и огороды – душа и отрада виллы – будут орошаться с великой пользой и красотой.»

Таким образом, по Палладио, вилла должна быть не только красивой, но и приносить практическую пользу. Что это как не чисто венецианский, торгашеско-меркантильный взгляд на жизнь? Но то был идеал, к которому, похоже, совсем не стремилась венецианская знать, ринувшаяся в долину. Глядя на виллу Фоскари в Мальконтенте, как-то с трудом представляешь вокруг неё тучные пастбища с коровами, вишнёвый черешневый сад и уходящие к горизонту грядки с артишоками. Пользы от этой виллы как шерсти от коровы. ))

Фоскари – древняя, знатная и богатая венецианская фамилия. У дожа Франческо Фоскари на Гранд канале было огромное и роскошное палаццо. Оно и сейчас на месте. Это Ка’Фоскари, сейчас здесь университетские аудитории. Потомки дожа – Никколо и Алвизе Фоскари, заказали Палладио проект загородной виллы, который и был реализован в 1558-1560 годах. Собственно, об этом сообщает латынь на фризе фронтона: "Nicolaus et Aloysius Foscari fratres Federici Filii / Братья Никколо и Алвизе, сыновья Федерико".

http://se.uploads.ru/t/QKgSb.jpg

Существует расхожая легенда, что у одного из братьев была чрезвычайно сварливая супруга, вечно всем недовольная (La Malcontenta), которую муж и спровадил на берега Бренты - с глаз долой из сердца вон! Она встречает гостей в проёме двери в небольшой комнате направо от входа – в парадном платье с глубоким декольте и ниткой жемчуга, символом благородного происхождения, на полноватой шее. Она смотрит куда-то в сторону, недовольно поджав губки, словно не рада вашему появлению.
Так и представляется разговор братьев на ступенях Ка’Фоскари:
– Куда это ты собрался?
– Да к этой, к Мальконтенте…
Потому-то вилла Фоскари и имеет второе название Мальконтента.

http://se.uploads.ru/t/YfK7I.jpg

http://se.uploads.ru/t/g4nuA.jpg

Легенда симпатичная, но исторически недостоверная. На фреске в зале Авроры отнюдь не Мальконтента. Это Елизавета Ларедан, добропорядочная и любимая супруга Алвизе Фоскари. До виллы Палладио на этом месте тоже был дом, который принадлежал предку братьев - Джованни Фоскари. Вот его-то жена - Пеллегрина Градениго, и была той самой "мальконтентой". Есть две версии причины её заточения в деревне: согласно первой, супруг сослал Пеллегрину из-за её недостойного и легкомысленного поведения в столице (то бишь Недовольная); согласно второй - нелюбимая Пеллегрина опостылила мужу и прозябала в одиночестве и депрессии  (то бишь Неудовлетворенная). Так что всё строго по-Миктрику. ))

Micktrik написал(а):

Из лингво: malcontento 1. agg неудовлетворённый, недовольный

Но если зрить в корень, то сherchez la femme тут совершенно не шерше. Всё враки! Сама эта местность именовалась Мальконтентой задолго до всех Фоскари, тут позднее появившихся. Несмотря на то, что венецианцы усмирили Бренту еще в 1338 году, направив воды по новому руслу, речушка время от времени преподносила неприятные сюрпризы и местное население было всем этим весьма недовольно, то бишь мальконтенто. По-видимому, потом Бренту всё-таки поставили на место, первопричины забылись, зато сочинились красивые легенды. Поговаривают, что порой в доме появляется Призрак в Чёрном плаще - это обманутый муж по старой привычке является с внезапной инспекцией сосланной супруги. Ещё я слышал, что иногда туманным утром на берегу можно заметить грустную Белую Даму, что всматривается в даль - не плывёт ли кто её навестить...

/ продолжение следует...

0

28

Ариал написал(а):

Отсюда вилла Фоскари, слегка прикрытая старыми плакучими ивами, предстаёт во всей красе. Зрелище чарующее.

Красиво! Но есть ощущение, что вилла куда-то влево кланяется )

Ариал написал(а):

Я вступил в высокий просторный зал, залитый ярким светом из окон, его стены и потолки были сплошь покрыты старыми выцветшими фресками…

Вот странно, снаружи (как уже отметили) кажется, что у Палладио с окнами напряжёнка. А внутри светло! Я это и в других его строениях отмечала. Откуда свет?

На макете с разрезом домик похож на однонефный храм с комнатами-капеллами. И портик, чем ближе, тем громаднее! Ощущения уюта нет.  :dontknow:

Ариал написал(а):

Таким образом, по Палладио, вилла должна быть не только красивой, но и приносить практическую пользу. Что это как не чисто венецианский, торгашеско-меркантильный взгляд на жизнь?

Это логика архитектуры классицизма, основные черты которой - целесообразность, практичность и функциональность. Но, вполне возможно, что эти черты совпали с чертами венецианского характера, и поэтому Палладио  прижился в Венеции и окрестностях.

Ариал написал(а):

Но если зрить в корень, то сherchez la femme тут совершенно не шерше. Всё враки! Сама эта местность именовалась Мальконтентой задолго до всех Фоскари, тут позднее появившихся. Несмотря на то, что венецианцы усмирили Бренту еще в 1338 году, направив воды по новому руслу, речушка время от времени преподносила неприятные сюрпризы и местное население было всем этим весьма недовольно, то бишь мальконтенто.

Вот так всегда, чуть что так шерше ля фам! Оговорили бедных Пеллегрину и Елизавету, и они остались в истории недовольными и неудовлетворёнными!  :huh:  А на самом деле мальконтента вся долина Бренты!

0

29

Leggy написал(а):

есть ощущение, что вилла куда-то влево кланяется

это у меня руки кривые. )) вот немного с другого ракурса. хорошо видна лестница, по которой поднимаются на виллу. ночью она тоже необыкновенно хороша.

http://se.uploads.ru/t/3rJGR.jpg

Leggy написал(а):

А внутри светло! Я это и в других его строениях отмечала. Откуда свет?

секрет мастера )) на самом деле окон ровно столько, сколько надо. и потом, это же не тесные избы, где в каждой тесной светёлке по окну. вспомни "барак" в Тригорском, где сплошные окна. а у Палладио комнаты побольше и окна побольше (хотя в пропорции всего здания кажутся небольшими).

Leggy написал(а):

Это логика архитектуры классицизма, основные черты которой - целесообразность, практичность и функциональность.

в этой твоей триаде не хватает главного - торжественной красоты, в которой, по моему, главная суть Возрождения.

0

30

Ариал написал(а):

это у меня руки кривые. ))

:)

Ариал написал(а):

вот немного с другого ракурса. хорошо видна лестница, по которой поднимаются на виллу. ночью она тоже необыкновенно хороша.

Да, очень хорошо. И замечательно, что ничего не мешает любоваться виллой, ни забора нет, ни заросшего сада, ни злых собак...))
Фото чужое? или ты там до ночи засиделся? ))

Ариал написал(а):

в этой твоей триаде не хватает главного - торжественной красоты, в которой, по моему, главная суть Возрождения.

Красота субъективна. Как писал Палладио (цитату лень искать), красоту оценит "глаз понимающего". Я так понимаю, что красоту его произведений можно не увидеть, если не понять.
И ещё Палладио, видимо, ориентировался на вкусы, привычки и чаяния венецианских нобилей, которые хотели жить во дворцах, но скучали по природе. Мальконтента похожа на храм, но буколическое  окружение смягчает и романтизирует её.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Вилла Фоскари, прозванная Мальконтента