"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Караваджо и последователи. Выставка в ГМИИ. Впечатление и обсуждение


Караваджо и последователи. Выставка в ГМИИ. Впечатление и обсуждение

Сообщений 1 страница 30 из 56

1

Полное название: "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина" (очень длинно для темы, поэтому я его чуток укоротил)
Проходит 15.09.2015 – 10.01.2016 (так скоро и закончится!)

http://www.arts-museum.ru/events/archiv … aravaggio/

Кажется, все началось в другой теме Передачи, фильмы и статьи об искусстве. Смотрим, слушаем, читаем. Смотрим, слушаем, читаем (думаю, настала пора выделить не относящееся к передачам)
Советую смотреть сначала, чтобы все нюансы были понятны.

Наконец-то на выставку нам удалось сходить. Наверное, по ней трудно будет составить цельное мнение о том, что такое караваджизм и какие параллельные течения существовали в живописи во время жизни Караваджо, чуть позже и впоследствии, и когда новая мода появилась, расцвела и стала сходить на нет. Нам предложили довольно много хороших работ, но не все удается четко структурировать, не всегда получается выбрать ключевые точки. Еще нам показалось, что зритель должен сам серьезно готовиться, анализировать, шевелить глазами и мозгами, чтобы привести увиденное в систему, отыскать хлипкие и крепкие связи с творчеством Караваджо (или не найти их). Ясно также, что коллекция Роберто Лонги достойна пристального изучения. :)

0

2

Micktrik написал(а):

Еще нам показалось, что зритель должен сам серьезно готовиться, анализировать, шевелить глазами и мозгами, чтобы привести увиденное в систему, отыскать хлипкие и крепкие связи с творчеством Караваджо (или не найти их).

Примерно так же высказалась моя не слишком продвинутая в живописи подруга. Она сказала, если бы пришла на выставку одна, вряд ли бы вообще уловила какие-то связи (кроме свечки))

Micktrik написал(а):

Ясно также, что коллекция Роберто Лонги достойна пристального изучения. :)

И с этим согласна.
Но и в нашей пушкинской коллекции оказалось немало хороших картин (и новых имён), прежде (мне) неизвестных, но проявившихся на выставке.
А вам кто/что понравилось?

0

3

Leggy написал(а):

Примерно так же высказалась моя не слишком продвинутая в живописи подруга. Она сказала, если бы пришла на выставку одна, вряд ли бы вообще уловила какие-то связи (кроме свечки))

Мы видели много всяких караваджистов раньше, поэтому пробелы и отсутствие ярких ключевых произведений в этом жанре не вызывало замешательства. Более того, мы раскошелились на аудиогид, который прояснил некоторые детали.

Некоторым картинам обязательно нужна была пара, отсутствующая на выставке: часто некая аналогия или идея Караваджо, которую развивали или эксплуатировали его последователи; порой картина другого художника предшествующей эпохи; иногда можно было разместить две картины на один сюжет одного и того же художника. Иначе говоря, неподготовленному зрителю что-то домыслить и представить совсем не просто, поэтому результат закономерный: идея выставки вызывает недоумение.

Чтобы получить удовольствие необходимо:

- познакомиться с творчеством Караваджо (на выставке всего полторы его картины)
- представлять себе итальянскую живопись ренессанса и барокко
- взять аудиогид, который кое-что расскажет

0

4

Попробую привести некоторые примеры в картинках. Надеюсь, пояснения текстом не потребуются :)

http://s7.uploads.ru/4Sf2H.jpg
BABUREN, Dirck van
The Capture of Christ with the Malchus Episode
1616-17
Oil on canvas, 125 x 95 cm
Fondazione di Studi di Storia dell'Arte Roberto Longhi, Florence

http://s7.uploads.ru/IpcnD.jpg
Caravaggio
Taking of Christ
c. 1602
Oil on canvas, 134 x 170 cm
National Gallery of Ireland, Dublin

http://s7.uploads.ru/vod07.jpg
Caravaggio
The Martyrdom of St Matthew
1599-1600
Oil on canvas, 323 x 343 cm
Contarelli Chapel, San Luigi dei Francesi, Rome

0

5

Валантен де Булонь. Отречение Cвятого Петра. Две штуки (наше лучше)

http://s7.uploads.ru/x7Rbe.jpg

http://s2.uploads.ru/cKv7y.jpg

http://s2.uploads.ru/iuCIc.jpg
The Denial of St Peter
c. 1610
Oil on canvas, 94 x 125 cm
Metropolitan Museum of Art, New York

http://s2.uploads.ru/K4Ikn.jpg
Caravaggio
The Calling of Saint Matthew
1599-1600
Oil on canvas, 322 x 340 cm
Contarelli Chapel, San Luigi dei Francesi, Rome

