"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Книги о Риме, путеводительные и художественные


Книги о Риме, путеводительные и художественные

Сообщений 1 страница 30 из 60

1

Прогулки по Риму. Стендаль.
Рим в ореоле легенд и преданий. Л. Я. Хаустова
Рим. Две тысячи лет истории. Ричард и Барбара Мертц.

0

2

Императорский Рим в лицах. Е. В. Фёдорова
Искусство и архитектура. Рим. Бригитте Хинцен-Болен

0

3

Leggy написал(а):

Императорский Рим в лицах. Е. В. Фёдорова

Ее сейчас и читаю. Не устаю поражаться, насколько порочны люди, особенно стремящиеся к власти и достигшие ее вершин. Ничто не меняется в нашем мире. Кажется, Август у Федоровой изображен намного более неприглядным, чем, например, у Светония. Ее характеристика императора мне показалась довольно объективной, основанной на разных источниках.

Читал еще на эту тему:
Август. Первый император Рима. Джорджа Бейкера,
но давно это было - ничего не помню...

Для структуризации своих знаний о древнем Риме очень помогает Азимов:

Римская республика. От семи царей до республиканского правления.
Рим. От триумфа до краха Империи.

Побуждает читать такие книжки чистый интерес к истории, которая перекликается с современностью (особенно в политике).
Практической пользы от подобной литературы в поездке нет, если не брать в расчет дополнительного ореола от приобщения к античному миру.
Немного соврал: бюсты императоров оживают. :)

0

4

Империй. Роберт Харрис
Великолепное художественное произведение о политической жизни Рима во времена Цицерона и о самОм великом политике, ораторе и философе. Роман может дать фору любому детективу (ИМХО). Постоянно всплывают параллели с современностью. Читать обязательно.

0

5

Очень хвалят такую книжку, но я ее не читал:
Я, Клавдий
I, Claudius

Автор: Роберт Грейвз
Переводчик: Галина Островская

Продолжение не переводили на русский:
Claudius the God

Нет, ошибся - перевели:
Божественный Клавдий и его жена Мессалина

http://ru.wikipedia.org/wiki/Я,_Клавдий_(книга)
http://flibusta.net/a/7973

По книгам снят фильм (сериал):

Я, КЛАВДИЙ / I, Claudius

Год выпуска: 1976
Страна: Великобритания
Жанр: историческая драма
Режиссёр: Херберт Уайз / Herbert Wise
В ролях: Дерек Джекоби, Джордж Бейкер, Маргарет Тайзэк, Шан Филлипс, Джеймс Фолкнер, Брайан Блессид, Джон Хёрт, Кевин МакНэлли, Фиона Уолкер и др.

0

6

Micktrik написал(а):

Кажется, Август у Федоровой изображен намного более неприглядным, чем, например, у Светония.

Просто, описывая самые ужасные события, происходившие в период триумвирата Октавиана, Антония и Лепида, Фёдорова цитирует «Гражданские войны» Аппиана, а к Светонию обращается при описании мирного периода правления Августа. Кстати, мне интересно было разобраться, как Октавий превратился в Октавиана, а затем в Августа.

Micktrik написал(а):

Ее характеристика императора мне показалась довольно объективной, основанной на разных источниках.

А я не увидела единого и чёткого портрета, у меня его личность растроилась на маменькиного сынка Октавия, кровожадного Октавиана и рассудительного Августа.

Цитаты Плутарха о смерти Цицерона и Клеопатры показались полными описательных подробностей, но не объясняющими описываемые события.

Micktrik написал(а):

Побуждает читать такие книжки чистый интерес к истории, которая перекликается с современностью (особенно в политике).

Мне просто интересно. :) А у Фёдоровой особенно ценно то, что в основном она цитирует труды древних авторов, не давая своих комментариев, и тем самым оставляет читателям свободу делать свои выводы.

Отредактировано Leggy (2013-01-20 23:56:14)

0

7

Micktrik написал(а):

Для структуризации своих знаний о древнем Риме очень помогает Азимов:

Римская республика. От семи царей до республиканского правления.
Рим. От триумфа до краха Империи.

Спасибо за рекомендации, где бы ещё время найти на все книжки. :)

Вспомнила ещё одну про Древний Рим:

Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьёзы. Альберто Анджела

Эта книга очень помогла мне перед поездкой, но не в Рим, а в Неаполь (в Помпеи). Впрочем, и для римского путешествия там найдётся кое-какая интересная информация.

0

8

КАРТИНЫ ИТАЛИИ Чарльз Диккенс 

Читаю главу "Рим" - получаю удовольствие. В посленаполеоноские времена Вечный Город выглядит вполне современным по духу. Сюда стекаются туристы и паломники из разных стран Европы. Не хватает только китайцев и американцев. Язык Диккенса постоянно меняет свои оттенки - в зависимости от восприятия увиденного: от сочного и восторженного - к ироничному и флегматичному.

Приведу несколько отрывков с рассуждениями об искусстве, с которыми можно согласиться или поспорить. 

