"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Великие голландцы

Сообщений 1 страница 30 из 41

1

В процессе подготовки к поездке в Амстердам и Гаагу периодически возникает желание кое-чем поделиться, кое-что обсудить. Поэтому решила открыть тему "Великие голландцы", которую можно будет продолжить и после возвращения из поездки, чтобы рассказать о впечатлениях.

Для начала выложу две картины: Jacob Jordaens "Soo d’ouden songen, soo pepen de jongen" и Jan Steens "Soo voer gesongen, soo na gepepen". Хотя картины из разных музеев, сейчас их можно увидеть вместе в Маурицхейсе. Увидеть и сравнить. Устроители этой выставки двух картин полагают, что в них есть много схожего, что они обе имеют одинаковый негативный морализаторский подтекст. https://www.mauritshuis.nl/en/discover/ … -jordaens/ Организаторы также считают, что Стен набрался морализаторства у Йорданса, подражая ему.
Мне же картина Йорданса нравится, никакого негативного подтекста я там не вижу. Бабушка и дедушка поют, папа и дети играют, мама в образе Елены Фоурмен задумчиво смотрит в сторону, но в любом случае выглядит очень прилично. А вы что скажете?

Якоб Йорданс
As the Old Sang the Young Play Pipes
1638,
Oil on canvas, 192 x 120 cm
Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerp

http://s0.uploads.ru/CaBir.jpg

Ян Стен
The Artist's Family
c. 1665
Oil on canvas, 134 x 163
Mauritshuis, The Hague

http://sh.uploads.ru/73Eds.jpg

0

2

В этой версии, мне кажется, еще явственней проступает ирония на лицах персонажей при взгляде на поющего отца. Да и вырезанные на дудке и на шкафу рожицы - явная карикатура. Малыш около стола еще больше скосил глаз на зрителя, чем в первом варианте, осталось только подмигнуть.
Интересно было бы расшифровать, каково значение животных - кота, совы и собаки, похожей на лань.

https://uploads5.wikiart.org/images/jacob-jordaens/as-the-old-sang-so-the-young-pipe-1644.jpg!HalfHD.jpg

Отредактировано marc (2017-08-07 11:49:56)

0

3

Leggy написал(а):

Jacob Jordaens "Soo d’ouden songen, soo pepen de jongen" и Jan Steens "Soo voer gesongen, soo na gepepen"

Добавлю перевод выражений. "Soo d’ouden songen, soo pepen de jongen" - это голландская поговорка, которую можно перевести так: "Что старики поют, то молодые повторяют". Что-то вроде нашего: "Каков отец, таков и сын" или "Яблоко от яблони недалеко падает".
Возникает вопрос, всегда ли данные поговорки употребляются исключительно с негативным подтекстом? Если родители ведут себя достойно и подают детям пример, достойный подражания, ничего плохого нет, если дети подражают родителям.
Мне кажется, примерно такую мысль запечатлел Йорданс на своей картине. А Стен, частично взяв у старшего коллеги сюжет, вложил в него совершенно иной, прямо противоположный подтекст. С "родителей" Стена детям определённо пример брать не стоит.

0

4

marc написал(а):

В этой версии, мне кажется, еще явственней проступает ирония на лицах персонажей при взгляде на поющего отца. Да и вырезанные на дудке и на шкафу рожицы - явная карикатура.

Согласна, эта версия выглядит почти карикатурно. А откуда эта картина? И когда она была написана?

0

5

Leggy написал(а):

А откуда эта картина? И когда она была написана?

В попытках найти ответ обнаружил несколько полотен Йорданса, увлекшегося этой темой, и пародий на него, начиная от Стена и до нашего современника.
Вот пожалуйста  - Якоб Йорданс,  The National Gallery of Canada, Ottawa, Canada

https://artimagepublications.com/wp-content/uploads/2017/02/4_14.jpg

а это Johannes Phokela b.1966. Oil on Canvas. Purchased from the artist with funds from Zonnebloem and Business Arts, South Africa

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/Iziko_sang_As_the_old_ones_sing.jpg/1024px-Iziko_sang_As_the_old_ones_sing.jpg

0

6

Leggy написал(а):

Якоб Йорданс
As the Old Sang the Young Play Pipes

Для современного человека в этой картине совсем не видно негатива. Я бы сказал, что молодые и старые живут в гармонии друг с другом. А у Яна Стена очевидно, что взрослые учат детей дурному (дурной пример заразителен).

Leggy написал(а):

Стен набрался морализаторства

Пожалуй, у художников Северной Европы слишком много морализаторства, часто зашифрованного в виде ребуса :suspicious:
Вроде, на картинах у них постоянно появляются представители из народа, но смысл во многих случаях сводится к иллюстрации пословиц и морализаторству.

marc написал(а):

кота, совы и собаки, похожей на лань.

Наверное, символы каких-нибудь человеческих пороков :question:
А что символизирует попугай?

0

7

marc написал(а):

В попытках найти ответ обнаружил несколько полотен Йорданса, увлекшегося этой темой

Да, я тоже обнаружила пару карикатурных вариантов обсуждаемой картины Йорданса в его более позднем исполнении (после 1638 г.). Похоже, Йорданс зациклился. Либо писал на потребу заказчиков, которым нравилась эта тема.

Micktrik написал(а):

Для современного человека в этой картине совсем не видно негатива.

Организаторы выставки в Маурицхейсе увидели.  :dontknow:  Меня особенно позабавило то, как они интерпретировали перо на шляпке дамы из картины Йорданса.

The immoral woman
An open décolleté, a filled glass. The lady on the left in Jan Steen's painting is not exactly the best example for the children. The fabric with glowing coals under her skirts could even give it an erotic tinge.
But do not let yourselves be misled by the tidy mother in the painting by Jordaens. The feathers in her hat were associated with vanity in the 17th century.

http://sd.uploads.ru/S6YIP.jpg

А ничего, что в 17-ом веке все дамы (и господа тоже) носили шляпы с пером? Ну, просто мода такая была и никаких аллегорий.  :idea:
Вот и дочка Йорданса Элизабет тоже такую носила.  :yep:
JORDAENS, Jacob
Portrait of the Artist's Daughter Elizabeth
1640
Oil on canvas, 74 x 59 cm
Private collection

http://s2.uploads.ru/oNnZR.jpg

Micktrik написал(а):

Пожалуй, у художников Северной Европы слишком много морализаторства, часто зашифрованного в виде ребуса :suspicious:

Тут такое дело…Зашифрованные символы и аллегории в качестве элемента забавной игры интересны только её участникам. Художник и зритель должны быть в равной степени заинтересованы в этой игре. Художник с помощью символов шифрует мысль, которую зритель угадывает. И оба получают от этого удовольствие. Но, если зритель ищет в картине нечто совсем иное, более реальное и глубокое, ему все эти символы не нужны. В лучшем случае он может оценить живописное мастерство изображённых животных, красоту не игры, а истинную красоту. И это, по-моему, более значимо.
С этой точки зрения Йорданс в исходной картине превосходит Стена. На картине Йорданса есть  истинная красота сцены семейного ужина, а у Стена одно морализаторство.

Micktrik написал(а):

Вроде, на картинах у них постоянно появляются представители из народа, но смысл во многих случаях сводится к иллюстрации пословиц и морализаторству.

Ага, помню нам на лекциях в Пушкинском рассказывали: на картине приятная девушка, сидя за столом, ест устрицы, у ног девушки крутится милая собачка. Оказывается, всё не так однозначно. Якобы устрицы и собачка – символы разврата, а девушка – куртизанка в ожидании клиента.  :huh:

Micktrik написал(а):

marc написал(а):

    кота, совы и собаки, похожей на лань.

