"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы Верещагину


Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы Верещагину

Сообщений 1 страница 30 из 39

1

Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы Верещагину

Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд,
Дай хлеба одному — навек запомнит,
Другому жизнь отдашь, а он и не поймёт.

Восток - Самарканд и Бухара, знойные пустыни и зеленые сады, тонкий мир коварства, лести, благородства и отваги. Мир великих мудрецов, ученых, поэтов, мир Омара Хайяма и Низами.
Я пока не дошла до выставки Верещагина и не уверена, что на картинах Верещагина можно увидеть все грани восточного мира, перечисленные выше. Не знаю, можно ли вообще ожидать от военного (хоть и художника) восточной лирики и изящества?

Но этой холодной весной у москвичей, жаждущих «погреться» под ярким восточным солнцем, есть выбор. Ибо в музее Востока открылась замечательная выставка "От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века».
Я там была и немного расскажу вам о своих впечатлениях, находках и обнаруженных интересных связях (с выставкой Верещагина в том числе).

Начну с, на мой взгляд, очень атмосферной картины.
Алексей Исупов
Ночной восточный базар
1920, Фонд Марджани

http://s7.uploads.ru/8dqEw.jpg

Меня эта картина завораживает не хуже "Ночного кафе в Арле", да простит меня Ван Гог. :)

А теперь загадка (которую я сама пока не отгадала).

Рувим Мазель, Восточная сцена с кубком, 1930, ГМВ

http://sg.uploads.ru/bep76.jpg

Под этой картиной было написано, что Рувим Мазель (как вам фамилиё? почти Мазаччо! :)  так вот, этот художник изображал на своих картинах известные библейские сюжеты и зашифровывал их под нейтральными названиями. Видимо, у него были на то причины, но всё равно идея с шифром мне нравится.
Как вы думаете, какой библейский сюжет Мазель зашифровал на картине "Восточная сцена с кубком"?

0

2

Leggy написал(а):

Как вы думаете, какой библейский сюжет Мазель зашифровал на картине "Восточная сцена с кубком"?

Для угадывания не хватает знаний, но гугл помог. Это история из жизни Иосифа, которого братья продали в рабство, но он не сгинул, а сумел проявить свои неординарные способности толкователя снов и стал доверенным лицом фараона. А далее Иосиф решил устроить для своих братьев, которые объявились в Египте, проверку на вшивость, испытание, возможно, задуманное сначала как месть.

Описание взял здесь:

Он советовал назначить способного человека для сбора всего избытка хлеба в годы изобилия для того, чтобы голодные годы не застигли страну врасплох. Фараон был доволен этим объяснением и назначил И. своим помощником по управлению Египтом. И. получил египетское имя «Цафнат-Паанеах». Фараон дал ему в жены Асенат, дочь Потифара, священнослужителя Она, от которой И. имел двух сыновей — Эфраима и Менаше. И. собрал в годы урожая огромное количество хлеба, который он затем и продавал египтянам и чужестранцам (Быт., 61, 48—49, 54—57). — Голод посетил и соседние страны, в том числе Ханаан, где жил Яков с сыновьями. Братья И., за исключением Вениамина, явились в Египет за хлебом. И. тотчас узнал своих братьев, но те его не узнали; он принял их сурово, обвинил в шпионстве, заставил дать сведения о своих семьях. Желая видеть Вениамина, И. потребовал от них, чтобы они послали кого-нибудь из своей среды за младшим братом, остальные же должны были остаться в Египте. Однако он позже меняет свое решение и отпускает их домой, оставив одного только Симеона в качестве заложника (Быт., 42, 1—25). — Голод продолжал свирепствовать в Ханаане, и Яков был вынужден снова послать своих сыновей в Египет за хлебом. Так как И. запретил своим братьям явиться без Вениамина, то Яков и его отпустил с ними. Иосифу он послал подарок, чтобы снискать его благосклонность. На этот раз И. принял братьев приветливо и устроил для них пир, на котором особенное внимание оказал Вениамину (Бытие, 53). Накануне отъезда братьев в Ханаан к Якову он велел наполнить их мешки хлебом, вложить туда же их деньги, а в мешок Вениамина опустить еще его, Иосифа, серебряный бокал. На следующий день братья пустились в обратный путь. Но не успели они отойти от города, как их нагнал вестник. Предъявив обвинение в краже бокала, он перерыл их мешки и нашел его в мешке Вениамина. Братья были смущены и вынуждены вернуться. На упреки И. Иуда выразил готовность сделаться его рабом, лишь бы он отпустил Вениамина, за которого он, Иуда, поручился перед отцом, иначе последний умрет от страданий (Быт., 44, 1—17). Тронутый красноречием Иуды и убедившись в том, что братья раскаялись в своем жестоком поступке, он открылся братьям. После этого И. стал расспрашивать их об отце, но они были слишком подавлены, чтобы быть в состоянии отвечать ему, и И. пришлось успокоить их, указав на то, что их действиями руководила воля Провидения. Он велел им вернуться домой, одарил их и снабдил повозками для всей семьи (Бытие, 45).


Как думаете, какой момент сюжета изобразил художник?
Кстати, Александр Иванов тоже рисовал эту историю.

