"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Пара слов в защиту Кановы


Пара слов в защиту Кановы

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

В Риме, как и во всем мире, есть много его работ, среди которых встречаются и хорошие.

Начнем за упокой, так как первым местом нашего посещения в Риме, а точнее Ватикане, был Собор Святого Петра. Делая внимательный обход по часовой стрелке, не пропустите на одном из ближайших пилонов характерный для творчества художника барельеф. Это памятник последним представителям династии Стюартов, созданный самым великим скульптором своего времени в 1817-1819 годах. Как известно (тем, кто интересуется),  Стюарты длительное время претендовали на английский и шотландский престол после утраты трона Яковом II, устраивая многочисленные заговоры со своими сторонниками якобитами, но все было тщетно. И даже католическая церковь не смогла им помочь вернуться к власти, за которую крепко уцепился Георг I, а потом и его сын Георг II. При Георге III страсти уже поулеглись, и он с облегчением выдохнул, хотя всяких-разных других проблем хватало (отделение американских колоний, французская революция, наполеоновские войны), а уже Георг IV с ностальгией вспоминал былые славные времена и пожертвовал деньги на монумент для своих оппонентов, который мы с вами и имеем удовольствие наблюдать.

http://s7.uploads.ru/9EkXl.jpg

Осталась для потомков одна не совсем приличная якобитская песенка, высмеивающая Георга I и его двор. Попробуйте ее напевать, чтобы отогнать скорбную скуку, которую навевает произведение Кановы. Сами Стюарты вряд ли порадуются вашей выходке, потому что они похоронены в крипте под Собором. Правда, мне показалось, я заметил ухмылки на их мраморных лицах. Возможно, виной тому было мое разыгравшееся воображение. Есть такая примета: если в Соборе не все перегорожено, то темно, и наоборот. А есть и другая: увидел Папу – не попал в Сан-Пьетро и т.д. Нам каким-то образом удалось достичь оптимального компромисса с Ватиканом: жили близко – постоянно ходили рядом – проверяли обстановку – грелись на октябрьском солнышке – напевали песню.

http://s6.uploads.ru/DIcdu.jpg

Смысл песенки мы, конечно, не понимали, поэтому не стеснялись. Думаем, и Ватикан ее одобрил бы, как и  андрогинных ангелов, мраморные тела которых отполированы до блеска миллионами пристальных взглядов любознательных туристов со всего мира.

Неожиданно, у нас появилась счастливая возможность присоединиться к экскурсии большого поклонника Кановы. Давайте сравним наши дилетантские впечатления с мнением большого знатока итальянского искусства. Итак, послушаем Стендаля.

“Мы снова осмотрели самый прелестный из шедевров Кановы: это гробница Иакова III, короля английского и его двух сыновей, кардинала Йоркского и претендента, супруга остроумной графини Альбани, возлюбленной Альфьери. Нынешний король Англии, Георг IV, верный своей репутации самого безукоризненного джентльмена трех королевств, пожелал почтить прах несчастных государей, которых бы он отправил на эшафот, попадись они живыми в его руки. Форма этого надгробия немного готическая. На постаменте бюсты трех Стюартов в горельефе, исполненные в несколько женственной манере, говорящей о полном отсутствии характера, которое отличало этих людей, безусловно, самых несчастных людей той эпохи.

Под этими бюстами - большой барельеф, изображающий дверь гробницы, а по бокам – два ангела, красоту которых описать я, право, не в состоянии.

Напротив – деревянная скамья, на которой в 1817 и 1823 годах я провел самые сладостные часы моего пребывания в Риме. Красота этих ангелов кажется небесной, особенно при наступлении ночи. Они напоминали мне “Ночь” Корреджо в Дрездене. Приехав в Рим, нужно прийти к этой гробнице, чтобы испытать, даровал ли тебе случай душу, чувствительную к скульптуре. Нежную и наивную красоту этих юных небожителей путешественник начинает понимать гораздо раньше, чем красоту Аполлона Бельведерского, и задолго до того, как он почувствует величие мраморов Эльгина. По сравнению со статуей Терезы эти ангелы почти портретны. На этих-то ангелов больше всего и обрушивается бешеная ненависть некоторых лиц, которые, к несчастью для искусства, сделались скульпторами. От чего они не стали суконщиками или банкирами! Таким путем они бы скорее достигли благосостояния.” (Стендаль “Прогулки по Риму”; кажется, есть шероховатости в переводе)

http://en.wikipedia.org/wiki/Nativity_(Correggio)
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/c … night.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мраморы_Элгина
http://en.wikipedia.org/wiki/Elgin_Marbles
(Нам нужен не только английский, но и Англия! Не плачь осенним дождем, мы тебя когда-нибудь навестим!)

Ухмылки растаяли на наших лицах, хотя мы и не скульпторы. Надо было идти в банкиры.