0

6

http://s2.uploads.ru/HTadq.jpg
BORGIANNI, Orazio
Lamentation of Christ
c. 1615
Oil on canvas, 74 x 90 cm
Fondazione di Studi di Storia dell'Arte Roberto Longhi, Florence

http://s6.uploads.ru/FQ7Oq.jpg
MANTEGNA, Andrea
The Lamentation over the Dead Christ
c. 1490
Tempera on canvas, 68 x 81 cm
Pinacoteca di Brera, Milan

0

7

Изображение простонародья-бродяг-пилигримов?

http://s2.uploads.ru/KSbQC.jpg
CERUTI, Giacomo
Sleeping Pilgrim
1740-45
Oil on canvas, 212 x 140 cm
Fondazione di Studi di Storia dell'Arte Roberto Longhi, Florence

http://s2.uploads.ru/tbgPA.jpg
CARAVAGGIO
Madonna di Loreto
1603-05
Oil on canvas, 260 x 150 cm
Sant'Agostino, Rome

0

8

Авраам - жестокий религиозный фанатик, Исаак - вопящий от страха или ничего не подозревающий невинный агнец.

http://s2.uploads.ru/d8f0e.jpg
BRUNELLESCHI, Filippo
Sacrifice of Isaac
1401
Bronze relief, 45 x 38 cm
Museo Nazionale del Bargello, Florence

http://s2.uploads.ru/RNAQZ.jpg
CARAVAGGIO
The Sacrifice of Isaac
1601-02
Oil on canvas, 104 x 135 cm
Galleria degli Uffizi, Florence

https://cult.mos.ru/upload/medialibrary/5c7/zhertvoprinoshenie-avraama.jpg
Abraham's Sacrifice of Isaac, 1615-1620, oil on canvas, 176x126, Caracciolo, Giovanni Battista (1578-1635), State A. Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow

http://s7.uploads.ru/4vspC.jpg
Хусепе Рибера. Святая Инесса. 1641

http://s3.uploads.ru/9Rhfs.jpg
REMBRANDT Harmenszoon van Rijn
The Angel Stopping Abraham from Sacrificing Isaac
1635
Oil on canvas, 193 x 132 cm
The Hermitage, St. Petersburg

Я ранее писал про подбор пары, но на самом деле часто приходится выстраивать целые ряды (насколько хватит воображения и знаний)

0

9

Хороший мальчик что-то "пилит" (он был хорошим мальчиком)

http://s3.uploads.ru/cyIe8.jpg
Boy Peeling a Fruit
c. 1593
Oil on canvas, 76 x 64 cm
Fondazione di Studi di Storia dell'Arte Roberto Longhi, Florence

http://s3.uploads.ru/Rql7v.jpg
St Francis in Ecstasy
c. 1595
Oil on canvas, 93 x 128 cm
Wadsworth Atheneum, Hartford

http://s2.uploads.ru/d10GX.jpg
The Musicians
1595-96
Oil on canvas, 92 x 118,5 cm
Metropolitan Museum of Art, New York

0

10

Томазо Салини. Коронование терновым венцом. Ок. 1610. ГМИИ им. А.С. Пушкина
http://s7.uploads.ru/fGXJt.jpg

http://s3.uploads.ru/r4kGD.jpg
Caravaggio
The Crowning with Thorns
c. 1603
Oil on canvas, 127 x 166 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna

http://s6.uploads.ru/Mtufk.jpg
Caravaggio
The Crowning with Thorns
c. 1605
Oil on canvas, 178 x 125 cm
Banca Popolare di Vicenza, Vicenza

0

11

Интересная игра - поиск заимствований. )

Micktrik написал(а):

Надеюсь, пояснения текстом не потребуются :)

Я в словах себе не откажу. )