Наверное, символы каких-нибудь человеческих пороков :question:

Если мы всерьёз станем разбираться в теме символов и аллегорий в живописи, то непременно запутаемся. Потому что один и тот же символ может иметь прямо противоположное значение, а может вообще ничего не значить, а просто быть домашним любимцем персонажа. :)
Например, собака считается символом супружеской верности. Но вспомните «Двух дам» Витторио Карпаччо из музея Коррер. Несмотря на присутствие на картине двух собачек, эти дамы долгое время считались куртизанками.  :dontknow:

Что касается совы, самая известная сова в голландской живописи принадлежит Франсу Хальсу

Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза "харлемской ведьмой". Это прозвище она получила за демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече.

Вероятно, сова символизирует тёмные силы, но также она символизирует мудрость, знание, ночь, смерть (сова Микеланджело на гробнице Джулиано Медичи).

Micktrik написал(а):

А что символизирует попугай?

Выбирайте. :)
"Попугай – символ глупой болтовни, а также чистота, невинность, символ Девы Марии". (книга Лучии Импеллузо «Природа и её символы», 2005 год).

0

8

Leggy написал(а):

Если мы всерьёз станем разбираться в теме символов и аллегорий в живописи, то непременно запутаемся.

Спасибо за интересное Введение в слоноведение символику и аллергологию аллегорику. Помогает выпутаться. Если составить словарик символов, не спешить, иметь для этого время и желание, то в каждом случае почти наверняка можно докопаться до смысла. Но современникам Йорданса и Стена было, конечно, легче в привычной среде.

0

9

http://s8.uploads.ru/DwQF0.jpg

       Мы с Алиной вернулись из Голландии, и я готова писать о впечатлениях. :)
Мы провели в Амстердаме четыре полных дня (не считая дней приезда и отъезда), за которые посетили четыре музея, в том числе амстердамские Рикс (или Рейкс) музеум, музей Ван Гога, дом Рембрандта и гаагский Маурицхейс.  Голландская подруга по телефону, узнав о наших планах, предостерегала, что невозможно посмотреть все запланированные музеи за четыре дня. Мы смогли. :) Мы даже смогли доехать до Гааги на поезде (правда, не с первой попытки) и посмотреть Маурицхейс! Об этой поездке я ещё расскажу.

Из музеев каждая из нас привезла «чемодан» впечатлений. А вот с чемоданами, которые багаж, повезло вернуться не каждой.  :'(  Алинин розовый чемоданчик, заботливо укутанный хозяйкой плёнкой, сначала застрял на стыковке в Москве (хотел погулять по столице)), а затем, будучи пойманным и следующим рейсом доставленным в Питер, ещё более суток скрывался в Пулково, не желая отмечаться ни в Аэрофлоте, ни в поисковой системе worldtricer, ни в поиске багажа аэропорта прибытия. Алина со слезами в голосе уже прощалась с дорогой дизайнерской блузкой, очками-хамелеонами и драгоценными подарками, купленными для близких  в музее Ван Гога, и тут розовый чемоданчик дал о себе знать… На момент написания этой части моего рассказа Алина и её чемодан ещё не воссоединились. Поэтому, продолжение истории блудного чемодана я надеюсь услышать от самой пострадавшей.

Что касается моего «чемодана» впечатлений, он, как  сундук в пещере Али-Бабы, заполнен сокровищами: тёплыми воспоминаниями, интересными находками и положительными эмоциями, которыми мне хотелось бы поделиться.  Но прежде, чем начать шеринг, хочу поблагодарить мою спутницу, дорогую Алину. Мне было с ней интересно и комфортно, я довольна нашим совместным вояжем, и кажется, она тоже. Я также рассчитываю на участие Алины в этой теме, во всяком случае, мне бы этого хотелось.

Теперь можно начать рассказ о посещённых в этой поездке музеях и увиденных картинах, но вначале следует выбрать правильный стиль повествования. Собственно повествовательный стиль с точной хронологией событий никогда не был моим коньком. Мне ближе такие способы изложения текста как описание и рассуждение. Описание  не подходит, потому что требует свободного владения предметом. Я же имею отдельные проблески знания, хаотично выступающие из общей туманной атмосферы голландского искусства. Остаётся рассуждение. Рассуждение устанавливает связи между отдельными знаниями о предмете  и направлено на получение нового знания.  Подходит!  В общем, чтобы вы знали, мой рассказ – не авторитетное мнение, а поиск ответов на вопросы и возможность поговорить на интересную тему.

Что касается вопросов, глобальный вопрос, на который интересно искать ответ, но невозможно найти – почему великий Рембрандт, при жизни достигший славы и величия, тем не менее, умер в забвении и нищете?

Не, я понимаю «бедный художник». Бедным и непризнанным при жизни был, например, Ван Гог. С Ван Гогом ясно, ему судьба отпустила очень короткий творческий период, к тому же болезнь, к тому же неумение продвигать свои работы, к тому же новизна стиля…Но почему Ван Гогом 17-ого века стал в конце жизни Рембрандт?

Впрочем, популярный ответ на этот вопрос общеизвестен. Конфликт гения-одиночки, устремлённого ввысь, и усреднённого общества, не способного оценить гениальный полёт. Этот ответ, кстати, хорошо применим только для описания конфликта отношений в рамках голландского общества. Итальянское Возрождение, основанное на обращении к греческим образцам, всегда стремилось к высоким идеалам. Голландские же художники работали не ввысь, а вширь, создавая искусство для удовлетворения приземлённых вкусов и потребностей своих заказчиков – голландской буржуазии.  Довольные собой, своей страной и своим бытом, современники  Золотого века Голландии, избавившись от испанского засилья, обретя свободу, радовались своей действительной жизни и откликались на изображение этой действительности на картинах. Все, чего им требовалось, - прямолинейное изображение жизни и их самих такими, какими видели их глаза. Очень верно, на мой взгляд, сказал о голландской живописи французский искусствовед и путешественник Ипполит Тэн:

Соседним народам предоставили они ту роль, какую исполняла у ног Иисуса Христа созерцательная Мария, а для себя избрали роль Марфы домостроительной.

http://s6.uploads.ru/jvoul.jpg

Отредактировано Leggy (2017-08-22 15:49:59)

0

10

Являясь поклонницей голландского натюрморта (той его разновидности, что называется «завтрак»), в Голландии я пыталась привлечь внимание Алины к лучшим картинам с видами сервированных столов. Но «запала» Алина на натюрморты только в Маурицхейсе. Её интерес вызвали две картины.

Willem Claezs Heda, Still Life with Roemer and Timepiece, 1629

http://s5.uploads.ru/q0W9k.jpg

Pieter Claesz, Still Life with Roemer, Tazza, and Watch, 1636

http://s5.uploads.ru/4y7ne.jpg

Предметы на этих картинах настолько похожи, их набор настолько одинаков, что, заметив это, Алина воскликнула: «Они же соревнуются!»

