"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Караваджо и последователи. Выставка в ГМИИ. Впечатление и обсуждение


Караваджо и последователи. Выставка в ГМИИ. Впечатление и обсуждение

Сообщений 31 страница 56 из 56

31

Micktrik написал(а):

А как можно, вооружившись новой информацией, трактовать идею данной картины Пассаротти?

Овощи лежат в корзине, а петухи и куры сидят по углам или в клетке в ожидании того, что их зажарят. Тот петух, что в руке кухарки/торговки, точно скоро будет жареным. :)
Доступность изобильной пищи указывает на экономическое благосостояние общества, способного обеспечить себя отечественными продуктами земледелия и животноводства.  :idea:

Micktrik написал(а):

а вам ничего не почудилось?

Среди апостолов мне почудились по крайней мере три самурая. :)

Micktrik написал(а):

Картины из музея Азкабана Роберта Лонги, занимавшие целую стенку, разочаровали.

Фома мне понравился, симпатичный и смотрится современно. А Варфоломей крайне неприятный, не хочется даже думать, почему у него в руке волосатая голова, а на плечах лысая (неужели Рибера с него снял скальп?  o.O )
А по поводу "Св. Инессы" попалась мне тут интересная статья http://www.s-info.ru/read/excurs/364/

0

32

Leggy написал(а):

Овощи лежат в корзине, а петухи и куры сидят по углам или в клетке в ожидании того, что их зажарят. Тот петух, что в руке кухарки/торговки, точно скоро будет жареным.

А что означает удержание пацанчика? Не русский же народ, отлученный от заграничных продуктов, он символизирует :D

Leggy написал(а):

Доступность изобильной пищи указывает на экономическое благосостояние общества, способного обеспечить себя отечественными продуктами земледелия и животноводства.

Наверное, такие картины скоро войдут в моду, а в дополнение к ним можно почитать "Чрево Парижа" Золя.

Leggy написал(а):

Фома мне понравился, симпатичный и смотрится современно.

Получается, его копьем проткнули?
Мораль: будешь тыкать пальцем других - тебя самого проткнут копьем :huh:

Leggy написал(а):

А Варфоломей крайне неприятный, не хочется даже думать

Смахивает не на жертву, а на палача. Переселение душ, оборотное зелье.
Все они вооружены и очень опасны. Я бы с ними в метро в один поезд не рискнул бы сесть :nope:

Leggy написал(а):

А по поводу "Св. Инессы" попалась мне тут интересная статья

Про Инессу и Риберу очень интересно было почитать.

0

33

Если Рибере удалось передать красоту небесную и духовную в образе Инессы (правда, не на нашей выставке, увы :yep: ), то Маттиа Прети преуспел с красотой земной телесной в образе Сусанны. Даже не знаю, кто первый сообразил, насколько в выгодном свете можно изображать женщин, применив кьяроскуро. Нельзя сказать, что Караваджо совсем игнорировал женскую натуру, но он остановился на половине пути.

http://s7.uploads.ru/3VSAI.jpg
http://s2.uploads.ru/6usBi.jpg
Маттиа Прети «Сусанна и старцы» 1640-е
Картинки позаимствовал отсюда

0

34

Micktrik написал(а):

Маттиа Прети преуспел с красотой земной телесной в образе Сусанны. Даже не знаю, кто первый сообразил, насколько в выгодном свете можно изображать женщин, применив кьяроскуро. Нельзя сказать, что Караваджо совсем игнорировал женскую натуру, но он остановился на половине пути.

На выставке караваджистов была ещё одна картина Маттиа Прети "Концерт" 1630 г.

http://s3.uploads.ru/0EVjX.jpg

Картина почти монохромная, и этим обращает на себя внимание.
Тело Сусанны тоже какое-то бледное. Мне сразу вспомнилась Батшеба Дроста, от которой полшага до Рембрандта. В любом случае, женская натура - не от Караваджо.

Можно зайти и с другой стороны.

Гверчино "Сусанна и старцы" 1617 г.  Тут только сюжет схожий, техники иные.

http://s2.uploads.ru/jMfic.jpg

Гверчино "Мистическое обручение Св. Екатерины" 1620 г.

http://s6.uploads.ru/FwC5q.jpg

Где они понабрались этих мертвецких тонов?

0

35

Leggy написал(а):

Где они понабрались этих мертвецких тонов?

вероятно, мы плохо знаем химию - я так точно.
показал ведь нам товарищ с Лонг-Айленда (см. пост 384), как розовый фон исчез с натюрморта Ван Гога, а времени-то меньше прошло.
можно предположить, что тона повеселее были.

вот что умные люди пишут:

Наиболее опасны для живописи такие изменения цвета, восстановить которые нельзя; к таким изменениям относятся выцветание и почернение красок.
Краски органического происхождения под влиянием света выцветают. Это характерно и для самостоятельно нанесенных и для нанесенных в смеси с другими красками.
Известно, что крапплак красный, фиолетовый и розовый, особенно содержащий пурпурин, не светостоек, причем этот процесс ускоряется в присутствии цинковых белил, воздуха и влаги.

из книги А.М. Лентовский, Технология живописных материалов

Отредактировано marc (2015-11-19 14:49:23)

0

36

Micktrik написал(а):

В передаче "Искусственный отбор" нам много рассказывали про потемнение и окисление старых картин. Где-то на 21-й минуте появляется и Караваджо.

Прежде полагала, что стражник стоит спиной, и лица его не видно. После фильма рассмотрела, - действительно, есть лицо, только очень затенённое.

http://s2.uploads.ru/P0KJX.jpg

marc написал(а):

показал ведь нам товарищ с Лонг-Айленда (см. пост 384), как розовый фон исчез с натюрморта Ван Гога, а времени-то меньше прошло.
можно предположить, что тона повеселее были.