Пост 358. Самый креативнй плагиатчик последователь - Дирк Бабурен. ) Он выдернул цитаты сразу из двух картин Караваджо и соединил их в одной своей.)
Пост 359. Хитрый и упорный (две картины на один сюжет) Валантен де Булонь. ) Всех запутал, картину Караваджо на сюжет отречения Св. Петра построил на цитатах из призвания Матфея!
Интересно, саркофаг на первой картине, который используется как стол, он откуда "увёл"? )
Пост 360. Упс, тут Лонги прокололся. ) Последователь Караваджо оказался вовсе последователем Мантеньи. )
Пост 361. Джакомо Черути. На выставке я не поняла связи этой картины с Караваджо. Оказывается, дело в простонародной привязанности.  :hobo: Ну не знаю, может оно и так, но всё равно эта картина с Караваджо не коррелируется. А ботинки пилигрима напомнили "Ботинки" Ван Гога, те тоже вроде как оба левые были. )
Пост 362. Не, ну тут, что называется, Остапа понесло! )) Картина Караччоло на выставке привлекает внимание яростью Авраама и отрешённостью Исаака, но в один ряд с такими великими, как Рембрандт не становится. То есть, моей фантазии на это не хватило бы. ))
Пост 364. Томазо Салини, ИМХО, при определённой степени незнания картин Караваджо можно было бы принять эту картину за самого Караваджо, если бы не подпись под картиной. )

0

12

Тетеньки еще не решили, что делать со Святым Себастьяном - пусть повесит пока :)
Angelo Caroselli, Saint Sebastian, early 17th century
http://s3.uploads.ru/ObzGA.jpg

http://s6.uploads.ru/eSuDZ.jpg
RIBERA, Jusepe de
St Sebastian Tended by the Holy Women
1621
Oil on canvas, 180,3 x 231,6 cm
Museo de Bellas Artes, Bilbao

http://s3.uploads.ru/VJQwp.jpg
RIBERA, Jusepe de
St Sebastian Cured by St Irene
Spain, 1628
Hermitage

http://s6.uploads.ru/5Rg9U.jpg
Niccolo Renieri
St Sebastian Tended by Irene and Her Servant
1630s
Oil on canvas, 170 x 230 cm
Ferens Art Gallery, Kingston upon Hull

У Караваджо с этим сюжетом сложнее... Поищем замену.

http://s7.uploads.ru/cf21T.jpg
Flagellation
c. 1607
Oil on canvas, 286 x 213 cm
Museo Nazionale di Capodimonte, Naples

http://s6.uploads.ru/XydAM.jpg
Christ at the Column
c. 1607
Oil on canvas, 135 x 175 cm
Musée des Beaux-Arts, Rouen

Забыл приткнуть одного выставочного:
Orazio Borgianni, Saint Sebastian, c. 1615
http://s7.uploads.ru/qp9iG.jpg

0

13

Пост 366. Ой, ну Себастьяны все похожи, как близнецы-братья! Кроме Бронзиновского. )
Можно списывать с любого, всё равно ничего нового на этот сюжет написать невозможно.
Кстати, у Караваджо, ведь нет своего "Себастьяна"? Хотя казалось бы - самый его сюжет. )

0

14

Micktrik написал(а):

У Караваджо с этим сюжетом сложнее... Поищем замену.

У Караваджо Иисус взрослее и красивее. Христа у колонны можно как есть в мужском журнале печатать. ) Или на рекламном плакате фитнес-клуба. ) (сорри за цинизм)

0

15

Есть Себастьян и помоложе :)

http://s7.uploads.ru/JvKM5.jpg

St John the Baptist
1610
Oil on canvas, 159 x 124 cm
Galleria Borghese, Rome

0

16

Vanity-Prudence - 1615 - Angelo Caroselli - Fondation Roberto Longhi Florence
http://s3.uploads.ru/lV8bo.jpg

http://s2.uploads.ru/spKBx.jpg
Caravaggio
Martha and Mary Magdalene
c. 1598
Oil on canvas, 98 x 133 cm
Institute of Arts, Detroit

0

17

Leggy написал(а):

Христа у колонны можно как есть в мужском журнале печатать.

и изящная V-образная композиция (кстати, и штаны, или что там вместо, свою роль играют) при том, что лицо главного героя вообще у самого края и просится вон

0

18

Micktrik написал(а):

Забыл приткнуть одного выставочного:
Orazio Borgianni, Saint Sebastian, c. 1615

На выставке эта картина мне понравилась. Локоть Себастьяна так натурально выпирал из картины, что хотелось его потрогать. )
Очень караваджистская картина.

0

19

Продолжу, пожалуй.

