"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Субъективно о музеях Ватикана


Субъективно о музеях Ватикана

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Субъективно о музеях Ватикана

http://se.uploads.ru/o5vU7.jpg


Приехав (в Рим), я прежде всего посетил Колизей, мои друзья отправились в собор св. Петра, на следующий день мы бегло осмотрели музей и stanze (или комнаты) Рафаэля в Ватикане. Проходя мимо произведений, подписанных знаменитыми именами, мы испугались их количества и бежали из Ватикана: удовольствие, которое он предлагал нам, было слишком серьезным.

Стендаль «Прогулки по Риму»

Убоявшись «синдрома Стендаля» Стендаль сбежал из Ватикана!  :D   А я не сбежала :) Потому что смелее? Любопытнее? Готова к серьёзным удовольствиям?
Нет, конечно. Просто у Стендаля впереди было несколько месяцев жизни в Риме, ему можно не спешить. А у меня всего четыре дня, один из которых я решила посвятить музеям Ватикана.
Это был второй наш визит в Ватикан. Но первый, 10 лет назад,  – не в счёт, набегались тогда мы много, но мало что разглядели на бегу. «Бегло осмотрели» - Стендаль нашёл очень точное определение!

Нужно сказать, что организаторы подталкивают посетителей именно к беглому осмотру.  В прямом и переносном смыслах.
Однажды мой преподаватель английского, чтобы помочь мне различать слова “pull” и “push”, рассказал любопытную историю * я всё время путала, что нужно делать с дверью, где тянуть, а где толкать  :blush: 
С тех пор, когда я вижу “push”, вспоминаю, что в английских универмагах в часы пик на дверях стояли специальные люди, которые заталкивали покупателей внутрь. Называли этих людей «пушерами» (от push – толкать). У нас бы их, наверное, назвали «толкачами» :)  Так вот, организаторы и служащие музеев Ватикана –  «пушеры» все поголовно!  :angry:

Начнём с билетов. Разовый билет в музеи Ватикана стоит 16 евро. Если не хотите стоять в очереди (а мы не хотели), можете купить билет он-лайн за  20 евро. На первый взгляд, цена почти гуманная, учитывая то, что за эти деньги клиенту дают возможность посмотреть два десятка музеев. Вопросом «возможно ли два десятка музеев за одно посещение УВИДЕТЬ» организаторы, видимо, не задаются. Их дело наладить процесс забега и подталкивать/заталкивать туристов в нужном направлении.
Для этого вместе с аудиогидом (7 евро) вам вручают схему осмотра, и дисциплинированные туристы отправляются в хождение по мукам по кругу. 

А, если бы кто-то задумался, что без вреда для здоровья невозможно за один приём воспринять все предлагаемые ватиканские удовольствия, может быть, учредили бы билеты, действующие несколько дней. Как в Национальном Римском музее, например. А на схеме нужно указать все залы, как это было в путеводителе Бедекера за 1905 год (часть схемы ниже), чтобы туристы понимали объём удовольствия и серьёзнее относились к визиту.

Но, видимо, такой подход устроителям невыгоден. Они рассчитывают на массового туриста, который идёт в музеи ради ватиканского маст сии - Сикстинской капеллы и комнат Рафаэля. Ну, ещё шарик во дворике Шишки посмотреть :) Эти туристы и создают основную толпу.

Вы знаете, почему в  Египетском музее, который «на любителя», толпа достигает почти такой же плотности, как в топовой Сикстинской капелле?  :question: Потому что Египетский музей – первый по кругу!  :idea:  Туристы ещё не сообразили, куды бечь, и прилежно осматривают все выставленные в первых же витринах экспонаты :)

Значительно свободнее в музее Кьяромонти, где античная скульптура. Этот музей не проходной, чтобы осмотреть его, нужно слегка отклониться от  основного маршрута. Заглядывают туда многие, но до конца галереи мало кто доходит.
В галерее я увлеклась разглядыванием голов, стоящих на полках. Посмотрите, какие разные лица. Некоторые похожи на современные.

http://sf.uploads.ru/dZfiO.jpg

http://sd.uploads.ru/LWHFc.jpg

Например, в даме, что слева, девочки явно признали свою училку :)

http://sf.uploads.ru/lEuMc.jpg

http://sd.uploads.ru/9tqLO.jpg

«Головы» пронумерованы, но, к сожалению, не все номера расшифрованы. Например, не понятно, чей это портрет. Мне кажется, эта женщина была либо поэтессой, либо общественной деятельницей. С таким лицом она могла бы быть хоть президентом Италии!

http://se.uploads.ru/cZntx.jpg

Эти красавицы демонстрируют модные античные причёски.