Соревновательность в принципе предполагает высокие устремления, а, как написала выше, голландские художники в основной массе были довольно скучными ребятами, работающими не ввысь, а вширь.
Поэтому моё объяснение причин сходства тоже было приземлённым. Я предположила, что художники работали в одной студии и писали одну и ту же натуру.
Алина, я была не права. Мы с тобой почему-то не обратили внимания на даты картин. Конечно, имея разницу в 7 лет, эти картины не могли быть написаны в одной студии и с одной натуры.
Почти ровесники Виллем Хеда и Питер Клас оба жили в Харлеме и являлись основателями харлемской школы натюрморта.  Понятно, что они влияли друг на друга, но сравниваемые картины демонстрируют нам влияние Хеды на Класа.
Подражая Хеде, Клас только не смог раздобыть селёдку (видимо, был не сезон, как и во время нашей поездки)) И завалил вазочку, чтобы лучше показать, какая она красивая снизу.  Кстати, если пристально вглядеться, можно заметить, что вазочки у Хеды и Класа разные, хоть и очень схожие. То же с ножами, у Хеды ручка в шашечку, а у Класа витая. Остальные предметы, такие как бокал рёмер, лимон с завитком шкурки, булочка, оловянная тарелка, орехи, часы (хронометр) – обычный джентльменский набор голландского натюрмортиста.

0

11

Голландские натюрмотры и нелегально ввезённый санкционный сыр и меня сподвигли на сервировочные штудии. :)  Собрав в своём хозяйстве все более-менее подходящие предметы, я пыталась сваять из них натюрморт с голландским сыром и подсвечником.  :hobo:   

1.

http://sd.uploads.ru/QOnTr.jpg

2.

http://s3.uploads.ru/PX4CG.jpg

3.

http://s2.uploads.ru/avUZj.jpg

Продолжение следует.

0

12

Началом Золотого века голландской живописи принято считать конец 16-ого – начало 17-ого веков. Золотой век живописи совпадает с Золотым веком в истории Голландии.

Основные исторические даты и события этого времени.

Adrien Tomasz Key, Portrait of William I Prince de Orange, 1579, Гаага, Маурицхейс

http://sd.uploads.ru/G9zmf.jpg

В 1579 году Вильгельм I Оранский по прозвищу Молчаливый объединил  семь провинций северной Голландии, подписав так называемую Утрехтскую унию. Этот документ объединил северные провинции против общего врага и провозгласил свободу вероисповедания на данных территориях.  Собственно, Утрехтская уния является первым законным проявлением религиозной голландской толерантности.

В 1581 году был опубликован Акт о клятвенном отречении, в котором говорилось, что король Испании Филипп  II не исполнил своих обязательств перед Нидерландами и, поэтому, больше не считается законным королём на её территориях. 
В ответ Филипп  II объявил вне закона Вильгельма Молчаливого и в 1584 году убил его руками наёмного убийцы.
В 1585 году начался период так называемой де-факто независимости северных Нидерландов.
В 1602 году была основана голландская Ост-Индская компания, с которой связаны многие события Золотого века Голландии.
Де-юре независимость северной Голландии была закреплена в 1648 году подписанием между Нидерландами и Испанией Мюнстерского мирного договора.

Бартоломео ванн дер Хельст, Banquet of the Amsterdam Civic Guard in Celebration of the Peace of Münster, 1648, Амстердам, Рейксмузеум

http://s6.uploads.ru/ADHdT.jpg

0

13

"Мюнстерский мир" Бартоломео ван дер Хельста находится в амстердамском Рейскмузее в одном зале с «Ночным дозором» Рембрандта. Можно их сравнить, но «Мюнстерский мир» написан на 6 лет позднее «Ночного дозора», а у Ван дер Хельста есть другая картина, созданная почти одновременно с картиной Рембрандта, всего на 1 год позднее. Сравним лучше их. И ещё парочку других.

http://s2.uploads.ru/z28by.jpg

Перед нашей поездкой Алинина соседка, недавно побывавшая в Амстердаме, поделилась своими впечатлениями от «Ночного дозора» и околодозорных картин, вывешенных в том же зале в качестве антитезы.. Она сказала, что картины рядом с «Ночным дозором» намного лучше. Это мнение! Нам нужно альтернативное мнение, которое мы сможем оспорить.  :glasses:
Вот ещё мнение французского историка искусств Эжена Фромантена:

Если бы ван дер Хедьст вместо того, чтобы усадить своих стрелков, заставил бы их двигаться и действовать, то не сомневайтесь, что он с величайшей точностью, если не с величайшей тонкостью, проследил бы их поведение и манеры. Что же касается Франса Хальса, то легко себе представить, с какой ясностью, стройностью и естественностью он расположил бы сцену, каким был бы он остроумным, живым, находчивым, неисчерпаемым и великолепным. Сцена же, задуманная Рембрандтом, — из самых заурядных. Смею сказать, что большинство его современников сочли бы ее бедной возможностями — одни потому, что линейный узор композиции неясен, лишен широты, симметричен, сух и странным образом бессвязен, а другие — колористы — потому, что композиция, полная пустот и плохо заполненных мест, не позволяет широко и щедро пользоваться красками, что обычно для художника, мастерски владеющего палитрой. Один только Рембрандт с его особыми устремлениями знал, как выбраться из скверного положения. Композиция — хороша она или нет — должна была в общем отвечать его намерению: не быть похожим ни в чем ни на Франса Хальса, …ни на ван дер Хельста, ни на кого другого.

Итак картины.

Франс Хальс и Питер Кодде, Militia Company of District XI under the command of Captain Reinier Reael, known as «The meagre company», 1637

http://sa.uploads.ru/DxTPO.jpg

Рембранд ванн Рейн, Ночной дозор, 1642

http://s0.uploads.ru/Gl58c.jpg

Бартоломео ванн дер Хельст, Militia Company of District VIII under the command of Captain Roelof Bicker, 1643

http://sg.uploads.ru/Aicfr.jpg

Говард Флинк (ученик Рембрандта), Militia Company of District XVIII under the command of Captain Albert Bas, 1645

http://se.uploads.ru/zJsvf.jpg

Кто лучше? :)

0

14

Кое-что добавлю, чтобы было понятнее, почему вышеприведённые картины висят в одном зале Рейксмузея.
Дело не только в антитезе, хотя, конечно, сравнивать интересно. Но основная причина объединения картин в том, что они изначально были написаны, чтобы висеть рядом в одном здании Обществ милиции Амстердама Kloveniersdoelen.
В Википедии пишут, что Пётр I смотрел фейерверк на реке Амстел из окон Кловенерсдолена. Сейчас на месте этого здания находится отель NH Collection Amsterdam Doelen https://nl.wikipedia.org/wiki/Kloveniersdoelen_(Amsterdam)

Алина, помнишь мы обедали на террасе в Café De Jaren в тот день, когда не попали в Гаагу? Мы пришли туда из дома-музея Рембрандта,  ждали столик на террасе и тебе не разрешили там курить марихуану, только сигареты.  :smoke:
Так вот, мы с тобой были в двух шагах от отеля Долен и от бывшего здания Обществ милиции Амстердама, для которого Рембрандт, Ван дер Хельст и Флинк написали групповые портреты стрелковых рот. 
Кафешка находится по адресу Nieuwe Doelenstraat 20-22 http://www.cafedejaren.nl/   
а отель Долен в соседнем здании Nieuwe Doelenstraat 26 https://www.tripadvisor.ru/Hotel_Review … vince.html

На моей фотографии хорошо видна терраса кафе, а справа от неё кусочек отеля. Неплохой, кстати, отель, в той же цене, что и наш, правда, без бесплатного бара и закусок, как в нашем.

http://se.uploads.ru/wTp6O.jpg

Так вот, возвращаясь к картинам. Групповые портреты стрелковых рот были заказаны Рембрандту, Ван дер Хельсту, Флинку и другим художникам в 1638 году. Всего были заказаны шесть картин для украшения  банкетного зала в новой пристройке к комплексу Kloveniersdoelen. Нужно отметить, что после окончания войны с испанцами членство в стрелковых гильдиях перестало быть службой, а приобрело светскую форму клубного общения. Голландские нобили, самые богатые и влиятельные граждане голландского Золотого века собирались вместе, чтобы есть, пить и курить. Поэтому, зачастую на подобных картинах изображены банкеты. С этих банкетов, кстати, начался жанр голландского натюрморта.