Изысканное изящество и красота созданного Кановой, спокойное величие многих античных статуй как в Капитолии, так и в собрании Ватикана, сила и вдохновенность многих других, при всем различии этих творений, — превыше всяких похвал, доступных человеческой речи. Особенно чарующими и выразительными кажутся они рядом с работами Бернини и его школы, изобилующими в римских церквах, начиная с собора св. Петра, и представляющими собою — я твердо уверен в этом — самые отвратительные изделия, какие только существуют на свете. Неизмеримо большее удовольствие мне бы доставили (как произведения искусства) три божества — Прошлое, Настоящее, Будущее — китайской коллекции[149], чем лучшие из этих буйно помешанных, у которых каждая складка одежды вывернута наизнанку, мельчайшая вена или артерия — толщиной в палец, волосы похожи на клубок шевелящихся змей, а позы затмевают своей нелепостью все остальное. Вот почему я глубоко убежден, что во всем мире не найти места, где было бы столько уродов, порожденных резцом ваятеля, сколько их собрано в Риме.

http://s019.radikal.ru/i612/1212/a7/a07586de000e.jpg
Капитолийские музеи. Бернини.

Много ли Диккенсу удалось увидеть Бернини?

Портрет Беатриче Ченчи в палаццо Барберини[150] — картина, забыть которую невозможно. Сквозь чарующую красоту ее лица просвечивает нечто такое, что неотступно преследует меня. Я и сейчас вижу ее портрет так же отчетливо, как вот эту бумагу или свое перо. На голову свободно накинуто белое покрывало; из-под складок его выбиваются пряди волос. Она внезапно обернулась и смотрит на вас, и в ее глазах, хотя они очень нежны и спокойны, вы замечаете какое-то особое выражение, словно она только что пережила и преодолела смертельный ужас или отчаяние и в ней осталось лишь упование на небеса, прелестная печаль и смиренная земная беспомощность. По некоторым версиям, Гвидо написал ее в ночь перед казнью; по другим — он писал по памяти, увидев ее на пути к эшафоту. Мне хочется верить, что он изобразил ее так, как она повернулась к нему, отвратив взор от рокового топора, и этот взгляд запечатлелся в душе художника, а он в свою очередь запечатлел его в моей, словно я стоял тогда в толпе рядом с ним. Преступный дворец семьи Ченчи медленно разрушается, отравляя своим дыханием целый квартал; в его подъезде, в темных, слепых глазницах окон, на мрачных лестницах и в коридорах мне чудилось все то же лицо. Здесь, на картине начертана живая история — начертана самой Природой на лице обреченной девушки. Одним этим штрихом как она возвышается (вместо того чтобы сближаться ним) над ничтожным миром, притязающим на родство с нею по праву жалких подлогов!

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/48/Cenci.jpg

И у Гвидо Рени есть неплохие работы (если это его картина в палаццо Барберини) :D

http://flibusta.net/b/13003/read

0

9

Micktrik написал(а):

Язык Диккенса постоянно меняет свои оттенки - в зависимости от восприятия увиденного: от сочного и восторженного - к ироничному и флегматичному.

В первом отрывке Диккенс слишком категоричен, не использует полутонов и не объясняет причину своих художественных приязней и неприязней.  Если ему что-то не нравится, пишет «уроды», «буйно помешанные», «отвратительные изделия» и «нелепые». Если нравится – «превыше всяких похвал, доступных человеческой речи». На то и писатель, словами уметь объяснить свою похвалу/хулу!
Вместо этого Диккенс использует хитрый приём: чтобы похвала одного стала ощутимей, нужно кого-то другого сильно поругать в противовес. Античная скульптура не нуждается в таком сравнении, а бесстрастным произведениям Кановы оно не поможет.
Подумала, где рядом можно увидеть статуи Бернини и Кановы, вспомнила галерею Боргезе. Вмятины от пальцев Плутона на бедре Прозерпины такие, что синяки останутся, ходишь вокруг, хочется все детали увидеть, ничего не пропустить… А у Паолины Боргезе спина красивая, но безжизненная. Я бы выбрала «синяки» Прозерпины. :)

Micktrik написал(а):

Она внезапно обернулась и смотрит на вас, и в ее глазах, хотя они очень нежны и спокойны, вы замечаете какое-то особое выражение, словно она только что пережила и преодолела смертельный ужас или отчаяние и в ней осталось лишь упование на небеса, прелестная печаль и смиренная земная беспомощность.

Картина хорошая, спору нет, увидишь - не забудешь. Но... не сочтите меня кровожадной, я не могу поверить, что такой взгляд может быть у приговорённой к казни (идущей на эшафот). Не понимаю, как можно преодолеть предсмертный ужас и отчаяние до степни отрешённости. Она плакать и кричать должна, взывая к милости и справедливости, а не покоряться палачам!

0

10

Leggy написал(а):

Не понимаю, как можно преодолеть предсмертный ужас и отчаяние до степени отрешённости. Она плакать и кричать должна, взывая к милости и справедливости, а не покоряться палачам!

