"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Дворец памяти


Дворец памяти

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Круглая дата – в этом году будет 20 лет, как прочитал.

“Дворцы памяти - мнемоническая  система, которая была хорошо известна ученым древности, и масса сведений сохранялась благодаря им, когда вандалы сжигали книги.
Подобно этим ученым доктор Лектер хранит  невероятные запасы сведений, соотнесенных с различными предметами в тысяче его дворцовых палат;
однако, в отличие от древних, у него есть и иное назначение для этого дворца: иногда он там просто живет.”

Все эти 20 лет хотелось увидеть

“Фойе - Норманнская  капелла в Палермо, строгая, прекрасная и- вне времени; единственное напоминание о смертности всего живого - изображение черепа, высеченное в  полу.”

Мечта сбылась. Появился вопрос.
Выбор для сравнения такого дворца с Топкапы спорен, но понятен - отдельно стоящие строения и переходы между ними.

“Дворец памяти Ганнибала Лектера огромен, даже если судить по средневековым критериям.
Перенесенный в мир материальный, он мог бы соперничать с сералем Топкапи в Стамбуле, как своими размерами, так и сложностью планировки”

Но почему автор, среди всего, что можно выбрать в мире остановился на Палатинской капелле? Чем она отличается от других не менее прекрасных сайтов?
Ответ, хоть как-то удовлетворяющий замыслу мнемонического построения ко мне пришел после Монреаля.
Не думаю, что писатель им руководствовался. Скорее всего на выбор повлияло личное пристрастие и созвучный набор названий.
Об этом говорят шероховатости в тексте: огромен не лучшее определение для средневековья, никакого черепа на полу капеллы нет.
Выбрав для капеллы эпитет “строгая”, автор сильно подставился, а был ли он там. Мопассан нашел для нее совершенно противоположные слова - “почти чувственная прелесть” – он, там точно был.

Оставим накладки Харриса, его идея - создание дворца памяти из произведений искусства - замечательная.
Сколько раз, во время скучных ожиданий, мысленно убегал в то или иное место. Единого строения у меня все еще нет, не плохо бы его возвести. Пугает масштаб.
И все-таки, отдельные элементы дворца обретают устойчивость.

А какой дворец или хотя бы его части мог бы быть у вас?

0

2

Майк написал(а):

Выбрав для капеллы эпитет “строгая”, автор сильно подставился, а был ли он там. Мопассан нашел для нее совершенно противоположные слова - “почти чувственная прелесть” – он, там точно был.

Мне трудно судить об этом, так как я там точно не была. :) Возможно, это просто разное восприятие разных людей? Джебран Халиль Д. сказал:"Внешность вещей меняется согласно настроениям, и поэтому мы видим волшебство и красоту в них, тогда как волшебство и красота - в действительности в нас самих".

Хотя описание  Мопассана мне тоже больше понравилось, сразу захотелось посмотреть эту капеллу.

В день моего приезда меня преследовало одно неотвязное желание: мне хотелось увидать Дворцовую капеллу, о которой мне говорили как о чуде из чудес.

Дворцовая капелла — самая прекрасная в мире и самая удивительная религиозная драгоценность, порожденная человеческой мыслью и выполненная рукой художника, — заключена в тяжеловесном здании королевского дворца, старинной крепости, построенной норманнами.

У этой капеллы нет наружного фасада. Вы входите во дворец, где вас прежде всего поражает изящество внутреннего двора, окруженного колоннадой. Красивая лестница с прямоугольными поворотами неожиданно создает чрезвычайно эффектную перспективу. Против входной двери находится другая дверь, пробитая в стене дворца и выходящая на далекие поля; внезапно открывая перед вами узкий и глубокий горизонт, она как будто уносит вас в безграничные дали и к беспредельным грезам через это сводчатое отверстие, которое, завладев вашим взглядом, неудержимо увлекает его к синей вершине горы, виднеющейся там, далеко-далеко, над огромной равниной апельсиновых рощ.

Когда входишь в капеллу, сразу же останавливаешься в изумлении, как перед каким-то чудом, силу которого ощущаешь, еще не успев его понять. Спокойная и многоцветная, неотразимая и глубоко волнующая красота маленькой церковки — этого подлинного шедевра — покоряет вас с первого же взгляда; вы останавливаетесь, как зачарованный, перед ее стенами, покрытыми огромными мозаиками на золотом фоне: они излучают мягкое сияние, и весь храм как бы светится тусклым светом, увлекая мысль к библейским и божественным пейзажам, где оживают под огненными небесами все те, кто был причастен к жизни богочеловека.