Далее цитирую Пьера Декарга "Рембрандт".

Известно, как родился план создания шести картин, посвященных шести ротам. Принимая во внимание высоту потолка в залах, художников просили соблюдать среднюю высоту в 3,4 метра. Некоторые подчинились, другие нет. Длина же варьировалась от 4,5 до 7,5 метра. Из-за отсутствия точных указаний о военной стороне вопроса роты на стенах получили определенную автономию, и наиболее многочисленным досталось больше места, чем другим. Сумма гонорара художника была поделена между всеми участниками в зависимости от высоты чина.
По традиции сразу после распределения долей гонорара деньги отдавались художнику. Когда-то Франс Хальс получил за групповой портрет по 66 флоринов с каждого. Рембрандт, хотя на его картине было гораздо больше народу, получил в среднем по 100 флоринов от каждого изображенного стража, то есть 1600 флоринов за все. Если считать только узнаваемые лица, то помимо капитана и лейтенанта там еще восемнадцать человек.
В момент получения заказа и его исполнения главным соперником Рембрандта был Бартоломеус ван дер Хельст.
Будучи шестью годами моложе Рембрандта, он в совершенстве постиг формулу группового портрета, где у каждого должны быть свое место, своя индивидуальность, выгодный ракурс и лучший костюм, и все это в плотной человеческой массе, не исключающей динамики сидящих или стоящих групп, прохожих, военных атрибутов, прекрасной симфонии светлых красок и свежих отсветов. Никому так и не удастся его превзойти, и ван дер Хельсту до самой смерти в 1670 году предоставилось еще немало случаев достичь новых успехов в жанре, в котором он затмил всех.
Прочими художниками были немец Иоахим фон Зандрарт, впоследствии ставший одним из первых историков и критиков Рембрандта, Николас Элиас Пикеной, самый старший из всех, сосед Рембрандта по Синт-Антонисбреестраат, и, наконец, Говарт Флинк и Якоб Бакер – два самых юных художника. Второй находился под влиянием Рембрандта, первый пять лет назад покинул его мастерскую.
Таким образом, при выполнении этого заказа, занимавшего шестерых художников в течение нескольких лет, главенствующее место занимал Рембрандт, поскольку половину избранных составляли он и его ученики. В этих условиях, перед лицом самого умелого техника ван дер Хельста, Рембрандт в компании своих учеников Флинка и Бакера всерьез призадумается об обновлении жанра группового портрета и о том, чем он сможет отличаться от других. Итоги этих размышлений не будут иметь последствий в истории живописи. Никто не посмеет и даже не сможет пойти за ним по открытому им пути. Его работа сама перекроет другим дорогу.

К сожалению, заказчики и общество не оценили идеи Рембрандта. Им больше понравилась картина Ван дер Хельста. Капитан Баннинг Кок, тот самый, тень от руки которого в «Ночном дозоре» нескромно падает на пах его соседа по картине Виллема ван Рёйтенбюрха, в 1653 году заказал свой портрет Ван дер Хельсту в составе другой гвардии.

Кто бы знал от этом Баннинг Коке, если бы не «Ночной дозор» Рембрандта?

http://sg.uploads.ru/IhUPo.jpg

Bartholomeus van der Helst, The governors of the archers' civic guard, 1653-1657
(капитан Баннинг Кок - крайний слева)

http://s0.uploads.ru/pOM5y.jpg

0

15

Надо же, сколько успела написать!

Марин, у меня не розовый, а бордовый чумодан! К счастью, история его скитаний вышла не слишком длинной. Причина, видимо, бардак в Шереметьево и Пулково, причем у нас, похоже, больше. Во всяком случае, к моему прилету в Питер чемодан в Шереметьево нашелся, его даже определили на конкретный рейс, которым он и прибыл через несколько часов после меня. Только подобного отставшего от владельцев багажа так много, что в Пулково его не успевают разбирать. Поэтому мне говорили по телефону, что ничего не пришло, и получалось, что чемодан вылетел из Москвы таким-то рейсом, а в Питер не прибыл, потому я с ним и прощалась. :stupor: Только через сутки попалась грамотная оператор в Пулково, которая и объяснила мне вероятную причину коллизии. А муж прилетал как раз через двое суток, его отправили искать чемодан на складе самостоятельно, и он сумел его обнаружить!

Ты же знаешь, что мне с тобой всегда интересно! И в московских музеях, и в питерских. Вот теперь походили по нидерландским, и даже вполне мирно! :D Ты даже мужественно выдержала мои нападки на Ван Гога со товарищи в последний день! :cool: И да, мне тоже с тобой было очень комфортно и уютно, ни одного напрягающего момента вспомнить невозможно, даже когда мы, пинаемые в разные стороны разными служащими, бегали по Центральному вокзалу во время первой попытки уехать в Гаагу.  И ты знаешь, как я тебе благодарна за то, что не дала мне пропасть в одиночестве в Питере, когда муж предпочел заниматься спортом в Испании. Благодарна и тебе, и твоему мужу за то, что отпустил тебя несмотря на то, что ты ему очень нужна в Москве.

Leggy написал(а):

Мы с тобой почему-то не обратили внимания на даты картин.

Не удивляюсь - при том объеме информации, что на нас обрушился! :yep:

Leggy написал(а):

сравниваемые картины демонстрируют нам влияние Хеды на Класа.

Кстати, разница во времени не отрицает момента соревновательности в написании натюрморта Класом.  Зачем-то  он выбрал для своего практически такой же набор предметов, даже скатерть положил похоже, сдвинув ее с края стола. Как будто он хотел написать лучше Хеды, что-то доказать, то ли себе, то ли окружающим. Для сравнения картин у меня лично нет художественных навыков, да и висели они, насколько я помню, далеко не рядом. Бегать между ними просто не было времени. :dontknow:

Leggy написал(а):

нелегально ввезённый санкционный сыр

Насколько я помню, для личного потребления можно ввозить до определенной суммы, мы со своими чемоданчиками вряд ли ее превысили. :unsure:

Leggy написал(а):

я пыталась сваять из них натюрморт с голландским сыром и подсвечником.

В первом из них в бокале не хватает вина.  :rolleyes:

Leggy написал(а):

Алинина соседка

Надо отметить, что она реставратор икон с художественным образованием, т. е. почти живописец.

Leggy написал(а):

мы с тобой были в двух шагах от отеля Долен и от бывшего здания Обществ милиции Амстердама, для которого Рембрандт, Ван дер Хельст и Флинк написали групповые портреты стрелковых рот.

Получается, в любом случае мы проходили мимо.

0

16

Leggy написал(а):

Кто лучше?

Мы с тобой, стоя у "Ночного дозора", сами отметили, насколько условно прописаны лица в задних рядах (кстати, на репродукции это менее очевидно) и подумали, что если бы мы заказали хоть групповой, но портрет, то тоже были бы недовольны результатом. Кстати, 100 флоринов - это много или нет? Помнишь, мне даже показалось, что картина не была завершена. Ну, и курица на поясе девочки с лицом Саскии вместо какой-нибудь обычной хищной птицы - мы не знаем, как заказчики среагировали на нее. Хотя кое-кто пишет, что мертвая курица - символ поверженного врага.

