"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » «Гнев Феофанова Христа»


«Гнев Феофанова Христа»

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

«Гнев Феофанова Христа»

Великий Новгород лежит ровно на полпути между местом нашего новогоднего отдыха у друзей в Финляндии и домом в Москве. К тому же я давно мечтала посмотреть фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Поэтому 5 января после завтрака стартовав из Савонлинны, к вечеру мы подрулили к новгородской гостинице «Волхов», где на 2 дня у нас был забронирован номер полулюкс.  Полулюкс – по причине того, что, как оказалось, Новгород чрезвычайно популярен в новогодние каникулы. Я бронировала гостиницу в конце октября, и к этому времени уже почти не было свободных номеров. Я схватила последний в «Волхове».
По пути скажу пару слов об отеле. «Волхов» - гостиница старая, но в последние годы интенсивно реставрируется. Говорят, что пятый этаж – очень комфортный, тянет на 4+. Нам не повезло, мы жили на третьем. :)
Но вы же понимаете, что я в Новгород не за гостиницей ездила. :) А в будущем буду умнее, зная, что в Новгороде нужно бронировать отель сильно загодя. Например, отель София https://www.booking.com/hotel/ru/sofia- … no.ru.html идеальный по сочетанию цена-качество, и с высоким рейтингом. Без завтрака, правда, но со своей кухонькой, где можно завтракать с видом на Кремль.

С бытовыми вопросами покончила, пора о духовном.
Честно говоря, я очень удивилась, когда узнала, что церкви Великого Новгорода зимой доступны для посещения. Правда, в расписании есть оговорка, что, в случае влажной погоды (дождя или снега) доступ в церкви может быть ограничен. Дело в том, что влага очень опасна для древних фресок.
По этой причине церкви Ярославля, Ростова и Тутаева зимой вообще не работают. И это понятно. Гид в Ферапонтовом монастыре, куда мы ездили смотреть фрески Дионисия, объяснил, что зимой влага в церковь попадает не столько с обуви-одежды туристов, сколько от тепла их дыхания. В Ферапонтовом на грант Путина установили дорогую систему климат контроля, а фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса Преображения оберегают от непогоды тётеньки смотрительницы.

Нам повезло! 6 января 2018 г. в Великом Новгороде стояла погода, больше похожая на весеннюю: +5 и грозовые тучки. Тучки и наша машина добрались до церкви одновременно. Дождя только что не было, и вдруг, когда мы подъехали, закапали редкие, но крупные капли. Я даже раскрыла зонтик, который, впрочем, не успел намокнуть, пока мы шли к церковному крыльцу. Муж шёл первым, он открыл дверь, а оттуда высунулся нос-барометр тётеньки смотрительницы.
Тётенька заметила дождь и стала теснить мужа к выходу. Но я стояла сзади и препятствовала его отступлению. «Мы совсем сухие, мы только что из машины, мы так долго к вам ехали, неужели вы не впустите нас, когда мы уже почти вошли»?! Тётеньки сжалились, впустили нас и ещё одну пару визитёров.
За что большое им спасибо! Потому что, таких интересных фресок, как фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, я не видела больше нигде!

