"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Передачи, фильмы и статьи об искусстве. Смотрим, слушаем, читаем


Передачи, фильмы и статьи об искусстве. Смотрим, слушаем, читаем

Сообщений 331 страница 360 из 704

331

Про Караваджо и его последователей можно послушать также здесь
http://echo.msk.ru/sounds/1649172.html

0

332

Micktrik написал(а):

Про Караваджо и его последователей можно послушать также здесь
http://echo.msk.ru/sounds/1649172.html

Послушала, спасибо. Очень своеобразная ведущая Анна Трефилова, которая 31 октября говорит, что до 10 января, даты окончания выставки Караваджо, осталось очень мало времени. )
Тем не менее, благодаря её неловкому вопросу про реализм и "яблочко" Караваджо, Маркова сказала то, что мне понравилось.
Она сказала, что: "Яблочко идёт не от реализма, а от концепции. Потому что в этих картинах, где яблочко с червоточиной, они заключают в себе бренность человеческой жизни. А не то, что он увидел дефект и его изобразил". 
Я тоже всегда сомневалась насчёт того, что Караваджо купил на рынке гнилые фрукты и нарисовал их, как они есть. ))

На выставку я, кстати, сходила на позапрошлой неделе. Копия с раннего "Мальчика, очищающего фрукты" понравилась. "Укушенного" уже видела, в нём нравится только натюрморт.
Понравились ещё несколько картин последователей (в том числе неизвестных ранее художников), но в целом выставка не слишком удачная. Заявленная тема "Караваджо и караваджисты" не раскрыта. ИМХО. Я имею в виду, не показана в развитии. Картины развешены по принципу: приехавшие картины  - отдельно, пушкинские - отдельно. Таким образом, две картины Валантена де Булоня на один сюжет "Отречение Петра" оказались в разных залах, а было бы интересно повесить их рядом и дать первоисточник хотя бы в репродукции.
Общая направленность, о которой говорит Маркова,  просматривается в основном с помощью свечек,
которые есть на некоторых картинах последователей и нет у Караваджо. )

0

333

Leggy написал(а):

Очень своеобразная ведущая Анна Трефилова, которая 31 октября говорит, что до 10 января, даты окончания выставки Караваджо, осталось очень мало времени. )

Что-то в этом есть: мы тоже часто откладываем посещение выставки, считая, что времени еще много, а потом выясняется, что осталось несколько дней до ее окончания.

А вопрос про червоточину яблока, хотя и прозвучал резко и невежливо (ведущим надо было показать, что и они что-то знают), оказался очень полезным. С этим согласен.
В общем, ведущая случайно попала "в яблочко" :D

Leggy написал(а):

Копия с раннего "Мальчика, очищающего фрукты" понравилась. "Укушенного" уже видела, в нём нравится только натюрморт.

Получается, что "Укушенный" не понравился, так как придурошный мальчик там главный герой. Кстати, что говорят и пишут про эту картину? Прикол художника? Опасности земной жизни? Красота и порок? Эротический подтекст?

Leggy написал(а):

Заявленная тема "Караваджо и караваджисты" не раскрыта.

Получается, что картины на выставке второстепенные, а не ключевые. Мы думаем, что подготовка к выставке часто сводится не к напряженной научной и творческой деятельности, а к банальному выпрашиванию и доставанию чего-нибудь стоящего (личные связи с чиновниками разного ранга, наверное, очень важны). Возможно, сама идея раскрыть тему "Караваджо и последователи", взяв за основу произведения только двух средненьких музеев, была неправильной. С другой стороны, в области искусства надо уметь (и это большое искусство) и из какашки сделать конфетку :D Посмотрим сами - выскажем свое мнение.

Leggy написал(а):

Общая направленность, о которой говорит Маркова,  просматривается в основном с помощью свечек,
которые есть на некоторых картинах последователей и нет у Караваджо. )

Ага, Караваджо нам никогда не раскрывает загадку происхождения света. Он у него божественный :)

Если выставка не очень выдающаяся, то, надеемся, народу не будет очень много :) Надо ее больше пиарить как занудство :idea:

0

334

Micktrik написал(а):

ведущим надо было показать, что и они что-то знают

:yep:  желание понятное, но не каждому ведущему удалось его реализовать :)

Micktrik написал(а):

Получается, что "Укушенный" не понравился, так как придурошный мальчик там главный герой. Кстати, что говорят и пишут про эту картину? Прикол художника? Опасности земной жизни? Красота и порок? Эротический подтекст?

Свидерская говорит, что «Укушенный» - штудия простых аффектов. Это мнение способно немного примирить меня с картиной.
Если взять двух мальчиков («Мальчика с корзиной фруктов» и «Укушенного»), на первой картине концепция (красота и порок, бренность) более заметна, чем на второй. А эротический подтекст более ощущается - на второй. Концепция тут неочевидна, и нет оправдывающей мифологической маскировки, как у «Больного Вакха». Мне не нравится именно нездоровый эротический подтекст: обнажённое плечо, губки бантиком, цветок в волосах, капризно-жеманные ноты в лице…  А Караваджо, напротив, всем этим любуется.

