"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Мадонна с младенцем у разных художников


Мадонна с младенцем у разных художников

Сообщений 121 страница 150 из 272

121

Alina написал(а):

Ты согласна, что Мадонна Оньисанти «приподнимается с трона навстречу зрителю»?   Она же тогда ребёнка уронит!   Правой рукой лишь слегка придерживает его за одну ногу, а вторая вообще неизвестно как расположена!

Не уронит. Правой рукой она успеет схватить его за ногу, а левой - за талию (пальцы левой руки Марии выглядывают у младенца из подмышки). Но, даже, если левой не успеет, справится одной правой. ))
Да, я согласна, что Мадонна Оньисанти может (способна) приподняться (встать) с трона из того положения, в котором она изображена на картине.

Alina написал(а):

Вам какая больше импонирует?

На обеих картинах Вероккьо (при увеличении) мне понравились детали. Брошь, отделка края плаща и рукава Марии, отделка платья и рукава левого ангела на первой картине. На второй тоже очень красиво и детально нарисованы платья и украшения, а также головной убор Марии (на первой довольно примитивно, белила-уток-основа).

С указанными ранее недостатками согласна. Добавлю своё наблюдение – на второй картине непонятно, сидит Мария или стоит. Если сидит, почему торс несоразмерно длинный? Если стоит – где лежит младенец?

Lucrezia написал(а):

Мария хочет предложить малышу грудь, но делает это как-то безучастно, ее лицо не выражает ничего

Зато с какой мольбой младенец «сиську просит». )) Голодный поди, такого толстяка материнским молоком не накормишь, ему бы тарелку борща и котлету. ))

Micktrik написал(а):

Про анатомию “ручечки” я вообще молчу.

Про «ручечку» задорно замечено. :)
Скульптурные руки Вероккьо лучше удавались, но и там  левая чудо как хороша, а правая после перелома.

Micktrik написал(а):

Примерно в то же время появляется подобная работа у Боттичелли (видимо, ее имели в виду в комментариях на сайте Лондонской галереи). Что лучше?

Несмотря на то, что это кавер кавера, Вероккьо "использовал достижения" Липпи, а Боттичелли – Вероккьо (я не ошибаюсь, Липпи на картине из поста 102 первым изобразил акробатическую поддержку младенца ангелами?), картина Боттичелли мне нравится больше. Нравится монохромность трио младенца с ангелами, приглушённые краски картины. Не нравятся глаза Марии, слишком много глаза видно из-под прикрытого века. Если она откроет глаза, получится вот так  :O

Отредактировано Leggy (2012-10-16 17:42:30)

0

122

Alina написал(а):

Мне показалось, что Мадонна плачет, и это тронуло до глубины души, сказалось на общем восприятии картины.  Я воспринимала, будто мать ушла в себя, глубоко задумалась о трагическом будущем, из глаз её льются слезы, рука непроизвольно сжалась, и даже сыну, тянущему её за палец,  не удается оторвать её от тяжких дум.  В целом я прониклась, всколыхнулись эмоции, а это для меня самое главное.

Может быть, ты и права. На репродукции я слез не разглядел, хотя, если как следует увеличить изображение, то станет заметен отблеск белков в глазах Мадонны. Допускаю, что это слезы. :'(

http://s1.uploads.ru/E4Us6.jpg

Alina написал(а):

Что лучше, особенно для фона,  естественный спокойный пейзаж  или вид, в который для искусственного повышения выразительности вставлены  не слишком реалистичные скалы, например?

Мне нравится пейзаж со скалами :playful:

Alina написал(а):

Не знаете, какому полотну Липпи Вероккьо подражал в этой работе?

Не, не нашел. Зато попалась еще одна интересная работа Вероккио, которая просится к тем двум.
Madonna and Child
c. 1470
Poplar, 76 x 55 cm
Staatliche Museen, Berlin
http://www.wga.hu/art/v/verocchi/painting/madonna.jpg

И нашел еще одно подражание Боттичелли (сами знаете кому :) )

http://www.wga.hu/art/b/botticel/1early/01madonn.jpg
Madonna and Child with an Angel
1465-67
Tempera on panel, 87 x 60 cm
Spedale degli Innocenti, Florence

0

123

Micktrik написал(а):

Зато попалась еще одна интересная работа Вероккио, которая просится к тем двум.
Madonna and Child
c. 1470
Poplar, 76 x 55 cm
Staatliche Museen, Berlin

Младенец промахнулся. Куда он тянет ручки, на кого смотрит, чем вызвано такое смещение, что стоит развернуться слегка влево и обратить свои эмоции к тому, кому они предназначены? Конечно, это не претензия, а (по)желание. :)
Руки Марии на этой картине не вызывают особенных нареканий, разве что чёрный абрис вокруг ногтей правой руки, больше свойственный Боттичелли, чем Вероккио. Нравится, как написаны сложный головной убор Марии и замысловатый нимб. Пейзаж за спиной кажется мне несколько тревожным, несмотря на отсутствие скал.

Micktrik написал(а):

И нашел еще одно подражание Боттичелли (сами знаете кому  )

Здесь трудно что-то сказать, потому что оригинал несравнимо лучше.

А я нашла картину Фра Анжелико, вероятно, написанную по следам всё того же Филиппо Липпи. Фра Анжелико тоже сделал попытку усадить Мадонну на пол. Картина находится в Берлине.

http://s1.uploads.ru/QOZ9l.jpg

http://s1.uploads.ru/1ZyTG.jpg

И ещё шаг назад (с точки зрения хронологии и золочения): дистанционное кормление Марией Святого (это Сан Бернар) мимо рта младенца  показалось мне любопытным. Интересно проследить эмоции Христа. Как относится он к такому поведению Марии?

Autor
Lembrí, Pere (?)
Título
La Virgen de la Leche con el Niño entre San Bernardo de Claraval y San Benito
Cronología
1410 – 1415

http://s1.uploads.ru/bpf78.jpg

http://s1.uploads.ru/w1KBH.jpg

Картину можно рассмотреть на сайте Прадо

0

124

Фра Анжелико.
Мадонна нежная. Поза мне ее нравится и застывшая грусть на лице. А Иисус похож на куклу.
Lembrí, Pere (?)
Мадонна написана очень примитивно. Она мне напомнила циклопа с одной колбасообраазной  уродливой грудью. Интересно, есть ли библейский сюжет о таком кормлении святого?  :huh:

Отредактировано Lucrezia (2012-10-21 00:17:53)

0

125

Leggy написал(а):

Интересно проследить эмоции Христа. Как относится он к такому поведению Марии?