0

3

Micktrik написал(а):

Как думаете, какой момент сюжета изобразил художник?
Кстати, Александр Иванов тоже рисовал эту историю.


Спасибо за помощь. Я думаю, Мазель изобразил этот момент:

Но не успели они отойти от города, как их нагнал вестник. Предъявив обвинение в краже бокала, он перерыл их мешки и нашел его в мешке Вениамина. Братья были смущены и вынуждены вернуться.


Город невдалеке, вестник предъявляет бокал, братья смущены.
Что касается картины Александра Иванова, я нашла эту Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина
Отличие Иванова от Мазеля в том, что первый написал фантазийную библейскую реальность (пейзаж, одежды) и бурные эмоции (просто "Последний день Помпеи"))). А Мазель поместил библейскую сцену на туркменскую улицу. Мне нравятся эти мохнатые шапки, растерянный Вениамин, ослики и этот разворот на 90 градусов у сидящего на коне джигита. И в эмоциях Мазель скромнее, необходимые в наличии, а избыточных нет.

0

4

Leggy написал(а):

Что касается картины Александра Иванова, я нашла эту Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина

http://www.artlib.ru/objects/gallery_18/artlib_gallery-9409-b.jpg

0

5

https://www.tretyakovgallery.ru/upload/iblock/9ef/9ef8c93f8a3133299e109f86ff994c02.jpg
А есть еще такая с акцентом на Иуду.

Иванов Александр Андреевич
Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. 1831-1833
49.7 х 63.2 холст, масло Главное здание, Зал 10


Кого-то может заинтересовать подробный комментарий к сюжету - прилагаю

0

6

Leggy написал(а):

Алексей Исупов
Ночной восточный базар
1920, Фонд Марджани


Я и не знал, что бывают ночные восточные базары. Художник поместил нас внутрь этой расплавленной и немного сонной среды. У ван Гога зритель находится дальше, изображение не расплывается, резкость наведена, растворения не происходит. У Исупова видно плохо - можно только чувствовать и обонять, у ван Гога вы в первую очередь зрячий наблюдатель, скорее всего сторонний или приезжий.

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/nochnaya-terrasa-kafe-van-gog+.jpg

0

7

Micktrik написал(а):

Я и не знал, что бывают ночные восточные базары. Художник поместил нас внутрь этой расплавленной и немного сонной среды. У ван Гога зритель находится дальше, изображение не расплывается, резкость наведена, растворения не происходит. У Исупова видно плохо - можно только чувствовать и обонять, у ван Гога вы в первую очередь зрячий наблюдатель, скорее всего сторонний или приезжий.


Всё так, но объединяет картины ночная иллюминация, создающая атмосферу места, и как магнит притягивающая зрителя.
А вообще картина Исупова понравилась?

Раз пошла такая пьянка сравнение картин, предлагаю ещё одну картину Рувима Мазеля, на которую я запала на выставке. Как вам кажется, какому художнику эпохи Возрождения (или хотя бы какой его географической ветви)  можно было бы приписать данную картину? :)  Советую особенно присмотреться к сидящей на переднем плане девушке.

Рувим Мазель "В юрте", 1928 г., ГМВ

http://sg.uploads.ru/q4OlI.jpg

http://sg.uploads.ru/Y892W.jpg

0

8

Leggy написал(а):

Начну с, на мой взгляд, очень атмосферной картины.
Алексей Исупов
Ночной восточный базар
1920, Фонд Марджани
Меня эта картина завораживает ...

Чудесная картина, действительно атмосферная - атмосфера пронизана ароматами, которые всплывают в воспоминаниях при взгляде на полотно (и даже на репродукцию).
Фонд Марджани выложил фильм Страсть Игоря Савицкого. Возможно его уже показывали, когда была выставка картин из музея Нукуса.

0

9

Leggy написал(а):

предлагаю ещё одну картину Рувима Мазеля, на которую я запала на выставке. Как вам кажется, какому художнику эпохи Возрождения (или хотя бы какой его географической ветви)  можно было бы приписать данную картину


Затрудняюсь с ответом, но почему-то возникли ассоциации с игрой в карты :) В общем, сравните досуг женщин Востока и Запада :idea:

http://www.storiadimilano.it/Arte/giochiborromeo/tarocchi1_small.jpg

0

10

Micktrik написал(а):

но почему-то возникли ассоциации с игрой в карты :)


Из Милана? Вы, кстати, эту фреску в реальности видели?
Что-то общее есть, цветовая гамма и высокий лоб у дамы.

Но я клоню к другому. Потому и фразу в своём вопросе употребила дословно ту же самую, что совсем недавно была адресована к "Петроградской Мадонне" Петрова-Водкина. Это была типа подсказка. :)
Когда я рассматривала "Девушку в юрте" Рувима Мазеля, мне пришла на ум "Мадонна в церкви" Ван Эйка.  :hobo: И завершение юрты как купол готического храма.

http://s5.uploads.ru/sFUbe.jpg

http://sd.uploads.ru/DOql8.jpg

marc написал(а):

Фонд Марджани выложил фильм Страсть Игоря Савицкого.