Ну, а нам, зрителям спустя почти 400 лет, нет никакого дела до портретов неизвестных нам людей. Мы воспринимаем картины больше эмоционально. И ты очень грамотно сначала останавливалась у других групповых портретов, скучных и напыщенных, без движения и загадок. Поэтому для меня "Ночной дозор" стал как глоток свежего воздуха. Динамичная, с интересной игрой света и тени. И кто сказал, что симметрия - это плохо? Остальные "недостатки", перечисленные Эженом Фромантеном, мне кажутся и вовсе высосанными из пальца. Например, что такое "линейный узор композиции неясен" или "сух", кто доказал, что на картине не должно быть "пустот", и она должна представлять из себя сплошное нагромождение тел?

Что же касается Франса Хальса, то легко себе представить, с какой ясностью, стройностью и естественностью он расположил бы сцену, каким был бы он остроумным, живым, находчивым, неисчерпаемым и великолепным.

Вот кто может рассказать, где там у Хальса с Кодде "ясность и стройность". А "естественность" - это два напыщенных, практически подбоченившихся персонажа? Кто может показать в этой картине проявление остроумия и находчивости? А чем тот, что крайний слева, обмотан по талии, не частью ли знамени?

У ван дер Хельста хоть какое-никакое движение есть, но и величественные позы, и упертая в бок рука тоже имеются.

А у Флинка мне не нравится вертикальная композиция, которая, как мне кажется, увеличивает впечатление статичности несмотря на старание художника придать естественность позам и какие-то жесты персонажей. Ну, и вот это нагромождение фигур.

0

17

Alina написал(а):

Марин, у меня не розовый, а бордовый чумодан!

Сорри, обмотанный плёнкой он выглядел как розовый. :) На самом деле, я и свой-то с трудом узнаю, а уж твой... :)

Alina написал(а):

А муж прилетал как раз через двое суток, его отправили искать чемодан на складе самостоятельно, и он сумел его обнаружить!

Слава Лёше! Да, во Флоренции мы тоже сами искали и нашли, а в Шереметьево склад был необъятным, но нам указали вероятные полки, где чемодан мог быть, его там не было, он прибыл на склад гораздо позднее. В аэропортах дурацкая система, они отправляют потерянный багаж с чужим рейсом, по прилёту его никто не получает и он крутится на ленте целый день. А в конце дня невостребованные чемоданы собирают и отвозят на склад.

Alina написал(а):

Ты даже мужественно выдержала мои нападки на Ван Гога со товарищи в последний день! :cool:

Но Ван Гог за себя сумел постоять, ты всё же очаровалась его "Цветущим миндалём" и накупила сувениров с его изображением. :)

Alina написал(а):

Кстати, разница во времени не отрицает момента соревновательности в написании натюрморта Класом.

Я, скорее, предположу банальное следование традициям у обоих художников. Все писали рёмер и часы, все одинаково выстраивали композицию, почти одинаково клали скатерть, почти одинаково свешивали со стола ручку ножа... Здесь та же история, что и с гильдиями, все писали по стандарту.  :dontknow:  Конечно, это скучно, но мне нравятся натюрморты, все "завтраки" нравятся одинаково, кроме тех, на которых есть дохлые животные.

Alina написал(а):

В первом из них в бокале не хватает вина.  :rolleyes:

Углядела! :)
Ну, забыла я, а вспомнила только, когда увидела картинку, к тому времени уже всю посуду разобрала и вернула на полки. И всё равно открытой бутылки вина не было, а специально открывать не хотелось. :)

Alina написал(а):

Надо отметить, что она реставратор икон с художественным образованием, т. е. почти живописец.

Наверное, у неё иной профессиональный подход. Как у Фромантена.  :rolleyes:

Alina написал(а):

Кстати, 100 флоринов - это много или нет?

Не знаю. Название какое-то флорентийское. :)

Alina написал(а):

Кто может показать в этой картине проявление остроумия и находчивости?

Вот-вот! Я вообще не понимаю, когда говорят об остроумии Хальса или про чувство юмора Стена.  :dontknow:

Alina написал(а):

У ван дер Хельста хоть какое-никакое движение есть, но и величественные позы, и упертая в бок рука тоже имеются.

У ван дер Хельста ещё имеется ружьё (или как там оно называется), дуло которого упирается прямо в спину лысому дядьке с копьём. :) Осторожнее с оружием следует обращаться. :) А стоящий справа в белом костюме выглядит очень неестественно, он почти на две головы выше тех, что стоят слева.  o.O

Alina написал(а):

А у Флинка мне не нравится вертикальная композиция, которая, как мне кажется, увеличивает впечатление статичности несмотря на старание художника придать естественность позам и какие-то жесты персонажей. Ну, и вот это нагромождение фигур.

С Флинком обидно, что он не поддержал Рембрандта. Плохой ученик. )

0

18

Leggy написал(а):

они отправляют потерянный багаж с чужим рейсом, по прилёту его никто не получает и он крутится на ленте целый день.

А я недоумевала, почему на лентах крутится багаж, который никто не забирает.  %-)

Leggy написал(а):

ты всё же очаровалась его "Цветущим миндалём" и накупила сувениров с его изображением

Это так.  :yep:

Leggy написал(а):

Я, скорее, предположу банальное следование традициям у обоих художников. Все писали рёмер и часы, все одинаково выстраивали композицию, почти одинаково клали скатерть, почти одинаково свешивали со стола ручку ножа... Здесь та же история, что и с гильдиями, все писали по стандарту.

Стандарт не предполагает всё-таки использование практически одинаковых предметов.  :crazy:

Leggy написал(а):

И всё равно открытой бутылки вина не было, а специально открывать не хотелось.

Ради натюрморта можно было бы и пожертвовать!  :whistle:

Leggy написал(а):

Осторожнее с оружием следует обращаться.

Дак это ж просто реквизит! Оно наверняка не заряжено. :)

Leggy написал(а):

А стоящий справа в белом костюме выглядит очень неестественно, он почти на две головы выше тех, что стоят слева.

Может, он действительно был гигантом и в жизни?

Leggy написал(а):

Плохой ученик. )

Каждый ученик хочет искать свой путь.  :rolleyes:

0

19

Alina написал(а):

Стандарт не предполагает всё-таки использование практически одинаковых предметов.  :crazy:

В голландском натюрморте это нормально, плюс некоторая доля заимствования. Можно посмотреть и другие натюрморты, но лучше мы с тобою сделаем это в музеях. :)

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    Осторожнее с оружием следует обращаться.

Дак это ж просто реквизит! Оно наверняка не заряжено. :)

Зачем же тогда это ружьё нужно? "Если ружьё висит на стене, оно обязательно выстрелит".  :tired:

Alina написал(а):

Может, он действительно был гигантом и в жизни?

Может быть. Тогда его следовало рисовать сидящим. :)

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    Плохой ученик. )

Каждый ученик хочет искать свой путь.  :rolleyes:

Это так, но я думаю, что Флинк просто не сумел нарисовать как Рембрандт. 
В следующей части ещё напишу про учеников Рембрандта и про учеников учеников Рембрандта. :)

0

20

Leggy написал(а):

В голландском натюрморте это нормально, плюс некоторая доля заимствования. Можно посмотреть и другие натюрморты, но лучше мы с тобою сделаем это в музеях.

В музеях, конечно, лучше, но, может, ты и тут покажешь еще парочку столь же похожих на эти?  :rolleyes:

Leggy написал(а):

"Если ружьё висит на стене, оно обязательно выстрелит".