Свой протест девушка уже выразила, убив тиранозавра-отца. Наверное, кричать и плакать больше нет сил, о чем и свидетельствует выразительно-отрешенный взгляд. Давайте-ка лучше обратимся к сохранившимся “первоисточникам”, чтобы нарисовать объективную картину произошедшего, например:

Ченчи. Перси Шелли
http://lib.ru/POEZIQ/SHELLY/shelley1_9. … tures.html

Семья Ченчи. Фредерик Стендаль
http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=1014407

Семейство Ченчи. Александр Дюма

http://readr.ru/aleksandr-dyuma-semeyst … tml?page=1

Для тех, кто не сможет остановиться, список произведений для внеклассного чтения можно расширить:
BEATRICE CÈNCI. F. D. GUERRAZZI
http://www.gutenberg.org/cache/epub/17837/pg17837.html

Ecetera, ecetera, ecetera… :)

Ну, а начать, наверное, лучше отсюда:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ченчи,_Беатриче

На одном из форумов я нашел картину Маркантонио Франческини «Портрет девушки», которую кое-кто считает портретом Беатриче Ченчи. Сходство действительно есть. Не видели такую картину в Эрмитаже? Я ее не помню. (Алина, помоги! :flag: )

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/729/90729066_large_Marko_Antonio_Francheskini.jpg

В России трагическая римская история когда-то была очень популярна. Теперь же для многих она становится открытием, хотя, наверное, отцы тираны, алкоголики и ублюдки не перевелись.

Лицеист Павел Юдин, учившийся вместе с Пушкиным, нарисовал такой портрет:
http://www.vitanova.ru/addition/exclusive/Papka%20Liceistov/030.gif

Мой интерес, правда, значительно уже, чем нам может предложить Всемирная паутина. Итак, вернемся к Стендалю:

Картинная галерея этого дворца состоит сейчас всего из семи или восьми картин, но четыре из них — шедевры. Это прежде всего портрет знаменитой Форнарины, возлюбленной Рафаэля, написанный им самим. Портрет этот, в подлинности которого не может быть никакого сомнения, ибо существуют копии, сделанные с него в ту же эпоху, сильно отличается от портрета флорентийской галереи, с которого сделал гравюру Морген. Флорентийский портрет вовсе не написан Рафаэлем. Надеюсь, читатель простит мне ради великого имени это маленькое отступление.

Второй знаменитый портрет галереи Барберини принадлежит кисти Гвидо. Это портрет Беатриче Ченчи, с которого сделано множество плохих гравюр[11]. Великий художник прикрыл шею Беатриче куском материи и надел ей на голову тюрбан; он побоялся показать правду во всем ее ужасе, нарисовав в точности костюм, в котором Беатриче пошла на казнь, и изобразив разметавшиеся волосы шестнадцатилетней девушки, охваченной отчаянием. Лицо ее нежно и прекрасно, взгляд больших глаз исполнен кротости; в них — удивленное выражение человека, застигнутого в момент, когда он горько плачет. У нее прекрасные белокурые волосы. В чертах нет ни тени римской надменности или сознания собственного величия, которое зачастую сквозит в уверенном взгляде дочери Тибра, di una figlia del Tevere, как они сами с гордостью называют себя. К сожалению, полутона этого портрета приобрели красно-кирпичный оттенок за двести тридцать восемь лет, отделяющих нас от катастрофы, рассказ о которой будет приведен ниже.

Третья картина галереи Барберини — это портрет Лукреции Петрони, мачехи Беатриче, казненной вместе с нею. Это тип римской матроны, во всей ее горделивой и величественной красоте[12]. У нее крупные черты лица, кожа ослепительной белизны, черные, резко очерченные брови. Взгляд властный и вместе с тем исполненный страсти. Лицо Лукреции составляет полный контраст с нежным, скромным, почти немецким по типу лицом ее падчерицы.

Четвертый портрет, блещущий правдивостью и яркостью красок, является шедевром Тициана; это греческая рабыня, любовница знаменитого дожа Барбариго.
Почти все иностранцы, прибывающие в Рим, прежде всего устремляются в галерею Барберини; их, в особенности женщин, привлекают портреты Беатриче Ченчи и ее мачехи.

Так вот, мне стыдно признаться, но я не помню портрет Лукреции Петрони Ченчи в палаццо Барберини.

0

11

В Интернете, конечно, есть Лукреция Ченчи, но о ней ли идет речь у Стендаля?

Scipione Pulzone
Ritratto di dama con libro ('Lucrezia Cenci') 1591

http://www.christies.com/lotfinderimages/d47298/d4729859x.jpg

Лукреция, что ты думаешь о Лукреции? ;)

0

12

Миктрик, спасибо, было интересно почитать. Знала немного про эту историю, но не представляла насколько она ужасна и несправедлива.

Micktrik написал(а):

Так вот, мне стыдно признаться, но я не помню портрет Лукреции Петрони Ченчи в палаццо Барберини.

Я тоже не помню. Возможны два варианта:

1.  Его в палаццо Барберини уже нет. Стендаль умолчал о том, кто же написал портрет Лукреции Ченчи.
2.  Мы его не заметили. Тогда есть возможность отыскать его в марте.

Micktrik написал(а):

Четвертый портрет, блещущий правдивостью и яркостью красок, является шедевром Тициана; это греческая рабыня, любовница знаменитого дожа Барбариго.

Этого портрета мы тоже не встречали.

Micktrik написал(а):

Лукреция, что ты думаешь о Лукреции?

Портрет мне нравится, описание и Стендаля, и Дюма  соответствует портрету,  и дата подходит.

Отредактировано Lucrezia (2013-01-28 22:48:23)

0

13

Micktrik написал(а):

бюсты императоров оживают

Для меня и места тоже порой оживают :). Если история захватывает :).

Micktrik написал(а):

Приведу несколько отрывков с рассуждениями об искусстве, с которыми можно согласиться или поспорить

Про Бернини понравилось :), жаль, не наткнулась на цитату во времена стародавнего спора о барокко и готике. :D

Leggy написал(а):

В первом отрывке Диккенс слишком категоричен, не использует полутонов и не объясняет причину своих художественных приязней и неприязней. … На то и писатель, словами уметь объяснить свою похвалу/хулу!