Марк, спасибо, посмотрела с удовольствием. На выставке были картины многих художников, которых показали в фильме: Волкова, Карахана, Курзина. И, конечно, Усто Мумина, о котором я ещё расскажу. Там просто Возрождение!

Кстати, музей в Нукусе способен сподвигнуть меня на путешествие в Узбекистан. Там, конечно, и кроме музея есть на что посмотреть. От Ташкента до Нукуса 1088 км На этом отрезке находятся все основные города, которые хотелось бы посетить: Самарканд, Бухара, Хива. Машину можно арендовать в Ташкенте (Алинины дети недавно так делали). Правда, говорят в Узбекистане трудности с бензином, но можно запастись парой дополнительных канистр.
Надо всерьёз заняться этим путешествием, может быть, в следующем году получится осуществить. Хорошая будет альтернатива политически недружественной ныне Европе. )

http://sd.uploads.ru/kxTiR.jpg

0

11

Leggy написал(а):

музей в Нукусе способен сподвигнуть меня на путешествие в Узбекистан. Там, конечно, и кроме музея есть на что посмотреть. От Ташкента до Нукуса 1088 км На этом отрезке находятся все основные города, которые хотелось бы посетить: Самарканд, Бухара, Хива. Машину можно арендовать в Ташкенте

это будет замечательное путешествие

0

12

Leggy написал(а):

Из Милана? Вы, кстати, эту фреску в реальности видели?

Да, нам посчастливилось. Фрески были на реставрации, но добрая тетя нас проводила и показала. Правда, было темновато.

Leggy написал(а):

Но я клоню к другому

Ага, и я клоню к другому :yep:
Меня печально впечатляют контрасты между Востоком и Западом. Духа Возрождения на картине Рувима Мазеля нет совсем. Тоска - вот что я ощущаю в позах и выражениях лиц женщин. В их скукоженных телах нет готической или маньеристской элегантности и достоинства. Перед нами забитые безликие существа, которые и показать себя миру смогут лишь тогда, когда превратятся в сморщенных старух (одна из них как раз и демонстрирует нам свое морщинистое лицо) :offtop:   Сравните с мадонной Ван Эйка! :)

Leggy написал(а):

И завершение юрты как купол готического храма.

Мне юрта показалась пародией на Пантеон :D
Вот еще контрастная ассоциация:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/22/Giovanni_Paolo_Panini_-_Interior_of_the_Pantheon%2C_Rome_-_Google_Art_Project.jpg/800px-Giovanni_Paolo_Panini_-_Interior_of_the_Pantheon%2C_Rome_-_Google_Art_Project.jpg

0

13

Micktrik написал(а):

Меня печально впечатляют контрасты между Востоком и Западом. Духа Возрождения на картине Рувима Мазеля нет совсем. Тоска - вот что я ощущаю в позах и выражениях лиц женщин. В их скукоженных телах нет готической или маньеристской элегантности и достоинства. Перед нами забитые безликие существа, которые и показать себя миру смогут лишь тогда, когда превратятся в сморщенных старух (одна из них как раз и демонстрирует нам свое морщинистое лицо) :offtop:   Сравните с мадонной Ван Эйка! :)


Это, смотря с какой стороны смотреть. С Запада – видно одно, с Востока – другое.
Конечно, Рувим Мазель представляет русский авангард, а не итальянский или голландский ренессанс. Но что было на Востоке до того, как туда приехали русские авангардисты? Ислам порицал изображение людей, поэтому в основном восточное искусство выражалось языком орнамента.
А у Мазеля на картине женщины, занятые простыми домашними делами, сидящие на полу, но как красиво сидящие. В короне и на троне любая может выглядеть королевой. А вы попробуйте на полу, в юрте, свернув ноги калачиком. :)
Никак не могу назвать позу девушки с картины Мазеля «скукоженной». Мне видится сдержанная грация, мягкая восточная женственность. Посмотрите на её открытые части тела, нежные руки и высокий, не побоюсь этого слова, ренессансный лоб!  :hobo:     
Что касается потупленных ниц глаз и неопределённого взгляда – ИМХО, это не свидетельство  тоски и безысходности от невозможности «показать себя миру». Мир в дверном проёме за спиной у девушки Мазеля солнечный и радостный. А задумчивость девушки - воплощение гармонии и созерцательности, свойственной восточным религиям, но и не только. Образ Мадонны тоже создавался для религиозного созерцания, а её взгляд зачастую был обращён в себя (или через себя к богу).
Рильке об этом явлении в стихотворении «Созерцание».
Кого тот Ангел победил,
Тот правым, не гордясь собою,
Выходит из такого боя
В сознаньи и расцвете сил.
Не станет он искать побед.
Он ждет, чтоб высшее начало
Его все чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ.
https://creozavr.me/note/rayner-mariya-rilke-sozercanie

Если вы думаете, что Мазель был типичен для своего времени, это не так.
Вот как изобразил восточных женщин Николай Карахан соратник Рувима Мазеля по восточному цеху.
Кстати, а что такое "Дух Возрождения"? Правильно ли я догадалась, что это воспевание человека как творца?  :question:

Николай Карахан, Женская ударная бригада, 1930 г., ГМВ

http://sg.uploads.ru/BRa2W.jpg

0

14

Micktrik написал(а):

Мне юрта показалась пародией на Пантеон

А мне вовсе не показалась. Юрта - древнейшее жилище кочевников, замечательное достижение материальной культуры. А Пантеон - величественное помпезное декоративное сооружение, форма которого представляет отражение той самой древней юрты, никак не пародируя ее, а творчески развивая, чтобы выразить величие Римской империи. (хочется написать - с использованием афинного преобразования, но, как говорил конферансье в Обыкновенном концерте голосом Гердта: - не слишком ли я культурен для вас?... и после паузы: - не слишком!)