http://sd.uploads.ru/N0MWZ.jpg

http://sd.uploads.ru/7qJd9.jpg

Но больше всего меня заинтересовал мужчина с ироничной улыбкой. Кем мог быть он?

http://sd.uploads.ru/wtEo9.jpg

На полке рядом с непринуждённо развалившимися купидонами я нашла такого спящего собрата. Замёрз бедняга, поджал ножки, по самый нос укутался плащом. А сон его чуткий в отличие от братьев, кажется, что он вот-вот проснётся и откроет глаза.

http://sf.uploads.ru/2JlaG.jpg

http://sd.uploads.ru/7r89Z.jpg

Схема маршрута по музеям Ватикана есть на музейном сайте http://mv.vatican.va/1_CommonFiles/pdf/ … ticani.pdf
ИМХО, она не предназначена для ориентирования на местности. Это всего лишь стандартный маршрут для прохождения музейной дистанции.
Схема из путеводителя ДК по Риму немного лучше. Она хотя бы даёт представление о нахождении некоторых музеев с привязкой их к зданиям.

Кликайте для увеличения

http://sd.uploads.ru/t/PsBhm.jpg

Хотя, имея такую схему, я всё равно не смогла найти лестницу Браманте. Понятно, что она где-то рядом с кортиле Оттагонале (музей Пия-Клименте). Но указателей на неё нет, и в стандартный маршрут она не попадает. А кому-то удалось её увидеть?

http://se.uploads.ru/zh51X.jpg

Возвратившись из Рима, я нашла подробную схему музея Пия-Клименте в путеводителе Бедекер 1905 года. Оказывается, на лестницу Браманте можно попасть через атрио Мелеагра. Ну, что ж, в следующий раз буду знать, где искать. Спасибо Бедекеру!

http://se.uploads.ru/yMiID.jpg

Продолжение следует.

0

2

Leggy написал(а):

Оказывается, на лестницу Браманте можно попасть через атрио Мелеагра. Ну, что ж, в следующий раз буду знать, где искать. Спасибо Бедекеру!

Увы, туда не пускают, как и в некоторые другие интересные места, например, лоджии Рафаэля, капеллу Никколина...

Leggy написал(а):

Они рассчитывают на массового туриста, который идёт в музеи ради ватиканского маст сии - Сикстинской капеллы и комнат Рафаэля. Ну, ещё шарик во дворике Шишки посмотреть :) Эти туристы и создают основную толпу

Музеи Ватикана - крупное коммерческое предприятие, использующее систему Тейлора, а не простой храм искусства :)

Leggy написал(а):

Нужно сказать, что организаторы подталкивают посетителей именно к беглому осмотру.  В прямом и переносном смыслах.

Подталкивают в спину чужими руками и телами? Это от итальянского spingere :)

0

3

Micktrik написал(а):

Увы, туда не пускают, как и в некоторые другие интересные места, например, лоджии Рафаэля, капеллу Никколина...


Я подозревала это, т.к. в интернете почти нет фотографий. Жаль. А на дружественном форуме нашлись люди, видевшие лестницу )
Про лоджии Рафаэля знала. Капеллу Никколина собиралась поискать, но к концу забега забыла. Теперь ясно, что искать бесполезно.

Micktrik написал(а):

предприятие, использующее систему Тейлора


с той разницей, что "соки выжимаются" не из работников, а из посетителей  :angry:

Micktrik написал(а):

Это от итальянского spingere


Ага, спасибо, теперь и с итальянскими дверями проблем не будет :)

0

4

Leggy написал(а):

А на дружественном форуме нашлись люди, видевшие лестницу )

Это они погорячились, наверное. Ну, форум Талюши довольно старый - мог и Стендаль захаживать! :)  :idea:

Leggy написал(а):

с той разницей, что "соки выжимаются" не из работников, а из посетителей

В Ватикане и посетители становятся работниками художественного труда - им не дают расслабиться :)

0

5

Micktrik написал(а):

Ну, форум Талюши довольно старый - мог и Стендаль захаживать! :)  :idea:


Он раньше Ариала зарегистрировался?  :D

0

6

Продолжаю.

Но есть в Ватикане один музей, где совсем немного посетителей, несмотря на количество шедевров. Это Ватиканская Пинакотека. Она располагается в отдельно стоящем здании, что справа от входа, и основной туристический поток туда не попадает.
Именно там я начала свой ватиканский визит и даже сделала своё маленькое открытие большого художника, с которым ранее была не знакома.

Речь пойдёт о Мелоццо да Форли.
Это имя я слышала, но, только, увидев в Ватикане его ангелов, захотела познакомиться с другими картинами Мелоццо.
Любопытно, что у меня вышло почти так, как предупреждал Муратов.