Жёлтый фон на Амстердамской версии "Ирисов" остался, а розовый из Метрополитена куда-то испарился? ) Несмотря на увеличение в фильме, мне не удалось разглядеть те остатки розового, о которых говорил автор.
У Ван Гога мощные, выпуклые мазки. Краски он не жалел. Не представляю, чтобы цвет мог уйти равномерно, не оставив следов.
С другой стороны, белый фон тоже ему не свойственен.

http://s3.uploads.ru/4ND32.jpg

Нашла цитату о розовом фоне.

Из письма Ван Гога брату:  «Я работаю над холстом с розами на светло-зеленом фоне и над двумя холстами с большими букетами фиолетовых ирисов. Один из них — на розовом фоне, где эффект гармоничен и мягок благодаря сочетанию зеленых, розовых и лиловых тонов. Второй фиолетовый букет (доходящий до кармина и чистой прусской синей) совершенно противоположен первому. Помещенный на сверкающем лимонно-желтом фоне с другими тонами желтого в вазе и подставке, на которой он стоит, он создает эффект контрастных дополнительных цветов, которые усиливают друг друга.»

http://pozitiv63.ru/?p=6327

Ван Гог пишет "работаю", но это не означает, что он закончил картину. Возможно, и не закончил. Только по углам пару мазков розового сделал, вроде примерился, их и увидел дяденька из Метрополитена. )

0

37

Leggy написал(а):

Картина почти монохромная, и этим обращает на себя внимание.
Тело Сусанны тоже какое-то бледное.

Сусанна купалась ночью при лунном свете, а концерт происходил в таверне при искусственном холодном освещении (лампами дневного света) :idea:

0

38

К вопросу о (красном) цвете: мальчик-художник уж очень бил по глазам своим ярким красным беретом-тюрбаном. Контраст с остальными приглушенными тонами был очень сильным. Мы с Витторе Гисланди недавно встречались в Бергамо. Заметили его любовь к цветовым эффектам. Сейчас, правда, не всегда разберешься, где художник постарался, а где реставратор или неумолимое время. Остается только гадать. Портрет, конечно, понравился. Фасон берета-тюрбана рискну порекомендовать Лукреции ;) Красиво и оригинально. И мне нравятся тюрбаны :)

http://s2.uploads.ru/KHEw5.jpg
Ghislandi Vittore, Fra’ Galgario Portrait of a Young Painter, c. 1730

С Караваджо эту работу мне трудно увязать, увы :)

0

39

Leggy написал(а):

Ван Гог пишет "работаю", но это не означает, что он закончил картину. Возможно, и не закончил. Только по углам пару мазков розового сделал, вроде примерился

всегда восхищаюсь (без иронии) Вашей проницательностью,
но вот более аккуратная репродукция из WikiArt - что скажете по поводу пары мазков любимого Вами розового цвета.
мне кажется, здесь явные следы выцветшей розовой краски по всему фону
http://uploads8.wikiart.org/images/vincent-van-gogh/vase-with-irises-1890.jpg

0

40

marc написал(а):

всегда восхищаюсь (без иронии) Вашей проницательностью,
но вот более аккуратная репродукция из WikiArt - что скажете по поводу пары мазков любимого Вами розового цвета.
мне кажется, здесь явные следы выцветшей розовой краски по всему фону

Думаю, самая аккуратная репродукция должна быть на сайте Метрополитена. Вот она:

http://s7.uploads.ru/t/DBi1w.jpg

Или по ссылке в большом размере:

http://www.metmuseum.org/collection/the … rch/436528

Лёгкий розовый оттенок (очень лёгкий, почти прозрачный) заметен на стыке фон/ваза. Тон вазы холоднее, в голубизну, а тон фона - теплее, в розовость.
Но, кто сказал, что эта розовость - выцветшая яркая краска? Может, так и было задумано?
А я розовый не люблю, тут Вы ошиблись. :)

0

41

Leggy написал(а):

Ван Гог пишет "работаю", но это не означает, что он закончил картину. Возможно, и не закончил. Только по углам пару мазков розового сделал, вроде примерился, их и увидел дяденька из Метрополитена.
...
Думаю, самая аккуратная репродукция должна быть на сайте Метрополитена.

Всмотрелся в эту картинку при самом высоком разрешении. Розовый цвет разглядел в углах и не только, но не в виде отдельных "примерочных" мазков.
Однако мы начали не с этого. Из-за того, что многие красные краски выцветают, тела на некоторых картинах, в частности, показанных Вами, со временем побледнели. Всё же местами розовость сохранилась - посмотрите на пальчики младенца у Гверчино.
.....
по поводу пристрастия к цвету - вспомнил Ваши давние эмоции на соседнем форуме, правда, может быть, относившиеся только к розовому вину

0

42

marc написал(а):

Всё же местами розовость сохранилась - посмотрите на пальчики младенца у Гверчино.

Да, что-то розовое есть.
Может, и под влиянием времени на лицах появился зелёный оттенок, как у вурдалаков. )

marc написал(а):

по поводу пристрастия к цвету - вспомнил Ваши давние эмоции на соседнем форуме, правда, может быть, относившиеся только к розовому вину

Эмоции относились не только к вину, но это дело прошлое. )
Кстати, и вкус к вину с тех пор тоже изменился, розовое - хорошо только по случаю, в жаркий день, где-нибудь в Провансе... А в общем, в розовых винах мне не хватает букета (он там не уместен, делает вино парфюмированным).