И уж больно довольная физиономия у Святого Бернар(д)а.

Lucrezia написал(а):

Интересно, есть ли библейский сюжет о таком кормлении святого?

Наверное, надо искать в жизнеописании святых. Происходит своего рода святое причастие, но с молоком и колбасой, а не вином и хлебом? У итальянских художников я не помню такого сюжета, видимо, он очень редкий и непопулярный у них. Гораздо чаще встречается "римское милосердие", но это уже из другой оперы и эпохи.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернард_Клервоский
http://en.wikipedia.org/wiki/Bernard_of_Clairvaux

Иногда изображают попадание молочной струи на глаза (в лоб :blush: ) Святого, тогда смысл сюжета меняется, и мы наблюдаем всего лишь банальное излечение от глазной болезни.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/StBernardFS.jpg/455px-StBernardFS.jpg

А у итальянцев обычно "молочные" подробности опускаются.

Филиппино Липпи. Флорентийская Бадия (1486)
(пришла без младенца - неспроста!)
http://s1.uploads.ru/t/PQK90.jpg

Фра Бартоломео. Уффици (1504)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/Fra_bartolomeo_02_Vision_of_St_Bernard_with_Sts_Benedict_and_John_the_Evangelist.jpg/622px-Fra_bartolomeo_02_Vision_of_St_Bernard_with_Sts_Benedict_and_John_the_Evangelist.jpg

0

126

Lucrezia написал(а):

Интересно, есть ли библейский сюжет о таком кормлении святого?

Micktrik написал(а):

А у итальянцев обычно "молочные" подробности опускаются.
Филиппино Липпи. Флорентийская Бадия (1486)
(пришла без младенца - неспроста!)

Выходит, это всё тот же сюжет - "Видение Святого Бернарда"? Но Филиппино Липпи, Фра Бартоломео и Перуджино (где-то раньше мы рассматривали его картину на сюжет галлюцинаций Св. Бернарда) написали самое начало видения, - когда Св. Бернард, как сообщает легенда, просит Мадонну доказать свою женственность (материнство). А на картине из Прадо мы видим доказательство в процессе. Всё-таки в женских видениях (обе Святые Екатерины) меньше физиологии (питания), чем в мужских. :)

Отредактировано Leggy (2012-10-21 17:42:00)

0

127

Leggy написал(а):

пальцы левой руки Марии выглядывают у младенца из подмышки

О, спасибо, разглядела, вроде два кончика торчат :).

Leggy написал(а):

Да, я согласна, что Мадонна Оньисанти может (способна) приподняться (встать) с трона из того положения, в котором она изображена на картине.

Вопрос звучал немного по-другому, у  Клуккерта  она уже «приподнимается с трона навстречу зрителю», но все равно сильно! А на картинах других художников того времени женщины встать не могут?  :unsure:

Leggy написал(а):

На обеих картинах Вероккьо (при увеличении) мне понравились детали.

Здорово, что ты обращаешь наше внимание на детали, я их вовсе упустила. :hobo:   Порассматривала заново, мне, как простому зрителю, не посвященному в тайны живописи,  все-таки больше по душе вуаль Марии на первой картине, мне кажется, она выглядит более нежной, более воздушной.

Leggy написал(а):

Добавлю своё наблюдение – на второй картине непонятно, сидит Мария или стоит. Если сидит, почему торс несоразмерно длинный? Если стоит – где лежит младенец?

Вроде внизу видны две коленки, прикрытые тем же плащом, что спадает с плеч Марии? Да, ты права, торс неестественно вытянут.

Micktrik написал(а):

если как следует увеличить изображение, то станет заметен отблеск белков в глазах Мадонны. Допускаю, что это слезы

У неё ещё глаза кажутся чуточку прищуренными, так женщины пытаются сдержать слезы.

0

128

Micktrik написал(а):

попалась еще одна интересная работа Вероккио, которая просится к тем двум

Любопытно :). Здесь уже нет самоварного блеска, лицо Марии очень нежное, проникновенное, но эмоции по репродукции не читаются. У ребёнка выражение лица кажется капризным, смотрит он непонятно куда. Зато на переднем плане фона возвышается совершенно ненатуральная скала.  :playful:

Leggy написал(а):

Младенец промахнулся. Куда он тянет ручки, на кого смотрит, чем вызвано такое смещение, что стоит развернуться слегка влево и обратить свои эмоции к тому, кому они предназначены?

Точно, хочется его немножко повернуть :))).

Leggy написал(а):

замысловатый нимб

Похож на затейливую шляпку. :rolleyes:

Leggy написал(а):

Пейзаж за спиной кажется мне несколько тревожным, несмотря на отсутствие скал.

А это что сразу за Иисусом?

0

129

Micktrik написал(а):

И нашел еще одно подражание Боттичелли (сами знаете кому :) )

Ох, никакого сравнения с Липпи, и это мой любимый  Боттичелли?  %-) Разве что младенец более живой, несколько менее одутловатый и смотрит явно на мать. Ангел тоже ничего, выражение лица у него довольно загадочное, будто вопрошает о чем-то зрителя, но задорный у Липпи мне больше нравится :). И руки Мадонны не сложены молитвенно, а более реалистично поддерживают малыша. И всё-таки  самое главное – нет одухотворенности в длинноносом лице Марии, угадывается сдержанная грусть, но впечатление от работы совершенно другое, нет того трепета, что возникает при взгляде на картину Липпи. А вуаль совсем «глухая»!

0

130

Leggy написал(а):

нашла картину Фра Анжелико, вероятно, написанную по следам всё того же Филиппо Липпи.

Ты какую работу Липпи имеешь в виду, а то я уже запуталась? :hobo:

Lucrezia написал(а):

Мадонна нежная. Поза мне ее нравится и застывшая грусть на лице. А Иисус похож на куклу.

Ага, причем на куклу-девочку в платьице. :yep:

Плоский золотой фон, примитивные массивные нимбы, мелкое окружение, прячущееся за занавесями – что-то явно Фра Анжелико не использовал достижений молодых современников!

