"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Новогодний пролёт фанеры над Эрмитажем, или о Пьеро с любовью


Новогодний пролёт фанеры над Эрмитажем, или о Пьеро с любовью

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Новогодний пролёт фанеры над Эрмитажем, или о Пьеро с любовью

На обратном пути из Финляндии, где мы встречали Новый Год 2019, решили пару дней провести в культурной столице. Изначально в планах было сходить в Эрмитаж, чтобы посетить выставку Пьеро делла Франчески, а также ещё раз пройтись по залам с постоянной экспозицией. В дополнение подруга в качестве новогоднего подарка положила под ёлочку билеты в два театра: Михайловский на Травиату и Театр музыкальной комедии на Бал вампиров. Таким образом, определилась Питерская 2-х дневная культурная программа.

Остановились мы в отеле Хилтон Экспофорум. Гостиница выше всяких похвал, есть отличный бассейн и банный комплекс. Из относительных недостатков – расположение за городом, ближе к Пушкину. Но на машине нормально, тем более, что парковка при отеле была бесплатной.

В отель мы приехали в ночь с 3 на 4 января. А утром 4-ого после содержательного завтрака отправились искать счастья (место для парковки) у Эрмитажа.
Ситуация с парковками в Питере имеет свою специфику. С одной стороны, в центре и по всему городу – почти повсеместная парковочная халява. То есть, парковочные зоны за редким исключением абсолютно бесплатные. Поэтому, теоретически, приехав к Эрмитажу, вы можете бесплатно припарковаться на Миллионной улице или на набережной Мойки. Но практически свободных мест там, особенно в выходные и праздничные дни, днём с огнём не найти.  :no:

Нам повезло, прямо перед нами освободилось местечко на набережной Мойки, которое мы тут же заняли. Ура, полдела сделано, теперь идём искать нужный вход в музей. Нам нужен был вход для посетителей с предоплаченными интернет-ваучерами.

Вообще стоимость входного билета в Эрмитаж для граждан РФ и Белоруссии 400 руб. Пенсионеры РФ могут пройти бесплатно, при условии получения билета в основной кассе по живой очереди.
Несмотря на то, что нам «светил» как минимум один бесплатный билет (муж – пенсионер, а я получаю пенсионное удостоверение в этом месяце), я решила  заранее через интернет купить так называемый ваучер, позволяющий, как это указано на сайте Эрмитажа, «избежать очередей в кассы музея».
Подробнее про ваучеры читайте здесь http://www.hermitagemuseum.org/wps/port … ge/tickets

Так вот, ваучер на входной билет в Главный музейный комплекс, действующий в течение 1 дня, стоит 680 руб.  Одновременно с приобретением 1-ого ваучера за 680 руб. вы имеете право получить до 2-х бесплатных билетов для категорий граждан, имеющих на них право. То есть, в нашем случае я купила через интернет билет себе за 680 руб., и плюс к нему заказала один бесплатный билет для мужа.
Ваучер не имеет определённой даты и действует 6 месяцев со дня покупки. Это означает, что вы можете прийти в Эрмитаж в любой рабочий день и обменять свой ваучер на входной билет в специальной кассе, расположенной в здании Малого Эрмитажа (в Шуваловском проезде между зданиями Нового и Малого Эрмитажей, вход со стороны Миллионной улицы). 
Так выглядит вход в кассы Малого Эрмитажа.

http://sg.uploads.ru/89Ngu.jpg

А так выглядит очередь посетителей с предоплаченными ваучерами, якобы дающими право на проход в музей без очереди.

http://s3.uploads.ru/Sbyz0.jpg

Эту фотографию я нашла в интернете. В нашем случае 4 января 2019 г. очередь была раза в два длиннее и многолюднее.

Не, я вначале не поняла, зачем народ стоит. И, достав свой дорогой ваучер, летящей походкой мимо очереди направилась ко входной двери. Мой полёт самым жестоким образом был прерван замёрзшими бедолагами, которые сообщили, что с такими же ваучерами они уже отстояли полтора часа.  :tired:

Пока я порхала, муж обречённо встал в конец очереди, который уже загибался на Миллионную улицу. Прикинув, что стоять нам метров 300 и не менее полутора часов, я его из очереди выдернула, предложив провести оставшееся до следующего мероприятия время (Травиата в Михайловском в 19.00) в Хилтоновском СПА. Надо заметить, что муж не верил своим ушам и был счастлив. :)

Теперь выводы. Я разозлилась.  :angry: А за что собственно я заплатила 680 руб.? Чтобы, вместо бесплатной очереди, постоять в платной???