Впечатление, производимое этими сицилийскими памятниками зодчества, особенно сильно потому, что, на первый взгляд, в них больше поражает декоративное искусство, чем искусство архитектуры.

Гармония линий и пропорций служит лишь рамкой для гармонии цветовых оттенков.

Входя в наши готические соборы, испытываешь впечатление суровое, почти печальное. Их величие внушительно, их грандиозность поражает, но не пленяет. Здесь же вы побеждены, тронуты той почти чувственной прелестью, которую привносят краски в красоту форм.

Люди, которые задумали и создали эти церкви, полные света и все же темные, имели, несомненно, совсем иное представление о религиозном чувстве, чем зодчие немецких или французских соборов: их своеобразный талант стремился главным образом к тому, чтобы впустить свет в эти изумительно украшенные нефы, но так, чтобы его не чувствовали, не видели, чтобы он проскользнул сюда незаметно, лишь слегка касаясь стен и создавая таинственную и очаровательную игру красок, чтобы казалось, будто свет исходит из самых стен, из огромных золотых небес, населенных апостолами.
Дворцовая капелла, построенная в 1132 году королем Рожером II[1] в норманском готическом стиле, представляет собою небольшую базилику в три нефа. Она имеет всего тридцать три метра в длину и тринадцать метров в ширину; это игрушка, драгоценность.

Два ряда великолепных мраморных колонн, все разных цветов, уходят под купол, откуда на вас глядит колоссальный Христос, окруженный ангелами с распростертыми крыльями. Мозаика, украшающая заднюю стену левой боковой капеллы, представляет поразительную картину. Она изображает Иоанна Крестителя, проповедующего в пустыне. Это словно картина Пюви де Шаванна[2], но более красочная, более мощная, более наивная, менее надуманная, созданная вдохновенным художником во времена исступленной веры. Пророк обращается с речью к нескольким лицам. За ним — пустыня, а в глубине — синеющие горы, те горы, с мягкими очертаниями, окутанными дымкой, которые знакомы всем путешествовавшим по Востоку. Над святым, вокруг святого, позади святого — золотое небо, настоящее небо видений, где как будто присутствует бог.

Возвращаясь к входным дверям, вы останавливаетесь под кафедрой; это просто-напросто квадратная глыба бурого мрамора, окруженная беломраморным фризом с мелкими мозаичными инкрустациями и поддерживаемая четырьмя колоннами, покрытыми тонкой резьбой. Поражаешься, чего может достигнуть вкус, чистый вкус художника при помощи столь ничтожных средств.

Весь дивный эффект этих церквей построен вообще на сочетании и противопоставлении мрамора и мозаики. Это их характерная особенность. Нижняя часть стен, белая и украшенная лишь мелким орнаментом, тонкой каменной вышивкой, оттеняет своей нарочитой простотой красочную роскошь монументальной живописи, покрывающей верхнюю часть стен.

Но даже в этой мельчайшей вышивке, которая, как цветное кружево, окаймляет нижнюю часть стен, встречаются очаровательные мотивы величиной с ладонь; таковы, например, два павлина, несущие крест на скрещенных клювах.

Этот же стиль внутренней отделки можно видеть во многих палермских церквах. Мозаики Мартораны по выполнению, пожалуй, еще замечательнее, чем мозаики Дворцовой капеллы, но нигде в мире не встретишь той изумительной целостности, которая делает капеллу — это дивное произведение искусства — единственной и непревзойденной.

Майк написал(а):

Оставим накладки Харриса, его идея - создание дворца памяти из произведений искусства - замечательная.
Сколько раз, во время скучных ожиданий, мысленно убегал в то или иное место. Единого строения у меня все еще нет, не плохо бы его возвести. Пугает масштаб.
И все-таки, отдельные элементы дворца обретают устойчивость.

А какой дворец или хотя бы его части мог бы быть у вас?