http://s7.uploads.ru/kD3FZ.jpg

http://s9.uploads.ru/PNv9b.jpg

http://sd.uploads.ru/GNfol.jpg

Первые 2 фотки мои, последняя отсюда http://www.ruicon.ru

0

2

ФЕОФАН ГРЕК

…И вот едва минуя двери,
Ты различаешь сквозь туман
Христа, которого на сфере
Писал искусный Феофан,
И видишь — с высоты небесной
Благословляющая длань
Прощает милостивым жестом
Внизу собравшуюся рвань.
Но отойди назад подальше
И, пятясь, ты увидишь как
Становятся короче пальцы,
Сжимаясь в жилистый кулак,
И взгляд меняет выраженье:
В его сжигающей вражде,
В преображенье — отверженье
Царей, пророков и вождей!
И обратясь лицом ко входу,
Рассержен и длинноволос,
Он кулаком грозит народу,
Преобразившийся Христос:
«Да, всяк вошедший есть Иаков!
Отмщенье — Мне, и Аз воздам!
А не узревший тайных знаков
Пройти не сможет по водам.
Вы, торгаши, бича достойны.
Не мир, но меч я вам принёс,
Не благоденствие, но войны,
Не тишину, но грохот гроз!
Не Параклет, но Пантократор
Отмщенье — Мне, и Аз воздам:
Четыре всадника крылато
Пройдут по вашим городам!…»
И страшно под грозящим ликом,
И церковь гулкая пуста.
На тёмном взоре белым бликом
Гнев феофанова Христа.

Бетаки Василий Павлович

Продолжение следует.

0

3

Leggy написал(а):

Тётенька заметила дождь и стала теснить мужа к выходу

К сожалению, это очень характерно для нашей страны. У нас похожее было в Александрове и совсем недавно на частной экскурсии в Меньшиковой башне.

Leggy написал(а):

фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса Преображения

То ли рекламных постеров в поездах насмотрелся, то ли что то есть. Глаза Спасителя имеют общее с глазами Рембрандта с его автопортрета.

https://d.radikal.ru/d31/1801/a9/999e300868ca.jpg  https://b.radikal.ru/b38/1801/7e/0cffd45693da.jpg

0

4

Майк написал(а):

Глаза Спасителя имеют общее с глазами Рембрандта с его автопортрета.


Соглашусь лишь с тем, что у обоих в глазах явно читаются эмоции. Но эмоции всё же разные, у Рембрандта - удивление, у Христа - гнев.
А сравнить, да, хочется. Я как раз в этом направлении сейчас стараюсь, ищу связи Феофана Грека с русскими иконописцами и художниками, также с европейскими. Как найду, продолжу.

0

5

Читая литературу, посвящённую древнерусскому искусству 14 века, много раз я натыкалась на фразу, что творчество Феофана Грека на Руси – это некий русский Ренессанс.  Наиболее смелые авторы даже пытаются провести параллели между Джотто и Феофаном. Правда, эти попытки, на мой взгляд,  обречены на провал.  :glasses:
Если Джотто (по словам Вайля) стал «печкой», от которой плясало всё итальянское Возрождение вплоть до конца 16 века. То творчество Феофана Грека на Руси представляется мне византийским столпом, который заметен с любого берега русской живописной «реки», но никакого отношения к ней не имеет.  :dontknow:
Во всяком случае, к такому выводу я пришла, рассматривая фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, а затем тщетно пытаясь обнаружить сходные черты у современников, последователей и учеников Грека на Руси.

Для начала выложу основные фрески, увиденные мною в Новгороде. Позже в рассказе уделю внимание отдельным образам, поясняя выше заявленный вывод.
Столпники

http://s7.uploads.ru/xyWwH.jpg

http://s7.uploads.ru/Ax29e.jpg

Гостеприимство Авраама. С одной только Сарой, Авраам канул в вечность.

http://s9.uploads.ru/Y5QkV.jpg

Ангел из Гостеприимства

http://s7.uploads.ru/mKZth.jpg

Оранта с Гавриилом

http://s4.uploads.ru/nzfYj.jpg

Гавриил

http://se.uploads.ru/0D1Gl.jpg

http://sa.uploads.ru/M2KRE.jpg

Неизвестный персонаж

http://s7.uploads.ru/oUdye.jpg

0

6

Кстати, Павел Муратов также был замечен среди тех, кто, находясь в Новгороде,  вспоминал о Джотто.
«Но войдем внутрь. На стенах фрески русского "Треченто", время последователей Джотто. Другое искусство, неведомое Европе, вновь обретенная младшая сестра Италии, новый член европейской семьи, отпрыск одного великого корня. Головы и крылья ангелов в церкви Рождества о чем ином свидетельствуют, как не о наследстве античности»!

