"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Тепло, сухо, уютно...


Тепло, сухо, уютно...

Сообщений 121 страница 150 из 767

121

Leggy написал(а):

Есть вероятность, что их можно перепутать?

Так они ж на разных фундаментах (набережных) стоят.

Leggy написал(а):

Мне странно, что в национальной галерее Шотландии ошибку до сих пор не обнаружили! И в Киеве тоже. Сколько людей видели картины и никто ничего не заметил!

Мне тоже сие зело поразительно.

Кстати, я, кажется, нащупал нечто вроде рабочей версии. По крайней мере, для Кончаловского.
Вот разложу по полочкам, сформулирую и сообщу )) 

Кстати-2: В венецианском университете Ка Фоскари в рамках очередного Биеннале открылась персональная выставка Петра Кончаловского.

0

122

Ариал написал(а):

Так они ж на разных фундаментах (набережных) стоят.

Каза Тинторетто на Фондаменте деи Мори, а палаццо Мастелли на Кампо деи Мори!
Можно ли перепутать Фондаменту с Кампо? Лехко!

0

123

Leggy написал(а):

Можно ли перепутать Фондаменту с Кампо? Лехко!

А все эти скульптуры и доски на доме Тинторетто давно существуют, пардон?

0

124

Leggy написал(а):

Каза Тинторетто на Фондаменте деи Мори, а палаццо Мастелли на Кампо деи Мори! Можно ли перепутать Фондаменту с Кампо? Лехко!

Нее! Каза Тинторетто на Фондаменте деи Мори, а палаццо Мастелли на фондамента Гаспаро Контарини!

Micktrik написал(а):

А все эти скульптуры и доски на доме Тинторетто давно существуют, пардон?

Истуканы - безумно давно (конец XIII - начало XIV века), а доска... Хороший вопрос. Или ты как бы подсказываешь? ))

... Сначала я подумал на Сурикова. Василий Иванович Суриков - тесть Кончаловского, уже отличился у меня забывчивостью, обозвав флорентийский пейзаж венецианским. Я об этом уже рассказывал. Смутно помнилось, что Суриков вместе с Кончаловским ездил в Европу...

Навёл справки. Да, ездили - в 1910 году, но в Испанию. В Италии вместе они не были. В Италию Суриков ездил еще до замужества дочери с Кончаловским - в 1884-м и в 1900-м. И Суриков, и Кончаловский ценили Тинторетто. Наверняка у них были разговоры о "маленьком красильщике".  Наверняка и Ольга принимала в этом участие. Но в 1916-м Василий Суриков умер. В Венецию вместе с женой Кончаловский отправился лишь в 1923 - на Биеннале, где у него была персональная выставка. Он там много писал с Тинторетто. Тогда же и был написан этот этюд.

Этюд писался с натуры. Значит Кончаловский сидел с мольбертом на набережной Гаспаро Контарини, в двух шагах от церкви Мадонна дель Орто, которая набита Тинторетто под завязку. Прямо от церкви через канал перекинут мостик, который ведёт на кампо дей Мори с известными каменными истуканами братьев Мастелли. Их четыре и один стоит прямо у дверей настоящего Дома Тинторетто - на фото, что выложил Миктрик, это прекрасно видно. Как видно и мемориальную доску, извещающую что тут жил Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. Причем, на самой доске написано, что она висит тут с 1842 года и что в 1881-м её подновили.

http://s4.uploads.ru/t/3O4Vy.jpg

http://s4.uploads.ru/t/cVMg7.jpg

http://s5.uploads.ru/t/EMYUS.jpg

Ну не мог Кончаловский не увидеть этой доски, не прочитать её! Он по-французски в совершенстве мог изъясняться и писать... )) Если я, который во французском ни бум-бум-парле, а и то читаю доску лехко... ))) Значит, Кончаловский не был у настоящего Дома Тинторетто. Значит, в район Мадонны дель Орто он пришёл по набережной Контарини и по ней же ушёл... Или уплыл? В 20-х годах гондолы стоили копейки...

Нет, в забывчивость Кончаловского я не верю. Художники - натуры, конечно, увлекающиеся и подчас сильно рассеянные, но если Суриков в целом был славянофилом, то Кончаловский всегда был западником. Не зря его называли русским Сезанном. Это я к тому, что наверняка он что-то читал по Венеции. Тем более, Тинторетто был его фаворитом. Это ведь была не теле-, а книжная эпоха. Люди читали. Читали вдумчиво, неспешно, с карандашом...

А что читали в те годы? Наиболее популярны были немецкий Бедекер и английский Мюррей. Я заглянул в оба, они есть в сети. Бедекер вообще игнорирует дом Тинторетто, а в Мюррее чётко сказано, что дом Тинторетто находится у кампо дей Мори. Может, Кончаловский и Мюррея не читал, ограничившись Бедекером?

Ну не мог же художник назвать свою картину сбухтыбарахты )) Значит, у Кончаловского были резоны назвать палаццо Мастелли Домом Тинторетто. Значит, Кончаловский верил, что это дом именно Тинторетто. Но на чём основывалась эта вера? Кто мог сказать ему, что это дом Тинторетто? Где он мог прочитать, что дом Тинторетто здесь, в палаццо с верблюдом?

И вот тут меня осенило - почему только путеводы? Круг тогдашнего чтения только путеводами не ограничивался же! А Тэн, Рёскин, Перцов, Муратов?..

