"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Выставка "Щукин. Биография коллекции"


Выставка "Щукин. Биография коллекции"

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Мои знакомые, уже посетившие выставку Щукина в Пушкинском, испытали некоторое разочарование. Говорят про якобы плохую развеску картин. В залах, мол, картины висят очень кучно и тесно, в несколько рядов. А больше всего народ возмущает отсутствие под картинами этикеток с названиями и иной информацией.
С кучностью и этикетками разобраться проще всего. С того и начнём.

Понятно, что замысел организаторов выставки заключается в том, чтобы представить коллекции братьев Щукиных наиболее приближенно к тому, как эти коллекции существовали в домах самих коллекционеров. В книгах Натальи Семёновой я увидела старые фотографии (а затем нашла их в интернете), которые наглядно всё демонстрируют. Действительно, картины висели в несколько рядов, занимая всё пространство стены. Буквально от пола до потолка! И, разумеется, никаких поясняющих этикеток рядом с картинами не было. :)
Посмотрим, как это было. Удаётся ли узнать (хотя бы некоторые) картины?

Дом С.И. Щукина в Б.Знаменском переулке, 1925-1929
http://s9.uploads.ru/mSPon.jpg

Государственный музей нового западного искусства 1-ое отделение, 1923-1927
http://s7.uploads.ru/KvblQ.jpg

Хотя первая картинка подписана "Дом С.И. Щукина", в 1925-1929 годах в этом доме Щукин уже не жил. В 1918 году на основе коллекции Сергея Щукина был открыт Государственный музей нового западного искусства, первое отделение которого располагалось в бывшем доме Щукина, а второе - в 1919 г. в бывшем доме Ивана Морозова на Пречистенке, 21.

Так в ломе Щукина выглядел зал Матисса. 1913г.
Матисс висел в гостиной.
http://s7.uploads.ru/T7Btk.jpg

А так Большая столовая или зал Гогена. 1913г.
http://s7.uploads.ru/AsYPW.jpg

А это кабинет Сергея Щукина или "Комната Пикассо". 1914г.
В том же зале вижу "Музу, вдохновляющую поэта" Таможенника Руссо.
http://s5.uploads.ru/9EnHx.jpg

http://sg.uploads.ru/BNO5S.jpg

0

2

Leggy написал(а):

А больше всего народ возмущает отсутствие под картинами этикеток с названиями и иной информацией.
С кучностью и этикетками разобраться проще всего. С того и начнём

Не был пока на выставке, поэтому трудно комментировать.
Думаю, подписать картины можно было (и читаемым шрифтом), отсылка к дому Щукина - не аргумент, а "отмазка".
Плотная навеска в сочетании с толпой народа - хуже не придумать! o.O  Вспоминается, что в итальянских палаццо, где располагаются картинные галереи, обычно бывают поясняющие бумажки, а надписи на стене отсутствуют. Да, такая система не очень удобна, но можно привыкнуть. Замечу, что "толпа" картин на стене вступает в противоречие с толпой посетителей. Если в итальянских палаццо любителей живописи мало, то проблем не возникает. В ГМИИ другая ситуация. Любая выставка рассчитана на большое количество посетителей, поэтому развешивать и подписывать картины надо очень вдумчиво. Вокруг выставок куча сотрудников музея - их задача позаботиться обо всем.

0

3

Micktrik написал(а):

Вспоминается, что в итальянских палаццо, где располагаются картинные галереи, обычно бывают поясняющие бумажки, а надписи на стене отсутствуют.

Насколько я поняла, в Пушкинском поступили так же. Рядом с картинами есть нумерация, а расшифровку можно взять на стойке в соответствующем зале.
Кстати, в музее Вроцлава  в зале с замечательными средневековыми надгробиями и статуями действует аналогичная информационная система, только пояснения к указанным номерам можно прочитать на экране мониторов, установленных в зале. Там не только названия даны, но и история той или иной детали, философия, назначение. Ну, очень удобная система! Тыкаешь пальцем в мониторе на фото с цифирькой и всё-всё читаешь. В результате в небольшом зале с надгробиями я провела больше часа, очень всё интересно было рассматривать и читать. Кстати, рекомендую.