Муратов имеет в виду новгородскую церковь Феодора Стратилата на Ручью, до которой я пока не добралась. Пишут, что роспись Фёдоровской церкви так же, как Преображенской, выполнена в красно-коричневых тонах, и что некоторые образы схожи…Если это и так, то можно сказать лишь о том, что византийский синдром  Феофана Грека слегка задел новгородских живописцев, но в массовую эпидемию не вылился.

Фрески из церкви Феодора Стратилата на Ручью (отсюда http://www.icon-art.info/location.php?l … loc_id=271).
Святой воин, Введение во храм, Архангел. Муратовских ангелов с античными головами и крыльями не нашла.

http://sf.uploads.ru/OINiE.jpg

http://sd.uploads.ru/j8y6T.jpg

http://s5.uploads.ru/V891d.jpg

Подражание очень заметно, но качество живописи, ИМХО, хуже, чем у Грека, а образы не имеют той силы.

График работы церкви Феодора Стратилата на Ручью:
Церковь Феодора Стратилата на Ручью входит в число объектов, принадлежащих Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику. Храм открыт с 10:00 до 17:00. Выходные дни: четверг, пятница. Санитарный день: последняя среда каждого месяца.  Адрес: улица Федоровский Ручей, дом 19а.


Продолжение следует. Далее поговорим о том, как Новгородский «Ренессанс» оказался византийской «осенью Средневековья», а место гуманизма в Новгороде занял исихазм.

0

7

Лекция "На заре русского искусства: Грек, Рублёв, Дионисий"

10 февраля (суббота) 12.00
Лекторий "Синронизация. Культурная платформа", Курсовой пер 17 стр 1

Действительно, синхронизация! Как раз сейчас "копаю" вокруг этой троицы, а тут и лекция в тему!

Золотой век русской иконописи - это время, когда творили трое самых известных русских иконописцев - Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Они были учениками друг друга, но каждый выражал через икону свое понимание духовной жизни, оттого их иконы оказались совсем разными. На лекции подробно разберем их работы, от фресок до книжных миниатюр, и выясним как авторское видение проявляется даже в строгом искусстве иконописи.

Узнаем:

    Что такое традиция исихазма и как она повлияла на творчество Феофана Грека;
    Почему с именем Андрея Рублева связывают новую ступень развития русской иконописи;
    Почему Дионисий берет для своих фресок необычные для икон цвета;
    Как в разное время решалась проблема изображения божественного и с каким культурным опытом столкнулись иконописцы Руси;
    Откуда пошла система расположения образов в православном храме.

Стоимость лекции: 900 рублей
Продолжительность лекции: 2 часа

Лекцию ведет:
Максим Юдов

Экскурсовод, журналист. Сотрудник и экскурсовод музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

http://sh.uploads.ru/ht7Ao.jpg

http://synchronize.ru/grek.html?utm_sou … =grek_post

0

8

Leggy написал(а):

Действительно, синхронизация! Как раз сейчас "копаю" вокруг этой троицы, а тут и лекция в тему!

Отлично, сможете задать вопросы: о старичке перед Иосифом и другие

0

9

Приболела мама, хорошо смеяться, когда пошла на поправку, между

“Но, боже мой, какая скука / С больным сидеть и день и ночь, / Не отходя ни шагу прочь!”

листал книги своего отрочества, натолкнулся на собрание Лескова.
Заинтересовали Капонийские створы, упомянутые у Лескова. Подвернется, спросите, если и Вам интересно.