0

131

Leggy написал(а):

дистанционное кормление Марией Святого (это Сан Бернар) мимо рта младенца  показалось мне любопытным. Интересно проследить эмоции Христа. Как относится он к такому поведению Марии?

Очень любопытное произведение! Прикольно :). Бедный Св. Бернар, он не знает, что  женское молоко невкусное и предназначено только для младенцев! :whistle: Иисус, кажется, возмущен – он извивается на коленях матери, аж привстав,  и теребит её за край одежды: что ж ты делаешь-то? Да и выражение лица Марии стремное, будто она обижена на верноподданнически-алчно принимающего струйку драгоценной жидкости святого и вся в расстройстве, что приходится его кормить, даже глаза в сторону отвела, видимо, святой сам должен ловить струю  :).  Лицо капризно-недовольной дамы, досадливо бросающей подачку.

Lucrezia написал(а):

с одной колбасообраазной  уродливой грудью

Ты бы не сказала – не обратила бы внимание. Действительно грудь напоминает колбасу, причем начинающуюся от самой ключицы!

Leggy написал(а):

Св. Бернард, как сообщает легенда, просит Мадонну доказать свою женственность (материнство).

А зачем он это делает? o.O

0

132

Предлагаю вашему вниманию две картины Филиппино Липпи из Национальной галереи Лондона. Сразу признаюсь, что несмотря на их неоднозначность, они встали во главе моего личного рейтинга тех работ по заявленной тематике, что я успела рассмотреть более-менее подробно.

The Virgin and Child with Saint John, около 1480 г.

http://safonov-gallery.com/gallery/1295279689.jpg

http://www.nationalgallery.org.uk/paint … saint-john

The Virgin and Child with Saints Jerome and Dominic, около 1485 г.

http://ichef.bbci.co.uk/arts/yourpaintings/images/paintings/ng/large/ng_ng_ng293_large.jpg
http://www.nationalgallery.org.uk/paint … nd-dominic

0

133

Alina написал(а):

The Virgin and Child with Saint John, около 1480 г.

Между всеми персонажами есть взаимодействие:  и Мадонна, и маленький Иоанн смотрят на Иисуса, который внимательно рассматривает гранат – символ Страстей Христовых. Сколько неотвратимой  обреченности в их взглядах!

Нравится композиция, на заднем плане просматривается  приятный пейзаж с призрачным готическим городом.

Мадонна  похожа на боттичеллевскую Симонетту Виспуччи! Чувствуется, что Филиппино попал под влияние Боттичелли. Симпатичные детские личики, хорошо написаны руки Марии.

0

134

Alina написал(а):

Вопрос звучал немного по-другому, у  Клуккерта  она уже «приподнимается с трона навстречу зрителю», но все равно сильно! А на картинах других художников того времени женщины встать не могут?

Проверила все картины того периода, выложенные в теме. Если устраивать конкурс "Какая Мадонна быстрее поднимется с трона навстречу зрителю", Оньисанти победит. Другие либо ног не найдут, либо со ступенек рухнут. :)

Alina написал(а):

Leggy написал(а):
Пейзаж за спиной кажется мне несколько тревожным, несмотря на отсутствие скал.
А это что сразу за Иисусом?

Гора.  :hobo:

Alina написал(а):

Leggy написал(а):
нашла картину Фра Анжелико, вероятно, написанную по следам всё того же Филиппо Липпи.
Ты какую работу Липпи имеешь в виду, а то я уже запуталась?

Извини, я говорила про эти работы

Филиппо Липпи

и Фра Анжелико

Alina написал(а):

Leggy написал(а):
Св. Бернард, как сообщает легенда, просит Мадонну доказать свою женственность (материнство).
А зачем он это делает?

А кто его знает, может, чтобы таким образом породниться с Христом, типа стать его молочным братиком?

Здесь немного больше информации, чем в данных Micktrik ссылках из Википедии:

Другая тема связана с мистическим культом Девы Марии, приобретавшим особенное влияние в эпоху контрреформации. Она называется "Чудо лактации" (лат. Miraculum lactarium — "Чудо кормления молоком, грудью"; лат. lacteus — "молоко"); изображается Св. Бернар, стоящий на коленях перед Девой Марией, которая сжимает рукой Свою грудь и из нее брызжет молоко. На руках у Марии — Младенец Христос. Иногда изображается свиток с надписью: «Monstra te esse matrem" (лат. "Покажи, что ты мать"). Эта фраза означает, что Дева Мария является не только Матерью Христа, но и всего человеческого рода, Ее милосердие — заступничество за людей перед Богом

Alina написал(а):

Предлагаю вашему вниманию две картины Филиппино Липпи из Национальной галереи Лондона. Сразу признаюсь, что несмотря на их неоднозначность, они встали во главе моего личного рейтинга тех работ по заявленной тематике, что я успела рассмотреть более-менее подробно.
The Virgin and Child with Saint John, около 1480 г.

Интересно было бы узнать, почему ты выделила именно эти картины.
Первая мне нравится, Христос красивый, ковыряется в гранате так же увлечённо, как обычный ребёнок играет с любимой игрушкой. Из неоднозначного: Мария держит ребёнка безо всякого напряжения, а правая нога Христа довольно жёстко упирается в мягкую складку плаща матери. Упор выглядит нереально, но овал складки мне очень нравится.

Alina написал(а):

The Virgin and Child with Saints Jerome and Dominic, около 1485 г.

А здесь я не поняла, в чём неоднозначность (что тебе понравилось, догадаться могу)).

Отредактировано Leggy (2012-10-28 18:39:13)

0

135

Leggy написал(а):

Интересно было бы узнать, почему ты выделила именно эти картины.

Вот-вот, очень интересно было бы узнать! :question:

На первой картине глаза выстроились  почти в одну линию. Можно ли назвать такое общение "триалог", или младенец настолько поглощен своим кубиком-рубиком, что не обращает внимание на окружающую его действительность?

Вторая картина имеет треугольную геометрию, но на ней с трудом прочитывается и диалог: каждый смотрит в свою "книжку" или "тарелку". Кажется, Иероним обратил свой взгляд к Мадонне, та задумчиво опустила глаза на своего ребенка, младенец уставился на нас или чуть выше (диалог со зрителем?), Доминик со своей книжкой уравновешивает композицию  :)

0

136

Leggy написал(а):

Проверила все картины того периода, выложенные в теме. Если устраивать конкурс "Какая Мадонна быстрее поднимется с трона навстречу зрителю", Оньисанти победит. Другие либо ног не найдут, либо со ступенек рухнут.

