"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Альбертина, день рождения княжества Лихтенштейн


Альбертина, день рождения княжества Лихтенштейн

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

Альбертина, день рождения княжества Лихтенштейн

30 апреля, Вена, проливной дождь, холодно.  :rain: Ну, надо же так саму себя сглазить! В предвкушении жаркой погоды (обманул прогноз) я набрала целый чемодан летних вещей, которые, вероятно, так и останутся не надетыми.  :angry:
Не, кусочек апрельской европейской жары мы всё-таки поймали. В Польше было +30, а на трассе дорожное полотно нагревалось до +42. Циклон застал нас во Вроцлаве. За ночь температура упала с +30 до +12. Ветер, дождь.
В Чехии небесная погодная канцелярия была более доброжелательной. В Кутна Горе хоть и не жарко, но очень солнечно и приятно. А в Вене нас накрыла вторая волна непогоды. Промокшие и замёрзшие туристы ринулись греться в музеи. В Альбертине очередь на полчаса. А у меня всего-то 2 часа времени, из которых полтора отводилось на Альбертину и 30 минут - забежать в магазин.
Про магазин вам, скорее всего, неинтересно. А про Альбертину я расскажу. Но сначала послушаем программу Владислава Флярковского. Кстати, корреспондент Андрей Золотов в репортаже допустил ошибку. Если не найдёте. завтра напишу какую.

0

2

Leggy написал(а):

30 апреля, Вена, проливной дождь, холодно

И у нас пошли дожди, а потеплеет не раньше выходных.

Leggy написал(а):

А про Альбертину я расскажу

Ага, ждем.

Leggy написал(а):

Андрей Золотов в репортаже допустил ошибку. Если не найдёте. завтра напишу какую.

Мы подождем, когда нам все расскажут :)

0

3

Micktrik написал(а):

И у нас пошли дожди, а потеплеет не раньше выходных.

Да, я знаю, вчера общались с сыном.
А в Хевизе сегодня была летняя погода. Жарко, безоблачно. Мы даже позагорали на озере. Вода в озере тёплая, по ощущениям не меньше +25, а на мониторах пишут, что +28. Вчера тоже солнце пригревало. На солнце было жарко, но ветер дул очень свежий. Завтра рисуют снижение температуры и облачность, а суббота-воскресенье дождь и не более +10. :(
Прошу небеса сжалиться, дать нам хотя бы несколько погожих дней!
А так здесь всё цветёт, красиво. Вишня уже отцвела, и на деревьях есть зелёные ягоды. Виноград в полный лист и есть маленькие зелёные грозди. В Чехии и в Австрии виноградники почти голые, только-только листики пробиваются.

Виноградник на берегу озера Балатон. 1 мая 2019.

http://s3.uploads.ru/D0HJS.jpg

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    Андрей Золотов в репортаже допустил ошибку. Если не найдёте. завтра напишу какую.

Мы подождем, когда нам все расскажут :)

Дело в том, что в Вене два дворца Лихтенштейнов. Один на Банкгассе, второй - на Фюрстенгассе. Андрей Золотов стоит на фоне городского дворца на Банкгассе, который расположен рядом с императорским Хофбургом. И рассказывает про коллекцию Лихтенштейнов, якобы находящуюся там.
В то время как коллекция находится в загородном дворце Лихтенштейнов на Фюрстенгассе. До 2011 года коллекцию можно было там увидеть. Но, как пишет Википедия,  в 2011 г. ввиду относительно низкой посещаемости (не более 45 тысяч туристов в год) князь Лихтенштейна принял решение закрыть музей.
С тех пор для посещения дворца на Фюрстенгассе требуется предварительная договорённость с владельцами и очень приличные деньги - 520 Евро за посещение загородного дворца и 680 Евро за посещение городского. Конечно, эти суммы подъёмные только для групп.

0

4

Leggy написал(а):

в 2011 г. ввиду относительно низкой посещаемости (не более 45 тысяч туристов в год) князь Лихтенштейна принял решение закрыть музей

Вот ведь жук этот князь. Другие от таких денег не отказываются. Не уважает он народ. Не думаю, что очень много желающих приходит по предварительной договоренности. А персонал и служба безопасности нужны в любом случае.

0

5

Micktrik написал(а):

Вот ведь жук этот князь. Другие от таких денег не отказываются. Не уважает он народ.