Это театральное.  :unsure:

Leggy написал(а):

Тогда его следовало рисовать сидящим.

Согласна. Так он слишком выделяется.

0

21

Ура, чемодан нашелся! Вернее, так: Ура Алексею! :flag:

Leggy написал(а):

Соседним народам предоставили они ту роль, какую исполняла у ног Иисуса Христа созерцательная Мария, а для себя избрали роль Марфы домостроительной.

А девушку нельзя было показать? Женский портрет хорошо сочетается с натюрмортом! :idea:

Leggy написал(а):

Но «запала» Алина на натюрморты только в Маурицхейсе. Её интерес вызвали две картины.

А вы завтрак с ежевичным пирогом не вспомнили? Я его обычно использую в качестве эталона. Он один из самых "вкусных".
HEDA, Willem Claesz.
Breakfast Table with Blackberry Pie
1631
Oil on wood, 54 x 82 cm
Gemäldegalerie, Dresden
http://www.wga.hu/art/h/heda/breakfas.jpg
В натюрморте вторая часть слова имеет значение. Голландцы, повторяя похожие композиции, все же улетели с орбиты домоводства.

Alina написал(а):

Ради натюрморта можно было бы и пожертвовать!

Да, надо было идти до конца в своем натурном эксперименте!)

Leggy написал(а):

Bartholomeus van der Helst, The governors of the archers' civic guard, 1653-1657
(капитан Баннинг Кок - крайний слева)

Вроде, "крайний" к нам)
Да, про Рембрандта не отделаешься одной репликой...

Leggy написал(а):

В следующей части ещё напишу про учеников Рембрандта и про учеников учеников Рембрандта

Ага, можно и про самого учителя)
Нам надо много читать :yep:

0

22

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    "Если ружьё висит на стене, оно обязательно выстрелит".

Это театральное.  :unsure:

Выражение театральное, но смысл его унифицированный. Зачем-то ведь  Ван дер Хельст  изобразил ружьё, упёртое в спину лысому. Не сумел выстроить композицию? У Рембрандта на картине полно оружия, но никто в соседа по картине "не стреляет". :)

Alina написал(а):

В музеях, конечно, лучше, но, может, ты и тут покажешь еще парочку столь же похожих на эти?  :rolleyes:

Micktrik написал(а):

А вы завтрак с ежевичным пирогом не вспомнили? Я его обычно использую в качестве эталона. Он один из самых "вкусных".
HEDA, Willem Claesz.
Breakfast Table with Blackberry Pie
1631
Oil on wood, 54 x 82 cm
Gemäldegalerie, Dresden

Алина таки заставила меня отсмотреть пару десятков натюрмортов в поисках предметов, аналогичных Хеде и Класу.
ОК, могу констатировать, что у других художников мне не удалось найти столь же схожих наборов. Но у Хеды и Класа есть картины, на которых участвуют искомые предметы.
Определённо, что оба харлемских натюрмортиста пользовались почти одинаковым набором и списывали друг и друга. Кто у кого больше, я не поняла. И, кстати, если всё таки они соревновались друг с другом, то результат их соревнования - абсолютная ничья.  :idea:  Ибо я с трудом могу отличить Хеду от Класа, а Класа от Хеды.  :hobo:
Выкладываю картины по хронологии.
1.
CLAESZ., Pieter
Still-Life
1625-26
Oil on panel, oval, 29 x 39 cm
Private collection

http://s7.uploads.ru/fOPBi.jpg

2.
Willem Claezs Heda
Still Life with Roemer and Timepiece
1629, Маурицхейс

http://s1.uploads.ru/c7Dew.jpg

3.
HEDA, Willem Claesz.
Breakfast Table with Blackberry Pie
1631
Oil on wood, 54 x 82 cm
Gemäldegalerie, Dresden

http://sa.uploads.ru/GaY39.jpg

4.
HEDA, Willem Claesz.
Still-Life with Gilt Goblet
1635
Oil on panel, 88 x 113 cm
Rijksmuseum, Amsterdam

http://s4.uploads.ru/GTHph.jpg

5.
Pieter Claesz
Still Life with Roemer, Tazza, and Watch
1636, Маурицхейс

http://sa.uploads.ru/9PTo6.jpg

6.
CLAESZ., Pieter
Breakfast-piece
1646
Oil on wood, 60 x 84 cm
Pushkin Museum, Moscow

http://s6.uploads.ru/ndJ8h.jpg

7.
Claesz., Pieter
Stilleven met een vis
1647 , Рейксмузеум

http://s1.uploads.ru/uHILA.jpg

Micktrik написал(а):

А девушку нельзя было показать? Женский портрет хорошо сочетается с натюрмортом! :idea:

Не, девушку нельзя.  :playful:

Micktrik написал(а):

В натюрморте вторая часть слова имеет значение. Голландцы, повторяя похожие композиции, все же улетели с орбиты домоводства.

Я помню те чувства в музее Хальса в Харлеме, которые я испытала в зале с натюрмортами. Я не могла оттуда уйти, будто удерживаемая эстетическим магнитизмом голландских сыров и прочей сервировки. Вот, кстати, повод выложить для сравнения с голландцами натюрморт Шардена. Шарден неплох, но в нём нет изысканности форм, красок и фактур, какие есть у голландцев.  :dontknow:  Голландцы - аристократы, Шарден - деревенский простак.  :tomato:  Вот сравним его, например, с Кларой Петерс.  :idea:

Жан-Батист-Симеон Шаржен
Still life with Copper Pot, Cheese and Eggs
1730-1735
Маурицхейс

http://s5.uploads.ru/vfS36.jpg

Клара Петерс
Still life with Cheeses, Almonds and Pretzels
1625, Майрицхейс

http://s3.uploads.ru/QqHZF.jpg

Micktrik написал(а):

Да, надо было идти до конца в своем натурном эксперименте!)

Возможно будет продолжение эксперимента. :)

0

23

Micktrik написал(а):

Ура, чемодан нашелся!

Спасибо за поддержку!  :flag:

Micktrik написал(а):

HEDA, Willem Claesz.
Breakfast Table with Blackberry Pie

Leggy написал(а):

у Хеды и Класа есть картины, на которых участвуют искомые предметы.

Интересно, ну вот зачем они так часто использовали одни и те же реквизиты? Это же скучно!  o.O

Leggy написал(а):

если всё таки они соревновались друг с другом, то результат их соревнования - абсолютная ничья.  :idea:  Ибо я с трудом могу отличить Хеду от Класа, а Класа от Хеды.  :hobo:

Я думаю, если бы те картины в Маурицхейсе висели рядом, и мы бы не опаздывали в ресторан, было бы интересно посравнивать, у кого отдельные предметы получились лучше. Мы бы, конечно, друг с другом не согласились, но и это тоже интересно.  :yep: В реале картины всё-таки сильно отличаются от репродукций.

0

24

Leggy написал(а):

Жан-Батист-Симеон Шарден
Still life with Copper Pot, Cheese and Eggs
1730-1735
Маурицхейс

Не, не так, а так:

http://forum.arimoya.info/attachments/i%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BDfhlytzszmreiemr-jpg.22064/

0

25

Leggy написал(а):

Шарден неплох, но в нём нет изысканности форм, красок и фактур, какие есть у голландцев.  :dontknow:  Голландцы - аристократы, Шарден - деревенский простак.  :tomato:  Вот сравним его, например, с Кларой Петерс.