Ангелы Мелоццо более всего известны из его работ, они пользуются популярностью среди посещающих Рим путешественников. Иных, напротив, отталкивает почти болезненная приторность лиц у этих преждевременно рожденных на свет существ барокко. Но никто не станет оспаривать и в этих вещах живописной силы Мелоццо, его острого чувства колористических контрастов, его резко выраженной индивидуальности.


http://sf.uploads.ru/6nkgI.jpg

http://se.uploads.ru/lYR5G.jpg

http://se.uploads.ru/ZILVc.jpg

http://sf.uploads.ru/Zz3OS.jpg

http://sd.uploads.ru/jYJZ6.jpg

http://se.uploads.ru/ie8v7.jpg

Я зацепилась на ангелов, хотя не могу сказать, что они мне понравились. Но благодаря этим ангелам я обратила внимание на другую ватиканскую картину Мелоццо, которая мне однозначно понравилась. И оказалось, что попала пальцем в небо! Потому, что по мнению Муратова эта картина – «самый значительный из художественных памятников кватроченто в Риме»!

http://sf.uploads.ru/u4Rwv.jpg

http://sf.uploads.ru/l0YAE.jpg

Давайте разберёмся со значительностью. Для начала – сюжет.
Фреска, перенесённая на холст, называется «Папа Сикст IV благословляет Баротломео Платина на должность хранителя Библиотеки Ватикана»

Папа Сикст IV с непроницаемой физиономией а-ля монетный профиль сидит в кресле справа. Перед ним на коленях стоит гуманист Бартоломео Сакки, обыкновенно выступавший под латинским псевдонимом Платина. Платина тычет куда-то вниз. Я думала на обувь папы, типа понтифик с утра перепутал расшитые золотом бархатные тапки, не на ту ногу надел.  :D
Но, грамотные люди пишут, что «он направляет указующий перст на надпись, им сочиненную. Платина возвеличивает папу, как «строителя храмов, дорог, площадей, стен и мостов» и подчеркивает его роль в открытии библиотеки, которая раньше «томилась в пренебрежении» http://www.akmar.info/art/melotstso-da-forli/

Гуманист ё-маё, на колени бухнулся в лучших лакейских традициях!  :angry:

Папа Сикст IV очень любил своих родственников и 9-х из них вытащил из родной Савоны на высокие должности  в Рим. На картине Мелоццо мы видим четверых так называемых «папских племянников» Сикста (справа налево):
кардинал Рафаэль (или Пьетро) Риарио, кардинал Джулиано делла Ровере, граф Джироламо Риарио и Джованни делла Ровере.
По крайней мере, трое из них многим известны.

1. Первый справа.

Этот персонаж оказался самым сложным. На его прототип претендуют сразу два папских племянника – Рафаэль Риарио и Пьетро Риарио! Сначала разберёмся с Рафаэлем.

Рафаэль Риарио был 16-и летним студентом Пизанского университета (он изучал каноническое право), когда получил кардинальский сан. Возвращаясь из Пизы в Рим, студент-кардинал заехал во Флоренцию как раз в то время, когда его родственники реализовали там заговор Пацци (1478 год). Рафаэль был схвачен вроде как за компанию, но вскоре освобождён. Рафаэль Риарио – тот самый любитель искусств, который под видом античной скульптуры купил «Спящего Амура» молодого Микеланджело. По легенде кардинал подлог таки обнаружил, но, впечатлённый мастерством Микеланджело, пригласил последнего в Рим.
В возрасте 32 года Рафаэль Риарио стал архиепископом Пизы.

А сейчас смотрите внимательно!

http://sf.uploads.ru/bEe7G.jpg

Сколько лет вы дадите этому дядьке? Я бы – лет 40-45. Оказывается – нет, перед нами тот самый 16-и летний студент каноник, только что приехавший в Рим, т.к. фреска Мелоццо датируется 1477 годом (Рафаэль Риарио родился в 1461 году).
А таким Рафаэля Риарио в 1512 году написал Рафаэль Санти на фреске «Месса в Больсене» (станца Элиодоро).  Здесь кардиналу 51 год, что вполне соответствует портрету.

http://se.uploads.ru/O5t4o.jpg

В общем, я склоняюсь к тому, что на картине Мелоццо изображён не студент Рафаэль, а его брат Пьетро Риарио, которому во время создания картины было 30 лет.

2. Высокий слева в синем платье.

http://sd.uploads.ru/PJa8p.jpg

Джироламо Риарио. Прежде чем продолжу писать, не поможете ли мне: может, кто-то знает, с какой картины вырезан этот фрагмент, на котором, если верить Википедии - тот же Джироламо Риарио?
http://ru.wikipedia.org/wiki/Риарио,_Джироламо

http://sd.uploads.ru/5Hzsu.jpg

Продолжение следует.