0

43

Micktrik написал(а):

С Караваджо эту работу мне трудно увязать, увы

Мне проще увязать эту картину с женской головкой Гвидо Рени :)

http://s7.uploads.ru/n8JBg.jpg

На выставке есть одна работа этого болонского художника, которого относят к лагерю академистов и эклектиков. Картина "Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном" (1640 г) мне нравится, но зачем ее привезли в Москву? Чтобы показать, что влияние Караваджо не было абсолютным и всеохватывающим?

http://s6.uploads.ru/l5rqK.jpg

Параллельно и после существовали и другие школы живописи? Наверное, так. Получается, на выставку можно было привозить любые картины, начиная с XVII века и до бесконечности. Более интересно было бы, на мой взгляд, отметить, что и Гвидо Рени новый живописный стиль затронул в его жизни и творчестве. Как уже заметила Легги ранее, банда Риберы и неополитанских караваджистов задала жару всем заезжим гастролерам, включая Гвидо Рени (так что ему не удалось как следует поработать в Неаполе). В Риме у Рени был длительный и плодотворный период. Хочу привести для примера несколько работ, в которых влияние Караваджо или его истинных последователей заметно. Конечно, они не из собрания Роберто Лонги. Возможно, надо пересмотреть политику концептуальных выставок, разрешив рядом с оригиналами использовать дополнительные репродукции. Было бы понятнее и интереснее для зрителей, которые не могут в своей голове много всего держать (а у некоторых она совсем пустая :) ). Надеюсь, данный тезис никого не обидел, так как относится ко всем (новичкам и знатокам) в определенной степени.

Элементы натурализма и "божественного" света мы наблюдаем в картине Святой Иосиф с младенцем Иисусом (1640 г) из Хьюстона.
http://s7.uploads.ru/4gX2v.jpg

Избиение младенцев 1611 года (из Пинокотеки Болоньи) мне напоминает "Мученичество Святого Матфея"  и "Семь деяний милосердия" Караваджо. (Кажущаяся) сумбурность композиции усиливает эмоциональное воздействие. События происходят на всех "этажах" :)

http://s2.uploads.ru/S41FX.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мученичество_святого_Матфея

https://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_деяний_милосердия

А вот и апостол Матфей и ангел (1635—40 годов) из пинакотеки Ватикана. Пожалуйста, сравните с картиной Караваджо из Сан-Луиджи-деи-Франчези.
http://s2.uploads.ru/rhMxI.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Матфей_и_ангел

Напоследок хочу показать вам "Геркулеса, убивающего гидру" (1617 и 1620 г) из Лувра , исполненного в стиле, как мне кажется, весьма близкому караваджизму (Караваджо, Риберы и т.д.)
http://s7.uploads.ru/KxFzU.jpg

Почти все работы, представленные на выставке, можно найти здесь (кое-чего не хватает и есть ошибка). Желающие могут поискать несоответствия :)

0

44

Я забыл упомянуть "Распятие апостола Петра" (1604-1606) из Ватиканской пинакотеки

http://s6.uploads.ru/hRebv.jpg

Для сравнения сходите в иллюстрированную книжку Махова (там есть кое-что интересное)

http://s3.uploads.ru/vKmJj.jpg

Микеланджело Меризи да Караваджо
Распятие святого Петра 1601
Церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим

Да и Давид с головой Голифа из Лувра (1605 г) очень напоминает работу Караваджо своим задумчивым настроением. :)

http://s3.uploads.ru/VLR0h.jpg

Интересно, что тут Рени Караваджо опередил :yep:

http://s2.uploads.ru/HX2MB.jpg
Караваджо 1609-1610 г Галерея Боргезе

0

45

Micktrik написал(а):

Как уже заметила Легги ранее, банда Риберы и неополитанских караваджистов задала жару всем заезжим гастролерам, включая Гвидо Рени (так что ему не удалось как следует поработать в Неаполе).

Где это я такое заметила?  :hobo:

Micktrik написал(а):

Напоследок хочу показать вам "Геркулеса, убивающего гидру" (1617 и 1620 г) из Лувра , исполненного в стиле, как мне кажется, весьма близкому караваджизму (Караваджо, Риберы и т.д.)

Он и к Тициану близок. )

http://s3.uploads.ru/t/QVarP.jpg

Micktrik написал(а):

очти все работы, представленные на выставке, можно найти здесь (кое-чего не хватает и есть ошибка). Желающие могут поискать несоответствия :)

St.Gregory the Great Carlo Saraceni
из Рима на москвской выставке не было.

0

46

Leggy написал(а):

Где это я такое заметила?

Была там одна ссылочка про Инессу :yep:

Leggy написал(а):

Он и к Тициану близок. )

И к Рубенсу :)  А можно еще и Полайоло вспомнить :)
Да, эклектики очень умело используют чужие идеи.
Мне нравится это понятие: можно легализовать и облагородить любое заимствование (и даже воровство  o.O ). Мы живем в мире эклектики! :idea:

http://s7.uploads.ru/zVAXr.jpg

Leggy написал(а):

St.Gregory the Great Carlo Saraceni
из Рима на москвской выставке не было.

Несколько картин на сайте не разместили, но бог с ними - не будем искать блох)

Тыкнем наугад в какой-нибудь квадратик: выпала "Служанка" с картины Гаспаре Траверси (1750 год). И что с ней делать теперь прикажете? Тыкнуть легко, а куда ее теперь приткнуть? Да, улыбка  у нее замечательная, можно сказать, обворожительная. Изображена натуральная служанка, а раз простушка - прямая дорога в партию караваджистов :D

http://s6.uploads.ru/5cKHa.jpg

Дело сделано, а теперь присмотримся внимательнее к работам художника: настоящий караваджист! Судите сами:

http://s3.uploads.ru/FeMNZ.jpg
"Убийство Амнона", 1752
Желающие могут прочитать эту душещипательную историю
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амнон

http://s3.uploads.ru/p4MEt.jpg
Гадалка-воровка

Возможно, в увесистом каталоге к выставке все подробно объясняют и показывают на живописных примерах, но кто покупает дорогие и скучные каталоги? :question:

0

47

Micktrik написал(а):

И к Рубенсу :)

:)  Сорри, думала об одном - писала о другом. )

Micktrik написал(а):

Мне нравится это понятие: можно легализовать и облагородить любое заимствование (и даже воровство  o.O ). Мы живем в мире эклектики! :idea:

Эклектика эклектике рознь. ) В те времена даже неплохо было, когда не слишком известные художники следовали мэтрам. Всё Возрождение в каком-то смысле основано на заимствовании и подражании античности.
А в наше время эклектика вынужденная. Всё уже придумано, написано, создано. Остаётся только комбинировать.