0

15

Leggy написал(а):

Это, смотря с какой стороны смотреть. С Запада – видно одно, с Востока – другое.
Конечно, Рувим Мазель представляет русский авангард, а не итальянский или голландский ренессанс. Но что было на Востоке до того, как туда приехали русские авангардисты? Ислам порицал изображение людей, поэтому в основном восточное искусство выражалось языком орнамента.

Ну, тогда у Мазеля типа авангардный восточный проторенессанс получается - а был ли потом авангардный восточный ренессанс? :)

Leggy написал(а):

Вот как изобразил восточных женщин Николай Карахан соратник Рувима Мазеля по восточному цеху.

А зачем женщины землю таскают: деревья сажают или яму засыпают? Опять контраст: преобладают пастельные тона, а работа мужская. Все лица спрятаны - кроме одного, немного напоминающего Ахматову. В общем, опять ГУЛАГ, а погода и природа хорошие - ГУЛАГ в раю! :yep:

Leggy написал(а):

Кстати, а что такое "Дух Возрождения"? Правильно ли я догадалась, что это воспевание человека как творца?

Не, я имел в виду просто человеческое достоинство.

0

16

Вот еще пришло в голову: "Ахматова" - лицо ударной бригады, остальные - не нужны. Как там у Маяковского?
"Единица - вздор, единица - ноль, один - даже если очень важный - не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный".
Правда, лицо без эмоций, без радости, поэтому его можно не показывать: справа налево оно постепенно исчезает :)

0

17

Micktrik написал(а):

А зачем женщины землю таскают: деревья сажают или яму засыпают? Опять контраст: преобладают пастельные тона, а работа мужская. Все лица спрятаны - кроме одного, немного напоминающего Ахматову. В общем, опять ГУЛАГ, а погода и природа хорошие - ГУЛАГ в раю! :yep:


А почему «опять»? Вообще-то я привела «Ударную бригаду» Карахана в противовес «Девушке в юрте» Мазеля.  :hobo:

Вернее, наоборот. Искусство Карахана было ближе к идеям времени (социализма), чем искусство Рувима Мазеля, и поэтому, более типичным. А  Рувим Мазель или, например, Усто Мумин (о котором ниже) - вроде исключения из правил и примеров игнорирования заветов партии.

Во время службы в Советской Армии (1921 г.) Николай Карахан почти все время занимался агитационно-оформительскими работами: рисовал панно, агитационные плакаты для украшения клубов, писал декорации для театра.  В 30-ые годы Карахан входил в «Бригаду Волкова» http://www.pv-gallery.ru/author/1504/Volkov-A-N/ и, так же как и Волков, был АХРР-овцем (Ассоциация художников революционной России).

Александр Волков, Сбор хлопка,
1931. Холст, масл, ГТГ

http://sd.uploads.ru/lBIfu.jpg

Вообще, среднеазиатский авангард интересен тем, что его представители создавали/развивали искусство советского Востока, используя художественные принципы Запада (кубизм, фовизм, примитивизм и т.д.). 
30-е годы – время, когда советским художникам и писателям вменялось изображать строительство новой социалистической жизни. В 1930 году Чуковский (вынужденно) отрёкся от «Мойдодыра» и «Крокодила» и объявил о своём намерении в ближайшую пятилетку написать «Весёлую колхозию» (которую, кстати, так и не написал).  Отрекся, потому что его обвинили, что он изобразил в «Крокодиле» мятеж генерала Корнилова, а «Ленинград (в котором происходит действие "Крокодила") – исторический город и всякая фантастика о нём воспринимается как политический намёк» (из дневника К.И.Чуковского «Дни моей жизни» https://profilib.net/chtenie/77512/korn … zni-83.php 

Поэтому Рувим Мазель, изображая библейскую сцену из жизни Иосифа, маскирует её под названием «Восточная сцена с кубком». А Николай Карахан, хотя и пишет почти супрематилическим языком, воспевает трудовые будни новых женщин Востока, которых советская власть освободила от паранджи и дала право на труд, равное с мужчинами.

Николай Карахан, Первая окучка,
1934. Холст, масло, ГМВ

http://s8.uploads.ru/IE36w.jpg

А это ещё Рувим Мазель для сравнения. Восточные традиции, очевидно, больше вдохновляли художника, чем осуществление революционного лозунга «Долой паранджу».