Нет, мы не испытывали “бешеной ненависти” к небожителям, но художественные вкусы Стендаля не нашли отклика в наших душах, если случай нам их, конечно, даровал. Нам проще понять и оценить красоту Аполлона Бельведерского (и даже Персея Кановы, который находится на реставрации) и мраморы Эльгина (как нам кажется), чем  достоинства клонированных ангелов. Сравнение с “Ночью” Корреджо также показалось неубедительным. Наверное, было недостаточно темно и безлюдно, чтобы разделить романтические восторги писателя.

http://en.wikipedia.org/wiki/Monument_t … al_Stuarts
http://ru.wikipedia.org/wiki/Якобиты

Пройдя по часовой стрелке примерно до цифры два, мы опять встретились с вездесущим Кановой. Теперь перед нами его ранняя работа – гробница папы Климента XIII (Редзонико), выполненная скульптором с 1783 по 1792 годы. Не будем торопиться высказывать собственное мнение, находясь рядом с нашим авторитетным чичероне.

“…Почти все превосходно в гробнице Климента XIII (Редзонико) , умершего в 1769 году. Его отец, богатый венецианский банкир, купил для него кардинальскую шляпу за триста тысяч франков. Может быть, деньги сыграли некоторую роль и при его избрании на папский престол. Всю свою жизнь милейший Редзонико испытывал угрызения совести из-за этого великого греха симонии. Это был человек посредственный, очень порядочный и искренне благочестивый.

Бессмертный Канова чудесно выразил все это на лице папы, которого он изобразил молящимся. Колоссальная фигура коленопреклоненного Климента XIII высится на его мавзолее; голова обращена к главному алтарю собора; налево от посетителя стоячая фигура Религии, держащая крест. По другую сторону Гений Смерти, сидящий в скорбной позе. Гений этот, может быть, слишком миловиден;  недостаток его в том, что в нем есть нечто фатовское.

Дверь в ризницу в нижней части мавзолея производит глубокое впечатление; кажется, она ведет в царство смерти. Так гений умеет использовать даже помехи. По двум сторонам этой двери стоят чудесные статуи львов, пользующиеся такой славой среди художников; они выражают два различных оттенка скорби: глубокое отчаяние и гнев. Здесь, может быть, мы видим высшую степень художественного совершенства. Канова был очень беден, когда его покровители добились того, чтобы фамилия Редзонико заказала ему эту гробницу: он принужден был сам высекать плащ фигуры, изображающей Религию; при помощи коловорота, упиравшегося ему в левую часть груди, он высверлил все пространство между плащом и телом статуи Религии. Такова причина острых желудочных болей, на которые великий художник жаловался всю свою жизнь; они и свели его в могилу в 1823 году, в возрвсте шестидесяти трех лет.

Я встречал много людей, которые беспредельно восхищались лицом папы и двумя львами. “Религия” все же далека от совершенства; можно пожалеть, что на ее челе и в ее глазах нет страшной силы Микеланджело” (Стендаль “Прогулки по Риму”)

http://www.wga.hu/art/c/canova/1/4clement.jpg

Тезис о тяжелой работе с коловоротом мне показался забавным: взялся за гуж – не говори, что не дюж! Можно ли быть скульптором, не вкладывая физического труда в свое творение? Хотелось бы узнать мнение Микеланджело!

Львы действительно хороши, хотя в Ватикане нет недостатка в этой кошачьей породе, и венецианскому скульптору было бы грешно плохо изваять символ Венеции.

Что касается человеческих фигур, то кажется, что именно безжалостная, непреклонная и фанатичная  Религия свела в могилу несчастного папу, а Гений Смерти, скорее всего, простой сочувствующий ангел, который не такой уж и “фатоватый”. И что вкладывал Стендаль или переводчик в это слово? Поза ангела, в любом случае, интереснее, чем у Религии.
Эмоции папы выражены достаточно хорошо. Кажется, в Соборе есть два типа их проявления: величественное благословение и благочестивое смирение. Поправьте, если ошибаюсь.

Например, в гротах Ватикана можно найти монумент Пию VI, выполненный Кановой. Наклон головы папы здесь отличается!

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/9/96/Tomb_Monument_of_Pius_VI_Gregorovius.jpg

А вот и надгробие Климента XIV в римской церкви Санти Апостоли.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/7/7e/Tomb_of_Pope_Clement_XIV_Gregorovius.jpg

Согласитесь, что многие надгробия в Сан-Пьетро (вне зависимости от стиля) похожи друг на друга -  своих предшественников и последователей. Редко они доставляют удовольствие или  удовлетворение, и тем более, такое искусство никогда не радует по-настоящему, так как над ним нависает тень смерти.  Остается последняя надежда на интересную историю из жизни умершего, которая отвлекает от скорбных мыслей или отгоняет скуку.

http://saintpetersbasilica.org/floorplan.htm

0

2

Micktrik написал(а):

Начнем за упокой


дважды прочитала, всё ждала, когда закончится за упокой и начнётся за здравие, не дождалась ))
будет продолжение?