В Пушкинском и Третьяковке всё организовано гораздо цивилизованнее. Покупая билет через интернет, вы платите немного дороже, но в действительности получаете возможность попасть в музей, минуя длинную очередь. Потому что билеты продаются на определённые сеансы. Такая система позволяет музейщикам регулировать  количество посетителей, а посетителям – экономить своё время.

А в Эрмитаже выходит - обман! Если эрмитажники берут с визитёров деньги за возможность «избежать очередей в кассы музея», они обязаны эту возможность людям предоставить. Иначе – обман!
И никто не убедит меня, что я мол сама лопухнулась, не учла ситуацию с новогодними каникулами, зачем-то купила дорогой ваучер, который оказался фикцией и надувательством. 

Продолжение следует.

0

2

Leggy написал(а):

Так вот, ваучер на входной билет в Главный музейный комплекс, действующий в течение 1 дня, стоит 680 руб.  Одновременно с приобретением 1-ого ваучера за 680 руб.

Ой, придется приехать еще раз, чтобы сходить на выставку и реализовать ваучер :idea: Новогодние каникулы худшее время для посещения главных музеев в Москве и Питере :suspicious:

0

3

Я не попала в Эрмитаж 4 и 5 января (об этом ещё напишу), а Путин 7 января. :)

0

4

В предыдущих постах я рассказала, как не попала в Эрмитаж 4-ого января.

Нужно сказать, что, потерпев фиаско в Эрмитаже, в тот день мы отправились отмокать-греться в бассейн и бани Хилтона, а вечером наверстывать культурные впечатления в Михайловский театр, где давали Травиату. О спектакле я ещё напишу отдельный отзыв, так как обещала подруге.

На следующий день 5-ого января в 13.30 мы прибыли в Театр музыкальной комедии на «Бал вампиров». Машину поставили на бесплатный паркинг, на котором не сразу, но нашли место, объехав 3 круга по площади Искусств. Спектакль (понравился, отзыв тоже напишу) закончился в 16.30, и мы решили во второй раз попытать счастья в Эрмитаже. Увы, с парковками у Эрмитажа нам не повезло. Когда мы нашли место, было уже 17.00, а у нужного подъезда мы оказались в 17.10. Эрмитаж в тот день закрывался в 18.00 и в это время, как нам сказали охранники, уже работал только «на выход».

Тем не менее, у подъезда собралась небольшая очередь, участники которой сообщили, что в 18.30 начнут пускать на выставку «Пьеро дела Франческо» на так называемый коммерческий сеанс, действующий с 18.30 до 21.00.
Честно, стоять в морозный питерский вечер в тёмной подворотне на ветру почти полтора часа мне не хотелось даже ради любимого Пьеро. Тем не менее, с разрешения охранников я прошла на стойку информации с целью выяснить, позволяет ли мой ваучер участвовать в этом мероприятии. Оказалось, что нет, ваучер на коммерческие сеансы не действует, туда нужно купить отдельный билет за 300 руб. каждому. :huh:

Я вообще-то не скандальная, но тут не смогла сдержать свой негатив и высказала эрмитажным тётушкам всё, что я думаю. А думала я, что в Эрмитаже действует легальный обман посетителей и выжимание из них денег. Женщины заверили, что эти деньги им не достаются, и что вообще Эрмитаж не рассчитан на то количество посетителей, которое его осаждает в новогодние каникулы. В завершение разговора они посоветовали мне прийти на следующий день утром, к открытию музея, мол в это время я смогу хотя бы попасть в раздевалку, потому что более поздним посетителям приходится брать свои пальто и куртки с собой в залы музея.
Стоять в коммерческой очереди я принципиально не стала, мы с мужем отправились ужинать в кафешку, а затем ещё успели на последний сеанс в отельный СПА.

На следующий день после завтрака мы уехали в Москву.

Micktrik написал(а):

Ой, придется приехать еще раз, чтобы сходить на выставку и реализовать ваучер :idea:

А теперь хорошая новость – попытка №3 попасть в Эрмитаж по этому недоваучеру  :angry:   будет предпринята нами в нынешнюю пятницу (через 2 дня)) Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, если вдруг ничего не случится и поездка на выходные в Питер состоится. :)

0

5

Leggy написал(а):

Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, если вдруг ничего не случится и поездка на выходные в Питер состоится.

Предлагаю уже сегодня скрестить пальцы - немедленно и до прохода на выставку! :yep:
Желаю успеха!Tcc...