Рувим Мазель, Невеста, 1928 г., картон, темпера, ГМВ

http://s3.uploads.ru/K3HGM.jpg

Micktrik написал(а):

Вот еще пришло в голову: "Ахматова" - лицо ударной бригады, остальные - не нужны. Как там у Маяковского?
"Единица - вздор, единица - ноль, один - даже если очень важный - не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный".
Правда, лицо без эмоций, без радости, поэтому его можно не показывать: справа налево оно постепенно исчезает :)


Лица на картинах без радости от трудовых успехов в тот период тоже можно было воспринимать как некий протест против линии партии и проявление творческой свободы художника.  :idea:  На фоне-то жизнерадостных образов победившего соцреализма.

Micktrik написал(а):

Ну, тогда у Мазеля типа авангардный восточный проторенессанс получается - а был ли потом авангардный восточный ренессанс? :)


Поживём - увидим, рассказ ещё не окончен. :)

Здесь самое время перейти к Усто Мумину.

Александр Николаев (Усто Мумин)
Дружба, любовь, вечность.(Старая Бухара)
1928. Дерево, темпера. 67х61.Фонд Марджани

http://sg.uploads.ru/oZqLE.jpg

Продолжение следует.

0

18

Leggy написал(а):

Александр Волков, Сбор хлопка,
1931. Холст, масл, ГТГ


http://sd.uploads.ru/lBIfu.jpg

Немного мне напомнило Чимабуэ - одинаковостью и типом лиц, хотя и Филиппино Липпи тоже проглядывает, но вместо поклонения ребенку мы наблюдаем поклонение хлопку :D
А седая борода? Чем не хлопок? :yep:

https://www.wga.hu/art/c/cimabue/madonna/madonna.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/Filippino_Lippi_-_Adorazione_dei_Magi_-_Google_Art_Project.jpg/800px-Filippino_Lippi_-_Adorazione_dei_Magi_-_Google_Art_Project.jpg

Ох, все вышло из Флоренции! o.O

0

19

Leggy написал(а):

Сбор хлопка

Если пытаться найти для этой картины среднеазиатского авангарда библейский аналог, то подойдет и сбор манны небесной.
Лица не очень довольные - надоела уже ваша манная каша!

Leggy написал(а):

Николай Карахан, Первая окучка,
1934. Холст, масло, ГМВ

Пожалуй, это одна из самых безрадостных окучек (ну, полевых работ) в истории искусства, хотя цвета и очень яркие, и жизнеутверждающие. Как же так? Скрытая антисоветчина? o.O

Leggy написал(а):

А это ещё Рувим Мазель для сравнения. Восточные традиции, очевидно, больше вдохновляли художника, чем осуществление революционного лозунга «Долой паранджу».

Рувим Мазель, Невеста, 1928 г., картон, темпера, ГМВ

Узнаю мамзель Мазеля - это девушка из юрты! :)

Leggy написал(а):

Александр Николаев (Усто Мумин)
Дружба, любовь, вечность.(Старая Бухара)

Кажется, юноши нарисованы не без влияния Модильяни. Какой-то философский восточный пастиш-пастила получился! :)

Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы

Кстати, можно и так выразиться o.O

0

20

Micktrik написал(а):

хотя и Филиппино Липпи тоже проглядывает, но вместо поклонения ребенку мы наблюдаем поклонение хлопку :D


Или приношение даров.  :yep:   Хлопок - дар, а кому его приносят, можно варьировать (народу, зрителю...)
Вот тоже типа дароприношение.

Александр Волков, Продавцы фруктов
1928, ГМВ

http://sh.uploads.ru/lHNXT.jpg

Micktrik написал(а):

Пожалуй, это одна из самых безрадостных окучек (ну, полевых работ) в истории искусства, хотя цвета и очень яркие, и жизнеутверждающие. Как же так? Скрытая антисоветчина? o.O


Ха! В окучке и в самом деле радости не много. :)  А вот посмотрите на безрадостную свадьбу!  o.O

Александр Волков, Свадьба
1927, ГТГ

http://s4.uploads.ru/ShrJP.jpg

Не знаю, почему Карахан и Волков писали такие не эмоциональные лица. Может, все эмоции у художников в цвет ушли, а может, и в самом деле у восточных людей лица не эмоциональные. Надо будет присмотреться, если я таки доеду до Узбекистана. :)

Но Волков поплатился за своих не радостных узбеков.
Его картины 30-х годов были названы искажением жизни. Они остались дома у художника, их не купил ни один музей. Волкова упрекали в том, что он отклоняется от партийной линии, не видит ничего, кроме цвета. На зрителя со стен смотрят грубо намалёванные чудовища. Ему говорили, что он специально искажает действительность и уродует узбеков. У них большие головы, большие руки, у них неприятные выражения лиц…