Micktrik написал(а):

а теперь присмотримся внимательнее к работам художника: настоящий караваджист! Судите сами:

"Убийство Амнона", 1752

(минимум) три в одном: "Призвание" и "Мученичество" Св. Матфея, и "Положение во гроб"

0

48

В монахах я разбираюсь плохо: не уверен, что смогу отличить францисканцев, картезианцев, бенедиктинцев и т.д. друг от друга даже по внешнему виду.

Одеяние картезианцев — длинное белое платье с белым капюшоном, вне монастыря — чёрное.
Францисканцев — темно-коричневая (бурая, коричневатая?) шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.
Облачение кармелитов — тёмно-коричневая ряса с капюшоном.
Облачение доминикацев — белая туника, кожаный пояс с чётками, белый скапулярий, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Правило св. Бенедикта не предусматривало определённого цвета для монашеского хабита (повседневного монашеского облачения), а хабиты из небелёной и некрашеной шерсти не были известны среди бенедиктинцев. Однако, цветом традиционно наиболее связанным с бенедиктинской традицией является чёрный, поэтому чёрный цвет хабитов является характерным для бенедиктинцев вообще и православных бенедиктинцев в частности. Традиционный бенедиктинский хабит представляет собой чёрную неприталенную тунику с пришитым к ней остроконечным капюшоном, препоясанную кожаным ремнем. Поверх туники (иногда под неё) одевается монашеский скапулир.


Наловил в Википедии.

Известно, что монахи часто не зацикливаются на цветах и имеют разные конгрегации, следующие своей собственной моде. Теперь мы знаем, какие истоки появления джинсов. Предлагаю молодежи взять на вооружение слово "хабит" (я не премину это сделать :) ) Буду менять прилагательные в зависимости от ситуации: какой у тебя очаровательный/классный/клёвый/ужасный хабит (думаю, пока выражение не устоялось, его можно применять и к костюму, и пальто, и тренировочным штанам :D ) А всякие там женские побрякушки я бы назвал "скапулир": на каком восточной базаре ты нашла сей скапулир?

Понятие "скапулир" - сложное, используется в разных ситуациях, встречается в нескольких вариантах написания.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Скапулярий

В общем, я слегка запутался, поэтому воспользуюсь помощью микрокраудсорсинга. :idea:  Пока же буду выражаться политкорректно: на выставке был замечен один монах в хабите и скапулире с крестом и черепушкой.

На Эхе, наверное, правильно написали:
Вторая половина XVII века – «Монах» Джачинто Бранди

http://s2.uploads.ru/KMbFk.jpg

Что же мы можем найти у Караваджо?

http://s7.uploads.ru/FNQXt.jpg
St Francis in Meditation, c. 1606
Galleria Nazionale d'Arte Antica, Rome

http://s7.uploads.ru/ELYm2.jpg
St Francis in Meditation, c. 1606
Museo Civico "Ala Ponzone", Cremona

http://s2.uploads.ru/M7I5y.jpg
St Francis in Ecstasy, c. 1595
Wadsworth Atheneum, Hartford

С белой рубашкой ангела хорошо бы сочеталась белая веревка Святого Франциска  :idea:

0

49

Лишь отдельные работы мне не понравились. Возможно, некоторые из них были трудны для восприятия.
Например, картина Пьера Франческо Маццуккелли (по прозвищу Мораццоне) "Коронование терновым венцом", где-то 1610 года. Нашел я ее не сразу, поэтому не предъявил ранее. Нет сомнений, что мы имеем дело с караваджизмом.
http://s7.uploads.ru/yz2so.jpg

Вот пример со спиной и пониже из Galleria di Palazzo Bianco (Genoa)
http://s6.uploads.ru/kmGPV.jpg
Вид со спины многих не оставил равнодушными. Какие картины Караваджо могли вдохновить Мораццоне? :question:

Есть у него и вполне барочно-готический (и маньеристский) Святой Франциск в Брере (где-то 1610 года)
http://s2.uploads.ru/gDAnp.jpg

Кое-что я взял отсюда
Говорят, что Мораццоне познакомился со стилем Караваджо в молодые годы, подвергся его влиянию, а потом постепенно изменил свою художественную манеру (он ведь и из Рима уехал). И так было не только с ним. Наверное, новая мода виновата :idea:

0

50

Положение во гроб - очень распространенный сюжет, на котором проверяется талант художника. Не все проверку успешно проходят. Поясню свою мысль. Сюжет очень сложен композиционно, надо выбрать правильный и желательно оригинальный ракурс, расставить всех персонажей на свое место, чтобы они не мешали друг другу. Есть еще одна трудность, заключающаяся в том, чтобы не превратить происходящее в фарс. При всем уважении к Караваджо, многие (например, Алина) отмечают театральность его "Положения во гроб". Соглашусь, но только отчасти. Караваджо сумел соблюсти баланс: поднятые вверх руки - искреннее проявление скорби и мольба к богу эмоциональной итальянской женщины. Как мы уже где-то ;)  обсуждали, руки идут на пользу всей композиции. Нет, я не вижу сходства Марии Клеоповой с профессиональной проплаченной плакальщицей.

http://s2.uploads.ru/uLYit.jpg
The Entombment, 1602-03
Oil on canvas, 300 x 203 cm
Pinacoteca, Vatican