Мне кажется, объяснять – это обязанность искусствоведов, а писатель вправе просто делиться своими эмоциями. :dontknow:

Изысканное изящество и красота созданного Кановой… превыше всяких похвал, доступных человеческой речи.

Leggy написал(а):

бесстрастным произведениям Кановы оно не поможет

В целом согласна с Leggy, но не все творения Кановы абсолютно бесстрастны.

http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/50629522.jpg

http://s45.radikal.ru/i108/1008/a0/23baacb67f9c.jpg

Leggy написал(а):

не могу поверить, что такой взгляд может быть у приговорённой к казни (идущей на эшафот)

Присоединяюсь.  Не могу представить такого взгляда и у молодой женщины, прошедшей сквозь страдания и преступления. Хотя, как я поняла, Беатриче так и не призналась в своем соучастии в убийстве отца несмотря на все пытки. Может, и правда она была невиновна и была казнена бесправно?  Тогда допускаю, что такой взгляд может быть у безвинной жертвы, простившей своих мучителей и приготовившейся к переходу в иной мир.  Правда, в той же Википедии пишут, что, возможно, это вовсе и не портрет Беатриче Ченчи, а голова одной из его сивилл (а сколько их всего было?).

Micktrik написал(а):

На одном из форумов я нашел картину Маркантонио Франческини «Портрет девушки», которую кое-кто считает портретом Беатриче Ченчи. Сходство действительно есть. Не видели такую картину в Эрмитаже? Я ее не помню. (Алина, помоги! :flag: )

Я разве что запутать могу.  :crazyfun:  Во-первых, я тоже не помню этот портрет несмотря на то, что в последний раз именно итальянскую живопись мы осмотрели достаточно подробно. Leggy, а ты помнишь? Во-вторых, Википедия отсылает нас к энциклопедии Брокгауза и Ефрона,
http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
и там в статье «Болонская школа Карраччи» говорится:

"Беатриче Ченчи" (по всем вероятиям, исполнена одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы, находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для Эрмитажа в 1784 г. вместе с другими картинами из собраний Бодуэна. Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П. Бордоне, художника венецианской школы, по преданию написана была Гв. Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако эти рассказы не подтверждаются никакими положительными историческими данными и даже подлежат сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи Барберини.







Micktrik, может, лучше отделить мух перечень книг с краткими характеристиками от обсуждения? А то названия затеряются. Спасибо за тему, я уже скачала несколько книг на предстоящую поездку.

Отредактировано Alina (2013-01-31 13:22:39)

0

14

Alina написал(а):

Про Бернини понравилось :), жаль, не наткнулась на цитату во времена стародавнего спора о барокко и готике.

В данном случае Чарльз Диккенс продемонстрировал свою дикость и консерватизм. Его теория о происхождении скульптуры барокко от обезьян не выдерживает никакой критики! :D
Сам же очень правильно написал: в праздники и карнавалы в Риме такое столпотворение, что совсем нет возможности рассматривать достопримечательности :huh:

Alina написал(а):

Присоединяюсь.

Alina написал(а):

Тогда допускаю, что такой взгляд может быть у безвинной жертвы, простившей своих мучителей и приготовившейся к переходу в иной мир.

Очень у тебя неустойчивая позиция :P

Alina написал(а):

может, лучше отделить мух перечень книг с краткими характеристиками от обсуждения?

Будем копать дальше?

Alina написал(а):

Спасибо за тему, я уже скачала несколько книг на предстоящую поездку.

Во время поездки поищи еще такой памятник:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Beatrice_Cenci_Front_by_Hosmer.jpg/800px-Beatrice_Cenci_Front_by_Hosmer.jpg

Где-то рядом может быть и портрет Лукреции, загнанный потомками Барберини заокеанским магнатам :idea:

0

15

Еще две картины (были) выставлены на продажу.

http://image0-rubylane.s3.amazonaws.com/shops/garygermer/5509.1L.jpg

Achille Leonardi (ca. 1800–1870) 19th century Italian artist
Oil on canvas
Beatrice in Rome
14" x 10.5", with frame 20" x 17"
Signed lower right hand corner
Amazing condition with gold, gilt frame

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Beatrice_cenci_prison.jpg

from Auction House Records.
Guido Reni sketching Beatrice Cenci in Prison.

0

16

Alina написал(а):

Leggy написал(а):
В первом отрывке Диккенс слишком категоричен, не использует полутонов и не объясняет причину своих художественных приязней и неприязней. … На то и писатель, словами уметь объяснить свою похвалу/хулу!
Мне кажется, объяснять – это обязанность искусствоведов, а писатель вправе просто делиться своими эмоциями.

А читатель вправе не принять его эмоции, и даже усомниться, что этот писатель видел всех тех «уродов», чтобы прийти к своим выводам.

Alina написал(а):

В целом согласна с Leggy, но не все творения Кановы абсолютно бесстрастны.

Из-за давности я не помню свои впечатления от этой статуи в Эрмитаже, видела её более 4-х лет назад, но хорошо помню копию с виллы Карлотта (Комо). Пишут, что эрмитажная Мария Магдалина раньше в руках держала крест. У той, что с виллы, креста тоже нет, и, наверное, не было. И мне кажется, если мысленно добавить крест, потеряется то чувство, которое состоит в её умоляющих и чего-то ждущих раскрытых небу ладонях.