Полез в книжный шкаф. Тэн... Полный игнор Ка'Тинторетто. Перцов... Ничего. Рёскин... Общие упоминания о художнике. Муратов...

А были ли они знакомы? Оказывается, они были прекрасно знакомы, бывали друг у друга. Кончаловский был особенно дружен с семьей Владимира Муратова — брата нашего Павла Муратова. Вот Кончаловский (слева) на фото с семейством брата:

http://s4.uploads.ru/t/X6itz.jpg

В 1922-м жена Кончаловского придёт к художнику Амшею Нюренбергу со словами: "—Меня послал к вам Муратов. Он уезжает в Италию. Чемоданы упакованы. Он просил вас написать статью о моем муже Петре Петровиче Кончаловском… Статья пойдет в журнал «Свирель Пана» и должна быть готова через два дня..."

Сам же Павел Муратов - автор первой монографии о Кончаловском. Весёленькое такое издание в цветочек... ))

http://s5.uploads.ru/t/AL3gI.jpg

Свое путешествие по Италии Муратов совершил в 1908-м, а уже в 1911 вышел первый том его ныне знаменитых "Образов Италии" - сначала в Берлине, а в 1912-м - и в Москве. Впрочем, книга и тогда произвела в читающей России фурор, стала своего рода обязательной к прочтению для всякого, отправляющегося в Италию. Отсылы к "Образам" имеются у Блока, Сомова, Бунина. Читаем в Дневнике Блока за 23 января 1912 года: «Вчера на ночь - увлекательное чтение книги Муратова...

Что ж, самое время открыть сами "Образы"...

"Нет более благородной цели в прогулках по Венеции, чем поиски Тинторетто..." Ого, как многообещающе! У Муратова про Тинторетто целая глава. И вот наконец самый-самый цимус:

Маленький красильщик и сын красильщика, он родился в отдаленном квартале близ пустынного ныне бассейна Мизерикордия. Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто. В этой церкви он погребен. Узкий канал ведет туда мимо старого здания, служившего когда-то складом товаров для восточных купцов; на его стене еще сохранился барельеф, изображающий человека в чалме, который ведет верблюда. В этом отдаленном и тихом квартале, откуда видна лагуна и за ней вдали снежные горы, Тинторетто провел всю жизнь.

Вот кто ввёл в заблуждение Кончаловского - наш славный Муратов! )))

А вот кто ввел в заблуждение Ричарда Фрея? Еще одна загадка... Но её пусть отгадывают британские венецефилы.

http://s4.uploads.ru/t/1NZBr.jpg
Ричардc Фред. Дом Тинторетто. Венеция: этюдник. Лондон, Издательство A.&C. Black, 1914.

А в качестве бонуса - пара "правильных" картинок:

http://s5.uploads.ru/t/hMLDu.jpg
Роберт Русс. Вид палаццо Кэмелло в Венеции. 1882. Частная коллекция.

http://s5.uploads.ru/t/gQDju.jpg
Федерико дель Кампо. Дом Тинторетто. 1874. Частная коллекция.

Отредактировано Ариал (2013-06-29 02:48:42)

0

125

Спасибо за расследование.

Кстати, попались истории про эти места-дома на форуме Талюши:
http://forum.talusha.ru/viewtopic.php?id=4074#p132918

Их Кончаловский не читал.

0

126

Ариал написал(а):

Leggy написал(а):
Каза Тинторетто на Фондаменте деи Мори, а палаццо Мастелли на Кампо деи Мори! Можно ли перепутать Фондаменту с Кампо? Лехко!
Нее! Каза Тинторетто на Фондаменте деи Мори, а палаццо Мастелли на фондамента Гаспаро Контарини!

Если верить путеводу Афиши (и Рустаму Мингалиеву)):

Palazzo Mastelli

Адрес:
Campo dei Mori 3375-3385
Подробнее:
википедия
Сообщить об ошибке
Это место добавил:

Rustam Mingaliev

http://mir.travel/sights/114658

И ещё здесь http://www.turismovenezia.it/Venezia/Pa … -6296.html

Ариал написал(а):

Вот кто ввёл в заблуждение Кончаловского - наш славный Муратов! )))

Дима, зачиталась!!!
Ну, всех вспомнил и всё нашёл!
Но, мне кажется, нужно копать дальше... Потому что возникает вопрос: а кто ввёл в заблуждение Муратова?!  :idea:  Кстати, из его цитаты не вполне очевидно, что верблюд именно на доме Тинторетто.

Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто. В этой церкви он погребен. Узкий канал ведет туда мимо старого здания, служившего когда-то складом товаров для восточных купцов; на его стене еще сохранился барельеф, изображающий человека в чалме, который ведет верблюда.

Я бы поняла так: дома Тинторетто уже нет , а барельеф находится на стене бывшего склада, что на берегу узкого канала, ведущего к месту, где стоял дом Тинторетто.  :dontknow:

Micktrik написал(а):

Кстати, попались истории про эти места-дома на форуме Талюши:
http://forum.talusha.ru/viewtopic.php?id=4074#p132918

Мелоди пишет не хуже Афиши. :)
Я правильно поняла: статуи мавров и палаццо Мастелли находятся в разных местах?

http://s4.uploads.ru/3Svm6.jpg

Отредактировано Leggy (2013-06-29 12:13:55)

0

127

Leggy написал(а):

Кстати, из его цитаты не вполне очевидно, что верблюд именно на доме Тинторетто.