Micktrik написал(а):

Тезис о тяжелой работе с коловоротом мне показался забавным: взялся за гуж – не говори, что не дюж!


а меня озадачили рассуждения Стендаля на медицинскую тему
работая коловоротом, Канова, конечно, мог заработать синяки под рёбрами, но повредить желудок вряд ли
кажется, что Стендаль не понимает, о чём он говорит  :dontknow:

Micktrik написал(а):

а Гений Смерти, скорее всего, простой сочувствующий ангел, который не такой уж и “фатоватый”. И что вкладывал Стендаль или переводчик в это слово?


слово fat есть во французском языке, Стендаль скорее всего его и употребил

ФАТ (франц. fat - от лат. fatuus - глупый), сценическое амплуа (устар.): роли эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых). В переносном смысле - самодовольный франт, пустой, любящий порисоваться человек.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/305666

может, Стендалю Гений Смерти показался излишне театральным, неубедительно грустным
мне он кажется просто скучающим  :hobo:

Хотелось бы всё-таки услышать что-то в защиту Кановы (хотя бы чтобы оправдать название темы))), пока, увы, ничего не прозвучало  :dontknow:

0

3

Leggy написал(а):

будет продолжение?

В ближайшее время последует фатоватое продолжение ))

Leggy написал(а):

работая коловоротом, Канова, конечно, мог заработать синяки под рёбрами, но повредить желудок вряд ли

Массаж живота должен был пойти только на пользу ))

Leggy написал(а):

слово fat есть во французском языке

Наверное, ближе к онегинскому типу, или к Печорину? Кажется, было у Пушкина такое вырвжение: "как денди лондонский раздет"? Если я не путаю...
Тогда подойдет и английское fatigue

а) усталость, утомление
б) апатия, душевная усталость (от чего-л.), невосприимчивость (к чему-л.)
2) тяжёлая, утомительная работа
http://www.lingvo-online.ru/ru/Translate/en-ru/fatigue

Трудно быть гением, в том числе смерти.

Leggy написал(а):

Хотелось бы всё-таки услышать что-то в защиту Кановы (хотя бы чтобы оправдать название темы))), пока, увы, ничего не прозвучало

Я думал, что пару слов общими усилиями и со Стендалем мы наберем. Теперь вижу, что придется отдуваться самому :huh:

0

4

Micktrik написал(а):

...фатоватое продолжение ))


Интересно, что вкладывал автор в эти слова? ))

Micktrik написал(а):

Наверное, ближе к онегинскому типу, или к Печорину?


Скорее к лермонтовкому Демону! К нему и fatigue подходит.

Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему.

Micktrik написал(а):

Кажется, было у Пушкина такое вырвжение: "как денди лондонский раздет"? Если я не путаю...


Рискну предположить, что путаешь...))
Раздетым (на людях) пристало быть фавну, но не фату ))

Micktrik написал(а):

Я думал, что пару слов общими усилиями и со Стендалем мы наберем. Теперь вижу, что придется отдуваться самому


Не, обвинители, думаю, ещё найдутся, а вот защитники пока в единственном лице (Стендаля)))

0

5

Итак, о бедном Канове замолвлю два слова...

http://s3.uploads.ru/htKMj.jpg

В Риме  произошел расцвет творчества многих художников – не стал исключением и Антонио Канова. Знакомство с античным искусством Вечного города сделало из него самого известного скульптора своего времени. К сожалению, не все произведения этого плодотворного периода сейчас на своих местах, но кое-что осталось, а что-то оказалось совсем у нас под боком (в Санкт-Петербурге). Есть варианты далекие и близкие, как в случае с Марией Магдалиной. Посмотрите на нижнюю часть ее… фотографии:

http://s5.uploads.ru/vftSx.jpg

Правильно: это римская работа! А как же три девицы-грации и окрыленная любовью Психея? Всех красавиц рассматривать у нас нет времени, поэтому давайте сконцентрируемся на тех, которые решили никогда не покидать Рим. Я бы даже сказал: давайте обратим внимание всего лишь на одну особу.

http://www.wga.hu/art/c/canova/2/3paolina.jpg

Как известно, император Наполеон выдал свою любимую сестру замуж за Камилло Боргезе, после чего Полина постепенно превратилась в Венеру Боргезе. Кажется, новым статусом она насладилась в полной мере и добродетельной не стала. Всех, правда, в первую очередь интересует ее красота, а не душевные качества, но справедливости ради надо отметить, что Полина была очень привязана к своему брату и не забыла о нем, когда Наполеон потерпел поражение, лишился власти и был сослан на остров Эльбу. Не будем забывать, что родственные кровные связи очень важны для корсиканок и итальянок (и прочих -цев), которые могут изменять мужьям (женам), но остаются верными и любящими по отношению к родителям, братьям и даже племянникам (в случае римских пап). Хотя самоотверженность Полины, переехавшей к брату в ссылку, и является интересным и неоспоримым историческим фактом, мы все же сконцентрируемся на ее внешнем облике, который восхищает всех, кто посещает виллу Боргезе, до сих пор. Я склонен думать, что Канова не сильно идеализировал и приукрасил свою модель. По многим дошедшим до нас изображениям мы можем сделать неоспоримый вывод: Полина была очень привлекательной молодой женщиной.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Marie_Pauline_by_Salomon_Guillaume_Counis.jpg