Матиас Стомер "Старуха со свечой" 1650 г.

http://s2.uploads.ru/APmHI.jpg

Караваджо "Мадонна Лорето" 1605 г.

http://s6.uploads.ru/zYBxn.jpg

0

20

Карло Сарачени "Юдтфь с головой Олоферна" 1615 г.

http://s6.uploads.ru/9M81f.jpg

Караваджо 1598 г.

http://s6.uploads.ru/FmCnY.jpg

Караваджо "Саломея с головой Иоанна Крестителя" 1607 г.

http://s7.uploads.ru/4hVe8.jpg

0

21

Leggy написал(а):

Интересно, саркофаг на первой картине, который используется как стол, он откуда "увёл"? )

Наверное, тоже у Мантеньи, или ему намозолили глаза римские древности :idea:

Leggy написал(а):

У Караваджо Иисус взрослее и красивее. Христа у колонны можно как есть в мужском журнале печатать. )

В женском, что ли? :question:

Leggy написал(а):

Продолжу, пожалуй.

А вот это правильно! Отлично получилось :cool:

0

22

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    У Караваджо Иисус взрослее и красивее. Христа у колонны можно как есть в мужском журнале печатать. )

В женском, что ли? :question:

Можно и в мужском, и в женском, везде хорошо впишется. :)

0

23

Выставка дословно называется Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина, но на ней был и предшественник Караваджо (по крайней мере один). Кто же это? :question:  ;)

0

24

Micktrik написал(а):

но на ней был и предшественник Караваджо (по крайней мере один). Кто же это? :question:  ;)

Не этот? )

Leggy написал(а):

Открывает выставку, кстати, тоже довольно интересная картина Бартоломео Пассароти "Торговки птицей" 1580 г. Там шикарный полосатенький кувшинчик с птичкой, сидящей на нём! ) Даже у того, кто не знает дат жизни Караваджо, возникнет вопрос, что же на этой картине от Караваджо?  :question:  Ответ очевиден - нет ничего.  :D  Тем не менее, картина мне понравилась, дохлых курей я не люблю, но краски и детали у художника замечательные.  :yep:

Пост 334

http://s7.uploads.ru/baDsi.jpg

0

25

Leggy написал(а):

Не этот? )

Да, он)
Интересно, есть ли какой-то аллегорический смысл в подобных картинах. Мы видели две подобные в римском палаццо Барберини. В Википедии я нашел переходный вариант от курей к фруктам. Кроме того, у Бартоломео Пассаротти есть лютнист, который мог впоследствии вдохновить Караваджо и Карраччи. Итак, несколько компонентов на лицо - осталось только поиграть светом. Скорее всего, музыкально-фруктово-трактирно-рыночные сюжеты входили в моду, а молодой Караваджо за ней последовал.

http://s6.uploads.ru/PMvw0.jpg
http://s3.uploads.ru/Mz9x7.jpg
http://s3.uploads.ru/L5KFo.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пассаротти,_Бартоломео

0

26

К этой же опере отнесем Флейтистку и Лютниста Яна Харменс ван Бийлерта (Jan van Bijlert)

http://s7.uploads.ru/1cgHq.jpg
http://s2.uploads.ru/8R4dM.jpg

Нидерландский художник заразился караваджизмом в Риме, затем вернулся в свой Утрехт в 1625 году. Постепенно он остепенился, женился и забросил кьяроскуро как юношеское романтическое увлечение. Если кто-то заедет в его родной город, обязательно сходите в местный художественный музей Museum Catharijneconvent, Utrecht. Среди много чего интересного вы найдете и призвание апостола Матфея.

http://s3.uploads.ru/TXxi8.jpg

Из тех же славных мест происходит Геррит ван Хорнхорст (Gerard van Honthorst), у которого "концертная деятельность" занимала значительную часть творчества. Вот пример с нашей выставки (из Пушкинского музея):

http://s6.uploads.ru/7b9vu.jpg

Теперь можно вернуться к творчеству Караваджо. При всем к нему уважении был он не самым музыкальным. Кроме того, чувство юмора у него было своеобразным и проявлялось достаточно редко.

0

27

Micktrik написал(а):

Интересно, есть ли какой-то аллегорический смысл в подобных картинах.

У меня есть книжка "Природа и её символы" Лючии Импеллузо. В ней приведена разборка картины Годфрида Либальта " Натюрморт с птицами", 1660 г., Будапешт Национальный музей

Цитирую:
"Овощи лежат в углу, а животные аккуратно подвешены или разложены на столе в ожидании того, что их приготовят".
" Доступность изобильной пищи указывает на экономическое благосостояние ; картина может иметь такое же значение, как и "xenia" в античности, а именно - она должна свидетельствовать о социальном статусе хозяина дома, почти наверняка богатого землевладельца".

Xenia - она же Ксения )

Теоксении (греч. θεοξένια), или просто Ксении (греч. ξένια) — священные пиршества в честь богов и героев у древних греков, которые считались присутствующими на них в качестве гостей, а иногда и хозяев: в последнем случае гостями были приглашённые из смертных.