Micktrik написал(а):

отсылка к дому Щукина - не аргумент, а "отмазка"

Я не думаю, что организаторам просто лень было сделать этикетки. Отсылка к дому Щукина (и братьев) - это концепция выставки.

Micktrik написал(а):

Плотная навеска в сочетании с толпой народа - хуже не придумать!

Мы на это уже повлиять не можем. Зато можем позаботиться о своих впечатлениях. Если быть готовыми к тому, что увидим, понимать концепцию - больше шансов избежать разочарования типа - нам показали то, что мы уже видели, только в неудобной развеске.
Чем сравнивать развеску на выставке с тем, как те же картины  представлены в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков и в Эрмитаже, лучше заняться сравнением, котором вдохновились организаторы. А именно - с тем, как всё было в залах у Щукина и его братьев.
Поэтому завтра продолжу грузить вас историческими подробностями и соответствующими картинками. :)

0

4

На ФБ увидела фото с выставки Щукина. Типа "Зал Гогена".
Глянула и удивилась. :) Причина понятна? Вопрос: и что бы это могло значить?

http://sh.uploads.ru/1mML8.jpg
https://www.facebook.com/photo.php?fbid … mp;theater

Для сравнения "Зал Гогена" (столовая) в доме С. Щукина.

http://s3.uploads.ru/ryQgx.jpg
https://www.vogue.ru/peopleparties/afis … shchukina/

Миш, наверное, всё же стоит сделать отдельную тему по выставке Щукина? Я бы сделала, но не умею переносить посты. :) Помоги, пожалуйста.

0

5

Leggy написал(а):

Причина понятна? Вопрос: и что бы это могло значить?

Там, наверное, не все работы Гогена. ;)

Leggy написал(а):

Миш, наверное, всё же стоит сделать отдельную тему по выставке Щукина? Я бы сделала, но не умею переносить посты. :) Помоги, пожалуйста.

Готово! Правильно отрезал? :question:

0

6

Micktrik написал(а):

Готово! Правильно отрезал? :question:

Отлично! Спасибо!

Micktrik написал(а):

Там, наверное, не все работы Гогена. ;)

Именно! К "гогенам" организаторы зачем-то подкинули "ван-гога". :)

Винсент ван Гог
Портрет доктора Феликса Рея. 1889
Холст, масло. 63 × 53 см
Пушкинский музей, Москва
http://s3.uploads.ru/NDcjC.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_доктора_Феликса_Рея

Вопрос: зачем?
Ответ типа - так всё висело в доме С. Щукина - не верный. Ибо в доме Щукина "Портрет доктора Рея" висел так:

http://s8.uploads.ru/0QNUJ.jpg

Кстати, я не могу опознать большую картину, висящую рядом с дверным проёмом. Вроде изображения китайского императора?

0

7

Leggy написал(а):

Вопрос: зачем?
Ответ типа - так всё висело в доме С. Щукина - не верный. Ибо в доме Щукина "Портрет доктора Рея" висел так:

Ответ на мой вопрос нашёлся в книге Натальи Семёновой "Сага о Щукиных":

Пик увлечения живописью Гогена, уносившей в первобытный мир, обитатели которого живут по естественным природным законам, пришёлся на самую трагическую пору жизни Щукина: две трети "иконостаса" были куплены после пережитых утрат - ухода сына, а затем жены и младшего брата. В верхний ряд Сергей Иванович аккуратно вставил, как в раму, два небольших холста Ван Гога, так что те оказались под самым потолком.
Увлечение Ван Гогом оказалось самым непродолжительным. "Волнующих холстов" художника в собрании было всего четыре: жить с картинами, из которых буквально выплёскивалась страсть, было непросто.
В 1904 году, когда коллекционеры в Европе начали всерьёз интересоваться Ван гогом, на Знаменке появились "Арена в Арле", также прежде принадлежавшая Файе. Потом были "Арльские дамы" и составленный из лихорадочных мазков зелёного, синего и жёлтого "Куст сирени", ставшие частью "гогеноского иконостаса". "Цветущий куст сирени написан с ожесточением - одним взмахом кисти он заставляет кусты дышать," - скажет о картине Осип Мандельштам.
Последним был куплен "Портрет доктора Рея", написанный Ван Гогом в больнице для душевнобольных за год до смерти. Феликсу Рею портрет не нравился (по легенде, холстом закрывали дыру в курятнике), и скупавший полотна художника Амбруаз Воллар сторговал его в 1900 году за 150 франков. Свободного места для картин в столовой (зал Гогена) оставалось всё меньше и меньше. "Портрет доктора Рея" удалось втиснуть в простенке между окнами, так что французскому врачу выпал шанс изо дня в день любоваться "гогеновским иконостасом".