0

6

Micktrik написал(а):

Предлагаю уже сегодня скрестить пальцы - немедленно и до прохода на выставку! :yep:

А как вещи собирать со скрещенными? Ну, и скрещенными в клавиатуру тыкать неудобно. :)

0

7

Продолжение истории с ваучером.

Так как есть вероятность, что завтра наша питерская подруга присоединится к нам для похода в Эрмитаж, я решила позвонить в службу поддержки по телефону +7(812) 429-74-07.
Но сделать это оказалось невозможно по следующей причине: автоответчик (мужским голосом) предлагает перевести телефон в тональный режим и набрать цифру от 0 до 4 в зависимости от цели звонка. Когда я это делаю, перевожу в тональный режим нажатием * или # , то другой автоответчик (женским голосом) сообщает, что я могу набрать добавочный номер сотрудника и #, а после набора любой цифры от 0 до 4 сообщает, что "неправильно набран номер".  :confused:

Тогда я написала в Эрмитаж мейл, в котором коротко изложила  свою историю с ваучером и задала вопрос: могу ли я в кассе музея на этот ваучер получить 2 льготных билета (на двух пенсионеров), а не 1, как указано в ваучере?

К моему удивлению, ответ пришёл незамедлительно.  К ответу прилагался новый ваучер на 1 оплаченного + 2 бесплатных льготников!

Письмо эрмитажников цитирую.

Добрый день.

Спасибо за предоставленную информацию.

Приносим свои искренние извинения за доставленные неудобства, но пожалуйста, обратите внимание: на сайте "Эрмитажного магазина" была представлена информация о том, что, к сожалению, в период новогодних праздников "Эрмитажный магазин" не может гарантировать проход в музей без очереди.

Направляем вам обновленный ваучер, с добавленной информацией о 2-х льготных билетах (строка "Дополнительные бесплатные билеты).
Проход в музей для посетителей с электронным ваучером организуется через Малый Эрмитаж. Там же, в Малом Эрмитаже, вам будут выданы бесплатные льготные билеты.

Проход в музей будет организован без очереди.
Мы еще раз приносим свои извинения.

К сожалению, на данный момент, на телефонной линии службы поддержки ведутся технические работы, по причине которых возможны сбои.
Приносим свои искренние извинения.

Благодарим за письмо.

С уважением,
Эрмитажный магазин
Служба поддержки

0

8

И как п(р)олёт? :question:

0

9

Micktrik написал(а):

И как п(р)олёт? :question:

Полёт прошёл нормально. :) Немного отойду от поездки, уж больно она была стремительная и насыщенная, за 3 дня наездили 1500 км, побывали в Эрмитаже, погуляли на дне рождения подруги нашей подруги, съездили из Питера в Кронштадт...

Чуть позже напишу подробнее, а пока выложу любимые образы с выставки, благо на ней можно было фотографировать.

http://s8.uploads.ru/CfGE8.jpg

http://s5.uploads.ru/s9cKy.jpg

http://sh.uploads.ru/2TbYc.jpg

0

10

Тем временем в Сиднее представлены 65 картин из Эрмитажа на выставке
Masters of modern art from the Hermitage .
Две трети картин - из собраний Морозова и Щукина.

0

11

Leggy написал(а):

выложу любимые образы с выставки

Ну вот, и ничего не написала, почему они любимые!

0

12

Alina написал(а):

Ну вот, и ничего не написала, почему они любимые!

Теперь напишет ;)

0

13

Micktrik написал(а):

Alina написал(а):

    Ну вот, и ничего не написала, почему они любимые!

Теперь напишет ;)

Пишу-пишу, как напишу, выложу.  :yep:

0

14

Micktrik написал(а):

И как п(р)олёт? :question:

Чтобы закончить историю про ваучер, скажу, что 18 января очередей в Эрмитаж не было. Мы свободно прошли через вход для посетителей с ваучерами. А Алина с дочерью свободно прошли через главный вход. Выходит, что ваучер – абсолютно бесполезная вещь. Потому что в высокий сезон очередь есть и в главные кассы, и на входе с ваучерами. А в низкий сезон нет смысла платить повышенную цену за ваучер, если можно спокойно купить или получить бесплатный льготный билет в главных кассах.
Сей вывод стоил мне 680 руб. Не смертельно, но неприятно. Ну, и хватит о ваучерах.

Alina написал(а):

Ну вот, и ничего не написала, почему они любимые!

Наконец, готова выкладывать написаное и писать дальше.  :yep:

Онтологическая неуничтожимость Пьеро

Фраза в заголовке не моя идея, но меня привлекло словечко «онтологический», с лёгкой руки Миктрика застрявшее в голове. :)  Оно и определит канву моего повествования.