Отредактировано Leggy (2014-06-19 00:35:27)

0

7

Leggy написал(а):

может, кто-то знает, с какой картины вырезан этот фрагмент, на котором, если верить Википедии - тот же Джироламо Риарио?


Выкладываю в цвете ;)

http://se.uploads.ru/b6CaW.jpg

0

8

Leggy написал(а):

Прежде чем продолжу писать, не поможете ли мне: может, кто-то знает, с какой картины вырезан этот фрагмент, на котором, если верить Википедии - тот же Джироламо Риарио?

Надо ли помогать знатоку, который недавно облазил всю Сикстинскую капеллу? ;)
Это нам надо всячески помогать, что и происходит! :D

«Сцены из жизни Моисея» Боттичелли
http://sf.uploads.ru/t/ErZS1.jpg

Leggy написал(а):

Речь пойдёт о Мелоццо да Форли.

А, луч света в темном царстве Пинакотеки! Хорошей пример религиозной живописи, которая светская и светлая по духу! Жалко, что маловато работ этого художника сохранилось! Радость сквозь слезы получается! :'(

0

9

Leggy написал(а):

http://ru.wikipedia.org/wiki/Риарио,_Джироламо

Правда, портретного сходства от Боттичелли не стоит ждать :)
Молодой человек может быть Лоренцо Великолепным или его братом :idea:  :rofl:

0

10

Micktrik написал(а):

знатоку, который недавно облазил всю Сикстинскую капеллу?


это преувеличение! )
когда задавала вопрос, я и в самом деле не знала ответа, а потом решила проверить Беноццо Гоццоли и Боттичелли

Micktrik написал(а):

А, луч света в темном царстве Пинакотеки!


действительно, зал с картинами Мелоццо да Форли очень светлый, особенно в сравнении с залом Рафаэля )

Micktrik написал(а):

Молодой человек может быть Лоренцо Великолепным или его братом


не, эти у Беноццо Гоццоли во Флоренции, а в Риме явно кто-то из приближённых Сикста IV

Отредактировано Leggy (2014-06-21 00:07:16)

0

11

Leggy написал(а):

не, эти у Беноццо Гоццоли во Флоренции, а в Риме явно кто-то из приближённых Сикста IV

Боттичелли был секретным агентом Медичи :idea:

0

12

А что еще понравилось и запомнилось в Пинакотеке?

0

13

Micktrik написал(а):

Боттичелли был секретным агентом Медичи :idea:


:) тогда - да )

Micktrik написал(а):

А что еще понравилось и запомнилось в Пинакотеке?


Запомнился Иисус-младенец Джотто с рукой во рту с алтаря Стефанески, "Коронование" Филиппо Липпи (красивые ступеньки и центральная группа) , из наивного сиенского "Бегство в Египет" Сано ди Пьетро,  крошечное "Благовещение" Беноццо Гоццоли в духе Фра Анжелико, маленькое "Благовещение" Рафаэля (картина лежала в витрине, не сфотографировала, т.к. там было очень темно), неожиданно понравился Спанья (Джованни ди-Пьетро), подражающий Перуджино, и "Святой Матвей с ангелом" Гвидо Рени.
Ещё "Жертвоприношение Исаака" Карраччи привлекло внимание, но картину я не фотографировала, только этикетку. "Юдифь" Орацио Джентилески и "Видение Святой Елены" Веронезе (редкий сюжет).
А, ещё одно "Благовещение" привлекло внимание - школы Джентиле да Фабриано.

Вот мои фото некоторых картин из списка

Джотто

http://sd.uploads.ru/BsnVw.jpg

Филиппо Липпи

http://sd.uploads.ru/cKNDA.jpg

Сано ди Пьетро

http://sd.uploads.ru/z70CI.jpg

школа Джентиле да Фабриано

http://sd.uploads.ru/oNxRP.jpg

Беноццо Гоццоли

http://se.uploads.ru/JZWc7.jpg

Спанья

http://sf.uploads.ru/Ji0UI.jpg

Гвидо Рени

http://sf.uploads.ru/RuYPD.jpg

Веронезе

http://sf.uploads.ru/r7bdp.jpg

Орацио Джентилески

http://se.uploads.ru/owNSA.jpg

Отредактировано Leggy (2014-06-21 12:54:13)

0

14

Leggy написал(а):

маленькое "Благовещение" Рафаэля (картина лежала в витрине, не сфотографировала, т.к. там было очень темно)

Наверное, это?
http://se.uploads.ru/7gTeo.jpg

А "Положение во гроб" Караваджо было на своем месте?