Мне тоже так показалось. А на карте, где объекты мелкие, все казы находятся "напротив церкви Мадонна дель Орто" :crazy:

Верблюд, наверное, ввел в заблуждение Кончаловского, но Муратов не мог ошибиться. :no: 

Надо рыть первоисточники, например, Карло Ридольфи. Оригинала я не нашел (надо поискать), но вот что пишут основываясь на нем:

Tintoretto took a house in the west end of Venice on the Fondamenta dei Mori overlooking Murano, and there he worked hard and lived simply.

http://www.gutenberg.org/files/42528/42 … 2528-h.htm
http://www.gutenberg.org/ebooks/42528

Не очень четкое указание, но фондамент обозначили. Overlooking Murano немного настораживает. o.O

Мурано у нас на северо-востоке где-то!

http://s5.uploads.ru/VFIfG.jpg

http://s5.uploads.ru/TY20s.jpg

Линк на гугле

0

128

Спасибо, что принимаете такое деятельное участие в моем "расследовании" )

Micktrik написал(а):

Их Кончаловский не читал.

я читал в свое время, но подзабыл. хорошо, что не пересказал вам все это заново про палаццо Мастелли ))

кстати, поправлю Мелоди в одном месте: братья не брали фамилию Мастелли, это венецианцы их так прозвали. Мastelli - с итал. ванна, чаша. прибыв в Венецию, морейцы (они с Мореи, то бишь Пелопоннеса) так разбогатели на торговле пряностями, что - как считали венецианцы, у них дома золота были полные ванны! )) прозвище закрепилось, превратившись в фамилию. в начале 17 века род, однако, захирел и последний Мастелли - Антонио, помер в 1620-м.

0

129

http://s4.uploads.ru/t/jAhbw.jpg

http://s5.uploads.ru/t/b6kSn.jpg

Leggy написал(а):

Если верить путеводу Афиши (и Рустаму Мингалиеву)):

Я неудачно выразился. Формальный адрес палаццо Мастелли, конечно, на кампо деи Мори. Потому что само палаццо стоит фасадом в канал Рио Мадонна дель Орто и зайти в палаццо посуху можно не иначе, чем через задний двор, куда, в свою очередь, можно попасть с кампо деи Мори. Набережная Гаспаро Контарини по каналу Рио Мадонна дель Орто проходит только по одной стороне - и не со стороны палаццо Мастелли. А вот дом Тинторетто стоит как раз на набережной дей Мори - можно сказать, в двух домах от одноимённого кампо. То есть можно сказать и так: оба они находятся у кампо дей Мори, но фасадом выходят на разные каналы.

То, что Кончаловский читал "Образы", по-моему, сомнений вызывать не должно. Это вытекает из их дружеских отношений, из того, что "Образы" стали мастридом для путешествующей в Италию публики той эпохи. То есть Кончаловский вполне мог ориентировать дом Тинторетто по Муратову.

Но Муратов напутал. "Образы"писались уже после его отъезда из Италии, а он путешествовал больше года, и начал он их в Германии. А значит, по памяти. В самих "Образах" топографическое местоположение дома Тинторетто описано неудачно, неточно, ошибочно. Муратов однозначно говорит, что дом Тинторетто располагался напротив церкви Мадонна дель Орто, что в корне неверно. Сейчас уже не определить, откуда Муратов это взял. "Там до сих пор показывают место, где стоял его дом..." Показывают! Муратову дом показали! Кто? Гид-провожатый (Гёте, к примеру, частенько ходил по Венеции с провожатым)? Гондольер?

Венеция узнается  лучше всего во время скитаний по городу, в поисках ещё нового Тинторетто, ещё невиданного Карпаччо. Только в первые дни трудно разобраться в лабиринте венецианских переулков и мелких каналов, потом привыкаешь к нему и начинаешь даже любить его неожиданную логику. Так, передвигаясь наподобие шахматного коня и не без уклонений от прямой линии, можно пройти в отдалённый квартал Мадонна дель Орто. Там есть одно удивительное место - открытый и пустынный бассейн около прежнего аббатства Мизерикодия... / В часы проведённые у старых картин, украшающих венецианские церкви, или в скользящей гондоле, или в блужданиях по немым переулкам...

Муратов по Венеции и "блуждал", и "скользил" в гондоле. В район церкви Мадонна дель Орто он пришёл. Причем, от Сакка делла Мизерикордия. Значит, по набережной Гаспаро Контарини. Он шёл в церковь Мадонна дель Орто "в поисках ещё нового Тинторетто". И там, у церкви, ему показали дом Тинторетто. Как? Он спросил, ему махнули рукой "напротив" церкви, в сторону кампо дей Мори.

Муратов путешествовал по Италии год. Год! Когда я путешествовал по Италии однажды целый месяц - от Милана до Салерно, в голове у меня была полная каша. И потом, чтобы что-то восстановить на вопрос "а где же это?", мне приходилось обкладываться подробными современными картами и кучей путеводителей. Уж на что я вроде бы неплохо чисто топографически знаю Венецию и, будучи там, вдруг заблудившись, минут через пять всё-таки вырулю в какое-то топовое, восстанавливающее в голове мысленную карту города, место, и то, что-то описывая в блоге, здесь или у Талюши, постоянно сверяюсь с картой, не полагаясь на память. Уверен, у Муратова тоже была полная топографическая каша касательно нетоповых местечек. Это пьяццу Сан-Марко и Риальто не перепутаешь, а отойди от них на 20-30 метров - уже дебри. Какое там кампо дей Мори на задворках Венеции!