Однажды я уже начинала писать про Пьеро дела Франческу. Это было после поездки по его местам в Ареццо, Сансеполькро, Монтерки и Урбино. Если помните, тогда я соревновалась с Олдосом Хаксли в том, кто из нас мог быть более счастливым от встречи с произведениями Пьеро дела Франчески, многие из которых можно увидеть только в итальянской глубинке.

Олдос Хаксли побывал в Сансеполькро в 1925 году, и в результате поездки появился очерк «В дороге». Он написал, как долго ехал в Сансеполькро из Ареццо, и как в конце пути он был вознаграждён за муки свиданием с «лучшей в мире картиной». Лучшей Хаксли назвал  фреску «Воскресение Христа» Пьеро дела Франчески на стене Ратуши, а ныне музея Сансеполькро.  Это и понятно, что труднее достаётся, то больше ценится. :)
Я-то через 87 лет, в 2012 году, приехала туда на авто.  :hobo:   Хотя мне тоже очень понравилось «Воскресение» и фрески Пьеро в Ареццо, и я считаю, что никто не сказал о нём лучше, чем Олдос Хаксли, но всё же не во всём с Хаксли соглашаюсь.

В общем, Алин, я думала-думала, как бы вам покрасивше про Пьеро рассказать, чтобы стало понятно, почему я так стремилась попасть на его выставку в Эрмитаже. И пришла к выводу, что лучше, чем Хаксли всё равно сказать о Пьеро не сумею. Поэтому пусть говорит он, а я проиллюстрирую его слова, ну и кое-что от себя добавлю, а может и покритикую.  :idea:
Для иллюстрации я использую картины с выставки, но ими не ограничусь. Устроители выставки в Эрмитаже привезли туда 11 работ Пьеро из 20 возможных к перемещению. А мы не столь стеснены в своём выборе картинок из интернета. :)

Олдос Хаксли: Ну а теперь, после этого небольшого отступления, возвратимся в Сан-Сеполькро к величайшей картине на земле. Она величайшая, со всех точек зрения величайшая, потому что создавший ее человек был благороден и честен, равно как и талантлив. Она трогает меня больше всех остальных картин, так как у ее автора было больше, чем у любого другого художника, тех черт характера, которыми я восхищаюсь в первую очередь, а его эстетические устремления – из тех, какие я, по своей природе, лучше всего понимаю. Естественное, спонтанное, непретенциозное величие – это главное качество всех работ Пьеро делла Франческа. Он величествен, не будучи искусственным, театральным и истеричным – как величествен Гендель, но не Вагнер. Пьеро достигает величия естественно, каждым движением, не гонясь за ним специально. Подобно Альберти, с архитектурными работами которого, как я надеюсь показать, у его картин много общего, Пьеро, должно быть, вдохновлялся тем, что я называю религией героев «Жизнеописаний» Плутарха – не христианством, а поклонением прекрасному в человеке. Даже его картины, написанные на христианские сюжеты, на самом деле пеан человеческому достоинству. К тому же Пьеро умен и образован.

Пьеро делла Франческа "Воскресение Христа", 1463 г., фреска, музей Сансеполькро

http://sg.uploads.ru/MFVLa.jpg

Мне очень нравится короткая и ёмкая оценка Хаксли, что Пьеро "умён и образован". Про талант Пьеро - несомненно согласна, и про "непретензионное величие" как главное качество всех работ художника - тоже. А вот, чтобы разобраться с  "честностью" предлагаю обсудить фрагмент "Воскресения", где честность Пьеро как художника не то что подвергается сомнению, но, возможно, дополняется каким-то новым оттенком.

Будучи великим перспективистом, а также вслед за Брунеллески и Альберти автором математических трактатов «О перспективе в живописи» и «О пяти правильных телах», на фреске «Воскресение Христа» Пьеро тем не менее допустил некую перспективную неточность.

Не могу назвать эту неточность ошибкой, потому что не сомневаюсь: Пьеро как профессионал в геометрии и анатомии прекрасно владел ситуацией. Можно даже сказать, что это такая виртуозная неточность, на которую способен только хороший специалист. Так, например, опытный юрист, отлично знающий законы, может соблюдать их, но может и обойти так, что никто не заметит. Если при этом никому не наносится ущерб, почему нет?

Виртуозная неточность, о которой я говорю, находится здесь. На самом деле на этом фрагменте я нашла даже две неточности, но лишь одна из них абсолютная. Ищите. А когда найдёте, скажите, что вы думаете, почему Пьеро поступил именно так? Хотел поразить зрителя своими знаниями и ухищрениями? Или что-то другое?

http://s9.uploads.ru/EZGL4.jpg

0

15

Leggy написал(а):

Будучи великим перспективистом, а также вслед за Брунеллески и Альберти автором математических трактатов «О перспективе в живописи» и «О пяти правильных телах», на фреске «Воскресение Христа» Пьеро тем не менее допустил некую перспективную неточность.