0

15

Micktrik написал(а):

Наверное, это?


:yep:  оно
мне нравится
Рафаэль здесь ближе к Боттичелли, чем к Перуджино
завораживает фантастический утренний пейзаж, чёрные крылья ангела и пол в клеточку

Micktrik написал(а):

А "Положение во гроб" Караваджо было на своем месте?


На месте. В зале Караваджо очень удачные скамеечки, можно долго сидеть, а взгляд снизу усиливает восприятие )

0

16

Продолжаю.

Кстати, Джульетта Бенцони пишет, что у Сикста было не 9, а 15 племянников. Кто больше? Непомерный груз забот о родственниках лежал на плечах Сикста.  o.O

Джироламо Риарио был то ли любимым «племянником», то ли незаконным сыном Сикста. Один из главных участников заговора Пацци, после смещения Медичи он должен был стать диктатором Флоренции.

Мелоццо да Форли 1477 год

http://sf.uploads.ru/unjGQ.jpg

Боттичелли, фрагмент фрески "Сцены из жизни Моисея" 1481-1482 гг.

http://sf.uploads.ru/eZ0av.jpg

http://se.uploads.ru/t/VW8j7.jpg

Читая биографию этого человека, не удивляешься, почему заговор Пацци провалился. Жаль, не обошлись без жертв, но, вообще-то, если нужно что-то завалить, следовало приглашать Джироламо Риарио.
Несколько штрихов к его портрету. Когда Сикст IV вытащил «племянничка» в Рим, он сделал его гонфалоньером (главнокомандующим) Римской Церкви. Командовал  армией Джироламо весьма оригинально –  деньги, выделяемые на содержание войска, он проигрывал в кости, а во время боевых действий отсиживался в обозе.  :D

Лео Таксиль пишет:

Сначала (в Феррарской войне) папское войско одержало несколько побед, но в самый последний момент, когда оставалось сделать еще несколько усилий, чтобы овладеть Венецией и Флоренцией, главный нерв войны был поражен. В папской казне не оказалось денег! Разумеется, солдаты сражались не из любви к богу и его представителям; они объявили, что бросят оружие, если им не заплатят. Захваченный врасплох, святой отец ничего лучшего не придумал, как ввести новый налог для войны с турками.
Это было уже слишком - как ни отупели люди, но эта булла вызвала всеобщее возмущение. Папские сборщики вернулись в Рим с таким жалким уловом, что Сикст оказался не в состоянии удержать свои войска. После трех лет грабежей, пожаров и убийств пришлось запросить мира. Когда папа окончательно понял, что ему не удастся подарить герцогство своему любимому Джеромо Риарио, он с горя заболел и умер (в 1484 году).


А через четыре года Джеромо Риарио был убит (заколот кинжалом) своими недругами, которых немало сумел нажить, будучи человеком алчным и недальновидным.

-------------------------------------------------------------------------

Следующий "племянничек" Джулиано делла Ровере (в центре в красной кардинальской мантии).

Благодаря Рафаэлю, мы знаем, как выглядел этот человек в старости. В 1511 году, когда Рафаэль написал "Портрет папы Юлия II", Джулиано делла Ровере  было 68 лет.

http://se.uploads.ru/BbRZH.jpg

Его изображение в молодом возрасте кисти Мелоццо да Форли стало для меня неожиданностью. В 1477 году Джулиано делла Ровере было 34 года.

http://sf.uploads.ru/VjnXJ.jpg

Но, оказалось, в Ватикане есть ещё один портрет Джулиано делла Ровере, созданный Боттичелли в 1481-1482 годах. Джулиано делла Ровере в это время было 39 лет.

http://sf.uploads.ru/d39mH.png

"Искушение Христа", Сикстинская капелла

http://sd.uploads.ru/EHmdO.jpg


Сравним эти три портрета. Но сначала дадим слово Лео Таксилю. В книге «Священный вертеп» он дал следующую нелестную характеристику Джулиано делла Ровере, ставшему папой Юлием II:

Вскоре после смерти папы была опубликована сатира, где приводился разговор Юлия с апостолом Петром. Небесный ключник, прежде чем пропустить папу в рай, перечислял его преступления. Список получился длинный. Святой Петр обвинял его в кровосмесительной связи с сестрой и дочерью, в содомии с побочными сыновьями, племянниками, кардиналами. Он называл его клятвопреступником, предателем, пьяницей, вором, убийцей, отравителем и, наконец, объявлял ему, что врата рая заперты для тех, кто заражен болезнью, которая в ту эпоху называлась неаполитанской болезнью.