Не могу припомнить подобного образа у Кановы или других скульпторов, кажется, и в античности трудно найти похожую Венеру. Быть может, ее отдаленные предки возлежали на крышке этрусского саркофага, но в нашем варианте от заупокойной темы нет и следа, а скорее наоборот: перед нами гимн здоровью и красоте.

http://s7.uploads.ru/Sg5xt.jpg
Этрусский саркофаг

Говорят, что Полине сначала предложили предстать в образе Дианы.
- Вот еще, - сказала молодая избалованная женщина, - меньше, чем на Венеру, я не согласна!
И при этом она поступила так же, как и Венера перед Парисом! Если я не путаю, она показала известному ценителю женской красоты голую пятку! ;)  Канова был наготове, быстро сунул ей в руку первое попавшееся (давно упавшее) яблоко и, не теряя времени, взялся за инструмент скульптора.
Дело было примерно так:

http://25.media.tumblr.com/tumblr_mdjcvhylr21rby6c9o1_500.jpg
Lorenzo Valles (1831-1910). Paolina Borghese in the studio of Antonio Canova. 1890

А мужу, Камилло Боргезе, пришлось отдуваться: придумывать старинную легенду о происхождении их рода от самого Энея, рожденного Венерой. Правда, с этого его неприятности только начинались. Позднее, когда Полину Боргезе спрашивали, позировала ли она в студии Кановы (подразумевая: полуобнаженная), она без тени смущения отвечала - да, добавляя, что было достаточно жарко от камина.

Не все согласятся с моими рассуждениями о прекрасном в скульптуре, а кто-то станет откровенно скучать, глядя на статичную и самовлюбленную Венеру. Знаю я, чем можно привести вас в восторг!  Недалеко от виллы Боргезе находится Галерея современного искусства, в которой вы имеете счастливую возможность познакомиться с красивым, энергичным и динамичным мужчиной-героем. Он как слон моську забросит любого вашего обидчика за горизонт, если тот попадется ему под горячую руку, поэтому приходите под руку с обидчиком, если хотите его проучить.

http://www.wga.hu/detail/c/canova/1/90hercul.jpg

Кто-то решит, что и здесь скульптура воспевает силу и здоровье – попали пальцем в небо! (вспомните перст указующий на Капитолии)  Если откроете википедию, то узнаете, что мировой рекорд по бросанию снаряда (Лихаса) вдаль был установлен под действием смертельного допинга. У композиции есть и неофициальные названия: “Геркулес Фарнезский в действии”, “Пиррова победа неоклассицизма над барокко”. Те, кто останется равнодушным к Геркулесу, наверняка проявят сочувствие к несчастному посыльному “лихачу”.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/Napoli_Museo_Archeologico_Ercole_Farnese.jpg/384px-Napoli_Museo_Archeologico_Ercole_Farnese.jpg
Геркулес Фарнезский. Неаполь.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Лихас

Итак, по мнению Кановы, мужчина должен быть активен и динамичен, подобно Марсу (ну, иногда Марсию), а удел женщины-Венеры – статичное позирование (ну, можно с легкой подтанцовкой – не более того!). В жизни, правда, часто бывает наоборот: мужчина овощем лежит на диване, погруженный в размышления и созерцание, а женщина крутится юлой, переполненная энергией подобно динамо-машине.

Не сомневайтесь: перед вами действительно шедевр Кановы, рекомендованный к просмотру самим Стендалем! Динамика в неоклассической скульптуре дорогого стоит! Внимательно читайте четвертый пункт списка в “Прогулках по Риму”, где перечислены наиболее значительные работы:

4. Мастерская Кановы и главные статуи этого великого человека, рассеянные в церквах и палаццо: “Геракл, бросающий Лихаса в море” в красивом палаццо банкира Торлонии, герцога Браччано на Пьяцца ди Венеция, в конце Корсо; гробница Ганганелли в Санти-Апостоли; гробницы папы Редзонико и Стюартов в соборе св. Петра; статуя Пия VI перед главным алтарем.


Венера среди работ Кановы не упоминается. Этому может быть две причины: Стендаль не считал ее шедевром скульптуры, или он ее просто не видел. И то, и другое мне кажется странным. Венера Кановы вызывала восхищение у многих ценителей искусства того времени. Созданный образ уникален (аргументированные возражения рассматриваются).