Не могу назвать эту неточность ошибкой, потому что не сомневаюсь: Пьеро как профессионал в геометрии и анатомии прекрасно владел ситуацией. Можно даже сказать, что это такая виртуозная неточность, на которую способен только хороший специалист. Так, например, опытный юрист, отлично знающий законы, может соблюдать их, но может и обойти так, что никто не заметит. Если при этом никому не наносится ущерб, почему нет?

Виртуозная неточность, о которой я говорю, находится здесь. На самом деле на этом фрагменте я нашла даже две неточности, но лишь одна из них абсолютная. Ищите. А когда найдёте, скажите, что вы думаете, почему Пьеро поступил именно так? Хотел поразить зрителя своими знаниями и ухищрениями? Или что-то другое?

Ну, это такой сложный вопрос, который требует хорошего теоретического и практического знания построения перспективы. А у нас даже дошкольных подготовительных курсов в багаже нетути :D Тут без Алины не обойдёси :yep:

Вот у Мантеньи как-то все понятней и динамичней, прицеливаться глазами проще. Длительная пристрелка не требуется.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Resurrezione_di_Cristo_Carrara_Mantegna.jpg

0

16

Micktrik написал(а):

Ну, это такой сложный вопрос, который требует хорошего теоретического и практического знания построения перспективы. А у нас даже дошкольных подготовительных курсов в багаже нетути :D Тут без Алины не обойдёси :yep:

Алине всегда рады, но для отгадывания данной загадки никаких особенных знаний не требуется.  :dontknow:

Micktrik написал(а):

Вот у Мантеньи как-то все понятней и динамичней, прицеливаться глазами проще. Длительная пристрелка не требуется.

У Мантеньи - хаос на футбольном поле.  :yep:   Вратарь в синих трусах и оранжевых гетрах, упав, с ужасом провожает взглядом мяч, влетевший в ворота.:) Кара его настигнет в виде решительно воскресшего Христа, не стерпевшего поражения любимой команды.  :tomato:
В общем, Мантенья, чтобы напугать народ, использует всю динамику, на которую способен. А Пьеро не пугает, он провозглашает.

0

17

Leggy написал(а):

У Мантеньи - хаос на футбольном поле.

У Мантеньи - мини-футбол - все в шаговой доступности, а у Франчески - поле огромное - игроки уморились бегать и прилегли отдохнуть, хотя трудно понять, у чьих ворот они храпят)

0

18

Пока вы ищите перспективно-анатомическую неточность на "Воскресение" (то подсказка :)  ), я продолжу цитировать мысли Хаксли о честности в искусстве.

Олдос Хаксли: Величайшая картина в мире… Улыбаетесь? Да, звучит нелепо. Нет ничего более бессмысленного, чем времяпрепровождение знатоков, составляющих первую, затем вторую десятку лучших художников, списки из восьми и четырех лучших музыкантов, пятнадцати лучших поэтов, выдающихся архитекторов и так далее. Нет ничего более бессмысленного, потому что сколько людей, столько и мнений. Кто лучше – Фра Анджелико или Рубенс? Такие вопросы бессмысленны. Все зависит от вкуса отдельно взятого человека. И с этой точки зрения все правы. Тем не менее, есть некий стандарт художественного мастерства. И он же, в качестве последнего прибежища, включает в себя нравственный стандарт. Хороша картина – или другое произведение искусства – или плоха, зависит исключительно от нравственных достоинств человека, выраженных в картине. Но это не значит, что все добродетельные авторы – гении, а гении исключительно добродетельны. Лонгфелло был плохим поэтом, а Бетховен недостойно вел себя со своими издателями. Однако можно быть недостойным по отношению к издателям и все же сохранять добродетели, необходимые настоящему художнику. Эта добродетель – честность по отношению к самому себе. Плохое искусство делится на два вида: скучное, глупое и некомпетентное, то есть негативно плохое, и позитивно плохое, то есть заключающее в себе ложь и притворство. Очень часто ложь преподносится настолько умело, что почти все в нее охотно верят – какое-то время. В конце концов ее, как правило, разоблачают. Меняется мода, публика учится смотреть на искусство с другой точки зрения и в том, что недавно представилось ей восхитительным волнующим творением, теперь она видит одно притворство. В истории искусств есть бесчисленные примеры подделок такого рода, сначала принятых с восторгом, а потом отвергнутых. Теперь уж забыты имена их авторов. И все же до сих пор иногда слышишь, будто Оссиана по-прежнему читают, будто Булвер – великий романист, а «Фестус» Бэйли – сильная поэма. Их двойники сегодня деловито зарабатывают признание и деньги. Меня часто мучает вопрос: может быть, и я один из них? Как знать? Можно быть жуликом, не желая обманывать, более того, изо всех сил стараясь быть честным.
Иногда шарлатаном оказывается перворазрядный художник, и тогда появляются такие странные фигуры, как Вагнер или Бернини, способные из фальшивого и театрального сотворить нечто почти великое.
Трудно отличить гения от жулика, это доказано тем, что люди постоянно ошибались и продолжают ошибаться. Честность, как я уже сказал, торжествует далеко не сразу. А в каждый данный отрезок истории большинство людей, если даже не предпочитает притворство честности, все же одинаково восхищается ими, поровну одаряя своим вниманием и то, и другое.