У многих последователей Караваджо получилось значительно хуже. Таких примеров полно. Почти копия Рубенса мне не нравится женскими образами, которые выражают свои эмоции как-то схематично и ненатуралистично (ну, Мария Магдалина, утирающая слезы, вроде, получилась хорошо)
http://s7.uploads.ru/LBxRw.jpg
The Entombment, 1611-12
Oil on wood, 88 x 66 cm
National Gallery of Canada, Ottawa

Как мне кажется, Караваджо задрал планку так высоко, что очень трудно до нее допрыгнуть каким-либо последователям. Даже не знаю, кто из караваджистов (и вообще) может похвастаться удачным Положением во гроб . Возьмем для примера Дирка ван Бабурена из Утрехта (эта же картина есть в Сан-Пьетро-ин-Монторио):
http://s2.uploads.ru/V0vYR.jpg
BABUREN, Dirck van
The Entombment of Christ, 1617-19
Oil on canvas, 219 x 140 cm
Centraal Museum, Utrecht

Leggy написал(а):

Пост 358. Самый креативный плагиатчик последователь - Дирк Бабурен.

По-моему, звучит справедливо  :D

Театральность познается в сравнении. Возможно, Караваджо был буйным и грубым в жизни (что называется "имел тяжелый характер"), но в творчестве он умел быть интеллигентным, когда этого хотел.

Конечно, на выставке в ГМИИ мы не можем увидеть первоисточники, поэтому не всегда легко сравнить с ними произведения последователей.
Как бы там ни было, многим зрителям нравится "Положение во гроб" Баттистелло Караччоло (1618 год)
http://s6.uploads.ru/ec07G.jpg

Уверен, что даже Алина была бы удовлетворена сдержанностью композиционно-эмоционального решения. В общем, рекомендую не пропустить эту картину. Мы раньше где-то встречали работы Караччоло, но ничего выдающегося в них не замечали. Теперь наше мнение изменилось: будем присматриваться повнимательнее. Фамилия художника себя оправдала (он показал себя достойным последователем Караваджо и Карраччи). Как и многие, Караччоло познакомился с творчеством Караваджо в Неаполе (не знаю принадлежал ли он к банде, терроризирующей заезжих гастролеров :) )

Сложностью композиции его неополитанская картина, изображающая концепцию непорочного зачатия, очень сильно напоминает "Семь деяний милосердия" Караваджо. Подобные концептуальные произведения я считаю новым направлением искусства, которое перестает быть отобразительным, а выражает сложные (религиозные) идеи. К сожалению, рассматривать подобное творчество не всегда легко и просто (особенно в больших объемах). Как и многие современные "шедевры", такие произведения требуют дополнительных пространных пояснений. И, конечно, идея не должна губить искусство и отвращать зрителей. Кстати, Караваджо не был пионером данного направления, сложные философско-религиозные идеи использовал Рафаэль в своих ватиканских фресках (в станцах), можно найти примеры в Испанской капелле (Санта-Мария-Новелла во Флоренции) и т.д. Церковь побуждала художников изображать трудно отображаемое. В определенном смысле, можно считать такое искусство абстрактным, так как оно пыталось выразить философские, религиозные, мистические абстрактные понятия, далекие от реальной жизни (правда, используя реальные объекты), которые постигаются мозгом и воображением, а не глазами. Я не буду оспаривать, что человек видит мозгом, но и глаза ему обычно очень нужны. Если происходит "разрыв" одного с другим, то "программа" зависает, зрительный образ не находит отклика внутри головы и зритель уходит в недоумении и негодовании. Хорошая реалистичная живопись тоже идейная, но в ней есть пища для глаз, ума и сердца.

http://s7.uploads.ru/Z2VTp.jpg
Immaculate Conception with Saints Dominic and Francis of Paola
Date 1607
Santa Maria della Stella

http://s7.uploads.ru/jS5xz.jpg
The Seven Acts of Mercy, c. 1607
Oil on canvas, 390 x 260 cm
Pio Monte della Misericordia, Naples

Замечу, что Караваджо не отрывается от реальности. Я бы назвал его стиль "идейным натурализмом".

Мысль о том, что образы должны находить отклик в мозгу, я хотел бы распространить на всю выставку в целом. Судя из названия "Караваджо и последователи", зритель должен сопоставлять творчество караваджистов (и не только) с тем, что мы видели у самого Караваджо. Не знаю, как это можно делать без основательной подготовки. Для многих тема раскрыта плохо, так как есть набор неплохих картин, но образные связи не выстраиваются. Будем считать, что организаторы взвалили на себя (вернее на посетителей) непосильную ношу. Сами-то они умные, много видевшие, имеющие ученые степени - им трудно влезть в шкуру простого среднеарифметического офисного работника. Пришла мысль, что подобные выставки надо устраивать, имея под рукой весь имеющийся в мире живописный материал, что возможно только в Интернете. (Чем-то подобным мы в меру своих возможносте тут и занимаемся) Отдельное спасибо за аудиогид - он облегчает понимание. Надеюсь, что наше обсуждение тоже кому-то чуть-чуть поможет получить удовольствие на выставке.

0

51

Micktrik написал(а):

На Эхе, наверное, правильно написали:
Вторая половина XVII века – «Монах» Джачинто Бранди

На выставке эта картина называлась "Плачущий картезианский монах", 1662 г.
Не помню зачем я её записала в свой блокнот, наверное, слёзы показались очень жалостными. )
Источник эмоций «Плачущего» мне не понятен. Поэтому не могу сказать, что этот монах мне понравился.
А понравился другой – «Читающий монах» Хонхорста.  На этой картине нет действия и эмоции, но монах производит более сильное впечатление (своей вдумчивостью, увлечённостью), чем его рыдающий собрат.

http://s2.uploads.ru/qSC3U.jpg

http://s3.uploads.ru/njsxp.jpg

Micktrik написал(а):

Караваджо сумел соблюсти баланс: поднятые вверх руки - искреннее проявление скорби и мольба к богу эмоциональной итальянской женщины. Как мы уже где-то ;)  обсуждали, руки идут на пользу всей композиции. Нет, я не вижу сходства Марии Клеоповой с профессиональной проплаченной плакальщицей.