Можно посчитать, о каких деньгах идёт речь. Для Вены цена музейного билета порядка 20 Евро - нормальное явление. Например, билет в Альбертину стоит 16 Евро. 45 тыс. умножаем на 20 Евро, получаем 900 000 Евро в год.
Почти миллион, однако! Хотя, наверное, для Лихтенштейнов это копейки. Они одну лишь "Джиневру Бенчи" американцам за 5 млн. долларов продали https://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_Джиневры_де_Бенчи

0

6

Выставка в Альбертине.

Начну с портрета, который на выставке представлен как работа (неизвестного) флорентийского художника.
На выставке я подумала, что это Лоренцо Лотто. Вроде, в своё время видела этот портрет среди его работ. Очевидно, что владельцы мою версию не разделяют. Лоренцо Лотто - венецианец, а картина атрибутирована как флорентийская.
А смогут ли флорентийские профи  установить личность этого "неизвестного" флорентийского художника?  :question:

http://s7.uploads.ru/6f4ik.jpg

http://s9.uploads.ru/SmNou.jpg

http://s9.uploads.ru/f0xNh.jpg

0

7

Leggy написал(а):

А смогут ли флорентийские профи  установить личность этого "неизвестного" флорентийского художника?

Я нашел этот портрет в Википедии у Франчабиджо. Андреа дель Сарто тоже не будем сбрасывать со счетов.
Кстати, что означают буквы на бумажке?
D  X
  S

0

8

Micktrik написал(а):

Я нашел этот портрет в Википедии у Франчабиджо.

Вот именно! Вопрос: почему владельцев портрета не устроило авторство Франчабиджо?
Что касается Андреа дель Сартро, посмотрела его портреты, ни на одном нет этикетки-картеллино. А у Франчобиджо подобные этикетки имеются. Например, здесь.
Молодой человек за конторкой. 1522. Картинная галерея. Берлин

http://s8.uploads.ru/U3Ro7.jpg

Что там написано, разглядеть не могу (у меня тут интернет не очень). Но определённо это, как и на флорентийском портрете из коллекции Лихтенштейнов, - картиллино.

Картеллино (итал. cartellino — «ярлычок, этикетка») — иллюзорно нарисованная бумага, лента или бандероль, на которой размещается подпись художника, дата или название картины. Может также содержать высказывание религиозного характера или девиз человека, изображённого на портрете. Обычно располагается на стене или парапете, на переднем или на заднем плане.

Приём был широко распространён в определённый период времени (ок. 1440—1520) на ограниченной территории (Венеция). Впервые, вероятно, его применил Филиппо Липпи в своей «Мадонне» 1437 года. Впоследствии картеллино встречается, в частности, у таких художников, как Джованни Беллини и Антонелло да Мессина.

0

9

Завтра ожидаются новые музейные впечатления - Музей изобразительных искусств в Будапеште (венг. Szépművészeti Múzeum). Потом предстоит долгая дорога домой, вернёмся 9 мая.
Про Альбертину продолжу после возвращения.

0

10

Leggy написал(а):

Завтра ожидаются новые музейные впечатления - Музей изобразительных искусств в Будапеште

Это должно быть не менее интересно, чем Альбертина.

0

11

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    Завтра ожидаются новые музейные впечатления - Музей изобразительных искусств в Будапеште

Это должно быть не менее интересно, чем Альбертина.

Да, это было очень интересно, музей замечательный, хочется о нём тоже рассказать, но после того, как закончу про Альбертину.

0

12

Продолжая свой рассказ про выставку в Альбертине, ещё немного «потопчусь» по репортажу Владислава Флярковского. :)

Как он сказал, в 2019 году княжество Лихтенштейн отмечает своё 300-летие и в честь юбилея беспрецедентно демонстрирует в Венской Альбертине одну из самых больших в мире частных коллекций произведений искусства.
Дата образования государства Лихтенштейн 23 января 1719 года. Но коллекция Лихтенштейнов старше государства! Её основу заложил Карл Эйсебиус фон Лихтенштейн (годы жизни 1611-1684). 

Карл Эйсебиус был сыном Карла I фон Лихтенштейн. Именно он в 1629-1630 годах посетил Италию, где и приобрёл несколько предметов искусства, положивших начало княжеской коллекции.  А где же ещё покупать картины, если не в Италии?  :idea:   Флярковский, конечно, ошибся, когда назвал зачинателем коллекции отца (Карла I), а не сына (Карла Эйсебиуса). Ну, это мы ему простим, потому что в этих Карлах, так же как в их дворцах, легко запутаться. Мало ли в Бразилии Педров в Лихтенштейне Карлов!  :D