Кстати, Муратов хорошо запомнил палаццо с верблюдом. И рассказывая в "Образах" про столь любопытного ему Тинторетто, вспомнил про его дом (это показалось ему важным, нужным, необходимым) - но не вспомнил про истуканов братьев Мастелли. То есть про подворье купцов восточных он знал и его вспомнил, а про истуканов, получается, нет. Конечно, истуканы - не Канова, не столь высокохудожественная скульптура, чтобы привлечь особое внимание Муратова, но верблюда с мужиком в чалме он запомнил. 

Так был ли Муратов на кампо дей Мори, у самого дома Тинторетто? Не уверен. Скорее всего, нет. Искусствовед должен помнить детали личного бытия художника. А у дома Тинторетто слишком много запоминающихся меток – истукан в чалме у дверей, памятная доска над дверью... А у Муратова – неопределённое "напротив церкви Мадонна дель Орто"...

А для Кончаловского Муратов в смысле венецеведа был авторитетом. Он прочитал разбираемый нами отрывок и вполне мог понять, что палаццо Мастелли и есть дом Тинторетто. Это мы сейчас разбираем цитату по буквам и видим мух отдельно, котлеты отдельно.

Leggy написал(а):

Я бы поняла так: дома Тинторетто уже нет , а барельеф находится на стене бывшего склада, что на берегу узкого канала, ведущего к месту, где стоял дом Тинторетто.

Правильно поняла. Но - уже после "разбора полёта". Не начни я его, ты бы прочла Муратова в полной уверенности, что Тинторетто жил напротив церкви дель Орто  и это никак не подверглось бы у тебя остракизму - до тех пор, пока ты не оказалась бы лично у дома Тинторетто и не сопоставила бы его с описанием Муратова. А у Кончаловского мог отложиться в памяти лишь верблюд. )) Он ведь сомнению Муратова не подвергал.

Micktrik написал(а):

Муратов не мог ошибиться.

Вoт и Миктрик туда же.

Micktrik написал(а):

Надо рыть первоисточники, например, Карло Ридольфи

Micktrik написал(а):

Overlooking Murano немного настораживает.

Куда уж "немного"! )) Цитата совершенно чётко говорит, что либо автор никогда не был в Венеции, либо у него географический кретинизм в тяжёлой степени! ))) Вот если надо запутать читателя, то написано совершенно превосходно. Одно замечательно отрицает другое, тут ты правильно подметил.

Отредактировано Ариал (2013-06-29 17:15:19)

0

130

http://s4.uploads.ru/53vnm.gif

0

131

Ариал написал(а):

Муратову дом показали! Кто? Гид-провожатый (Гёте, к примеру, частенько ходил по Венеции с провожатым)? Гондольер?
...Муратов по Венеции и "блуждал", и "скользил" в гондоле. В район церкви Мадонна дель Орто он пришёл. Причем, от Сакка делла Мизерикордия. Значит, по набережной Гаспаро Контарини. Он шёл в церковь Мадонна дель Орто "в поисках ещё нового Тинторетто". И там, у церкви, ему показали дом Тинторетто. Как? Он спросил, ему махнули рукой "напротив" церкви, в сторону кампо дей Мори.

:yep:  Возможно, про дом Тинторетто Муратов узнал от гондольера, отсюда и "узкий канал", который ведёт к этому дому. А почему Муратов туда не доплыл? Может, гондольер и сам не знал, куда плыть, а может поплыли, а потом забыли... )) А ведь в двух шагах был!

Ариал написал(а):

Правильно поняла. Но - уже после "разбора полёта". Не начни я его, ты бы прочла Муратова в полной уверенности, что Тинторетто жил напротив церкви дель Орто  и это никак не подверглось бы у тебя остракизму - до тех пор, пока ты не оказалась бы лично у дома Тинторетто и не сопоставила бы его с описанием Муратова. А у Кончаловского мог отложиться в памяти лишь верблюд. )) Он ведь сомнению Муратова не подвергал.

Согласна  :yep:
Только ещё один вопрос: почему Кончаловский на своей "казе Тинторетто" муратовского верблюда не нарисовал?  :D

0

132

Ариал, Leggy, огромное спасибо за поздравления и подарки! Извините, что появилась с такой задержкой – у меня как в декабре начался сумасшедший дом, так и не закончился пока.  Переезд в новую квартиру, деловые поездки в разные уголки мира и подготовки к ним…

Ариал, несколько лет назад осенний Вилландри меня совершенно покорил разнообразнейшими оттенками зелёного цвета, в основном овощей, подсвеченных неоново-яркими перчиками и помидорками :). Жаль, что не довелось увидеть сады в другое время. Наверное, чтобы вполне оценить их гениальную палитру, надо год прожить рядом и навещать еженедельно! А если на следующий год все поменяется?! Голова кругом идёт, когда представишь, сколько времени может понадобиться на более полное восприятие всех возможностей мастеров-садовников!

Неужели ты застал салют в Венеции?! И так город остался в памяти как бесконечная феерия, и даже не могу представить, какое действие на очевидцев производит салют в этом волшебном месте!

Leggy, солнышко такое доброе, но и явно мудрое тоже! И, кажется, смотрит на меня укоризненно :))).  А от бутылочки белого в твоей корзинке аж скулы заломило – небось, холодненькое, так хорошо было бы в нынешнюю жару!