Тоже пересмотрела, по мне ни одна Мадонна того периода не сидит так основательно, плотно и массивно; кажется, что надолго уселась. :crazy:

Иногда изображается свиток с надписью: «Monstra te esse matrem" (лат. "Покажи, что ты мать"). Эта фраза означает, что Дева Мария является не только Матерью Христа, но и всего человеческого рода, Ее милосердие — заступничество за людей перед Богом

Тогда  молоко должно доставаться не только Св. Бернар(д)у! :hobo:

Leggy написал(а):

Интересно было бы узнать, почему ты выделила именно эти картины.

Micktrik написал(а):

Вот-вот, очень интересно было бы узнать!

Ну так вы тут набросали всяких интереснейших картин, а я-то только по Национальной галерее ходила, да ещё лишь по её Sainsbury Wing, где находятся работы до 1500 года, остальное лишь обежала, смотреть внимательно времени не оставалось! Вот из чего  мне пришлось выбирать (несколько произведений либо вывезли на выставки, либо перевесили, и несколько я не стала тут показывать, потому что сочла не слишком любопытными):

Чимабуэ, около 1265-1280 гг.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Cimabue%2C_The_Virgin_and_Child_Enthroned_with_Two_Angels.jpg

Дуччо, около 1315 года.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/87/Duccio_London_triptych.jpg/732px-Duccio_London_triptych.jpg 

Wilton Diptych, около 1395-1399 годов.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/The_Wilton_Diptych_%28left%29.jpg/406px-The_Wilton_Diptych_%28left%29.jpg   http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/The_Wilton_Diptych_%28Right%29.jpg/406px-The_Wilton_Diptych_%28Right%29.jpg

Gentile da Fabriano, 1425 год.

http://www.wga.hu/art/g/gentile/quarate1.jpg 

Мазаччо, 1426 год.

http://www.wga.hu/art/m/masaccio/pisa/pisa_cen.jpg

Мастерская Robert Campin (предположительно Jacques Daret), 1432 год

http://masterframe.ru/images/catalog/large/posters_27051111810431.jpg 

Андреа Вероккьо, 1467-9 гг.

http://s1.uploads.ru/O5HAR.jpg

Андреа Вероккьо, 1476-78 гг.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/46/Andrea_del_Verrocchio_with_the_assistance_of_Lorenzo_de_Credi%2C_The_Virgin_and_Child_with_two_Angels%2C_about_1476-8._%C2%A9_National_Gallery.jpg 

Филиппино Липпи, 1480 г.

http://safonov-gallery.com/gallery/1295279689.jpg

Филиппино Липпи, около 1485 г.

http://ichef.bbci.co.uk/arts/yourpaintings/images/paintings/ng/large/ng_ng_ng293_large.jpg 



Ну, и ещё последняя из тех картин, что я хотела здесь представить –
Леонардо, «Мадонна в гроте», около 1492-1508 гг.

http://www.wga.hu/art/l/leonardo/02/3virg_l.jpg

Здесь краски гораздо ближе к реальности:
http://www.nationalgallery.org.uk/paint … -the-rocks
Сразу сознаюсь, что работа меня сильно разочаровала, так что уже готовлюсь принимать ваши плюхи.  :tomato:

А какую выбрали бы вы?

Отредактировано Alina (2012-10-30 12:48:40)

0

137

Micktrik написал(а):

На первой картине глаза выстроились  почти в одну линию. Можно ли назвать такое общение "триалог", или младенец настолько поглощен своим кубиком-рубиком, что не обращает внимание на окружающую его действительность?

Lucrezia написал(а):

и Мадонна, и маленький Иоанн смотрят на Иисуса, который внимательно рассматривает гранат – символ Страстей Христовых.

Lucrezia написал(а):

Симпатичные детские личики

Leggy написал(а):

Христос красивый, ковыряется в гранате так же увлечённо, как обычный ребёнок играет с любимой игрушкой.

Да, Христос целиком поглощён фруктом, пусть это и символ, но художник на этом не акцентирует внимание, показывая Иисуса совершенно обычным ребёнком. Личико  малыша очень милое, детское, трогательное. Только разве ножки толстоваты, а в целом прелестное дитя.

Lucrezia написал(а):

Между всеми персонажами есть взаимодействие

Совершенно согласна, хоть Иисус и отвлечен гранатом, но взгляды Марии и Иоанна, направленные на него, связывают всех троих в единое целое.

Leggy написал(а):

Из неоднозначного: Мария держит ребёнка безо всякого напряжения, а правая нога Христа довольно жёстко упирается в мягкую складку плаща матери. Упор выглядит нереально, но овал складки мне очень нравится.

Ага, вообще непонятно, каким образом Иисус завис в этой позе, на что он «присел». Не знаю, можно ли принять, что правая нога не упирается в ткань, а просто висит, но в целом положение ребёнка кажется нереалистичным. Мне тоже нравится овал плаща, создающий как бы укрытие для малыша.

Зато

Lucrezia написал(а):

хорошо написаны руки Марии

:yep:  Естественные жесты, без всякой манерности или театральности.

Lucrezia написал(а):

Нравится композиция, на заднем плане просматривается  приятный пейзаж с призрачным готическим городом.

Диагональ фигур, подчеркнутая красными пятнами, придает композиции динамику и некоторую напряженность, ИМХО. Меня тоже привлек достаточно естественный, без вычурных элементов, пейзаж.  А шпилей города слишком много, и они чересчур острые, как натыканные пики, что тоже дает напряженность и тревожность.

Lucrezia написал(а):

Сколько неотвратимой  обреченности в их взглядах!

Здорово сформулировано! :cool: Это самое главное – кажется, что картина пронизана чувством. Мария сдержанно и с достоинством принимает судьбу, Иоанн же очень эмоционален и будто вопрошает у Мадонны: «Неужели это неизбежность, можно ли что-то изменить?»  И ещё мне показалось, что в женщине есть та самая одухотворённость, что и в обсуждавшейся картине старшего Липпи, не столь явно выраженная, но ощутимая.

Leggy написал(а):

Первая мне нравится

И Lucrezia  написала о ней. Эта «Мадонна» и стала моим выбором в Лондоне.