Alina написал(а):

Может, и правда она была невиновна и была казнена бесправно?  Тогда допускаю, что такой взгляд может быть у безвинной жертвы, простившей своих мучителей и приготовившейся к переходу в иной мир.

Подумала, что образ Беатриче, созданный Рени, лучше всех иллюстрирует Шелли. В отличие от Дюма и Стендаля, Шелли не описывает сцену казни. Он ограничивается описанием приготовления Беатриче к казни. Того, как она просит мачеху сделать ей последнюю в её жизни причёску. И эта сцена по эмоциональному уровню не уступает картине Рени.

Micktrik написал(а):

Еще две картины (были) выставлены на продажу.

Наверное, чудовищная история Беатриче очень привлекает копиистов, раз они из века в век тиражируют её образ. А что привлекает покупателей? Ни на одной из копий нет такого потустороннего, ушедшего взгляда, как у Рени.

Отредактировано Leggy (2013-02-03 23:23:28)

0

17

Купила Гёте "Итальянское путешествие", читаю по случаю (на какой странице случайно открою, ту и читаю ))
Сегодня читала письмо из Рима, в котором он сравнивает оригинальную скульптуру из мрамора и гипсовую копию.

Micktrik написал(а):

В очередной раз не увидев копию Венеры Медичи в ГМИИ, мы считаем ее самой загадочной скульптурой от античности до наших дней.

И бог с ней, чего на копию смотреть. Когда на "Воображаемый музей" привезли мраморный бюст Каракаллы и поставили его рядом с нашей гипсовой копией, стало понятно, чем нас "кормят". Но для (украшения) интерьера гипс вполне годится. Гёте пишет, что около своей постели он поставил голову Юпитера. А какою скульптуру для себя выбрали бы вы? :)

25 декабря.

Я уже начинаю вторично осматривать лучшее из того, что видел, ибо прошла пора, когда первые восторги превращаются в радостное созерцание, и высвобождается из пут чистое осознание ценности произведения искусства. Чтобы воспринять наивысшее понятие о человеческих деяниях, душа должна обрести совершенную свободу.

Мрамор удивительный материал, поэтому Аполлон Бельведерский так бесконечно радостен в подлиннике, тогда как высокое дыханье живого, свободного, вечно юного создания тотчас же исчезает даже в наилучшем гипсовом слепке, Напротив нас, в палаццо Ронданини, имеется маска Медузы, на возвышенно-прекрасном лице которой, больше натуральной величины, поразительно удачно воссоздан предсмертный ужас. Я уже обзавелся хорошим слепком с нее, но от волшебства мрамора в нем ничего не осталось. Благородная полупрозрачность желтоватого, как бы телесного цвета камня исчезла. Гипс ведь всегда походит на мед и кажется мертвым.

И все же какая радость, войдя в мастерскую отливщика, увидеть, как он вынимает из формы отдельные дивные члены статуй, и таким образом получить совсем новые представления о фигурах в целом. Вдобавок здесь видишь вместе все, что разбросано по Риму, и это дает неоценимые возможности сравнения. Я не удержался и приобрел колоссальную голову Юпитера. Удачно освещенный, он стоит насупротив моей кровати, дабы, едва проснувшись, я мог вознести ему свою утреннюю молитву,- впрочем, при всем своем величии и достоинстве, он стал поводом для одной забавной историйки.

Когда моя квартирная хозяйка, уже старая женщина, приходит застилать мою постель, за нею обычно прокрадывается ее любимая кошка. Я сидел в большой комнате и слышал, как старуха возится в спальне. Вдруг она, против обыкновения, стремительно распахнула дверь и крикнула, чтобы я скорее шел посмотреть на чудо. В ответ на мой вопрос, что там такое, она отвечала, что кошка молится господу богу. Она, правда, давно заметила, что разум у малой твари, как у доброго христианина, но все равно - это чудо. Я поспешил собственными глазами взглянуть, что там происходит, и вправду увидел нечто необычное. Бюст Юпитера, срезанный ниже грудной клетки, водружен на высокую подставку, голова кажется вскинутой. Кошка вскочила на стол, уперлась лапками в грудь божества и вытянулась так, что ее мордочка достала до священной бороды, которую она грациозно вылизывала, не обратив ни малейшего внимания ни на возглас хозяйки, ни на мой приход. Я оставил добрую женщину в ее заблуждении, себе же объяснил кошачью молитву тем, что острое обоняние зверька донесло до него запах жира, который из формы попал в завитки бороды и застрял в них.

http://www.geopoesia.ru/ru/travelogs/it … age21.html

Отредактировано Leggy (2013-02-20 00:23:28)

0

18

Leggy написал(а):

Я не удержался и приобрел колоссальную голову Юпитера.

Интересно было бы узнать у Гете, чем обоснован такой выбор  :question:
http://ancientrome.ru/art/artwork/sculp/mythology/rom/jupiter/jup001.jpg
Юпитер величествен, настоящий Бог! Ему место или в Храме, или в музее.

Leggy написал(а):

А какою скульптуру для себя выбрали бы вы?

Трудная задача!   Я предпочла бы что-нибудь более веселое и беззаботное. Например, маленького сорванца Вероккьо. :)
http://www.wga.hu/art/v/verocchi/sculptur/pdolphin.jpg

0

19

Lucrezia написал(а):

Юпитер величествен, настоящий Бог! Ему место или в Храме, или в музее.