Одной из первых картин, купленных (или заказанных) Карлом Эйсебиусом во время итальянского путешествия 1629-1630 гг. могла быть работа Гвидо Рении "Charity" (Милосердие или Аллегория милосердия), изображающая женщину, кормящую и опекающую троих деток. Один уже наелся и отвалился, второй ест, третий "сиську просит".   В настоящее время картина находится в Метрополитен-иузее в Нью-Йорке https://www.metmuseum.org/art/collectio … /110001872
Кстати, почему "милосердие"? Я бы назвала этот сюжет - аллегорией плодородия.  :glasses:  Который из деток - родной, а какие "подкидыши"? И где ихние мамки?  :question:
http://s9.uploads.ru/rAfFY.jpg

Князья Лихтенштейны были людьми богатыми, они имели обширные владения в Богемии, Моравии, Силезии, Австрии. Но все эти земли исторически принадлежали императору Священной Римской Империи и были получены/куплены Лихтенштейнами от него (либо от его вассалов). Это означало, что император был сюзереном князей Лихтенштейнов, а они в свою очередь были его вассалами, то есть находились по отношению к императору в подчиненном положении. И поэтому не могли состоять в высшем совещательном органе при императоре, который назывался Рейхстаг Священной Римской Империи. Голос в  Рейхстаге могли иметь только владельцы земель, исторически императору не принадлежавших. Такие суверенные властители, добровольно перешедшие под власть императора, считались равными ему. Они пользовались наибольшим почётом и имели большие права, в том числе право голоса в Рейхстаге.

Князья Лихтенштейны были людьми амбициозными, они хотели в Рейхстаг! Поэтому в 1699 году Лихтенштейны купили крошечное княжество Шелленберг у обедневшего рода Хоэнемс. А в 1712 году приобрели у них же затерянный в горах клочок земли - графство Вадуц. Большая часть новых земель занимали горные хребты и леса. Для справки: в настоящее время из 160 км2 княжества Лихтенштейн, обитаемыми являются только 14 км2, еще 55 км2 используются под сельскохозяйственные нужды. Земли маленькие, да удаленькие! Формально они не принадлежали и не подчинялись императору, поэтому их владельцы получили вожделенный суверенитет.  Таким образом, 23 января 1719 года указом императора Карла VI  княжество Шелленберг и графство Вадуц были объединены в княжество Лихтенштейн, первым князем которого и стал тогдашний глава семейства князь Антон Флориан фон Лихтенштейн.

0

13

С тех пор прошло 300 лет, и вот юбилейная выставка в Альбертине.  На выставке не было портретов вышеназванных мною Карла Эйсебиуса и Антона Флориана Лихтенштейнских.  Из княжеских я заметила лишь портрет князя Иосифа Венцеля I фон Лихтенштейн (годы жизни 1696-1772) кисти французского художника Риго Гиацинта (годы жизни 1659-1743).

Риго Гиацинт, Князь Иосиф Венцель I фон Лихтенштейн, 1741 г., коллекция Лихтенштейн
http://s3.uploads.ru/pXAZ7.jpg

Я предполагаю, что 81-летний Риго Гиацинт написал лишь физиономию князя, а всё остальное – роскошные драпировки, интерьеры, балдахин, плащ и платье князя, брошенные на полу доспехи – создали художники его мастерской.
Объясню, почему.

Риго Гиацинт (настоящее имя Хасинто Риго-и-Рос) был модным французским художником каталонского происхождения, первым портретистом королей, правителей, аристократов, знатных дворян и богатых патрициев.
Вы наверняка видели в Лувре самую известную работу Гиацинта Риго – портрет Людовика IV «Короля Солнца».

Портрет Людовика XIV, Гиацинт Риго, 1701, Musée du Louvre, Париж
http://s7.uploads.ru/eiqcl.jpg

Портреты очень похожие, хотя и изображают разных людей. На обоих модель стоит на фоне архитектурного задника в виде помпезных колонн, окутанных тяжёлым бархатом, красными небесами нависающим над головами позирующих. Театральные позы, многослойные мантии и плащи, оборки, кружева… Конечно, всё это признаки эпохи барокко - пышного и богатого стиля жизни и всех видов искусства. Боже, сколько же в этих километрах тканей было тонн барочной пыли! Апчхи! :)
Но унификация приведённых портретов имеет не только барочное объяснение. Здесь есть ещё один секрет.