Отредактировано Alina (2012-10-30 12:54:03)

0

138

Micktrik написал(а):

Вторая картина имеет треугольную геометрию

Ага, здесь композиция очень устойчивая, кардинально отличная от предыдущей работы.

Micktrik написал(а):

на ней с трудом прочитывается и диалог: каждый смотрит в свою "книжку" или "тарелку". Кажется, Иероним обратил свой взгляд к Мадонне, та задумчиво опустила глаза на своего ребенка, младенец уставился на нас или чуть выше (диалог со зрителем?), Доминик со своей книжкой уравновешивает композицию

Связь между персонажами намного слабее, чем в первой картине, Доминик и вовсе «выпадает», участвуя только композиционно. В реале мне тоже показалось, что Мария смотрит на дитя, Иероним – на неё, а Иисус – на зрителя, но искоса, как бы не вовлекая его в действо, а наблюдая за реакцией.

Leggy написал(а):

здесь я не поняла, в чём неоднозначность

Кроме более слабой связи мне не очень понравилась выгнуто-изломанная левая кисть Мадонны, слишком подчеркнутая экспрессивность Иеронима, доходящая до экзальтированности, ИМХО, и задраматизированный пейзаж. Щёчки малыша передуты.

Leggy написал(а):

что тебе понравилось, догадаться могу

Мне понравилось нежное, далёкое от совершенства лицо Марии, поэтичность её грусти, то, как она склонилась над сыном, как бы защищая его и то, какая безысходность ощущается в этой поникшей фигурке.

0

139

Alina написал(а):

Тогда  молоко должно доставаться не только Св. Бернар(д)у!

Согласна, Бернарду следовало не ртом струю ловить, а стаканчик подставить. :)

Alina написал(а):

А какую выбрали бы вы?

Я, пожалуй, Леонардо выберу, хотя не всё в этой картине мне нравится. Сначала про минусы.

Если за основу оценки брать отношения мать-сын, здесь они неоднозначные. Мария обнимает малыша Иоанна, а на младенца Христа даже не смотрит, и жест её левой руки, направленный в его сторону то ли защищающий, то ли останавливающий. Христос – больной мальчик, со слоновьими ногами, с недетским выражением на лице, и игры у этих детей недетские – один благословляет, другой молится на него.

А теперь о том, что нравится. Есть в ней нечто непостижимое и таинственное, как и в самом событии, изображённом на картине (кто сказал, что это было?). Группа людей очень гармонично вписана в причудливый скальный пейзаж. Фигуры людей не имеют определённого контура, поэтому похожи на миражи, они как бы выступают из тени грота или растворяются в ней. Нагромождение скал над головами не опасно для них потому, что скалы нереальные, как и люди. По той же причине влажность и прохлада грота не опасна для голеньких малышей. Мягкий свет струится сквозь расщелины и расцвечивает лица и тела. Увидеть подобный пейзаж, наверное, нельзя, но им можно грезить. Живопись Леонардо очаровывает. Мой выбор однозначно за этой картиной.

Отредактировано Leggy (2012-10-31 16:46:17)

0

140

Alina написал(а):

Сразу сознаюсь, что работа меня сильно разочаровала,

Алина, эту картину недавно не реставрировали? Очень  уж яркие (ядовитые) краски
Загрузила работу  из Лувра, она сильно отличается по колориту от лондонской.
Может, поэтому она тебе не понравилась?
Лувр
http://www.wga.hu/art/l/leonardo/02/2virg_p.jpg

Leggy написал(а):

Если за основу оценки брать отношения мать-сын, здесь они неоднозначные. Мария обнимает малыша Иоанна, а на младенца Христа даже не смотрит, и жест её левой руки, направленный в его сторону то ли защищающий, то ли останавливающий.

Не считаю это минусом. Это загадка Леонардо. Leggy, Вы же  любите загадки!

Отдаю предпочтение Леонардо. Такого  совершенного изображения людей в нашей теме еще не встречалось. Качество живописи достигло своего наивысшего предела. (Читаю Муратова, выражаюсь его словами :whistle: ) Действительно, божественно красивые Мария, ангел, детишки (согласна, ножки у Иисуса “подкачали”). Жесты и позы их естественны.
Отношения между персонажами непонятны.  Какую роль играет ангел? Почему Мария обнимает Иоанна? Эти вопросы интересуют многих искусствоведов и любителей. Боюсь они  так и  останутся без ответов. :dontknow:
Про недостатки писать не хочу. Попросим это сделать Алину. Интересно ”услышать” ее мнение :music:

0

141

Lucrezia написал(а):

Не считаю это минусом. Это загадка Леонардо. Leggy, Вы же  любите загадки!

Нет, я люблю (картину) Леонардо, а его загадки, как слова в песне, которые не выкинешь. ))

0

142

Alina написал(а):

Мне понравилось нежное, далёкое от совершенства лицо Марии, поэтичность её грусти, то, как она склонилась над сыном, как бы защищая его и то, какая безысходность ощущается в этой поникшей фигурке.

Если я не ошибаюсь, “Мадонна в скалах” Леонардо и “Мадонна с младенцем и святыми” Филиппино написаны примерно в одно время (первый вариант из Лувра мы не можем отбрасывать, рассматривая лондонский).

На мой взгляд, лицо Мадонны Филиппино достаточно красивое. Да, в нем читается легкая грусть и нежность. Мадонна Леонардо более спокойная и умиротворенная, но при этом ее нельзя назвать безучастной к детишкам. Возможно, ее нежные чувства не столь сконцентрированы, они уступили место размышлению, разделились между Иисусом и Иоанном, проявляются в более сдержанной форме.

http://s2.uploads.ru/cEHOu.jpg

http://s3.uploads.ru/3JrMC.jpg

Представьте, что вы мать, которой на некоторое время “подбросила” своего младенца лучшая подруга. Другими словами, Мадонна не выделяет своего ребенка среди других, а выступает защитницей и матерью всех беззащитных маленьких детишек. Ее образ близок к Мадонне делла Мизерикордия, но он намного менее официальный. “Кухня” Леонардо нам намного ближе, чем “актовые залы” других художников.