Лукреция, а как ты относишься к золотому дождю? Хороший был бы домашний экспонат! :crazy:

0

20

Micktrik написал(а):

Лукреция, а как ты относишься к золотому дождю? Хороший был бы домашний экспонат!

Звучит заманчиво  :rolleyes:  Сначала надо посмотреть, а потом смогу дать ответ :playful:

0

21

Lucrezia написал(а):

Трудная задача!   Я предпочла бы что-нибудь более веселое и беззаботное. Например, маленького сорванца Вероккьо.

Я тоже хотел подобрать что-нибудь оптимистичное (под стать Лукреции): думал (почти) два дня! :tired:

Выбрал работу Луки делла Роббиа: красиво, весело и мало места занимает (если правильно пристроить)! :)

http://farm1.static.flickr.com/115/368972418_112d5450a4_b.jpg

0

22

Micktrik написал(а):

Империй. Роберт Харрис
Великолепное художественное произведение о политической жизни Рима во времена Цицерона и о самОм великом политике, ораторе и философе. Роман может дать фору любому детективу (ИМХО). Постоянно всплывают параллели с современностью. Читать обязательно.

Едва раскопала цитату :whistle: . Прочитала роман, действительно  по напряжённости действия превосходит многие приключенческие романы или детективы, проглатывается на одном дыхании.  Для России весьма политически актуален :). Только вот не уверена в точности воссоздания исторической действительности, самое удивившее - автор под конец заявляет, что Цицерон в 42 года «стал самым молодым консулом в истории Рима», забывая, что не так давно сам же рассказывал о Помпее Великом, занявшим консульский пост в возрасте 36 лет. :unsure:

Micktrik написал(а):

В данном случае Чарльз Диккенс продемонстрировал свою дикость и консерватизм. Его теория о происхождении скульптуры барокко от обезьян не выдерживает никакой критики!

Ну конечно, если она противоречит высказываниям Админа, даже сделанным в далёком прошлом! :D А. собственно, хде сама критика? 8-)

Micktrik написал(а):

Очень у тебя неустойчивая позиция

Енто в чем? :unsure:  Не могу поверить, но допускаю – противоречие? :glasses:

Micktrik написал(а):

Во время поездки поищи еще такой памятник:

Искала в джунглях Краби и на пляжах Пукета – безрезультатно. :dontknow:  А кому этот памятник и кто автор?

Leggy написал(а):

А читатель вправе не принять его эмоции, и даже усомниться, что этот писатель видел всех тех «уродов», чтобы прийти к своим выводам.

Конечно, читатель вправе думать что угодно! Даже подозревать писателя в неискренности или обмане.  :music:

Leggy написал(а):

мне кажется, если мысленно добавить крест, потеряется то чувство, которое состоит в её умоляющих и чего-то ждущих раскрытых небу ладонях.

Интересно, раньше не думала об этом! И правда, тогда переживания сконцентрируются на кресте, останется скорбь и уйдёт трогательная беспомощность и доверчивая передача себя в руки Божьи.

Leggy написал(а):

читала письмо из Рима, в котором он сравнивает оригинальную скульптуру из мрамора и гипсовую копию.

Мне кажется, дело не только в материале, но и в том, что даже в самой точной копии невозможно воспроизвести все досконально, уходят какие-то мелкие соотношения размеров, пропадает то, что  составляло суть творения мастера. Копия – это в большинстве своем ремесленное изделие, а не творение гения.

0

23

Alina написал(а):

Искала в джунглях Краби и на пляжах Пукета – безрезультатно. :dontknow:  А кому этот памятник и кто автор?

Ты про Беатриче или Зевса? Или ты Будду искала в джунглях? :crazy:

Alina написал(а):

Ну конечно, если она противоречит высказываниям Админа, даже сделанным в далёком прошлом! :D А. собственно, хде сама критика?

Видишь, я стал намного более терпимым - жалею классиков  :'(  :crazy:

0

24

Micktrik написал(а):

Ты про Беатриче или Зевса?

Вряд ли Зевс, даже приняв облик молоденькой девушки, стал бы так безнадёжно-безжизненно лежать ничком! Методом исключения получаем, что памятник – Беатриче. :rolleyes:

Micktrik написал(а):

Или ты Будду искала в джунглях?

Их там так много, что и искать не надо – сами  попадутся. :crazy:

0

25

М.Л. Гаспаров
Капитолийская волчица
Рим до цезарей

Книжка неплохая. Много картинков. Немножко упрощенная и поверхностная, хотя и не для маленьких детей, так как римская жизнь была суровой и полной опасностей. Подходит для экспресс-подготовки перед поездкой в Рим. Тема пунических войн раскрыта плохо: предлагаемые тезисы не вышибут слезу из глаз взрослеющего подростка или стареющего мужа :no:

0

26

http://static1.ozone.ru/multimedia/books_covers/1002154393.jpg

Сейчас читаю про прогулки Стендаля по Риму: начал до поездки – до сих пор не закончил. Книга толстая (примерно 700 страниц), интересная, местами занудная, субъективная, с большим количеством занимательных историй, взятых из прошлого и современного для Стендаля времени. На все это накладываются впечатления автора и его спутников, рассуждения и представления об искусстве и событиях, произошедших в Италии. Осилить такой материал практически невозможно перед поездкой. Тем более, книгой нельзя пользоваться как путеводителем: она тяжелая, объемная, недостаточно структурированная. Содержание, которое приводится в конце, занимает несколько страниц, но в той последовательности, которая естественным образом сложилась при написании книги. Другими словами, “Прогулки” можно читать с самого начала и до конца или с любого места. Для меня наиболее ценными показались многочисленные истории, которые Стендаль превосходно рассказывает.