Годовая производительность мастерской Риго Гиацинта оценивается в 30-40 холстов в год. Такое количество работ просто невозможно было написать, не применяя артельный метод работы и разделение труда. Один художник мастерской писал цветы, другому наиболее удавались кружева, третьему доверяли плащи и мантии, был специалист по орденским лентам и т.д.  Примерно такое же разделение труда применялось в мастерской Рубенса. Разница только в том, что ученики, вышедшие из мастерской Рубенса, хорошо известны как самостоятельные художники. Имена же художников из ателье Риго Гиацинта лично мне почти не известны.  :dontknow:

А что же он сам, неужели только ставил свою подпись под картинами?  :question:    Нет, Риго писал физиономии заказчиков с натуры, а затем «мордочки» вставлялись в специально оставленное на полотне отверстие. По такому же принципу устроена тантамареска – стенд для фотографирования, когда вы вставляете своё лицо в отверстие и получаете ваше фото с фигурой Мэрилин Монро  или Арнольда Шварценеггера, кому как нравится.

Я почти уверена, что портреты Иосифа Венцеля I фон Лихтенштейна писались в мастерской  Риго Гиацинта именно «методом тантамарески» (назовём это явление так). Князь заказал два портрета: один – в рыцарских доспехах, второй - в платье и плаще с доспехами, валяющимися на полу. Сравните, заметно, что «мордочки» на обоих портретах одинаковые.  :yep:

Hyacinthe Rigaud, Portrait of Prince Joseph Wenzel I von Liechtenstein (1696–1772), 1740
http://s5.uploads.ru/dQgph.jpg

Времена гиперболизированных гульфиков минули, но умиляют бирюзовые оборочки на доспехах. :)

Можно ли, глядя на подобный портрет, строить предположения о психологических или душевных особенностях портретируемого? Как это хочется делать, например, у портрета молодого человека кисти Франчабиджо? Про портреты мастерской Риго Гиацинта, я бы сказала – нет. Акцентируясь на внешнем блеске, глубинная психология модели уходит на задний план или вообще уходит... Какая-то халтура получается? Ну, в нашем современном понимании.
У художников из мастерской Рубенса, кажется, было не так. Но об этом немного позднее.

0

14

Коллекция Лихтенштейнов – отнюдь не энциклопедическая. Она формировалась несколькими поколениями князей и определялась их вкусами и финансовыми возможностями. Судя по выставке, лихтеншнейнские князья очень любили Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Картины этих художников на выставке преобладают.

Хотя, в интернете мне встретилась информация, что Иоганн II фон Лихтенштейн (годы жизни 1840-1928), отвергавший в живописи  обнажённую натуру и сцены насилия, по этой причине продал две картины Рубенса «Самсон и Далила» и «Вифлеемское избиение младенцев». Обе картины ныне находятся в Национальной галерее Лондона под авторством Рубенса. А у Лихтенштейнов «Самсон и Далила» значилась под именем его ученика Яна ван ден Хукке. Хотела было сказать, что у Лихтенштейнов явно нелады с атрибуцией, но посмотрела на картину и тоже засомневалась. Напоминает Тиноретто. :huh:
У музейщиков Лондонской Национальной галереи сомнений в авторстве нет, в 1980 году они купили её на аукционе Кристи как рубенсовскую за 5 млн. дол.

Peter Paul Rubens, Samson and Delilah (1609–10) 
http://s7.uploads.ru/zEerZ.jpg

Но я отвлеклась на картины, которых на выставке не было. Продолжаю про те, что были.

Питер Пауль Рубенс, «Марс и Рея Сильвия», 1616/17
Картина была представлена на выставке сразу в двух вариантах – собственно картины и эскиза к ней. Эскиз мне понравился больше.

http://s5.uploads.ru/L0U7X.jpg

http://s9.uploads.ru/ELYMF.jpg

Надо заметить, что Рубенс выбрал из истории Рима отнюдь не избитый сюжет. Будучи человеком хорошо образованным, он знал мифологию и историю, и в определённой мере своими произведениями образовывал зрителей всех поколений.
На картине изображена сцена соблазнения богом Марсом весталки Реи Сильвии. Результат этого соблазнения известен – рождение Ромула и Рема. А в деталях мы с вами сейчас разберёмся.

Рея Сильвия была весталкой. Про культ весталок хорошо написано у Виктора Сонькина в книге «Здесь был Рим». Весталками становились девочки из знатных семей, на 30 лет принимающие обет безбрачия ради службы богине Весте. Главной обязанностью весталок было сохранение огня Весты и охрана какой-то атрибутики, считавшейся священной.
В сравнении с обычными женщинами весталки имели определённые преимущества. Например, они были единственными женщинами в римском обществе, неподвластными мужчинам (отцам, мужьям, любым опекунам). Весталки самостоятельно распоряжались своим имуществом (порой немалым), могли завещать его кому угодно, могли выступать в суде. Вероятно, эти преимущества были призваны как-то компенсировать женщинам лишения, связанные с вынужденной девственностью и наказанием за её потерю.