Композиция Филиппино, несмотря на всю ее устойчивость, мне кажется искусственной: мы наблюдаем три фигуры и декорации. Можно взять ножницы и вырезать Мадонну и святых, и переместить их в какое-нибудь помещение и т.д. Персонажи Леонардо органично влились в окружающие их скалы, несмотря на всю необычность и фантастичность пейзажа. Контрастная светотень здесь очень естественная и выразительная. Фигуры “соблюдают дистанцию”, при этом образуют единое целое и взаимодействуют (подобно планете и ее спутникам). Не все в этом взаимодействии понятно, что еще более притягательно.

Я не видел лондонский вариант на картине. Допускаю, что в реальности что-то могло мне не понравиться. Тем не менее, основываясь на репродукции и работе из Лувра, я выбираю Леонардо и ставлю его выше всех представленных художников. Если он и проигрывает в каких-то деталях и нюансах, то явно выделяется своей революционной гармонией))). Так что, я тоже не буду оригинальным…  :crazy:

0

143

У моих родственников есть одна картина. Я бы хотела попросить экспертов :flag:  высказать свое мнение о ней. К сожалению, пока могу предложить фотографию не очень хорошего качества.

http://s3.uploads.ru/t/AUP54.jpg

0

144

Lucrezia написал(а):

Алина, эту картину недавно не реставрировали? Очень  уж яркие (ядовитые) краски

Я не встречала упоминаний о недавней реставрации, но даже если она была, сомневаюсь, что при современном деликатном подходе могли сильно измениться краски. Они даже не ядовитые, а очень темные, тени тяжелые и резкие, если не сказать грубые. На wga как раз об этом и пишут, что такая светотень вызывала сомнения в авторстве Леонардо.

Lucrezia написал(а):

Загрузила работу  из Лувра, она сильно отличается по колориту от лондонской.

К сожалению, не помню луврский вариант. Дело в том, что цвета очень зависят от репродукции. В купленной мной книжке светотень гораздо мягче, прозрачнее, чем в реале, примерно как на репродукции wga, которую я привела, только тона теплее. Сейчас мне кажется, что действительные краски ещё темнее, чем на сайте Национальной галереи.

Lucrezia написал(а):

Может, поэтому она тебе не понравилась?

Ты права, это было одним из основных впечатлений.

Micktrik написал(а):

Контрастная светотень здесь очень естественная и выразительная.

Она не просто контрастная, а можно сказать жёсткая! :smoke:


Lucrezia написал(а):

Про недостатки писать не хочу. Попросим это сделать Алину. Интересно ”услышать” ее мнение

Leggy написал(а):

Если за основу оценки брать отношения мать-сын, здесь они неоднозначные. Мария обнимает малыша Иоанна, а на младенца Христа даже не смотрит, и жест её левой руки, направленный в его сторону то ли защищающий, то ли останавливающий. Христос – больной мальчик, со слоновьими ногами, с недетским выражением на лице, и игры у этих детей недетские – один благословляет, другой молится на него.

Насчет того, что мне не понравилась, абсолютно согласна с Leggy.  Только дети смотрят друг на друга, у Марии и ангела взгляд направлен в никуда.  Жесты Марии несколько связывают малышей с нею, но руку, растопыренную над головой Иисуса, я не восприняла ни как защиту, ни как желание остановить, он остался мне совершенно непонятным. Я не заметила каких-либо эмоций ни в одном лице, сколько ни пыталась разбудить воображение. Насчет чувств Мадонны вообще ничего не ощутила, а ангел, учитывая практически тонущие в темноте крылья, напомнил мне девушку, мечтающую о свидании, хотя при сильном увеличении репродукции я сейчас этого не вижу. Нижняя часть тельца Иисуса толста до безобразия, щёки обоих мальчиков чрезмерно раздуты. Но добили меня позы и жесты «детей», совершенно недетские, как будто они играют театральный эпизод. Настолько далекого от настоящих детей поведения в картинах близких предшественников и современников Леонардо на обсуждаемую тему в Национальной галерее я не нашла.  Ни один из четырёх персонажей не пытается вовлечь в действо зрителя, это замкнутая в себе группа с непонятными взаимоотношениями, кроме, пожалуй, поклонения Иоанна перед Христом, выраженного только в позе и жесте, не в выражении лица.

Micktrik написал(а):

Мадонна Леонардо более спокойная и умиротворенная, но при этом ее нельзя назвать безучастной к детишкам. Возможно, ее нежные чувства не столь сконцентрированы, они уступили место размышлению, разделились между Иисусом и Иоанном, проявляются в более сдержанной форме.

Ещё раз попыталась увидеть в её лице хоть какие-то чувства – и не смогла. :hobo:

Lucrezia написал(а):

Отношения между персонажами непонятны.  Какую роль играет ангел? Почему Мария обнимает Иоанна?

Вот-вот! Разве что основные ощущения, которые автор хотел вызвать у зрителя, была эта таинственность:

Leggy написал(а):

Есть в ней нечто непостижимое и таинственное

Но какое отношение имеет она к Высокому Возрождению, к движению в сторону реалистичности и ценности каждого человека, его мыслей и чувств? Из Википедии:

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.

Micktrik написал(а):

Фигуры “соблюдают дистанцию”, при этом образуют единое целое и взаимодействуют (подобно планете и ее спутникам). Не все в этом взаимодействии понятно, что еще более притягательно.

Мне ангел кажется лишним, единственное, как он взаимодействует – поддерживает Христа, который вроде и сам бы справился, упираясь левой рукой в камень.Символично, что именно кисть ангела осталась совсем недописанной.

Leggy написал(а):

Группа людей очень гармонично вписана в причудливый скальный пейзаж.

Leggy написал(а):

Нагромождение скал над головами не опасно для них потому, что скалы нереальные

Да, скалы совершенно нереалистичные, и для меня это был очередной «минус» - уход от действительности в какую-то передраматизированную мистику. Кстати, в моей книжке сказано, что скалы скорей всего писал не сам Леонардо.


Micktrik написал(а):

Можно взять ножницы и вырезать Мадонну и святых, и переместить их в какое-нибудь помещение и т.д. Персонажи Леонардо органично влились в окружающие их скалы, несмотря на всю необычность и фантастичность пейзажа.

Попробовала мысленно вырезать группу Леонардо и переместить куда-нибудь на полянку под дерево, мне кажется, неплохо получилось бы. :tomato:


Leggy написал(а):

Фигуры людей не имеют определённого контура, поэтому похожи на миражи, они как бы выступают из тени грота или растворяются в ней.