Micktrik написал(а):

Если выставка не очень выдающаяся, то, надеемся, народу не будет очень много :)

Мы прошли без очереди, но в залах было довольно многолюдно. Одновременно с нами по залам ходили 3-4 групповые экскурсии. Двух экскурсоводов я немного послушала, говорят банальности (про погребной свет) и глупости (объясняют присутствие двух совершенно некараваджистких картин Рени и Беллори тем, что они схожи между собой и контрастны Караваджо)))
Назову имена художников, у картин которых захотелось задержаться подольше: Джакомо Черути, Хонхорст, Томмазо Салини, Симон Вуэ, Матиас Стомер, Орацио Барджанни, Витторе Гисланди.
Открывает выставку, кстати, тоже довольно интересная картина Бартоломео Пассароти "Торговки птицей" 1580 г. Там шикарный полосатенький кувшинчик с птичкой, сидящей на нём! ) Даже у того, кто не знает дат жизни Караваджо, возникнет вопрос, что же на этой картине от Караваджо?  :question:  Ответ очевиден - нет ничего.  :D  Тем не менее, картина мне понравилась, дохлых курей я не люблю, но краски и детали у художника замечательные.  :yep:

0

335

На рутреккере (пока он не заблокирован) можно скачать сериал, где есть и про Караваджо (с упором на эту картину):
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1067371

Автор предлагает свои версии и гипотезы, с которыми чаще всего трудно согласиться, что побуждает к изучению предмета. Поэтому фильмы очень полезны - рекомендую посмотреть :)

0

336

Micktrik написал(а):

сериал, где есть и про Караваджо (с упором на эту картину)

Удалось и без трекера посмотреть серию о Караваджо. Впечатлил профессор по языку тела со своей трактовкой среднего укушенного пальца.

Micktrik написал(а):

версии и гипотезы, с которыми чаще всего трудно согласиться, что побуждает к изучению предмета. Поэтому фильмы очень полезны

И я был побужден исследовать вопрос. Могу поделиться актуальной информацией о среднем пальце.

В обновлении новой операционной системы Apple iOS 9.1, которая станет доступна этой осенью, будет представлен смайл (Emoji) среднего пальца.
В июле отправлять собеседнику средний палец получили возможность пользователи операционной системы Microsoft Windows 10. Значок по умолчанию представлен в сером цвете во избежание обвинений в расовой дискриминации. При желании можно выбрать остальные пять оттенков, символизирующих различные оттенки кожи. В операционной системе Android от Google поддержки неприличного смайла по-прежнему нет.

0

337

Micktrik написал(а):

Автор предлагает свои версии и гипотезы, с которыми чаще всего трудно согласиться, что побуждает к изучению предмета.

Скачала, посмотрела. Авторские поиски концепции "Укушенного" показались длинными, а выводы мелкими и неубедительными. Впрочем, действительно, появилась мотивация к изучению вопроса. ) В результате в Википедии нашлось подтверждение версии Свидерской насчёт "штудии аффекстов". Википедия пишет, что источником вдохновения для "Укушенного" Караваджо, могла стать картина Софонисбы Ангиссолы "Мальчик, укушенный крабом".

Tre le fonti d'ispirazione più accreditate vi è anche lo schizzo Asdrubale morso da un granchio o Asdrubale morso da un gambero, eseguito da Sofonisba Anguissola e datato 1554, spedito a Michelangelo Buonarroti dal padre della pittrice in una delle lettere che i due artisti si scambiavano. Tra le tante ipotesi volte a chiarire come Caravaggio conoscesse questo disegno, la più plausibile è quella avanzata da Rossella Vodret Adamo, secondo cui Caravaggio potrebbe aver visto una copia del disegno in questione nella bottega di Cavalier d'Arpino.

http://s7.uploads.ru/t/oOpAe.jpg

Возможно, Караваджо тоже захотелось воспроизвести эмоции боли, страха, удивления. Это и стало целью картины, а эротический подтекст появился попутное, от модели, но не главное.

Ещё итальянская Википедия пишет по оптический эффект - отражение окна в стеклянной вазе, наполненной водой. Поэтому, версию Свидерской насчёт штудии аффектов можно дополнить штудией оптических эффектов. С этой точки зрения картина мне почти нравится!
А разборки символизма ящерицы и среднего пальца, ИМХО, ведут к неприятным выводам. Тут я согласна с профессором из кино, лучше их не касаться, потому что возникает вопрос, кто большее зло: ящерица, мальчик (или сам Караваджо)?

Nel dipinto sono particolarmente curati gli effetti luministici: la luce che penetra da una finestra, si riflette nel vaso e attraversa l'acqua e la boccia di cristallo. Con ogni probabilità, Caravaggio era a conoscenza degli studi di Giovanni Paolo Lomazzo, ed in particolare del suo Trattato dell'arte della pittura, nel quale vi è un fondamentale capitolo intitolato "De gli effetti che partorisce lo lume nei corpi acquei".[13] In questo capitolo, Lomazzo esamina le diverse qualità della luce riflessa nei liquidi (come nel caso della brocca nel dipinto in questione). Significativamente, il cardinal Del Monte condivideva con Caravaggio la passione per le lenti, i vetri, gli specchi e, più in generale, per l’ottica, di cui il fratello scienziato Guidubaldo Del Monte era uno studioso.[14]

https://it.wikipedia.org/wiki/Ragazzo_m … un_ramarro

0

338

Leggy написал(а):

Возможно, Караваджо тоже захотелось воспроизвести эмоции боли, страха, удивления. Это и стало целью картины.

Ясное дело. А все остальное - хлеб искусствоведов. История о том, как Караваджо вдохновился рисунком Софонисбы в письме, которое ее отец послал Микельанжело, больно беллетристична. Можно еще разных фантазий насочинять, и этот шаг уже сделан - не случайно в тексте вики отмечено, что такая версия наиболее правдоподобна. Значит, не одна.
Но вот дальше запутать хочу. Кроме этого рисунка есть картина маслом, сама ли Софонисба писала, или кто вдохновился, не знаю. Находится она в Дижоне - Hôtel Lantin (Musée national Magnin) à Dijon.
http://4.bp.blogspot.com/_0n9IExEpmh8/S00lBi8qLJI/AAAAAAAANzY/N1uhPmpDXYI/s1600/Petit+gar%C3%A7on+pinc%C3%A9+par+une+%C3%A9crevisse+et+petite+fille+riant.jpg

0

339

Leggy написал(а):

В результате в Википедии нашлось подтверждение версии Свидерской насчёт "штудии аффекстов"

Не совсем понял терминологию. Речь идет об этюде с искривлением рожи, проявлении эмоций? И все? Хочется верить, что раннее барокко закладывало более глубокий смысл в свою живопись. У Караваджо мы видим картину вполне законченную, со множеством символических объектов, значение которых не всегда получается объяснить однозначно.