Бог Марс, один из древнейших богов римского пантеона. Бог войны, отожествляемый с древнегреческим Аресом, он отличался жестокостью, предпочитал войну коварную и кровавую, войну ради самой войны. Женой Марса была богиня Нерио, отождествляемая с богиней Венерой. Богиня любви, если кто забыл.

Но Марс, видимо, был тот ещё ходок. Он ходил в военные атаки и в атаки любовные. Одну из таких неуправляемых любовных атак изобразил Рубенс. Атака-то любовная, но картина «Марс и Рея Сильвия» - не про любовь. Я бы сказала, что картина тревожная, даже трагическая.

Рея Сильвия сидела себе поддерживала огонь Весты и не помышляла о нарушении обета. У Рубенса Рея выглядит невинной и испуганной, белое платье подчёркивает её чистоту. Но Марсу обеты и запреты пофиг, он атакует Рею, как коршун атакует курочку. На эскизе Марс хотя бы выглядит объятым страстью и огненным плащом. Но на картине он – тупой бык-производитель на фоне красного полотнища. На бедную Рею он даже не смотрит, и уж точно не внемлет её сомнениям и не заботится о грозящих ей последствиях.  :angry:

Легенда гласит, что, от связи с Марсом, спустя положенное время, Рея родила близнецов Ромула и Рема, за что была наказана, её зарыли в земле заживо.  Рея – жертва истории. Нужно было «убить» её, чтобы у римлян появилась волчица, вскормившая легендарных основателей Рима Ромула и Рема.  На картине Рубенса Рея так же представлена жертвой. Не сравнить этого бедного жертвенного ягнёнка с другими живописными пассиями Марса, например, с той же Венерой.

0

15

Скажу честно, я Рубенса не очень люблю. В музеях его почти всегда очень много. Много картин, картины большие, а на них большие, упитанные или мускулистые персонажи. И никогда не знаешь, что именно на картине написал сам Рубенс, или это его ученики. Учеников, кстати, я больше жалую, мне нравятся некоторые картины Ван Дейка и Йорданса. Но об этих чуть позже, а пока продолжу про Рубенса.

В коллекции Лихтенштейнов есть несколько картин, хорошо знакомых любителям искусства в репродукциях. Но в силу закрытости коллекции их мало кто видел в реальности. Такова «Венера перед зеркалом» Рубенса.
RUBENS, Peter Paul, Venus at a Mirror, 1615

http://s3.uploads.ru/9mKQ1.jpg

Возможность увидеть эту картину в натуре мотивировала мой визит в Альбертину. Впечатления так себе, хотя всё ожидаемо.
Молодая красивая женщина (мне кажется, никто не будет с этим спорить?) сидит перед зеркалом, обернувшись спиной к зрителю. Рубенс, тем не менее, показал нам не только попу, но и лицо красавицы, поставив перед нею зеркало. Из одежды на Венере только серёжки, браслет и волосы. Совершенно роскошные, кстати, волосы! Чтобы лучше показать их, чернокожая служанка как бы наматывает золотые волосы Венеры на свою руку. От этого волосы светятся и играют тенями.
Кроме волос мне нравится цвет кожи Венеры. Кожа у неё тонкая, прохладная, цвета слоновой кости.

Эмоций на лице красавицы я не заметила, но у Рубенса так почти всегда. «Марс и Рея Сильвия» - редкий случай, когда на женском лице угадывается хотя бы испуг. А какие, например, эмоции у «Шубки»? Венера аналогично. Бесстрастное и не слишком одухотворённое лицо, профиль у неё даже тупенький.  :tomato:    А ейный сынок – переросток Купидон – вообще с лицом дауна.  :confused:

Любовался ли Рубенс своей моделью, когда писал её? Не думаю. Мне кажется, он использовал её обнажённое тело, чтобы продемонстрировать свой несомненный талант колориста. Потому и тела много, на худышке-то не развернёшься.  :idea:
Но в целом я спорить не буду – это одна из самых знаменитых и запоминающихся Венер в живописи.

0

16

Leggy написал(а):

Нет, Риго писал физиономии заказчиков с натуры, а затем «мордочки» вставлялись в специально оставленное на полотне отверстие. По такому же принципу устроена тантамареска – стенд для фотографирования, когда вы вставляете своё лицо в отверстие и получаете ваше фото с фигурой Мэрилин Монро  или Арнольда Шварценеггера, кому как нравится.