Мне тоже нравится эта картина Караваджо. И поднятые руки здесь оправданы – они, действительно, сбалансировали и подтянули всю композицию вверх.
Не помню, говорила ли где-то (если да, то повторюсь), нижняя часть картины написана настолько реалистично, что у зрителя, стоящего под ней (ощутила, когда «Положение» привозили в Москву) возникает ощущение сопричастности. Такое впечатление, что Никодим передаёт свою ношу зрителю, с которым он общается взглядом.  Стоит только протянуть руки…
Ну, а верхняя часть картины возвращает зрителя со сцены на его зрительское место – в первый ряд партера. )

Micktrik написал(а):

У многих последователей Караваджо получилось значительно хуже. Таких примеров полно. Почти копия Рубенса мне не нравится женскими образами, которые выражают свои эмоции как-то схематично и ненатуралистично (ну, Мария Магдалина, утирающая слезы, вроде, получилась хорошо)

Похоже, что Рубенсу тоже не нравилось «размахивание руками» Караваджо. Иначе зачем он практически скопировав нижнюю часть и Марию Магдалину, переписал эмоциональных женщин?  Наверное, Рубенс хотел посмотреть, что будет, если убрать поднятые руки. Не знаю, понравился ли ему результат, а мне не нравится. Взгляд Никодима, кстати, Рубенс тоже направил куда-то в сторону (и вся композиция съехала в ту же сторону).

Micktrik написал(а):

Даже не знаю, кто из караваджистов (и вообще) может похвастаться удачным Положением во гроб . Возьмем для примера Дирка ван Бабурена из Утрехта (эта же картина есть в Сан-Пьетро-ин-Монторио):

Вначале хотела сказать, что у Бабурена не «Положение Христа», а «Заталкивание его в чёрный ящик». ) Но потом пригляделась и оценила сложность композиции. Бабурен выбрал более трудный ракурс для Христа, и, ИМХО, неплохо с ним справился. Мне не нравятся женщины на его картине, не нравятся деформированные головы мужчин, но Христос нравится.

Micktrik написал(а):

Как бы там ни было, многим зрителям нравится "Положение во гроб" Баттистелло Караччоло (1618 год)

ИМХО, Караччоло схалтурил.  :tomato: 
Если бы не название картины, «Положение» было бы не вполне положением, а чем угодно другим. Например, оплакиванием. Караччоло сократил сюжет, убрал из него движение (тела) к конечному пункту (где могила или какой-нибудь ящик?)), и тем самым упростил себе задачу.
Поэтому, я не могу поставить его в один ряд с Караваджо.
Я бы назвала всю сцену «Похищение тела Христа лунной ночью». Хотя именно эти ощущения похищения мне в картине нравятся.

Micktrik написал(а):

Церковь побуждала художников изображать трудно отображаемое.

Википедия пишет, что обычно все милосердные деяния писались на отдельных картинах, а Караваджо решил соединить их на одном полотне.  То есть, он сам усложнил себе задачу, а зрителям усложнил понимание.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_деяний_милосердия

Micktrik написал(а):

Подобные концептуальные произведения я считаю новым направлением искусства, которое перестает быть отобразительным, а выражает сложные (религиозные) идеи. К сожалению, рассматривать подобное творчество не всегда легко и просто (особенно в больших объемах). Как и многие современные "шедевры", такие произведения требуют дополнительных пространных пояснений. И, конечно, идея не должна губить искусство и отвращать зрителей. Кстати, Караваджо не был пионером данного направления, сложные философско-религиозные идеи использовал Рафаэль в своих ватиканских фресках (в станцах), можно найти примеры в Испанской капелле (Санта-Мария-Новелла во Флоренции) и т.д. Церковь побуждала художников изображать трудно отображаемое. В определенном смысле, можно считать такое искусство абстрактным, так как оно пыталось выразить философские, религиозные, мистические абстрактные понятия, далекие от реальной жизни (правда, используя реальные объекты), которые постигаются мозгом и воображением, а не глазами. Я не буду оспаривать, что человек видит мозгом, но и глаза ему обычно очень нужны. Если происходит "разрыв" одного с другим, то "программа" зависает, зрительный образ не находит отклика внутри головы и зритель уходит в недоумении и негодовании. Хорошая реалистичная живопись тоже идейная, но в ней есть пища для глаз, ума и сердца.

Сюжет с обручением св. Екатерины из той же серии абстрактных, несуществующих в реальности понятий. Но картины на этот сюжет часто бывают забавными. Конечно, невозможно принять умом обручение взрослой тётки с младенцем, но как минимум интересно проследить за тем, как художник изображает фантазии Екатерины. Пусть само действо никогда не существовало, но существовали фантазии.

С непорочным зачатием сложнее. Как изобразить то, чего не может быть, так, чтобы укрепить зрителей в их вере? Зачатие через рукопожатие Караччоло – ИМХО, способно только насмешить. Наверное, в этом сюжете лучше использовать какие-то знаки и символы, понятные посвящённым?

Micktrik написал(а):

Будем считать, что организаторы взвалили на себя (вернее на посетителей) непосильную ношу. Сами-то они умные, много видевшие, имеющие ученые степени - им трудно влезть в шкуру простого среднеарифметического офисного работника. Пришла мысль, что подобные выставки надо устраивать, имея под рукой весь имеющийся в мире живописный материал, что возможно только в Интернете.