Выходит, что присутствие картин Ван Гога в зале Гогена - исторический факт. Наверное, на выставке нужного простенка не нашлось, поэтому "Портрет доктора Рея" разместили в верхнем ряду над "гогенами". Вероятно, там же находятся другие картины Ван Гога (если их привезли из Эрмитажа). Проверим на выставке. :)

Винсент Ван Гог, Арена в Арле, 1888
фр. Les Arènes
Холст, масло. 73 × 92 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Из Википедии: "Во время работы над картиной ван Гог находился под влиянием Гогена, который жил с ним в «Жёлтом доме» на площади Ламартин в Арле. В результате влияния Гогена, цветовые пятна на полотне стали проще и обобщённей, а пространство стало более «плоским». Также художник снабдил цветовые пятна тёмным контуром".
http://s7.uploads.ru/X8TUI.jpg

Винсент ван Гог, Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы), 1888
Souvenir du Jardin à Etten (Femmes d'Arles)
Холст, масло. 73,5 × 92,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Из Википедии: "Картина была написана в ноябре 1888 года в Арле, где он находился вместе с Полем Гогеном. Она выполнена в манере, близкой к клуазонизму; композиция картины, возможно, навеяна работой Гогена «В больничном саду в Арле». В письмах к брату Тео Ван Гог дважды упоминает картину под названием «Воспоминание о саде в Эттене». В письме к сестре Виллемине он писал, что изображённые женские фигуры — это сама Виллемина и их мать. Картина принадлежала С. И. Щукину, после Октябрьской революции его собрание было национализировано и вошло в состав Музея нового западного искусства; после расформирования этого музея в 1948 году картина была передана в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, выставляется в здании Главного штаба в зале 413".
http://sd.uploads.ru/fPGMN.jpg

ВИНСЕНТ ВАН-ГОГ, Куст (Куст сирени в Сен-Реми), 1890 г.
Эрмитаж
http://s3.uploads.ru/mfnHD.jpg

0

8

Leggy написал(а):

Последним был куплен "Портрет доктора Рея", написанный Ван Гогом в больнице для душевнобольных за год до смерти. Феликсу Рею портрет не нравился (по легенде, холстом закрывали дыру в курятнике), и скупавший полотна художника Амбруаз Воллар сторговал его в 1990 году за 150 франков. Свободного места для картин в столовой (зал Гогена) оставалось всё меньше и меньше. "Портрет доктора Рея" удалось втиснуть в простенке между окнами, так что французскому врачу выпал шанс изо дня в день любоваться "гогеновским иконостасом".

Тут что-то с датировкой напутано, и я не понял тезис, где французскому врачу выпал шанс изо дня в день любоваться "гогеновским иконостасом"
Когда и про какого врача речь? :unsure:  :question:

А, понятно, портрет висел напротив гогенов :yep: Возможно, они как раз и нравились французскому врачу :idea:

0

9

Micktrik написал(а):

Тут что-то с датировкой напутано

Это я по клавишам промахнулась.  :blush: Исправила.

С "Портретом доктора Рея" всё равно не очень-то понятно. Фото, где он висит между окон, нет. Во всяком случае, я его не нашла. Зато нашла ту фотографию, где "Доктор" висит рядом с "Курильщиком" Сезанна. Можно предположить, что Щукин перевесил "Доктора" Ван Гога от Сезанна к Гогену (или наоборот). Такой вот Щукинский пасьянс. :)

Поль Сезанн, Мужчина, курящий трубку, 1893-1896
Холст, масло
91×72 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
http://s9.uploads.ru/F79Hl.jpg

Micktrik написал(а):

Возможно, они как раз и нравились французскому врачу :idea:

Мне кажется среди "сезаннов" ему было привычнее. :)

0

10

Про коллекционирование и коллекционеров

В передачах к выставке, а также в статьях о выставке часто звучат примерно такие вопросы.
Вопрос №1: Почему русский купец коллекционировал картины?