Интересно, что сам Волков называл этот период своего творчества "возвращением к человеку". Почему, становится понятно, если сравнить приведённые выше картины 30-х годов с его более ранними работами. 
Мне ранний Волков нравится больше "вернувшегося". В "уродливых узбеках" мне видится стремление художника следовать линии партии - воспевать социалистическое бытие - хотя бы с точки зрения выбора сюжета.
Но власть этого стремления не поняла и не оценила. Потому что искусство должно объяснять народу, что такое революция, что такое новая власть, а  "всякая фантастика воспринимается как политический намёк". То есть, художники, оставаясь на позициях авангарда, независимо от социалистической сюжетики, рисковали своим творчеством, а чуть позднее в конце 30-х своей свободой и жизнью.
Авангардное искусство было не нужно, а требовалось искусство "реалистическое". В кавычках потому что, художник должен был рассказывает о советской жизни, но не такой, какая она есть, а в её романтическом, приподнятом освещении. Чтобы, глядя на картину,  ни у кого не осталось сомнения в том, как "хорошо в стране советской жить".  :whistle:

Александр Волков, Люди у мечети
1918, Фонд Марджани

http://sd.uploads.ru/0MD5d.jpg

Александр Волков, Узбекские мужчины
1917, Фонд Марджани

http://s8.uploads.ru/9Bd65.jpg

Александр Волков, Два цветка на фоне гор
1914, Фонд Марджани

http://s4.uploads.ru/iw3JL.jpg

Александр Волков, Беседа под веткой
граната.
1918–1919, ГМВ

http://s4.uploads.ru/VDZ2B.jpg

0

21

Micktrik написал(а):

Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы

Кстати, можно и так выразиться o.O


Согласна, в творчестве Усто Мумина "голубые линии" явно бросаются в глаза. Но подождём результатов моего расследования. )
А что, в искусстве итальянского Возрождения "голубой цвет" отсутствовал? )

Micktrik написал(а):

Ох, все вышло из Флоренции! o.O


Скажем так: и в искусстве советского Востока не обошлось без Италии. :)
Сейчас раскручиваю одну очень занятную историю, связанную с некоей итальянской группировкой художников, действовавшей на территории Узбекистана в 20-е годы 20-ого века. Как закончу следствие, изложу здесь. Не ранее следующей недели, так как на ближайшие выходные, скорее всего, уедем в Финляндию.
Поэтому рассказ об Усто Мумине немного откладывается, так как его имя непосредственно связано с расследуемым мною итальянским формированием. :)

А пока посмотрите ещё немного картин с выставки. Кстати, все картины, выкладываемые в этой теме, - с выставки. Не выставочные я не привожу.

Николай Карахан, Таджик в чалме
1930-е, Фонд Марджани

http://sh.uploads.ru/6TK51.jpg

Александр Николаев (Усто Мумин), С гранатом
1929, Фонд Марджани

http://sa.uploads.ru/4j6Fn.jpg

Урал Тансыкбаев, Кочевье
1931, ГМВ

http://sd.uploads.ru/6ER8w.jpg

0

22

Напомню, на чём мы остановились.

Leggy написал(а):

Micktrik написал(а):

    Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы

    Кстати, можно и так выразиться o.O
Согласна, в творчестве Усто Мумина "голубые линии" явно бросаются в глаза. Но подождём результатов моего расследования. )
А что, в искусстве итальянского Возрождения "голубой цвет" отсутствовал? )


3 ноября 2016 г. мы с Алиной побывали Галерее искусств Зураба Церетели, что на Пречистенке, на предпоказе  Sotheby’s.
Среди прочих были показаны картины:
Василий Верещагин "Вход в Царскую гробницу" (продана за 112,5 тыс. фунтов)

http://sd.uploads.ru/of2ct.jpg

Александр Волков «Обнаженная (Золотая)» 1915-1916 годы (не продана)

http://s4.uploads.ru/gawA7.jpg


Даниил Степанов «Молитва. Самарканд» 1925 г. (продана за 284,8 тыс. фунтов)

http://sa.uploads.ru/S97FE.jpg

Верещагина и Волкова привела здесь лишь потому, что художники упоминались в теме. Хотя интересно сравнить дореволюционную несколько врубелевскую обнажёнку Волкова с его картинами советского периода.

А вот на картине Даниила Степанова хочу остановиться подробнее.
В описании картины указано:
«Подпись латиницей, надпись "Samarkand" и дата 1925 вверху справа; номер 253 на выставочном ярлыке Venice Biennale exhibition на обороте.
Выставки: Венеция, XV Esposizione Internazionale d`Arte della Città di Venezia, 1926 (не упомянута в каталоге);  Рим, Palazzo dell`Augusteo, июнь 1927».