Ариал, твое венецианское исследование-расследование очень впечатлило! Такую скрупулезность и тщательность сложно даже припомнить!

0

133

Leggy написал(а):

почему Кончаловский на своей "казе Тинторетто" муратовского верблюда не нарисовал?

почему не нарисовал? приглядись. пятно на положенном месте имеется ))

Alina написал(а):

поездки в разные уголки мира

ну наконец-то появилась!!!

про верблюда Мастелли мы и сами знаем, а вот про слонов с жирафами на Килиманджаро уж зело хочется услышать! так что извинения не принимаются. ждём с нетерпением повествований!  :flag:

Alina написал(а):

Неужели ты застал салют в Венеции?!

пока нет. но на будущий год, если все сложится хорошо, рассчитываю на Реденторе.

Alina написал(а):

смотрит на меня укоризненно

я тоже с укоризной. нам тебя не хватает!

0

134

Ариал, спасибо за интересный рассказ! Сколько же нужно целеустремленности и скрупулезности, чтобы докопаться до  истины :cool:

0

135

Ариал написал(а):

про верблюда Мастелли мы и сами знаем, а вот про слонов с жирафами на Калиманджаро уж зело хочется услышать! так что извинения не принимаются. ждём с нетерпением повествований!  :flag:

Алина, очень рада твоему появлению!  Мы все ждем твоих впечатлений o.O

0

136

Алина, ты теперь, наверное, чувствуешь себя Эрнестом Хемингуэем! :D

0

137

Micktrik написал(а):

Хемингуэем

Не завидуй! )) Мы с тобой видели слонов-носорогов только в Zoo, а некоторые стреляли в них фотоаппаратом!  ))

0

138

Алина спустилась с гор и ей есть о чем нам рассказать, поэтому мы и создали новую тему, тем более, что в маленьком палаццо становится тесно и жарко!   :D

Снега Килиманджаро

0

139

Alina написал(а):

Ариал, твое венецианское исследование-расследование очень впечатлило! Такую скрупулезность и тщательность сложно даже припомнить!

Lucrezia написал(а):

Сколько же нужно целеустремленности и скрупулезности, чтобы докопаться до  истины

Поспешили  :D Потому что...
.
.
.
.

Дом Тинторетто в Венеции: кто запутал Кончаловского

Часть 2. Работа над ошибками ))
.
.

И всё-таки Кончаловский с Кэмероном и Фредом покоя мне не давали и - несмотря на то, что точка вроде бы поставлена вполне правдоподобная, я продолжил искать ответы. Смущали два момента. Во-первых, столь массовое заблуждение художников. И во-вторых, как правильно заметила Leggy, полное молчание искусствоведов-профессионалов. То, что в интернете масса неточностей, а подчас и совершенно ложных данных, неудивительно - что можно ждать от дилетантов-любителей (включая меня, естественно). К примеру, даже на сайте Афиша-Мир отмечается, что Тинторетто родился в доме на набережной дей Мори, там же и умер. Последнее верно, однако первое - плод некритического копипаста.

Короче, вопрос - где жил в Венеции Тинторетто в течение своей жизни, меня здорово поднапряг. Ответить на него однозначно не просто сложно - невозможно, пожалуй. Вернёмся к нашему любимому Муратову:

Маленький красильщик и сын красильщика, он родился в отдаленном квартале близ пустынного ныне бассейна Мизерикордия. Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто. В этой церкви он погребен. Узкий канал ведет туда мимо старого здания, служившего когда-то складом товаров для восточных купцов; на его стене еще сохранился барельеф, изображающий человека в чалме, который ведет верблюда. В этом отдаленном и тихом квартале, откуда видна лагуна и за ней вдали снежные горы, Тинторетто провел всю жизнь.

В этой пространной цитате верно лишь одно: Тинторетто действительно похоронен в церкви Мадонна дель Орто. Всё остальное - требует критического отношения. Утверждение, что мастер жил в этом районе Каннареджо всю свою жизнь, неверно 100%-но. Известно, что в молодости он жил на кампо Сан Кассиано в сестьере Сан Поло - это по другую сторону Гранд Канала от Каннареджо. Вот что я нашёл в книге Тома Николса "Тинторетто: Традиция и идентичность":

На акте свидетельства от 22 мая 1539 года Тинторетто записывает себя как "мастер Джакомо, художник на Campo San Cassiano" - это говорит о том, что к этому моменту он уже практикует как самостоятельный художник.

Упомянутый Акт - это вообще первое документальное свидетельство, касающееся Тинторетто. А вот где конкретно размещалась мастерская молодого Тинторетто, неизвестно. По официальной биографии, художнику тогда было 20-21 год. Совсем вьюноша. ))  Тинторетто Якопо поначалу расписывал фасады палаццо, а также декорировал свадебные лари. В феврале 1545 году по заказу Пьетро Аретино он выполнил две мифологические картины для плафона его спальни в палаццо Боллиани на Гранд канале. Но громкий успех пришёл к нему лишь в 1548 году, когда  по заказу Скуолы ди Сан Марко он написал "Чудо св. Марка", ныне в галерее Аккадемия. После этого дела Тинторетто пошли в гору, в том числе и финансовые.