Давайте в наших рассуждениях больше внимания уделять цифрам или датам (которые иногда противоречат друг другу в разных источниках). Мраморная Венера не покидала пределов  Италии, но и она не отдыхала на одном и том же месте. В 1805-1808 годах Канова над ней работал в своей мастерской, потом она уехала в Турин с Камилло Боргезе, затем переместилась в Геную, а вернулась в Рим уже после смерти супругов в 1838 году. По возвращении, скорее всего, скульптура находилась в художественной коллекции палаццо Боргезе, где устраивались ее ночные показы при свете зажженных факелов, а на виллу переехала  с другими экспонатами в 1891 году (или это случилось несколько раньше?). Не надо путать палаццо Боргезе, расположившееся недалеко от Тибра на одноименной площади, с виллой, находящейся в одноименном парке. Коллекцию живописи в “Прогулках по Риму” Стендаль осматривал со своими спутниками именно в палаццо.

http://en.wikipedia.org/wiki/Palazzo_Borghese
http://www.romeartlover.it/Vasi69.htm
http://www.romeartlover.it/Vasi187.html

Раз “Прогулки по Риму” были опубликованы в 1829 году, Венера могла остаться незамеченной, так как она была в Риме только с 1805-го по 1808-ой годы (в студии скульптора), а потом уже после 1838 года.

Пожалуй, пора и завершить мой рассказ, чтобы вы не подумали, что я нацелился на написание научного труда (заимствовать идеи и списывать я разрешаю ;) ). Кажется, в ГМИИ имени Пушкина есть копия Венеры в гипсе, которая, надеюсь, вас чуть-чуть утешит, если (не дай Бог!) у вас сорвалась поездка в Рим. Некоторые римские работы Кановы сейчас можно  посмотреть оптом в Питере, как и рекомендует Алина.

Ах, вспомнил! Я обещал похвалить Канову!

Вот что приходит в голову. Во-первых, он был неплохим скульптором, обогатившим  мировое искусство запоминающимися романтическими, героическими и неоклассическими образами. Во-вторых, он способствовал возвращению многих итальянских шедевров из наполеоновского плена на родину.

Приведу небольшой пример из жизни другой Венеры (Медичи): когда французы захватили мраморную флорентийскую богиню и увезли ее в Париж, Канова изваял, как некоторые считают, почти равноценную замену. Медицейская Венера скоро вернулась домой (тоже благодаря Канове), и теперь Флоренция хранит два скульптурных шедевра: один в галерее Уффици, а другой в палаццо Питти.

И еще: мода на классическую и неоклассическую скульптуру спасла от разграбления произведения в стиле барокко – их посчитали заурядными, безвкусными, фатоватыми :)  и оставили в Риме! В этом тоже большая заслуга Кановы!

В конце нашего маленького рассказа я предлагаю вам ответить на простой вопрос.  (Загадки становятся хорошей традицией нашего форума, привлекая нескончаемый поток активных участников и анонимных почитателей – почти как в музеи Ватикана! :crazy: ).

Какую знаменитую сестру Наполеона, кроме его любимой Полины, изваял великий Канова? Чтобы вы не дали “другой правильный” ответ, я прилагаю подсказку: у нее был сильный характер и одинаковые с Полиной вкусы (сестер интересовал один и тот же мужчина, которого многие считали гением). Ее отношение к мрамору было самым непосредственным.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/62/Venus_Victrix_pushkin02.jpg/800px-Venus_Victrix_pushkin02.jpg

0

6

Micktrik написал(а):

Венера Кановы вызывала восхищение у многих ценителей искусства того времени. Созданный образ уникален (аргументированные возражения рассматриваются).


Пока прокомментирую только это, остальное чуть позже.

Насчёт уникальности у меня есть возражения, аргументы прилагаю )

http://s7.uploads.ru/8J1ou.jpg

http://s6.uploads.ru/7kCnG.jpg

http://s6.uploads.ru/npk2r.jpg

http://s7.uploads.ru/H9c1Q.jpg

http://s7.uploads.ru/1Lzhw.jpg

http://s7.uploads.ru/GA7KF.jpg

Это разные произведения Кановы, но, кажется, что все они на одно лицо.  :dontknow:  Все работы почти одинаковые, вопрос: одинаково хорошие или одинаково посредственные?  :question:

И спасибо за тему! очень интересно и хорошо написано!
А, и ещё вопрос: что за рыцарь на портрете, с которого начался последний пост?

0

7

Leggy написал(а):

А, и ещё вопрос: что за рыцарь на портрете, с которого начался последний пост?

Этот рыцарь - не Канова (хотя кто знает? :) ), а живописная работа скульптора, которую мы встретили в палаццо ди Пропаганда Фиде.