Известно, что Лео Таксиль был папаненавистником, и приведённая цитата – сатира. Но, нет дыма без огня, и даже, если всё написанное в цитате разделить на два, папа Юлий II выглядит настоящим злодеем. Любопытно, что на картинах он выглядит иначе.

У Боттичелли Джулиано делла Ровере – печальный Пьеро. Образ сентиментальный и даже несколько слащавый

У Рафаэля - это мудрый убелённый сединами старец, размышляющий о чём-то вечном и высоком. Кстати, по поводу бороды. Пишут, что именно она помогла установить дату написания портрета. Дело в том, что бороду папа отрастил в 1511 году как символ траура по потерянной Болонье и сбрил к марту 1512 года.
Мне кажется, Рафаэль не был искренним в своём отношении к этому человеку. Поэтому направил взгляд папы в сторону, чтобы и мы не догадались о его сущности.

Самый правдивый, ИМХО, Мелоццо. Его кардинал делла Ровере - человек высокомерный, суровый, решительный, способный пойти на всё, чтобы добиться своего. Типичный (будущий) папа Ренессанса, не хуже, а в чём-то даже лучше своих предшественников и преемников.

И снова Муратов, потому что лучше него не скажешь. Сравнивая Мелоццо с Мантеньей, он пишет:

Мелоццо менее артистично чувствовал красоту вещей, но он был более могучим живописцем. Вероятно, то был самый сильный живописный темперамент во всем искусстве кватроченто. Это особенно выражено в широком распределении больших цветных поверхностей. Каждая из фигур входит в композицию со своим тоном: серебристо-серый Платина, белый папа, пурпуровый делла Ровере, сиреневый Джироламо Риарио и вишневый его товарищ. В архитектуре преобладает цвет белый с золотом, рядом с которым видны зеленые стены второй комнаты и синеющее сквозь окна небо. Чистой прелестью этих тонов, легких и светящихся каким-то жемчужным блеском, нельзя насладиться достаточно. Сиреневый, вишневый и зеленый цвета Мелоццо принадлежат к числу величайших колористических откровений Италии.


Завершение рассказа следует.

0

17

Leggy написал(а):

Небесный ключник, прежде чем пропустить папу в рай, перечислял его преступления. Список получился длинный. Святой Петр обвинял его в кровосмесительной связи с сестрой и дочерью, в содомии с побочными сыновьями, племянниками, кардиналами. Он называл его клятвопреступником, предателем, пьяницей, вором, убийцей, отравителем и, наконец, объявлял ему, что врата рая заперты для тех, кто заражен болезнью, которая в ту эпоху называлась неаполитанской болезнью.

Очень подходит к другому папе - Борджа. Ну, про болезнь не знаю. Есть даже картина Тициана, на которой "ключник" мирно беседует с папой. :)
http://sf.uploads.ru/Xrz3A.jpg

А портреты Юлия II интересно поискать в Ватикане. Вот, например, фрагмент из "Мессы в Больсене" Рафаэля.
http://se.uploads.ru/dSEF4.jpg

Говорят, что флорентийские художники меньше льстили могущественному покровителю искусств.

0

18

Наверное, разглядывание известных личностей на картинах и фресках - наиболее интересное занятие для начинающих и продвинутых любителей искусства. Уму и глазу хочется за что-то зацепиться, но не всегда старозаветный сюжет, сумбурная композиция или тяжеловесная философия рождают отклик в душе - легче воспринять образ папы, кардинала, кондотьера или художника. Желательно приправить "блюдо" парой-тройкой секретов, чтобы почувствовать себя приобщенным к таинствам живописи Ренессанса.

Подогреть интерес к Сикстинской капелле и творчеству Микеланджело вполне может эта книжка:

http://static2.ozone.ru/multimedia/books_covers/1001199179.jpg
Правда, все загадки рассматриваются здесь через призму иудаизма. Как считают авторы, ряд изображений содержит в себе насмешку над главой католической церкви.

0

19

Micktrik написал(а):

Очень подходит к другому папе - Борджа.


Я тоже об этом подумала. Наверное, и не только к нему одному, так сказать - это некий собирательный папский образ )
Что касается цитаты Лео Таксиля, он имел в виду сатирические диалоги Эразма Роттердамского "Юлий, не допущенный на небеса" http://en.wikipedia.org/wiki/Julius_Exc … rom_Heaven

Micktrik написал(а):

Есть даже картина Тициана, на которой "ключник" мирно беседует с папой. :)


Судя по названию картины "Папа Александр VI рекомендует Якопо Пезаро святому Петру", беседуют они не о самом папе, а о его протеже?
Любопытно, что в то время, когда Тициан писал эту картину (1506-1511 гг.), папа Александр VI уже несколько лет пребывал на небесах (умер в 1503 году). Выходит, заказчик картины Якопо Пезаро не сомневался в том, что папа попал в рай? Иначе чего стоят его рекомендации? :)

Micktrik написал(а):

А портреты Юлия II интересно поискать в Ватикане. Вот, например, фрагмент из "Мессы в Больсене" Рафаэля.