А вот где родился Тинторетто? Вот что утверждает Муратов:

он родился в отдаленном квартале близ пустынного ныне бассейна Мизерикордия. Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто...  В этом отдаленном и тихом квартале, откуда видна лагуна и за ней вдали снежные горы, Тинторетто провел всю жизнь.

Нет, не всю жизнь - это, как мы уже выяснили, ошибочная информация. А что насчёт места рождения? Прямых данных нет. Ридольфи, как первый биограф Тинторетто, объясняя происхождение прозвища "маленький красильщик", говорит, что уже в детстве маленький Якопо постоянно разрисовывал стены отцовского дома. Т.е. у отца Тинторетто - красильщика хлопка Джованни Баттиста Робусти родом то ли из Брешии, то ли из Лукки, был в Венеции собственный дом. Папаша был плодовит: Якопо был старшим ребёнком, а всего в семействе было 21 детская душа.

Эми Стидман (Amy Steedman) в своей книге "Рыцари искусства" утверждает, что Джованни Баттиста Робусти жил в самом центре Венеции, в бедном районе. Каннареджо вообще и район бассейна Мизерикордия - район, конечно, небогатый, однако его никак нельзя назвать центром Венеции. Это отшиб в чистом виде. А вот район церкви Сан Поло в одноименном сестьере, что недалеко от Риалто, вполне можно назвать центром. К тому же, район этот богатым уж точно не являлся.

http://s4.uploads.ru/t/2sSrT.jpg

Но почему вдруг в биографии Тинторетто возник район Сан Поло как место его возможного рождения? Сделаю маленькое отступление...

Дата рождения Тинторетто неизвестна. Её определяют приблизительно исходя из даты смерти. Согласно церковным записям, художник умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет. Следовательно, он должен был родиться в сентябре или октябре 1518 года. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Первый биограф Тинторетто Карло Ридольфи в своей книге «Чудеса искусства, или Жизнеописания наиболее знаменитых художников Венеции», опубликованной в 1648, говорит о 1512-м годе рождения. Рафаэлло Боргини в своей книге "Приют отдохновения" 1584 года издания упоминает Тинторетто как об умершем 60-летнем художнике, из чего вычисляется, что Тинторетто родился в 1523-м или 1524 году.

Сегодня датой рождения Тинторетто считается 1518 год. Биографы и искусствоведы, видимо, церковным записям доверяют больше. Похоронен Тинторетто в Мадонна дель Орто, которая была его домовой церковью - на закате жизни Тинторетто ведь жил на Фундамента дей Мори, в двух шагах от дель Орто. Видимо, церковные архивы сохранились. Умер, по словам Юрия Нагибина в "Итальянской тетради", "всеми признанный, любимый и оплакиваемый".

А при рождении Тинторетто был никем - всего лишь сыном небогатого красильшика хлопка. Как и отец Вивальди, впрочем. Он был цирюльником. Кстати, его тоже звали Джованни Баттиста. )) В 1963 году английский учёный Эрик Пол обнаружил в церкви Св. Иоанна в Брагоре записи о рождении и крещении Антонио Вивальди. К чему это я? К тому, что если бы Тинторетто родился в приходе Мадонна дель Орто (или какой-либо иной церкви в районе бассейна Мизерикордия), записи о его рождении и крещении сохранились бы. Но их нет. А вот почему их нет - это интересно.

Потому что, как пишет в книге "Тинторетто" Эрик Ньютон, сгорели... San Polo Archives. Причём, на этот факт ссылается не только Ньютон. Что это за таинственные Архивы Сан Поло, увы, я не знаю. То ли речь идёт об архиве церкви Сан Поло, то ли это какие-то архивы всего сестьере Сан Поло... Сильный пожар на Риальто, когда пылал не только рынок, но и округа, был в 1514 году - но Тинторетто тогда официально ещё не родился. К тому же в семействе Джованни Баттиста Робусти было ещё 20 детей помимо Тинторетто, так что архивы по идее должны были сохранять какие-то следы семейства вплоть до 1538 года. Так, может, Тинторетто родился в приходе Сан Поло? Том Николс в своей монографии "Тинторетто: традиция и идентичность" так не считает, называя подобные предположения необоснованными. Почему - он не объясняет. Но само упоминание существования такой версии свидетельствует, что в среде историков творчества Тинторетто такая версия имеет место быть.

Итак, родительский дом Тинторетто, возможно, был в приходе Сан Поло. В 20 лет Тинторетто позиционировал себя как самостоятельный художник, имеющий мастерскую на кампо Сан Кассиано - недалеко от кампо Сан Поло. А куда Тинторетто подался дальше?

А дальше, в 1550 году - в возрасте 32 лет, Тинторетто женился на Фаустине, дочери Марко Епископи, который был приором Скуолы ди Сан Марко. Женитьба оказалась удачной: на новоявленного родственника начальника одной из гранд-скуол города как из рога изобилия посыпались заказы. Женитьба Тинторетто имела своим следствием перемену местожительства - семье требовался бОльший дом. Все тот же Том Николс сообщает, что с 1555 года семейство Тинторетто живёт в приходе Сан Марциале, где арендует нижний этаж дома, собственником которого был Балдиссера ди Мастелли / Baldissera di Mastelli. Аренда обходится художнику в 42 дуката в месяц.

Оппа, приехали! Уж не палаццо ли Мастелли?! Тот самый дом с оверлукингом на Мурано! ))) Нашёлся!  :D

http://s4.uploads.ru/t/IV0S6.jpg
Петр Кончаловский. Дом Тинторетто. 1924. Национальный музей русского искусства, Киев.