Это та картина, на которой в сыре были совершенно неправдоподобные одинаковые насечки?  :rolleyes:  Здесь, мне кажется, вообще все ненатуральное.  :tomato:

Шарден - тонкий исследователь разных материалов близкой цветовой гаммы, это я читала еще про его эрмитажный натюрморт:

http://bestarts.org/ba/wp-content/uploads/2014/12/Jean-Chardin-Still-Life-with-Attributes-of-the-Arts.jpg

0

26

Alina написал(а):

Интересно, ну вот зачем они так часто использовали одни и те же реквизиты? Это же скучно!  o.O

Ответ может быть следующим: эти предметы нравились заказчикам, они хотели иметь такую же картину, как у соседа. В 17-ом веке голландские художники всё ещё были ремесленниками, создающими и продающими картины, чем художниками в смысле творцами.
Например, для вступления в гильдию Св. Луки от художника требовалось быть гражданином города и иметь собственное жильё. А для регистрации в статусе мастера, ещё нужно было быть женатым.
Как семейное положение могло влиять на мастерство художника?  :question:

Alina написал(а):

В реале картины всё-таки сильно отличаются от репродукций.

Согласна.

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    Жан-Батист-Симеон Шарден
    Still life with Copper Pot, Cheese and Eggs
    1730-1735
    Маурицхейс

Не, не так, а так:

Алин, сорри, моя фотка, действительно, вышла не сфокусированной. В любом случае, натюрморт Клары Петерс я фотографировала тем же фотоаппаратом при том же примерно освещении, что и Шардена. ОК, пусть будет так, как на твоей картинке, но для меня это почти ничего не меняет.

Alina написал(а):

Это та картина, на которой в сыре были совершенно неправдоподобные одинаковые насечки?

Да, это та картина, на которой ты отметила неправдоподобные одинаковые насечки. Вот они. По-моему, вполне правдоподобные. Такие насечки, кстати, часто встречаются у испанских сыров. Так что в Испании проведём художественный сырный эксперимент.  :idea:

http://s6.uploads.ru/DtI6u.jpg

Alina написал(а):

Здесь, мне кажется, вообще все ненатуральное.

У Шардена что-ли сыр более натуральный?  :nope:   Если бы там не было подписано, что это сыр, я бы приняла его за чёрствый хлеб.   :tomato:

Alina написал(а):

Шарден - тонкий исследователь разных материалов близкой цветовой гаммы, это я читала еще про его эрмитажный натюрморт:

Ага, нам про это тоже говорили на лекции в Пушкинском (в зале музея у картины с изображением бюста какого-то античного героя и других предметов). Я не отрицаю исследований Шардена, я только не считаю его натюрморты красивыми.

0

27

Гаага

Поездка в Гаагу была запланирована на третий день пребывания в Амстердаме. Но в связи с тем, что именно этот день по прогнозу объявили самым дождливым, мы решили немного изменить программу и съездить в Гаагу-Схевенинген днём раньше.
По сложившемуся распорядку в 10 часов утра после вкусного завтрака в отельном кафе мы выдвинулись на центральный вокзал. До вокзала доехали на трамвае, билеты купили у водителя. На этом этапе трудностей у нас не возникло, кроме того, что мы так и не поняли, зачем они призывают делать обязательные чек-ин и чек-аут? Существует два вида билетов, разовый и дневной. Разовый действует час после первого чек-ина, а дневной 24 часа после него же. С чек-ином всё понятно: приложил билетик к валидатору, время пошло. А вот зачем нужен чек-аут?

На вокзале нам сразу повезло разобраться с билетным автоматом и найти платформу, с которой через несколько минут должен был отправиться поезд на Гаагу. На этом везение закончилось. Табло при выходе из тоннеля на платформу обещало поезд на Гаагу, а табло на самой платформе  указывало совсем иные направления.  %-) Сводного табло с расписанием поездов хотя бы на ближайший час, нам обнаружить не удалось. Полагаю, что на Амстердам Централь такого табло вообще не существует.

После нескольких минут ожидания, мы предприняли первую попытку получить информацию о поезде на Гаагу у служащей на платформе. Она сказала, что платформы поменяли, и нам нужно идти на другую платформу. Мы побежали туда, поезд уже стоял «под парами», готовый вот-вот отправиться. Мы впрыгнули в последний вагон, который был абсолютно переполнен. Собственно это обстоятельство нас и спасло. Алина вовремя сообразила, что не айс ехать 45 минут стоя, и потянула меня к выходу. Едва мы выпрыгнули на платформу, поезд отправился, и тут мы увидели, что на нём было написано вовсе не Гаага, а какой-то другой город, кажется Лейден. Представляете, как хороши бы мы были, когда приехав в Лейден, стали бы искать там Маурицхейс.  :D

Мы опять стали искать платформу с поездом до Гааги, обратились к служащему, который пояснил, что прямые поезда до Гааги сегодня не ходят в связи с повреждением путей на нужном нам направлении. Мы решили сдать билеты и отправились в кассовый зал. Но служащая в кассовом зале заверила, что поезд на Гаагу вот-вот отправится, и мы, доверчивые, опять побежали наверх. Когда на указанной платформе поезда до Гааги не оказалось, мы обратились к служащему, который прекрасно говорил по-английски. Он и пояснил нам, что прямых поездов до Гааги сегодня нет, и что туда следует ехать с пересадкой либо в Лейдене, либо где-то ещё.
Мы настаивали, ссылаясь на служащую в кассах, которая обещала нам прямой поезд до Гааги. Наш собеседник воскликнул, мол, сами решайте, кому верь, мне или той служащей, а я вам говорю, что прямых поездов на Гаагу сегодня нет.

Мы снова пошли вниз, в кассы. В этот раз категорично заявили служащей, что мы хотим сдать билеты. В ответ она указала на длиннющую очередь, обещавшую, что ближайшие пару часов мы проведём, стоя в ней.  Увидев наши постные физиономии, служащая заметила, мол, что вы хотите, это же Амстердам, здесь много народу, все хотят в Амстердам. Я мужественно встала в очередь, но Алина заявила, что бог с ними с деньгами, лучше бы нам пожалеть себя и наше время. Я отправила её на диванчик, но она пошла на улицу покурить. Пока она курила, очередь значительно продвинулась, и вернувшаяся Алина согласилась достоять в ней. Минут через 10 мы были у кассы и нам
без вопросов вернули деньги.

Раз с Гаагой в этот день не заладилось, мы запустили программу следующего дня и отправились в дом-музей Рембрандта. Затем мы пообедали на той террасе, которую я показала выше, по пути прикупили в магазинчике голландский сыр домой и клубнику в отель. Этот день был спасён, но завтра нам предстояла попытка  №2 добраться до Гааги.На следующий день в 10 часов утра мы опять поехали на трамвае на уже хорошо знакомый нам вокзал. Без проблем купили билеты, без проблем нашли платформу с поездом до Гааги. В поезде Интерсити почти никого не было, мы сели на второй этаж и ехали до Гааги почти в пустом, комфортном  вагоне. Единственной неприятностью данного дня стал моросящий дождик.

http://s6.uploads.ru/gJ7NP.jpg

В Гааге мы без труда нашли Маурицхейс, кинули зонтики в кучу других у стены под лестницей и отправились на встречу с Вермеером.

Маурицхейс

http://s3.uploads.ru/OSziE.jpg

Продолжение следует.

0

28

Leggy написал(а):

Ответ может быть следующим: эти предметы нравились заказчикам, они хотели иметь такую же картину, как у соседа. В 17-ом веке голландские художники всё ещё были ремесленниками, создающими и продающими картины, чем художниками в смысле творцами.