Я честно попыталась представить свой дворец, но увы, в памяти всплывают лишь отдельные картины и произведения искусства, каждое их которых хорошо на своём месте. А так, чтобы "перевесить" какие-то картины в один дворец...Зачем себя ограничивать, тем более мысленно? :) У меня в памяти много музеев, дворцов, церквей и соборов, которые я вспоминаю время от времени, и во многие из которых я хотела бы однажды вернуться или возвращаться периодически.
В мире есть только одно произведение, которое я бы хотела куда-то перевесить. Перевесить реально. Это фреска Пьеро делла Франчески "Мадонна дель Парто". Уже писала прежде, что фреска, созданная для небольшой церковки при кладбище, в настоящее время находится в современном одноэтажном здании, типа "сельсовет". В аутентичном средневековом Монтерки этот "сельсовет" - как бельмо на глазу. Теряется вся вековая романтика картины...

0

3

Leggy написал(а):

Джебран Халиль Д. сказал:

Интересный выбор источника, уж, не Ирена Као вывела на него?
Между определениями строгая и чувственная большая разница. Думаю не один посетитель, войдя в капеллу, не выберет первое.
Почему на роль фойе дворца памяти подходит это место? Мой ответ таков.
Собор в Монреале со схожими мозаиками называли Ла Матриче, такое название, если держать в уме дворец памяти, еще больше подходит для Палатинской капеллы.
Собор в Монреале намного больше, также как другие помещения с таким количеством мозаик: Ай София, Равенна, Ахен. (Баптистерий в Равенне меньше, но там и меньшая площадь мозаик)
Капелла весьма не больших размеров и потолок в ней так высок, кстати, над капеллой находится ресторан Королевского дворца.
Изображения на стенах находятся не так высоко, как в других местах, из-за этой близости каждый кусочек мозаики можно рассматривать как фрейм памяти.
Матрице еще больше способствует нигде не встречаемый вместе с мозаиками сталактитовый арабский потолок со своими изображениями. (стоя на полу, без увеличения, увидеть очень сложно)

https://a.radikal.ru/a42/1903/f7/9f116a3d2e9b.jpg

К сожалению, такие виды нам были не доступны, посредине капеллы стояли стулья и весь пол центрального нефа обнесен ограждением.

Теперь о чувственном. Освежу в памяти, хотя все были и, наверняка, помнят музей в Сан Джиминьяно и распятие Коппо ди Марковальдо, где торс Христа выражен весьма двусмысленно.

https://a.radikal.ru/a39/1903/b3/efd509449a94.jpg

Такое изображение не редкость, но в Палатинской капелле у него появляется новое прочтение – бакулюм. Половая кость, присущая некоторым млекопитающим.
Существует современная гипотеза, весьма убедительная, что Ева произошла не из ребра Адама, а именно из этой косточки.
Перемещался ли во времени автор гипотезы или мастера мозаики обладали тайным знанием, но в торсе у Евы четко просматривается

https://b.radikal.ru/b28/1903/f8/2892d0c0fd33.jpg

В отношении того, что у мастеров мозаистов Палермо явно было свое видение, говорит изображение Павла, он напоминает Конфуция.

https://c.radikal.ru/c07/1903/0d/c3f7e406d83f.jpg

0

4

Майк написал(а):

“Дворцы памяти - мнемоническая  система, которая была хорошо известна ученым древности, и масса сведений сохранялась благодаря им, когда вандалы сжигали книги.

Оно работает - правда? Или пора уже переходить, например, на форумную и т.д. систему запоминания? Чем вам палаццо ди Бьянка Каппелло не дворец? :question:

0

5

Micktrik написал(а):

Оно работает - правда? Или пора уже переходить, например, на форумную и т.д. систему запоминания? Чем вам палаццо ди Бьянка Каппелло не дворец?

Не использовал эту систему для запоминания. В книжках пишут, что работает, даже приводят большой отрывок из Харриса. На самом деле работает ассоциативный ряд.
Форумная система не строгая, но она как раз о том, что говорю - сохранение в памяти прекрасного. В этом смысле раздел Palazzo di Bianca Cappello безысловно подходит.
Когда спрашивал о дворце, об элементах дворца, для себя, имел ввиду, что из всего многообразия, вы обязательно выбрали бы в свой воображаемый музей?
Иногда фантазирую, что при современных технологиях создания виртуальных пространств, мгновенное перемещение в знаменитые места - дело не далекого будущего.
В этой ключе, телепортация может оказаться не такой как представлялась.