Есть интересный факт, который свидетельствует о хорошем понимании художником тканей и одежды.

Он был старшим братом художника Гаспара Риго. Сначала обучался пошиву одежды в мастерской своего отца, но с 1671 года он совершенствовался в качестве художника

(из Википедии)
Если и не сам все рисовал, то следил за "пошивом" и мордочки брал на себя.

Leggy написал(а):

Но Марсу обеты и запреты пофиг, он атакует Рею, как коршун атакует курочку. На эскизе Марс хотя бы выглядит объятым страстью и огненным плащом. Но на картине он – тупой бык-производитель на фоне красного полотнища. На бедную Рею он даже не смотрит, и уж точно не внемлет её сомнениям и не заботится о грозящих ей последствиях.

Да, он пялится на огонь, а Рею отталкивает)

RUBENS, Peter Paul, Venus at a Mirror, 1615
Мне показалось, что лицо у Венеры в зеркале (анфас) выглядит лучше, чем можно было ожидать от ее видимого профиля)
А кто был заказчик этой секс-бомбы?

0

17

Micktrik написал(а):

Если и не сам все рисовал, то следил за "пошивом" и мордочки брал на себя.

Можно сказать, что Риго Гиацинт был в своём роде кутюрье от живописи. :) Про индустриализацию в живописи я ещё скажу немного на примере Рубенса. Любопытно, что Леонардо боролся за приближение художника к демиургу, и за отличие его от ремесленника. А художники вроде Рубенса, наоборот, приближали живопись к бизнесу (считай к ремеслу).

Micktrik написал(а):

Да, он пялится на огонь, а Рею отталкивает)

У Рубенса выходит, Марс метился на саму богиню Весту, а Рея подвернулась. :)

Micktrik написал(а):

Мне показалось, что лицо у Венеры в зеркале (анфас) выглядит лучше, чем можно было ожидать от ее видимого профиля)

Да, мне тоже так кажется.

Micktrik написал(а):

А кто был заказчик этой секс-бомбы?

Пока на эту тему ничего найти не удалось. Можно поискать заказчиков того периода (это был период работы Рубенса в своём доме-мастерской в Антверпене). Но в то время у него было очень много заказчиков. Собственно, 1610-1622 годы - самые лучшие и самые плодовитые годы творческой артели художников мастерской Рубенса. В 1622 ушёл Ван Дейк и, соответственно, мастерская потеряла лучшего (после Рубенса) мастера.

0

18

Спасибо, взял на заметку дворец Лихтенштейна, вполне реально попасть на экскурсию. Пытался зарегистрироваться на сайте, чтобы иметь доступ к высокому разрешению, прислали не активную ссылку, попробую еще.
Отрывки из книг

“В Вене он (Иоганн Адам) возвел два дворца: зимний на Банкгассе – сегодня здесь расположена галерея современного искусства – и летний, о котором мы расскажем подробнее. Путать эти два сооружения не следует, хотя над ними трудился один и тот же архитектор – Доменико Мартинелли, приехавший из Рима. Оба дворца строились практически одновременно: первый – с 1691 по 1704 год, второй – с 1694-го по 1706.
Доменико Мартинелли (1650–1718) преподавал в престижной римской Академии св. Луки, которая считалась кузницей талантов. Неудивительно, что он привнес в проект «римский дух».
Впрочем, заказчик, оценив результат, пришел к выводу, что дворец выглядит слишком строго, если не мрачно, и заказал скульптору Джованни Джулиани украсить капители и окна лепниной. На дворе стоял 1706 год.
По поводу внутренней росписи помещений князь отчаянно спорил с мастерами: Лихтенштейн настаивал на эротических темах, художник Франческини склонялся к фрескам в античной манере. Каждый сантиметр обнаженного тела князю приходилось отстаивать с боем!
Но наиболее жаркая полемика вспыхнула из-за росписи потолков. Когда вы будете в зале Геракла, не забудьте поднять голову к потолкам.”

Жан де Кар “Вена. Роман с городом”.
Замечу, что в книге есть интересное про создание Альбертины.

Другая книжка ‘Зеркало Рубенса”, там Бэкингем (тот, с подвесками) по политическим соображениям забирает у Рубенса зеркало Лукумона, что на картине. А это слова Сусанны Фоурмент: 

– Меня всегда удивляло: в зеркало смотрится одна женщина, а отражается в нем другая. Будто в зеркале лицо итальянки, а здесь, перед нами – профиль фламандки. Посмотрите сами! …
Ну, а другая часть – нижняя! Никогда не могла понять, почему у нее такая толстая задница! – Сусанна расхохоталась, словно крестьянская девчонка на ярмарочном представлении, приседая и хлопая себя по бедрам.
– Огромная! Не обижаетесь? Нет?..