Портрет Эццелино да Романо
http://s7.uploads.ru/6EXZt.jpg

Где мы были – не были – желаем быть

Leggy написал(а):

Это разные произведения Кановы, но, кажется, что все они на одно лицо.  :dontknow:  Все работы почти одинаковые, вопрос: одинаково хорошие или одинаково посредственные?

Лицо-то одно, но оно в скульптуре редко кого интересует! :idea:  Еще в античные времена принято было мраморные головы менять - как и прически! :)
А можно ли позу точно такую найти?  :question:

0

8

Micktrik написал(а):

Этот рыцарь - не Канова (хотя кто знает? :) ), а живописная работа скульптора, которую мы встретили в палаццо ди Пропаганда Фиде.

Портрет Эццелино да Романо


Ага, спасибо, память подвела, помню, что видела этот портрет, а где не помню ))

Micktrik написал(а):

Лицо-то одно, но оно в скульптуре редко кого интересует! :idea:  Еще в античные времена принято было мраморные головы менять - как и прически! :)
А можно ли позу точно такую найти?  :question:


Насчёт однообразия лиц, соглашусь, а позу не точно такую, но похожую см. ниже.

Micktrik написал(а):

И при этом она поступила так же, как и Венера перед Парисом! Если я не путаю, она показала известному ценителю женской красоты голую пятку! ;)  Канова был наготове, быстро сунул ей в руку первое попавшееся (давно упавшее) яблоко и, не теряя времени, взялся за инструмент скульптора.


Так вроде ж у Кановы есть раздетые статуи, ему не привыкать к виду голых пяток? Я бы даже сказала, нашла чем скульптора удивить! :) Он и подогнал её под свой формат, по-возможности сгладив индивидуальность.

http://s6.uploads.ru/6tKWY.jpg

http://s7.uploads.ru/aA9hR.jpg

http://s7.uploads.ru/KEWjh.jpg

Micktrik написал(а):

Недалеко от виллы Боргезе находится Галерея современного искусства, в которой вы имеете счастливую возможность познакомиться с красивым, энергичным и динамичным мужчиной-героем. Он как слон моську забросит любого вашего обидчика за горизонт, если тот попадется ему под горячую руку, поэтому приходите под руку с обидчиком, если хотите его проучить.


Заметьте, под левую руку  :idea:
Или Геракл был левшой, или никуда он Лихаса не забросит  :nope:

Micktrik написал(а):

“Геркулес Фарнезский в действии”


И в самом деле, похож!

Micktrik написал(а):

Итак, по мнению Кановы, мужчина должен быть активен и динамичен, подобно Марсу (ну, иногда Марсию), а удел женщины-Венеры – статичное позирование (ну, можно с легкой подтанцовкой – не более того!). В жизни, правда, часто бывает наоборот: мужчина овощем лежит на диване, погруженный в размышления и созерцание, а женщина крутится юлой, переполненная энергией подобно динамо-машине.


Не, вначале они активны и динамичны, а только потом лежат на диване )) Если серьёзно, статичная героика Марса-миротворца у Кановы мне нравится больше. Спокойствие и уверенность  против суеты и демонстрационной игры мускулов (моську можно пальцем раздавить, зачем слону так напрягаться?)
И ещё добавлю пару слов про Марса. По мнению Кановы, мужчина – победитель, но победа –женщина, которая (своим танцем) вдохновляет победителя и достаётся ему :)

Micktrik написал(а):

Ах, вспомнил! Я обещал похвалить Канову!

Вот что приходит в голову. Во-первых, он был неплохим скульптором, обогатившим  мировое искусство запоминающимися романтическими, героическими и неоклассическими образами. Во-вторых, он способствовал возвращению многих итальянских шедевров из наполеоновского плена на родину.


Ругать намного проще, чем хвалить, ругать можно за всё, а хвалить нужно за что-то стоящее. Данная похвала звучит убедительно!

Micktrik написал(а):

В конце нашего маленького рассказа я предлагаю вам ответить на простой вопрос.  (Загадки становятся хорошей традицией нашего форума, привлекая нескончаемый поток активных участников и анонимных почитателей – почти как в музеи Ватикана! :crazy: ).

Какую знаменитую сестру Наполеона, кроме его любимой Полины, изваял великий Канова? Чтобы вы не дали “другой правильный” ответ, я прилагаю подсказку: у нее был сильный характер и одинаковые с Полиной вкусы (сестер интересовал один и тот же мужчина, которого многие считали гением). Ее отношение к мрамору было самым непосредственным.