Leggy написал(а):

Википедия пишет, что источником вдохновения для "Укушенного" Караваджо, могла стать картина Софонисбы Ангиссолы "Мальчик, укушенный крабом".

Кстати, пишут, что именно Роберто Лонги выдвинул эту гипотезу.

Leggy написал(а):

Возможно, Караваджо тоже захотелось воспроизвести эмоции боли, страха, удивления. Это и стало целью картины, а эротический подтекст появился попутное, от модели, но не главное.

Не исключено, конечно. Напрашивается вопрос: а что причиняет боль, вызывает страх и удивление? Возможно, художники имели в виду, что человеческая жизнь таит в себе множество опасностей, а не только удовольствия, любовь доставляет наслаждение и причиняет боль, маленький ребенок, взрослея, сталкивается с первыми неприятностями и злом. Думаю, эротический подтекст существует, но, согласен,  что его накручивание - попытка искусствоведов мелкого пошиба произвести эффект на неподготовленную публику.

Leggy написал(а):

А разборки символизма ящерицы и среднего пальца, ИМХО, ведут к неприятным выводам. Тут я согласна с профессором из кино, лучше их не касаться, потому что возникает вопрос, кто большее зло: ящерица, мальчик (или сам Караваджо)?

Не, касаться (ой!) нужно, чтобы опровергнуть или найти более правдоподобную версию. Идея, что человек - сосуд греха (его тело и т.д.) распространилась в эпоху Средневековья (в готическом искусстве). Барокко, наверное, относится к людям менее строго и снисходительнее. Например, так: человек - существо хрупкое (подобное стеклянной вазе), жизнь его скоротечна, наполнена страстями, подвержена множеству неожиданных опасностей и искушений.

Leggy написал(а):

Ещё итальянская Википедия пишет по оптический эффект - отражение окна в стеклянной вазе, наполненной водой. Поэтому, версию Свидерской насчёт штудии аффектов можно дополнить штудией оптических эффектов. С этой точки зрения картина мне почти нравится!

Нравится своим исследовательским духом в области оптики? :D Есть ли какой-то (художественный) смысл в отражении и свете? :question:

Спасибо за ссылку. Почитаю английскую и итальянскую версии википедии.

marc написал(а):

Ясное дело. А все остальное - хлеб искусствоведов.

А что делать дилетантам - курить в сторонке? :D Да, на хлеб мы своими рассуждениями точно не заработаем, но можем получить удовольствие (ну, можно сказать, нам тоже нужны зрелища) :yep:
Для меня это дело совсем не ясное :D

marc написал(а):

Но вот дальше запутать хочу. Кроме этого рисунка есть картина маслом, сама ли Софонисба писала, или кто вдохновился, не знаю. Находится она в Дижоне - Hôtel Lantin (Musée national Magnin) à Dijon.

Спасибо, это уже серьезное произведение, а не рисуночки какие-нибудь или этюдики. Слева наблюдается (золотое) яблочко, которое на что-то должно намекать. Я думаю, мы вышли за рамки простых бытовых сцен и отдельно взятых эмоций. Какой-то философией точно попахивает.

Картины с подобными сюжетами, где присутствуют укушенные, встречаются не очень часто.

Нашел пару последователей Караваджо (первая написана художником из круга Карло Сарачени, вторая - бог его знает).

http://s6.uploads.ru/5EQRC.jpg

http://s6.uploads.ru/Xhnux.jpg

Раки встречаются чаще ящериц :)

0

340

Micktrik написал(а):

marc написал(а):
Ясное дело. А все остальное - хлеб искусствоведов.

А что делать дилетантам - курить в сторонке?  Да, на хлеб мы своими рассуждениями точно не заработаем, но можем получить удовольствие (ну, можно сказать, нам тоже нужны зрелища) 
Для меня это дело совсем не ясное.

вовсе не хотел обидеть никого из участников форума ...затем, что к ним принадлежу

0

341

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    В результате в Википедии нашлось подтверждение версии Свидерской насчёт "штудии аффектов"

Не совсем понял терминологию. Речь идет об этюде с искривлением рожи, проявлении эмоций? И все? Хочется верить, что раннее барокко закладывало более глубокий смысл в свою живопись. У Караваджо мы видим картину вполне законченную, со множеством символических объектов, значение которых не всегда получается объяснить однозначно.

Вряд ли Свидерской можно отказать в умении отличить эскиз от законченной картины. :)
Уверена, говоря про штудию, она имела в виду художественное исследование эмоций и рефлексов человека, которые занимали Караваджо не менее светотеневых эффектов. Свидерская отмечала экспериментальный характер и новаторство «Укушенного». И говорила, что Караваджо исходил из реальности, он не воспроизводил старые шатмпы ренессансного искусства, он хотел изучить всё сам. С помощью штудий простых аффектов он учился изображать глубокие, серьёзные и большие чувства. 
Напомню эмоциональный видео ряд, выстроенный Свидерской.

http://s2.uploads.ru/Kj1s4.jpg

http://s6.uploads.ru/2eRwS.jpg

http://s7.uploads.ru/ovl3d.jpg

http://s7.uploads.ru/5WowC.jpg

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    Возможно, Караваджо тоже захотелось воспроизвести эмоции боли, страха, удивления. Это и стало целью картины, а эротический подтекст появился попутное, от модели, но не главное.

Не исключено, конечно. Напрашивается вопрос: а что причиняет боль, вызывает страх и удивление?

Если читать картину дословно, как чукча, то укушенному причинила боль ящерица.  :yep:  Рептилия напала неожиданно, поэтому мальчик удивился и испугался.