Да, Рафаэль чуть не на каждой стене этого папу нарисовал. В "Изгнании Элиодора" он тоже есть.
По бороде легко опознать )  http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c … uselang=ru

Micktrik написал(а):

Говорят, что флорентийские художники меньше льстили могущественному покровителю искусств.


Микеланджело?
Вопросик: где в Сикстинской капелле Микеланджело нарисовал папу Юлия II? :)

Micktrik написал(а):

Правда, все загадки рассматриваются здесь через призму иудаизма.


Некоторые просто за уши натянуты на эту самую призму  :angry:
Кстати, в этой книжке есть ответ на мой вопросик :)

Отредактировано Leggy (2014-06-24 14:04:23)

0

20

Leggy написал(а):

Вопросик: где в Сикстинской капелле Микеланджело нарисовал папу Юлия II?

Надо проверить :)
А пока предлагаю послушать Басовскую и Венедиктова :)
http://www.echo.msk.ru/sounds/622353.html

0

21

Micktrik написал(а):

А пока предлагаю послушать Басовскую и Венедиктова


Басовская говорит, что у Сикста было около 20-и "племянников"! Вот и нашлось, кто больше )

0

22

Leggy написал(а):

Кстати, в этой книжке есть ответ на мой вопросик

Авторы книги считают, что пророк Захария - вылитый Юлий II. Еще они заметили фигу, которую показывает один из подростков. Обычному туристу трудно будет подтвердить или опровергнуть эту гипотезу в полутемной капелле.
http://sf.uploads.ru/oqHWB.jpg

Увеличивая фигу, мы скорее всего увидим фигу.
http://sd.uploads.ru/hvb1V.jpg

0

23

Micktrik написал(а):

Увеличивая фигу, мы скорее всего увидим фигу.


Я бы сказала определённее: увеличивая, мы не видим нифига ничего )
Отсюда сомнения с расшифровкой Захарии: если фига авторам показалась, то и Юлий тоже мог показаться )
Кстати, интересно, а этот жест вообще-то имел то же значение в том месте в то время?

0

24

К сожалению, источники, описывающие жизнь и творчество Мелоццо да Форли, чрезвычайно скудны. В истории личность Мелоццо рассыпалась на фрагменты так же, как его картины. 
Поэтому неудивительно, что в связи с именем этого художника много путаницы. Отличился даже мой любимый Муратов! Вайля я уже несколько раз выводила на чистую воду, но от Муратова такого не ожидала.  :dontknow:

Муратов пишет:

В историях искусства Мелоццо дельи Амбрози отведено почетное место. Но для тех, кто не бывал в Риме, этот художник остается совершенно неизвестным, - смутной фигурой, вспоминаемой только через предания, как скульпторы Древней Греции. Да и предание в лице Вазари не было благоприятно для великого живописца из Романьи. Вазари ухитрился каким-то образом спутать Мелоццо с Беноццо, хотя не было двух более противоположных художников, чем дельи Амбрози и Гоццоли.


Для наглядности картина Бенноццо из Ватикана, что находится в соседнем с Мелоццо зале.

http://se.uploads.ru/vy12t.jpg


Смешно, да? Мол, Вазари перепутал Мелоццо с Беноццо  :D   и все поверят, потому что Вазари не только путал, он мог присочинить что-то, додумать. Мог, но не в этот раз!

Читаем Вазари:

А так как, когда Беноццо работал в Риме, там был и другой живописец, по имени Мелоццо, родом из Форли , то многие недостаточно сведущие люди, найдя подпись Мелоццо и сопоставив даты, предположили, что Мелоццо означает Беноццо. Однако они ошибаются, ибо Мелоццо жил в те же времена, но был весьма ученым в области искусства и в особенности проявлял большое старание и тщательность в передаче ракурсов, о чем можно судить в церкви Сант Апостоло в Риме по абсиде главного алтаря, где на фризе, построенном в перспективе и обрамляющем эту работу, написано несколько фигур, собирающих виноград, а также бочка, и во всем этом много хорошего. Но это видно еще более явно в Вознесении Иисуса Христа, окруженного хором ангелов, сопровождающих его на небеса, где фигура Христа изображена в ракурсе столь удачном, что кажется, будто она проникает через свод, и таковы же ангелы, кружащиеся на фоне воздуха в разных положениях. Равным образом и апостолы, стоящие на земле в разных позах, сокращаются настолько хорошо, что и тогда и сейчас еще его хвалят все те художники, которых его труды многому научили, так как он был величайшим перспективистом, о чем свидетельствуют здания, написанные им в этой работе, порученной ему племянником папы Сикста IV, кардиналом Риаро, щедро его вознаградившим.