Последняя фраза наводит на Элизу Бонапарт, с именем которой "связана разработка месторождений каррарского мрамора" http://ru.wikipedia.org/wiki/Элиза_Бонапарт

А вот статую я назвать не могу  :dontknow:  Поэтому оставляю эту загадку "нескончаемому потоку активных участников и анонимных почитателей" :)

0

9

Leggy написал(а):

Последняя фраза наводит на Элизу Бонапарт, с именем которой "связана разработка месторождений каррарского мрамора

Правильный ответ прозвучал!  :)

Leggy написал(а):

Поэтому оставляю эту загадку "нескончаемому потоку активных участников и анонимных почитателей

Опять им ничего не досталось!  :dontknow:

А вот и скульптура

http://s7.uploads.ru/1Cv95.jpg

Элиза Бонапарт в образе музы Полимнии или Полигимнии

0

10

Портрет Кановы, написанный Гаспаре Ланди, можно найти в Риме в галерее Боргезе. Здесь скульптор выглядит пожилым мужчиной, что соответствует реальности.

http://www.wga.hu/detail/l/landi/portr_ca.jpg

Portrait of Canova
1806
Oil on canvas
Galleria Borghese, Rome

0

11

Micktrik написал(а):

Здесь скульптор выглядит пожилым мужчиной, что соответствует реальности.

Portrait of Canova
1806
Oil on canvas
Galleria Borghese, Rome


Здесь ему 48 лет, не такой уж и пожилой ) и выглядит он неплохо, я бы даже сказала, что у него интересная внешность и интригующий взгляд - глубоко посаженные глаза смотрят как бы исподлобья, недоверчиво или оценивающе. Интригует глубина взгляда. Вот только причёска слегка подкачала ))

Отредактировано Leggy (2013-11-21 17:03:14)

0

12

Leggy написал(а):

Здесь ему 48 лет, не такой уж и пожилой ) и выглядит он неплохо, я бы даже сказала, что у него интересная внешность и интригующий взгляд - глубоко посаженные глаза смотрят как бы исподлобья, недоверчиво или оценивающе. Интригует глубина взгляда. Вот только причёска слегка подкачала ))

Да, трудился он плодотворно. С точки зрения творчества он был в полном расцвете сил, а "пожилым" я его назвал по отношению к автопортрету 1790 года, который находится в Уффици или коридоре Вазари.

Какой портрет больше нравится?

http://www.wga.hu/detail/c/canova/2/z_selfpo.jpg

0

13

Micktrik написал(а):

Какой портрет больше нравится?


Автопортрет нравится больше. Возможно, конечно, Канова приукрасил себя, автопортрет ведь )) Да и моложе он здесь на 16 лет!
Кстати, интересно, что на более поздних портретах у Кановы с причёской всё в порядке. Например, на этой картине Джона Джексона, датированной 1819-1820 годами.

http://s7.uploads.ru/t/47teH.jpg

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Antonio_Canova,_by_John_Jackson_(1778-1831).jpg?uselang=ru

0

14

Leggy написал(а):

Кстати, интересно, что на более поздних портретах у Кановы с причёской всё в порядке. Например, на этой картине Джона Джексона, датированной 1819-1820 годами.

По закону жанра (парадный портрет) внешность привели в порядок

Я нашел подобный вариант, но опять "пожилой"

http://www.wga.hu/detail/l/lampi/son/canova.jpg
LAMPI, Johann Baptist II
Portrait of Antonio Canova
after 1806
Oil on canvas, 113 x 93 cm
Akademie der bildenden Künste, Vienna
http://www.wga.hu/cgi-bin/highlight.cgi … ind=canova

Я, пожалуй, проголосую за "пожилой" реалистичный портрет из Боргезе.

Leggy написал(а):

Здесь ему 48 лет, не такой уж и пожилой ) и выглядит он неплохо, я бы даже сказала, что у него интересная внешность и интригующий взгляд - глубоко посаженные глаза смотрят как бы исподлобья, недоверчиво или оценивающе. Интригует глубина взгляда. Вот только причёска слегка подкачала ))


Прическа для мужчины не имеет большого значения! :)

Пишут, что Гаспаре Ланди был другом скульптора, поэтому должен был лучше других знать внутренний мир и внешность портретируемого :idea:
А самое сложное, на мой взгляд, правдиво нарисовать самого себя :)

0

15

Micktrik написал(а):

Я, пожалуй, проголосую за "пожилой" реалистичный портрет из Боргезе.


хм, а если бы речь шла о женских портретах, что бы победило пожилая реалистичность или приукрашенная молодость? )

Micktrik написал(а):

Прическа для мужчины не имеет большого значения!