Micktrik написал(а):

Возможно, художники имели в виду, что человеческая жизнь таит в себе множество опасностей, а не только удовольствия, любовь доставляет наслаждение и причиняет боль, маленький ребенок, взрослея, сталкивается с первыми неприятностями и злом. Думаю, эротический подтекст существует, но, согласен,  что его накручивание - попытка искусствоведов мелкого пошиба произвести эффект на неподготовленную публику.

Никто не запрещает зрителю искать скрытые смыслы в картине. Но, когда ступающий на этот путь попытается представить, что хотел сказать Караваджо, он столкнётся с необходимостью учесть знания о нём, о его жизни, о его нетрадиционности и т.д. Ну, и что будет далее, нам показали в кино. :)
Так что бывают случаи, когда не стоит искать скрытые смыслы.  :yep:  Убедиться в их правильности всё равно не удастся, а настроение себе испортить можно.

Micktrik написал(а):

Например, так: человек - существо хрупкое (подобное стеклянной вазе), жизнь его скоротечна, наполнена страстями, подвержена множеству неожиданных опасностей и искушений.

Можно и так, но вопрос в том, мог ли бунтарь и убийца Караваджо разводить тонкую философию на тему устройства мира?  :question:

Micktrik написал(а):

Нравится своим исследовательским духом в области оптики? :D

Да, ощущение исследовательского духа в картине мне нравится больше содомского.  :hobo:

Micktrik написал(а):

Есть ли какой-то (художественный) смысл в отражении и свете? :question:

Это красиво.  :idea:

Micktrik написал(а):

Картины с подобными сюжетами, где присутствуют укушенные, встречаются не очень часто.

И сюжетов с укусами мало. Я вспомнила только Клеопатру, которую укусила змея, да Нимфу, ужаленную скорпионом.

Micktrik написал(а):

Нашел пару последователей Караваджо (первая написана художником из круга Карло Сарачени, вторая - бог его знает).

Первая – сунул грека руку в банку... :)
А второй – садо/мазо, будто бы парень сам суёт палец в зубы крабу.  :huh:  ИМХО, символизма в картинах нет, только не совсем удачные попытки изобразить ситуацию и эмоцию.

marc написал(а):

Но вот дальше запутать хочу. Кроме этого рисунка есть картина маслом, сама ли Софонисба писала, или кто вдохновился, не знаю.

Если писал последователь Софонисбы, то картина ему удалась лучше, чем "Укушенным" последователям Караваджо. :) Мальчик плачет вполне натурально, а старшая сестра его утешает.
А яблоко за спиной у малыша - для утешения, его принесла сестра. )
Какой-то сложной философии я не заметила. )

0

342

marc написал(а):

вовсе не хотел обидеть никого из участников форума ...затем, что к ним принадлежу

Никто и не обиделся - тута обитель необидчивых  :D

Подброшу-ка вам немного информации. Роберто Лонги продолжает нас удивлять почти на каждой странице :crazy:

Один из биографов вспоминает, что уже во времена монсиньора Пуччи или вскоре после этого Караваджо пробует свои силы в самостоятельных картинах, «исполненных для себя», так сказать, в народном ломбардском духе. Это «Амур, укушенный раком», «Мальчик, чистящий грушу», известные в копиях, и даже «портрет трактирщика, у которого останавливался художник» (словом, как у Морони, который исполнил портрет собственного портного).

Взял отсюда

Хотелось бы увидеть того Амура в любом виде :) У меня еще есть вопрос по поводу груши: что за фрукт мы видим на картине на самом деле? :question:

Можно почитать и Махова, который не обходит стороной Укушенного, но дает маху: как-то небрежно отбрасывает рисунок (или картину) Софонисбы. Думаю, не каждый читатель поймет, о чем идет речь (если не воспользуется ссылкой Легги).

Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле, и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65,8x52,3). Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Версия маловероятная, и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.

Правда, сама экстравагантная Ангвиссола, оказавшаяся при испанском дворе в свите королевы Изабеллы де Валуа, третьей жены Филиппа II, обычно представлялась не иначе как ученицей великого Микеланджело, что придавало ей немалый вес при мадридском дворе.

Сопровождая своего наставника Петерцано по городам и весям Ломбардии, подросток Меризи мог бы повстречать Ангвиссолу в Кремоне. Но когда Караваджо взялся за написание своего «Юноши, укушенного ящерицей», ей в то время было далеко за шестьдесят, и, возможно, она уже переселилась из родной Кремоны в Испанию, а затем после смерти короля Филиппа уехала в Палермо, где и окончила свои дни.

Что касается упомянутого рисунка, то если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, во что верится с трудом, невыразительность фигуры укушенного раком плачущего ребёнка, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения. Это ещё одно из стереотипных суждений в искусствоведении о заимствованиях, закрепившееся за художником. За него нельзя никого особо корить и оно вполне объяснимо, поскольку феномен Караваджо, как было сказано выше, был открыт сравнительно недавно, когда из небытия вдруг всплыло незнакомое имя, и невозможно было поверить, что возникло оно на пустом месте.

С другой стороны, писателю очень нравится происхождение картины от обезьяны Аполлона Праксителя. Он меня (и даже себя) не убедил. :)

Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати, и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Хотя где начинающий художник мог увидеть это изваяние с ползущей ящерицей по стволу дерева перед стоящим Аполлоном? Дворцы аристократии были для него недоступны, и вдохновение он черпал непосредственно из жизни римской улицы. Некоторые исследователи склонны рассматривать эту работу в качестве иллюстрации стихотворения полузабытого поэта XVI века Грегорио Команини, в котором повторяется избитый мотив скоротечности жизни и необходимости дорожить каждым её мигом. Вряд ли Караваджо знал о существовании того стихотворения, опубликованного в Венеции в 1590 году. Зато ему были ведомы вкусы, наклонности, слабости и пороки простого человека с улицы, а в трактирах на Кампо Марцио он мог видеть таких юнцов, поджидающих клиентов. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Римскую копию знаменитого изваяния Праксителя Караваджо увидит позже, когда окажется во дворце влиятельного мецената и обладателя богатейшей художественной коллекции.