А когда же художники стали творцами? Или так до конца и не стали :question:

Alina написал(а):

Жан-Батист-Симеон Шарден
Still life with Copper Pot, Cheese and Eggs
1730-1735
Маурицхейс

Мне "Кастрюля с яйцами" понравилась, хотя судить могу только по репродукции. Просто и со вкусом, без дополнительных принадлежностей :yep:

Leggy написал(а):

Если бы там не было подписано, что это сыр, я бы приняла его за чёрствый хлеб.

Интересно, как выглядел сыр после долгого путешествия в чемодане Алины :question:

Leggy написал(а):

мы обратились к служащему, который прекрасно говорил по-английски.

Я думал, что там все так  :dontknow:

0

29

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    Ответ может быть следующим: эти предметы нравились заказчикам, они хотели иметь такую же картину, как у соседа. В 17-ом веке голландские художники всё ещё были ремесленниками, создающими и продающими картины, чем художниками в смысле творцами.

А когда же художники стали творцами? Или так до конца и не стали :question:

Стали.  :yep:  С той поры, как их картины попали в музеи и стали искусством. Только художники об этом так и не узнали.  :D
Кроме, наверное, Рембрандта. Но мы знаем, чем закончилось его творчество. Писал бы стрелков, как диктовали заказчики, был бы востребован до конца жизни.  :hobo:  А творчество голландские заказчики ценили только, когда оно не выходило за рамки общего вкуса.
Голландский художник в первую очередь был торговцем или поставщиком массового художественного товара. В том причина узкой специализации и небольшой вариативности композиций. Желая повысить свою производительность и мастерство, голландские художники ограничивали количество тем и повторялись из одной картины в другую. Если художник специализировался по натюрмортам, он не писал пейзажей. Если писал «завтраки», не писал цветов… Один Рембрандт писал всё. Мы с Алиной с удивлением обнаружили, что он писал даже пейзажи. Но Рембрандт – исключение из голландцев, хотя он тоже торговал картинами.

Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606–1669) Каменный мост. Около 1638. Дерево, масло. 29,5x42,5

http://sf.uploads.ru/u5b1k.jpg

Рембрандт создал большое количество пейзажей, как живописных, так и графических. Почти все они полны драматизма, присутствующего и в других картинах мастера зрелого периода.

Здесь изображена природа в начале грозы. Яркая вспышка неведомого света озаряет кусок пейзажа, который вот-вот будет поглощен тьмой от затягивающих небо, висящих клоками страшных туч. Световой поток, вырывающий из мрака предметы и людей, был характерен для живописи художника, на этом противопоставлении он создавал свои работы. Слева изображены путники, которые вылезают из телеги, спеша укрыться от непогоды в таверне, люди, плывущие в лодке, причаливают к берегу. И только один человек, подходящий к мосту, продолжает свой путь, идя навстречу грозе. Но край тучи обрызган отсветами невидимого небесного сияния, и эти оранжевые сполохи веселят душу.

В те времена в окрестностях Амстердама не было таких каменных мостов. Вероятно, автор увидел его в окружении деревьев на гравюре Яна ван де Велде и обыграл это изображение в своем пейзаже, реалистическом и фантастическом одновременно. Картина рождает ощущение волшебства, а люди на ней словно олицетворяют различные человеческие состояния перед лицом стихии. Из них лучше всего виден упрямый путник — воплощение человеческой сути Рембрандта.

из книги И. Кравченко "Рейксмузеум Амстердам"

Ян ван де Вельде «Катающиеся на коньках на реке» (1616)

http://s6.uploads.ru/iTQau.jpg

Micktrik написал(а):

Я думал, что там все так  :dontknow:

Голландцы хорошо говорят по-английски, но среди служащих много людей не европейской внешности. Они тоже говорят, но их английский понять намного труднее.  :dontknow: При поселении в отель мы с Алиной обе отметили одновременную многословность и невнятность смуглокожей девушки с рецепции. Отчего-то из её потока мы поняли далеко не все слова. С беленькими рецепшионистками проблем в общении у нас не возникало.

0

30

Продолжаю.

Безусловно, Вермеер является жемчужиной коллекции Маурицхейса. Его «Девушка с жемчужиной» и «Вид Делфта» - настоящие шедевры, которые организаторы музея припасли на «сладкое», поместив эти картины в одном из последних залов.  Поэтому, дисциплинированный посетитель, какими явились мы с Алиной, прежде чем попасть в зал с Вермеером и пожалеть, что на затылке нет глаз («Девушка» и «Делфт» висят на противоположных стенах, если смотришь на одну картину, к другой стоишь спиной), должен пройти около двух десятков залов, впрочем, тоже наполненных прекрасными образцами голландского искусства.
К сожалению, до отъезда в Испанию осталось немного времени, и я не успею рассказать про все картины Маурицхейса, о которых хотелось бы. Но я успею выполнить своё обещание и рассказать про учеников Рембрандата и учеников учеников Рембрандта на примере некоторых картин, увиденных нами в Гааге и в Амстердаме.

Ставим перед собой задачу  разглядеть воплощение и возрождение идей великого учителя в работах его детей (учеников) и внуков (учеников учеников).  :idea:

Начну с Николаса Маса. Николас Мас в 1648 году приехал из Дордрехта (Южная Голландия) в Амстердам и поступил учеником в студию Рембрандта, у которого проучился до 1653 года. Художник, определённо, талантливый, не создавший какого-то своего направления, но прекрасно освоивший равно как науку Рембрандта, так и стиль Ван Дейка, которому он следовал во второй половине творческого пути.
В начале, мы с Алиной заметили одну картину Маса в Рейксмузее. Мимо этой картины, мы тогда не знавшие, что перед нами ученик Рембрандта, по любому не могли пройти. Ибо, одна из нас – в прошлом кошатница со стажем (25 лет воспитания домашней кошки :) ), а вторая с некоторых пор обращает внимание на живописных стариков и старух, которых можно сравнить с известным в наших узких кругах «Огородником». ;)

Николас Mac (1634–1693) Пожилая женщина за молитвой. Около 1656

http://s1.uploads.ru/BOVm4.jpg

http://sd.uploads.ru/v5nxs.jpg

Французский писатель  Поль Клодель (брат Камиллы Клодель) в эссе «Глаз слушает» в частности писал, что у любой картины должен быть смысловой центр, составляющий то,   что называется сюжетом.  Центр картины Николаса Маса – в треугольнике, в одном углу которого находится женщина, в другом висящие на стене ключи, в третьем шкодливая кошка. Этот треугольник определяет сюжет картины Маса, и по нему художник  направляет взгляд зрителя.
Что касается «заветов» Рембрандта, их воплощение в картине Николаса Маса я вижу в следующем: в статичной картине есть неожиданное движение, изменяющее на первый взгляд очевидный сюжет. Вспомните девочку с курицей в «Ночном дозоре». У Маса вместо девочки – жадная кошачья лапа.  :idea:

Следующую «Старушку» Николаса Маса мы увидели в Маурицхейсе.

Николас Mac (1634–1693) The Old Lacemaker. 1655

http://s3.uploads.ru/6qilk.jpg

«Старая кружевница» - сказочная бабушка шевелит губами, отсчитывая петли на кружевном рукодельном платке (наволочке), который она, возможно, плетёт в приданое своей внучке. Над головой старушки висит корзина с яйцами, а на столе слева от неё простой, но со вкусом натюрморт а-ля Шарден. «Заветы» Шардена есть, а что же здесь от Рембрандта? Или, может быть, Сурикова?  :question:

0