Степанов Даниил Клавдиевич (Stepanoff D) 18 августа 1881 (Москва) – 9 апреля 1937 (Венеция). Живописец, реставратор, сценограф и медальер.
Сын академика исторической живописи Клавдия Петровича Степанова.
В 1894–1895 с семьей посетил Францию и Италию, некоторое время провел в Венеции. Позже жил в Париже, учился в Сорбонне, брал уроки у французских медальеров. В 1902 приехал в Рим, где женился на Роме Травальино, из семьи Армони Рафаэлли, державшей известное фотоателье в Орвието.
В 1902 вернулся с семьей в Россию. Сначала жил в Москве, где помогал отцу в работах по реставрации Кремля, а затем в С.-Петербурге, где в 1913 стал главным медальером Императорского Монетного двора (работы метил: Д. С.).
В 1919–1924 занимал пост заместителя председателя Отдела по делам музеев в Петрограде. Был арестован ЧК по обвинению в антисоветской деятельности и освободился только благодаря ходатайству А. В. Луначарского. Опасаясь дальнейших арестов, некоторое время жил в Пензе, где преподавал в Художественном училище. В
1920 вошел в Комиссию по сохранению памятников Самарканда, несколько раз побывал в Туркестане, исполнив множество зарисовок и фотографий этнографического характера. Вместе с Алексеем Исуповым, Александром Волковым и Александром Николаевым (Усто Мумин) повлиял на становление самобытной местной художественной школы.
В 1925 выехал в командировку в Париж и Рим на монетные дворы для ознакомления с новым копировально-гравировальным оборудованием. В Россию не вернулся. Некоторое время работал в Париже, в конце 1925 переехал в Рим и поселился на via Lazzaro Spallanzani, 4.
В 1926 участвовал в ХV Международной бьеннале в Венеции показав картины, написанные во время пребывания в Туркестане («Продавец сюзане», «Продавец фруктов», «Голова»), которые получили одобрение критики и публики за экзотический характер.
В июне 1927 провел персональная выставку в одном из залов Палаццо дель Аугустео в Риме (среди представленных полотен – «Молитва» и «Голова юноши», вдохновленные итальянским Возрождением; одновременно в соседнем зале состоялась персональная выставка А. В. Исупова).

http://www.artrz.ru/1804786722.html
Скончался в Венеции в 1937 г., похоронен на Сан-Микеле, могила неизвестна (из книги Талалай М. Г. «Вдохновительница наших успокоений. Российский некрополь в Венеции»).

В Интернете нашлось всего две картины Даниила Степанова, написанные в самаркандский период. Одна из них упомянутая выше «Молитва», другая – «Чайхана», 1923 г.
Даниил Степанов, «Чайхана», 1923 г.

http://sg.uploads.ru/ltv7C.jpg

Вполне возможно, что в Самарканд  Степанов подался, чтобы быть подальше от власти и грозившей ему опасности.
На картине «Молитва» действие (если можно назвать действующими три фигуры, замершие в молитвенной неподвижности) происходит на фоне ворот дома, в котором жил Даниил Степанов с семьёй. В этом же доме часто собиралась самаркандская художественная тусовка, позднее названная «прерафаэлитами Самарканда».

Там же, в доме Даниила Степанова (насколько я поняла), летом-осенью 1921 года жил Кузьма Петров-Водкин, приехавший в Самарканд в составе экспедиции, организованной главным комитетом по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы совместно с Российской Академией материальной культуры.

Цитата из эссе Кузьмы Петрова-Водкина "Самаркандия":

Туземный город с копошащимся базаром и лавочками, несвязность памятников с этой жизнью - все это до тех пор не укладывалось в одно стройное целое, пока моя белая комната, зияющая дырами в потолок и на улицу, не начала заполняться этюдами и мои ручные мышата, разгуливая между ног моих и мольберта, почувствовали себя хозяевами винограда и орехов, которыми мы лакомились вместе. Комната была над каузом мечети.
Утро начиналось купаньем из кауза* или, пересекая узенькие проулочки, спускался я к Серебряному роднику - лечебному роднику сартов, свежесть которого на добрую половину дня делала меня бодрым.


* Под "каузом" имеется в виду тот самый хауз, что на картине Степанова. Кстати, как я понимаю эти утренние купания Петрова-Водкина. Поплавав ранним утром в озере Комо, я весь день ощущала прохладу тела, особенно приятную во время прогулок по жаркому и душному Милану.

На прошедшей в музее Востока выставке была представлена картина Петрова-Водкина, написанная в Самарканде.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – Шах-и-Зинда. Самарканд. 1921

http://s9.uploads.ru/6l3pn.jpg

В Интернете нашлись и другие картины самаркандского периода Петрова-Водкина.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – Голова мальчика-узбека. 1921

http://sd.uploads.ru/bmDqf.jpg

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич "Голова мальчика-узбека." 1921

http://s5.uploads.ru/BgSZt.jpg

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич "Самарканд" 1921

http://s7.uploads.ru/Bb8RH.jpg

Пока даю картины без комментариев. Комментировать и обобщать будем потом.

0

23

Leggy написал(а):

Надо будет присмотреться, если я таки доеду до Узбекистана.

Зачем так далеко - можно на московских посмотреть :) У нас веселые редко попадаются.

Leggy написал(а):

Сейчас раскручиваю одну очень занятную историю, связанную с некоей итальянской группировкой художников, действовавшей на территории Узбекистана в 20-е годы 20-ого века

Детективная история с мафией? :idea:

Leggy написал(а):

Даниил Степанов «Молитва. Самарканд» 1925 г. (продана за 284,8 тыс. фунтов)

Не, меня молитва не трогает - очень скучная работа. Троица совсем неживая. Таких "иллюстраций" в книжках полно можно найти. И зачем фунты платить?

Leggy написал(а):

Даниил Степанов, «Чайхана», 1923 г.

Чайхана веселее будет, колоритнее. Немного Гогена напоминает.