О пиршествах богов имеются упоминания уже у Гомера и в многочисленных сказаниях греческой мифологии. Культ отдельных богов и героев, с древнейших времён поддерживавшийся в отдельных семьях или родах, предписывал в торжественных случаях накрывать особый стол для бога-покровителя. Из этого родового или фамильного культа, существование которого удостоверено как литературными, так и эпиграфическими свидетельствами, возник общественный или национальный обряд теоксений. Приглашенные на пиршество боги (то есть статуи богов) размещались за несколькими столами, поодиночке или попарно. Они могли также представляться присутствующими незримо. Дельфийские жрецы были ex officio гостями бога в день теоксений, как представители смертных. Частные лица нередко устраивали теоксении по обету. Так, в честь Диоскуров постилалось ложе по случаю ниспослания ими победы. Соответствующей римский обряд лектистерний был заимствован у греков. Изображения некоторых сторон обряда теоксений можно найти в сохранившихся произведениях античного искусства (в вазовой живописи, в скульптуре).

В английской версии подробнее написано https://en.wikipedia.org/wiki/Xenia_(Greek)

Есть ещё такое:

The xenia motif in Roman mosaic is a still life motif consisting of a grouping of various items, mostly edible, representing a generous offering (a xenia) from a wealthy host to his guests.

Typical elements of a xenia motif include game hanging from hooks, fish, baskets of fruit (often overturned), and the like. Vitruvius lists specifically "poultry, eggs, vegetables, and other country produce".[1]

Xenia motifs are typically found in reception rooms.

The word xenia is Greek, and means 'hospitality'; in Latin, it came to mean presents for guests, and later presents in general. It also came to include a class of epigrammatic inscription attached to the presents, xenia epigrams.

https://en.wikipedia.org/wiki/Xenia_motif

Надеюсь, эта информация поможет разобраться с аллегорией курей. :)

http://s3.uploads.ru/rSgT7.jpg

+1

28

Leggy написал(а):

Надеюсь, эта информация поможет разобраться с аллегорией курей.

Спасибо, стало чуть-чуть понятней.
А как можно, вооружившись новой информацией, трактовать идею данной картины Пассаротти?
http://s6.uploads.ru/PMvw0.jpg

0

29

Как вы, наверное, заметили, Караваджо почти не выступал с концертами, хотя и попробовал себя в этом жанре. По большей части он работал в студии над серьезными концептуальными произведениями в стиле тяжелого (иногда с холодными металлическими отблесками) тенебризма. Легкое солнечное кьяроскуро осталось в далекой юности. Далеко не все из коллег и последователей смогли и захотели последовать за своим духовным лидером при его жизни и впоследствии. Многие навсегда пристрастились к легкому жанру (мюзикла). Нашлись среди них и иуды, изменившие своему учителю, вернувшиеся в лагерь холодных академистов в погоне за жирным заказчиком. Даже высокий философский смысл натюрморта опустился до уровня всяческой снеди, к которой лучше всего применим глагол “пожрать”.

Наверное, Хосе (Хусепе) де Рибера был наиболее близок своим мрачным религиозным духом к идеям истинного караваджизма. В его творчестве много драматизма, натурализма, жесткости, а иногда и садизма, хотя встречаются и небесной красоты нежные женские образы (один из которых уже промелькнул в посте с Авраамом). К сожалению, на выставке мы увидели одних только скучных апостолов. Некоторые из них могли быть написаны с маньяков или каторжников (их разыскивает полиция Неаполя!). Кажется, я заметил одного приблудшего из "Гарри Поттера" дементора (а вам ничего не почудилось?). Да, от Риберы мы ждали совсем другого представления. Картины из музея Азкабана Роберта Лонги, занимавшие целую стенку, разочаровали.

http://s3.uploads.ru/kXoVp.jpg

http://s6.uploads.ru/t/iIDvF.jpg        http://s3.uploads.ru/t/etyVQ.jpg

http://s2.uploads.ru/XGpT9.jpg

Взял оттуда и отсюда

0

30

В передаче "Искусственный отбор" нам много рассказывали про потемнение и окисление старых картин. Где-то на 21-й минуте появляется и Караваджо. Если честно, то я не могу смириться с тем, что изначально живопись горела ярким (адским) пламенем. Врет нам дядька из Метрополитен, оправдывая безвкусную попсовую реставрацию :idea:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id … d/1407592/

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Караваджо и последователи. Выставка в ГМИИ. Впечатление и обсуждение