Отредактировано Ариал (2013-07-12 17:13:11)

0

140

Ариал написал(а):

Оппа, приехали! Уж не палаццо ли Мастелли?! Тот самый дом с оверлукингом на Мурано! ))) Нашёлся!

С ума сойти! Значит, Муратов, Кончаловский и другие ничего не напутали?! Хотя, нет, художники напутали с названиями, присвоив палаццо Мастелли имя казы Тинторетто, а Муратов - с местом рождения. 
Ну, очень интересная история!  :cool:

0

141

Ариал написал(а):

Женитьба Тинторетто имела своим следствием перемену местожительства - семье требовался бОльший дом.

Значит у Тинторетто было два дома! :idea:  Муратов ошибся только наполовину.

0

142

:D
Рассказ я не закончил, не успел дописать. Будет еще маленькая часть, финальная. Потому что с палаццо Мастелли и Казой Тинторетто не всё, оказывается, так просто. )) Ну ладно, поинтригую маленько. Дело в том, что палаццо Мастелли = Дом Тинторетто. Дорасскажу через неделю, а сегодня утром я улетаю в маленький отпуск... ))

0

143

Ариал написал(а):

Дорасскажу через неделю, а сегодня утром я улетаю в маленький отпуск... ))

Мы потерпим - куда деваться! :D

Ариал написал(а):

Женитьба Тинторетто имела своим следствием перемену местожительства - семье требовался бОльший дом. Все тот же Том Николс сообщает, что с 1555 года семейство Тинторетто живёт в приходе Сан Марциале, где арендует нижний этаж дома, собственником которого был Балдиссера ди Мастелли / Baldissera di Mastelli. Аренда обходится художнику в 42 дуката в месяц.

Женился где-то в 1550-м, в 1554-м родилась дочь Мариэтта, в следующем году арендовал  нижний этаж дома Балдиссера ди Мастелли. Наверное, это было временное решение жилищного вопроса? А потом уже купил свою казу? Должны были сохраниться "показания" его сына Доменико и писателя Карло Ридольфи!

Lucrezia написал(а):

Значит у Тинторетто было два дома!

Или даже три, если посчитать родительский! Гипотезы нас окончательно запутали - пусть Ариал расставит черточки над I.

0

144

Ариал написал(а):

Будет еще маленькая часть, финальная. Потому что с палаццо Мастелли и Казой Тинторетто не всё, оказывается, так просто. )) Ну ладно, поинтригую маленько. Дело в том, что палаццо Мастелли = Дом Тинторетто.

Не знаю, как у остальных, а у меня совершенный хаос в голове.  %-)  :hobo:  :blush: Подожду продолжения, и надо будет всё перечитать заново. По крайней мере, это будет поприятнее "Набережной".  :tomato:

0

145

Micktrik написал(а):

Должны были сохраниться "показания" его сына Доменико и писателя Карло Ридольфи!

Доменико "показывал" Ридольфи. Его е-книжку в инете я таки нашёл, но это pdf-скан и тамошний фигурный текст оттуда не копируется, чтобы закопипастить нужное в гугль-транслэйтер, а с итальянским - как и с масайским, я не дружу. ))

Micktrik написал(а):

А потом уже купил свою казу?

У великого Тинторетто денег на свою казу не было. Домишко прикупил тесть. ))

Micktrik написал(а):

Или даже три

по моим прикидкам, четыре  :crazy:

Alina написал(а):

и надо будет всё перечитать заново. По крайней мере, это будет поприятнее "Набережной"

Бродский перевернулся и тяжко вздохнул... ))

0

146

Ну что ж, продолжим...

Arial написал(а):

Оппа, приехали! Уж не палаццо ли Мастелли?! Тот самый дом с оверлукингом на Мурано! ))) Нашёлся!

Нашёлся ли? Разве есть какие-либо основания считать, что дом Балдиссера ди Мастелли и палаццо Мастелли/Кэмелло - это одно и то же? Утверждать сие лишь на совпадении фамилии было бы, наверное, чрезмерной смелостью. Возможно. Однако, что можно предположить наверняка - дом Бальдассера ди Мастелли был в районе кампо дей Мори и церкви Мадонна дель Орто.

В июне 1574 года семья Тинторетто, в которой было уже 8 детей, а ему самому было 56 лет, переселилась в дом на Фондамента дей Мори - в тот самый, на котором ныне памятная доска. Дом был куплен тестем Тинторетто - Марко Епископи. Здесь Тинторетто проживёт последние 20 лет своей жизни. Здесь и покинет наш бренный мир, чтобы обрести вечный покой под плитами церкви Мадонна дель Орто...

Тогда почему же Франк Престон Стернc в своей книге Жизнь и гений Якопо Робусти, прозванном Тинторетто" (1894) утверждает, что "большую часть своей семейной жизни Тинторетто жил вместе со своим тестем в палаццо Кэмелло"? Подсказку можно найти в "учёных записках" Кливлендского музея изящных искусств за март 1927 года: В Венеции Тинторетто "жил всю свою жизнь: сначала в доме на Сан Кассиано, затем в палаццо на набережной дей Мори около церкви Мадонна дель Орто. Часть этого дома сейчас называется Палаццо дель Кэмелло.".

Очень неожиданно...