В этом отрывке Хаксли определяет, что такое плохое искусство.  По Хаксли плохое искусство бывает двух видов: негативно плохое и позитивно плохое. Негативно плохое - скучное, глупое и некомпетентное, а позитивно плохое - заключающее в себе ложь и притворство. Вроде, с этой точки зрения к позитивно плохому можно отнести все произведения маньеризма и барокко, но для Бернини Хаксли делает исключение.

А вот интересно, что бы сказал  Хаксли о Пьеро делла Франческе, если бы он увидел ту анатомическую неточность, о которой я написала выше и которую вам ещё предстоит увидеть? Или перспективную неточность, которую я сейчас покажу?  :question:  Я убеждена, что в обоих случаях эти неточности Пьеро не являются случайными ошибками. Это не что иное, как художественное жульничество (обманки, тромплей) для создания оптической иллюзии, более присущее барокко, чем ренессансу.  :idea:

На этот  раз обойдёмся без загадки. Картина приехала на выставку в Эрмитаж из Национальной галереи Умбрии, Перуджа.
Пьеро дела Франческа
Благовещение (навершие алтаря святого Антония)
1460-1470-е гг.

http://sh.uploads.ru/mkFOE.jpg

«…наверху же – прекраснейшее Благовещение с ангелом…но более того, тут же изображена прекрасная перспектива с уменьшающимися колоннами…», - написал Джорджо Вазари. Кураторы выставки от себя добавили: «Ангел и Мария – лишь прелюдия к колоннаде, замкнутой стеной из голубого с прожилками мрамора».

Мне очень нравится этот благоговейный и статный Ангел.  :love: Будь я на месте Марии, увидев такого посланника, я бы ни минуты не сомневалась в его божественном происхождении и доверила ему всё, что угодно, включая ключи от квартиры, где деньги лежат. Собственно, Мария у Пьеро так и поступает. Никаких жеманств или сомнений у неё мы не видим, только осознание важности момента и готовность исполнить свою жертвенную миссию ради человечества. На наших глазах совершается чудо!

Теперь предлагаю получше приглядеться к архитектуре. Мы видим три арки. Левая - со стороны Ангела, открытая в сад. Центральная - замкнутая стеной из голубого с прожилками мрамора. Правая – со стороны Марии, абсолютно тёмная. Не знаю, почему со стороны Марии такая чернота, это я пока не разгадала. Но там, на половине Марии ещё есть та самая перспективная обманка, о которой я говорила.

Скажите, Ангел и Мария находятся лицом к лицу в одном пространстве? Если смотреть на их лица, кажется, что так. Их ничто не разделяет, они могут хорошо друг друга видеть и свободно общаться. Взгляд Марии опущен, но Ангел смотрит прямо на неё.

http://s5.uploads.ru/yVqz9.jpg

А теперь посмотрите на их ноги. Ангел стоит на коленях, Мария во весь рост напротив него, но её отделяет от него кусок колоннады, зачем-то продолженный Пьеро с правой, Марииной,  стороны! Выходит, что между Ангелом и Марией преграда из мраморных столбов, а взгляд Ангела, судя по всему, упирается прямо в столб!

http://s7.uploads.ru/AUyi5.jpg

Когда я увидела этот перспективный кунштюк Пьеро, на память пришла обманная перспектива Борромини в палаццо Спада (1632 год)  и геометрический трюк Эшера под названием «Бельведер» (1958 год). Выходит, в 1460-1470 гг. Пьеро дела Франческа предвосхитил и того, и другого!  :idea:  По мастерству перспективиста, но и по художественному трюкачеству тоже! Ой, что бы на это сказал Хаксли?  o.O

The forced perspective gallery at the Palazzo Spada in Rome by Francesco Borromini, 1632

http://sg.uploads.ru/8jaCf.jpg

«Бельведер», литография голландского живописца-графика Маурица Корнелиса Эшера, 1958

http://s5.uploads.ru/IXYBP.jpg

0

19

Leggy написал(а):

Выходит, что между Ангелом и Марией преграда из мраморных столбов, а взгляд Ангела, судя по всему, упирается прямо в столб!