Насколько я поняла, это и было основной целью – чтобы в полумраке храма при мерцающем свете свечей сцена казалась чудом, которому угрожает окружающий мрак. Сакральное чудо, а не чудо человеческих отношений матери и ребёнка.



Lucrezia написал(а):

божественно красивые Мария, ангел

Действительно, они необычайно красивы, совершенны, особенно ангел, по-божественному, не по-человечески. Такая же наша эрмитажная Мадонна Литта, но в ней есть хотя бы какая-то высшая, почти абсолютная, до абстрактности, нежность, как олицетворение любви матери. Когда-то я замирала в восторге перед этой маленькой картиной, но теперь предпочитаю «простушку» Бенуа.

http://www.hermitagemuseum.org/imgs_Ru/03/artwork/r3_3_1_1b_west_euro_art.jpg

http://bibliotekar.ru/kVinci/2.files/image001.jpg 


Lucrezia написал(а):

Качество живописи достигло своего наивысшего предела.

При высветлении работы в репродукциях :) действительно видно, что живописное мастерство Леонардо очень высоко.




Конечно,  кое-что мне понравилось. Это треугольная устойчивая композиция из тел, мягкость жестов и изящный и сложный поворот ангела. 

.

Micktrik написал(а):

явно выделяется своей революционной гармонией

Сильно сказано! Только поймать эту гармонию мне так и не удалось, а вот эмоционально работа меня никак не затронула, если не считать разочарования и раздражения из-за чрезмерно темного колорита и взрослого поведение мальчуганов.


Leggy написал(а):

Живопись Леонардо очаровывает. Мой выбор однозначно за этой картиной.

Lucrezia написал(а):

Отдаю предпочтение Леонардо.

Micktrik написал(а):

выбираю Леонардо и ставлю его выше всех представленных художников.

Ну вот, опять я всем противоречу! :hobo:  :blush:  %-)


Lucrezia написал(а):

Я бы хотела попросить экспертов :flag:  высказать свое мнение о ней.

Ой, ты энто про кого? :huh:

А когда картина была написана?

Отредактировано Alina (2012-11-04 20:04:05)

0

145

Lucrezia написал(а):

Я бы хотела попросить экспертов   высказать свое мнение о ней. К сожалению, пока могу предложить фотографию не очень хорошего качества.

Alina написал(а):

Ой, ты энто про кого? 
А когда картина была написана?

Тоже ни в коем случае не эксперт (разве только в шутку)), и хотела спросить о времени написания картины. И хотя бы какая-то информация об авторе есть, если не имя, может, национальность?

0

146

Alina написал(а):

Она не просто контрастная, а можно сказать жёсткая!

Alina написал(а):

Попробовала мысленно вырезать группу Леонардо и переместить куда-нибудь на полянку под дерево, мне кажется, неплохо получилось бы.

Не, им место в гроте или в лесу, а не на солнечной полянке (пусть и с деревом), где подобная светотень будет совсем не к месту.

Alina написал(а):

Мне ангел кажется лишним, единственное, как он взаимодействует – поддерживает Христа, который вроде и сам бы справился, упираясь левой рукой в камень.Символично, что именно кисть ангела осталась совсем недописанной.

В луврском варианте Ангел как-раз и вовлекает зрителя в картину, привлекая внимание своим жестом, взглядом и красным одеянием. Похоже, что Леонардо (или его ученики) сознательно убрал этот акцент, чтобы вы без подсказки выбрали наиболее интересного вам персонажа. И все же выражение лица Мадонны я бы назвал спокойной безмятежной нежностью, а не безразличием и равнодушием. Мне кажется, что хоть ее лицо и повернуто к Иоанну, но взгляд следит за Иисусом. Зритель, по-моему, тоже чувствует, что детишкам не грозит какая-либо опасность, пока они находятся под защитой мамки-Мадонны и няньки-Ангела. Что касается нереальной ангельской красоты, то она тоже вполне уместна и стала устойчивым выражением :)

Посмотреть бы на две картины рядом! Кажется, были такие выставки.

Alina написал(а):

Ой, ты энто про кого?

Leggy написал(а):

Тоже ни в коем случае не эксперт

Вся надежда на вас - других нет!

Alina написал(а):

А когда картина была написана?

Leggy написал(а):

И хотя бы какая-то информация об авторе есть, если не имя, может, национальность?

Лукреция, я не ошибусь, если обозначу интервал между Джотто и Малевичем? :rofl:

0

147

Alina написал(а):

Leggy написал(а):
Есть в ней нечто непостижимое и таинственное
Но какое отношение имеет она к Высокому Возрождению, к движению в сторону реалистичности и ценности каждого человека, его мыслей и чувств?

Из Википедии:

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.

Современным взглядом трудно понять философию Возрождения. В то же время, подозреваю, что фраза, процитированная тобой, не так была ясна людям Возрождения, как она сейчас ясна нам. :)
Я нарезала несколько цитат (из разных книжек) известных людей того времени, связанных с искусством, которые демонстрируют возрожденческую философию устами очевидцев.

Для начала одна сценка, которую описывает Дживелегов в книге «Начало итальянского Возрождения»:

"Однажды на улице Вероны, как передает старая легенда, две женщины очень внимательно вглядывались в проходившего мимо них высокого, худого человека. Он был весь в красном; верхняя часть его лица была закрыта красным капюшоном. "Смотри-ка, - воскликнула одна, - ведь это тот самый, который спускается в ад и выходит оттуда, когда захочет, и здесь, на земле, рассказывает про тех, кого там видел!" - "Должно быть, ты говоришь правду, - ответила другая. - Как закурчавились у него волосы, как он загорел от адского жара и почернел от копоти!" Тот, про кого разговаривали веронские дамы, был Данте Алигьери, творец величественной поэмы, которую он назвал "Комедией" и которую потомство нарекло "Божественной".

Скажите, анекдот? Ровно в той же степени, насколько поэма Данте – комедия. :) Это современные дети, разглядев бороду из ваты, перестают верить в Деда Мороза, а, как видно из описанной сценки, у взрослых людей того времени средневековая готовность к чуду нормально сочеталась с  вниманием к деталям реальной жизни.
Что касается нас, если мы принимаем фантастику Данте как реальность Возрождения, почему бы нам не принять и фантастику Леонардо? :)

Следующее высказывание принадлежит немецкому философу и теологу 15 века Николаю Кузанскому. В сочинении «Берилл» 1458 года он пишет:

«Человек есть второй бог. Как бог – творец реальных сущностей и природных форм, так человек – творец мысленных сущностей и форм искусства».