Рим - действительно Вечный город, потому что там все осталось на своих местах: на протяжении двух веков мы осматриваем одни и те же достопримечательности, испытываем похожие эмоции, нам в голову приходят одинаковые мысли. Психология человека, приехавшего в Рим, почти не изменилась. Есть, правда, и некоторые отличия, которые сразу привлекают внимание. Стендаль без особого труда побывал там, куда доступ для современного туриста закрыт. Ну, где-то, конечно, ему потребовались рекомендательные письма, кому-то он дал на чай, но я думаю, что это обошлось ему не дороже, чем Рома Пасс. На некоторые произведения искусства мы сейчас почти не обращаем внимания, а во времена Стендаля они были обязательными для посещения и вызывали бурные восторги.

Мнение Стендаля я уважаю, но не всегда с ним соглашаюсь. Его вкусы и суждения очень часто отличаются от современных нам, а также не соответствуют моим представлениям, на которые идеи нашего времени наложили свой отпечаток. С другой стороны, уровень подготовки автора в области искусства Италии необычайно высок. Например, Диккенс  в Риме похож на новичка-туриста, наблюдательного и остроумного, но не более того. Если рядом поставить среднестатистического россиянина и Павла Муратова, то двух писателей легко будет сравнить на их примере (хотя очень редко среднестатистический россиянин пишет как Диккенс). Речь, конечно, идет только о понимании искусства. Товарищи Стендаля по путешествию тоже очень подготовленные и образованные молодые люди.

Стендаль дает очень много рекомендаций. Он выступает в роли чичероне (гида), как для своих спутников, так и для читателей книги, но у каждого есть свобода выбрать собственный маршрут прогулки по Риму. От помощи автора, конечно, глупо отказываться.
Свои пристрастия автор не скрывает. Из художников ему нравятся более всего Корреджо, Гверчино, Доменикино, Рени. 
Из скульпторов – Канова, имя которого встречается на каждой пятой странице. Отношение к Бернини противоречивое:  есть удачные работы.
Запомнилось, что Борромини был назван причудливым и пошлым архитектором, а Караваджо – убийцей ))))
Слово “пошлый” встречается несколько раз – не вольность ли переводчика?

Рафаэль, Микеланджело и Леонардо всеми изучаются в обязательном порядке, пусть далеко и не всех трогают эти великие художники на самом деле. Как это свойственно любому человеку! Стендаль очень верно подметил, что многие охотники за достопримечательностями становятся жертвами устоявшегося общественного мнения, которое их толкает на подвиги против собственной воли, вызывая отвращение к искусству впоследствии.

Жалко, что я не нашел книгу в электронном виде – лень перепечатывать цитаты. В общем, почитайте сами, если будет время.
Особенно рекомендую начинающим искусствоведам! ;)

А вот с чего Стендаль рекомендует начать знакомство с Римом. Есть небольшие замечания, но актуальность список не утратил.