мне представляется по-другому.
Мария стоит перед расположенной в плоскости правой колоннады аркой, опирающейся на первую и вторую пары колонн. под эту арку проникают золотые лучи, направленные к Марии.
на мраморном полу под аркой пролегает белая полоса, напрямую связывающая ангела с Марией. линия взгляда ангела, обращенного на Марию, находится в одной вертикальной плоскости с осью этой белой дорожки.

Leggy написал(а):

На этот  раз обойдёмся без загадки.

Вместо загадки предлагаю задачку. Сколько колонн на картине?

Отредактировано marc (2019-02-01 19:26:32)

0

20

marc написал(а):

мне представляется по-другому.
Мария стоит перед расположенной в плоскости правой колоннады аркой, опирающейся на первую и вторую пары колонн. под эту арку проникают золотые лучи, направленные к Марии.
на мраморном полу под аркой пролегает белая полоса, напрямую связывающая ангела с Марией. линия взгляда ангела, обращенного на Марию, находится в одной вертикальной плоскости с осью этой белой дорожки.

Я думаю, что белая объединяющая дорожка на полу так же, как намеренно утончённые колонны, за которыми стоит Мария - часть оптического обмана.  В любом случае, даже при наличии арки между первой и второй парой колонн со стороны Марии, зритель видит другое - что Ангел и Мария находятся на авансцене перед всеми колоннами, а не среди них.

marc написал(а):

Вместо загадки предлагаю задачку. Сколько колонн на картине?

Сосчитала только в главном коридоре: слева 11 сдвоенных колонн, справа - наверное, 13. Там справа как-то непонятно колонны множатся.

0

21

вот это Благовещенье целиком. здесь архитектурная конструкция более понятна
http://www.travelingintuscany.com/images/art/pierodellafrancesca/polyptychperugiaannunc700.jpg

0

22

Leggy написал(а):

Скажите, Ангел и Мария находятся лицом к лицу в одном пространстве? Если смотреть на их лица, кажется, что так. Их ничто не разделяет, они могут хорошо друг друга видеть и свободно общаться. Взгляд Марии опущен, но Ангел смотрит прямо на неё.

Leggy написал(а):

А теперь посмотрите на их ноги. Ангел стоит на коленях, Мария во весь рост напротив него, но её отделяет от него кусок колоннады, зачем-то продолженный Пьеро с правой, Марииной,  стороны! Выходит, что между Ангелом и Марией преграда из мраморных столбов, а взгляд Ангела, судя по всему, упирается прямо в столб!

Правая колоннада продолжена в сторону зрителя, но передняя часть за собой имеет проем, похожий на вход (примерно такая же ситуация с левой колоннадой, но со сдвигом). Поэтому архангел видит Марию. Да, этот кунштюк нарушает симметрию, что сбивает с толку. Надо также учитывать, где проходит центральная линия перспективы - есть специальный "прицел" (вершина стрельчатой арки внизу картины). Таким образом, мы немного смещены вправо и от оси прохода между правой и левой колоннадами - отсюда небольшое искажение аркады.

Честный-честный, а против симметрии согрешил и мозги (девушкам :tomato: ) задурил! :yep:
Получается обман без обмана, что хуже простого обмана :idea:

0

23

Micktrik написал(а):

Правая колоннада продолжена в сторону зрителя, но передняя часть за собой имеет проем, похожий на вход (примерно такая же ситуация с левой колоннадой, но со сдвигом).

Я думаю, здесь прав Марк, заметив, что «Мария стоит перед расположенной в плоскости правой колоннады аркой, опирающейся на первую и вторую пары колонн». Конструкция (назовём её «домик») примерно похожа на ту, что изобразил Фра Анжелико.
Обратите внимание, что здесь у зрителя не возникает сомнения, что Мария и Ангел находятся в «домике». При том, что Фра Анжелико – не мастер перспективы, его задача была в том, чтобы передать религиозное содержание сюжета.
ANGELICO, Fra
The Annunciation
1442-43
Fresco, 230 x 321 cm
Convento di San Marco, Florence

http://s9.uploads.ru/HWUf1.jpg

Micktrik написал(а):

Надо также учитывать, где проходит центральная линия перспективы - есть специальный "прицел" (вершина стрельчатой арки внизу картины). Таким образом, мы немного смещены вправо и от оси прохода между правой и левой колоннадами - отсюда небольшое искажение аркады.