Бог, проявил максимум фантазии, создав человека, далее человек продолжает его творчество и проявляет свою фантазию.
Разве этот вывод противоречит «неприятию официальной католической религиозности и интересу к человеческой личности»? Художник – тоже человек.

Но, окончательно в том, что фантазия художника не противоречит философии Возрождения, убедил меня Вазари (жизнеописание Антонио да Сангало Младшего):

"А художники, соревнуясь, совершенствуются в своём деле и обретают славу вечную, ибо, подобно ярчайшему солнцу, посылающему лучи свои на землю, делают мир ещё более украшенным и прекрасным. Ибо великая мать наша, породившая наших предков, благодаря их творениям, число коих растёт бесконечно, очищается от грубости и становится из необработанной возделанной и красивой. А небеса, дарующие при рождении разум, любуясь столь прекрасными сооружениями, созданными фантазией, радуются, видя, в каких божественных и грандиозных сооружениях проявляется человеческий разум".

Alina написал(а):

Leggy написал(а):
Нагромождение скал над головами не опасно для них потому, что скалы нереальные

Да, скалы совершенно нереалистичные, и для меня это был очередной «минус» - уход от действительности в какую-то передраматизированную мистику. Кстати, в моей книжке сказано, что скалы скорей всего писал не сам Леонардо.

Кстати, подумала, что скалы на картине Леонардо можно воспринимать, как архитектурный объект, нечто в стиле Райта или Ле Корбюзье (его выставка сейчас в Пушкинском). Если так, то скалы призваны защищать людей, но не угрожают им (поэтому мы и не чувствуем угрозы). :)

Отредактировано Leggy (2012-11-05 17:55:40)

0

148

Micktrik написал(а):

обозначу интервал между Джотто и Малевичем?

Предварительная экспертная оценка - это не Джотто и не Малевич.  :glasses:  Возможно, подражание венецианцам (синий почти тициановский)))

Lucrezia, Ваши родственики  воспринимают свою "Мадонну" как картину или как икону?

0

149

Leggy написал(а):

Тоже ни в коем случае не эксперт (разве только в шутку)), и хотела спросить о времени написания картины. И хотя бы какая-то информация об авторе есть, если не имя, может, национальность?

К сожалению, о картине почти ничего неизвестно. Она была подарена моей родственнице в 20-х годах прошлого столетия, когда она жила на Украине. Похоже, картина написана на коже.

Leggy написал(а):

Lucrezia, Ваши родственики  воспринимают свою "Мадонну" как картину или как икону?

Родственница, которой картину подарили, воспринимала ее как икону, теперешнее поколение смотрит на нее как на картину.

0

150

Micktrik написал(а):

им место в гроте или в лесу, а не на солнечной полянке (пусть и с деревом), где подобная светотень будет совсем не к месту.

Насчет светотени согласна.   8-)

Micktrik написал(а):

В луврском варианте Ангел как-раз и вовлекает зрителя в картину, привлекая внимание своим жестом, взглядом и красным одеянием.

Видимо, в те времена бабушки не учили внучат «Не указывай пальцем, неприлично!». :tomato:

Micktrik написал(а):

И все же выражение лица Мадонны я бы назвал спокойной безмятежной нежностью, а не безразличием и равнодушием.

Мы с тобой уже неоднократно расходились во впечатлениях от выражения лиц на картинах (или предполагаемых картинах) Леонардо. :rolleyes:

Micktrik написал(а):

Мне кажется, что хоть ее лицо и повернуто к Иоанну, но взгляд следит за Иисусом.

На месте мне показалось, что Мария смотрит прямо себе под ноги. :dontknow:

Micktrik написал(а):

Посмотреть бы на две картины рядом!

Да, это было бы интересно. :yep:




Leggy написал(а):

у взрослых людей того времени средневековая готовность к чуду нормально сочеталась с  вниманием к деталям реальной жизни.

Leggy, ты меня убедила. Действительно, в людях той эпохи религиозность уживалась с практичностью, мистицизм – с интересом к человеческим чувствам, вера в чудо поддерживала силы в трудные минуты. Попыталась взглянуть на «Мадонну в гроте» с этой точки зрения, но все-таки недетское поведение малышей мешает, держит эмоции. Может, надо было выключить свет и зажечь свечи? :idea:

Leggy написал(а):

подумала, что скалы на картине Леонардо можно воспринимать, как архитектурный объект, нечто в стиле Райта или Ле Корбюзье (его выставка сейчас в Пушкинском). Если так, то скалы призваны защищать людей, но не угрожают им (поэтому мы и не чувствуем угрозы)

Прореха в скалах за спинами действующих лиц для меня привносит тревожное чувство, ведь оттуда может кто-то незаметно подкрасться! :unsure:



Lucrezia написал(а):

о картине почти ничего неизвестно. Она была подарена моей родственнице в 20-х годах прошлого столетия, когда она жила на Украине. Похоже, картина написана на коже.

Надо же, какой необычный материал! Мне привиделось влияние византийского канона – в глухо закутанной в рубашку фигурке Христа, статичности жестов и бесстрастности лиц. :hobo:




Полистала свою книжку и обнаружила, что одну картину все-таки не показала. Она довольно любопытна, поэтому выкладываю репродукцию несмотря на то, что уже подвела итоги:

Geertgen tot Sint Jans «Nativity, at Night», около 1490, oil on oak, 34 x 25 cm.

http://www.wga.hu/art/g/geertgen/nativity.jpg

http://www.nationalgallery.org.uk/paint … y-at-night

Странно, но здесь резкий контраст между окружающей тьмой и ярким светом, падающим от лучезарного тела младенца на лица матери и ангелов, не показался мне неорганичным, напомнил приемы Рембрандта в его портретах стариков. Привлекло внимание то, что Мария показалась мне испуганной, подобного я в Лондоне не встречала. И кисти рук, не сложившиеся ещё в традиционный жест поклонения, который со стороны матери в адрес сына мне не слишком нравится, тут восприняла как проявление растерянности, непонимания, что делать.

Отредактировано Alina (2012-11-07 18:23:34)

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Мадонна с младенцем у разных художников