Позировавший ему Марио изображён обычным уличным парнем, сидящим за столом в одном из злачных мест. В копну густых волос у него вдета белая роза, дабы привлечь внимание завсегдатаев заведения и возможных клиентов.

На столе перед ним стеклянный сосуд с алой розой и горсть рассыпанной черешни, из которой выползла зелёная зубастая ящерица (ramarro).

Обязательно ли прищепка должна быть зубастой? Кто-нибудь зубы рассмотрел? :) Звучит забавно: изображён обычным уличным парнем

http://cdn-1.animalidalmondo.it/o/j/come-riconoscere-il-ramarro_ebd5b9d0631decd19d108b1912b757d3.jpg

Интересно, как Караваджо добился подобных эмоций у натурщика в реальности? Раками или спичками? :D

Неожиданно почувствовав острую боль в среднем пальце, Марио с ужасом и отвращением отдёрнул правую руку от стола. Его лицо исказила гримаса боли, а из полуоткрытого рта невольно вырвался крик. Не осталось даже следа от былого спокойствия и самообладания парня. Вот когда модель целиком оказалась подвластна воле художника, которому в сравнительно небольшой по размерам работе удалось так много выразить и передать.

В аллегорической форме Караваджо хотел показать, что любое удовольствие, сколь бы заманчивым оно ни было, иногда соприкасается с физической болью, принося страдание. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Первый владелец картины кардинал дель Монте утверждал, показывая гостям новинку своей коллекции, что её сюжет напрямую связан с греко-римской мифологией, согласно которой ящерица — не что иное как символ мужского члена 30. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.

Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Но кардинал, эрудит и знаток зооморфизма в мифологии, явно проглядел основное, поскольку отнюдь не обертоны гомосексуализма составляют суть картины. Её главное и бесспорное достоинство совершенно в другом. Пожалуй, впервые в мировой живописи художнику удалось схватить и запечатлеть на полотне непроизвольное движение души и тела, а инстинктивный взмах обеих рук юноши столь порывист, что видно, как приподнялся кверху конец коричневого шарфа, словно на ветру. Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. И это самое ценное в картине.

Удовлетворённый достигнутым Караваджо написал идентичную копию картины в надежде найти покупателя. В ту пору им живо заинтересовался преуспевающий торговец произведениями искусства, некий синьор Валентино, прибывший из Франции и поселившийся с семейством в старинном особняке напротив церкви Сан-Луиджи деи Франчези неподалёку от дома монсиньора Петриньяни, где обосновался Караваджо. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Караваджо не стал с ним торговаться, радуясь тому, что наконец удалось сбыть картину в хорошие руки, так как в салоне синьора Валентино не в пример Лоренцо Сицилианцу было немало стоящих картин. В дальнейшем художник не раз обращался за содействием к обходительному и всегда готовому прийти на помощь Валентино. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Проведённый недавно радиографический анализ выявил множество авторских правок при написании картины, который подтвердил версию о том, что Караваджо никогда не делал никаких предварительных эскизов. Его кисть без нанесения какого-либо контура выхватывает на плоскости холста определённый кусок и посредством светотеневых переходов моделирует фигуру.

30 Spezzaferro L. La cultura del cardinale Del Monte e il primo tempo di Caravaggio / / Storia dell’arte, 9—10, 1971.

Здесь оно с картинками.

0

343

Micktrik написал(а):

Можно почитать и Махова

спасибо за интересные цитаты и ссылку - обширный текст, где взять время всё читать... и картинки там хорошие

Leggy написал(а):

Есть ли какой-то (художественный) смысл в отражении и свете?
Это красиво.

не только.
это отражение и свет играют важную роль в общей композиции картины. попробуйте убрать вазу и всё завалится. ну а решение интересной для художника задачи отражения на полотне оптических эффектов уже обсуждали.
Караваджо всегда целенаправленно строит композицию своих шедевров с помощью разного рода световых эффектов - как было сказано, пользуясь божественным светом. сюжет при том зачастую подчинен композиционному замыслу. вспомните, к примеру, штаны могильщика.
написал банальность, просто хотел еще раз подчеркнуть.

0

344

Micktrik написал(а):

Это «Амур, укушенный раком»...

Хотелось бы увидеть того Амура в любом виде :)

Спящий амурчик не подойдёт? А рак типа укусил и уполз... :)

Micktrik написал(а):

У меня еще есть вопрос по поводу груши: что за фрукт мы видим на картине на самом деле? :question:

Яблоком этот фрукт быть не может, уж больно невзрачный цвет (гнилого фрукта). Яблоко в таком состоянии только выкинуть, а грушу, наверное, можно скушать. :)

Micktrik написал(а):

С другой стороны, писателю очень нравится происхождение картины от обезьяны Аполлона Праксителя. Он меня (и даже себя) не убедил. :)

Меня тоже не убедил. Общее у них (Аполлона и Укушенного) только ящерица. Да и то, намерения в отношении неё - разные.

Micktrik написал(а):

Звучит забавно: изображён обычным уличным парнем

Обычная уличная девушка звучит конкретнее. )

Micktrik написал(а):

Интересно, как Караваджо добился подобных эмоций у натурщика в реальности? Раками или спичками? :D

Мне версия с прищепкой понравилась. )

marc написал(а):

Караваджо всегда целенаправленно строит композицию своих шедевров с помощью разного рода световых эффектов - как было сказано, пользуясь божественным светом.

В "Укушенном", ИМХО, свет не божественный, а вполне естественный - льющийся из того самого отражённого в вазе окна. Редкий случай, кстати, когда источник света у Караваджо показан (пусть и таким оригинальным способом).