0

19

Майк написал(а):

дворец Лихтенштейна, вполне реально попасть на экскурсию.

Ага, я тоже глянула на их сайте https://www.palaisliechtenstein.com/en/ … ml?start=1
22 евро, места есть на июль, правда тур на немецком, но есть английский аудиогид.

Про книжки спасибо! Первую уже читаю.
А про Рубенса я в основном черпаю информацию из книги Лекуре. Суховато, но зато достоверно, без фантазий.

Майк написал(а):

Меня всегда удивляло: в зеркало смотрится одна женщина, а отражается в нем другая. Будто в зеркале лицо итальянки, а здесь, перед нами – профиль фламандки. Посмотрите сами!

Фламандка в профиль - наверно, если судить по женщинам Рубенса. У Венеры в профиль типичное для Рубенса женское лицо. А почему итальянка в фас? Типа нос римский? :)  Она вам кого-то напоминает из итальянских портретов?

0

20

Leggy написал(а):

Она вам кого-то напоминает из итальянских портретов?

Мне никого не напоминает.
Есть картина современного художника, вроде “Рубенс, изучающий Тициана” (сейчас нет под рукой, если интересно, завтра скажу имя и картину), на ней молодой человек, спиной к зрителю, при свете свечей копирует Вознесение. 
Возможно, автор книги, как и автор картины думали о "венецианском белом" – мысли героя фильма “Любовник моей жены”.

0

21

Leggy написал(а):

А про Рубенса я в основном черпаю информацию из книги Лекуре. Суховато, но зато достоверно, без фантазий.

"Рубенс, Ван Дейк, Йорданс... Шедевры фламандской живописи из коллекций князя Лихтенштейнского"
В ГМИИ издавалась в 2014 году.

0

22

Micktrik написал(а):

"Рубенс, Ван Дейк, Йорданс... Шедевры фламандской живописи из коллекций князя Лихтенштейнского"
В ГМИИ издавалась в 2014 году.

Дорогая книжка. И, скорее всего, нет ничего нового в сравнении с Лекуре.

0

23

Читаю про Рубенса всё, что нахожу у себя на полках. Попалась книжка Игоря Долгополова "Мастера и шедевры". Про Рубенса есть два эссе "Питер Пауль Рубенс" и "Портрет камеристки". Слов много, но почти ничего по существу.
Долгополов версию с дочерью даже не упоминает. Фантазирует, что думал Рубенс, когда писал придворную даму Изабеллы Брюссельской. И что думала дама, когда её писал Рубенс.
Но я сейчас не о "Камеристке" ( о ней чуть позже).
Зацепилась за следующую цитату:

Но, добившись европейского признания и достигнув, казалось, всего, "король живописцев и живописец королей" Рубенс никогда не забывал о сверкающих вершинах Ренессанса. И он дерзал. Всего за три года до кончины ему заказали написать эпизод из жития святого Петра. Рубенс предложил "распятие ногами вверх", утверждая, что это даст "нечто необычное". Прочтя это, я немедленно вспомнил замечательную фреску Микеланджело, которую мне посчастливилось видеть.
Ватикан. Капелла Паолина. Огромная роспись "Распятие Петра", созданная семидесятилетним Буонаротти. На тяжёлом кресте вниз головою пророк. Невыносимо страшен его взор... Трудно допустить, чтобы Питер пауль Рубенс не ведал о существовании этой фрески. Он знал. И мечтал создать своё, равное по мощи решение.

Что меня здесь напрягло: 1. Следует всё-таки отличать пророков от апостолов. Святой Пётр был апостолом, но был он пророком?
2. Рубенс был человеком образованным и начитанным. Он не мог не знать, что святого Петра распяли вверх ногами. И, кроме фрески Микеланджело, к тому времени уже давно существовала картина Караваджо. Почему Долгополов об этом не говорит? В общем, что-то я ему не доверяю, не мог Рубенс "перевернуть" Петра ради "необычности".

Надо, кстати, поискать, о какой картине Рубенса идёт речь, что у него в конце концов получилось.

0

24

Забыла сказать, что Рубенс копировал Караваджо, поэтому не мог не знать о его "Петре".

Rubens, The Entombment, 1611-12
National Gallery of Canada, Ottawa

http://sh.uploads.ru/50Aux.jpg
https://www.wga.hu/html/r/rubens/10religi/10religi.html

0

25

Leggy написал(а):

Что меня здесь напрягло: 1. Следует всё-таки отличать пророков от апостолов. Святой Пётр был апостолом, но был он пророком?