Ответ на этот вопрос даёт сама выставка – из шести братьев Щукиных пятеро! были коллекционерами! Николай, Пётр, Сергей, Дмитрий, Иван.
Позже я попробую конкретизировать образ каждого брата, связав имя (личность) с предметами из коллекции. Завтра иду на выставку, фотоаппарат будет со мной. :)
Насколько я поняла, замысел устроителей выставки – показать коллекцию Сергея Щукина на фоне коллекций его братьев. Ой, как бы не запутаться в этих Щукиных братьях. :)

Те, кто уже побывал на выставке, вопросом №1 не задаются. У них возникает другой вопрос.
Вопрос №2: Почему Сергей Щукин собирал картины французских импрессионистов?
Для ответа на этот вопрос тоже нужен фон – фон более широкий, нежели показанный  на нынешней выставке. Возможно, в этой теме мы сумеем закинуть удочку на будущий показ картин из коллекции Ивана Абрамовича Морозова, который нам обещает устроить Пушкинский.

Вообще, в том окружении, в котором находились братья Щукины, трудно было не стать коллекционером, и, наоборот, легко поддаться вирусу собирательства, охватившему русское купечество в 19-ом – начале 20-ого веках.

Для фона приведу пару имён из окружения Сергея Ивановича Щукина и его братьев.

Дмитрий Петрович Боткин – сын «чайного короля» Петра Кононовича Боткина и брат жены Ивана Васильевича Щукина - Екатерины Петровны Боткиной. Выходит, Сергею Щукину и его братьям Дмитрий Боткин приходился дядей.

Дмитрий Петрович Боткин (1829—1889) — прославился как собиратель живописи и графики западноевропейских и русских художников XIX века. Помогал в собирательстве и своему родственнику и близкому другу П. М. Третьякову. В дар Третьяковской галерее он принес картину Ф. А. Васильева «После грозы». Вёл серьезную общественную работу: с 1882 по 1889 год (до самой смерти) он бы председателем Московского общества любителей художеств, состоял членом Московского художественного общества В 1884 году он был избран почетным членом Академии художеств.

Фёдор Васильев, После грозы, 1868
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://sg.uploads.ru/ka73Z.jpg

Насколько я разобралась, коллекция Дмитрия Петровича Боткина была разделена между его детьми. Старший сын Сергей Дмитриевич свою часть коллекции увёз во Францию. А 130 картин, доставшиеся младшему сыну Пётру Дмитриевичу, остались в России. В 1917 году часть из этих картин, в том числе полотно Поля Делароша «Дети Эдуарда IV», попали в ГМИИ.

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Галерея искусства стран Европы и Америки, Поль (Ипполит) Деларош, Дети короля Эдуарда IV. 1852
http://sh.uploads.ru/OVTZI.jpg

Ещё картины из коллекции Боткина. Специально подобрала французов.

Леон Лермитт
Жницы
Холст, масло. 51 х 63 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
1930, из ГМИИ, до 1925 в собрании В.А. Харитоненко, ранее в собрании П.Д. Боткина, 1948, ГМИИ
http://sg.uploads.ru/sG0o4.jpg

Пьер Пюви Де Шаванн
Деревенские пожарные
1857
Холст, масло. 178,5 х 228 см
Государственный Эрмитаж
Происхождение
1925, из МИИ, до 1918 собрание Д.П. Боткина, Москва, 1948, ГЭ
http://s3.uploads.ru/hVqoU.jpg

0

11

Наши коллекционеры любили символиста Пюви де Шаванн. Пара картин этого художника были и в коллекции Сергея Щукина.
Вот они висят по соседству с Ренуарами и Дега.

http://sd.uploads.ru/VXQMt.jpg
https://www.vogue.ru/peopleparties/afis … shchukina/

Пьер Пюви Де Шаванн
Сострадание
1887
Холст, масло. 99 x 81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГМИИ
http://s7.uploads.ru/Wkm6i.jpg

Пьер Пюви Де Шаванн
Бедный рыбак
1879
Холст, масло
66×91 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
В 1900 приобретена С.И. Щукиным в галерее Дюран-Рюэля, Париж. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи, с 1923 — ГМНЗИ, с 1948 — ГМИИ
http://s3.uploads.ru/W6Hgs.jpg

Все картины взяла отсюда http://www.newestmuseum.ru/index.php

0

12

Итак, было у отца три шесть сыновей.