В целом я того же мнения, но в защиту организаторов хочу отметить, что они всё же постарались поддержать выставку серией лекций. По ФБ регулярно получаю информацию о лекциях, связанных с темой выставки «Караваджо и последователи». Даже какой-то фотограф лекцию о свете/тени читал.  Материал из этой темы, ИМХО, вполне потянет на лекцию. Жаль, что в ГМИИ нет интернет-тусовки. )

0

52

Leggy написал(а):

ИМХО, Караччоло схалтурил

Не, он правильно рассчитал свои силы. Караваджо, конечно, превзойти невозможно, но можно выступить скромно, но достойно. :)

Leggy написал(а):

Сюжет с обручением св. Екатерины из той же серии абстрактных, несуществующих в реальности понятий.

Ну, понятно, что мы имеем дело с обручением, пусть несколько странным.

Leggy написал(а):

С непорочным зачатием сложнее. Как изобразить то, чего не может быть, так, чтобы укрепить зрителей в их вере? Зачатие через рукопожатие Караччоло – ИМХО, способно только насмешить. Наверное, в этом сюжете лучше использовать какие-то знаки и символы, понятные посвящённым?

Чтобы нормальный человек никогда не разобрался :)

Leggy написал(а):

В целом я того же мнения, но в защиту организаторов хочу отметить, что они всё же постарались поддержать выставку серией лекций. По ФБ регулярно получаю информацию о лекциях, связанных с темой выставки «Караваджо и последователи»

А что-то удалось послушать? Ломится ли туда народ? Хорошо бы записи найти, если музейщики (ну, или слушатели) их научились делать.

0

53

Наверное, многие знают историю с Товитом, его сыном Товией, ангелом и собачкой впридачу. Была там и жена Товита Анна, но ее значимость была еще меньше, чем у собачки (я уж не говорю про воробья или рыбу). Так как сын и отец имеют однокоренное имя, давайте запомним, что что первый имел ударение на первом слоге, а второй - на втором. Не очень логично, поэтому не перепутайте. Да, жизнь праведного человека всегда висит на волоске и подвержена непредвиденным неприятностям: если толстокожему атеисту и голуби не страшны, то истинно верующий может сильно пострадать от воробья. Напомню сюжет тем, кто не держит в голове мелкие нюансы:
Начну с неприятностей Товита.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, "нечистым", так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп. Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его. (Товия принял ангела за обычного смертного. Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы.)
Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени.

Советую почитать полностью, чтобы насладиться всеми поворотами почти голливудского сюжета.
В современной постановке будет много мистики, эротики (граничащей с порнографией и нетрадиционными отношениями), а также натурализма с рыбьими потрохами.

В счастливом финале вполне можно было бы показать картину Матиаса Стомера, написанную им где-то после 1640 года.
http://s7.uploads.ru/yqNeY.jpg

Стомер был учеником Хорнтхорста, поездил по святым местам Караваджо (Рим, Неаполь и даже Сицилия), библейский сюжет он иногда разбавлял событиями из истории Древнего Рима.
Посмотрите сами на творчество еще одного утрехтского караваджиста:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Стом,_Маттиас
https://en.wikipedia.org/wiki/Matthias_Stom
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/s/stom/

Кажется, у Стомера совсем нет жестоких сцен, натуралистично - да, а кроваджизма-то нет! :)

Ну, посмотрите хотя бы на одну римскую натуралистично-идиллистичную картинку:

http://s7.uploads.ru/bKagY.jpg

Samson and Delilah, 1630s
Oil on canvas, 99 x 125 cm
Galleria Nazionale d'Arte Antica, Rome

Хочется петь :whistle:

Пардон, у нас тут тоже декабрьские вечера начались :)

0

54

Вы, наверное, давно догадались, зачем я вам тут очки (в глаза) втираю и песенки пою. То была подготовка к очередной картине Стомера. Вот она:

http://s3.uploads.ru/uXjJB.jpg

Картина 1630-х годов из коллекции Роберто Лонги, которую я как-то неоригинально обозвал Азкабаном. Ну, были на то разные причины. Например, в Интернете произведения из нее только-только стали появляться, что говорит о закрытости музея. В то время, когда и галлерея Боргезе распахнула свои узкие ворота настежь для бесчисленных туристов с фотоаппаратами, поняв, что шила в мешке не утаишь, коллекция Роберто Лонги все никак не избавится от ржавых решеток. Пора, синьоры, подтягиваться. Все равно вездесущие шпионы из мира туризма и искусства вас раскроют!

По-моему, картина Стомера отлично смотрится и вызывает добрые чувства. Правда, не совсем понятно, что хотел сказать автор. Можно копать в нескольких направлениях (два уже были обозначены). Кажется, мы совсем недавно познакомились с Товитом, его красавицей женой и (арх)ангелом. Поиск в Интернете часто и выдает такой вариант,  но некоторые добропорядочные посетители (не будем показывать пальцем, но это не мы) на выставках используют натуральные бумажные блокнотики. Натурализм - часто мера вынужденная, так как устроители выставок ограничивают свободу, запрещают фотографирование, взимают за это плату и предпринимают прочие гадости.

Ладно, раз нет рыбы и собачки, то остается только одно: перед нами папа и мама Самсона! Жалко, что трудно понять, какой архангел к ним пришел с благой вестью (Гавриил или Рафаил?). Предлагаю считать его партизаном.

Рождение Самсона

13 Израильтяне вновь стали творить зло в глазах Господа, и Господь отдал их в руки филистимлян на сорок лет.

2 У одного человека из поселения Цоры по имени Маноах из клана данитян жена была бесплодна и не имела детей. 3 Ангел Господень явился ей и сказал:

– Ты бесплодна и не имеешь детей, но забеременеешь и родишь сына. 4 Итак, смотри, не пей ни вина, ни другого алкогольного напитка, и не ешь ничего ритуально нечистого, 5 потому что ты забеременеешь и родишь сына. Его головы не коснется бритва, потому что мальчик с самого рождения будет назореем[a] Богу. Именно он начнет спасать Израиль от рук филистимлян.