Да, это правильное замечание.  :yep: Положение глаз зрителя по отношению к этому «прицелу» меняет восприятие. Если я смещаюсь влево и смотрю на Марию со стороны Ангела, она – в домике. Если становлюсь напротив «прицела» - Мария «выходит» на авансцену.
Там ещё, наверное, нужно учитывать, что это навершие алтаря. То есть, предполагается, что зритель должен смотреть на картину снизу.

Micktrik написал(а):

Честный-честный, а против симметрии согрешил и мозги (девушкам :tomato: ) задурил! :yep:

Ты лучше скажи, как продвигаются поиски анатомической неточности в нижней части «Воскресения»? Удалось найти?  :question: Девушки подобную неточность точно увидят.  :playful:

Micktrik написал(а):

Получается обман без обмана, что хуже простого обмана :idea:

Обман есть.  :yep: Просто мы пока не поняли, в чём он заключается.  :dontknow:
Чтобы разобраться, я  подобрала несколько «Благовещений», на которых Ангел и Мария находятся примерно в тех же позициях. Это картины Джентиле Беллини, Сандро Биттичелли, Витторе Карпаччо, Карло Кривелли и «Благовещение» Пьеро дела Франчески из Ареццо. На всех картинах, включая Пьеро, Мария без сомнения находится в «домике», а Ангел  снаружи и слева от неё. Все художники так или иначе обозначили глубину помещения, изобразив его в изометрии. Даже выложенный выше Фра Анжелико. Мария у всех, кроме Пьеро, соразмерна своему «домику».

BELLINI, Gentile
Annunciation
c. 1465
Tempera and oil on panel, 133 x 124 cm
Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid
http://s7.uploads.ru/mD5KW.jpg

BOTTICELLI, Sandro
Annunciation
1481
Fresco, 243 x 550 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
http://s9.uploads.ru/2kB3X.jpg

CARPACCIO, Vittore
The Annunciation
1504
Oil and tempera on canvas, 130 x 140 cm
Galleria Franchetti, Ca' d'Oro, Venice
http://s5.uploads.ru/iV4es.jpg

CRIVELLI, Carlo
Annunciation with St Emidius
1486
Oil on wood transferred to canvas, 207 x 147 cm
National Gallery, London
http://s8.uploads.ru/Q7Bvx.jpg

PIERO DELLA FRANCESCA
Annunciation
1452-66
Fresco, 329 x 193 cm
San Francesco, Arezzo
http://s9.uploads.ru/tbSGi.jpg

А у Пьеро в обсуждаемом «Благовещении» явное несоответствие между  архитектурой и персонажами.  :yep: Мария у него просто гигантская!  :idea:
Она находится перспективно дальше колонн «домика», что расположены на первом плане картины. Поэтому Мария должна перспективно уменьшаться. А Пьеро, напротив, увеличил её, отсюда и возник эффект выхода Марии на авансцену!  Создаётся впечатление, что голова Марии находится выше антаблемента колонн, что было бы возможно, если бы она находилась перспективно ближе, на фоне колонн. Но не в «домике» за ними. 
В том и заключается перспективная неточность, спецэффект, который призван, чтобы повлиять на зрителя, и в какой-то мере одурачить его. :)

http://s8.uploads.ru/aLDYr.jpg

0

24

Leggy написал(а):

А у Пьеро в обсуждаемом «Благовещении» явное несоответствие между  архитектурой и персонажами.

Leggy написал(а):

В том и заключается перспективная неточность, спецэффект, который призван, чтобы повлиять на зрителя, и в какой-то мере одурачить его.

Ага, это мелкий грех :yep:

Leggy написал(а):

Ты лучше скажи, как продвигаются поиски анатомической неточности в нижней части «Воскресения»? Удалось найти?

А чо я-то? :question:
Мы на выставку не ходили :nope:

0

25

Micktrik написал(а):

Ага, это мелкий грех :yep:

По мне так вообще не грех. В то время, когда другие художники ещё только учились писать перспективу, Пьеро уже учился её нарушать.

Micktrik написал(а):

А чо я-то? :question:

А нечего на девушек наезжать. :)

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Новогодний пролёт фанеры над Эрмитажем, или о Пьеро с любовью