Что ж это, Муратов не читал Вазари?  :dontknow:
Но ведь именно благодаря Вазари мы узнали, как выглядела фреска Мелоццо «Вознесение Христа», изображающая Христа в окружении ангелов и апостолов. Да, это те самые ангелы из Ватикана. А часть с Христом находится в Квиринальском дворце.
Можно попробовать мысленно совместить все части и представить, какой грандиозной была фреска в апсиде Санти-Апостоло до разрушения.

http://sf.uploads.ru/O6DYw.jpg

В настоящее время церковь Санти-Апостоли является частью Палаццо Колонна http://www.galleriacolonna.it/en/info/
Википедия пишет, что в капелле Виссариона, в зазоре между церковью и соседним зданием, видны фрески, приписываемые Мелоццо да Форли и его последователю Антониаццо Романо. Не представляю, как всё это выглядит.  В следующий визит в Рим нужно будет сходить в Палаццо Колонна и в церковь.
Одна из фресок капеллы Виссариона любопытна тем, что на ней будто бы изображены будущий папа Сикст IV (в красном) и будущий папа Юлий II (в сиреневом).
http://it.wikipedia.org/wiki/Basilica_d … I_Apostoli

Странно только, что они тут одного возраста  :huh:

http://se.uploads.ru/mUvKB.jpg

http://sd.uploads.ru/lc7U1.jpg

Чтобы закончить тему Мелоццо, мне осталось только выяснить, какое место он занимал в ряду художников кватроченто. Но я отвлеклась на разоблачение Муратова и не успела выстроить художников в ряд :) Поэтому, завершение рассказа следует…

Отредактировано Leggy (2014-07-01 00:38:04)

0

25

Leggy написал(а):

Чтобы закончить тему Мелоццо, мне осталось только выяснить, какое место он занимал в ряду художников кватроченто

Наверное, где-то рядом с Беноццо он и будет располагаться :) Не повезло Мелоццо да Форли: мало его работ осталось. Кроме останков из Санти-Апостоли можно найти его фрески в Лорето, их авторство общепризнано.

Если будете в Лорето (близ Анконы), то обязательно зайдите в базилику Санта Каза и сакристию Святого Марка. Можно сделать вывод, что художник был большим мастером рисования бородатых святых мужиков и миловидных ангелов. Ватиканский групповой портрет стоит особняком - он очень реалистичный и лишенный готического идеализма и романтизма.

http://sf.uploads.ru/t/SAmjp.jpg
Vaulting decoration of the Sacristy of St Mark
1477-82
Fresco
Basilica of Santa Casa, Loreto

http://se.uploads.ru/t/s3Mim.jpg
Christ's Entry into Jerusalem
1477-82
Fresco, width 230 cm
Basilica of Santa Casa, Loreto

По преданию Святая Хижина, где воспитывалась Мария и произошло Благовещение, была перенесена во времена крестовых походов ангелами сначала в Далмацию, а потом в Лорето. Вокруг нее вскоре воздвигли базилику Святой Хижины.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Базилика_Санта-Каза

Интересно, как выглядит сама Святая Хижина. По одной из версий ее интерьер был подобен храму:

http://se.uploads.ru/t/VZcLb.jpg

При рассматривании картинок в Википедии у меня возник вопрос: откуда взяли там изображение Мелоццо да Форли?

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/Melozzo.jpg

0

26

Micktrik написал(а):

Если будете в Лорето (близ Анконы), то обязательно зайдите в базилику Санта Каза и сакристию Святого Марка.


Два года назад была рядом, но времени не хватило, пришлось выбирать между Лорето и Асколи-Пичено, выбрала последний.

Micktrik написал(а):

При рассматривании картинок в Википедии у меня возник вопрос: откуда взяли там изображение Мелоццо да Форли?


У меня тоже этот вопрос крутился. Загнала картинку из Википедии в поиск - кроме Мелоццо получила Хуана Креспи с тем же портретом
https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=хуан креспи&gws_rd=ssl
Здесь он побольше, на заднем плане какой-то мужик ) На кого он больше похож, на испанца или на итальянца? ))

http://se.uploads.ru/nVmWs.jpg

Отредактировано Leggy (2014-07-05 22:59:16)

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Субъективно о музеях Ватикана