Какие элементы моего дворца мне ясны? 
Лектер поставил у лестнице, ведущий внутрь воинов из музея Реджо-ди-Колабрия. У меня это Лары Фарнезе из музея Акрокоринфа.
Во-первых, Лары - они хранители, во-вторых, всегда был не равнодушен к складкам, в-третьих, нравятся они мне.
Зал копий с порталом Сантьяго из музея Виктории и Альберта, звездное небо и Крест Желаний из Санта Мария Соларио в Бреши, Санта Мария дель Фьоре, причем, экстерьер.
Многое другое, возникает одно, иное, но эти остаются всегда.

Вчера скачал работу Померанцева о Палатинской капелле. Подумал, что здание Гума архитектором, которого был Померанцев, имеет связь с капеллой в ключе Харриса - не мысленное, реальное хранение разнородных предметов.

0

6

Обманул вас. Но обман выявил другую сторону подобных Дворцов - у них проблема с памятью.
Бродский - мадонна с младенцем в церкви Мадонна дель Орто, Харрис - череп на полу Палатинской капеллы, Ипполитов с его Римом  – хорошая компания.
Фигуры из музея Коринфа вовсе не Лары – это пленники из Фракии 2- 3 век нашей эры

https://a.radikal.ru/a06/1903/88/1f14728b595f.jpg

Где-то здесь они стояли.

https://b.radikal.ru/b10/1903/61/c734503692c8.jpg

Лар Фарнеза тоже 2 века на другой

https://a.radikal.ru/a01/1903/8a/f995b75b5758.jpg

Вот такая получилась складка.
У Гиренюка в Фигурах и складках есть о том, что для складки, нужна точка поворота - возвращение к самому себе.

0

7

Майк написал(а):

В отношении того, что у мастеров мозаистов Палермо явно было свое видение, говорит изображение Павла, он напоминает Конфуция.

Изображение Павла из Палатинской капеллы заинтересовало меня и сподвигло к тому, чтобы выяснить, как выглядит апостол на других иконах или картинах.
Оказалось, что внешность Павла на разных иконах и картинах очень схожая. Повсюду его изображают тёмноволосым, лысоватым, крючконосым и бородатым.
Возможно, Павел из Палатинской капеллы немного похож на Конфуция. Но ещё больше он похож на самого себя с различных картин и фресок.

UNKNOWN MASTER, Italian
Pope Nicholas III Presented to Christ by Sts Peter and Paul (east wall, left)
1278-79   Fresco   Sancta Sanctorum, Lateran Palace, Rome
http://sh.uploads.ru/dJvk7.jpg

ROMANESQUE PAINTER, English
Paul Throwing a Snake into the Fire
c. 1180   Fresco   Cathedral, Canterbury
http://s9.uploads.ru/XREav.jpg

Andrej Rublëv, Icona di san Paolo (1407 circa, 110x160 cm, Galleria Tret'jakov, Mosca)
http://s8.uploads.ru/FgixX.jpg

Теперь я смогу узнать Павла даже, если картина или икона будет без названия.  :idea:  Спасибо Майку.
Кстати, в Википедии есть Реконструкция возможного облика апостола Павла. Так он мог выглядеть в жизни.
http://s7.uploads.ru/bS4JB.jpg

0

8

Leggy написал(а):

Теперь я смогу узнать Павла даже, если картина или икона будет без названия.

Я бы не был так уверен. Если убрать меч, атрибут Павла, встречаются варианты не такие очевидные.
Разные изображения апостола Павла, с восточными чертами, о которых мы говорим, есть даже слегка тюркские

http://s7.uploads.ru/t/Fd4n6.jpg

Мастер из Хальберштадта ок 1185г

И более европейскими, в основном северяне: Дюрер, Кранах, Рубенс, Рембрандт.
Хорош Павел у Яна Ливенса

http://s3.uploads.ru/t/qvirx.jpg

Может иллюстрировать (конечно, это не так) разное отношение к паулианству: искажение учения Христа или наоборот.
Изображения святых скорее всего должны были следовать когда-то определенному канону.
Мастера возрождения начали отходить от него сами или по "просьбе".
Не помню, у кого читал, что папа Александр VI, Борджия, запретил рисовать лик Христа с семитскими чертами, а в качестве образца предложил своего сына Чезаре.

0

9

Майк написал(а):

Не помню, у кого читал, что папа Александр VI, Борджия, запретил рисовать лик Христа с семитскими чертами, а в качестве образца предложил своего сына Чезаре.

И что, были художники, которые приняли предложение? Есть ли картины, где Христос с чертами Чезаре Борджиа?