Отец Иван Васильевич Щукин (1818-1890)
Сыновья: Николай (1852-1910)
Пётр (1853-1912)
Сергей (1854-1936)
Дмитрий (1855-1932)
Владимир (1867-1895)
Иван (1869-1908)

Выставка в Пушкинском знакомит зрителей с Петром, Сергеем, Дмитрием и Иваном. Выставка устроена таким образом, чтобы зритель вначале прошёл через залы с коллекциями Петра, Дмитрия и картинами из коллекции Ивана, и после этого попал в залы с коллекцией Сергея.
Так устроители на примере братьев Сергея Щукина обозначают традиционный вкус классического коллекционера того времени, на фоне которого следует рассматривать радикальность коллекции  и смелость, свободу, революционность, если хотите, коллекционера Сергея Щукина.

Мне такой замысел понравился. И в целом выставка понравилась. К отсутствию этикеток я была готова. К тому же под картинами есть номера, а в непосредственной близости есть таблички с названиями и другой информацией на 3-5 экспонатов, висящих на данной стене или выставленных в витрине.

Я, конечно, нафотографировала на выставке, благо по этому поводу никаких запретов нет. Но много фотографий выкладывать не буду, дабы не лишать тех, кто ещё на выставке не был, возможности удивиться и совершить свои собственные  открытия. Но, как обещала выше, я постараюсь представить братьев, связав имя (личность) с 1-2 избранными предметами из его коллекции. На выставке на входе в каждый зал есть некоторая информация о каждом брате и портреты каждого. Наверное, я всё-таки страдаю прозопагнозией :), т.к. мне больше запомнились не портреты коллекционеров, а картины из их собраний. На картинах и построим ассоциации.

Пётр Иванович Щукин (старший брат)
Несмотря на то, что старший брат собирал русскую старину, покупая ценное старьё у московских антикваров, букинистов и старьёвщиков, для ассоциации Петра я выбрала «Обнажённую» Ренуара.

Пьер Огюст Ренуар
Обнаженная
1876
Холст, масло
92×73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
http://sd.uploads.ru/wCXaY.jpg

Есть абсолютная логика в том, что русский купец, выходец из старообрядческой семьи «отоваривался» для своей коллекции на Нижегородской ярмарке. Но, вероятно, путешествие с отцом по Европе, обучение бизнесу в Берлине и Лионе, а также влияние младших братьев наполнили этот «тихий омут» достаточным количеством «чертей», благодаря которым «Обнажённая»  француженка поселилась в спальне у московского купца. :)  Почему в спальне?  :question:   Ну, кроме вполне логичного объяснения, мол, там ей самое место, пишут, что Пётру просто не хватило смелости вывесить «Обнажённую» в основной коллекции для публичного обозрения.  :blush:

«Обнажённая» Ренуара была приобретена по поручению Петра его младшим братом Иваном Щукиным в 1898 году у маршана Дюран-Рюэля. К Дюран-Рюэлю картина попала после смерти её первого владельца французского композитора и коллекционера Эммануэля Шабрие, собиравшего работы своих друзей-импрессионистов, в том числе Ренуара и Мане.
Традиционно считается, что Ренуару для «Обнажённой» позировала известная в те времена в кругу художников дама полусвета la belle Anna. Та самая, что послужила моделью для знаменитой картины «Нана» Эдуарда Мане.

Эдуард Мане, Нана, 1877 г., Кунстхалле, Гамбург
http://sh.uploads.ru/eLihY.jpg

Настоящее имя Анны (Наны) Генриэтта Хаузер. Она была парижской любовницей наследного принца Виллема Оранского, с которой принц сошёлся, расставшись с законной женой и уехав из Гааги.
Эта Анна, она же Нана, она же Генриэтта послужила прообразом для главной героини романа Эмиля Золя. Русский перевод романа «Нана» был издан в Петербурге в 1880 году. Правда, текст подвергли цензуре, из него были удалены фрагменты, «оскорбляющие общественную нравственность».