с этим согласна, причёска Игоря Крутого не делает его менее крутым ))

Micktrik написал(а):

Пишут, что Гаспаре Ланди был другом скульптора, поэтому должен был лучше других знать внутренний мир и внешность портретируемого :idea:
А самое сложное, на мой взгляд, правдиво нарисовать самого себя


А кому нужна правдивость портрета? Портретируему, мне кажется, чем краше, тем лучше. Сколько в искусстве было случаев, когда реалистичные портреты, выполненные талантливыми художниками, скрывались владельцами от посторонних глаз! И зрителям, ИМХО, приятнее смотреть на красивое (пусть и приукрашенное), чем на реальное и страшненькое )) В общем, рискну предположить, что в портретной живописи, как в жизни женщины - на люди только в макияже! :)

0

16

Leggy написал(а):

И зрителям, ИМХО, приятнее смотреть на красивое (пусть и приукрашенное), чем на реальное и страшненькое )) В общем, рискну предположить, что в портретной живописи, как в жизни женщины


А откуда пошло известное выражение: красота - это страшная сила! :question:

Ну, на портреты и автопортреты Рембрандта до сих пор смотрят с удовольствием, хотя с точки зрения физической красоты изображенные на них люди могут быть далеки от совершенства. Парадокс состоит в том, что его живопись при этом часто называют прекрасной (любители Рембрандта не позволят соврать). А, например, у Кановы красота порой бывает "пресной", шаблонной, холодной и скучной, поэтому его величие значительно сдулось со времен Стендаля. Тогда на искусство Караваджо и Бернини мало обращали внимания, а теперь изучают с большим интересом, любуются и восхищаются.

В общем, самое главное, чтобы "чувство доброе пробуждалось лирой", рождались положительные эмоции (иногда с примесью или противопоставлением отрицательных). Человеку от природы свойственно реагировать на красивую внешность - от этого никуда не деться, но на нас воздействует не только противоположный пол (хотя я и не отрицаю силу инстинктов), а любые неодушевленные предметы и живые существа, которым мы даем эстетическую оценку (возникает обратная реакция). Я "люблю грозу в начале мая"  представить в своем воображении сейчас, но мое настроение может значительно испортиться, если я в мае промокну под холодным дождем. Понятие прекрасного постоянно меняется, что очень заметно, если рассмативать разные исторические периоды или живущие обособленно группы людей. У красоты есть одно свойство - экстраординарность и уникальность, шаблонность ее быстро или постепенно убивает. Она должна встречаться относительно редко, быть редкоземельной или внеземной, недостижимой и идеальной. Ну, я немного переборщил, конечно, но свежесть и оригинальность обязательны. :)

Недавно видел фильм про жизнь эфиопского племени: на меня произвели очень сильное впечатление их женщины, которые оттягивают нижнюю губу круглыми глиняными тарелками. И ведь их мужикам это нравится!  o.O  Ооочень оригинально, но мне было тяжело смотреть на такое уродство! (Уродство тоже оригинально! :idea: )

http://www.terra-z.ru/wp-content/uploads/2010/03/116.jpg

Другими словами, мы затронули сложную философскую тему, в которой можно запутаться, если руководствоваться мыслями, а не собственным вкусом и чувствами, которые мы получаем от рождения и формируем всю свою жизнь (и нам его также навязывают, вправляют и рекламируют :tired: ).

Можно, кстати, полистать книгу Умберто Эко "История красоты" (я люблю рассматривать картинки) :) или почитать "Эволюция средневековой эстетики" (на это не хватило времени)

Так что многим "пожилой" Канова покажется очень красивым мужчиной, с высоким мраморным лбом философа и выразительным проницательным взглядом художника! :whistle:

Поплутав в трех соснах рассуждений, хочу сделать вывод: о вкусах не спорят! :)

0

17

Недавно нам напомнили, что Канова был соучастником продажи английскому любителю искусства работы Микеланджело. Лучше бы она осталась на континенте - пусть во Франции.
Получается, что Канова был крупным арт-дилером, который наживался (услуги, деньги?) на разбазаривании итальянских произведений искусства. Возможно, другие вели бы себя в эту мутную наполеоновскую эпоху более нагло, но это не извиняет известного итальянского скульптора. Да, многие работы стараниями Кановы потом вернулись на родину, но не эта.

http://www.theartnewspaper.ru/public/uploads/posts/postbreakout/2018-06/65b223c2-8f76-427e-9fa1-de3add1372a7.jpg

«Мадонна Таддеи» была завещана академии (имеется в виду Королевская академия в Лондоне) сэром Джорджем Бомоном, талантливым пейзажистом-любителем и ценителем живописи. Он, в свою очередь, приобрел ее в Риме у французского художника-неоклассициста и коллекционера Жан-Батиста Викара. Кроме того, что Викару принадлежало крупное собрание работ Микеланджело, при Наполеоне он отвечал за вывоз произведений искусства из Италии, Франции и австрийских Нидерландов для французских музейных коллекций. И конечно, воспользовался служебным положением, чтобы добыть работы Микеланджело для себя. Хотя потом утверждал, что купил тондо в 1812 году у прямых наследников владельцев палаццо Таддео Таддеи во Флоренции, где оно хранилось с первых дней существования, а затем продал его умолявшему Бомону по сравнительно выгодной цене. Организовать сделку и отправку барельефа в Англию помог великий итальянский скульптор Антонио Канова.

(полностью статью можно прочитать тут)

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Пара слов в защиту Кановы