“в Риме у папы в Ватикане створы стоят, что наши русские изографы, Андрей, Сергей да Никита, в тринадцатом веке писали”.
“Лесков разделял общепринятое мнение о датировке этих створов XIII веком (складная трехцветная или двухчастная икона)
Позднее было доказано, что они написаны не раньше второй половины XVII века.
Капонийскими они называются по имени итальянского археолога и библиографа А. К. Капони (1683—1746),
купившего их у одного из родственников Герасима Фоки, духовника Петра I, которому эти створы были подарены царем”.

Сразу куча вопросов – каковы, они эти створы? Интернет, в первом прочтении, ничего не показывает, так же в отношении Герасима Фоки.
Другой вопрос - подделки, думал это прерогатива просвещенной Европы. Мы, оказываемся, не лыком шиты, тоже могём (старичок перед Иосифом еще зажжет)
Можно еще про перевернутые иконы разузнать.
Третье. Капони, Капони - какое знакомое имя. Что знаете?

https://c.radikal.ru/c05/1802/ef/2a97cee425ae.jpg

Слегка коснуться, а дальше как выйдет. Здесь, конечно, чуть-чуть подвох, так, игра.
Но хотелось бы узнать больше о Капони.

0

10

Майк написал(а):

Третье. Капони, Капони - какое знакомое имя. Что знаете?


Пока нашла ответ только на третий вопрос.

Маркиз Алессандро-Грегорио Каппони (1683—1746) — папский гофмейстер, прославился как археолог и библиограф. Под его руководством был основан капитолийский музей, а он сам был собственником замечательного кабинета редкостей и библиотеки, завещанной им в Ватикан. После смерти его вышел «Catalogo della libraria Capponi» (Рим, 1747). Главные труды его: «Achates Isiacus annularis» (Рим, 1727) и «Museo Capitolino, contenente immagini di uomini illustri» (1741).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Каппони

Ещё здесь на итальянском https://it.wikipedia.org/wiki/Alessandr … io_Capponi

Про створы ничего узнать не удалось, к сожалению.

Маме желаю скорейшего выздоровления! А за Лескова спасибо, почитаю.

0

11

Вот ещё, что удалось найти:

Каппониановы образа
древнейшие из русских икон византийского пошиба работы Никиты Иванова, Сергея Васильева и Андрея Ильина; первоначально принадлежали имп. Петру I, который подарил их своему духовнику, Герасиму Фоке. Брат последнего продал их Каппони, а тот передал их в Ватиканскую библиотеку, где они хранятся и поныне. Иконы эти, числом 5, написаны на досках из ливанского кедра и изображают, в порядке дней месяцев, лики святых, чтимых православной церковью.

https://slovar.wikireading.ru/1960562

Андре́й Ильи́н — русский иконописец XVII века.

Работал в Москве.

В 1660 году работал в Архангельском соборе.

В 1664 году работал в церкви Евдокии мученицы.

В 1668 году взят в Оружейную палату, в жалованные иконописцы.

Его имя подписано на одной из так называемых Каппониановых досок с изображением русских святых, принадлежавших Петру I и хранящихся сейчас в Ватиканской библиотеке.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ильин,_Андрей_(%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86)

0

12

Leggy написал(а):

Никиты Иванова, Сергея Васильева и Андрея Ильина;

Васильев - он же Рожков Сергей Васильев Костромин.
“В 1668 г. Сергей Рожков написал вместе с Никитой Ивановым Павловцем складную икону с изображением в центре Страшного суда, на створке - Изгнание Адама и Евы из рая, Тайная вечеря, Рождество Предтечи.
Икона хранится в Византийской библиотеке Ватикана и известна под названием “Русского календаря”, или “Каппониевых досок. (Карамзин. История. Т. 3; Некрасов 1887).” Словарь русских иконописцев
Скорее всего, створы не были задуманы, как подделка, их такими представили. И в те времена было справедливо: “Нарисовать картину - это не искусство, а продать ее - вот это искусство!”
Cлова арт-дилера из интервью Шемякина (само интервью – иллюстрация: в каком безумном мире мы живем)

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » «Гнев Феофанова Христа»