0

345

Leggy написал(а):

В "Укушенном", ИМХО, свет не божественный, а вполне естественный - льющийся из того самого отражённого в вазе окна.

разве дневной свет не божественный?

0

346

Leggy написал(а):

Вряд ли Свидерской можно отказать в умении отличить эскиз от законченной картины

Она умная, но тоже может ошибаться :)

Leggy написал(а):

Уверена, говоря про штудию, она имела в виду художественное исследование эмоций и рефлексов человека, которые занимали Караваджо не менее светотеневых эффектов.

Укушенный стоит в сторонке, а "кричащие головы" все очень похожи друг на друга (искаженные гримасами лица, открытые рты и т.д.) Произошло некоторое зацикливание, исследование эмоций забуксовало o.O Я не отрицаю, что у Караваджо есть много удачных эмоциональных персонажей (например, служанка Юдифи и т.д.), но любимая тема прет активней.

К вопросу о штудиях:

устар. Научная работа, научное исследование. Философские штудии.

(взял с академик.ру)

Не ошиблась ли Свидерская областью знаний? Не факт, что речь лишь о (дешевых) "аффектах" :D

Leggy написал(а):

С помощью штудий простых аффектов он учился изображать глубокие, серьёзные и большие чувства.

Мне кажется, что Караваджо делал упор на драматизм, замешивая сильные эмоции с (вульгарной) театральностью.
"Глубокие, серьёзные и большие чувства" - звучит как-то слишком возвышенно. Предлагаю оставить что-то одно :)
Кстати, (вульгарная - от слова "народная") театральность - не ругательное понятие. Я хотел сказать, что действо на картинах Караваджо находит отклик почти у любого зрителя, вовлекая его эмоционально в картину.

Leggy написал(а):

И говорила, что Караваджо исходил из реальности, он не воспроизводил старые шатмпы ренессансного искусства, он хотел изучить всё сам.

Ну, он использовал реальность, где она позволяла добиться желаемого художественного эффекта, но и уходил от нее (хотя бы при использовании неестественной светотени). И некоторые ренессансные штампы мы иногда встречаем (те же эмоции и жесты, символизм, эффектные драпировки и т.д.)

Укушенный не далеко ушел от разных там аллегорий в стиле маньеризм. В общем, есть и преемственность и заимствования.

Leggy написал(а):

Можно и так, но вопрос в том, мог ли бунтарь и убийца Караваджо разводить тонкую философию на тему устройства мира?

По профессии он был художником :) И убийца может слушать Шопена :whistle:
Кстати, ему не надо было быть Кантом, а можно было "просто" следовать вкусам высокообразованных заказчиков, подвергнув их идеи собственной художественной обработке. Или следовать светской (богемной) моде. Я не пытаюсь умалить заслуги художника (прошу обратить внимание).

Leggy написал(а):

Никто не запрещает зрителю искать скрытые смыслы в картине. Но, когда ступающий на этот путь попытается представить, что хотел сказать Караваджо, он столкнётся с необходимостью учесть знания о нём, о его жизни, о его нетрадиционности и т.д. Ну, и что будет далее, нам показали в кино

Не, прав Махов со своим "баяном": "Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности". :D  Опять же, вся эта благопристойная нетрадиционность уже не шокирует современного зрителя.

marc написал(а):

Какой-то сложной философии я не заметила. )

Возможно, она простая)

marc написал(а):

где взять время всё читать... и картинки там хорошие

Поэтому и привожу цитаты, а не ссылку на книгу :yep:

0

347

Micktrik написал(а):

Укушенный стоит в сторонке, а "кричащие головы" все очень похожи друг на друга (искаженные гримасами лица, открытые рты и т.д.) Произошло некоторое зацикливание, исследование эмоций забуксовало

Попробую не забуксовать. :) На всех картинах одна и та же эмоция боли и страха (у всех рты открыты, а лица искажены гримасами). Но степень боли и страха разная.
Укушенный больше удивлён, чем испуган. Да и испуг его, скорее, рефлекс, а не страх. Голова медузы и Олоферн: здесь высшая степень страха – ужас. Ужас предсмертный, на последней ноте, с остекленевшими глазами. На лицах этих персонажей уже надета маска смерти.
Которой нет на лице Исаака. Хотя ему не позавидуешь больше всех. В его глазах слёзы, а в крике – мольба, страх, душевная боль, разочарование, невозможность противостоять отцу и защитить свою жизнь…

http://s3.uploads.ru/YtU6v.jpg

Micktrik написал(а):

К вопросу о штудиях:

    устар. Научная работа, научное исследование. Философские штудии.

(взял с академик.ру)

Не ошиблась ли Свидерская областью знаний? Не факт, что речь лишь о (дешевых) "аффектах" :D

Свидерская не говорила про «дешёвые» аффекты. Она говорила «простые». :)
Свидерская упомянула высказывание Альберти о том, что труднее всего изображать движения души.

История будет волновать душу тогда, когда изображенные в ней люди всячески будут проявлять движения собственной души. Самой природой, которая одна только и может объять собственные свои образы, устроено так, что мы плачем с плачущим, смеемся со смеющимся и горюем с горюющим. Однако эти движения души познаются из движения тела.
...
Итак, значит, необходимо, чтобы все движения тела были точно известны живописцам, которые научатся этому у природы, хотя, правда, подражать всем движениям души - дело нелегкое.
...
Некоторые движения души называются аффектами, как-то: горе, радость и страх, вожделение и тому подобное, они же - движения тела.

Полностью можно прочитать здесь:
http://painting.artyx.ru/books/item/f00 … t043.shtml

Альберти помогает понять Свидерскую: движения души (аффекты) изображаются движениями тела. Вероятно, чем проще движение души, тем проще движения тела. Штудия аффектов – от простого к сложному. 