Как только вы приехали в Рим, садитесь в коляску и в зависимости от того, хотите ли вы наслаждаться красотой дикой и грозной или изящной и отделанной, прикажите везти себя в Колизей или к собору св. Петра. Если вы отправитесь туда пешком, вы никогда не доберетесь до цели из-за любопытных вещей, которые встретите на пути. Вам не нужен никакой путеводитель, никакой чичероне. За пять или шесть дней ваш кучер доставит вас в двенадцать мест, которые я вам сейчас укажу:
1. Колизей или собор св. Петра.
2. Лоджии и залы Рафаэля в Ватикане.
3. Пантеон и затем одиннадцать колонн, остатки базилики Антонина Пия, из которых в 1695 году Фонтана соорудил дом сухопутной таможни. Сюда-то вас и привозят при въезде в Рим, если ваш консул не выслал вам во Флоренцию соответствующий пропуск. Тут вы скучаете и раздражаетесь в течение трех часов.
Однажды я оставил веттурино, передав ему мои ключи, и, словно гуляя, вошел в Рим через Порта-Пиа. Нужно идти по дороге за стенами, в левую сторону от Порта-дель-Пополо, вдоль Муро-Торто.
4. Мастерская Кановы и главные статуи этого великого человека, рассеянные в церквах и палаццо: “Геракл, бросающий Лихаса в море” в красивом палаццо банкира Торлонии, герцога Браччано на Пьяцца ди Венеция, в конце Корсо; гробница Ганганелли в Санти-Апостоли; гробницы папы Редзонико и Стюартов в соборе св. Петра; статуя Пия VI перед главным алтарем. Нужно приучиться осматривать в церкви только то, ради чего вы в нее пришли.
5. “Моисей” Микеланджело в Сан-Пьетро-ин-Винколи, “Христос” в Минерве, “Пьета” в соборе св. Петра, в первой капелле направо от входа. Все это покажется вам весьма некрасивым, и вы будете удивлены похвалой, с которой я о них здесь говорю.
6. Базилика Сан-Паоло в двух милях от Рима, в направлении к Остии. Обратите внимание на пирамиду Цестия при выходе из городских ворот. Этот Цестий был финансистом, вроде президента Эно. Он жил во времена Августа.
7. Развалины терм Каракаллы, а на обратном пути, на Пьяцца Навичелла, церковь Сан-Стефано-Ротондо; колонна Траяна и остатки базилики, открытой у ее подножия в 1811 году.
8. Фарнезина, поблизости от Тибра, на правом его берегу, на этрусской стороне. Там находятся фрески, “История Психеи”, написанные Рафаэлем. Пойдите посмотреть галерею Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе и “Аврору” Гвидо в палаццо Роспильози на Пьяцца Монте-Кавалло.
9. Очень близко оттуда церковь Санта-Мария-дельи-Анджели, построенная Микеланджело, великолепная архитектура. Статуя св. Терезы в Санта-Мария-делла-Виттория и на обратном пути красивая церковка, называющаяся Новициато-деи-Джезуити.
10. Вилла Мадама на склоне Монте-Марио. Это – прекраснейшее, что создал Рафаэль в архитектуре. На обратном пути осмотрите виллу папы Юлия, в полумиле от Рима, около Порта-дель-Пополо. Сходите рядом взглянуть на пейзаж у Аква Ачетоза. Король баварский поставил здесь скамью.
11. Галереи Боргезе, Дорна, Шарра и папская галерея в третьем этаже Ватикана.
12. Если вы чувствуете себя расположенным осматривать статуи, посетите музей Пио-Клементино (в Ватикане) или залы Капитолия. Умники, стоящие здесь у власти, позволяют открывать эти залы только раз в неделю, а между тем если жители Рима в состоянии выплачивать налоги и если к ним иногда попадают какие-нибудь экю, то только из рук иностранцев.
Хоть что-нибудь из перечисленного непременно должно вам чрезвычайно понравиться.
Посмотрите еще раз, что вас взволновало, ищите подобные же произведения. Это дверь, которую отворила вам природа для того, чтобы ввести вас в храм искусств.

0

27

Micktrik написал(а):

Сейчас читаю про прогулки Стендаля по Риму: начал до поездки – до сих пор не закончил.

А я, начав перед последней поездкой, так и не закончила, прочитала меньше трети )
Продолжу, наверное, уже перед следующей поездкой.
Когда читала, возникало желание взять Стендаля в воображаемые спутники по Риму и пройтись с книгой по его местам. Даже закладки сделала, куда пойдём )

Micktrik написал(а):

Мнение Стендаля я уважаю, но не всегда с ним соглашаюсь.

Стендаль тоже уважает читателей и даже призывает их доверять только своему мнению и своим чувствам. И в этом он тоже выигрывает у Диккенса.

В одной из моих закладок нашла его высказывание на эту тему (стр. 135):

Все эти мысли, которые я высказал нашим спутникам, вызвали немало возражений. Прошу читателя помнить, что я только исполняю обязанности товарища прокурора, я излагаю лишь основания для обвинения. Я прошу не доверять никому, даже мне самому. Самое главное - восхищаться только тем, что действительно доставляет наслаждение, и предполагать, что вашему соседу заплатили за то, чтобы он восхищался и вводил вас в обман: пример - монсиньор Д., обедавший вчера со мной у русского посла и горячо расхваливавщий нам организацию уголовного суда в Риме (через несколько месяцев после этого он был сделан кардиналом). Прошу извинения за категоричность и даже некоторую резкость суждений. Иногда можно было бы выразиться мягче, употребив три слова вместо одного, но это растянуло бы наш путеводитель на три тома.

Micktrik написал(а):

А вот с чего Стендаль рекомендует начать знакомство с Римом. Есть небольшие замечания, но актуальность список не утратил.

И сколько же времени может понадобиться на осмотр этого списка?  Я за один визит (обычно 2-3 дня) берусь осилить не более 2-х пунктов :)

Отредактировано Leggy (2013-11-05 00:06:50)

0

28

Leggy написал(а):

И сколько же времени может понадобиться на осмотр этого списка?  Я за один визит (обычно 2-3 дня) берусь осилить не более 2-х пунктов

Стендаль ответил, но многое будет зависеть от кучера!

За пять или шесть дней ваш кучер доставит вас в двенадцать мест, которые я вам сейчас укажу:

Leggy написал(а):

А я, начав перед последней поездкой, так и не закончила, прочитала меньше трети )

Мне осталось чуть-чуть, думаю, скоро дочитаю.
А перед следующей поездкой можно начинать с самого начала! :)

0

29

Книжку дочитал. Одно открытие меня поразило: чичероне - не сам автор, а вымышленный персонаж, и другие герои были придуманы. Некоторые места, подробно описанные в книге, Стендаль не посещал. Смерть папы и конклав он не застал, но рассказал так, что я ему поверил! Теперь сомневаюсь, были ли они так хорошо знакомы с Кановой. Формат произведения, в виде подробного дневника, ввел меня в заблуждение. Жанр оказался не столько документальным, сколько художественным (и в квадрате, так как об искусстве написано художественное произведение).

0

30

Micktrik написал(а):

Одно открытие меня поразило: чичероне - не сам автор, а вымышленный персонаж, и другие герои были придуманы.

Стендаль в этом сам признался? На какой странице?

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Книги о Риме, путеводительные и художественные