Взглянем на интересующий нас уголок Венеции с высоты птичьего полёта ещё раз...

http://s5.uploads.ru/t/DdzsX.jpg

Каким же удивительным образом дом Тинторетто на набережной дей Мори мог быть единым с палаццо Мастелли, именуемым ещё как палаццо Кэмелло? Все точки над i расставляет Эвелин Филиппс в книжке "Тинторетто" (Лондон, 1911):

"Палаццо, в которое семья Робусти переселилась в 1574 году, где Тинторетто жил в течение двадцати лет и которое он завещал потомкам, до сих пор существует в Венеции. Это очень длинное, узкое здание, каждый из торцов которого выходит на каналы, но середина была снесена, и теперь оно образует два отдельных жилища. Та часть палаццо, что ранее была его главным входом, выходит на Рио делла Мадонна дель Орто с видом на церковь. Эта часть называется палаццо Кэмелло, и содержит изуродованный временем барельеф путника, ведущего нагруженного поклажей верблюда. Другая часть палаццо глядит на калле делла Sensa (ранее - деи Мори) и называется Каза дей Мори с поясной статуей турка в тюрбане, утопленной в стену.

Вполне вероятно, что здание было построено для торговли с Востоком. Палаццо - хороший экземпляр венецианской готики и до сих пор имеет богатое убранство. Стены обшиты белым мрамором, резьбой и изящно орнаментированы. Первый этаж обоих зданий имеет ряд изящных готических окон, установленных в бляшках истрийского мрамора с резными дисками; короче говоря, толстые столбы разделяют окна, имеют капители с резной листвой и маленькие резные мраморные балконы. Каза дей Мори в настоящее время именуется как "Дом Тинторетто" и имеет на стене медальон с надписью.

Вероятно, семья жила только на верхних этажах, которые в своем первоначальном виде были достаточно широкими и большими. Ридольфи говорит, что студия была "в самой отдаленной части дома" - на длинном чердаке, но маловероятно, чтобы Тинторетто проводил всё своё время и принимал посетителей в этом неутеплённом помещении - и жарким летом, и холодной зимой. Вероятно, студия была на втором этаже с видом на север. Эта часть здания теперь уничтожена.

Контракт с Марко Вескови на покупку палаццо на имя зятя существует до сих пор и датируется 8 июня 1574.

Старый дом на Рио дель Орто полон воспоминаний. Где-то здесь была студия... Из этих окон он мог смотреть через небольшую площадь на старую церковь, которую он украшал, мог слышать перезвон её колоколов. Через кампо и далее через мостик он ходил в церковь - работать или на мессу..."

Итак, подытоживая: в конце XIX - начале XX века любознательные туристы, перед посещением Венеции читавшие толстые умные книжки, ещё знали, каким образом имя Тинторетто связано с палаццо Кэмелло. Теперь, по-счастью, это знаем и мы. Так что никакой ошибки у Петра Кончаловского и других художников нет: палаццо Мастелли - это и есть дом Тинторетто. И Каза Тинторетто на набережной дей Мори - это тоже дом Тинторетто. Две части некогда единого, большого палаццо. Ну а путаница... Путаница была всегда. Это  отмечал ещё Франк Престон Стернc в 1894-м:

Задняя часть этого здания, что выходит на Канал деи Мори, где есть статуя турка в тюрбане, именуется Каса ди Тинторетто, так что люди иногда приобретают фотографии в уверенности, что это дом, где Тинторетто родился.

А что за открытку Дома Тинторетто покупали в то время? Да вот эту поди. Называется - La casa di Jacopo Robusti detto il Tintoretto vicino alla Chiesa della Madonna dell’Orto, Venezia. Фотограф - Ferdinando Ongania. Время съёмки - между 1891 и 1894 годами.

http://s5.uploads.ru/t/gQYO9.jpg

Говорят, Венеция не меняется... Меняется. Вот что сфотографировал уже я:

http://s4.uploads.ru/t/gwLvS.jpg

И в качестве бонуса:

http://s4.uploads.ru/t/bHisc.jpg

Геркулес Брабазон Брабазон (1821-1906). Дом Тинторетто, Венеция. Частная коллекция.

| Fin. надеюсь )))))

0

147

Ариал написал(а):

Ну что ж, продолжим...

Как говорят девачки, какой ты интересный зануда! :rofl:  :cool:

0

148

Micktrik написал(а):

Как говорят девачки, какой ты интересный зануда!

Да, вот так девочки говорят?  :question:
По-моему, зануда - это зануда, а Ариал - просто интересный рассказчик! Ошибку нашёл - ошибку исправил, а в процессе такое раскопал, что круче любой ошибки!  :cool:
В общем, Дим, побольше венецианского занудства, пожалуйста! :)

0

149

Micktrik написал(а):

Как говорят девачки, какой ты интересный зануда!

Может, конечно, какие-то девачки так и говорят - девачки бывают разные.  :yep: Но я пока ничего лучше "Торчелло" Ариала не встречала ни у любителей, ни у профессионалов. Конечно, на мой вкус.

Ариал, к сожалению, не успею сейчас прочитать. Только сложила чемоданы, а завтра в 7 утра надо быть в аэропорту. И что там будет с И-нетом - не представляю... Но после возвращения посмакую всё очень подробно!  8-)

0

150

Alina написал(а):

Но после возвращения посмакую всё очень подробно!

Надеюсь, к тому времени Ариал нам еще что-нибудь интересненькое подкинет! :idea:

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Тепло, сухо, уютно...