Меня слово «штудия» не смущает. Конечно, Караваджо не Леонардо. Его штудии движений души и тела, - не вполне научные, но не менее штудии. :)

Micktrik написал(а):

Мне кажется, что Караваджо делал упор на драматизм, замешивая сильные эмоции с (вульгарной) театральностью.
"Глубокие, серьёзные и большие чувства" - звучит как-то слишком возвышенно. Предлагаю оставить что-то одно :)
Кстати, (вульгарная - от слова "народная") театральность - не ругательное понятие. Я хотел сказать, что действо на картинах Караваджо находит отклик почти у любого зрителя, вовлекая его эмоционально в картину.

Кстати, я не собиралась отстаивать Караваджо, которого вообще не слишком люблю. Некоторые его картины вызывают (у меня) желание отвернуться и не смотреть. Но это тоже эмоциональный отклик.
Ну, так Альберти не зря говорил: «История будет волновать душу тогда, когда изображенные в ней люди всячески будут проявлять движения собственной души». Караваджо (вряд ли читавший Альберти) интуитивно догадывался, что людей привлекают аффекты. Его окружали вульгарные люди, их вульгарные эмоции появлялись на картинах.  Конечно, эти эмоции не были великими движениями души, но по степени сложности они отличались. Думаю, Свидерская имела в виду что-то подобное. Не будем придираться к её словам.  :yep:

Micktrik написал(а):

Ну, он использовал реальность, где она позволяла добиться желаемого художественного эффекта, но и уходил от нее (хотя бы при использовании неестественной светотени). И некоторые ренессансные штампы мы иногда встречаем (те же эмоции и жесты, символизм, эффектные драпировки и т.д.)

Укушенный не далеко ушел от разных там аллегорий в стиле маньеризм. В общем, есть и преемственность и заимствования.

А с точки зрения эмоции? Что там было у маньеристов и прочих ренессансников, кроме улыбки Джоконды?  :question:

Micktrik написал(а):

По профессии он был художником :)

Micktrik написал(а):

Или следовать светской (богемной) моде.

В живописи он учредил новую моду, моду на бродяг, гадалок, шулеров, служанок и прочих далеко не светских личностей. :)

Micktrik написал(а):

Не, прав Махов со своим "баяном": "Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности". :D

Не прав Махов :) ИМХО, всяк судит в силу своей осведомлённости об испорченности Караваджо. Как говорится, пессимист – это хорошо информированный оптимист. :)

Micktrik написал(а):

Опять же, вся эта благопристойная нетрадиционность уже не шокирует современного зрителя.

Не шокирует, но отталкивает.

marc написал(а):

Leggy написал(а):

    В "Укушенном", ИМХО, свет не божественный, а вполне естественный - льющийся из того самого отражённого в вазе окна.

разве дневной свет не божественный?

Имела в виду, если источник света известен, нельзя сказать, что свет ниоткуда (от бога))

0

348

Leggy написал(а):

Но степень боли и страха разная. Укушенный больше удивлён, чем испуган.

Я бы грубо разделил творчество Караваджо на две части (с точки зрения силы эмоций). Во вторую попадают летальные эмоции, в первую - все остальные :)
Иногда бывает так: персонажи картины ведут себя сдержанно, но зритель испытывает шок, наблюдая какую-нибудь жестокую сцену. Другими словами, к летальным я отношу сильные отрицательные (неприятные) эмоции, которые пробуждает в нас художник. Конечно, мальчик с ящеркой - это цветочки (в прямом и переносном) смысле. В какой-то момент я был даже готов поверить, что Караваджо умеет шутить. Если и так, то чувство юмора у него своеобразное.

Leggy написал(а):

А с точки зрения эмоции? Что там было у маньеристов и прочих ренессансников, кроме улыбки Джоконды?

Ща посмотрим :)

Многие маньеристы - холодные и скупые на эмоции, но среди них часто встречаются исключения, которые вполне могли подпитывать творчество Караваджо.
Нет сомнений, что у двух Микеланджело существует некая мистическая связь: как минимум, они оба придают большое значение телесной оболочке и эмоциональному состоянию человека.
Скажем, в правой нижней части Страшного суда Буонарроти можно найти много всего интересного. Аналогично и у Луки Синьорелли, поэтому и его ад изучить логично. Пожалуй, добавлю еще Россо Фьорентино и Джамболонью. Наверное, пока хватит. Заранее извиняюсь, что плохо проработал вопрос (и на моих картинках нет ни одной ящерицы). :)

Навалю кучкой все вышеперечисленное.

http://s2.uploads.ru/t/DgqJU.jpg http://s6.uploads.ru/t/DganB.jpg
http://s2.uploads.ru/t/3vbaR.jpg  http://s7.uploads.ru/t/nHXze.jpg
http://s3.uploads.ru/t/ujkVY.jpg http://s3.uploads.ru/t/NtBlj.jpg
http://s7.uploads.ru/t/zisbl.jpg http://s3.uploads.ru/t/BxwHD.jpg

Leggy написал(а):

В живописи он учредил новую моду, моду на бродяг, гадалок, шулеров, служанок и прочих далеко не светских личностей.

Тогда назовем ее городской модой. На религиозное искусство, надо заметить, она тоже повлияла очень сильно. У церкви (и разных высоких покровителей художника) в период Контрреформации хватило ума поддержать художественные идеи Караваджо. Возражения были по отношению к мелким деталям, цензура не слишком зверствовала, к таланту относились с уважением и пониманием. В общем, церковь осознала, что творчество Караваджо ей полезно. Вспомним, что у многих предшественников Караваджо в религиозных сюжетах принимали участие представители низших сословий (крестьяне и городская беднота), отображался современный деревенский или городской быт. У Якопо Бассано можно найти наглядные примеры.
В общем, раньше (до Караваджо) тоже много всего было, но мода на народность еще не окрепла.

http://s2.uploads.ru/nBRPY.jpg

http://s3.uploads.ru/tRFKf.jpg

http://s2.uploads.ru/DHkn3.jpg

0

349

Micktrik написал(а):

Во вторую попадают летальные эмоции, в первую - все остальные :)
Иногда бывает так: персонажи картины ведут себя сдержанно, но зритель испытывает шок, наблюдая какую-нибудь жестокую сцену. Другими словами, к летальным я отношу сильные отрицательные (неприятные) эмоции, которые пробуждает в нас художник.