6 Женщина пошла к своему мужу и сказала ему:

– Ко мне приходил Божий человек. Он был похож на Божьего Ангела, Его[b] вид внушал благоговейный ужас. Я не спросила Его, откуда Он, а Он не сказал мне Своего Имени. 7 Но Он сказал мне: «Ты забеременеешь и родишь сына. Поэтому не пей ни вина, ни другого алкогольного напитка и не ешь ничего ритуально нечистого, потому что мальчик будет назореем Богу с рождения до самой смерти».

8 И Маноах молился Господу:

– Владыка, прошу Тебя, пусть Божий человек, Которого Ты посылал к нам, придет опять и научит нас, что нам делать с мальчиком, который должен родиться.

9 Бог услышал Маноаха, и Божий Ангел вновь пришел к той женщине, когда она была в поле; но ее мужа Маноаха с ней не было. 10 Женщина тут же побежала и сказала своему мужу:

– Он здесь! Тот человек, Который приходил ко мне тогда!

11 Маноах встал и пошел за своей женой. Он пришел к тому человеку и спросил:

– Это Ты говорил с моей женой?

– Я, – ответил Он.

12 И Маноах спросил Его:

– Когда Твои слова исполнятся, как жить мальчику, и что ему делать?

13 Ангел Господень ответил:

– Твоя жена должна исполнять все, что Я ей сказал. 14 Она не должна есть ничего, что дает виноградная лоза, пить вина и никакого другого алкогольного напитка, а также есть что-либо ритуально нечистое. Она должна делать все, что Я ей велел.

15 Маноах сказал Ангелу Господнему:

– Мы хотели бы, чтобы Ты остался, пока мы не приготовим для Тебя козленка.

16 Ангел Господень ответил Маноаху:

– Хоть ты удерживаешь Меня, Я не буду есть твоего угощения. Но если ты приготовишь всесожжение, принеси его Господу.

(Маноах не знал, что это был Ангел Господень.)

17 Маноах спросил Ангела Господнего:

– Как Твое Имя, чтобы нам отблагодарить Тебя, когда Твои слова исполнятся?

18 Ангел Господень ответил:

– Зачем ты спрашиваешь Мое Имя? Оно чудно.

19 Тогда Маноах взял козленка и хлебное приношение и принес на скале в жертву Господу, Который сотворил чудо, пока Маноах и его жена глядели. 20 Когда пламя с жертвенника поднялось к небу, Ангел Господень вознесся в пламени жертвенника, пока Маноах и его жена глядели; увидев это, они бросились лицом вниз на землю. 21 Когда Ангел Господень стал невидим Маноаху и его жене, Маноах понял, что это был Ангел Господень.

Взял отсюда

Наверное, бедный козленок громко мекает, кричит, и копытцами стучит за пределами картины. :idea:

Напоследок в голову пришла одна русская пословица, к которой хорошо подходит иллюстрация: "жена красавица - безочному радость".

0

55

Micktrik написал(а):

А что-то удалось послушать? Ломится ли туда народ? Хорошо бы записи найти, если музейщики (ну, или слушатели) их научились делать.

Нет, после прошлогодних лекций о Флоренции и Риме я в лекторий не ходила.

Micktrik написал(а):

Кажется, у Стомера совсем нет жестоких сцен, натуралистично - да, а кроваджизма-то нет! :)

Насколько можно понять по выставке, кроме кроваджизма, есть несколько признаков караваджизма: погребное или свечное освещение, народный типаж, концерты. Свечек на выставке было полно, а жестокий кроваджизм почти не встречался.
Судя по выставке, голландские последователи Караваджо специализировались на концертах, портретах со свечками, французы - на любви (галантно-продажной)), итальянцы - на монахах, служанках, мальчиках. И первые, и вторые, и третьи писали на библейские темы, но без крови и жестокости. Единственный испанец Рибера - единственный кровожадный, он даже в портреты апостолов сумел насовать ножей. (

Micktrik написал(а):

Вы, наверное, давно догадались, зачем я вам тут очки (в глаза) втираю и песенки пою. То была подготовка к очередной картине Стомера. Вот она:

Не, я не догадалась. )
Т.к. не знала, что Маной и его жена - родители Самсона.  :dontknow:
Собиралась посмотреть этот сюжет ещё после выставки, даже в блокнотик запись сделала, но так и не собралась.
Поэтому, спасибо за ликбез. )

Micktrik написал(а):

По-моему, картина Стомера отлично смотрится и вызывает добрые чувства.

Ангел женоподобный, похож на жену Маноя. ) Но картина запоминающаяся, тёплая.

Micktrik написал(а):

Напоследок в голову пришла одна русская пословица, к которой хорошо подходит иллюстрация: "жена красавица - безочному радость".

У Товия, вроде, - не красавица за креслом стоит. А Маной - не слепой. )

0

56

Leggy написал(а):

Насколько можно понять по выставке, кроме кроваджизма, есть несколько признаков караваджизма: погребное или свечное освещение, народный типаж, концерты. Свечек на выставке было полно, а жестокий кроваджизм почти не встречался.

Да, немного легковесный караваджизм получился.

Leggy написал(а):

Ангел женоподобный, похож на жену Маноя. ) Но картина запоминающаяся, тёплая.

Зимой в кризис хорошо у нее погреться телом и душой)
Спасибо искусству, что греет нас в тяжелые времена.
Караваджизм будит оптимизм, так как ты понимаешь, что темные полосы сменятся яркими и светлыми. :idea:

Leggy написал(а):

У Товия, вроде, - не красавица за креслом стоит. А Маной - не слепой. )

У Товия должна быть красавица, у Товита - уже нет :)

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Караваджо и последователи. Выставка в ГМИИ. Впечатление и обсуждение