Знал ли Пётр Щукин историю героини приобретённой им картины?
Цитата из романа Золя:

«Наутро, в десять часов, Нана еще спала. Она занимала третий этаж большого нового дома по бульвару Осман, владелец которого имел обыкновение сдавать внаем еще сырые квартиры одиноким дамам, чтобы они их «обживали»
Эту квартиру для Нана снял, уплатив за полгода вперед, богатый купец из Москвы, проживший одну зиму в Париже».

Нет, я не буду утверждать, что «богатым купцом из Москвы» был сам Пётр Щукин.  :nope:   Но у Петра Щукина была пикантная связь с «сестрой» Наны.  :yep:

Закоренелый холостяк Пётр Щукин впервые женился в 54 года (за 5 лет до своей кончины). Его избранницей стала нижегородская вдова Мария Пономарёва. И вот после того, как Пётр связал себя узами законного брака, некая мадемуазель Жанна Буржуа, «весьма привлекательная уроженка Бордо», которая много лет была близкой подругой Петра, публично заявила об их отношениях и  потребовала увеличить её содержание (видимо по причине «потери кормильца» :) ).
Начался судебный процесс, мадемуазель Жанна выиграла, и Пётр Щукин по решению суда выплатил ей целое состояние.  o.O
Компенсировать прореху в финансах Пётр решил за счёт продажи некоторых французских картин, в том числе «Обнажённой» Ренуара. Такой разумный бизнес подход: кокотка деньги забрала – кокотка деньги принесёт. :)
Кроме «Обнажённой» Ренуара, Пётр также решил продать «Даму в саду» и «Скалы в Этрета» Моне, а также  «Священную рощу» Дени.

Клод Моне
Дама в саду
1867
Холст, масло. 50 х 65,2 см
Государственный Эрмитаж
http://sd.uploads.ru/H57Y0.jpg

Клод Моне
Скалы в Этрета
1886
Холст, масло
66×81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
http://s3.uploads.ru/uLqjp.jpg

Морис Дени
Фигуры в весеннем пейзаже / Священная роща (Весенний пейзаж с фигурами)
1897
Холст, масло. 160,3 х 180,5 см
Государственный Эрмитаж
http://s9.uploads.ru/uzNwf.jpg

Сначала брат Сергей, часто бывавший в Париже, просто взялся помочь Петру с продажей картин через парижских маршанов. Но позже, когда маршаны объявили цену, которая оказалась много меньше предполагаемой, Сергей решил приобрести картины для своей коллекции.
Сергей заплатил Петру больше маршанов, и картины переехали в его особняк на Знаменке. Как они там устроились, можно видеть на следующих фотографиях.

http://s5.uploads.ru/iLevy.jpg

http://s5.uploads.ru/tu1c4.jpg

http://s3.uploads.ru/apWoZ.jpg

А теперь смотрим мои картинки с выставки.
На первой - зал с коллекцией Сергея Щукина. «Священная роща» Дени, купленная Сергеем у Петра, висит в зале Сергея. Не сфотографировала, но обе картины Моне также висят в залах Сергея.  Но для «Обнажённой» Ренуара организаторы выставки сделали исключение. Почему?  :question:   Она висит в зале Петра рядом с церковной ризой и фрагментом золотого бархата.

http://s8.uploads.ru/MUFC2.jpg

http://sd.uploads.ru/ktaHI.jpg

http://s3.uploads.ru/hsdKO.jpg

Информацию в основном черпала из книги Натальи Семёновой "Сага о Щукиных" и с сайтов
https://fr.wikipedia.org/wiki/Henriette_Hauser
http://www.newestmuseum.ru/data/authors … e/nude.php

0

13

Leggy написал(а):

Пьер Пюви Де Шаванн
Деревенские пожарные
1857

Хоть и деревенские, но в настоящих касках :)

На выставку надо обязательно сходить - заочно многое нравится.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Выставка "Щукин. Биография коллекции"