У меня возник вопрос, можно ли засчитать Долгополову непредумышленную катахрезу :question:

Leggy написал(а):

2. Рубенс был человеком образованным и начитанным. Он не мог не знать, что святого Петра распяли вверх ногами. И, кроме фрески Микеланджело, к тому времени уже давно существовала картина Караваджо. Почему Долгополов об этом не говорит? В общем, что-то я ему не доверяю, не мог Рубенс "перевернуть" Петра ради "необычности".

Полностью согласен. Рубенс постоянно изучал и копировал итальянскую живопись. Долгополов видел фреску Микеланджело в капелле Паолина - сейчас далеко не каждому это удается

Leggy написал(а):

Надо, кстати, поискать, о какой картине Рубенса идёт речь, что у него в конце концов получилось.

А вот работа Рубенса "Распятие Петра" мало кому известна, как мне кажется. Долгополов тоже ее видел?
Нагуглил ее у немцев в церкви Святого Петра (Кёльн).
Википедия

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ef/Peter_Paul_Rubens-Die_Kreuzigung_Petri.jpg/400px-Peter_Paul_Rubens-Die_Kreuzigung_Petri.jpg
Увеличить
Peter Paul Rubens, Die Kreuzigung Petri, 1838, Sankt Peter Köln

0

26

Сравним с Микеланджелами.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/18/Martyrdom_Michelangelo.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/18/Martirio_di_San_Pietro_September_2015-1a.jpg/375px-Martirio_di_San_Pietro_September_2015-1a.jpg
Рубенс доперевернул Петра и придал ему бунтарский вид :question:

0

27

Micktrik написал(а):

А вот работа Рубенса "Распятие Петра" мало кому известна, как мне кажется. Долгополов тоже ее видел?
Нагуглил ее у немцев в церкви Святого Петра (Кёльн).

Так это она и есть, та, о которой Долгополов говорит! И время совпадает, "за три года до кончины", как пишет Долгополов.  :yep:
Вот спасибо! На wga.hu я её не нашла.

Micktrik написал(а):

Рубенс доперевернул Петра и придал ему бунтарский вид :question:

У Микеланжело - повествование, у Караваджо - драма, а у Рубенса - надругательство. ИМХО.
Причина того, что Рубенс "сгустил краски", мне кажется, может быть в следующем.  Во всех прочитанных книгах отмечается, что Рубенс не был мастером психологического жанра. Тот же Долгополов пишет, что огромные карины с огромными телами, выходящие из мастерской Рубенса, в то же время отличались психологической легковесностью. Здесь я с ним согласна. У Рубенса всегда много действия, но мало драмы и совсем нет рассуждений.
Можно сказать, что "Распятие святого Петра" Рубенса - своеобразная попытка реванша над Микеланджело, Караваджо и другими мастерами драматической живописи. Немного перефразируя Долгополова: "Он знал. И мечтал создать своё, равное по (психологической) мощи решение".
Увы, мне кажется, у Рубенса не получилось сравняться с великими итальянцами в психологизме. Он не дотянул и до Рембрандта. Но для немецкой церкви такая картина в самый раз. Карикатурно утрированное зверство (посмотрите на лица палачей) в духе немецкого средневекового искусства.

0

28

Ван Дейк попался, но год написания не нашел
https://arthive.com/res/media/img/oy1200/work/896/443908.jpg

И Гвидо Рени приложу
https://www.wga.hu/art/r/reni/1/st_peter.jpg
1604-05
Oil on canvas
Pinacoteca, Vatican

0

29

Micktrik написал(а):

Ван Дейк попался, но год написания не нашел

Вроде, 1616 г. https://regnum.ru/pictures/2103232/16.html
Ван Дейк, действительно, попался. ) У него какая-то куча мала. Похоже, он не понимает механизм поднятия креста. Иначе зачем нижний палач подставил голову под крест? Как раз в том месте, где должно быть перекрестье? И левый палач в таком положении крест держать не может. Слишком далеко его спина. И вообще Пётр у них свалится, гвоздей нет, ноги привязаны бантиком. Возни много, а суть теряется.
Караваджо, ИМХО, лучше всех.

Про Ван Дейка я ещё напишу. Сравним его с Рубенсом и выстроим цепочку от мастерской Рубенса до мастерской Риго Гиацинта. Вот только съезжу на выходные к Алине, и на следующей неделе продолжу тему про Альбертину.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Альбертина, день рождения княжества Лихтенштейн