Да, Караваджо часто пробуждал отнюдь не добрые чувства. И, кстати, не только  жестокие сцены вызывают летальные эмоции. Я к подобным отношу «Спящего амура». Жестокости там нет, но есть неприятная жёсткость изображения.   

Micktrik написал(а):

Скажем, в правой нижней части Страшного суда Буонарроти можно найти много всего интересного. Аналогично и у Луки Синьорелли, поэтому и его ад изучить логично. Пожалуй, добавлю еще Россо Фьорентино и Джамболонью.

Почему-то меня выложенные эмоции трогают не более, чем искажённые лица грешников в аду на готических барельефах. В этом их отличие от эмоций Караваджо, которые цепляют.

http://s7.uploads.ru/Ie0ch.jpg http://s7.uploads.ru/zoNSD.jpg

0

350

Leggy написал(а):

Почему-то меня выложенные эмоции трогают не более, чем искажённые лица грешников в аду на готических барельефах. В этом их отличие от эмоций Караваджо, которые цепляют.

А меня меньше цепляют "кричащие головы" Караваджо, так как они слишком театральные. Пожалуй, Исаак выглядит натуральней. Авраам очень грубо (рукой садиста) сдавливает лицо сына - жуть! Мы наблюдаем не религиозного фанатика, а маньяка. Я бы на месте ангела саданул его по голове камнем :idea:

Вернемся к Укушенному. Мне показалось, что стиль изображения мальчика ближе к маньеризму. Движение получилось несколько преувеличенное и сложное, натурализм отступил ради большего эффекта. Скорее всего, Караваджо всегда готов немного пожертвовать реализмом, если требуется усилить драматизм.

0

351

Micktrik написал(а):

Скорее всего, Караваджо всегда готов немного пожертвовать реализмом, если требуется усилить драматизм.

Придумал, кажется, подходящий термин для этого направления в живописи - ДРАМАТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.
И оказалось, как сказал один коллега: -- Не успеешь чего-нибудь придумать, как у них уже давно опубликовано. В данном случае
http://www.caravaggio.ru/v_emmaynse/

0

352

Micktrik написал(а):

Вернемся к Укушенному. Мне показалось, что стиль изображения мальчика ближе к маньеризму. Движение получилось несколько преувеличенное и сложное, натурализм отступил ради большего эффекта. Скорее всего, Караваджо всегда готов немного пожертвовать реализмом, если требуется усилить драматизм.

Именно в "Укушенном", ИМХО, Караваджо ничем жертвовать не пришлось. Как уже писала, мне кажется, манерность здесь не от маньеризма, а от модели. Нетрадиционным мальчикам такая манерность свойственна. Так что, в данной картине Караваджо исключительно реалистичен. :) ИМХО.

0

353

Leggy написал(а):

Нетрадиционным мальчикам такая манерность свойственна.

Неужели все обычные уличные парни настолько гуттаперчевые мальчики :question:

0

354

Micktrik написал(а):

Неужели все обычные уличные парни настолько гуттаперчевые мальчики :question:

Не, только те, которые укушенные ящерицами. :)

0

355

Обсуждение выставки мы продолжили тут Караваджо и последователи. Выставка в ГМИИ. Впечатление и обсуждение

0

356

Возможно, кого-то заинтересует передача "Музейные палаты", посвященная "Декабрьским вечерам" в ГМИИ
http://echo.msk.ru/sounds/1661730.html
Правда, билеты на эти элитарные мероприятия раскупают быстро. Думаю, для любителей музыки есть и более удобные места.
Когда мы пошли на выставку "Караваджо и последователи", я спросил сначала про Люку Дебарга - фиг, стал перечислять остальных - ничего! o.O  (а было это чуть позже дня начала продаж билетов)
Нет, нам нужны более демократичные концерты :idea:

0

357

Очередная передача "Эрмитаж" порадует любителей истории и искусства. Среди представленных картин художника Матиа Прети вы можете найти одну почти знакомую.
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id … d/1414627/

200 лет назад Россия принимает под свое покровительство один из древнейших духовно-рыцарских орденов. Император Павел Первый становится Великим магистром Мальтийского ордена.

0

358

Жизнь и творчество Михаила Врубеля обсуждали в программе "Наблюдатель" (и по другим русским художникам прошлись)

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id … d/1450932/

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в городе Омске

0

359

Micktrik написал(а):

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в городе Омске

Да, и календарь искусств отметил эту дату картиной Врубеля "Жемчужина".
Фильм нужно будет посмотреть, спасибо за ссылку.

М.А. Врубель, Жемчужина, 1904 г.

http://s6.uploads.ru/0Sjo2.jpg

0

360

Наверное, Ариал может заинтересоваться этой передачей

П.И. Чайковский писал: "Венеция такой город, что, если бы пришлось здесь прожить неделю, то на пятый день я бы удавился от отчаяния. Все сосредоточено на площади Святого Марка. Затем куда ни пойдешь, пропадешь в лабиринте вонючих коридоров, никуда не приводящих; и, пока не сядешь где-нибудь в гондолу и не велишь себя везти, не поймешь, где находишься"… В студии программы "Сати. Нескучная классика" свое мнение о Венеции выскажут историк Наталия Басовская и музыкальный критик Вадим Журавлев.

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id … d/1449978/

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Передачи, фильмы и статьи об искусстве. Смотрим, слушаем, читаем