Leggy написал(а):

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – Шах-и-Зинда. Самарканд. 1921

Самарканд неплохой - переход от головы к главам, от юношеской округлости через изломанные линии опять к яйцеобразности "седых пирамид" мне понравился. Такая связь времен получилась :)

Далее мы видим, что с головами художник определился: формы, ракурсы и ухи очень похожи :)

Общее впечатление: авангард разнообразен, интересен и доставляет удовольствие.

0

24

И очень в тему сегодня в передаче "Искусственный отбор" Анна Чудецкая (куратор прошлогодней выставки “Сокровища Нукуса” в ГМИИ) рассказала про туркестанский-восточный-русский авангард и Игоря Савицкого. Передача появится в записи от 24.04.18 на сайте Культуры. И "Страсть Игоря Савицкого" надо посмотреть.

0

25

Micktrik написал(а):

Зачем так далеко - можно на московских посмотреть :) У нас веселые редко попадаются.


У нас климат холодный, не радостный. )

Micktrik написал(а):

Таких "иллюстраций" в книжках полно можно найти. И зачем фунты платить?


У картины очень хороший провенанс, к тому же русский авангард сейчас очень ценится. Кстати, на том же предпоказе выставлялась картина (будто бы) Боттичелли с эстимейтом всего лишь в раза выше продажной стоимости "Молитвы" Степанова.

Micktrik написал(а):

Чайхана веселее будет, колоритнее. Немного Гогена напоминает.


Это верно. Они все в какой-то степени играли в Гогена. И Степанов, и Усто Мумин, и другие художники, уехавшие в Узбекистан. Больше всех преуспел Усто, который и имя поменял (настоящее Александр Николаев), и мусульманство принял, исполнял ритуалы, соблюдал обычаи...

Поль Гоген, И золото их тел, 1901

http://s5.uploads.ru/sVTN7.jpg

Александр Николаев (Усто Мумин), Весна, 1923

http://s8.uploads.ru/I0cbJ.jpg

0

26

Micktrik написал(а):

И очень в тему сегодня в передаче "Искусственный отбор" Анна Чудецкая (куратор прошлогодней выставки “Сокровища Нукуса” в ГМИИ) рассказала про туркестанский-восточный-русский авангард и Игоря Савицкого. Передача появится в записи от 24.04.18 на сайте Культуры. И "Страсть Игоря Савицкого" надо посмотреть.


Да, нужно будет посмотреть позже в записи, спасибо. И ещё очень интересный фильм «Пустыня запрещенного искусства» (The Desert of Forbidden Art) на ту же тему. Есть на торренте.
И кстати, вышел новый фильм Гоген, 2017 г. Тоже можно скачать на торренте. Я скачала, возьму с собой в дорогу, будет время посмотреть.

0

27

Micktrik написал(а):

Далее мы видим, что с головами художник определился: формы, ракурсы и ухи очень похожи :)

Общее впечатление: авангард разнообразен, интересен и доставляет удовольствие.


А бесконечные мальчики, порой в неоднозначных позах, не смущают? Художники разные, но все рисуют мальчиков? )

Вот подкину ещё несколько членов в узбекский "пионерский отряд". )

Алексей Исупов Старший брат (Три лица. Узбеки), 1921 г.

http://sh.uploads.ru/DNe8M.jpg

Алексей Исупов Продавец арбузов 1911 г.

http://s3.uploads.ru/34EKQ.png

Александр Николаев (Усто Мумин), Когда я увидел Самарканд, 1923 г.
Александр Николаев (Усто Мумин), Портрет молодого узбека, первая половина 1920-х гг.

http://sh.uploads.ru/q5KnB.jpg

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Играющие мальчики. 1911 г.

http://s8.uploads.ru/0wSRB.jpg

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – Купание красного коня 1912 г.

http://s7.uploads.ru/LrNJU.jpg

Какие-то мысли вызывает этот видеоряд? )

0

28

Leggy написал(а):

И кстати, вышел новый фильм Гоген, 2017 г. Тоже можно скачать на торренте.

Да, но называется он по-русски почему-то "Дикарь" :yep:
А по-французски:
Gauguin - Voyage de Tahiti (Гоген - путешествие на Таити)

0

29

Micktrik написал(а):

в передаче "Искусственный отбор" Анна Чудецкая (куратор прошлогодней выставки “Сокровища Нукуса” в ГМИИ) рассказала про туркестанский-восточный-русский авангард и Игоря Савицкого. Передача появится в записи от 24.04.18 на сайте Культуры.

Leggy написал(а):

И ещё очень интересный фильм «Пустыня запрещенного искусства» (The Desert of Forbidden Art) на ту же тему. Есть на торренте.
И кстати, вышел новый фильм Гоген, 2017 г.

спасибо за наводку. фильмы нашел, передачу пока не выложили.
Leggy, спасибо за картинки.

Leggy написал(а):

А бесконечные мальчики, порой в неоднозначных позах, не смущают? Художники разные, но все рисуют мальчиков?

Подумайте, могли ли художники заполучить женские модели для работы в мусульманской стране.

0

30

marc написал(а):

передачу пока не выложили.

Сегодня выложили:
https://tvkultura.ru/video/show/brand_i … e/picture/

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Голубые розы в музее Востока в качестве альтернативы Верещагину