0

10

Leggy написал(а):

И что, были художники, которые приняли предложение?

Мне не известно, а о сходстве Чезаре с ликом в сети есть такое

http://www.turkey-sea.ru/iisusa-srisova … dzhia.html

Все думаю о Павле, обнаружил, что среди наших образов святых по количеству изображений Павел чуть ли не в конце.
Недавно вышла книга митрополита Илариона (Алфеева) так и называется Апостол Павел, там хорошие репродукции всех известных картин.
Вирутально гуляя по музеям, забрел в Барселонский художественный. В нем Павел Веласкеса и учеников Анабелле Карраччи такие, что не легко принять именно за этого апостола.

http://sh.uploads.ru/t/m54Wl.jpg

http://sg.uploads.ru/t/dFr2C.jpg

Причем роспись команды  Карраччи (Giovanni Lanfranco, Sisto Badalocchio, Francesco Alban) это фреска, перенесенная в XIX веке на холст.
Читал, как состругивая дерево, переносили с доски, а с фрески не слышал раньше.

Еще в этом музее нашел картину, на мой взгляд, интересную, не обычную, очень детально прописанную, в изумительном качестве и автор малоизвестен.
В ней и загадка есть, скоро покажу в Фернайзихте.

0

11

Майк написал(а):

Мне не известно, а о сходстве Чезаре с ликом в сети есть такое

http://www.turkey-sea.ru/iisusa-srisova … dzhia.html

Картины, что в сети, выглядят неубедительно, на лице у Чезаре налицо все пороки его семейства, какой из него Христос? :)  Но меня заинтересовало, в каком произведении Дюма писал такое:

Идея о том, что один из современных образов Иисуса основан на внешности Чезаре Борджиа, являвшегося внебрачным сыном папы Александр VI, первоначально возникла из заявления известного романиста Александра Дюма. Мысль показалась настолько правдоподобной, что немедленно распространилась среди библейских теоретиков.

Согласно идеи Дюма, изначально Иисус изображался неевропейцем, потому как был евреем, что в то время не нравилось папе Борджиа. Таким образом, чтобы создать более «европейского» Иисуса, папа Александр VI заказал новые портреты, или иконы — кому как ближе, Иисуса, используя в качестве модели его незаконнорожденного сына Чезаре.

Затем он якобы «приказал уничтожить все произведения искусства, изображающие семитского Иисуса», тем самым популяризировав одно из главных устойчивых образов Иисуса, которое мы имеем сегодня. Как вам теория? По мне — логично.

Майк написал(а):

Все думаю о Павле, обнаружил, что среди наших образов святых по количеству изображений Павел чуть ли не в конце.

Сюжет с обращением Савла, вроде, довольно популярный?

Майк написал(а):

Недавно вышла книга митрополита Илариона (Алфеева) так и называется Апостол Павел, там хорошие репродукции всех известных картин.

Ага, спасибо, нашла в pdf. Картинки не очень хорошие, но при необходимости можно найти в интернете. Всё-таки на ранних изображениях внешность Павла в основном каноническая - с залысинами, с бородой, крючконосый  и тёмноволосый. Думаю, что на иконах канонический образ сохранился до наших дней, а на картинах, да, художники дали волю своей фантазии.

Апостол Павел икона конца xiii века монастырь св. Екатерины на Синае
http://sg.uploads.ru/tPHum.jpg

Цитата из книги: "Загадку для толкователей представляет пословица, вправленная в речь Христа:"Трудно тебе идти против рожна". Её смысл, очевидно, следующий: не противбся неизбежному; не пытайся бороться с Тем, Кто всё равно победит; не иди против Бога". file:///C:/Users/Marina/AppData/Local/Temp/apostol-pavel-mitropolit-ilarion-alfeev.pdf  стр.47
Странное толкование, если учесть негативный смысл фразеологизма лезть на рожон. Или это разный рожон?

0

12

Leggy написал(а):

Но меня заинтересовало, в каком произведении Дюма писал такое

Думаю, в "Семейство Борджа", но у меня нет, проверить не могу.
Оказалось в московской квартире (считал в Подмосковье) есть "Великие Борджиа" Бориса Тененбаума.
Брал сегодня, в дороге полистал, обновил в памяти, нашел интересное для себя, но про связь Чезаре с ликом Христа не встретил.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Дворец памяти